Какие изменения несут принятые законопроекты № 9744 и № 8267 в ИТ-отрасль Украины?
24 мая 2012г. Верховной Радой Украины были приняты во втором чтении законопроекты № 9744 и № 8267, которые ранее парламент утвердил в первом чтении и вынес на обсуждение ИТ-сообщества и власти. Цель этих законопроектов — стимулирование развития ИТ-отрасли в Украине.
Ранее мы анализировали эти законопроекты, принятые ВР Украины в первом чтении.
Какие же нормы и положения этих законопроектов приняты в окончательном варианте народными депутатами? Какие условия работы и налогообложения предлагаются компаниям ИТ-отрасли Украины?
Законопроектом № 9744 вносятся изменения в Переходные положения Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции.
А вот законопроект № 8267 изменил первоначальное название, теперь он называется: «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции».
Переходные положения
Давайте сначала рассмотрим положения принятого законопроекта № 9744, так как именно он регламентирует, какие льготы по налогообложению получают ИТ-компании, и кто сможет этими льготами воспользоваться.
Итак, законопроектом № 9744 внесены изменения в
Раздел 2 Переходных положений «Особенности уплаты налога на добавленную стоимость» дополнен пунктом 26, которым установлено, что на период с 1 января 2013 г. по 1 января 2023 г. освобождаются от налога на добавленную стоимость операции по поставкам программной продукции, созданные в результате экономической деятельности ИТ-компаний.
В подразделе 4 Переходных положений НК «Особенности уплаты налога на прибыль предприятий», абзац 4,5 подпункта 10 дополнить нормой, что с 1 января 2013г. ставка налога на прибыль для ИТ-компаний устанавливается в 5%. Ставка налога на прибыль устанавливается без временных ограничений!
Как видим, во втором чтении этого законопроекта № 9744 ставка налога на прибыль для ИТ-компаний снижена до 5% вместо 16%.
Почему изменяются именно Переходные положения НК Украины? Это рекомендовано выводами юристов Главного управления ВР. Ведь в Переходных положениях НК Украины указываются особенности применения и льгот по налогообложению отдельных отраслей экономики Украины.
Подраздел 10 «Другие переходные положения» Переходных положений НК дополняется также пунктом 14, в котором подпунктом 1.4 указаны критерии ИТ-компаний в Украине.
Ими являются те, кто в течение четырёх налоговых кварталов подряд соответствует следующим условиям.
Цитирую закон:
1) питома вага доходів суб’єкта від здійснення видів економічної діяльності, визначених у підпункті 1.5 цього пункту, становить не менш як 70 відсотків доходів від усіх видів економічної діяльності з реалізації товарів, виконання робіт, надання послуг;2) первісна вартість основних засобів та/або нематеріальних активів суб’єкта перевищує 50 розмірів мінімальної заробітної плати, установленої законом на 1 січня звітного (податкового) року;
3) у суб’єкта відсутній податковий борг;
4) щодо суб’єкта судом не прийнято постанови про визнання боржника банкрутом відповідно до Закону України «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом».
В первом чтении этого законопроекта было 5 критериев.
Убрали 4 подпункт, где налоговая должна была проверить общую сумму расхождений между налоговым кредитом по налогу на добавленную стоимость, сформированным налогоплательщиком по приобретенным товарам/услугам и налоговыми обязательствами его контрагентов, в части поставки таких товаров/услуг. То есть убрали норму, при которой субъект, претендующий на льготы в ИТ-отрасли, должен был пройти дополнительную проверку по НДС!
Это можно смело занести в плюс новому закону и нашей с вами работе!
Для вновь созданных ИТ-компаний предусмотрен период деятельности в 2 отчетных (налоговых) квартала для подачи заявки на применение льготного режима налогообложения. Также в нынешней редакции закона 9744 предусмотрена документальная проверка вновь созданных субъектов программной индустрии по истечении 4 кварталов на соответствие критериям ИТ-компаний. В случае несоответствия этим критериям свидетельство субъекта индустрии программной продукции аннулируется, а субъекту хозяйствования необходимо будет доплатить налоги по общей системе и доначислить себе пеню с 1 числа квартала, в котором допущены нарушения критериев ИТ-компаний.
