Как и для чего собеседовать работодателя
За 18 лет работы я провел больше 1000 собеседований на самые разные позиции. В 90% случаев у них была одна общая черта: кандидаты не интересовались тем, что их ждет, глубже, чем «какой проект, сколько денег, какая команда». И дело не в том, что им не было важно это знать, — дело в самой культуре собеседований.
Почему-то кандидаты считают, что отвечать на вопросы — это нормально, а спрашивать о важных вещах относительно компании неудобно и неуместно. Погодите. Ведь вполне вероятно, что вы проработаете в этой компании довольно долго, и хотелось бы провести это время конструктивно и приятно, без обид и обманутых ожиданий. Собеседование с работодателем не просто уместный, но обязательный этап любых переговоров о работе. Это вопрос взаимного уважения и признания равновесия сторон в переговорах. Я верю в это и такую культуру стараюсь распространять.
Зачем читать эту статью
Каждый из вас как минимум один раз в жизни был на собеседовании. Большинство читали «полезные советы», как показать себя в выгодном свете, расположить к себе собеседника, понравиться и даже договориться о более выгодном предложении. По сути, основное внимание таких материалов сосредоточено на том, как попасть в компанию, как заинтересовать ее. Однобоко, не находите? Не хватает чего-то очень важного.
Википедия говорит: «Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу. Цель собеседования — познакомиться воочию, понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг другу, а также обсудить детали сотрудничества».
«Подходят друг другу» — это взаимная осознанная заинтересованность. Именно этому посвящена статья: зачем собеседовать с работодателем, как это делать и на что обращать внимание.
Как мы можем понять, подходит ли нам новое место работы?
- Получить отзывы «пользователей». Отличный способ, если помнить, что на вкус и цвет товарищей нет и что хорошо одному, не всегда подойдет другому.
- Попробовать самому. Да, именно для этого и существует испытательный срок. Не всегда бывает легко сказать, что компания не понравилась, не всегда легко отказать под напором обещаний все изменить. Поэтому у нас есть следующий пункт.
- Собрать максимум фактов и провести анализ всей доступной информации. Сложно, небыстро, остается риск ошибки в предположениях, но все же лучше, чем полагаться на авось.
Мы сфокусируемся именно на анализе и посмотрим, какие у вас могут быть основные точки интереса, как проводить такие беседы и как собирать факты, чтобы принимать осознанные решения.
Точки интереса
Базис рабочих взаимоотношений состоит из двух простых частей: что придется делать и какое за это будет вознаграждение.
Соглашение о сотрудничестве, равно как и любое другое, предполагает ответственность сторон. В контексте вопроса «что придется делать» аспект ответственности дает нам еще два фактора: за что и чем отвечает специалист, а вместе с ним — за что и чем отвечает работодатель.
Вознаграждение. Очень приятная штука, даже слово звучит вкусно. Вознаграждают обычно за что-то, а значит, есть критерии оценки успешности и эффективности, механизмы оценки и общий принцип определения added value. Если вы не фрилансер, важно понять, что вас ждет на рабочем месте: особенности окружения, принципы взаимодействия с коллегами, а также каковы базовые ценности команды либо компании (настоящие ценности, а не лозунги).
Это основные факторы, они важны, если рассматривать систему как статичную. В реальном мире статичных систем мало, ведь, чтобы выжить, работающим системам необходимо подстраиваться под меняющиеся условия. Это дает нам предпоследний значимый фактор — как происходят изменения в компании. И конечно — на что и как может влиять специалист в компании.
Итого 12 точек интереса. Подчеркну, что должности, полномочия, возможность выполнять какие-то ритуалы и прочие штуки обычно находятся на стыке нескольких зон фокуса и не являются базовыми. Безусловно, если вам важен какой-то особый момент — смело добавляйте его в свою карту. А пока получается вот так.
Готовимся собеседовать
К любому важному делу стоит хорошо подготовиться. Определите темы, которые вы хотите прояснить для себя. Можно написать список конкретных вопросов, создать структуру mind map или fishbone, по которой и идти (я предпочитаю не записывать вопросы: так беседа проходит как беседа, а не как блиц «Что? Где? Когда?», и гораздо проще перестроиться в ходе общения). Второй шаг — настроиться на то, что вы имеете полное право задавать вопросы и получать информацию. Это нужно, чтобы не сбиваться в ходе общения и не смущаться от реакций собеседника. Третий шаг — заключительный. Еще раз подумать над тем, что действительно важно в новой компании, после чего переделать список вопросов.
