Как подготовиться к интервью с заказчиком

В последнее время мне в качестве HR-а часто приходилось бывать на интервью наших кандидатов с заказчиками, и поэтому я решила поделиться своими скромными наблюдениями на этот счёт.

Естественно, каждое интервью уникально, и данные здесь рекомендации могут быть актуальны не для всех, но они перекликаются с фидбеками заказчиков, поэтому стоят внимания кандидатов.

Подготовьте шпаргалки/напоминалки

Я всегда советую кандидатам подготовить небольшие структурированные шпаргалки/напоминания ответов на самые часто задаваемые вопросы о вашем бекграунде на интервью. Даже имея неплохой уровень разговорного английского, вы можете упустить или забыть упомянуть достаточно важную часть вашего опыта или скиллов.

Почти на каждом интервью звучат вопросы о предыдущих проектах, ключевых скиллах, роли на проекте, самых интересных/сложных задачах. Подготовив себе напоминалки по ключевым пунктам и фразам, вы сможете не отвлекаться на мысли о том, что вы забыли и что ещё нужно сказать. К примеру, шпаргалка о вашем предыдущем проекте может содержать пункты об индустрии/специфике проекта, имени заказчика (если возможно), главных используемых технологиях, составе команды, вашей роли на проекте, главных достижениях во время работы над данным проектом.

Практикуйте разговорную речь

Мне встречались кандидаты, которым было очень сложно объяснить свою точку зрения на английском, хотя в резюме значился Fluent English, а также и те, которые при номинальном Intermediate спокойно общались с заказчиками. На самом деле, оконченные курсы и знание грамматики английского языка совсем не гарантирует свободное общение с носителем языка, который может ещё и обладать акцентом, что вообще осложняет взаимопонимание.

Забудьте на время о правилах и постарайтесь научиться четко доносить собеседнику свою точку зрения и мысли. Потратьте время не на изучения герундия и согласования времён, а на беседу с носителем английского языка. Если же такой возможности нет, читайте дома тексты на английском вслух, устройте на работе день английского и постарайтесь общаться с коллегами только по-английски, повторяйте отдельные фразы за героями телесериалов.

Не бойтесь ошибиться или забыть какое-то слово, ничего смертельного в этом случае не произойдёт, вы же не на экзамене. Ваша задача на интервью с заказчиком продемонстировать не только навыки программирования, но и коммуникативные навыки.

Избегайте односложных ответов

К сожалению, достаточно часто, возможно потому что кандидат не уверен в своем английском или же вообще в себе, разговор скатывается в односложные ответы, что превращает интервью в анкетирование. Иногда кандидат вполне коммуникабелен на предварительных собеседованиях, но в момент интервью с заказчиком зажимается и отвечают достаточно кратко на большинство вопросов, что совсем не добавляет ему баллов. Как правило, подобные односложные ответы воспринимаются интервьюером как незаинтересованность кандидата в позиции.

Даже если вы не знаете ответ на вопрос заказчика, это ещё не повод для паники. Если вы не работали с какой-то технологией, всегда можно рассказать как минимум о том, что вы достаточно быстро учитесь и привести этому пример. Не забывайте, что интервью — это просто беседа, и ничего катастрофичного в принципе не может произойти.

Задавайте вопросы

В большинстве случаев, к финальному этапу собеседования с заказчиком вы уже успеете не раз пообщаться с рекрутером или представителями компании и узнать ответы на большинство интересующих вас вопросов. Но даже в таком случае вопросы задавать можно и нужно. Они покажут вашу заинтересованность в позиции и поспособствуют продуктивному диалогу.

Если вам и так всё понятно по итогам переговоров с рекрутером, вы всегда можете уточнить о перспективах проекта, поинтересоваться составом и бэкграундом команды, степени участия заказчика в управлении проектом, мотивами выбора технологий.

Следите за вашей речью

Во время общения на иностранном языке, когда у вас ещё не достаточно практики, может теряться эмоциональная окраска, и ваша речь превращается в безжизненный монолог. Чтобы этого избежать, намеренно старайтесь делать паузы, где это уместно, и не забывайте улыбаться. Даже если разговор происходит без видео-чата, улыбка придаст более позитивную окраску вашей речи.

Постарайтесь говорить не слишком быстро и не проглатывать слова, это частая ошибка людей, которые боятся неправильных окончаний слов и просто их «стирают» со своей речи. Естественно, вам не нужно говорить по слогам, чтобы вас поняли, но и тараторить не стоит. Практика, и ещё раз практика живого общения — это то, что насытит вашу речь уверенностью и эмоциональной окраской.

Подготовьте краткую самопрезентацию

Достаточно часто вопрос «расскажите что-то о себе» ставит кандидатов в тупик. С одной стороны, вопрос крайне неопределенный, и не всегда понятно, что рассказывать. С другой стороны, представители компаний всё-таки жаждут услышать вашу небольшую самопрезентацию в начале интервью.

