APPSFLYER DEVCONNECT. 26.07 Olympic Hall
×Закрыть

Работа программиста. Как тут без навыков гуманитария?

У многих склонность к точным наукам начинает проявляться еще в детстве. В школе попадаешь в математический класс. С русским языком и литературой не клеится, рисование и пение вообще вызывают что-то наподобие рвоты. А вот точные науки — это оно. Математика, геометрия, физика идут на ура. Потом технический университет, и история повторяется. Вышка, матметоды исследования операций, теор. вер., информатика, базы данных и прочее — это язь. Но психология, политология, религия, философия — нет.

Глазом не успеваешь моргнуть, как оказываешься в ИТ. Дальше больше. Дни на пролет уходят на улучшение навыков. Углубляешь знания базового языка, потом учишь смежные. Конечно же рефакторинг, базы данных, IDE и билд тулзы. Далее более абстрактные вещи в виде всевозможных шаблонов проектирования, интеграции, корпоративных шаблонов, DDD и т.д.

Но в какой-то момент приходит понимание, что работаешь не с компьютерами и кодом — а с живыми людьми и для людей. Чтобы достичь успеха, нужна командная работа. Всё в природе стремиться к равновесию и гармонии. Как инь и ян, как мороженка стремиться быть съеденной, чаёчек — выпитым, как миленькие котики хотят, что бы их погладили ну и покормили тоже:). Так и технарь хочет найти равновесие в себе и развить навыки гуманитария.

Почему-то на ум сразу же приходит Маэстро Диеньяр с книги Де Марко «Deadline». Если кто не читал, этот дяденька был неким человеком и пароходом, который улучшал атмосферу команды и каким-то непонятным образом решал проблемы. Он рассказывал истории, косвенно подталкивающие к решению проблем, а также выступал благодарным слушателем.

Об этих трех пунктах — создании атмосферы, умении слушать и говорить — я хотел бы поговорить подробнее.

Атмосфера в команде

Всё начинается с того, что человек в компании попадает на проект, и их начинают звать командой. Но это не так. В основном единственное, что объединяет группу людей — это факт, что нужно выполнять работу, и за это они будут получать заработную плату. Если ничего не выйдет, то будет еще один проект, и так до бесконечности. Цели победить нет. Цель — закончить или сопровождать проект. Но давайте будем честными: многим просто начхать, будет ли проект всемирно известным или нет, будет ли успех или нет.

Как можно объединить группу людей и сделать из нее подобие команды:
1. Здороваться и прощаться со всеми членами команды (или подкоманды, если проект большой). Варианты «всем привет» и «пока» не приветствуются.
2. Вытягивать всех на чаёчек. Не только клубы по интересам, а всех.
3. Просто так угощать вкусняшками. Сливки-ленивки в виде тортиков работают безупречно.
4. Не бояться помогать другим и просить о помощи.
5. И, конечно же, благодарить за выполненную работу.

Есть много книг на данную тему, но хотел бы порекомендовать к прочтению «Eleven Rings» Фила Джексона.

Это автобиография одного из самых успешных тренеров современности. Фил рассказывает о том, как у него получалось ладить и выстраивать команды не с самыми приятными баскетболистами, которые вырастали в гетто и имели эго вселенского масштаба. К каждому можно найти подход и сделать из него члена команды, который готов пожертвовать ради других. Хотя иногда — наоборот — надо просто устранить один элемент, который нарушает химию команды, даже если он звезда.

Умение слушать

Как-то я увидел в продаже «Just listen» Марка Гоулстона и сразу захотел купить.

Гениальная в своей простоте книга. Доступным образом объясняет, как функционирует мозг человека в стрессовых ситуациях. Как мозг млекопитающего превращается в мозг рептилии, которая может только кусать или бежать. Как вести себя с ядовитыми людьми.

Учит не бояться извиняться за ошибки и искренне говорить спасибо. Подталкивает нас не просто слушать собеседника, а слышать его. А после того, как услышишь, рассказывать, что ты понял его.

Учит нас быть заинтересованными собеседником. Если тебе не интересно или ты не в духе — лучше не начинай слушать. В современном мире много стресса: постоянная спешка, миллионы дел и задач, которые множатся день ото дня, и ты физически не успеваешь их сделать. Крутишься, как белка в колесе, и всё равно не успеваешь. Потом стресс, упадок сил и депрессия. Просто представьте, как приятно прийти в команду, где тебя слышат и понимают?

Умение говорить/общаться

Последний пункт — самый сложный, потому что говорить/общаться не научит ни одна книга. Единственный ответ — практика. (Мне в этом вопросе помог учитель английского Мартин, который оказался не просто учителем; возможно, кто-то из Харькова его знает).

Все бы мы хотели иметь солидный запас историй и опыта, как Маэстро Диеньяр из Deadline. Однако даже если человеку есть, что рассказать, но он делает это уныло, то вряд ли он будет интерсным рассказчиком.

