×

Войти в ай-ти. Часть вторая: пособие для поступающих в вузы

В этой статье я расскажу о процессе вступления в жизнь студента айтишной специальности. Написана она не только для детей — тщу себя надеждой, что родителям она будет даже более полезна, чем вьюношам бледным, вступающим в жизнь. Часть советов я изложил в предыдущей статье, повторяться не буду. Там, где они отличаются, укажу, в остальном всё совпадает — читайте. Также я не буду рассказывать о студенческой жизни, это уже во множестве изложено до меня. Кроме того, можно спросить родителей, а родителям — попросту вспомнить.

Введение

«Тяжела и неказиста жизнь простого программиста»
© Диалог в баре

О программистах знают все. Даже дремучие постсоветские кумушки перестали пихать детей в повара: «Компьютерщиком будешь, в тёплом кабинете бабло зашибать». Но популярность имеет отрицательные стороны. Это на опытных есть спрос. А для начинающих ситуация обратная: на одну должность стажера в EPAM или GlobalLogic приходит до ста резюме. Чтобы попасть туда, нужно пройти семь кругов ада без гарантий дальнейшего трудоустройства. И никого не интересует, что в вузе ты хорошо учился, участвовал в самодеятельности и бегал за факультет в спартакиаде. Что же делать? Остальной текст посвящён тому, как сделать, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Большую часть ошибок совершил я сам, остальные видел. Да-да, вот такой я дурак. Не будьте как я — учитесь на чужих ошибках.

Зачем учиться

Я спросил одного кадровика, почему все непременно требуют высшего образования.
Он ответил:
«Чтобы была гарантия, что этот человек в состоянии пять лет подряд бесплатно заниматься тупой неинтересной фигнёй».
© Анекдот

Вот ты (или твой ребёнок)... Думаешь надо решать все, когда закончишь школу? А вот фиг — поздно! Поступил в девятый выпускной класс (десятый уже поздновато, но что делать — тоже покатит) — всё, детство кончилось. Нужно думать, куда идти дальше. И, как следствие, возникает вопрос: чего ты хочешь от жизни? Ни родители, ни друзья ответа на самом деле не знают, решение за тобой! Учитывай их мнение, но думай сам.

К чему это я? Да очень просто: высшее образование нужно не всем. Если посмотреть на программу любого отечественного вуза, с удивлением обнаруживаешь: от 30% до 60% дисциплин никак не связаны с будущей специальностью. Не верите? Тогда спросите у опытного программиста: что из необходимого для работы ты изучил в вузе? Часто отвечают: «А ничего, я учился по книгам или статьям в интернете — на пары ходил, чтоб не отчислили».

Но и это «не отчислили» нужно зачастую для получения отсрочки от армии (отношение к воинской службе — это отдельный вопрос, его мы касаться не будем). У работодателей дипломы тоже не котируются. «Приходят дубы — выходит липа» — это про украинские вузы. Приведу цитату от одного из преподавателей:

«По моему опыту, сейчас заканчивают практически все. Действует негласный запрет на отчисления. Так что уходят только те, кому очень нужно (состояние здоровья, выезд на пмж за границу и т. п.) А вот с работой по специальности — сложнее. Процентов 20 — точно работают не по специальности. Остальные — как придется. Именно разработчиками работает процентов 20-25 от всех выпускников, остальные — тестировщики, техподдержка и в смежных областях (типа дизайн сайтиков рисуют)».

Диплом перестал быть гарантией каких-нибудь знаний. Поэтому работодатели даже не спрашивают, есть он или нет. Закончил что-то — и хорошо, не закончил — ладно. Тем более, никому не интересны оценки, умел бы работу делать. Единственное, где этот документ полезен — иммиграция в качестве высококвалифицированного специалиста. Да и то, может быть заменён подтверждённым опытом работы.

Но для чего всё-таки нужен вуз? «Умение учиться, полезные знакомства» — чушь всё это! Высшее образование направлено на получение фундаментальных знаний: математика, физика, теоретические основы информатики. Далеко не каждая работа требует так углубляться: фундамент — дело хорошее, но для небольшого домика на две комнаты плюс кухня не надо рыть котлован, как для небоскрёба. И польза от котлована будет только, если небоскрёб достроить до конца. В то время как небольшой дом из пеноблока можно возвести за несколько дней и жить всю жизнь. Так и с фундаментальными знаниями — они нужны много погодя начала карьеры. Мне 37 лет, я в индустрии с 2004-го года, но только сейчас мне понадобилась часть, остальные не нужны до сих пор!

Так что вывод из этой части статьи такой: если вопрос с военкоматом урегулирован (как вариант, собираешься служить — напомню, отношение к армии мы не обсуждаем) и ты не собираешься в околонаучные сферы — высшее образование нафиг не нужно! Вместо него, пойди на Coursera и пройди курсы в рамках какой-то специализации, например, Java, выучи английский и иди устраиваться на работу. К тому времени, как твои более зависимые от общественного мнения одногодки закончат вуз, у тебя будет два года опыта, деньги и уверенность в жизни. Уважаемые родители, убедительная просьба: не заставляйте детей пять лет протирать штаны, получая никчёмное высшее образование, особенно если у них есть чёткий план в жизни.

