TestingStage'17 - конференция №1 для тестировщиков. Успей купить билет по цене early bird до 26.04.

Собеседование для стажера: советы HR’а

У каждого наступает момент в жизни, когда он/она перестает жить на родительские деньги и устраивается на первую работу, чтобы сделать шаг к финансовой независимости. В этой статье мы как раз и будем говорить о первом шаге — стажировке в ИТ-компании.

Я работаю HR в сфере ИТ более шести лет. За это время у меня была возможность посотрудничать с несколькими компаниями и на практике оценить разные подходы к подбору, подготовке и развитию кадров. Поэтому я хочу поделиться советами, которые помогут начинающим специалистам устроиться на стажировку и начать свой путь в ИТ.

Первым делом ознакомимся с процессом отбора специалистов. В большинстве компаний он выглядит примерно так (в некоторых компаниях возможны дополнительные этапы отбора):
— рассмотрение резюме;
— телефонное интервью;
— HR-интервью;
— техническое интервью;
— техническое задание (иногда этот этап может идти перед техническим интервью).

Думаю, что по этапам всё понятно. Тогда поговорим о разновидностях интервью для стажеров.

Телефонное интервью

Телефонный разговор — первый этап общения, во время которого рекрутер рассказывает про открытые позиции в компании, а также узнает о заинтересованности кандидата и делает вывод об общем соответствии кандидата предлагаемой позиции.

1) Покажите, что вам это нужно

Для кандидата очень важно продемонстрировать свою заинтересованность. Кандидаты, которые равнодушно общаются с рекрутером, тем самым показывая свою незаинтересованность, и ждут, что рекрутер будет обхаживать их и уговаривать прийти на интервью, имеют шанс не дойти до следующего этапа.

2) Перенесите разговор, если неудобно говорить

Если вам неудобно отвечать на звонок в определенный момент, попросите рекрутера перезвонить вам в удобное время.

Может показаться, что это неимоверное счастье, что рекрутер всё-таки позвонил и говорить нужно здесь и сейчас (ведь потом могут не перезвонить), но впечатление от телефонного разговора могут испортить неблагоприятные условия: поездка в маршрутке или метро, плохая связь, общение из-под последней парты в аудитории университета и другие подобные ситуации.

Просто договоритесь о подходящем времени, чтобы четко и ясно ответить на все вопросы и получить нужную для себя информацию. Рекрутеру ведь нужно найти правильного человека и поговорить с кандидатом важно, потому он/она вам перезвонит.

3) Будьте готовы идти дальше

И еще одно: заранее подготовьтесь к следующему этапу, чтобы вопрос о том, когда вы можете прийти на очное интервью в офис, не застал вас врасплох, и вы не начали лихорадочно думать, когда вы можете явиться во всеоружии. Просто знайте своё расписание или будьте готовы отложить все дела.

HR-интервью

Следующий этап, очное общение в офисе, обычно разделяют на HR- и техническое интервью. Во время HR-интервью вы узнаете больше о компании, плюшках и фишках, деталях открытой позиции, а также пообщаетесь на английском и ответите на несколько вопросов о ваших ожиданиях и предыдущем опыте (если таковой имеется).

Для того, чтобы произвести достойное впечатление на интервьюера:

1) Будьте вежливыми и пунктуальными

Придите заранее (за 10-15 минут), сообщите рекрутеру, что вы уже на месте и готовы общаться в назначенное время. Пока вы ждете, можете сконцентрироваться, успокоиться и настроиться на интервью. Конечно же не стоит забывать о вежливости. С вежливыми и приветливыми людьми всегда приятно иметь дело.

2) Если волнуетесь, честно об этом скажите

И вам станет легче. Человеку свойственно придумывать проблемы и накручивать себя, особенно в свете грядущей неизвестности, так что вы можете честно признаться рекрутеру, что слегка волнуетесь по поводу интервью. Он/она скажет вам пару приободряющих фраз и объяснят, что будет дальше, таким образом настроит вас на правильную волну.

3) Знайте свое резюме

Приходя на интервью, вы должны идеально знать эти 1-2 страницы, на которых уместилась вся ваша профессиональная и околопрофессиональная жизнь.

Довольно странно звучит такой диалог, который может возникнуть в процессе разговора:
— Вы указали в резюме, что работали с такой технологией...
— Да? А у меня такое написано?

