×Закрыть

Itera Consulting готовит инженеров от программирования

Практика образовательных программ для студентов — обычное дело для ИТ-компаний. Однако большинство из них выглядит довольно однообразно: начитка теории (ЯП, технологии) — проект-имитация рабочего процесса — в бой или на вольные хлеба. В компании Itera Consulting тоже есть своя образовательная программа, однако её подход кардинально отличается от изложенного выше. Здесь решили готовить специалистов в достаточно экзотичной для нашей страны области программной инженерии, при этом в плотном сотрудничестве с вузом, в данном конкретном случае — НАУ.



Игорь Мендзебровский, генеральный директор Itera Consulting — один из авторов государственной программы по специальности «Программная инженерия»


Курс обучения не включает в себя ни одной сугубо технологической дисциплины или ЯП — с этим, по мнению, организаторов проекта, вполне справляется институтская программа. По словам Игоря Мендзебровского, генерального директора Itera Consulting, программа дисциплин программной инженерии охватывает именно те моменты бизнеса, которые не затрагиваются ни в вузах, ни в тренинг-программах других компаний. «Инженерия ПО — это умение организовать процесс, расставить столы, провести сеть, рассадить людей, обозначить их роли, создать методику коммуникации. При этом люди могут программировать, тестировать, готовить бумажную документацию. Доля самого программирования сравнительно с другими бизнес-процессами в классных IT-компаниях варьируется в пределах 10-15%, в компаниях, находящихся на начальном этапе развития или приходящих в упадок — 80-90%. Избыток подобных „низкоуровневых“ бизнес-процессов не свидетельствует о мастерстве руководства. Настоящее мастерство — делать программную инженерию без программирования. Программировать — это уже commodity, это умеют очень многие, а инженерию ПО в мире знают очень немногие. И именно из-за этого валятся проекты, не работает бизнес, клиенты становятся недовольными», — утверждает Игорь.

Программа стартовала в 2007 году, как экспериментальный проект, и её выпускники уже нашли работу, в том числе и в Itera. Правда, на сегодняшний день стать её участниками могут только студенты факультета информационных технологий НАУ.

По словам Игоря Мендзебровского, программа курса была составлена по образцу западных стандартов, однако с большей долей фундаментальных наук, что пока что остаётся сильной стороной отечественной образовательной системы. «Отличительная черта украинского образования, а именно почему оно не деградировало как европейское или американское, — потому что у нас имеются государственные комиссии, контролирующие образовательные программы. Мы добились жёсткого регламентирования, от 50 до 70% учебного плана регулируются сверху», — говорит Игорь.

«После прохождения этой программы появилось некое „взрослое“ ощущение той реальности, в которой нам предстоит работать. Проявились некоторые вещи, которые казались весьма туманными — как должен быть построен бизнес-процесс, как организовать работу в команде, как аутсорсить часть команды, проекта, продукта. Человек начинает себя по-другому позиционировать в этих рамках, вот это и открылось для меня в рамках этого курса» — говорит Илья Иванов, студент.

Чего не хватает современному образованию? По мнению Игоря главный недостаток — это отсутствие какой-либо «боевой» практики у преподавателей. «Большинство преподавателей не участвовали в реальной работе. В противном случае они бы преподавали даже то, что преподают сейчас по-другому. Необходимо в вузы каким-то образом заманивать людей из отрасли. Законодательно это разрешено и всячески приветствуется. Не единичны случаи, когда руководители и сотрудники компаний преподают, и они делают это так, как видят сами. Если студент за время обучения соприкоснётся с десятком практиков — это было бы просто супер», — уверен он.

На вопрос, адресованный студентам, считают ли они современную институтскую программу морально устаревшей, ребята ответили отрицательно. По их словам, как минимум в НАУ с этим всё в порядке. «Заявления студентов о том, что программа устарела выглядят достаточно наивно, поскольку им очень сложно оценить, насколько она будет релевантна в будущем. Существует огромная база знаний, которая будет актуальна в течении ближайшего десятка лет — управление сложностью, построение моделей, абстракций, которые могут быть реализованы без привязки к современным технологиям, ЯП», — считает Илья Иванов.

Сам Игорь Мендзебровский ведёт дисциплину под названием «Проектная практика», фактически, курс о том, как сделать ИТ-карьеру в Украине. «Мне сорок лет и я понимаю нечто в прошлом, ребятам — двадцать и они понимают в будущем. Мы пытаемся состыковать наши точки зрения. Формула успеха бизнеса в том, что не стоит пытаться повторить то, что когда-то было успешным. Для бизнеса — это провал».

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
Подписаться на автора
LinkedIn

Похожие статьи




Підписуйтесь: SoundCloud | Google Podcast | YouTube

115 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Бедные студенты, вроде на программистов учились, а упор оказался на мебели :) ход мыслей уважаемого верный, но брать надо выше, а он все о стульях...

Какой же ты программер, если стул настроить не можешь, да вытесать из бревна свой первый стол?))

Вот это инженер: www.udacity.com/...ew/Course/cs373

Что бы без лишних слов.

Простите, а автор статьи вообще вкурсе что такое Software Engineering или сам с потолка взял?

Так на всякий случай en.wikipedia.org/...are_engineering

Хотя безусловно расставить столы, подмести пол, почистить унитаз — это важные скилы для инжинера. Собственно оно и ясно чем они в компании занимаются.

Формула успеха бизнеса в том, что не стоит пытаться повторить то, что когда-то было успешным. Для бизнеса — это провал

Простите.. наверно у меня глаза повылазили, но как бы есть Вконтакт,Однокласники,Bing,Google.. они далеко не первые на рынке. Так же видимо людям не ведом принцип по которому работают инвестиции в СНГ.

Вообщем печаль.. большая и глубокая Лермонтовская печаль.

Почему же. Кто был до них на рынке? (На рынке СНГ, а не Америки или Европы конечно же

)

Вот вам по социалкам www.digitaltrends.com/...ok-and-twitter
Кстати Цукерберг в интервью даже говорит «Мы не были первыми, просто мы сделали лучше».
На тему остальных погуглите их историю, мне в западло.

К чему эта ссылка и при чем тут Цукерберг?

Это про то что они были не первые.