Другое дело, если внутри трепещет божья искра тяги к исследованиям. Чтобы её раздуть, ты согласен ограничить заработки, досуг, общение с противоположным полом наконец. Тогда-то и следует вспомнить, что ты в девятом классе, и садиться за учебники, пока не поздно. Неплохо было бы поступить в лицей или школу с физико-математическим уклоном, тем более замечательно поучаствовать в олимпиаде или Малой академии наук по профилирующей дисциплине, а то и выиграть. После этого путь в хороший вуз гораздо ближе. О том, куда поступать, речь пойдёт ниже.

Как поступить

Человек, находящийся на самой вершине горы, не упал туда с неба.
© Конфуций

Никаких секретов здесь нет — учиться надо. Пока не поздно браться за ум. Раньше для поступления нужно было сдавать экзамены в вузе и это было нехилым источником дохода для особ, приближённых к императору. Сейчас же вам повезло — введено ВНО. Вполне реально его сдать на 170 баллов. За третье место во всеукраинской олимпиаде дадут 10 дополнительных баллов, за второе 20, за первое 30. Максимальное количество составляет 200, и с ними, как мне шепнули на ушко, можно поступить куда угодно на бюджет. Приёмная комиссия ничего не может сделать, хоть захлебнись слюной — на процесс сдачи ВНО повлиять не в состоянии.

Правда, для получения этих баллов, тем более места на олимпиаде нужно трудиться. Теперь понятно, почему я сказал, что задумываться надо в 9-м классе, а не когда настала пора поступать?

Куда поступать

«Не место красит человека»
© Слащавая и ложная поговорка

Определились вы, что институт нужен. Куда? Чем «центрее», тем лучше! Я сейчас скажу вещь, за которую меня некоторые возненавидят: в провинции жизни нет! Не верите? А посмотрите на рейтинг вузов. Образование лучше в центре, имеющий глаза да увидит!

Как вы думаете, где больше возможностей для трудоустройства? Есть ли работа скажем, в Измаиле, особенно для начинающих? Сколько за это платят и каково само качество вакансий: это будет программирование для UBS-банка в Luxoft или «мальчик-компьютерщик» на советском заводе? «Мальчик» — потому что предрассудки сильны, и девочку на завод инженером не возьмут.

Как известно, заказчики в украинском IT сплошь иностранные (местный рынок умер не родившись). Что легче: прилететь в Киев и всё или тащиться потом на поезде в Каменец-Подольский вместе с клиентом, мягко говоря офигевшим от украинского сервиса?

Далее, где больше музеев, спортивных секций, кружков по интересам, достопримечательностей? В конце концов околоайтишные мероприятия проводятся в Киеве или Херсоне? Вот и думайте, куда вам поступать. Можно, конечно, отучиться и в провинциальном универе, если выхода другого нет. Но покорять Олимп будет в разы тяжелее.

Я сам приехал из маленького города в Харьков. В кармане у меня было 100 долларов, в руках одна сумка. Кто думает, что легко начинать с нуля, когда твои одногодки уже два года работают по специальности, пусть подумает ещё раз. Приходилось и комнату с хозяйкой снимать, и брать с работы пакетик чая — булку с утра запить. Самое интересное, что я вроде бы тоже работал два года, но вот беда — уровень, достаточный для николаевских контор, был в Харькове, что называется, ниже плинтуса. Так что не повторяйте моих ошибок — отрываться от мамки гораздо легче в нежном возрасте, чем когда ты уже здоровый дядя.

Что учить, на что забить

«От сессии до сессии живут студенты весело,
а сессия всего два раза в год»
© Поговорка отчисленного из института

Как я уже писал, программа постсоветских вузов далека от совершенства. В нее напихана куча дисциплин, которые нафиг не нужны для дальнейшей работы! Возьмём, например, политологию. Конечно, для будущего программиста очень важно знать, как оно было в Древнем Риме. Или экологию: строительство «биосферы 2» весьма пригодится для программирования банковских транзакций. Постсоветская образовательная система ужасно хочет сделать студента всесторонне развитым. Проблема однако в том, что это за счёт знаний по специальности.

На что обратить внимание? Помните, я писал — вуз нужен для фундаментальных знаний. Для программиста это, во-первых, теоретические основы информатики: языки программирования, теория баз данных, подходы к разработке и так далее. Во-вторых, это разнообразная математика. В-третьих, английский. Я знаю людей, которых брали на работу только потому, что они могли общаться с иностранным заказчиком. Английский — must have!

Но не сделайте ошибку, которая привела многих талантливых людей к отчислению. Они учили только интересные им дисциплины, но сдавать-то нужно всё! Из-за зачёта по истории Украины вылететь можно так же, как из-за теории вероятностей. Вначале экзамен, потом пересдачи, потом вывешивают дацзыбао (последнее китайское предупреждение) — список на отчисление у деканата. И всё, ты уже не студент!

Другое дело, что уделять времени на ненужные предметы стоит ровно столько, чтобы их сдать. И если есть возможность набрать несколько нужных кафедре философии листочков машинописного текста и получить зачёт — сделайте это. Освободите время для более важных вещей.

Как выбрать специализацию

«Учись студент, или будешь всю жизнь ключи подавать»
© Голос сантехника, вынырнувшего из люка с гавном

Вы, наверное, уже знаете, что программисты бывают разные, более того — в IT есть ещё тестеры, системные аналитики, менеджеры и так далее. Что делать?