Потому будьте готовы отвечать на вопросы по CV. Уж что-что, а своё резюме вы должны знать. Вы же сами его писали, правда?

4) Не лукавьте!

Это видно сразу. Говорите правду и будьте самими собой. Так будет проще всем.

5) Подготовьте вопросы

Задавайте вопросы о том, что вам интересно или непонятно. Таким образом вы получите нужную информацию и покажете заинтересованность в компании и открытой позиции. Не стоит, конечно, засыпать собеседника вопросами, в конце концов это вы пришли на интервью , а не рекрутер, но несколько уточнений по делу — это всегда хорошо.

6) Начинайте учить английский за несколько лет до интервью

Важность знания английского языка не теряет актуальности с годами, поэтому очень хорошо иметь определенный уровень языка (pre-intermediate/intermediate, в зависимости от компании), чтобы шансы на успешное прохождение интервью стали выше.

Техническое интервью

За HR-интервью обычно следует техническое собеседование, которое длится около одного часа. Вот здесь вам нужно будет проявить свои знания, логику, смекалку и справиться с вопросами по теории, практическими задачами и тестами (иногда и так бывает). Советы в студию:

1) Будьте вежливыми и пунктуальными

Первый совет перекочевал из части с HR-интервью. Думаю, тут всё понятно: здороваемся, прощаемся, говорим «спасибо» и всё это делаем вовремя.

2) Учите матчасть!

Если не знаете, что учить, спросите у рекрутера. Если вы отправляете своё резюме на позицию стажёра, то уже должны что-то уметь или, по крайней мере, очень хотеть научиться. Если не уверены, что вашего опыта хватит для подготовки к интервью, спросите у рекрутера о деталях открытой позиции и проекта. Это может помочь вам найти нужный материал и подготовиться.

3) Не лейте воду — отвечайте по сути

Если вы чего-то не знаете, совсем-совсем не знаете, то не стоит «лить воду», а в это время пытаться придумать ответ. Серьезно таких кандидатов не воспринимают. Лучше сказать, что вы не работали или не встречались с этим, но работали с похожими технологиями и сможете быстро научиться (если вы действительно с ними работали). Если знаете только часть ответа, говорите, что знаете, но не ходите вокруг да около.

Вряд ли от вас ожидают обширного опыта в разработке — больше рассчитывают на ваши базовые навыки в конкретной технологии, открытость, желание учиться и развиваться и командный подход к работе.

4) Не торопитесь выпалить ответ сразу — подумайте немного

Не стоит рубить с плеча. Прежде чем ответить, подумайте несколько секунд. Мне приходилось слышать на интервью, когда кандидат мечется между несколькими своими ответами, а интервьюеры ждут финального решения. Это довольно неловкая ситуация. Лучше попросить пару секунд «на подумать» и затем спокойно ответить.

Общие советы

Также хотелось бы поделиться советами, которые относятся не к конкретному этапу, а скорее к процессу подбора в общем.

1) Просите обратную связь

После того как интервью закончилось, рекрутер проводит вас до выхода и скажет, что с вами свяжутся через определенное время (длительность этого периода зависит от многих факторов), но это абсолютно не значит, что в этой компании вам ничего не светит.

Если всё же рекрутер сообщит, что компания не готова предложить вам место стражера, обязательно попросите обратную связь (фидбек) от технических специалистов. Эта информация даст возможность понять ваши пробелы в знаниях и лучше подготовиться к будущим интервью. Иногда это могут быть общие сведения, которые вы и так знаете, но иногда может открыться что-то крайне полезное.

2) Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен

Компании ищут хороших кандидатов на открытые позиции, а специалисты ищут условия, в которых они могут развиваться — это обычные деловые отношения. Интерес должен быть обоюдным. Если кандидат не покажет, что ему хочется сотрудничать с компанией, то компания им не заинтересуется.


Уверен, что есть еще множество полезных советов на эту тему, но описать всё в этой статье просто не получится. Потому, надеюсь, что вышеописанное будет принято на вооружение теми, кто готовится начать свой карьерный путь. Удачи вам на собеседованиях, ребята!

45 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
1) Просите обратную связь
Всегда казалось что это прямая обязанность тех, кто на собеседование ПРИГЛАШАЕТ — как можно быстрее или в оговоренный период сообщить соискателю о результатах. И лучше, если это твердое нет — сказать об этом сразу.