Но нам ничего не мешает подготовиться и к этому вопросу тоже и круто на него ответить. Вы, конечно, можете ограничиться и фразой: «Я — программист супер-стар 80 lvl», а можете рассказать о своем образовании, опыте, скиллах, почему заинтересованы в данной позиции. Только учтите, что, скорее всего, не стоит упоминать ваш возраст, семейный статус, религиозные и политические взгляды, покуда это не совсем корректно и вряд ли релевантно предполагаемой работе, только если вы не идёте работать программистом в католическую церковь со строгими ограничениями по возрасту :)

17 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Не люблю розмовляти з «заказчиком» (маю наувазі аутсорс/аутстаф, пряма робота без посередників не сюди). Таке враження що ти раб на ринку коло якого ходять багаті покупці, щупають, обговорюють з твоїм хазяїном за скільки тебе купити, обирають товар.

Та й взагалі www.yegor256.com/...y-pay-modern-slavery.html

Я би ще порекомендував перед інтвер’ю проговорювати вслух всі типові питання — де, ким працював, що сподобалось що ні, які були труднощі і так далі. По дорозі додому або з дому. Та й взагалі вслух з самим собою говорити.

Хорошая фраза там: A free man sells results, not time.

Но, тут не всё так просто. Большинство покупателей хотят купить результаты, но в нашей области часто ты их не можешь гарантировать (сроки, время, качество) и посему вынуждены просто покупать твое время. А так как бояться просрать бабки, вот и щупают, смотрят зубы...

Меня один заказчик полтора часа пытал, задачи задавал, зп разбил на скилы, отдельно обговаривал каждый доллар. Потом сообщил, что проект на 3 года, а я по его мнению, не захочу быть на этом проекте столько времени, но технически подхожу. Странный тип.

Таке враження що ти раб на ринку коло якого ходять багаті покупці, щупають, обговорюють з твоїм хазяїном за скільки тебе купити, обирають товар.
к сожалению, это правда, просто в современной интерпретации.((((

TL;DR «Учись говорить с людьми. С живыми людьми. По-английски.».

Советы явно про иностранного заказчика, тогда всё верно, можно это в заголовок вынести.

Продажа на новый проект в аутсорс явно

За собой следите, товарищи эйчары. Ваша адекватность очень часто под сомнением.

Т.е. по обсуждаемой теме возражений нет, так?

а что отвечать, если тебя спрашивают «где вы видите себя через 5 лет», а согласно резюме частота смены работ 3 года?

Отвечайте на то, что спросили, не придумывайте проблемы.
Если спросят «где вы видите себя через 5 лет, учитывая, что согласно резюме частота смены работ 3 года?», вот тогда и будете выкручиваться.

суть данной статьи — подготовить к интервью, вот я и хочу рассмотреть все варианты
если я отвечу что вижу себя в компании — меня спросят, а вот в вашем резюме написано...
если отвечу что не в компании — мне скажут, а нафиг ты нам тогда нужен

вот как обойти этот скользкий вопрос?

Не спросят. Это шаблонный вопрос, подразумевающий шаблонный ответ. Нефиг забивать голову такими мелочами, у которых вероятность возникновения стремится к нулю слева.

Если таки спросят, ну, скажете, что мечтаете работать в компании, в которой пространства для роста достаточно, чтобы не захотеть из нее уходить никогда. А причины ухода из предыдущих компаний при этом могут звучать как «не было перспектив роста» + формальные аргументы.

Улыбайтесь, и говорите что как раз 5 лет уже не слышали этого вопроса )

Если это ваш сознательный выбор менять работу раз в 3 года, обьясните его причины, это вполне нормальный срок сотрудничества.
А если же вы заранее не планируете уходить строго через 3 года, то можете смело рассказать о своих планах на развитие и карьеру в компании.

С моей точки зрения данный вопрос, если и задают, то чтобы понять амбициозность кандидата и как он планирует свое дальнейшее развитие (и если планирует), а не чтобы услышать красивую байку «хочу быть лучшим программистом в вашей компании xyz».

Какие вопросы такие и ответы. Как можно думать о том, сколько я буду работать в компании, если сегодня одна ситуация завтра другая. Может банально переехать нужно. Большинство компаний сами заявляют, что для них программисты легко заменимы, а когда увольняешься начинаются сопли на тему почему раньше не подошел. Хотя при этом 5 митингов были в стиле не подхоите, а кого что не устраивают пока. Вопрос сколько сотрудник проработает в компании на совести руководства компании и выявляется только в процессе работы.

Скажи що бачиш себе на планку-дві вище поточної позиції. Беруть на мідла — бачиш себе тімлідом, беруть на тімліда — бачиш себе якимсь архітектором чи ким хочеш.
На таких питаннях просто перевіряють чи є в людини якісь прагнення до розвитку.
Про те в якій компанії ти будеш очевидно відповідати не потрібно.

Чесно кажучи вже не пам’ятаю коли задавали таке питання, якось більше по справі розмова йшла.

Отвечай, что видишь себя боссом его босса.

Подписаться на комментарии