Как задавать вопросы
Иногда лучше понять, что вы не пара, до начала отношений, а не потом, когда у вас квартира в ипотеке, общий PlayStation и собака. Да, иногда отношения не складываются. И если при знакомстве с потенциальным партнером по жизни неудобно спрашивать «что стало с тем, кто занимал это место до меня», «как вы относитесь к совмещению основной занятости с дополнительными работами» и «каким было самое неудачное сотрудничество», то в общении с работодателем это вполне уместно. Главное здесь — правильно задавать правильные вопросы.
Я как представитель компании на собеседованиях очень радуюсь вопросам и всегда охотно на них отвечаю. На любые. Даже настаиваю, чтобы ребята их задавали. Отвечаю на вопросы со всем старанием и максимально честно. Но даже такая активная позиция не всегда работает. Например:
Вопрос | Ответ | Что понял кандидат | Что имелось в виду |
Компания поддерживает развитие сотрудников? | Поддерживает, у нас даже есть институт менторства. | Вау! Целый институт, меня будут учить как в школе, читать лекции. | Есть менторы, которые поддерживают и помогают в самостоятельном изучении. |
У вас гибкий график? | Да, можно договориться с проектом о рабочем графике. | Я смогу как и раньше работать по 6 часов как мне удобно и репортить по 8! | Можешь работать когда удобно, если все обещанное делаешь в срок. |
У вас интересные проекты? | Вполне. | Мне интересен blockchain, будет именно такой проект. | Мне интересны алгоритмы расчета эффективности солнечных панелей в консольном исполнении — проект интересный. |
У вас дружный коллектив? | У нас очень сплоченная команда. | Ура! Меня примут в семью. | Вся команда дружит против нового ПМа и на этой почве сплотилась. Вероятно будут дружить и против тебя, наш новый брат :) |
Ребята горят своей работой? | Еще как! | Они энтузиасты, изобретают подходы и творят! | Ребята горят изо всех мест и на проект, и на технологии, и на менеджмент, аж дым стоит. Бедные. |
Как мне поднять уровень дохода со временем? | Подтвердить соответствие следующей позиции. | Я умный. Я быстро учусь. Закрою скиллы и буду счастлив. | Требований к позиции 50 штук, одно из них — 3 года непрерывной работы в проекте. Удачи, брат :) |
Как вы относитесь к овертаймам? | Плохо. | Вот он — менеджер моей мечты! Будет меня оберегать. | Плохо и утомительно объяснять команде почему мы не заплатим им за овертаймы. Жаль, что их так много. |
Давайте попробуем понять, почему это происходит и как задавать вопросы, чтобы получать на них полезные ответы.
«О, ваша компания входит в топ-357!» Рейтинги, размер компании, фотография директора на фоне Ниагарского водопада, красивый стенд на выставке — все это говорит о том, что компания действительно обладает этими формальными признаками. Все. Больше ни о чем это не говорит. Ни о том, что следующим на Ниагару поедете вы, ни о том, что работа в этой компании даст +100 к уважению среди коллег, ни о чем таком.
Часто формальные признаки трактуются мозгом как начало цепочки if — then. Это хорошо и эффективно для мозга, который любит оптимизировать и упрощать даже в ущерб целостности информации. Если помнить, что вся цепочка — это предположения, а не факты, легко избежать необоснованных заключений.
Совет № 1. Задавайте вопросы, что это будет значить лично для вас, на что повлияет в работе.
Совет № 2. Если заметили, что у вас уже сформировались цепочки if — then, выпишите звенья предположений и уточните, как с ними обстоят дела на самом деле
«Ну это понятно». Словом «ключи» мы называем очень разные штуки — гаечные, скрипичные, цифровые, ключи от машины, наконец. Если собеседник сразу понял, о каком ключе вы говорите, так это только потому, что вы с ним находитесь в одном контексте. Общаясь с представителем компании, вы совершенно точно упускаете часть контекста. Ваш собеседник отвечает в своем контексте, вы слышите ответ в своем. Вопрос задан, ответ получен, но картинки в головах разные.
Совет № 3. Задавайте уточняющие вопросы: «как конкретно происходит этот процесс у вас», «что именно вы подразумеваете под этим термином», «какие люди обеспечивают выполнение этих задач». Чем лучше вы прочувствуете «текстуру» и детали ответов, тем больше шансов понять ответ именно так, как собеседник его понимает и как хотел донести.
«У вас же есть спортзал? Коллектив у вас дружный, правда?» Вот какие ответы вы думаете получить на эти вопросы? «Ну гантель была где-то, мы ее найдем. А ребята, прямо скажем, склочные, не дружат». Такие? Сомневаюсь, что даже очень открытый собеседник вам так ответит, даже если это правда. Мы хотим выглядеть хорошо в глазах других и — о новость! — иногда приукрашаем или невольно искажаем действительность. А тут и вопросы, прямо скажем, сами подталкивают. Зачем искушать собеседника? Наша задача — получить достоверную информацию. Получить, обдумать и принять взвешенное решение.