А про СНГ вроде и так ясно много социальнй сетей: Мой Мир, Одноклассники, ВК и еще туча.. и все работают и имеют свою аудиторию.

Дело не в том дело первые или не первые. Если сейчас кто-то выйдет с такой же сетью как вконтакте или одноклассники, то вряд ли они наберут аудиторию. 90% рынка забирает 2-3 компании. Остальные делят остатки.

Бред. Бизнесс без конкурентов это ситуации одна на миллион. Остальные же работают когда в нише уже есть существенный игрок. И ничего все ок.

Ну клиенты они не монументы.. их можно и переманить. Вот я раньше юзал винду, сейчас только линь. Хотя винда куда как раскрученней и пафосней и занимает хренову тучу рынка.

Да даже если вы и первый что вам это даст? ну сделаете вы за месяц чето.. а потому прибегут дяди с миллионами и запихнут вас запояс.. если оперировать логикой автора.

Если ниша прибыльная, то в нее очень быстро все сбигаются.

90-95% всего бизнеса это клоны. Потому что есть рабочая схема и четкая аналитика выплат. Уникальные стартапы умирают куда чаще чем клоны. Собственно об этом говорит уровень в 98-99% закрытия стартапов(в новых незанятых нишах).

Я за другое говорю совершенно.

О вероятности? Ну если так то вероятность стать миллионером = 0 (очень мала)

Не. Сейчас не могу писать. Завтра напишу про что я и как я понял господина Мендзебровского.

Формула успеха бизнеса в том, что не стоит пытаться повторить то, что когда-то было успешным. Для бизнеса — это провал

Когда стала успешна первая соц сеть, ее начали копировать. И вполне успешно и даже успешнее. Но, это не есть повторить то что когда-то было успешным. Это повторение то что сейчас успешно. И часто повторение скажем так с новыми функциями, поэтому более успешно. Контакт и одноклассники несмотря на повторение были первыми на рынке СНГ и это было ново. Но, сейчас это в прошлом. Попробуйте сейчас создать соц сеть и вывести ее на уровень того же контакта. Не получиться. Вот это и есть попытка повторить что когда-то было успешным т.к. было ново и в диковинку. А, сейчас этих соц сетей как г..на и большинство из них не очень успешны.

А, что Гугл+? Я краем уха о них слышал. И кстати слышал, что они не очень популярны.

откуда столько зомби?:)

Тут уже такое количество комментарием от студентов НАУ и сотрудников Itera Consulting, что лично мне и смешно, и грустно. То есть смешно было с самого момента публикации статьи, от пафоса этого неуместного. А теперь, когда столько народу пришло рубиться за родимую компанию, стало еще и грустно за этих людей.

Даремно Ви, шановний, так сумуєте! Ці студенти, напевно, найактивніші і найнаполегливіші з тих, що я їх знав, працюючи в НАУ. У них ясні голови, здорові амбіції та невичерпна творча енергія. Вони в часи загального занепаду освіти отримали імпульс завдяки старанням Ігора Мендзебровського та небайдужих працівників НАУ, який, сподіваюся, буде достатнім для досягнення найбажаніших кар’єрних успіхів. Люди щось роблять та діляться своїм досвідом, чому б не присмачити усе трішки пафосом? Це лише значить, що вони пишаються зробленим, що є, безперечно, позитивом!

Якщо ці студенти такі активні й наполегливі, чому вони поступили до НАУ, а не до КПІ чи Шевченка?

Припускаю, почасти через те, що НАУ виглядає культурніше зовні, що надає відчуття пристойного ВУЗу, а почасти через наявність бакалаврату «Програмна інженерія», у 2007 році у вище згаданих ВУЗах його не було. Напевно і фінансові питання відіграли свою роль. Хай там як, у нас в НАУ була (та й більшою мірою й досі є) групка ентузіастів, що зробили непогану програму підготовку фахівців у галузі ПЗ. В інших ВУЗах як і в НАУ цієї традиції не було, тож з цього погляду навчатися було байдуже де.

Про культурніше зовні — жарт оцінив.

А бакалаврату з такою точно назвою, може, в КПІ і не було, але факультет інформатики й обчислювальної техніки там успішно існує вже кілька десятирічь. Так само як і факультет кібернитки в Університеті. І чомусь з цих двох ВУЗів я бачив багато добрих спеціалістів, а з НАУ — якось не дуже.

Про культурніше зовні — жарт оцінив.

А бакалаврату з такою точно назвою, може, в КПІ і не було, але факультет інформатики й обчислювальної техніки там успішно існує вже кілька десятирічь. Так само як і факультет кібернитки в Університеті. І чомусь з цих двох ВУЗів я бачив багато добрих спеціалістів, а з НАУ — якось не дуже.

Не могу понять предмет спора

Какая разница, где учится человек, в НАУ или КПИ, главное — что он вынес из своего обучения.

Студентов НАУ не я начал огульно перехваливать и возносить до небес.

Вам не повезло :)

А, что Вы имеете против НАУ?

Хотел бы еще сказать несколько слов о направлении «Программная инженерия», обучаться по которому мне посчастливилось в стенах НАУ. Та программа, которую вычитывали нам в течении 4-х лет, основывается на программе бакалаврата «Software Engineering», который преподается в странах Европы, Америки и в некоторых странах Азии уже на протяжении нескольких десятилетий (более подробно об этом написано в Вики да и погуглить можно). Понятно, что не обошлось без особенностей (хороших и не очень) нашей системы образования, да и не возможно сразу все сделать хорошо. Но факт остается фактом: большинство предметов были абсолютно новыми и читались впервые в Украине; не могу говорить за всех, но для меня основными материалами при обучении были в основном зарубежные статьи и книги по данному направлению + вебинары и он-лайн лекции; был урезан курс физики и вообще не читалась инженерная графика. Плохо это или хорошо — дело субъективное, но я пока не чувствую сожалений по этому поводу.
Сейчас в среднем каждый год на факультете компьютерных наук набирается 7-8 групп. Одна по направлению «Прикладная информатика», 2-3 — «классические» «Компьютерные науки». Остальное — «Программная инженерия». Последние также делятся за языком преподавания на украинский и английский. Мне посчастливилось быть первым набором ПИ английского проекта.

