Python fwdays conf: Python applications, ASGI in depth, testing of Elasticsearch | Online

Как проводить и проходить собеседование в IT: краткий курс молодого бойца

Все мы там были и еще не раз будем — на собеседовании. Как сделать так, чтобы даже в случае отказа оно приносило пользу и кандидату, и работодателю? Постараюсь ответить на этот вопрос максимально подробно исходя из личного опыта. Но для начала представлюсь. Я Алексей, родился и живу в Харькове, уже 10 лет работаю фронтенд-разработчиком, на данный момент в компании DA-14, преподавал в IT-школах Beetroot Academy и A-Level, регулярно выступаю на конференциях и митапах. Не претендую на абсолютную истину, и все же надеюсь, что мои наблюдения будут полезны и помогут избежать многих типичных ошибок. Данный текст преисполнен субъективизма, речь пойдет о многих очевидных вещах, поэтому время от времени будет появляться сноска «КО», что означает «Капитан Очевидность» — забавный мемас времен начала моей IT-карьеры.

Итак, начнем.

Если вы — интервьюер

Когда мне предложили собеседовать кандидатов в нашу компанию, я воспринял это как большую честь и огромную ответственность. Хотя техническое интервью — далеко не последняя инстанция, а решающее слово остается за CEO, я стараюсь качественно подготовиться к каждому интервью, чтобы не пропустить лучшего кандидата. Остановлюсь на cамых важных моментах.

Резюме

Очевидно, что нужно внимательно ознакомиться с информацией, которую дает о себе кандидат. Добавлю, что пройтись по резюме стоит два-три раза, чтобы ничего не упустить. Не исключено, что у вас обнаружатся общие контакты и знакомые. Обзванивать их сразу, конечно, не стоит, но после собеседования, если у вас остались вопросы, можно получить дополнительную информацию у третьих лиц.

Ваш внешний вид

Да, на собеседовании будет присутствовать эйчар, который является лицом компании. Но и технический представитель должен быть, как минимум, опрятно одет, чтобы не отпугнуть кандидата. Например, у меня есть набор футболок для собеседований — с разных конференций, с надписью «SPEAKER» на спине... Не факт, что кандидат увидит вашу спину, и не факт, что регулярно ходит по конференциям, но знакомые слова вроде «JS» или «Front-end», скорее всего, он заметит. Ко мне не раз приходили на интервью кандидаты, которые уже меня видели где-то выступающим, где-то ведущим... это значительно упрощает следующий пункт.

Иллюстрации: Каталина Маевская

Знакомство

Интервьюер должен представиться кандидату. Вы именно знакомитесь, делитесь информацией, что располагает к более эффективному взаимодействию.

Я всегда внимательно наблюдаю за кандидатом, когда эйчар рассказывает о компании. Смотрю на его реакции, обращаю внимание на то, какие вопросы он задает, анализирую не только техническую сторону. Это помогает выстроить общение так, чтобы кандидат не вышел с собеседования с мыслью: «Наконец-то это все закончилось!»

Техническое интервью

Именно техническая составляющая интересует работодателя в первую очередь. И ваша задача — понять реальный уровень кандидата. Для этого сам интервьюер должен быть хорошо подготовлен, досконально разбираться в теме и знать ответы на все вопросы, которые может задать кандидат (КО).

Важно не превращаться во время собеседования в лектора. Бывает, кандидат не может ответить на один вопрос, второй, третий... Есть соблазн тут же просветить его. Но не делайте из интервью монолог. Прежде всего нужно выяснить, что же кандидат все-таки знает. А не научить его.

В идеале, вы должны чем-то зацепить кандидата — даже если не собираетесь брать его на работу. После качественного собеседования он выйдет не измученным и уставшим, а заинтересованным, с мыслью: «Да, в этой компании что-то есть!» Даже если сегодня кандидат слабоват для открытой позиции, через полгода-год он может приятно вас удивить. Относитесь ко всем соискателям непредвзято и с уважением.

Тестовые задания

Лично я категорически против этой практики. Если мне как кандидату предлагают сделать тестовое, отказываюсь сразу. Я ценю свое время. Поэтому и на интервью обхожусь без дополнительных «заданий на дом»: мне достаточно поговорить с человеком. К тому же тестовое может выполнить за кандидата кто угодно (КО).

Также я противник того, чтобы писать на интервью функции/скрипты на бумаге. Разве вы пишете свой код на листике?