В первой части я писал, что свитчерам нужно выбрать специализацию с входным порогом поменьше, чтоб легче было его перепрыгнуть. Так вот, у студента-программиста ситуация другая. Нужно выбирать специализацию с наивысшим порогом. Почему? Вы учились пять лет, потратили на это большую часть молодости. Но какой в этом толк, если работать «эникеем» в фирме «рога и копыта»?! Или вы думаете, разработчику сайтов-визиток нужна математика, знание алгоритмов поиска на графе? Используйте свои знания и выбирайте направления, недоступные простым смертным. Как минимум это должен быть разработка энтерпрайз-систем (для бизнеса) на Java или .NET. Big data (операции с большими объёмами данных) или машинное обучение (раздел искусственного интеллекта) — ещё лучше. Платят за это хорошо, потому что есть спрос и конкуренции мало — нужно много учиться.

Геймдев? Не вляпайтесь!

Есть ещё одна специализация — разработка игр. Хорошо подумайте, прежде чем ее выбирать. С ослиным упорством в игроделы ломится школота. А как же, ещё дети! Там всё блестит и сверкает, да и поиграть хочется.

Поначалу, когда в сердце юношеский максимализм, в голове надежды на светлое будущее, а ниже спины шило — всё неплохо. Но потом упс — проблемы! Работодатели прекрасно секут фишку и выжимают из одержимости вчерашних детей, что могут. Во-первых, зарплаты в играх раза в два ниже, чем в среднем по отрасли. Во-вторых, переработки! Некоторые так и говорят: хотите работать восемь часов в день — уходите из игростроя. Почитайте интервью рекрутеров фирм, которые занимаются играми. У каждого первого красной вязью звучит мысль: «Нам нужны фанаты!» О том, что избавляются от людей, которые хотят чего то ещё, помимо морального удовлетворения, стараются не вспоминать.

«Да, в аутсорсе платят больше, но я — фанат геймдева.
Снимать квартиру, есть не одни только макароны и заниматься играми — что ещё нужно?»
© Владелец игровой студии

Ну и останешься ты в 27 лет уставший от диких переработок и с опытом индустрии для детишек. Вдобавок, вакансий на разработку игр немного, и на них уже стоит очередь школоты с горящими глазами. Нужно это тебе? Не думаю! В геймдеве можно работать для первого опыта, не более двух лет и незамедлительно сваливать в более хлебные места.

Есть, правда, одна оговорка: за разработку азартных игр, геймблинг, платят неплохо. И там не требуются горящие глаза — все понимают, что время и деньги на рулетку просаживают или преуспевающие бизнесмены, или люди, не знакомые с основами теории вероятностей. Это чистой воды бизнес, без сказок о интересной работе. Хотя, конечно, бывает по-всякому.

Не витайте в облаках

Думая, чем заниматься в будущем, будьте прагматиками. Поинтересуйтесь, что пользуется спросом, и не занимайтесь тем, на что спроса нет.

Сейчас я побуду занудой и произнесу фразу: «А вот в наше время». Так вот, теперешним студентам очень повезло — работа в украинском IT есть весьма разнообразная. В моё время выбор был весьма ограничен (можете считать меня дедушкой, но это действительно так), однако я не воспринял этого всерьёз. Вместо изучения Java Enterprise, .NET или ещё чего-то, на что был спрос, я упрямо решал дифференциальные уравнения. В моих розовых мечтах представлялось, что где-то там, в далёком Киеве, Москве или Нью-Йорке знания теории вероятностей или языка пролог будут оценены. Как же, ведь это гораздо сложней, чем делать сайтики или писать. Прошли годы, я вышел на рынок труда и с удивлением увидел, что Common Lisp не нужен, от слова «совсем». В итоге, мне пришлось спешно осваивать что-то, с чем можно получить хоть какую-то работу.

Да, сейчас искусственный интеллект и машинное обучение испытывают подъём, но за 16 лет многое забыто, ведь работать с ними не пришлось. А если бы и пришлось — годы сильно стирают память.

Поэтому совет такой: избирая стезю, узнайте, что пользуется спросом, и не думайте, что где-то, неизвестно где, ситуация другая.

Начало рабочей жизни

По-моему, работать по специальности нужно начинать с третьего курса. За любые деньги, пусть даже небольшие — главное опыт. Пусть это будет полдня, пусть зарплаты едва хватает на проезд — не важно! Работая как студент за небольшие деньги, вы имеете право на ошибку. Подрабатывать же начинать нужно буквально с первого курса. Когда это делать? А летом! Время между школой и поступлением будет вашими последними каникулами — вот, пожалуйста, убедитесь. Поэтому дочитавшим до этого места маленький бонус — наслаждайтесь последними каникулами. Больше такого в вашей жизни не будет! Вы уже взрослые и можете задерживаться допоздна, покупать алкоголь и презервативы. С другой стороны, не нужно задумываться о хлебе насущном — родители пока кормят.

В заключение, хочется пожелать всем вступающим на нелёгкую стезю программирования удачи. Вы живёте в удивительное время возможностей. Дерзайте и будьте много успешнее, чем дядя Вова, пишущий эти строки!