Под конец хотел бы высказать мнение, что именно сотрудничество ИТ компаний с ВУЗами может существенно улучшить уровень подготовки будущих специалистов, а самое главное — начиная не с 5 или 4 курса, а где-то в районе 2-3. Потому что тогда у тебя уже выработана более-менее схема процесса обучения, ты начинаешь все больше интересоваться той индустрией, в которой по идее ты будешь работать и все чаще начинаешь себе задавать вопрос: «а зачем мне все это нужно?». В своё время частично я ответы на них получил посещая занятия в Итере и нескольких других компаниях. Я не говорю что это панацея от студенческой лени и прочих факторов, которые влияют на успешность, но плюс от этого определенно есть.

Отличительная черта украинского образования, а именно почему оно не деградировало как европейское или американское, — потому что у нас имеются государственные комиссии, контролирующие образовательные программы. Мы добились жёсткого регламентирования, от 50 до 70% учебного плана регулируются сверху

Ну-ну. Очень спорное заявление. Автор этих строк точно хорошо знаком с современным укр и амер. образованием?

Я участвовала в этом курсе, который проводится для студентов направления «Программная Инженерия» в Национальном Авиационном Университете, Киев.
Курс помог расширить наше мышление. Абстрагироваться от «деталей» и мыслить с точки зрения бизнеса, клиентов, и, конечно же, инженеров программистов.
Ведь только кодирование/программирование не позволило бы стать ИТ отрасли такой успешной и прогрессивной.

Понимание картины в общем (как все работает и что работа программного инженера охватывает очень много аспектов) дает огромный толчок в своем персональном, профессиональном развитии (как минимум по своему опыту и опыту моих однокурсников).

Если вы не знаете математики и CS то вы такой же Software Engineer как доярка летчик истрибителя.

Очень много компаний сотрудничают с нашим факультетом, предоставляя обучение студентом этого направления с возможностью устройства на работу. По моему, статья как раз пыталась показать несколько иной подход, принятый компанией Itera Consulting Ukraine, согласно которому студенты воспитываются несколько в иной обстановке придерживаясь несколько иной парадигмы в несколько иной атмосфере. Лично мое мнение — подход этой компании ориентирован на долгое сотрудничество и взращивает не только сухо-технические навыки у студентов.

Спасибо большое Николаю, надеюсь увидеть его еще раз в офисе нашей компании.

Этот курс читается для студентов направления «Программная инженерия» в НАУ уже 3ий год. Я, например, проходила этот курс и могу сказать, что он помог понять, что Программная инженерия — это не только написание кода, а кое-что больше. Когда Itera начала читать у нашей группы на 3ем курсе, мы уже имели достаточно знаний о технологии или языках программирования, но никто в университете не рассказвал нам об ИТ бизнесе, о том, как строить процессы, как управлять проектами. Да, я согласна, что знание приходит с практикой, но было бы неплохо иметь хоть какую-то теоретическую базу по тем или иным вопросам, тем более, что рассказывают живые примеры.

Itera Consulting
Comfortable office in the center of Lviv (Ploshcha Rynok, 26) with excellent office facilities

Круто, офис во Львове напротив ратуши :) (26 номер, это кажетсяся над забегаловкой “білий лицар” или рядом), я бы в таком месте с удовольствие работал.

Это в здании Альфа-Банка. Вид действительно стоит этого. Особенно летом, особенно в хорошую погоду :)

Появилась расшифровка НАУ выше — «Национальном Авиационном Университете». Ха-ха! Да все развитие НАУ — это процесс притеснения Харьковского Авиационного Института (ныне Национального Аэрокосмического Университета) киевским вузом, подковерной борьбы и перетаскивания уже имевшихся специальностей из Харькова в Киев, изоляция и деградация вуза харьковского. И этот человек расскажет нам о прелестях украинского образования и упадке западного!

Спасибо за комментарии. Формат статьи не позволил изложить тему достаточно широко, поэтому столько вопросов о Национальном Авиационном Университете и программе. По-большому счету нет порграммы, а есть просто добровольное сотрудничество. Три года назад я посчитал, что очень мало в ВУЗовских программах освещена именно та организационная практика которая «царит» вокруг суть программирования. Да, у меня небольшой опыт именно программирования — всего 6 лет. Да мне пришлось уже через пару лет карьеры начать искать ответы на вопросы почему за программы платят деньги — кому мало а кому много — и как на этом построить долгосрочную модель работы организации, которая программирует. Надо было справляться самому. Поехал в Штаты, потом в Канаду учиться бизнесу в технологических отраслях. ИТ и фундаментальная подготовка там хороша только в топ ~20 университетах, в других — странная (сомнительная), а вот менеджмент и экономика — это у них в крови. А лекции читаем просто: группа студентов приходит к нам в офис на занятия. Читаем и технологические материалы, и качество ПО и про ИТ организации/бизнес.

У меня не было возможности резензировать статью перед публикацией, я бы кое-что изложил не так кратко-категорично, как это иногда звучит в беседе 6-ти людей поздно вечером за пивом :), а в рамках какого-то контекста — для тех, кто не был там с нами. А может DOU нас как-нибудь соберет снова на эту тему?

Працюю в компанії 9 місяців. З перших днів спостерігаю групи студентів, які приходять до нас на «пари». Їм читають лекції (не був присутнім, тематики не знаю). Наскільки я в курсі, на даний момент їм читають про розробку під мобільні пристрої і дають практичні завдання.

Що маємо в результаті: лекції дійсно ведуться, з 1 червня 2011 року точно :). Практичні завдання присутні.

По поводу НАУ (

Николаевский Аграрный Университет? Национальный Авиационнный Университет? Национальная Академия Управления?

) - не в курсі.

Alexander Korol, проясните ситуацию, то как по подписи видно, что вы работаете в Itera Consulting?)

Можливо варто спробувати запитати про ситуацію в тих, хто працює в даній компанії, а не переливати з пустого в порожнє :)

Очень сильные сомнения в том что Игорь Мендзебровский имеет практический опыт программирования. Скорей всего его основная специализация продажи и менеджмент.

Если уже браться сравнивать то на западе продажи и маркетинг это commodity.
У нас нет внутреннего рынка для того что б получать таких же сейлзов.