Стиль общения

В корне неверно унижать кандидата или давить на него, чтобы понизить его рейт (да, слышал, и такое бывает). Какое впечатление вы оставите о себе и своей компании? Будьте с вашим собеседником на одном уровне и «on the same page». Случается, что кандидат совсем не соответствует вашим ожиданиям. Возникает соблазн самоутвердиться и показать, что он «не шарит». Но, поверьте, он и так понимает, что валится. Не надо добивать лежачего. Осознав, что кандидат вам не подходит, лучше переведите беседу на более простые темы, которые может поддержать ваш соискатель. Не превращайтесь в лектора (см. выше).

Бывает, кандидат выбешивает или пытается показать себя умнее, чем есть на самом деле, заваливает вопросами не по теме. Нужно уметь сдерживать себя. В некоторых случаях стоит показать, кто тут главный, но не перегибать палку. Интервьюер — как настоящий канатоходец — обязан держать баланс.

Soft skills

Обращайте внимание на гибкие навыки — вам же с этим человеком работать на одном проекте, проводить время в одном офисе, ходить на одни корпоративы. Делитесь своими наблюдениями с эйчарами. Через эйчара проходит гораздо больше людей, и он/она в этом потоке могут не уловить тех поведенческих нюансов, которые заметите вы.

Однажды я собеседовал давнего знакомого. Я понимал, что технически он нам подходит, но команда с ним не сработается. Не утаивайте подобную информацию. Если программист налажал в коде, баг можно пофиксить. А вот если взяли «не того» человека, это обернется неприятным для всех увольнением (КО).

Собеседование по Skype

Для меня безразлично, как собеседовать кандидата, — в реале или по Skype. Единственный момент: хоть я и не любитель писанины, некоторые вопросы (по верстке, например) бывает сложно объяснить на пальцах. Приходится рисовать на листике контейнеры, блоки... А потом этот листик показывать в камеру. Вот и все неудобства.

Фидбэк

Развернутый фидбэк — это must have после каждого интервью. У вас должен быть шаблон, который начинается с нескольких общих фраз. На его составление уходит примерно полчаса.

По результатам собеседования я дополняю шаблон ссылками на источники, чтобы кандидат смог найти ответы на вопросы, с которыми не справился на собеседовании. Расписываю, что, на мой взгляд, нужно подтянуть. И даю рекомендации, как это сделать, что почитать и посмотреть. В среднем на апдейт шаблона уходит 10-15 минут.

Фидбэк нужно давать независимо от того, подошел вам человек или нет. Сегодня вы ему отказали, а завтра он подучится и снова к вам придет. Или не придет — если вы оставили его без обратной связи и не сориентировали, в каком направлении ему развиваться. В нашей компании есть положительный пример: девушка, которая не прошла техническое интервью, подтянулась и вернулась через полтора года. Теперь она с нами, и все ею довольны. Так что игнорировать не стоит никого! Каждый кандидат — это потенциальный коллега/друг/приятель, даже если не сейчас, то, возможно, через какое-то время (конечно, если вы оставили о себе положительное впечатление).

Если вы — кандидат

Проходить собеседование — отдельный скилл, которому нужно учиться. Даже отличные разработчики с огромным опытом умудряются проваливать интервью. Чтобы такого не случилось, учтите следующие нюансы.

Прокачка навыка

Если вы долго не ходили на собеседования, для начала разошлите резюме в компании, в которых вы не особо заинтересованы. Пройдите несколько интервью просто для того, чтобы прокачать скилл и почувствовать себя более уверенно (да и лишний оффер никогда не повредит). И только после этого попытайте счастья в компании вашей мечты.

Лично я периодически хожу на собеседования, и мои работодатели об этом знают. Зачем я трачу время, если не собираюсь никуда уходить? Мне интересно, какие вопросы сейчас задают. Как проводят интервью, как ведут себя другие интервьюеры. И еще таким образом я поддерживаю навык прохождения интервью.

И снова — внешний вид

Конечно, оценивать в первую очередь будут ваши технические знания. Но поговорка «Встречают по одежке» не на пустом месте возникла. Поэтому оденьтесь так, чтобы произвести приятное впечатление, — ну, или хотя бы не вызвать отвращения у людей, которым предстоит с вами общаться (КО).

Рассказ о себе

На собеседованиях почти всегда просят рассказать о себе. О чем тут говорить? Можно, конечно, пересказать свое резюме, но «ответственный» интервьюер и так его уже прочитал пару раз. Лично мне гораздо интереснее услышать что-то, чего я еще не знаю: какие-то карьерные подробности, новость о том, что у вас родился ребенок или вы недавно купили новую машину. Так общение становится менее официальным, и вы сами почувствуете себя расслабленнее.