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось2
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




Найкращі коментарі пропустити

Хороший набор личных стереотипов.

Мне 37 лет, я в индустрии с 2004-го года, но только сейчас мне понадобилась часть, остальные не нужны до сих пор!

Он сынки, мне вот сто лет — а я такой же сильный, как и в молодости! Видите, во дворе каменюка лежит? Вот я как в молодости ее поднять не мог — так и сейчас не могу!

В цій статті є одне дуже-дуже небезпечне суб’єктивне твердження:

Не витайте в облаках
Думая, чем заниматься в будущем, будьте прагматиками. Поинтересуйтесь, что пользуется спросом, и не занимайтесь тем, на что спроса нет.

Отак виростає покоління ситих медіокрів, які там де тепло, а не там, де хочеться і до чого маєш талант.

Хорошая статья, все по делу.

Хоть и радоваться нечему, но положение высшего «образования» в Украине пока что таковым и является, любой курс/интернатура будут лучше 4 лет просиживания штанов. Жаль только многие совковые родители не дадут чаду заниматься тем, что интересно, и впихнут в вузик, где тот только на 3-4 курсе очнется и поймет, что теряет время.

Проблема тут в том, что извне вуза сложно многим родителям и абитуриентам поверить в то, что образование даже в топовых Киевских вузах — пустышка, тут надо побыть в этой прогнившей системе изнутри. Из-за этого спрос на корочку еще будет держаться некоторое время, пока старые пердуны из деканатов и кабинетов не повыходят на пенсии и программу переделают, выбросив совковый мусор вроде «Охраны труда», я уже молчу про программы предметов по специальностям.

Абитуриентам, которые собрались в науку или действительно хотят погрузиться с головой в учебу, советую поступать за границу. Учить язык, копить деньги, отмазываться от военки, короче направить все силы, чтобы поступить за границу. Да, может это сложнее, чем надрочить зно на 180 и поступить в Киеве, но результат соответствующий будет.

120 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

хех
случайно попал на твой этот текст, ну и топ каментов на фоне «сейчас» и «еще ожидается» — как бы говорит сам за себя и их авторов также

>

В геймдеве можно работать для первого опыта, не более двух лет и незамедлительно сваливать в более хлебные места.

Ну вот неправда. Вполне себе норм зарплата.

А про ГеймДев сказано дуже точно!

>К тому времени, как твои более зависимые от общественного мнения одногодки закончат вуз, у тебя будет два года опыта, деньги и уверенность в жизни.

Поправочка: закончат вуз, и будут иметь 3-4 года опыта и стабильный доход, ибо пошли работать на 3-4 курсе.

Это хорошо для столицы, но я вот учился в провинции. Ну, имел я к выпуску два года опыта в обсерватории и шо? Кому это интересно?
Если бы поехал без ВУЗ-а сразу в столицу, заработал бы больше

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Именно разработчиками работает процентов 20-25 от всех выпускников, остальные — тестировщики, техподдержка и в смежных областях (типа дизайн сайтиков рисуют)

Неоднократно видел такую картину, когда человек отучившись в ВУЗе на программиста и умея программировать, идет в тестировщики или замуж, тупо потому что им страшно. Это сильно смазывает статистику

Вместо эпиграфа:
AnDro3d: Вопрос: в лоб ***ться будешь?
AnDro3d: Извините, двоеточие не там поставил..
bash.im/quote/405132

Пошел на заочку ради корочки, в армии отслужил или «порешал», че сложного-то что понадобилось столько текста? Незачем там штаны просиживать в этих вузах.

Для хрюш, для эмиграции и тд.

Если преодолеть много субъективных моментов «не учитесь, не выбирайте, не делайте», то статтья дельная. Особенно хороша рекомендация по специализации. За время преподавания в кибернетике увидел как несколько очень сильных студентов по факту работали непонятно кем в банках. Но это было давно и нынешние студенты гораздо зубастее.

Очень ок статья, особенно, если выбросить часть где идти в универ не нужно. Ну и применима к Украинским реалиям. Стоит еще подумать поехать учиться в европу/сшп/канаду по обмену студентами тп. Попасть на стажировку в гугл/фб/етц.

если выбросить часть где идти в универ не нужно

Я написал «нужно не всем». Если ты собираешься всю жизнь грести на галере, желательно без особых напрягов нафига тебе теория чисел, или физика атомного ядра? Курсы, пет проект, работа!

p.s. В заграницах есть колледжи, где учат примерно то же самое, что на курсах только организованно — дают конкретные навыки для работы. На Украине потуги на создание таких колледжей это только ШАГ, но там бывает печально.

всю жизнь грести на галере, желательно без особых напрягов

Така себе перспектива 😊

Курсы, пет проект, работа!

А это поможет двигаться сильно дальше. Да и со временем можно доучить что нужно (когда придет понимание) и двигаться дальше.

Така себе перспектива 😊

Ты не представляешь для какого количества, например, учителей это мечта всей жизни: работать восемь часов в день, получать зарплату которой хватает и ещё отстаётся.

Да и со временем можно доучить что нужно (когда придет понимание) и двигаться дальше.

Совершенно верно. Вот я сейчас вспоминаю математику.

Ты не представляешь для какого количества

Очень хорошо представляю, но стремиться нужно выше.