Алексей, сообщить ответ — прямая обязанность того, кто приглашает на собеседование. Ответом может быть просто «нет». На этом многие могут просто поблагодарить и всё. Совет заключается в запросе обратной связи от технического специалиста, которая детальнее ответа и включает в себя поаспектную оценку технического специалиста. Именно это может быть полезно, с точки зрения определения зон дальнейшего развития.

Алексей, сообщить ответ — прямая обязанность того, кто приглашает на собеседование.
Вот только 99% HR клали на эту обязанность большой болт или что там у них.

причем вежливо-ободряющий нет делается обычным скриптом

Современные HR-ы слишком часто пытаются преукрасить свои обязанности, придать им особую окраску и непостижимый rocket science.

Не будь таких сладких бонусов за прекрасного синьора, кто знает чем бы занимались все эти ЧРы... Эт я к чему, люди с индустрии, чьи руки запачканы кодом, частенько понимают друг друга чуть-более чем сразу, а ЧРы требует знание ритуалов, этикетов с этих ваших интернетов и танцев с бубном, are you serious? )) У каждого есть soft skills в той или иной степени, а вот платят за твое value выраженное в проф навыках, все остальное предрассудки (заскоки, хипстерство и тд).

Компании ищут хороших кандидатов на открытые позиции, а специалисты ищут условия, в которых они могут развиваться — это обычные деловые отношения

Собственно вся статья в одну строчку.

www.facebook.com/...v/posts/10156241857330125

По этикету и протоколу на любую встречу нажо приходить за 15 минут. Это позволяет раздетсся, сходить в туалет, осмотреться, отдышаться, достать ручку и блокнот. Стандартно считается, что если мы договорились на хх.00 встретиться, то это именно время начала встречи, а не время, когда надо пересечь порог.

Ну и будете 15 минут (в лучшем случае) стоять на проходной, пока за вами кто-то придет.

Можно вопросец по поводу телефонного интервью? Коректно ли, когда HR по телефону начинает задавать вопросы о зарплате? Просто пару раз с таким сталкивался и для меня, как для человека который пытается попасть на позицию junior dev, такой вопрос очень не ожиданный и сбивает столку

и для меня, как для человека который пытается попасть на позицию junior dev, такой вопрос очень не ожиданный и сбивает столку
как это сбивает с толку? а денег тебе не надо просто хочется чести — работать в фирме?)

Просто представьте себе ситуацию, едешь такой с универа, уставший, единствное о чём думаешь так это что дома есть пожрать и тут заветный звонок спустя месяц после отправки резюме, и hr на другом конце провода начинает задавать такие вопросы.

ну ты же когда резюме посылал, наверное, уже знал что деньги за работу платят? и, наверное, лучше тебя никто не знает за сколько денег ты хочешь работать, джуном чем больше назовешь тем меньше шансов, но с другой стороны есть минимум, меньше которого оно тебе не надо уже
я же надеюсь ты себе не представлял такую ситуацию что наняли ты такой месяцок отработал, к тебе подходят и говорят: «тут, короче, такое дело, мы же забыли зп узнать твою, но у тебя так хорошо все получается, что мы решили платить тебе хххх денег, надеемся что не обидели»?
определись чего ты от работы хочешь, просто работники на работу не нужны

Называй сумму, которую хочешь получать.

З.Ы. А вопрос тупой, но хрюши же, что с них взять. Это попытка выяснить, насколько мало тебе можно предложить. Вероятнее всего предложат на 10-20% больше. Причем на испытательном предложат ту, что ты назвал.

Где это есть такие компании, которые предлагают больше, чем просишь? Обычно дают столько, сколько попросил (или предлагают меньше), после испытательного срока.

Есть такие компании. )

Понимаю, для меня самого это, по началу, был сбивающий вопрос. Просто попробуй сориентироваться на рынке, прикинуть сколько сейчас платят другим программистам твоего уровня и специализации.
Или, если это первая твоя работа и ты совсем не ориентируешься, можно в этом признаться. Я помню, что на первых двух моих местах работы у меня вообще не спрашивали желаемый уровень компенсации, просто видели, что я еще совсем зеленый и сами называли какую-то небольшую сумму, а я соглашался.
Потом уже, когда есть опыт, начинаешь понимать, на сколько можно рассчитывать и называешь сумму компенсации сам.