Если вам нечего рассказать о себе, вы можете сами рассказать, например, о своей самой сложной/интересной задаче. Всё равно на собеседованиях часто задают такой вопрос.

Техническая подготовка

Бессмысленно как-то специально готовиться к собеседованию исходя из стека технологий, заявленных в вакансии. Если вы чего-то не знаете, вас все равно раскусят.

Допустим, вы не можете ответить на какой-то вопрос интервьюера. Тут главное — выключить панику и включить аналитику. Задавайте наводящие вопросы, которые выведут вас в правильное русло. Всегда приятно наблюдать, как человек рассуждает, вместо того чтобы впадать в ступор.

Конечно же, бывают вопросы, с которыми кандидат совершенно не знаком. В таком случае лучше не «гадать на кофейной гуще», а сразу признаться в том, что не знаком с данной темой и постараться ответить на следующие вопросы.

Английский язык

Английский зачастую очень нужен, но всё же не всегда: всё зависит от компании, проекта и необходимости общаться напрямую с заказчиком. Лично я знаю проекты из Австралии и США которыми занимаются русско- или украиноговорящие менеджеры/продукт-оунеры.... И им самим проще общаться с разработчиками на «рiднiй мовi», например. Тем не менее, английский на уровне Pre-Intermediate или Intermediate часто является базовым требованием в IT.

Выдержка

Что делать, если интервьюер пытается вас подавить и обесценить ваши знания? Не ведитесь и не скатывайтесь до его уровня. Сделайте глубокий вдох-выдох, выпейте воды... И продолжайте вести себя доброжелательно. Вы же не затем сюда пришли, чтобы подпитывать чужие негативные эмоции. В конце концов, в мире полно IT-компаний, где будут рады именно вам. Будьте веселы и доброжелательны, и вы обязательно попадете в компанию своей мечты!

P. S.

Для тех, кто до сих пор не закрыл эту статью или просто для любителей long-read’ов, бонус: история про одно собеседование из моей реальной жизни.

Несколько лет назад искал я работу, не то чтобы очень усердно, но ходил иногда по собеседованиям. Опыта у меня на тот момент было 5+ (и в маленьких, и в больших компаниях), английский — уверенный (регулярная практика с заказчиками, достаточно энтузиазма и стремлений). Пригласила меня HR-Recruiter (далее HR) на собеседование в небольшую (noname на ~30 человек) компанию на достаточно интересную вакансию. HR встретила, усадила, чай/кофе предложила, перед началом интервью предупредила: «На интервью зайдут менеджеры или кто типа того, присядут сзади и послушают, не надо оборачиваться, они просто посидят».

Приходит «интервьювер». Внешний вид — точно нет набора футболок для собеседований, не уверен, что просто набор футболок существует. Здоровается, задаёт вопрос и залипает в планшет. Зашли люди, сели сзади. О чём-то говорим с интервьюером, и тут он достаёт листики. Надо отметить, что он постарался, распечатал задачки с интернета «JS-console.log».

В момент глубокого вдоха для совершения ситуации, достойной не DOU, а скорее кх-кх-ого-IT, я осознал, что это просто не то место, в котором мне стоит тратить своё время, энергию даже прямо сейчас. Я просто провалял дурака всю оставшуюся часть. После листик-кодинга пришла женщина, серьёзно настроенная поговорить со мной о том, как CSS’ом понизить употребление мощностей ЦПУ и перекинуть затраты памяти для расчёта смены свойства background-color на событие \псевдокласс :hover... На вопросы по анимации я что-то «лепил» про jQuery.show().hide(). Это было забавно. Галёрка вышла. Вопросы окончились. Фидбек и не нужен был, но я его так и не получил.

Это было, наверное, не самое странное интервью, на которое можно попасть в IT-сфере, но в моей практике таких больше не встречалось. Сейчас я уже не помню ни как называлась эта компания, лица интервьюеров скорее всего даже не вспомню, но я благодарен этим людям за опыт, хоть так и не узнал, кто они такие.

Желаю интересных интервью, достойных кандидатов и интервьюеров. Цените время и уважайте друг друга.