Кому нужно, пусть тот и стремится. У кого то другие цели и что? Они же тебе не мешают, вот и ты не мешай им.

Понятно, что все очень индивидуально и есть всегда есть отклонения, но если бы мне попалась эта статья в 2002 я бы сделал на 90 процентов меньше ошибок. Да, образование надо, фундаментальное тем более. Особенно, если ты не планируешь всю жизнь веслать в аутсорсе. Но приведенные Вовкой советы довольно практичны и позволяют зайти на профессию и начать зарабатывать реальные деньги.

Субъективная статья, основанная на неудачах и личном опыте автора

Диплом перестал быть гарантией каких-нибудь знаний. Поэтому работодатели даже не спрашивают, есть он или нет. Закончил что-то — и хорошо, не закончил — ладно.

Да неужели???)))

Покажи мне, где требуют принести диплом

Ну это один случай на 100, я вот в барклайзе не работал и живой

Согласна с тем, что надо подрабатывать уже с универа по специальности, ибо после окончания вуза никому не нужен без опыта, пусть ты даже и молодой, и красивый) .
А на счет практического выбора профессии :в 2001,когда я поступала в вуз, аншлаг был на юристов/экономистов. В кризисы именно эти специалисты были безработными(а ведь выбирали якобы перспективные профессии). Поэтому, хз как выбирать.

на счет практического выбора профессии :в 2001,когда я поступала в вуз, аншлаг был на юристов/экономистов

Странно. Я вот вполне сознательно не стал поступать на юриста потому, что видел что это ни к чему не приведёт: их стали учить везде, вплоть до курсов кройки и шитья и мотивация была «та, всё равно не буду по специальности работать, но знание законов пригодится»

Да я, в принципе, тоже выбирала профессию, исходя из того, что может всегда прокормить + нравится.
Я помню те времена, юристы/экономисты/банкиры неплохо зарабатывали.Например, в банках.Моя родственница, работая в банке ,смогла и квартиру купить по минимальной кредитной ставке, и детей поднять. Чем не пример? Подготовительные курсы при универах ( 10-11 классы) в те времена включали по 2-3 потока будущих экономистов, финансистов итд. А потом кризисы свалили самых неприспособленных.

Когда я слышу, что кому-то «дифуры в жизни не пригодились» хочется взять учебник Арнольда и по... ну вы поняли. Я вам скажу зачем нужны дифуры. Это весело. И теория групп это весело. И теорвер это весело. А если вам не весело — не идите в вуз, не засоряйте аудитории.

А потом знаешь как не весело спрашивать себя: «почему же меня не берут на работу, я же знаю дифуры! При этом каких то лентяев знающих java берут!»

Кстати, задачник «филлипова» я тоже прорешал

если это такая шутка, то зачёооооот

Я вам скажу зачем нужны дифуры. Это весело.

Мне вот в универе как раз дифуры нравились. И численные методы. Но сейчас, спустя 10 лет после выпуска, я не помню уже ни того, ни другого. Даже простейшее дифференциальное уравнение не решу.

два чая. Мені ще теорія ймовірностей подобалась.

Вот по некоторым комментариям складывается впечатление, что есть люди у которых прохождение собеседования — это главный и единственный смысл в жизни, и вся жизнь — от собеседования до собеседования.

Ты знаешь, как то глупо учить математику чтобы работать грузчиком потом.

Ты знаешь, как-то глупо придумывать бессмысленные причинно-следственные связи, а потом писать, что это как-то глупо.
Можно знать математику и работать грузчиком. Не «чтобы», а «и». Более того, мне на стройке физмат даже помогал упрощать жизнь.
А сейчас, сидя в кресле qa, я с ностальгией подмечаю, тяжелый физический труд в графе «опыт работы» многим бы не помешал, чисто ради жизненного опыта.

тяжелый физический труд в графе «опыт работы» многим бы не помешал, чисто ради жизненного опыта.

"Дороговат" будет жизненный опыт, не всем «по карману». Надеюсь поймешь.

Как вариант еще есть «индивидуальный график». Материал получили и на почту или офлайн в определенные даты сдали.
Работе не мешает и можно +/- планировать что и когда сдавать/учить

наконец-то годная статья. согласен с тем что планку самому себе надо поднимать а не опускать. инвестировать время в свою подготовку, выбирать лучший вуз, лучшего работотателя. если не возьмут тогда уже выбирать что-то попроще. а в конторе «рога и копыта» молодой разработчик ничему толковому не научится , и есть шансы затянуться в болото и похерить свой собственный прогресс

Какой-то мануал как стать гребцом на галере.

А потому что сюда еще не пришла тяжелая лапа глобального рынка. Когда придет — говноляпы по стенам примерно уравняются по зарплатам с говноляпами по экрану.

Как связано образование и посещение украинского ВУЗ-а?

Можеш поспілкуватися з людьми які вчилися на відмінно навіть у провінційних вузах, з тими хто там погано вчився і зовсім не вчився — різниця відчутна на око, навіть тестів ніяких не потрібно

а ви впевнені, що правильно визначаєте причину і наслідок?

моя версія полягає у тому, системність і старанність дозволяють досягати мети.
проте під час навчання можна обійтися без них.
і навіть з цими якостями можна отримувати погані оцінки(наприклад, якщо конфлікти з викладачами).