Что конкретно предлагает ТС не понятно.

Продажи и маркетинг — никогда не были commodity, продать всегда труднее, а продавать постоянно и с хорошим отношением — это на уровне искусства. Все-таки, согласитесь, commodity — это умение неплохо или плоховато кодировать. Хотя для тех кто пишет код, это каждый раз трудное дело, и умственное напряжение. Но, к сожалению, заказчики платят чаще всего не потому, что программист классный, они платят чаще исходя из того, как они эту программу смогли использовать у себя на «свой розсуд». Это не просто искривление ценностей: у девелопера одни, а у юзера — другие. Это просто какая-то система «нелинейной трансформации» ценностей одного коллектива в ценности для другого. У каждого своя «правда» и между ними происходит зачетный обмен. Всегда интересно это наблюдать и проходить, даже очень. Для меня — именно это и есть та «реальность» в которой я оперирую.

Было бы удобно, чтобы хотя бы первое вхождение «НАУ» было расшифровано. Николаевский Аграрный Университет? Национальный Авиационнный Университет? Национальная Академия Управления? Нет, правда. Мне даже город не понятен из статьи.

Вот у нас и появился собственный default city. =)

боюсь, что даже там ВУЗ не определится однозначно :)

Ну если это действительно

Национальная Академия Управления
(только она одна в киеве? правда? ух какой я догадливый) то сразу становится понятно что это за инженеия у них такая без програмирования :)

Национальный Авиационный Университет, Киев

Прочтение этой статьи оставило меня в раздумиях. Тема вроде интересная. Идея «надстройки» над унвиерситетским образованием безусловно интересная. Но по сути, чему учат я не понял. Как-то туманно все. У проекта есть веб сайт? Можно посмотреть на нем список курсов? Гугл не нашел :) Очень жаль если это окажется очередно Украинской компанией которая обучает студентов современным технологиям а сами живут в бумажном мире прошлого века — без внятного веб сайта.

Похоже на какой-то распил бабла.

Настоящее мастерство — делать программную инженерию без программирования.

Странно, а генную инженерию — без генетики? :) Может все таки какой-нибудь другой термин будет более правильным для описанной деательности. Например «построение бизнеса».

Странно, а генную инженерию — без генетики? :)

Архитектор или хотя бы инженер-строитель обязан уметь (именно уметь) укладывать плитку или кирпичную кладку? Врач обязан уметь хорошо делать уколы? Инженерия ПО — это далеко не только само программирование. Из того что первое пришло в голову: тестирование, построение интерфейсов, анализ требований.

P.S. Думаю большинство могут воспринять эти аналогии как оскорбление — но это их личные проблемы!

Читай внимательнее мой коммент. Там нет тех утверждений которым ты пытаешься оппонировать.
Твое определение инженерии ПО как раз таки логично, а вот

организовать процесс, расставить столы, провести сеть, рассадить людей, обозначить их роли, создать методику коммуникации
это уже не инженерные, а бизнес задачи, которые весьма схожи при построении любого бизнеса и не являются чем-то специфичным для отрасли разработки ПО.

+100500. особенно расставить столы, провести сеть, рассадить людей. эх, нам до программной инженерии как до кремниевой долины, то есть в пределе — как до бесконечности. хотя судя по линкедин и т.д. — "[senior/lead] software engineer"`ов хоть отбавляй.

Кремниевая долина — суть бизнес и маркетинговый проект. Я учился в Штатах принципам Кремниевой Долины. Ничего там такого необычного нет. Позже, я готовил материалы для нашей Рады по закону Бэйля-Доуля — почитайте, и вы сами легко поймете откуда там «взялось» счастье. Правда если вы посмотрите межотраслевые балансы США на пороге 1991-2001 годов — то это, скорее, несчастье с потерями для частных инвесторов более 1,100 млрд. дол. а структурно — еще больший урон. Только 6 из 1,000,000 ИТ стартапов дошли до IPO. В плюсах: некоторые поднялись круто, а очень многие получили опыт в высокотехнологических проектах — и вот они потом дали реальную отдачу.

по-смыслу Инженерия ПО как раз и занимается организацией решения реальных задач в условиях ограниченных ресурсов: люди, время, деньги. Вот само компьютерное программирование — это смежная, но теоретическая дисциплина. Она более регламентированна и более «красива» — т.е. наука и любит терпеливых и точных. А инженерия есть инженерия, системная ли, программная ли — ее надо знать и «иметь ввиду», а то жизнь будет реально наказывать постоянно.

Врач обязан уметь делать уколы, т.к. они проходят курс и соответствующие практические занятия, иногда практикуются фельдшерами в скорой. Инженер-строитель должен уметь отличать штукатурку от шпаклевки и знать тех процесс.

Но мы же привыкли, что в программировании все не так. Какой процент, к примеру, Java Developer’ов в курсе, как вообще происходит процесс управления памятью в ОС? ;) Это из той же области, что и эта программная инженерия.

Врач обязан уметь делать уколы, т.к. они проходят курс и соответствующие практические занятия

Может. При необходимости может, но будет больно, проверено: укол делал опытный хирург.

Инженер-строитель должен уметь отличать штукатурку от шпаклевки и знать тех процесс.

Согласен. Но вопрос был в другом:

обязан уметь (именно уметь) укладывать плитку или кирпичную кладку?

Здесь, насколько я понимаю, уместна обратная аналогия — программирование и есть та «кладка кирпичей» или «уколы». И это изучается в институте. А инженерия — это уже способность мыслить более масштабно, понимать не только код, но и бизнес-процессы разработки.

Богдан, инженеры по разработке ПО это люди которые помимо ЯП знакомы с многочисленными отделениями CS и могут без особых трудностей ими манипулировать в разработке. Так же они знакомы с принципами построения архитектуры, процессов разработки и всего из этого вытекающего. Проще говоря это прослойка людей между теоретиками и практиками.
И эти люди отлично знают ЯП и ни один.. и даже с легкостью напишут свой собственный.

То что сдесь втирают, это не имеет никакого отношения к инженерам.

инженеры по разработке ПО

делать программную инженерию

Не чувствуете разницы? Тогда наводящий вопрос: Необходимо ли тестеру, админу, системному аналитику хотя бы знать 1 язык программирования? Если да, то зачем (уточняю: необходимо и полезно — это разные вещи).