Вновь подать заявку на применение специального режима налогообложения такой субъект получает право через 4 отчетных (налоговых) квартала.
Не считаются новообразованными субъекты хозяйствования, созданные после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в раздел ХХ» Переходные положения «Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации.
Законопроектом № 9744 определены виды экономической деятельности по реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг в сфере индустрии программной продукции.
В отличие от законопроекта, принятого в первом чтении 22 марта 2012 г. из текста убрали такие виды деятельности:
- Размещение данных в сети Интернет (веб-хостинг);
- Деятельность веб-порталов, включая деятельность, связанную с порталами поиска в сети Интернет, управления веб-сайтами, которые используют поисковые механизмы для создания и поддержки больших баз данных Интернет-адресов, управление другими веб-сайтами, которые функционируют в качестве порталов в сети Интернет, таких как сайты СМИ, периодически обновляющих информацию;
- Издание любой информации в сети Интернет, в т.ч. книг, газет, журналов и периодических изданий, справочников и списков адресов в режиме он-лайн, если они не имеют другой формы публикации, кроме сети Интернет.
То есть субъекты, оказывающие услуги хостинга, СМИ в сети Интернет не смогут воспользоваться специальным режимом налогообложения.
Для получения свидетельства о регистрации, как субъекта, который применяет специальный режим налогообложения ИТ-отрасли, нужно подать заявку в налоговую службу по месту регистрации такого субъекта.
Заявку необходимо будет подать за 30 дней до начала квартала.
Цитирую закон:
Субъект индустрии программной продукции вместе с регистрационным заявлением представляет финансовую отчетность, копии первичных документов(заверенные подписью налогоплательщика или его должностным лицом и печатью (при ее наличии) или в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц, если такие документы создаются им в электронной форме), подтверждающие право на использование особенностей налогообложения.Для подтверждения соответствия видов экономической деятельности субъекта индустрии программной продукции видам экономической деятельности, определенным в подпункте 1.5 настоящего пункта, субъект индустрии программной продукции вместе с регистрационным заявлением подает заключение центрального органа исполнительной власти по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины относительно соответствия фактических видов экономической деятельности субъекта индустрии программной продукции видам экономической деятельности, определенным в подпункте 1.5 настоящего пункта.
Указанный центральный орган исполнительной власти в установленном Кабинетом Министров Украины порядке в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этим органом соответствующего обращения субъекта индустрии программной продукции, обязан выдать ему такой вывод либо мотивированно отказать в его выдаче. Указанный вывод действителен в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем его выдачи.
Очень «напрягает» пункт, что вместе с финансовой отчетность необходимо будет предоставить копии первичных документов! Зачем?
Ведь налоговая администрация в течение 10 дней имеет право провести внеплановую выездную проверку субъекта, подавшего заявление на применение специального режима!
Также, в отличие от первой редакции, где налоговой давали право обратиться в соответствующий орган для проверки соответствия субъекта хозяйствования критериям ИТ-компании, в нынешней редакции принятого закона установлено, что субъект ИТ-отрасли обязан вместе с регистрационной заявкой подать вывод центрального органа власти по вопросам науки, инноваций и информатизации о соответствии видам экономической деятельности ИТ-компаний.
Такой вывод должны предоставить субъекту в течение 10 дней после обращения в соответствующий орган. Решение этого органа может быть обжаловано в судебном порядке.
В течение 15 дней с подачи заявления налоговая администрация обязана включить такого субъекта в реестр ИТ-компаний и выдать свидетельство о регистрации ИТ-компании, или отказать в выдаче такого свидетельства.
В принятом законопроекте № 9744 установлены также нормы аннулирования свидетельства субъекта индустрии программной продукции, указано, что необходимо вести раздельный учет доходов и затрат, для определения прибыли от видов экономической деятельности ИТ-компаний.