Несколько советов, которые помогают улучшить навыки:
1. Тема разговора должна быть актуальна для данного момента или просто интересна.
2. Разговор — это не монолог, и надо вовлекать в него собеседника.
3. Практика. Во многих ИТ-компаниях существую спикинг клабы, их надо просто посещать.
4. Слушать любимых спикеров, актеров в оригинале, обращать внимание на жестикуляцию, тембр голоса, паузы. Могу посоветовать видео докладчиков TED, фильмы и выступления Макконахи, Самуэля Л. Джексона.

Хорошая шутка, история или диалог, даже не связанные с ИТ, могут вдохновить на продуктивную работу в течении целого дня. Общение объединяет не хуже, а даже лучше водки :)

Движение вперед

Если вы уже начали учиться гуманитарным навыкам и вам тяжело, не опускайте руки. Этот процесс сложный для технарей. Результаты не видны сразу сразу, в отличие от результатов запуска процедуры или компиляции кода.

Уверенность в себе очень сложно поддерживать, но на помощь приходят менторы, друзья, спорт. Хочу поблагодарить за такую помощь Таю и Машу — без их поддержки и советов не было бы предыдущей статьи.

P.S. Хотелось бы узнать, как вы улучшаете химию в команде.

26 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Ну и где тут

навыки гуманитария
собственно???
Может навык «Вытягивать всех на чаёчек», «Просто так угощать вкусняшками» или «Не бояться помогать другим»... Что за бред?

Я бы согласился, если б написано было навыки нормального человека, но каким боком и откуда у вас тут гуманитарий вылез, мне не понять.

навыки гуманитария
собственно???

Просто показательный пример того, как у гуманитария проявляется сложность с формулировками своих мыслей.
То, что называется «социальными навыками», ТС называет «навыками гуманитария».

Просто показательный пример того, как у гуманитария проявляется сложность с формулировками своих мыслей.
Да вроде как ТС и не гуманитарий. Может его заставили это написать.

Немного упущена причинно-следственная связь, а зачем технарю вытаскивать толпу людей на чаек, рассказывать байки и вести себя как HR ? HR-у за это платят, а технарю надо закрывать таски, чинить билды и разбирать письма от заказчика. Лучший тимбилдинг — общая пьянка, а эти разговоры по душам со всеми подряд очень напрягают.

Есть большая разница между создавать продукт и «закрывать такски».

О, HR знает разницу в

создавать продукт
vs
закрывать такски
.
Дюже интересно стало. Расскажите про эту разницу.

Расскажите, занимательно послушать ))

Вообще херня написана с чайком. Если тебя интересует в первую очередь карьерный рост, как начальника, то надо входить с начальниками в близкий контакт, чаще с ними обсуждать разное, не забывать пить с ними водку и так далее. В общем «лизать зад».
Если же не интересует, то чаек — это классический метод нихера не делать, но создавать видимость деятельности.

Я бы оставила клубы по интересам. Мозг переключать на другую деятельность вообще всем полезно, да и не нужно себя напрягать говорить о том, что интересно и так.

Хорошо написано. Николай, у вас есть баланс гуманитария и программиста.

видео докладчиков TED
Вдруг кто не знал:
— видео в среднем 20 минут, как раз для перерыва между кодингом.
— есть андроид приложение, это для тех кто разделяет девайсы для игр, развлечений, отдыха.
— есть украинские, русские субтитры, это чтобы не было отмазки «я плохо знаю язык».
— само произношение на англ, достаточно четкое, для тех кто читает много литературы на англ, но речь еще плохо различает.

Видео реально мотивирует писать код) Мне подошла как замена «Hearthstone», если вдруг не знаете что это такое и не смотрите.

Я бы еще в статью добавил «Никогда не ешьте в одиночку».

«Никогда не ешьте в одиночку».
где-то читал про это. Жизнь каждый раз доказывает обратное или... необратное если прием пищи не есть главная цель перерыва.)

Вообще говоря, чтобы интересный тебе человек пошел с тобой обедать, для начала хорошо бы показать себя интересным ему. А то просто откажется.

Название очередного шедевра от Юры — программисты vs гуманитарии

Глазом не успеваешь моргнуть, как оказываешься в ИТ.
Иногда нужно моргать чаще и быстрее :)))

Слог Паламарчука прям через абзац :)))

Только бл... через д пишется. :) Проверочное слово — бля...ина!

А так смысл не теряется, зато фильтры матюков не секут фишку ;-)

Как хакнуть робота на языке мата

Подталкивает нас не просто слушать собеседника, а слышать его.

Обычно ж говорят «не только слышать, но и слушать.» :)

Смотря что подразумевать под этими словами) В моем варианте, слышать — это физическая способность. Мама может слышать ребенка (если он, например, клянчит игрушку в магазине), но не слушать, потому что она не планирует ничего с этим делать. Слушать — это уделять внимание тому, что ты слышишь.

Интересная интерпретация, и в принципе верная исходя из ваших аргументов, вот только у автора как по мне была более общепринятая версия от слов
Слушать — дать собеседнику возможность донести до вас информацию
и слышать (услышать) собственно воспринять эту информацию

*У*слышать — да)) Слышать? Ну... двоякое значение.

Подписаться на комментарии