LinkedIn

Лучшие комментарии пропустить

А что, кому-то когда-то дают фидбек?
Я всё время думал, что единственный фидбек — это наличие или отсутствие оффера )

Меня в хождениях по интервью ради «чтобы форму не потерять» всегда останавливал мой опыт в проведении интервью. Не всегда есть время на проведение интервью в виду загруженности, а компании нужен человек на вчера, или их надо много или еще что, а интервью провести надо и приходится выкраивать время. И осознание того что я забираю у людей время которого у них, возможно, в обрез — меня всегда останавливало. Если охота потренироваться — есть спец сервисы. Все вышесказанное ИМХО

Каких-то определенных рекомендаций нет) Лучше бы подсказали, как ответить на вопрос: кем вы видите себе через 5 лет )

насчет фидбека — иногда приходится чуть ли не 100 раз спамить и спрашивать (утрирую конечно). Также немного пукан подгорает, когда говорят: «ну инфа по вашем фидбеку это чисто внутренняя служебная, но ладно, уж так и быть я вам ее вышлю». Хоспадеспасиба, преклоняю свой лик перед вашей светлостью.

82 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Вы идеальный интервьюер, очень хотелось бы, что б и мне на собеседовании попадались такие же собеседуючие)

Хорошая статья, если б все интервьюверы были такими

кто вообще носит футболки с конференций?

мужики которым больше нечего надеть на собес? лил

не футболку же от текущей конторы надевать в самом деле)

не футболку же от текущей конторы надевать в самом деле)

Вот именно! Надо донашивать футболки от предыдущей конторы :)

я так ветровку донашиваю, но там лого черное на черном

хм мысль глубока и пока мне недостижима таки почему же ж нет? ))

Может интервьюверам обидно) или думаешь, они поспешат тебе вручить свою?

всё равно не догнал ты точно правильно интерпретируешь входные данные?

Не факт, но разве это важно?)

пижама к.м.к. лучше она со штанами

Я ношу и ещё двое моих коллег. Это неплохо сближает. Сразу видно что вы из одной секты 😀

Досить цікава стаття, дякую!

Если мне как кандидату предлагают сделать тестовое, отказываюсь сразу

Думаю, що все залежить від проекту і не можна бути таким категоричним. До технічного інтерв’ю теж можна приготуватися так, що все буде відлітати від зубів, тому що більшість інтерв’ю відбуваєтся по принципу:

распечатал задачки с интернета «JS-console.log»

. Тому, обидві сторони, як то кажуть, можуть бути «on the same page», тому що вчора знайшли ту саму підбірку питань. Мені досить часто доводится проводити інтерв’ю, тому я теж намагаюсь зробити життя кандидатів трошки легшим публікуючи питання, які колись задавав на співдесіді — github.com/...​t-end-interview-questions :) Хоча,
в моїй компанії вивчити всі ці відповіді зазвичай не достатньо, тому що проект генерує багато інших цікавих питань :)

Взагалі, дійсно, давати технічне завдання немає сенсу, коли кандидат може представити свій код, можливо, на гітхабі. Це дає багато інформації. Одним словом: «Talk is cheap. Show me the code.». Окрім того, технічне завдання дає змогу відсіяти деяких кандидатів і не витрачати час в подальшому на technical/HR інтерв’ю.

Цените время и уважайте друг друга.

Адресуйте это предложение вашим рекрутерам. А то были случаи.

Но и технический представитель должен быть, как минимум, опрятно одет, чтобы не отпугнуть кандидата.

А кандидат должен подучить темы для собеса?
Если вы неопрятно одеваетесь каждый день, и для кандидата это проблема, то что лучше:
— кандидат откажется после собеса;
— кандидат свалить после ИС, когда на него уже потрачены ресурсы и отказали другим кандидатам
?

Возникает соблазн самоутвердиться и показать, что он «не шарит»
Например, у меня есть набор футболок для собеседований — с разных конференций, с надписью «SPEAKER» на спине...

Каждий самоутверждается как может. Кто-то валит вопросами, кто-то ходит в футболке «спикер».

Лично я периодически хожу на собеседования, и мои работодатели об этом знают. Зачем я трачу время, если не собираюсь никуда уходить? Мне интересно, какие вопросы сейчас задают.

А зачем вы тратите время компании?
На себеседование имеет смысл идти, только если вы нашли хотя бы что-то что может стать причиной для принятия офера (или развится в такую причину).

И ваша задача — понять реальный уровень кандидата. Для этого сам интервьюер должен быть хорошо подготовлен, досконально разбираться в теме и знать ответы на все вопросы, которые может задать кандидат (КО).