Отдельным пунктом установлены нормы уплаты налога на доход:
1.9.Ставка податку на доходи фізичних осіб становить 5 відсотків бази оподаткування щодо доходу у формі заробітної плати, визначеного згідно з пунктом 164.6 статті 164 цього Кодексу, та інших винагород за трудовими договорами (контрактами) працівників суб’єкта індустрії програмної продукції, який застосовує особливості оподаткування, відповідно до видів економічної діяльності, визначених у підпункті 1.5 цього пункту, посади яких відповідають переліку професійних назв робіт індустрії програмної продукції, затвердженому Кабінетом Міністрів України.У разі якщо сума податку, обчислена відповідно до абзацу першого цього підпункту, є меншою за суму податку, обчислену шляхом множення двократного розміру мінімальної заробітної плати, установленої законом на 1 січня звітного податкового року, на ставку податку, визначену абзацом першим пункту 167.1 статті 167 цього Кодексу, ставка податку щодо доходів, зазначених у абзаці першому цього пункту (СтІТрозр), встановлюється в розмірі, що визначається за формулою:
СтІТрозр = 2 х Зпмін х СтБ / ЗпІТ, де:
Зпмін — розмір мінімальної заробітної плати, установленої законом на 1 січня звітного (податкового) року;
СтБ — розмір ставки податку, визначеної абзацом першим пункту 167.1 статті 167 цього Кодексу;
ЗпІТ — розмір доходів, зазначених у абзаці першому цього пункту.
Не сложно подсчитать, например, для текущего 2012г., что если сумма налога на доход была бы ниже 321,90 грн (2*1073*0,15) , то налог на доход должен рассчитываться по формуле. Фактически для нынешнего года выплачиваемая зарплата ниже 6 400 грн должна была бы рассчитываться по приведённой выше формуле.
Законопроект № 9744 вступает в силу со дня, следующего за днём опубликования.
Подведя итог по этому законопроекту № 9744, можно сказать, что в ходе обсуждения законопроекта после первого чтения, изменена ставка налога на прибыль и налога на доход — до 5%, освобождены от НДС ИТ-компании на 10 лет, но исключены из перечня первоначальной редакции некоторые виды деятельности, по которым определяются субъекты индустрии программной отрасли.
Также обязали подавать при регистрации вывод центрального органа власти по вопросам науки, инноваций и информатизации о соответствии видам экономической деятельности ИТ-компаний и копии первичных документов!
Новая версия законопроекта № 8267
Законопроект № 8267 изменил своё первоначальное название, теперь он называется: «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции».
Если раньше он содержал нормы: цели проводимого экономического эксперимента в ИТ-отрасли, виды деятельности ИТ-компаний, уменьшение ставок единого социального взноса для ИТ-компаний, то в принятой редакции от 23 мая 2012 г. он устанавливает формы и приоритеты поддержки ИТ-отрасли государством, а в своих Переходных положениях временно, на период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г., устанавливает фиксированный размер единого социального взноса.
Единый социальный взнос будет:
- для работодателей — 36,76% от двух размеров минимальной заработной платы, установленной на день начисления единого социального взноса, помноженных на количество наёмных работников, с учетом количества отработанных ними дней;
- для наемных работников — 3,6% из суммы двух размеров минимальной заработной платы на день начисления единого социального взноса, с учетом количества отработанных дней.
Законопроект № 8267 также устанавливает, как будет распределяться сумма единого социального взноса по фондам соцстрахования.
Подведём итог
Эти два принятых закона призваны стимулировать развитие ИТ-отрасли в Украине, создав благоприятные условия по налогообложению. Этому способствует снижение налога на прибыль и налога на доход до 5% и отмена НДС для ИТ-компаний.
Кроме этого, создаются условия для выплаты «белой» заработной платы наемным работникам ИТ-компаний.
Но здесь есть «подводные камни».
Какая заработная плата будет указываться наемным работникам в отчетности предприятия и в отчетности в ПФ? Ведь в Пенсионном фонде Украины учет заработной платы ведётся в соответствии с суммой уплаченного страхового взноса! А в соответствии с новыми законами — это с суммы в два размера минимальной заработной платы.
Поэтому законодателям, руководству пенсионного фонда нужно будет сделать изменения в законодательстве, при которых ИТ-компаниям, уплачивающим фиксировано единый социальный взнос от двух минимальных заработных плат, отражать в ведомостях полную сумму выплаченной реальной заработной платы для дальнейшего учета при начислении солидарной пенсии наёмным работникам этих компаний.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
25 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.