Второй момент, как вы сказали:

знакомы с

Это да, но

И эти люди отлично знают ЯП и ни один

Это уже совсем другая история.

Дальше троллинг:

и даже с легкостью напишут свой собственный.

Не, это как правило дети :)

Тогда наводящий вопрос: Необходимо ли тестеру, админу, системному аналитику хотя бы знать 1 язык программирования? Если да, то зачем (уточняю: необходимо и полезно — это разные вещи).

Админу — писать скрипты автоматизации
Тестеру — писать скрипты автоматизации

Системному аналитику — писать скрипты по збору и аналзу данных.

Если да, то зачем (уточняю: необходимо и полезно — это разные вещи).

Это я оппонирую

И эти люди отлично знают ЯП и ни один

зачем? А зачем люди сделали конвеер? Зачем создали экскаваторы и трактора? Потому что это быстрее, качественней и позволяет не тратить время на рутину и повторение одного и того же миллион раз.

если эти люди не знают ЯП то они не профессионалы.. а в лучшем случае джуниоры.

если эти люди не знают ЯП то они не профессионалы

писать скрипты

Не нужно, есть куча тулов которые ето делают мышкой (это на любителя).

а в лучшем случае джуниоры.

А вот тут скорее наоборот :) Скрипты нужны как раз джунам и тд, потому что они делаю «рутину», а синьоры тестер — пишут тесткейсы и оптимизируют их; синьры админы — продумывают инфраструктуру; и тд.

а тесткейсы они на чем по вашему пишут?

инфраструктуру продумывают архитекторы. Админы поддерживают работу серверов и тут без скриптов никак. А в серйозных компаниях есть даже отдельные группы прогеров которые админам в этом помогают.

Люди которые не пишут это менеджеры и только.

а тесткейсы они на чем по вашему пишут?

На языке ... английском, у нас иногда на русском :)

инфраструктуру продумывают архитекторы.

А в программировании, все интерфейсы и архитектуру продумывают до мелочей так же архитекторы? Мир он не черно-белый.

А в серйозных компаниях есть даже отдельные группы прогеров которые админам в этом помогают.

Угу, я как-то в такой группе работал. Так вот, прогеры отдельно, админы отдельно; иногда (от нехватки дерег/времени) !простое! программирование сваливают на админов. В общем задача «администрирования» включает еще и рекомендации по закупке, например. Часто прокладку сети и настройку железок с нуля — этим чаще всего занимаются как раз те кто «пишут скрипты» (джуны, реже мидлы).

Ну пайтон, пхп, руби, ерланг по ващим словам дети писали)

Курс обучения не включает в себя ни одной сугубо технологической дисциплины или ЯП — с этим, по мнению, организаторов проекта, вполне справляется институтская программа.

Если действительно справляется — замечательно. В принципе — студенту большего и не надо.

Инженерия ПО — это умение организовать процесс, расставить столы, провести сеть, рассадить людей, обозначить их роли, создать методику коммуникации.

Назовите мне компанию где подобные задачи доверят вчерашнему студенту? И как он, не имея опыта работы в ИТ компании, не увидев ни одного реального процесса изнутри, сможет что-то организовать?

Мое мнение: невозможно научиться быть хорошим начальником не побыв подчиненным. Нельзя «за партой» выучиться на менеджера или «инженера от ИТ» который придет и сразу все организует.

По мнению Игоря главный недостаток — это отсутствие какой-либо «боевой» практики у преподавателей.

Вот это точно! В ВУЗе учат полезным, нужным но слишком теоретическим и абстрактным вещам.

управление сложностью, построение моделей, абстракций

. К тому времени, как бывший студент осознает их практическую ценность он уже забудет большую часть.
Думаю что 4-5 летнее высшее образование для ИТ — не лучший подход. Вместо этого должна быть ступенчатая система, например:
1) Год обучения основам ИТ (алгоритмы, языки, инструменты).
2) Один — два года работы «кодером» в ИТ компании.
3) Полгода — год обучения проектированию ПО (ООД, шаблоны, методики) и продвинутым технологиям.
4) Один — два года работы мидлом — синьором в ИТ компании.
5) Полгода — год обучения управлению проектами (Agile, MSF, CMMI, RUP), психологии, основам менеджмента, технологиям в предметным областях (медицина, банкинг, гейм — девелопмент).
6) Несколько лет работы руководителем проекта в ИТ компании.
7) Год обучения обучения менеджменту в ИТ.
8) Работа топ-менеджером, руководителем ИТ компании.

9) Строительство своей «компании мечты».

Назовите мне компанию где подобные задачи доверят вчерашнему студенту? И как он, не имея опыта работы в ИТ компании, не увидев ни одного реального процесса изнутри, сможет что-то организовать?

Никто не говорит, что такое сразу доверят. Другой вопрос, что студенты уже на 3-4 курсах, с большой вероятностью где-то работают джуниорами, и «видят процессы изнутри».

К тому времени, как бывший студент осознает их практическую ценность он уже забудет большую часть.

Что делать, если практическую ценность уже осознали, но материал ещё не забыли?

Этот вариант возможен, но он не очень хорош для нас и наших ИТ-шников. У меня есть иной взгляд на то, как строить ИТ карьеру. Он не является законченым рецептом или основой для подражания. Скорее всего это основа для самоанализа и персонального планирования, ведь бОльшая часть зависит от вас лично и от того, где, на каких проектах и масштабах удается осваивать свою специальность.

Был студентом ИКТ (институт компьютерных технологий) НАУ с 2006 по 2010 года. Про программу Itera Consulting слышу первый раз. Или может имелся в виду другой НАУ? Аграрный? Академия управления? Лучше бы в самом университете программу рекламировали, вместо того чтоб здесь писать о том, какая же компания хорошая.

а про игоря мендзебровского слыхали? у вас на сайте ему спасибо написано: www.csfnau.kiev.ua/...ang=ru&vol=last (там см. новость от 16.02.2011)

а 21.11.2009 написано что и встреча какая-то была, о сотрудничестве договорились... т.е. вуз так Авиационный, судя по всему. а вот почему студенты с удивлением слышат о подобной программе — любопытно. или там два факультета-института CS?