1) «Понять реальный уровень» — это тактическая задача, если вы стратегически просто нанимаете людей для усиления (например, на бенч).
Правильно ставить стратегически вопросы «Чем кандидат может быть полезен?» + «Какие приоритеты? (поиск под конкретную вакансию, усиление команды, увеличение пула работников)»
2) Как бекенд джавист я собеседовал айосников и андроид разработчиков. Если не пытаться оценивать «уровень», а понимать применимость, то не нужно зарбраться не в иОС, ни в андроиде.

Развернутый фидбэк — это must have после каждого интервью.

Фидбек для внутреннего пользования — очень упрощает жизнь.
Фидбек кандидату — это доп риски, поэтому его и не дают.
Простой пример:
Приходит тимлид (он уже работает тимлидом). Теоретически отвечает на все вопросы правильно, демонстрирует лидерские качества. А в симуляциях сливается на «пусть заказчик принимает все решения и спустит нам».
Какой фидбек дать кандидату? (так чтобы это не закончелось ПР провалом)

Еще есть синьоры с 5+ годами, которые не понимают базовых вещей (например, отличие сета от списка). Какой им давать фидбек?

У вас в каждой фразе просто явно слышится самоуверенность и напыщенность.
Мне искренне жаль людей работающих непосредственно с вами, или же имевших несчастье приходить к вам на собеседование.

У вас в каждой фразе просто явно слышится самоуверенность и напыщенность.
Мне искренне жаль людей работающих непосредственно с вами, или же имевших несчастье приходить к вам на собеседование.

Это был пример плохого фидбека.
Хороший фидбек должен содержать примеры к каждой данной оценке и выводу.

та це і не фідбек був, а крик «ви мене ображаєте» :)

доп риски

це штука яка прийшла з заходу, а в Українах його не дають, бо люди не вміють критику сприймати (це і не погано, інша культура просто).

Мені здається, найкраще фідбек сприймають люди прям на співбесіді: кандидат сказав що розмір ворда — 3 байти? виправте його зразу, а не пишіть листа через рекрутера через тиждень після співбесіди. Бог з ним «здається», я і сам пробував джунам пояснити, коли вони лажали на співбесідах, що не так з їх відповідями (та й рідко коли на співбесідах теорію питаю). :)

а понимать применимость

Біда з цим, що менеджери компанії «мріють» отримати найкращих кандидатів, бо так їх в книжках і на тренінгах навчили. Ніхто не хоче брати «достатнього», тому проводять стандартні співбесіди з постійним поглибленням в теорію. Але ж неможливо в теорії запитати щось, що сам не розумієш? Тому і по асимптоті набирають однакових спєців, які вміють робити одну задачу однаково швидко і якісно, а коли треба «крок в сторону» — то все, біда.

Некст левел, коли є бюджет і стратегія по найму. Коли є чіткі вимоги, кого люди шукають. В ідеалі продуктовики можуть прокомунікувати рекрутерам, хто їм треба. Спец по платіжним системам. Спец по aws. Спец по міграції з пітону 2 на 3. Спец по adwords.

Рівень так само визначається з вимог продукту: менеджери знають чого хочуть, але не можуть девам пояснити? — найміть тімліда, який зможе. Деви шось роблять, але нову версію релізнути займає тиждень? Треба найняти сінйора, щоб оптимізував CD. Проект на стадії підтримки і треба просто тести писати, інтерфейси імплементувати і баги фіксати — робота для джунів/мідлів.

зачем вы тратите время компании?

а чому ні? Взнати собі ціну, побачити де просідаєш, підняти самооцінку.
Мені, якщо чесно, некомфортно так робити, мені компанія як сім’я, торгуватись за контрофер я ненавиджу.
Якщо чітко розуміти чого хочеш, то і не проблема HR/людям на доу пояснити, чому так робиш. Не можеш пояснити — розберись в собі.
Немає нічого соромного хотіти більше грошей, краще команду, кращий продукт. Але треба вміти про це говорити вслух, хоча б самому собі, а потім і менеджеру. Бо якщо до вас підійде менеджер і запитає чому, ви відповісти не зможете, а людина сама не зрозуміє, що вам некомфортно.

Какой им давать фидбек?