Совет № 4. Задавайте открытые вопросы: «расскажите мне, пожалуйста, об этом», «как у вас устроена вот эта часть», «опишите пожалуйста, как вы действуете в такой ситуации».
«Звучит логично». С помощью логики можно обосновать абсолютно все. Что крокодил больше зеленый, чем длинный, например. Практического смысла нет, но забавно. Или что тот же крокодил больше широкий, чем зеленый. Или что он больше крокодил, чем широкий. Уже тревожно, не правда ли? Мы вполне уверенно можем объяснить почти любое явление или сущность, используя логику — свою, а не логику создателя этой сущности. Мы можем выстроить предположения, трансформировать догадки в аргументы, но в итоге ожидания не выдержат столкновения с реальностью. Досадный ненужный опыт.
Совет № 5. Уточняйте. Не стесняйтесь спрашивать, почему так, как они к этому пришли. Это помогает хотя бы немного понять логику собеседника.
Какие вопросы мы задаем
В этой части мы пройдемся по 12 базовым точкам интереса и посмотрим на каждую под углом зрения абстрактного персонажа. Для вас на данном этапе профессионального пути за каждой из точек будут свои смыслы. Уверен, вы запросто сможете создать собственный идеальный список вопросов.
Что придется делать. С первого взгляда тут все понятно — есть вакансия, там четко написано о работе с передовыми технологиями над креативными задачами. Так принято писать о вакансии, и работодатель тут ни в коем случае не обманывает. Часто все так и есть — часть работы действительно такая классная. Часть может быть скучной или даже неприятной — про такое все договорились в объявлениях не писать. Но ни то ни другое не дает понимания, чем будет наполнен ваш день, что составляет серединку этой «параболы крутости задач», каким будет типичный средний день — не хороший и не плохой. Лучше всего говорить с ребятами из похожего проекта или с теми, кто выполняет такие же функции в компании. Если средний день с его задачами, ритуалами и отчетами вам покажется нормальным, есть шанс, что все будет не так уж плохо ☺
За что и чем отвечает специалист. Зачем компания хочет нанять специалиста, что и кому пообещали в этой связи, чего от вас будут ждать, какие результаты вы должны показывать? Простые, но важные вопросы. Каждая заявленная вакансия — это попытка отразить в требованиях к кандидату то, что автору кажется необходимым для достижения уже сформированных к этому моменту целей и (плохо, если так) взятых компанией обязательств. Вам совершенно точно нужно это знать до начала сотрудничества. И не менее важно понять, что будет, если вы не справитесь. Есть ли у вас право на ошибку? На сколько ошибок и каких? Даже если вы любите риск, узнавать, что в компании есть денежные штрафы, лучше не в тот момент, когда их вам выписывают.
За что и чем отвечает работодатель. Работодатель должен платить зарплату. Это основное. Еще хорошо бы, чтобы он приносил плюшки, решал мелкие вопросы вроде налоговой и парковки, плюс другие мелочи. Есть и другие вопросы. Что будет, когда проект закончится? Работодатель готов гарантировать новый или будет месяц бенча и прощание? Он отвечает за то, чтобы у вас был стол, ноутбук и выход в сеть или еще немножко за то, чтобы вам нравилось работать? Перед командой он отвечает за то, чтобы она делала именно тот интересный модуль, ради которого ее собрали, вместо бесконечного багофикса, или нет? Очень глубокая и многогранная тема. Выбирайте, что именно вам важнее всего узнать, и спрашивайте.
Ах да, чем именно отвечает работодатель перед вами — это вопрос контракта. Внимательно читайте. Внимательно!
Вознаграждение. Сколько. Когда. Кто и как конкретно вам вознаграждение передаст. Это базовая механика, и обычно она одинакова у всех компаний. Но спросить стоит. От чего зависит вознаграждение. Как в компании происходят пересмотры, кто и как долго принимает такие решения. Если, к примеру, повышение дается при переходе на следующую позицию, не постесняйтесь уточнить, сколько времени в среднем в компании занимает такой переход. Статистика лучше предположений.
Критерии оценки успешности и эффективности. Что вообще компания продает? Резюме, лицензии, услуги, или, может, клиент отдает 10% прибыли своего бизнеса? Как конечные клиенты компании определяют, достигнуты ли поставленные цели, как измеряют эффективность работы? Идеально, когда эти принципы у компании работают и в сторону клиентов, и в сторону сотрудников. Если это не так или такая информация закрыта, уточняйте, что именно оценивают и почему так. Соблюдать правила и соответствовать ожиданиям гораздо проще, если четко их знаешь и понимаешь.
