Как правильно учиться [по мотивам курса Learning How To Learn]

Недавно я завершил великолепный курс «Learning how to learn», проходивший на Coursera и по праву ставший самым популярным в мире. В этой статье я поделюсь своими впечатлениями и кратким конспектом основных идей.

Курс ведет преимущественно Барбара Оукли, профессор Оклендского университета и автор книги «A mind for numbers» (послужившей базой для курса). Помогает ей доктор Терренс Сейновски, со слов Барбары — живая легенда в области изучения нейробиологии и неврологии.

Два режима мышления

Итак, человек мыслит в одном из двух режимов, сфокусированном или рассеянном.

Сфокусированный режим позволяет учиться или решать проблемы, основываясь на имеющихся связях нейронов. Можно провести аналогию с игрой пинбол: если представить наш мозг в виде игрового стола, то фокусирование нашего мышления — это как запуск шарика по определенному маршруту. Зачастую в данном режиме можно решить большинство заурядных задач. Однако когда задача не столь тривиальна и требует связей между незадействованными нейронами, тогда на выручку может прийти второй вид мышления.

Рассеянный режим позволяет приходить к озарениям благодаря случайным нейронным связям. Когда мы занимаемся чем-то отвлеченным (будь-то бег, мытье посуды, нахождение в состоянии полудрема), мысли продолжают кружиться в голове в фоновом режиме. Именно в таком состоянии у нас способны появиться особенно сильные решения.

Полезно уметь переключаться между двумя режимами. Например, вы сфокусировано работаете над решением рабочей проблемы. Изначальный подход, с помощью которого собирались решить ее, не сработал. Вы попробовали еще парочку смежных. Опять нет. Что происходит дальше? Вы проявляете упорство, бьетесь головой об стену, проедая время и растрачивая ментальную энергию. Лучшим выходом из ситуации была бы смена режима. Встать из-за компьютера и прогуляться по парку, стараясь не думать о текущей задаче, наблюдая за красотой природы. Под конец прогулки, очень вероятно, придет понимание, как еще можно подойти к проблеме.

Разделение на порции

Порция — это некая минимальная единица информации, которую мы в состоянии понять и усвоить. Фрагмент, часть пазла. В психологии есть аналогичное понятие, обозначающее мнемонический трюк.

К примеру, попробуйте запомнить следующую последовательность символов:
M D P H D R S V P C E O I H O P

Не просто. А теперь сгруппируйте эти символы таким образом:
MD PHD RSVP CEO IHOP

Запомнить пять групп символов станет проще, чем 16 разрозненных букв.

Последовательность действий при изучении:
1) Сфокусировать внимание на порции информации;
2) Постараться понять ее;
3) Попрактиковаться, чтобы закрепить материал и увидеть место этой части в общей картине.

Особенно важен третий пункт. Если вы просто посмотрели видео инструкцию, где что-то пошагово демонстрируют, то может показаться, что все ясно и понятно. Это ложное ощущение, иллюзия компетентности. Нужно самостоятельно попрактиковаться, чтобы лучше усвоить материал.

Для более эффективной учебы следуйте таким рекомендациям:

  • Лучше учиться регулярно и понемногу, чем редко, но огромными порциями.
  • Новая информация усваивается мозгом ночью, поэтому сон невероятно важен. Мало того, что во время сна выводятся токсины из мозга, структура нашего умного органа меняется. На утро мы просыпаемся буквально новыми людьми, с новыми нейронными связями.
  • Вспоминать материал — это лучший способ учиться, более эффективный, нежели чем перечитывать материал или составлять концептуальную карту.
  • Тестирование себя на предмет полученных знаний дает чуть ли не больше, чем само изучение. Вот почему полезны вопросы для самопроверки в конце каждой главы книги.
  • Периодически пытайтесь посмотреть с высоты птичьего полета на изучаемую тему, чтобы увидеть большую картинку и место каждой частицы информации в ней. Это так называемое обучение сверху вниз.
  • Физические упражнения помогают в обучении.

Прокрастинация

Прокрастинация возникает из-за того, что придется заниматься чем-то, что кажется вам неприятным. В это время в мозге активируются области, ответственные за боль. Но это ощущение проходит, как только вы беретесь за работу.

Прокрастинация — это по сути привычка, которая состоит из 4 частей:
1) Триггер (место, время, состояние, раздражитель);
2) Рутина, то есть само действие;
3) Награда;
4) Убеждение, что это по-другому не сделать.

Как пример, усталость, накопившаяся за рабочий день, выступает триггером, который заставляет вас открыть страничку в социальной сети (действие). Просмотр новостей друзей с фотографиями — это награда, которую вы заслужили (по крайней мере, вы в этом убеждены).