Максим, вопрос о зарплате во время телефонного разговора корректный. Цель вопроса — понять соответствуют ли ожидания кандидата вилке компании.

Спасибо. Хоть кто-то дочитал вопрос до конца.

Мне кажется, хуже было бы, если Вы пришли на интервью, пообщались час, а после оказывается, что вы не сходитесь в деньгах. А представьте, что у Вас таких встреч будет несколько. Это было бы не корректно. Вот поэтому мы и спрашиваем еще по телефону ожидания. И да, спрашиваем не всегда, только в тех случаях, когда есть ограниченный бюджет на вакансию :)

В этом случае логично просто самим назвать ожидаемую цифры, а не устраивать базар по торговле огурцами. А человек уже скажет подходит она ему или нет.
У меня, например, цифра сильно зависит от предполагаемой работы (задач, организации работы).

Якщо в статті замінити «рекрутер» на «дівчина», то на DOU помруть кілька тредів. І так, частина з «тех. інтерв’ю» актуальності теж не втратить.

прийти раньше, напрячь человека и себя ожиданием — это не пунктуальность.
если человек сам писал свое резюме, то он его знает наизусть несколько раз. Знайте мое резюме, а не читайте во время интервью.

Знайте мое резюме, а не читайте во время интервью.
я не рекрутер, но думаю 10 — 15 минут будет достаточно, чтоб подправить имеющийся список вопросов. Тогда это будет происходить как разговор, а не как допрос по протоколу, что для начинающего снимет его напряжение и нервозность.

Если рекрутера напрягает пришедший на 10мин раньше кандидат то мне страшно представить себе стресс интервью с этим рекрутером :)

Начинайте учить английский за несколько лет до интервью
Даже не знаю как возразить — это ж правда :) Разве что Зощенко сильно повеяло: «Я, может, за месяц готовился к таинству брака! Я, может, за полгода сходил в парикмахерскую, в баню!..»
Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен
Самый ИМХО ценный совет. Хотя элементарные правила вежливости следует соблюдать: если договорились отзвонить через неделю-две — отзвоните ... панове HR-ы, в первую очередь к вам.
отзвоните ... панове HR-ы, в первую очередь к вам.
Как можно? А как же «Вас много — я одна»?

в ЖЭК папки перекладывать ;) до тех пор пока его не компутеризировали.
Мне щаз больше нравиЦЦа струя, цитирую «можно я обращусь к Вам за помощью в поиске, возможно, кто-то из Ваших знакомых рассматривает подобные предложения» ... конечно можно! на взаимной основе: если мне тоже впадло искать по сайтам, для интимных знакомств на одну ночь, дык я к вам обращусь... :(

Собеседование для стажера: советы HR’а
Совєти — тут, совєти — там, а роботи для початківців як не було, так і немає.
Теж мені — совєтчіки...

А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она (

робота для початківців
) появились?

Наверное брать их на работу? И искать клиентов с простыми задачами за относительно небольшую ставку.

а зачем это компаниям?

американские «лидеры рынка» зачем-то студентов на интершип зовут же.

американские «лидеры рынка» свой продукт имеют, а наши просто тушки перепродают.
для наших идеальный сотрудник шарящий джун (то есть учить его не надо), с желательно заниженной самооценкой

У инфосис с татой тоже есть интершип программы, так что дело тут не в аутсорсе

Ви це не в мене питайте, бо в мене роботи на півроку наперед — відбою немає. А то обставини вдало склалися, що хтось працює в IT, і бац — вже починає поради роздавати. Вчора бухав з пацаними пивко, сьогодні працюєш в офісі і розказуєш кому і як жити, а по факту все, що відрізняє таких людей від тих, хто не може цю роботу знайти — лише часовий період. В 2005-2012 брали всіх підряд, просто комусь пощастило, а комусь — ні.

Це стосується тих, хто лиє воду, як, наприклад, в цій статті. «Не лити воду» — створювати робочі місця, займатися ментрством, допомагати з практикою.