В институт компьютерных технологий входило два факультета — компьютерных систем и компьютерных наук. Как выяснилось из последних коментариев к статье, компания сотрудничала лишь с направлением «програмная инженерия» факультета компьютерных наук. Да и в статье не верно указано название факультета.

Я же учился на факультете КС, потому и не знал про эту программу. Жаль, что с моим факультетом никакая компания сотрудничать не захотела.

А я с 2005 по 2011. И тоже впервые слышу

инженеров от программирования

В русский школа я ходил.

А расскажите, пожалуйста, что не так в этой фразе.

Извините, у нас с вами разные русские языки, видимо.

Вы правда не ощущаете разницы между «инженер-программист» и «инженер от программирования»?

«Инженер от программирования» — это, извините, бред сивой кобылы в квадрате. Это типа как «инженер от асфальтоукладки» или «инженер от пищевой промышленности». Первая проблема — это косность составленного выражения, — аудитория как бы понимает, что автор имел ввиду, но из-за данного промаха выражение имеет непонятный подтекст. Вторая проблема с этим выражением состоит в том, что инженеры из программирования ну никак не получаются — на самом деле все с точностью наоборот. Дабы понять, что тут «не так» — следует авторам слегка копнуть термин «инженер», особенно если имеется ввиду территория СНГ.

Мне страшно нравится та безапелляционность, с которой вы всё это несёте. Отсутствие чувства языка, помноженное на непомерное ЧСВ, — страшная штука.

Если это действительно так сложно, попробую объяснить.

Во-первых, фраза «инженер от программирования» подразумевает, что программирование тут первично — в том плане, что базовое образование студент получает именно как программист:

Курс обучения не включает в себя ни одной сугубо технологической дисциплины или ЯП — с этим, по мнению, организаторов проекта, вполне справляется институтская программа.

Во-вторых, в названии есть (уж не знаю, намеренная или нет) отсылка к самому известному, пожалуй, выражению с таким типом управления — «(человек любой специальности) от сохи». Что делает название менее сухим и добавляет немного полезной иронии.

Короткий ответ — «программист от сохи — наш украинский ответ Чемберлену». Длинный one: не поленитесь все-таки открыть словарь Даля и прочитать что такое инженер на правильном русском языке, а не на клоне волапюка, которым написан заголовок. Далее — если программирование у Вас первично, то об инженерах тут и речи идти не может, так как понятие инженер, к Вашему сведению, более широкое чем программист, и посему это программирование в себя включает, но никак не наоборот. Другими словами — программирование это только малая часть профессии инженер, вроде мелкого астероида по сравнению с нашей солнечной системой. Ну а если у Вас все наоборот — то мне очень жаль этих студентов, потому как их в этом заведении реально инженерами никогда не сделают. Уж очень многому научить надо, чтобы иметь право носить это простое с виду звание.

я вообще сначала понял название, как «итера отучивает инженеров от программирования»

Студенты факультета информационных технологий НАУ(точнее института, а если еще точнее, то он уже распался на 2 отдельных факультета) о такой программе ни сном, ни духом. Я бы тоже не против послушать лекции, только где их искать с этой программой не понятно...

В комментарии призывается Игорь Мендзебровский. =)

Еще неплохо призвать dou.ua/...ers/alexnechay который помнится преподавал (преподает?) MDE в том НАУ который авиационный. MDE в вузе это уже что-то, и это абсолютно реальный курс, который был, и, надеюсь, есть и будет.

а 21.11.2009 написано что и встреча какая-то была, о сотрудничестве договорились... т.е. вуз так Авиационный, судя по всему. а вот почему студенты с удивлением слышат о подобной программе — любопытно. или там два факультета-института CS?

все ясно, факультета таки два. и когда распался? и что там теперь? видимо студенты учатся на одном, а Итера программу ведет на другом. так что ли?

Студенты факультета информационных техноологий НАУ(точнее института, а еще точнее он уже распался на 2 других факультета) о такой программе ни сном ни духом. Я бы тоже не против послушать курс лекций, только вот где искать ихнюю организацию, и как к ним вклиниться хз)

Этот курс читается для студентов направления «Программная инженерия» уже 3ий год. Я, например, проходила этот курс и могу сказать, что он помог понять, что Программная инженерия — это не только написание кода, а кое-что больше. Когда Itera начала читать у нашей группы на 3ем курсе, мы уже имели достаточно знаний о технологии или языках программирования, но никто в университете не рассказвал нам об ИТ бизнесе, о том, как строить процессы, как управлять проектами. Да, я согласна, что знание приходит с практикой, но было бы неплохо иметь хоть какую-то теоретическую базу по тем или иным вопросам, тем более, что рассказывают живые примеры.

Доля самого программирования сравнительно с другими бизнес-процессами в классных IT-компаниях варьируется в пределах 10-15%, в компаниях, находящихся на начальном этапе развития или приходящих в упадок — 80-90%.

Эээ — под программированием понимается кодирование или разработка ? Вобще-то доля разработки в бизнес-процессах обычно зависит от специализации IT компании а не «классности».

"Отличительная черта украинского образования, а именно почему оно не деградировало как европейское или американское .....

Ух-ты, у них есть второй глобус ;)

"Отличительная черта украинского образования, а именно почему оно не деградировало как европейское или американское .....

особенно как Калтех или МТИ...

Пассаж о деградации образования наносит такой удар по рассудку, что не задуматься об адекватности автора становится просто невозможно.

Мне не нравятся компании с программированием в 20%, это не программирование, это выжимание денег из кармана заказчика, под видом «программной инженерии». Так должны писаться программы для NASA и военных, но не прикладной софт. Прикладной софт пишут программисты, а большая структура управления им мешает. Максимальная горизонтальность, минимальное расстояние до пользователей, кроссфункциональность и коллективная ответственность.

Я так понимаю, вы за этот манифест?

bit.ly/fWs0wX

Не сильно) Подобный путь анархии подходит для крайне скиловых людей. Я за то что бы программирование занимало 80%. Есть интеграционные тесты, функциональные, юнит тесты. Есть здравый рассудок например. Манифест хорош но до него надо дорасти. Мне еще далеко, я нуждаюсь в PM-ах. Не в управленцах, а в помощниках.