Механизмы оценки. Рано или поздно нашу работу оценивают. Очень хочется, чтобы ее оценили достойно и, наверное, даже чуть лучше, чем она есть на самом деле. И приятно, и мотивация появляется — о-го-го. Я ни в коем случае не призываю обманывать тесты, подкупать оценивающих или выдавать чужой код за свой: рано или поздно это все равно всплывет. Я призываю разобраться, как демонстрировать собственные достижения в работе и принимать решения о том, насколько это вам подходит.
Принцип определения added value. Узнайте, как в компании оценивают принесенную сотрудником пользу. Звучит похоже на предыдущий пункт, но это другое. Когда-то давно мне посчастливилось работать с парнем лет 16 всего. Пройти собеседование для него было непосильной задачей: он сбивался и терялся, сам факт оценивания был для него невыносимым стрессом. Рассказать, что он сделал, было проблемой: застенчивый был парень. Но при всем при этом он был одним из самых талантливых и продуктивных программистов в небольшой на то время компании. Приносил ли он пользу? Еще какую! Можно ли было выявить это с помощью базовых механизмов оценки — внутренним собеседованием и фидбэками от клиента? Нет. Он получил шанс поработать и показать результат. Его смогли оценить по этому результату, по added value, а не по формальным критериям. К чему эта история? Узнавайте, как оценивается приносимая вами польза самой компанией. Если вы узнали себя в этом герое, убедитесь, что в компании есть тот, кто увидит ваш потенциал, кто сможет работать нестандартно.
Особенности окружения. Возьмите лист бумаги, разделите пополам. В одной части запишите все факторы и условия окружения, которые делали вашу работу чуточку приятнее и которые вы хотели бы видеть на новом месте. Во второй части — то, с чем категорически не хотите сталкиваться никогда. Дальше спрашивайте по каждой из тем, избегая наводящих и закрытых вопросов. Если помнить, что контексты у вас с собеседником разные, то задачка выходит непростая, но вполне посильная.
Принципы взаимодействия с коллегами. Дружный коллектив. Когда кандидаты озвучивают такое ожидание, я спрашиваю: «Что, если коллектив сдружился и сплотился вокруг идеи никого нового к себе в команду не принимать?»
Два человека всегда могут найти общий язык по рабочим вопросам, если оба этого хотят. Узнавайте, насколько эффективно работает команда, на чем строится эта эффективность и почему именно так. Не стесняйтесь сомневаться и делиться сомнениями с собеседником.
Базовые ценности команды и компании. Тут просто. Попросите собеседника рассказать, какие ценности команды и компании он разделяет. Своими словами, со своим отношением к ним. Нам не нужны красивые миссии и цели с графиками. Советую не принимать заученных клише и штампов (leverage our synergies) в качестве ответов. Вряд ли живой человек в команде реально работает ради «эффективной капитализации активов корпорации на международных рынках». Для того чтобы составить мнение, достаточно честного ответа собеседника. Лучше, конечно, двух или даже трех ответов.
Как происходят изменения. Что, если вас устраивает почти все и вот это «почти» не дает принять решение? Что, если нравится абсолютно все в компании, но страшно: вдруг произойдут перемены и вы не сможете вернуть все как было? Что, если через год вы остро захотите заниматься другими задачами? Все это об изменениях.
Если в компании изменения не происходят, это важный факт в копилку принятия решения. Это не плохо и не хорошо. Иногда нужна передышка и спокойные условия. Если изменения в компании происходят и компания эволюционирует, узнавайте об этом подробнее. Как часто, как именно они происходят, чем бывают вызваны? И статичные, и динамичные системы хороши для своих целей и находят своих ценителей. Наша задача здесь — понять, как происходят изменения.
На что и как может влиять специалист. Смог ли ваш собеседник что-то изменить в работе. Что из изменений ваш собеседник считает позитивным, а что нет, и почему. Что удалось изменить в компании вашему собеседнику, благодаря чему.
Важны реальные примеры изменений, которые уже произошли. Если на вопрос, что вы можете изменить, на что можете влиять, ответ будет: «Да что угодно, на все можно влиять», но без реальных примеров, то вы не проверите это утверждение. А проверить нужно, ведь со временем мы захотим не просто пилить гаечку, мы захотим менять свое окружение, делая его лучше.
Вместо заключения
Теперь вы знаете, как можно провести собеседование с работодателем. Осталась самая малость — начать это делать, улучшать свой выбор. Это нормально. Это профессионально. Это умно. В конце концов, это вопрос взаимного уважения.
79 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.