чесно казати, але після пояснення що воно таке сет і список. «чувак, об’єктивно, ти не знаєш різницю між сетом і списком, я спробував пояснити, але марно. На цій роботі треба таке знати і у мене сумніви, що ти в’їдеш у проект достатньо швидко, як нам дозволяє бюджет на цій позиції»

«чувак, об’єктивно, ти не знаєш різницю між сетом і списком, я спробував пояснити, але марно. На цій роботі треба таке знати і у мене сумніви, що ти в’їдеш у проект достатньо швидко, як нам дозволяє бюджет на цій позиції»

1) Но есть еще 100500 других проектов, на которые человека могли бы и взять, например туда где надо тупо маппинги в ОРМ пилять или портлеты саппортить. Где-то же этот человек работал, и незнание отличий сета и списка ему не (сильно) мешало?
(!) 2) Собеседуют несколько человек. Как им синхронизировать оценки? Обычно это занимает время и как раз по этому, обычно не дают фидбек сразу на собеседовании.
3) На вопрос «чем отличается список от сета» дают ответ практически все. А когда даешь задачку где надо как-то собирать уникальные элементы, частенько пишут лист и поиск по нему.
4) Как правило человек который не поднодит, не понимает очень много вещей. Перечислять ему все?
5) Как я раньше писал, а нужны ли репутационные риски? Например, вы использовали словосочитание «об’єктивно, ти не знаєш», а если он знает, просто вы не смогли понять друг друга? Человек «объективно знает», просто «ВЫ его не поняли», и теперь «ВЫ ему что-то предявляете».

Все-таки с хард-скилами проще, можно собрать наиболее безопасный список и отправить в фидбеке. Но люди обычно не подходят по софт-скилам, ибо хард-скилы можно подучить.
Что делать в моем примере с лидом? Человек-то уже работает лидом, и потенциально может, но не на конкретно взятом проекте.

а чому ні? Взнати собі ціну, побачити де просідаєш, підняти самооцінку.

Потому что тратить время друго человека в пустую — это плохое поведение.
Например, многим разработчикам не нравится спам от ХР. Но что в нем плохого? Дефачка просто тренируется писать письма.
Другой пример:
Вы идете на собес. Тратите свое время. Делаете тестовое.
А потом оказывается что: мы просто хотели узнать уровень ЗП на рынке, узнать где проблемы в нашем процесе найма и поднять самооценку компании.

Это был, как правильно ниже отметили, не фидбэк, а резюме по вашему ответу.
Ниже — мое виденье по проведению собеседования.
Понятное дело, что оно далеко не идеальное, но это виденье того, с чем я столкнулся и с какими вопросами я встречался. Один из вариантов подхода (ниже ответ Viktor Musienko) — мне нравится как один из наиболее адекватных, честных и правильных.

Это был, как правильно ниже отметили, не фидбэк, а резюме по вашему ответу.

Резюме — это краткое содержание чего бы то ни было.
И я понял что это был не фидбек, а просто «крик обиды» (как правильно ниже отметили в комменте dou.ua/...​-to-do-interview/#1741869 )

Bogdan Shyiak,

Резюме — это краткое содержание чего бы то ни было.

Я сделал краткое резюме по итогам ваших слов.
Ваша категоричность, и нежелание услышать оппонентов подтверждают сделанные ранее мной выводы.
P.S. у слова резюме есть много значений слова:

dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30825
РЕЗЮМЕ, нескл., ср. (франц. résumé) (книжн.). Краткий вывод из сказанного, написанного или прочитанного, сжато излагающий основные положения. Председатель дал резюме прений. Резюме статьи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.

Интересно как вы найдете применимость человека в определенной технологии если вы не способны оценить его знания в этой технологии? Хотя бы даже немного
То есть если я к прийду на собеседование как Angular девелопер, пройду собеседование (ответив разницу между списком и сетом и реализовав heap sort), а потом окажется что Ангуляр я не знаю — у меня будет хорошая применимость?

Интересно как вы найдете применимость человека в определенной технологии если вы не способны оценить его знания в этой технологии?

А где я говорил что «не способны оценить его знания в этой технологии»?
Даже наоборот, я, не имея знаний в технологии, могу оченить знания другого человека. Стретегия очень простая:
Свести разговор к тому чтобы он начал вам что-то объяснять (не зависимо от уровня джун-синьор).

пройду собеседование (ответив разницу между списком и сетом и реализовав heap sort),

Вы же понимаете что чтобы пройти собес надо чуть больше чем __понимать разницу__ между списком и сетом?
Кстати, а зачем вы спрашивате реализовать хипсорт? Какую инфу вы из этого получатет?

а потом окажется что Ангуляр я не знаю — у меня будет хорошая применимость?

А как вы рессказали человеку который не знает Ангулара, как будете реализовывать небольшое приложение (формочка+списочек+какая-то еще мелочь)?