«В каждой шутке есть доля шутки.» Остальное — горькая правда. На проектах где клиент платит за «головы» у него иногда возникают странные фантазии чем эти головы занять (вместо написания кода).

Реально — «и шо?»

Мне эта тема для самообучения, например, была бы интересна. Но тут я пролетаю, как и, думаю, все остальные читатели, т.к.

на сегодняшний день стать её участниками могут только студенты факультета информационных технологий НАУ

Никаких приглашений к обмену опытом, к дискуссии по существу и формам этой программы обучения в этой заметке тоже нет.

Даже просто, в виде рекламы — какой в ней смысл? — единственная целевая аудитория —

студенты факультета информационных технологий НАУ

я уверен, знают о существовании этой программы.

А, кажется я понял — кому-то из Itera Consulting захотелось общественного признания за доброе дело? Ок, да, молодцы. Хорошее дело.

Update: посмотрел материалы автора этой заметки. Оказывается, это такой формат колонки, вроде «вести с полей IT-отрасли». Для такого формата вполне нормальная статья, снимаю все предыдущие вопросы.

Судя по постам и студенты не знают

Пост на рекламу похож.
Если преподают не тех. дисциплины — то что? Кроме как

как сделать ИТ-карьеру в Украине.

Как ни прискробно, но скорее на пресс-релиз, размещенный без буковки R в кружочке.

Я просто теряюсь в догадках, откуда в комментариях к каждому посту возникают всё новые обличители. Если вы вдруг не заметили, ДОУ постоянно пишет о работе компаний с университетами и учебных программах — считайте это нашим способом решения назревших проблем в IT-образованием.

Управляющий директор в AltexSoft

Может, ваша компания тоже инвестирует в образование? Так расскажите нам, мы с удовольствием опубликуем ваш рассказ.

Я просто теряюсь в догадках, откуда в комментариях к каждому посту возникают всё новые обличители.

Это не важно. Раз уж оно выглядит как утка, то пусть и плавает как утка ... то есть похоже на рекламу, так начните брать за это деньги ;)

Ох, ваши б слова... :)

Андрей, спасибо за комментарий, в котором, к сожалению, очевидно просматривается желание задеть меня и нашу компанию. Возможно, это Ваша реакция на мой комментарий, если нет и это привычный стиль «Ответственного за буквы» — вдвойне жаль.

Никакого обличения Вас или Итеры нет. Более того, всегда глупо и неприятно доказывать, что ты не верблюд, тем более, что любые аргументы в такой дискуссии всегда выглядит как оправдание. А мне не в чем оправдываться. Отвечу Вам по порядку, и, не переходя на личности.

Во-первых, с точки зрения бизнеса, если я не ошибаюсь, для команды основателей ДОУ это бизнес, а значит он должен приносить доход, и в идеале бизнес быть прибыльным :) ДОУ сейчас — это, в первую очередь, нишевый контентный проект, при имеющейся у ДОУ посещаемости и нишевой целевой аудитории, может и должен зарабатывать на постах, которые размещаются за деньги, и будут актуальными для данной целевой аудитории. Это — один из базовых способов монетизации такого рода проектов. Как на Западе, так и в Рунете, этому есть масса примеров. Это не плохо, и не хорошо, это объективная реальность контентных проектов. Другое дело, что со стороны, особенно для аудитории, будет казаться, что это «нечестно и неправильно». Но это специфика такого бизнеса. И я понимаю Ваше желание максимально откреститься от этой темы в самом зародыше. С другой стороны, ЕЩЕ РАЗ — такой заработок для ТАКОГО типа проекта — это ЕСТЕСТВЕННО.

Я искренне рад тому, что у ДОУ есть возможность монетизироваться еще и таким образом (подчеркну, вне зависимости от того используете Вы ее или нет), поскольку такой путь возможен только когда у проекта стабильная большая посещаемость и ценность остального контента высока и он актуален.

Мое оценочное суждение, что опубликованная статья, достаточно однобока и более похожа на пресс-релиз, разбавленный комментариями ряда связанных людей. В каждом более-менее приличном журнале или онлайн-медиа ежедневно сталкиваешься с достаточным количеством похожего материала.

Если Вы не получили денег за этот материал — тогда действительно обидно, поскольку наряду с полезной информацией для потенциальных участников программы и позитивным рекламным поводом для Итеры, кроме официальной и «идеологически правильной» позиции компании «зачем мы это делаем и что мы от этого получаем», в статье не озвучивается ничего более. И если она не оплачивалась, то эти вопросы останутся открытыми, отсюда появятся инсинуации, заметьте, мой пост по поводу некоей заангажированности не был единственным. Следствием этого будет выяснение в чем причина, какова мотивация и «cui prodest». Этот комментарий не предназначен для того, чтобы заниматься конспирологией и выяснять, а что же стоит за этой статьей. Опубликовали и слава Богу. Если деньги заработали — молодцы, поздравляю.

Остается актуальным единственный вопрос: что же Вас так разозлило в моем комментарии и часто злит в комментариях приличной части пользователей Вашего ресурса? Но и на этот вопрос кажется, в предыдущих абзацах есть ответ.

Касаемо Итеры и их образовательной программы. Я, к сожалению, лично не знаком с Игорем Мендзебровским, но по отзывам его коллег и моих знакомых по ассоциации, это исключительно грамотный менеджер и большой профессионал, также не понаслышке знаю о его деятельности в IT-Ukraine много хорошего. Это, тем не менее, не мешает оценивать мне данную программу со своей колокольни владельца IT-бизнеса, — не будем путать личное и бизнес. Не хочу отрицать положительной социальной составляющей и желания обучить ребят, — у практиков, четко знающих, чего они хотят, и готовых в это хоть немного инвестировать, отдача всегда будет выше, чем в обычном среднестатическом украинском вузе, где все образование в основном держится на голом энтузиазме отдельных преподавателей, и без того невысокое качество образования системно нивелируется бездумной и аморфной политикой государства. Но надо быть реалистами. Можно и нужно верить в рассказ о недостатке и отсутствии спецов в "