тому не кожен, хто добре вчився, потім зможе хоча б чогось досягти.
і не кожен, хто досягає — неодмінно вчився, ще і успішно.

Ви так говорите, як ніби українська освіта дає необхідні знання.
З іншого боку — треба освітою пишатися?

Ок, достатніх знань програмування, хоча б типових паттернів проектування, сучасних принципів розробки, прикладного застосування теорії, нормального рівня англійської. Це можна перераховувати нескінченно довго. Сучасний світ відходить навчання у ВУЗах, мікрокурси значно ефективніші.

Нікому не потрібні костилі, що відомі під назвою шаблонів проектування? Ви часом ООП не цураєтеся, як щось жахливе?
XML — корисний формат, тим більше, легасі ніхто не відміняв.
Дурня по типу що додалося в останній версії Java — далеко не дурня, а не питають її лиш тому, що це все гуглиться за хвилини.

Це ж не я придумав. :)

Ты придумал. Просто синьоры знают это, а вот мидлоджунов спрашивают

Я не проти XML як такого, я проти того щоб його викладати у ВУЗах. Це не фундаментальні знання які не варті нічого.

Цель ВУЗ-а дать профессию.

просто жаба почала розвиватися і ці костилі почали відпадати за непотрібністю

Да ладно, такое впечатление что шаблоны присутствуют в одной жабе. В лиспе их полно, равно как и в скале

Професію дає ПТУ. ВУЗ дає освіту, що включає набагато більше ніж просто вміти працювати за станком

И ВУЗ даёт профессию, просто она уровнем повыше

Почитай книги по лиспу, скале и т.п. там целые разделы по реализации соответствующих вещей

Посмотри Хювеннён-Сеппянен, Мир Лиспа.

нічим не краще за класичне структурне програмування. А може і гірше, як з якої сторони подивитися.

А може і краще, якщо подивитися з іншої.

Давайте розберемося в термінології. Що ви маєте на увазі під словом «еліта»?
До того ж, треба враховувати таке поняття як престижність.

Проблемка с рейтингом вузов есть. Специализированные вузы в середине рейтинга? Верно, их студенты куда более четко представляют что хорошо, а что плохо. И оценивают реалистичнее.
ХНЕУ в начале рейтинга? Спасибо, я видел их выпускников. Лучшее что он дает — расширенный французский.

наслаждайтесь последними каникулами. Больше такого в вашей жизни не будет! Вы уже взрослые и можете задерживаться допоздна, покупать алкоголь и презервативы.

Мля, прям по больному бъет :(

а где про

палкой в бубен

это фейковый Кожаев

В цій статті є одне дуже-дуже небезпечне суб’єктивне твердження:

Не витайте в облаках
Думая, чем заниматься в будущем, будьте прагматиками. Поинтересуйтесь, что пользуется спросом, и не занимайтесь тем, на что спроса нет.

Отак виростає покоління ситих медіокрів, які там де тепло, а не там, де хочеться і до чого маєш талант.

Дядя, тут такое. Выбирай куда тебе: к сытым, или к талантливым. Я выбираю первое, ибо на голодный желудок долго не проживёшь.

Одне іншому не заважає. Навіть навпаки.

Дааа.... ну вот расскажи мне такое: я после выпуска из института неплохо программировал на прологе(прорешал все упражнения в книге Братко), и достаточно хорошо на лиспе(прорешал все упражнения в книге Хювенёна и Сеппянена), реализовал несколько игрушек простых(алгоритм альфа-бета отсечения) разбирался в прикладной математике(теория вероятностей, приближённые вычисления, диф. уравнения, геометрия и т.п.) то есть, то для чего сейчас существует куча библиотек я реализовал руками за годы учёбы. Перерешал задачник Базылева по геометрии, Демидовича по матанализу, Фаддеева и Соминского(курс общей алгебры), прочёл и прорешал «комбинаторику» Виленкина(ещё в школе), задачник Савельева по общей физике прорешал, до него Балаша.

И темой дипломной работы у меня было создание ПО по определению выгоревших областей в ПЗС матрице(такая шайтан-машина для фотографирования).

Закончил ВУЗ я в 2006-м году. Куда мне было идти с этими знаниями? Ну давай, расскажи — где было снискать хлеб насущный? Нахер никому не надо была тогда комбинаторика. 1С, PHP, максимум Java

1) Всегда есть компонент использования науки для общего развития мозга, и при этом выбранные курсы могут быть достаточно далеки от конкретного направления. По самому себе такое оценить сложно, нужна методология.
2) Да, может, именно такой математики столько и не нужно. Для программиста ценнее те направления, которые от «дискретной математики» с продолжением в теорию алгоритмов, категорий и т.п.

Ну а что у нас было до 2010-х в программировании — увы, факт. Я пересиживал это время сисадминством, например :)

именно такой математики столько и не нужно. Для программиста ценнее те направления, которые от «дискретной математики»

Дискретную математику я тоже прорешал, на столько хорошо что мои лабораторные принимал сам Устинов(тот самый, которому дали «условно» за взятки)
Однокашники помнят

Если следовать вашим рекомендациям — то вам поступать надо было как раз в продажи. В то время ИТ было с совсем другими деньгами. Но что было бы потом ? Писали бы на dou пост «как продажнику после 30-ти войти в ит ?»

