Курс молодого бойца по версии Luxoft
Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных отношениям украинской IT-индустрии с образовательной сферой. В ближайшее время вы узнаете о том, как игроки отечественного сегмента разработки ПО взаимодействуют с учебными заведениями и участвуют в подготовке кадров для себя и соседей по рынку.
Итак, локальное подразделение компании Luxoft проводит весьма интересный эксперимент: студентам Одесского политеха предложили поучаствовать в разработке реального программного продукта с полным погружением в процесс, точно так же, как это происходит на предприятии. Две команды студентов в лаборатории ОНПУ под руководством кураторов из Luxoft ведут разработку программного обеспечения «по взрослому»: используя Agile-методологию с ежедневными скрамами и недельными спринтами.
Конечно, суть данного эксперимента всё же больше образовательная, нежели практическая — в роли заказчика проекта выступает сам Luxoft. Но работают студенты с весьма перспективными технологиями: конечным результатом их деятельности станет открытая платформа для автомобильных бортовых компьютеров.
В данный момент две команды одновременно ведут два направления. Первое — система навигации и прокладки маршрута, которая может использовать геолокационные данные одновременно с нескольких ресурсов, таких как Google Maps или Яндекс.Карты. Система может работать в режиме реального времени, прокладывая и оптимизируя маршруты с учётом текущей обстановки на дорогах. Вторая тема, ещё более интересная — система визуального слежения за положением на дороге, способная по данным с установленной на капоте камеры определять местоположение автомобиля относительно дорожной разметки и сигнализирующая о наличии объектов на дороге — других машин или пешеходов. Несмотря на то, что проект стартовал только в начале августа, ребята уже готовы продемонстрировать рабочие прототипы некоторых модулей.
Ребята постигают не только новые технологии и методики программирования, но и учатся правильно представлять и сопровождать продукт, проводить рабочие митинги и презентации.
Кроме того, у каждой команды имеется персональный блог, использующийся для внутренних обсуждений и публичных отчётов о проделанной работе.
Финальный осязаемый результат предположительно должен увидеть свет через несколько лет — к тому времени должна смениться и команда разработчиков (проект рассчитан на студентов третьих-четвёртых курсов). Однако ребята взяли хороший темп и вполне вероятно, что первый опытный образец появится даже к концу 2011 года. Очень хотелось бы добавить личных впечатлений от общения со студентами и руководителями проекта — неимоверно приятно видеть людей, которые искренне и неподдельно увлечены своим делом, заряжены здоровым драйвом и преисполнены энтузиазма. Даже поймал минутку ностальгии по студенческим годам.
На вопросы DOU любезно согласились ответить Дмитрий Кушнир, директор Luxoft в странах Восточной Европы, Алексей Решта, руководитель образовательных программ компании в Одессе и Светлана Григорьевна Антощук, декан факультета автоматизации и вычислительной техники (ФАВТ), на базе которого размещается лаборатория:
— Это первый случай совместных проектов Luxoft с институтами?
Дмитрий Кушнир: Нет, конечно. Исторически сложилось так, что Luxoft (ещё российский головной офис) очень быстро пришёл к тому, что надо взаимодействовать с вузами. В России уже около десяти лет развиваются отношения с целым рядом учреждений. В Украине мы тоже с самого начала понимали, что растём достаточно быстро, становимся одним из крупнейших игроков, и чтобы поддерживать такой рост, нам придётся работать в том числе и с выпускниками. Ну и, конечно, мы заинтересованы, чтобы в целом система высшего образования развивалась, и понимаем, что необходимо прилагать определённые усилия, инвестировать время и финансовые средства.
Здесь, в Одессе, мы поддерживаем в течение пяти лет олимпиадное движение, в Киеве проводим целый ряд программ, в том числе летнюю практику для студентов, в некоторых вузах ведём факультативные занятия в нашем киевском офисе. Мы постоянно участвуем в различных мероприятиях, в том числе и для преподавателей — к примеру, в 2008 году мы проводили мероприятие под названием «Стажировка преподавателей высших технических учебных заведений Украины». А в августовском рейтинге DOU назвал Luxoft номером один по количеству инженеров — появилась дополнительная ответственность.
— Расскажите, как набиралась команда студентов?
Алексей Решта: Подход был немного авантюрным, я занимался «охотой за головами» на летней практике, которую студенты проходили в Luxoft. Фактически было два этапа — сначала я отбирал ребят на практику, а потом из отобранных формировал команды. Заинтересованность, что характерно, была колоссальная, проект начинался 1 августа — ведь самый разгар лета, море, всё такое. И из 24 человек, которым было предложено поучаствовать, сразу согласилось 16! Одну команду из трёх человек я взял сразу же — я видел их год назад на олимпиаде и знал, что они хорошо сработаны, а вторая команда хорошо зарекомендовала себя на практике. То есть проект стартовал с шестью ребятами, а затем они отобрали ещё шесть, уже самостоятельно. Сработало «сарафанное радио» — мы не делали никаких объявлений, никто никому ничего официально не говорил, но сюда прибежал чуть ли не целый поток, огромное количество студентов, и в течение трёх дней мои ребята отбирали себе помощников. Сейчас у нас работают 12 человек.
— Проект, судя по всему, абсолютно некоммерческий, какова его дальнейшая судьба?
А.Р.: Ну, что касается некоммерческого проекта — любое хорошее дело может принести выгоду. Если ребята сделают красивый доступный open-source прототип, то мы его можем демонстрировать, получить под него заказ — а готовая команда на разработку у нас уже имеется.