программной инженерии

«. Надо сразу выяснить, что стоит за этим термином. Если я правильно понимаю задумку ребят из Итеры, то здесь, с моей точки зрения, уместно говорить о недостатке Инженеров-Программистов, основными отличительными особенностями которых будут умение вникать в бизнес, или обладать доменной экспертизой или уметь быстро разбираться в доменах, формулировать и копать вглубь найденной проблемы и наконец предоставлять Решения, а собственно написание кода — это безусловно необходимая часть этого цикла, но сама по себе явно недостаточная. Итак, если в описании термина мы сошлись, йдем, как говорится, дальше. Такие ребята на рынке безусловно есть, но их немного (по сравнению с общим количеством трудящихся на рынке) и работа их стоит дорого, потому что а) их опять-таки немного б) часто таких ребят достаточно по два-три-четыре даже на «многоголовые» крупные проекты топ-сложности, из всех тех, которые есть в Украине, что уже говорить о некрупных. Брать с рынка таких спецов компании и дорого и тяжело, да и не всегда есть смысл искать. Даже половину вакансий заполнить такими ребятами не получится, а иначе придется из пушки бить по воробьям, да и должен кто-то делать саппортную или другую «черновую» работу, которая с одной стороны всегда есть даже в проектах с нуля, а с другой на долгий срок поручив такому спецу эту работу, равносильно подтолкнуть его к уходу из компании. Вот тут-то и появляется вопрос толковых джунов и потенциально неплохих миддлов (через несколько лет, если удастся удержать, но это совсем другой разговор, не для этого раза). А как их заполучить? Договориться с ВУЗом, сделать программу обучения под себя, попиарить и без проблем собирать с рынка студентов, потом брать после «обучения» как начинающих с надеждой вырастить толковых середняков, а потом из части из них и настоящих инженеров-программистов. На этом этапе надо четко понимать, при самом тщательном отборе и даже полностью отлаженном процессе обучения, наличии средств, и людей, реально могущих и любящих обучать, только малая часть способна вырасти в профессионалов того уровня, о котором говорится выше. Но это не беда, остальные пусть хоть как-то, но программируют. Стоит помнить: в связи с большим разрывом в оплате опытных ребят и всех остальных, весомая часть денег в аутсорсинге в Восточной Европе (как бы он не назывался, R&D, IT-solutions или Application Development) делается на джун-мид вакансиях. Если бизнес-модель компании-провайдера позволяет так растить стафф и продавать труд начинающих заказчикам, — цикл работает. То, что описано выше, является секретом Полишенеля, но об этом не стоит забывать и надо понимать реальную картину и причины открытия подобных программ обучения. Опять же это ни в коем случае, не умаляет достоинств программы, я лично приветствую любые образовательные программы, которые, как я упоминал выше, практически всегда дают плюс студентам по сравнению с обычным обучением в ВУЗе.

И наконец, по поводу

Может, ваша компания тоже инвестирует в образование? Так расскажите нам, мы с удовольствием опубликуем ваш рассказ.

— расскажу. Только, основываясь на вышеизложенном, поправлю Вас, что это не инвестиции в образование, а создание долгосрочной программы пополнения кадрового резерва.

Сейчас моя компания практически не инвестирует в такие вещи, поскольку на данный момент, бизнес-модель и клиенты / проекты большей части компании, которая занимается разработкой решений, подразумевает «точечную» работу, в основном профессиональный консалтинг. В последние 2 года мы практически не работаем с начинающими, и в компании всего два человека, пришедших будучи студентами, причем пришедших случайно, и очень долго проходивших процесс адаптации. Нам выгоднее нанять на рынке толкового специалиста на рынке (в идеале того самого Инженера-Программиста), чем строить фабрику. Если захотите узнать о нас больше — мы с удовольствием расскажем на ДОУ о себе и своих проектах. Приходите в гости!

Александр, я, как автор материала, вынужден заступиться и за себя, и за Андрея, и за DOU в целом :). Во-первых не вижу в словах Андрея никакой попытки задеть Вас и Вашу компанию — мы действительно очень много и часто пишем о различных образовательных программах компаний, по крайней мере с осени уделяем этому достаточно большое внимание. И вопрос «есть ли в в вашей компании образовательная программа?» был задан абсолютно без ёрничания и подтекста — это нам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно и я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО готов пообщаться на эту тему. Нет — так нет, тема для разговора найдётся в любом случае.
Во-вторых (и, вероятно, к величайшему моему сожалению :)) - данная статья ну совершенно не рекламная. Увы. Более того — от её публикации Itera ни холодно ни жарко — проект рассчитан на бедных студентов единственной кафедры одного института и привлечь таким образом толпы желающих обучаться за деньги, компания не планирует. Что касается «стиля пресс-релиза» и «заангажированности»: основной месседж статьи, собственно — «посмотрите, как ещё можно проводить программы подготовки».
Ребята пригласили в гости, мы мило пообщались, я попытался написать материал максимально беспристрастно и нейтрально. Много деталей всё равно осталось за кадром и/или не затрагивалось в беседе. Согласен, он довольно сухой. Однобокий — так, для того чтобы написать «объективный» материал, необходимо учесть мнение оппозиции, либо глубже погрузиться в предмет и составить о нём собственное оценочное мнение. А в данном конкретном случае оппозиции нет по факту, а предмет слишком масштабен для того, чтобы быстро разобраться. Часовой беседы, как видите — не хватило.
Но — ребята программой довольны, компания отдачей тоже. Если по рынку пойдёт волна возмущений, мол, выпускники программной инженерии ничего толком не умеют — будем реагировать, проводить журналистское расследование. Но причины для беспокойства ведь нет :)?

Если у Вас другое видение рынка, другой подход к подбору персонала, да и в принципе есть что рассказать — с удовольствием приду в гости.

Николай, спасибо за ответ.

Считаю, инцидент со взаимными комментариями считаю исчерпанным.

Поход к подбору персоналу, в данный конкретный момент, у нас действительно отличается. Важно понимать, что подход всегда зависит от бизнес-модели компании. Милости просим в гости :)

Пост на рекламу похож.

ИМХО, не очень ... по сравнению с теми что были.

За-ме-чательно! Если пишешь о компании хорошо (ну или даже нейтрально) — «потс проплачен». Если пишешь плохо — «аа, скатываетесь в желтизну». Но каг????

Подписаться на комментарии