Я поступал в 2000-м году, вполне сознательно туда, где платят

На галерах да. А я вот как раз где то тога же пришел в компанию с продуктом у кот-го килл-фича была реализована на генетическом алгоритме.
Но между нами девочками Братко и Пролог были уже устаревшими в 90-х годах пошлого века ;).
Ну и пример. Однокурсник уехал в Германию продолжать свои студенческие наработки в моделировании распыла форсунок ЖРД или дизеля.
Все зависит от знаний и умения их применить. А на галерах да — РНР и Джава до сих пор в спросе. А, да, еще девопс.

Дядя, давай так: вот я — выпускник 2006 года разлива. Куда мне было деваться в год выпуска со знаниями, пусть устаревшими но вполне валидными на мировом рынке? Ты ж понимаешь: учить нужно то, на что можно найти работу. Толку от знаний всей этой математики, если пойдёшь потом в макдональдс?

Знание пролога из книги Братко были не валидными уже когда Я их получал. А это было еще когда СССР был. Но мне он помог понять SQL.
А если собрался в макдак на кассу то да — ни математики ни реляционной алгебры не надо.

Знание пролога из книги Братко были не валидными уже когда Я их получал.

Ну так знания искусственного интеллекта вполне. Разве нет? Куча алгоритмов в книге Братко вполне актуальны.

А если собрался в макдак на кассу то да — ни математики ни реляционной алгебры не надо.

Моё предложение таково: смотреть на рынок труда и смотреть, что там надо вместо бездумного изучения высоких абстракций в надежде, что когда нибудь они да пригодятся. Возможно, часть математики следует перенести на то время, когда будет понимание зачем она нужна на практике. В Украинских ВУЗ-ах она абстрактная, на примерах 19-го века

Не так то, что что то с математикой требуется последние три года. До этого сплошной спринг/хибернейт/sql/xml.

Ты понимаешь, это было в 2006-м году. Люди с математикой, но без опыта не нужны были

К слову, когда поступал я (1998) — ничто не говорило о том, что ИТ будет такой хлебной и нажористой отраслью. Первые аутсорсинги начали открываться только когда я был курсе на третьем, и туда начали понемногу попадать вчерашние студенты. Тогда было модно поступать на маркетинг, экономику и менеджмент ВЭД, чуть ли не все ВУЗы тогда открыли у себя набор на такие специальности (и кому они нужны теперь?). «Поступать на ИТ» не имело особого прагматического смысла.
Сейчас, вероятно, было бы разумнее поступать куда-то где дадут machine learning...

Ну, а что дядя Вова сидит по жизни на попе ровно — это, конечно, такой себе ориентир для молодежи )

дядя Вова сидит по жизни на попе ровно

Дядя Вова на попе ровно не сидит, другое дело что попа — вещь нежная и если слишком долго на ней пережиматься появятся морщины

Первые аутсорсинги начали открываться только когда я был курсе на третьем

Нет. Они уже существовали на момент Вашего поступления.

Заниматься в жизни надо пересечением «хорошо платят», «не очень противно этим заниматься», «хорошо получается», «максимально сложно что я могу освоить». А там где ты очнётся и есть талант — у нас нет такого количества вакансий певцов, художников и спортсменов. Да и занимаясь хобби по 8-10 часов на день легко остаться без хобби.

В целом со всем согласна и тут же вопрос, который меня давно интересует: что если отправить дите учиться в Германию? Есть ли выхлоп? Смотрю не так и затратно, да и дают потом 1.5 года по поиск работы там. Есть ли на доу те, кто пошли этим путем?

Ну отправишь, а дальше? Что ему там, знания лопатой в голову положат? И зачем в Германию, если здесь налоги ниже

Ну при чем здесь лопатой? Может там нормально обучают, мои коллеги-европейцы с ихними дипломами неплохо себя чувствуют.
Зачем Германия — у меня есть мнение, не знаю, может оно ошибочное, но тем не менее... что там можно хорошо себя чувствовать середнячкам. У нас в стране, чтобы стоять на ногах, надо много вкалывать и преодолевать, выживают сильнейшие.

Так вот именно, что не хочу детям желать этого:

брать с работы пакетик чая — булку с утра запить

в моем случае — на одной гречке месяц )))
Нафига эта Спарта? Если можно спокойно жить-поживать, использовать преимущества европейской социальщины.

лопатой в голову

ан нет — настоящий

Если дите хочет — почему бы и нет. Для переезда в почти любую страну нужен профильный диплом, а не только опыт. А так за n лет можно получить образование, часто опыт работы и вообще понять хочешь ли ты там жить.

Если дите хочет

Та пока оно еще не знает ))) Но на такой серьезный шаг нужно настраивать, и себя в том числе.

відправляйте і не думайте. націлюйтесь відразу на Університет а не Hochschule. відомі на весь світ універи RWTH Aachen University, Technical University of Munich, Technische Universität Berlin, знаю девелопера з України який закінчив у Мюнхені Університет і зараз в Каліфорнії працює на BMW. Думайте скоріше бо в двох землях навчання для іноземців уже не безкоштовне.

Хотелось бы больше конкретики именно о качестве образования. А то у нас тоже куча выпускников ХНУРЭ и политеха работает в гуглах и амазонах.