Д.К.: Я бы взглянул на это и с другой стороны. В марте мы проводили круглый стол, на который пригласили преподавателей из технических вузов Одессы. На нём прозвучала идея, что неплохо было бы вести какие-то реальные проекты (или максимально близкие к реальности) на территории вуза, чтобы студенты могли посмотреть на сам процесс разработки продуктов, приложений. Ну и в ходе обсуждения мы пришли к выводу, что разрабатывать какие-либо коммерческие продукты таким образом довольно сложно, потому что есть условия и ограничения заказчиков: они очень чувствительны к тому, кто именно разрабатывает интеллектуальную собственность, есть ограничения, связанные с вопросами безопасности, доступа, жёсткими сроками и т.д. Поэтому мы предположили, что подобные проекты будет весьма сложно реализовать в кооперации с учебными заведениями. А если рассматривать проекты, которые не имеют подобных технических ограничений, то это как раз что-либо связанное с новыми технологиями, платформами, бизнес-идеями, которые можно попытаться прорабатывать с ребятами из ВУЗов. Это позволяет им поучаствовать в реальном проекте, построить команду, весь проектный процесс, в общем, заниматься реальными вещами, не имеющими перечисленных ограничений.
— А здесь студенты тоже проходят какое-то обучение?
Д.К.:У Luxoft один из крупнейших тренинговых центров, в том числе и в Одессе. Это стандарт компании — во всех городах, где мы работаем, мы создаём учебные центры. По ряду направлений нам приходится «доучивать» ребят внутри, например, если мы работаем с заказчиками из каких-то отраслей, которые не представлены в Украине, нам приходится рассказывать о специфике используемой отрасли, технологии, платформы и т. п. В частности, что произошло в Одессе — исторически так сложилось, что основная специализация — автомобильные развлекательные системы. Где ещё в Украине можно взять специалистов, имеющих опыт в разработке автомобильных развлекательных систем? Ну так получилось, что с самых первых дней мы построили учебную программу и начали учить людей на стороне Luxoft. Нам помогли в этом заказчики.
Сейчас мы приходим к тому, что масштабы таковы, что хоть собственный университет строй.
Или необходимо активно работать с существующими университетами, искать нужные формы взаимодействия. То, что происходит здесь в Одессе, мы рассматриваем как «пилотную» модель — если она окажется успешной, мы с удовольствием будем делиться опытом со всеми другими региональными представительствами Luxoft, со всеми конкурентами, и будем рассказывать на рынке, что вот такая модель заработала. Мы очень на это настроены.
А.Р.: Большинство применяемых технологий студенты изучают в институте. База — это программирование на С++, который у них с первого курса. Некоторые специальности изучают программирование под Linux — ребята здесь работают именно под этой ОС.
— Результатами двухмесячного эксперимента вы довольны?
А.Р.: Откровенно говоря — очень хороший старт у ребят, я не на всех коммерческих проектах видел такой быстрый и энергичный старт, быстрое внедрение в тематику, конкретные результаты. Они очень много делают сами помимо основной работы: мы привыкли, что техподдержкой занимается IT-отдел. Здесь ребята всё установили сами, поддерживают сами операционную систему, сеть.
Главный успех — это взаимодействие наших экспертов со студентами, потому что студенты сами «растекаются мыслью по древу», не могут сконцентрироваться, выбрать самые основные направления, получить нужное качество продукта и т. д. Мы даём свой опыт, тайм-менеджмент, определяем планы, сроки, смотрим, куда движется разработка и если ребят уводят в сторону какие-то второстепенные детали, направляем их энергию в нужное русло. Благодаря этому сотрудничеству опытных инженеров со студентами можно получить и реальный выход и быстрое развитие профессиональных навыков.
А вообще ребята переполнены идеями и энергией, даже приходится их осаживать периодически, напоминать, что они всё таки студенты, а не боевой отряд передового IT-фронта.
Д.К.: Похожее происходит во всём мире — молодёжь не имеет барьеров во взаимодействии с устройствами и естественно себя чувствует в общении с IT, с программным обеспечением. Поэтому они действительно будут быстрее включаться, просто нужно помогать ребятам, немножко их направлять — как правильно подойти к процессу разработки коммерческого программного обеспечения.
— Вы упоминали, что в командах проводятся недельные спринты. Не слишком ли частая периодичность?
А.Р.: Вообще-то да, в промышленности обычно принято проводить спринты продолжительностью в две недели или в месяц, но учитывая то, что ребята всё-таки менее организованы, опыта пока ещё маловато, мы решили ввести ежедневные скрамы и недельные спринты, чтобы лучше контролировать процесс, работать над мелкими фрагментами задачи.
— Студенты, которые участвуют в проекте, пользуются какими-либо привилегиями в институтской учёбе?
Светлана Антощук: Нет, даже наоборот — с них больше спрос. Но у них есть некоторые бонусные возможности — если тематика совпадает, они могут использовать свои наработки в качестве, скажем, курсового проекта. Может быть, некоторые будут использовать их в качестве дипломной работы. Собственно в этом тоже удобство открытого проекта — для обучения он подходит просто замечательно.
Мы на самом деле параллельно контролируем процесс их учёбы — всё-таки участие в проекте на оценках сказываться не должно. Но за этих ребят я не переживаю — у них с этим всё в порядке.
— А при приёме на работу в Luxoft участники институтских проектов будут пользоваться какими-либо привилегиями, будут ли наиболее отличившиеся получать сразу предложение?
Д.К.: Конечно мы будем рассматривать такие проекты, как некий источник ресурсов, ведь наша цель сделать так, чтобы ребята приходили на работу хорошо подготовленными. Однако сам факт участия в подобном проекте не создаст сам по себе бонусов при приёме — отбор в конкретные проекты будет производиться их руководителями. Преимущество же заключается в том, что такие студенты уже достаточно хорошо разбираются в технологиях и процессах.
22 коментарі
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.