То есть вы сами своего участия в это процессе не видите, но твердо убеждены, что кто-то кому-то что-то должен? :)

Ніхто нікому нічого не винен. Але якщо вже поліз в це діло допомагати новачкам, то подібні статті — останнє, що вони хотитімуть від вас отримати. Їм треба робота і проекти. І вони нічим не гірши за тих самих програмістів зразка 3-7 років тому, які зараз з гордо піднятою головою ходять на перекури. Не думайте, що ви такі всі акуєнні, талановиті і без вас світ зупиниться. Хотів би я подивитися які б ви статті писали, якби самі не могли влаштуватися.

Евгений, мне приятно, что вы прочитали статью и вам не безразлична данная тема. Судить о том, кто что делает или не делает по одной статье — неправильно. Вы же не знаете, какое участие я принимаю в развитии молодых специалистов, хотя делаете вид, что знаете :)
Эта статья появилась здесь потому, что редактор DOU обратилась ко мне с просьбой написать этот материал, ссылаясь на доклад на данную тему на IT Club Mykolaiv. Мы с ребятами из клуба организовывали специальное заседание для начинающих специалистов, которых интересует ИТ-сфера. Говорили о резюме, собеседованиях и т.д. Пришло около 50 человек и вопросов было очень много. Я бы не утверждал, что советы — последняя вещь, которую они хотели получить. Не первостепенная, конечно, но и, безусловно, не последняя.
Потому, когда поступило предложение написать статью, я согласился поделиться советами, в надежде на то, что они смогут помочь заинтересованным.

Думаю, что те, кто хотят попасть в ИТ на начальном уровне, найдут что-то полезное для себя в этой статье. Специалисты с опытом могут не соглашаться, соглашаться или делиться (что было бы отлично) своим опытом/советами, потому как для них этот этап уже пройден.

Если вы хотите перевести разговор в более конструктивное русло, давайте спишемся или созвонимся и пообщаемся о том, что мы вместе можем сделать для улучшения ситуации. ПодЕлитесь своим видением, предложениями, расскажете, что уже пробовали сделать. Я с радостью расскажу вам о том, что мы делаем у нас. Если надумаете, пишите. Всегда открыт к диалогу :)

Вы же не знаете, какое участие я принимаю в развитии молодых специалистов, хотя делаете вид, что знаете :)
З цього і починайте — “виділяю 8 годин в тиждень, 20 людей працюють джунами”. Чому я повинен гадати хто і що робив у вільний час?
Пришло около 50 человек и вопросов было очень много. Я бы не утверждал, что советы — последняя вещь, которую они хотели получить. Не первостепенная, конечно, но и, безусловно, не последняя.
Людям немає що робити і для них кожна така зустріч — примарний шанс потрапити в хорошу компанію.

Якщо коротко, то до того, як буде лишатися така ж критична ситуація з к-стю резюме на одну вакансію, всі оті ваші поради нічого не варті. 150-300 людей на місце! Вдумайтеся тільки!

Чим Вам заважають непотрібні на Вашу думку статті?
Це виглядає як пролетарська ненависть до буржуїв.

А оця-от зайка напевно і совєтів не питала ;) :
bykvu.com/...ushchej-pornoaktrisy.html

Зайка Тамада хороший та конкурси цікави iykwim

На самом деле все есть, может и не очень много и гоняться за новичками как за синьорами не будут, но пару лет назад без опыта вполне брали. Да и в этом году знаю как минимум пару человек кто без опыта, спец. образования и курсов в «лидерах рынка» вполне смог влиться в IT.

На самом деле все есть
Якби зовсім не було, ви б зараз тут не писали. Для чого очевидні речі видавати так, наче ви мені очі відкриваєте. Я, знаєте, теж не перший рік тут кручуся — щось бачив, щось знаю...
Да и в этом году знаю как минимум пару человек кто без опыта,
Це капля в морі. «А в мене є знайоми, у нього вийшло» — всі ті сотні, які могли б бути на його місці, дуже щасливі і раді за вас і вашого знайомого.
а роботи для початківців як не було, так і немає
Просто судя по вашей ну очень категоричной фразе складывается впечатление, что работы для начинающих нет, вообще, совсем-совсем нет

Цим сотням бодай зібрали і запропонували поради, котрі базуються на реальному досвіді (чого їм саме і бракує), а Ви кричите «нє, давайте працевлаштовуйте всіх або не робіть нічого!».

Подписаться на комментарии