1)немає корупції від слова зовсім
2)молоді і не дуже професори з досвідом роботи в науці та індустрії у кого є власні стартапи чи успішні продуктові компанії чи просто консалтниг.
3) маса проектів з індустрією починаючи з 2-3 семестру на бакалавраті
4)освіта зачасту ведеться двома мовами німецьки і англійська
5) черга компаній з сіліконової долини за випускниками цих універів.
список можна довго продовжувати. Не хочу нікого образити але порівнювати ХНУРЕ і Мюнхеньский технічний універ це як порівнювати МIT та KPI. Інженери після ХНУРЕ в США це скоріш виключення, інженери після Аахену чи Мюнхену це закономірність і масове явище.

Отправляйте. Там очень круто учат. Устроиться затем можно будет где угодно, тк на выходе сразу будет отличная база + инглиш + дойтч.

Хорошая статья, все по делу.

Хоть и радоваться нечему, но положение высшего «образования» в Украине пока что таковым и является, любой курс/интернатура будут лучше 4 лет просиживания штанов. Жаль только многие совковые родители не дадут чаду заниматься тем, что интересно, и впихнут в вузик, где тот только на 3-4 курсе очнется и поймет, что теряет время.

Проблема тут в том, что извне вуза сложно многим родителям и абитуриентам поверить в то, что образование даже в топовых Киевских вузах — пустышка, тут надо побыть в этой прогнившей системе изнутри. Из-за этого спрос на корочку еще будет держаться некоторое время, пока старые пердуны из деканатов и кабинетов не повыходят на пенсии и программу переделают, выбросив совковый мусор вроде «Охраны труда», я уже молчу про программы предметов по специальностям.

Абитуриентам, которые собрались в науку или действительно хотят погрузиться с головой в учебу, советую поступать за границу. Учить язык, копить деньги, отмазываться от военки, короче направить все силы, чтобы поступить за границу. Да, может это сложнее, чем надрочить зно на 180 и поступить в Киеве, но результат соответствующий будет.

пока старые пердуны из деканатов и кабинетов не повыходят на пенсии и программу переделают, выбросив совковый мусор вроде «Охраны труда», я уже молчу про программы предметов по специальностям.

Золотые слова

пока старые пердуны из деканатов и кабинетов не повыходят на пенсии

Да толку, их заменят такие же :) Круговорот старых пердунов в системе образования — он постабильнее Гольфстрима будет...

Мне 37 лет, я в индустрии с 2004-го года, но только сейчас мне понадобилась часть, остальные не нужны до сих пор!

Он сынки, мне вот сто лет — а я такой же сильный, как и в молодости! Видите, во дворе каменюка лежит? Вот я как в молодости ее поднять не мог — так и сейчас не могу!

В наших ВУЗах учат учиться. Но этому можно научиться и самому.

Ага, учиться. Особенно правилу трёх з(зазубрил, ждал, забыл)

Учат сдавать палевные лабы в последние сроки, зубрить хренотень на гуманитарных предметах (потому что преподаватели некомпетентны эти предметы нормально преподавать), садиться с правильной стороны от препода при сдаче лаб и пользоваться амперметрами 80х годов на лабораторных.

А то что сам выучишь, так ВУЗ здесь не причем.

Учат сдавать палевные лабы в последние сроки

Очень жизненный скилл.

зубрить хренотень на гуманитарных предметах

И это тоже.

льзоваться амперметрами 80х годов на лабораторных.

Свойства электрического тока за последние 30 лет не изменились, зато часто наблюдаю людей считающих 5 процентов от 100 на калькуляторе.

Свойства электрического тока за последние 30 лет не изменились

Да, но приборы за много лет в лучшем случае теряют точность. В худшем — показывают хрень (правда амперметр вряд ли полную хрень покажет, но другие приборы могут).

А кого в обучении интересуют абсолютные цифры? Главное знать, что амперметр включается последовательно, а вольтметр пареллельно, что такое класс точности, цена деления, абсолютная и относительная погрешности.

Например цель лабораторных по физике чтобы студент обсуждаемые в теории явления мог увидеть на практике и убедился что все формулы на лекции правильные и работают. Это сложненько сделать с полуработающими и неработающими приборами.

Да, с приборами вообще проблема. Смысл лабораторной работы в том, чтобы на практике проверить законы физики. Я вот не понимаю: какой смысл в лабораторной, если на практике можно проверить только, что прибор сломан?

пользоваться амперметрами 80х годов на лабораторных

А потом, с*ка, писать в бумажечку теоретически верные результаты (а не те, что намеряло поломаное оборудование). Я так с одной лаборантшей конфликтовал. Пишу то что показывает прибор, а она мне «но такого не может быть».

Сам себе человек обычно трудностей не создает. И в дальнейшей жизни успешнее не те, кто не испытывал никаких проблем, полностью сосредоточившись на учебе, сдавая все обязы с полуслова, согласитесь. Хотя, это, наверное, справедливо для прикладных наук и инженерных специальностей. Лучшие мои одногрупники уже лет 20 как сидят в НИИ Британии и Штатов и, наверное, эти 20 лет они прожили лучше, чем я.

Хороший набор личных стереотипов.

Підписатись на коментарі