Как пройти собеседование в продуктовую компанию
Сложно выиграть игру, о правилах которой ты почти не имеешь представлений. Зачастую разработчики «фейлят» собеседования в продуктовые компании, потому что не знают, на какие факторы обращать внимание. У них отсутствует тот портрет технического Product Guy, которого все хотят нанять. Поэтому в продолжение статьи об идеальном резюме я расскажу о том, как правильно «продать себя» работодателю.
Большая часть украинского IT — это аутсорсинг, что оставляет отпечаток на манере поведения во время собеседования. В продуктовых компаниях критерии немного другие. К тому же, если вы успешно проходили собеседования в Украине, еще не факт, что вы примените этот опыт «в миру». Собеседования в известные продуктовые компании напоминают настоящий конкурсный отбор, где на рабочее место претендуют разработчики со всего мира.
Итак, что же критично для продуктовых компаний?
Soft skills
Это важно. Даже очень. Прошло то время, когда можно было выехать на одних технических скилах. Успех продукта зависит от работы команды. Синергия команды — это коммуникации.
Разработчики сыпятся на этот пункте по многим причинам, например:
— не готовятся к собеседованию. Например, можно заранее придумать заготовленные ответы на часто задаваемые вопросы в продуктовых компаниях (немного ниже опишу их);
-дают односложные ответы а-ля «На последнем месте работы я писал код на JavaScript и HTML», и после гордое молчание. Бывает и другая крайность — бесконечные рассказы о всех технических новинках со своего последнего проекта;
— делают акцент на работе команды и не рассказывают о своем личном (тем более измеримом) участии в проектах. Конечно же всем нужен командный игрок, и эти качества стоит показать, но не стоит перегибать в стиле: «Наш архитектор предложил на проекте...», «Все общение шло через ПМа», «Команда решила так» и т.д.;
— не задают вопросы после собеседования;
— если чего-то не знают, то пытаются придумать ответ, лишь бы не упасть в грязь лицом. Куда лучше сказать: «Я понимаю задачи и проблемы, которые решает (то о чем спросят), но в виду специфики проектов я это не применял»;
— выражают много негатива, мотивируются от отрицания: «Не хочу работать на проекте, так как мне не нравится ПМ, и нам запрещают писать юнит-тесты».
Советы:
— Постарайтесь вызвать позитивные эмоции в начале собеседования. Хотя бы пару минут поговорите о погоде и о том, что бывали в локации клиента или что на следующей -неделе планируете посетить (есть шансы, что вас охотней пригласят на личное собеседование), что знаете пару человек из команды и т.д.;
— Если собеседование удаленное, и связь во время общения плохая, то настоятельно просите, чтоб вам перезвонили еще раз, или же переключились на скайп. Очень часто причиной отказа кандидату становилась плохая связь во время собеседования, так как понять друг друга было практически невозможно;
— Прокачивайте English, причем платите за это свои деньги. Все эти курсы английского «за счет компании» ценятся примерно так же, как и занятия по йоге.
— Расскажите хотя бы пару предложений про бизнес-составляющую вашего продукта, какие проблемы решает и кто ваша аудитория;
— Пробуйте пройти больше сложных собеседований, например в какую-то топовую компанию как Amazon, Facebook или Skype;
— Участвуйте в публичных выступлениях;
— Немного юмора во время собеседования еще не было причиной отказа после;
— Подготовьте не односложные, а действительно интересные вопросы о компании в конце собеседования:
Нет | Да |
А у вас Agile? | С какими проблемами столкнулась ваша команда при внедрении Agile? |
Планируете ли делать Android версию приложения? | Какой процент вашей аудитории заходит через мобильные девайсы, и какая стратегия развития мобильной части продукта (в т.ч. Android версию)? |
Вы пишите Unit Tests? | Какие ограничения бизнес накладывает на процесс написания кода? Например, как с дела с Unit-Tests? |
Часто задаваемые вопросы на собеседованиях, к которым нужно быть готовым:
1) Расскажите о себе (последовательную историю о том как бы «заболели» программированием, пару слов о ВУЗе, первое место работы, n лет в таких-то технологиях и бизнес-доменах, что любите и от чего получаете удовольствие в своей работе). Только не стоит увлекаться деталями, собеседование ведь только начинается :)
2) Какие интересные задачи решали на прошлых проектах?
3) C какими проблемами сталкивались на текущем/прошлых проектах?
4) Как решали эти проблемы?
5) Расскажите про компанию своей мечты.