Из моей практике собеседования делятся на два типа : 1) дай посмотреть твой код и сколько ты хочешь за него и 2) мы тут проффесура , сейчас будем спрашивать алгоритмы и многое другое что ты не будешь делать. По второму типу лучший вариант заучить все ответы и возьмут даже если код не писал ни когда... по первому возьмут без вопросов если умеешь писать код , зато умничать не прокатит

К счастью проффесура тоже не дураки, и спрашивают не по списочку, а на месте, как на экзамене. Если вы плаваете или пытаетесь по памяти написать — давайте добавим в задачу пару условий либо совместим ее с новой задачей.
Но да сейчас на галерах нужны те кто чисто код будет писать не задумываясь

будет писать не задумываясь

Не думая, так правильнее, главное быстро и много.

Примечательно то, что к первому типу в основном относятся европейские компании , а ко второму — местные, как вы их называете, галеры

Меня в хождениях по интервью ради «чтобы форму не потерять» всегда останавливал мой опыт в проведении интервью. Не всегда есть время на проведение интервью в виду загруженности, а компании нужен человек на вчера, или их надо много или еще что, а интервью провести надо и приходится выкраивать время. И осознание того что я забираю у людей время которого у них, возможно, в обрез — меня всегда останавливало. Если охота потренироваться — есть спец сервисы. Все вышесказанное ИМХО

Смотри на это с другой стороны — ты даришь им бесценный опыт для тренировки собеседования.

"

Если охота потренироваться — есть спец сервисы.

"
Из-за того, что собесесы очень часто проводят вот именно такие люди-сервисы и возникают огромнейшие текучки в ИТ сфере.

Как по мне — правильнее проводить собеседование в ИТ в след. ключе:
1) проверять не институтскую/детскую память, а умение решать задачи:
вместо — "

Насколько хорошо вы помните как формулируется такой принцип, или сякой?

",
попросить — "

Напишите/покажите как бы вы решали такую-то задачу, или же покажите как бы вы ее решали

".
2) Не наличие свободного времени, а вариативность/широта знаний:
вместо — "

Какие книги на компьютерную тематику вы читали?

", спросить — "

Как было бы можно улучшить предыдущий, написанный вами, алгоритм?

"
3) вместо тупой проверки(самоутверждения) — совпадают ли собственные знания со знаниям соискателя, его способность решать задачи различными способами/самообучение:
вместо "

сформулируйте принцип полиморфизма

", спросить "

Вот у вас в резюме было описано, что вы решали эту задачу таким-то способом, можно ли улучшить этот алгоритм

" или "

если вы не знаете решение определенной задачи — как бы вы ее решали?

" и т.д.

А что, кому-то когда-то дают фидбек?
Я всё время думал, что единственный фидбек — это наличие или отсутствие оффера )

Да, если попросить — дают. Много о себе нового можно узнать в случае негативного федбека. Иногда можно узнать полезную информацию что компания неадекватная и больше с ней постараться не иметь дел. После интервью которые я провожу — всегда пишу что понравилось, что не понравилось и вердикт. Правда у меня нет прямого выхода на кандидатов и потому я не могу сказать точно, что фидбек доходит до кандидата. Всегда стараюсь заканчивать собес на позитивной ноте.

В самом лучшем случае:
Очень познавательный фидбэк:

«Вы нам не подошли, потому, что мы нашли на указанную вакансию более опытного разработчика»

это аутсорс) Чем больше тел = тем больше дел

Да, это фидбек в 95%, к сожалению

Каких-то определенных рекомендаций нет) Лучше бы подсказали, как ответить на вопрос: кем вы видите себе через 5 лет )

Мой любимый цвет — синий! А какие у вас интересы помимо работы?

Что то слишком много вопросов, я точно туда пришел

Мені інтерв’ювери одного разу казали, що забагато запитань

Люки круглые, чтоб они не проваливались в отверствие. Вот лучше скажите, каких камней нет в море?

сухих? речных? почечных/желчных?

Про почечные идея хорошая. Мы вам перезвоним!)

почечных, хотя, чисто гипотетически, они всё же могут быть

В МОРЕ — только сухих, хотя если его засунуть в непромокаемый пакет, то уже, вроде как и «сухой». :)
Все остальные, чисто теоретически — запросто могут быть. :)

Отчего кошка бегает?

от позвоночника. Следующий вопрос пожалуйста

Ага, значит так? Тогда усложняем задачу. Вопрос: какой желаемый уровень вашей зароботной платы?

1000 британских фунтов в час.

Можем вам предложить 1000 британских стендапов в час + 1 кусочек итальянской пиццы

Это мы вам скажем после прохождения тестового задания. Тестовое задание сделать типа фейсбук, но чтоб как не фесбук.

у вас есть 2 часа, время пошло

Та все уже) ему перезвоним только)

Когда перезвоните уже?

Следующего не было — я сказал, что мне их предложение не интересно.

насчет фидбека — иногда приходится чуть ли не 100 раз спамить и спрашивать (утрирую конечно). Также немного пукан подгорает, когда говорят: «ну инфа по вашем фидбеку это чисто внутренняя служебная, но ладно, уж так и быть я вам ее вышлю». Хоспадеспасиба, преклоняю свой лик перед вашей светлостью.

А так ли важен этот фидбек? Я вот не выпрашиваю, скорее всего фидбек отрицательный будет, а почему уже не так интересно.

ну если бы там было пару строк что «пациент лох», то да, впринципе пофиг. Но мне скинули полотно на пол-А4, которое было довольно толковое.

Серьезно? Что же приблизительно там было? Мне интересно, ниразу такого большого фидбека не получала.

Разбор моего тестового с гитхаба, причем вообще для другой конторы. Но это вообще другой вопрос уже)

Это круто! Но стоит ли этого того, чтоб именно просить фидбек, если это не инициатива самого работодателя.

«а мы люди не гордые»)

А вам разве не интересно, что можно доучить, понять где у вас пробелы, доработать определенный вопрос???!

Мне интересно сделали ли положительный выбор в мою сторону. Почему его не сделали, вариантов может быть масса, учить для конкретной компании можно что угодно, тем более если это касается дизайна, как у меня. А каждый раз учить что-что, что не понравилось конкретно кому-то — лишняя трата времени.

Да ну?! :)
А если бы вы услышали — «мы не выбрали вас, потому что вы во всех проектах вы выбираете только вроде и разные наборы пантонов, но цвета не сочетаются?
Вам нужно подучить сочетаемость цветов» или же — «у вас классное ощущение сочетания цветов, но вот юзабилити меню, ниже первого — никакое»?

А тебе не нравится тухлая селедка? Как-так? Не подходите, у нас вот всем нравится.

Про пантоны вообще ситуация невероятная потому что есть конкретно прописанные правила, палитры. Про юзабилити возможно, но тут же, это все может быть очень субъективно. Когда твоя работа собирает тысячи просмотров и сотни лайков на дрибл, а работодатель говорит «ну такое» то это вопрос вкусовщины или же недоработки скилла? Бывают ситуации, когда работа получает кучу премий в сфере дизайна (например банда agency), но не собирает лайков на бехансе вообще. Бывает люди Пикассо не понимают, а картина стоит миллион. И в чем смысл фидбека в дизайне? Для одного ты — Пикассо, для второго — недоучка.

Но есть к вам художникам и у меня одна претензия. Как-то такой дизайнер-художник выдала дизайн приложения с картинками с радугой и единорогами (шучу, стилизация под солнышко и травку была). Мы, програмеры просто охренели (глаза в орбиты у нас до вечера вернуться не могли от того. что мы увидели, так весь день и ходили с выпучеными), пофиг на удобство юзания для юзера, главное красивые картинки налепить.

На этот счет я ничего не скажу, дизайнеры бывают разные. Есть все же определенные правила, которым надо следовать. И травка с солнышком точно не в тренде) А что заказчик хотел? Бывает заказчик иногда такую фигню и хочет)

Это свой продукт должен был быть, но вот дизайнером какую-то девочку взяли, возможно подешевке.

Дело в том, что к современным тенденциям в дизайне у меня большие претензии. Сейчас во главе угла всякие странности, а не удобство и функциональность.
Примеров море, от ведроида до мелкомягких и всякой бытовой техники. Про машины и речи не веду. Но апофеоз — это лего от Маска.

А красивый и удобный дизайн — это действительно очень сложно.

Ты знаешь, у меня такие же претензии к туфлям на шпильке. Как так? Почему так неудобно? Но тем ни менее, их носят и будут носить. Красота не всегда удобство.

Объясняю. Во-первых, удлиняют ногу в твоем восприятии.
Во-вторых, напрягают ягодицу.
Для тебя, если ты мужчина — это красивее.
Нужно дальше пояснять? Или сам додумаешься?

Автор ценит своё время, но, что подвигло его на публицацию данного материала для меня осталось загадкой. Прочёл с сожалением о времени потраченном на эту статью :(

Подписаться на комментарии