6) Что вы делаете для своего профессионального развития?
7) Какие плюсы и минусы у вашего профильного языка программирования?
Напоследок, избегайте политических (особенно сейчас), религиозных и прочих «скользких» тем во время собеседований, особенно в ярких эмоциональных оттенках, ведь на горьком опыте знаю, как часто это приводило к отказам после собеседования.
Passion for programming
Компании ищут «passion» среди будущих участников команды. Для меня «passion» — это насколько ты любишь то, что делаешь.
Для многих топовых компаний фраза «please send us your Github account» стала просто обыденной. Мне лично очень нравится идея open-source сообществ, когда то, над чем ты работаешь каждый день, ты сам же можешь и улучшить. Хочешь сделать мир лучше, сделай свой jQuery. И компании это очень ценят.
Атрибуты «passion for programming», которые можно предъявить:
— Github account с вашими наработками или участием в глобальных open-source проектах. Примерная статистика — на сегодня в Украине около 15k юзеров Github. Для примера, в Штатах — около 500k юзеров, в Индии — около 100к юзеров.
— Stackoverflow профайл. Примерная статистка — на сегодня в Украине около 2к юзеров. Для примера, в Штатах — 42к юзеров, в Индии — 12k юзеров.
— Домашние проекты, где вы делаете приложения, которые упрощают жизнь других людей или пробуете новые технологии, которые ваше руководство, упираясь, не хочет внедрять;
— Участием в локальных/глобальных сообществах (Python Geeks, Rails Girls, JS Enthusiasts)
— Пройденные онлайн-курсы (например, Coursera, Stanford online courses, Codeschool.com и т.д);
— Свой технический блог (очень желательно на английском языке).
Be Yourself
Очень часто я слышал следующие отказы после собеседования наших кандидатов, «too reserved», " didn’t reveal himself/herself «, «behave like a bank employee». Вы, наверное, часто видите в описаниях компаний — «informal culture». Здесь не носят пиджаки, здесь без купюр делятся своим мнением, делают акцент на «личность», нежели на квалификацию.
«Just be yourself» — пожалуй, лучший совет во время собеседований для таких компаний.
Passion for product
Вы ни за что не устроитесь в Google, не описав достоинства/недостатки одного из их продуктов и не предложив после этого возможные улучшения. И почему-то этот пункт «наш человек» активно игнорирует, особенно при собеседовании в компании меньшего калибра. Многие компании — «Google» в своих нишах, и имеют полное право брать на работу людей, которые по крайней мере хорошо подкованы и изучили их продукт.
Вы не обязаны быть в полном восторге от продукта, но сделать минимальный набор телодвижений считаю обязательным:
— Скачать приложение, установить себе на телефон;
— Почитать инженерный блог;
— Предложить пару технических изменений по продукту;
— Выразить свои мысли согласно улучшений по UI/UX части продукта;
— Понять механизм монетизации продукта;
— Посмотреть конкурентов и задать отличный вопрос на собеседование — «А чем вы выделяетесь среди своих конкурентов?». Хотя будьте готовы, что некоторые компании сами вам зададут этот вопрос :)
— Сказать магическую фразу, что для вас это был бы интересный опыт поработать над этим продуктом и совместными усилиями сделать его лучше для конечных пользователей (важно, чтоб это еще шло от души).
General programming
Многие продуктовые компании (особенно крупные) активно балуются задачками по General Programming — алгоритмы, структуры данных, и т.д. Для многих бывает сюрпризом получить задачку на алгоритмы. И всегда после такого слышу: «Если б день-два на подготовку, я б легко решил эту задачку». Но уже слишком поздно. Поэтому заранее узнайте технические вопросы, которые могут быть заданы на собеседовании — через знакомых, рекрутеров, glassdoor.com и т.д.
К тому же существует множество книг на эту тему, например Cracking Coding Interview.
Мы в Relocateme.eu почти каждый день наблюдаем, как многие кандидаты, собеседуясь в зарубежные продуктовые компании, ведут себя подобным образом, как во время очередного собеседования в надоедливую аутсорсинг компанию. И они твердо убеждены, что модель поведения «даже не было времени посмотреть ваш сайт, ведь вы же меня сами пригласили» работает. Однако почти всегда наоборот, это приводит к негативным результатам в продуктовых компаниях.
Поэтому искренне надеюсь, что данная статья поможет вам немного переключить свой майндсет по отношению к собеседованиям в продуктовые компании и при желание получить работу своей мечты.
59 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.