Действенный способ борьбы с прокрастинацией — это фокусироваться на процессе, а не конечном результате. Например, с помощью техники pomodoro, когда мы работаем в рамках временного отрезка. Это и есть режим сфокусированного мышления.

Еще одна полезная рекомендация — списки дел:
— Составляйте вечером список планов на завтра;
— Всегда начинайте день с выполнения самой неприятной задачи;
— Планируйте не только работу на день, а и окончания дня.

Память

Не новость, что у нас имеются рабочая память (до 4 слотов, а в особо одаренных случаях — и больше) и долгосрочная память. Практика изученного помогает материалу перейти из рабочей в долгосрочную память. Метафоры и аналогии позволяют лучше понять и запомнить изучаемые идеи, особенно абстрактные (как математические концепции).

Интересен способ запоминания слабо связанных вещей (вроде списка покупок) под названием «дворец памяти». Вы мысленно расставляете запоминаемые объекты по знакомым местам своей квартиры, ассоциируя их друг с другом.

Дополнительные факты и рекомендации

Перенос. Изучение порции информации в одной области знаний помогает изучению в других областях. Все благодаря обнаруженным сходствам.

Заучивание. Многократное применение выученного материала в ходе одной сессии, что приводит к автоматизму, но мешает углубить знания.

Чередование. Смена подходов, практик, концепций в ходе одной сессии решения задачи или обучения. Например, читаете главу книги, а потом решили пробежаться по оглавлению, чтобы увидеть общую картину.

Иллюзия компетентности. Избегайте постоянной практики в легких задачах, что может создать иллюзию, будто вы поняли материал.

Осознанная практика. Используется для глубокого обучения за счет решения более сложных задач, то есть фокус на том, что дается сложнее. Не нужно идти легким путем, если желаете обрести мастерство в чем-то.

Шаблонность мышления. Старые знания мешают прийти новым идеям. Вот почему иногда новички в какой-то отрасли вносят инновации.

Начать с тяжелого, перескочить на легкое. Этот контринтуитивный подход объясняется на примере сдачи тестов, экзаменов. Имея вопросы на руках, начните с самого тяжелого. Ознакомившись с заданием, но еще не имея решения, переходите к следующим, более простым вопросам. Таким образом, запустится рассеянный режим мышления, который поможет найти ответ на сложный вопрос, когда вы к нему вернетесь.


Завершить статью я хочу замечательной цитатой из курса: «Нельзя считать, что вы что-то выучили по-настоящему, пока не можете научить этому других».

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось2
До обраногоВ обраному6
LinkedIn



37 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Очень забавная статья, хочу заметить в йоге четырьмя аспектами человеческого сознания являются — манас (ум), буддхи (интеллект), ахамкара (эго) и читта (чувство).
Ум (манас) подобен зеркалу. Если перед ним стоит лошадь, оно отражает ее, но не понимает, что это такое. Затем интеллект (буддхи) говорит: «О, это лошадь». После этого в разговор может вмешаться эго (ахамкара) и сказать: «Но это моя лошадь!» Затем, в итоге, вступает чувство (читта), делая заключение: Как я рад видеть свою лошадь!

Спасибо за конспект! Возвращаюсь к нему время от времени, очень полезный и содержательный

Кстати, кому интересно, на основе курса я составил чеклист для себя — чтобы не забывать основные рекомендации и следовать им во время обучения. Опубликовал здесь: bogdansuchok.net/learning-rules.html

404 по ссылке.

Спасибо. Отличная статья. Очень полезна чтобы быстренько вспомнить основные положения курса. Кратко, толково и по делу. Вмемориз однозначно.
Единственное, что резануло глаз — кусочек про запоминание. Если мне не изменяет мой маразм, в курсе речь шла о том, что многократное повторение одного и того же материала вообще малоэффективно и не приводит к лучшему запоминанию/пониманию. Гораздо лучший эффект даёт повторное обращение к материалу через увеличивающиеся промежутки времени. Через час после первой сессии, потом через день, в следующий раз — через неделю... Ну, как-то так. Или я неправ?

Вы про заучивание? Да, оно малоэффективно — вы правы.

Всё от сюда. «Думай как математик.» Как решать любые задачи быстрее и эффективнее. Автор — Барбара Оакли.

Очень интересно! Большое спасибо.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Завершить статью я хочу замечательной цитатой из курса: «Нельзя считать, что вы что-то выучили по-настоящему, пока не можете научить этому других».
Эта мудрость, сформулированная немного по-другому, известна уже давно: «Не знаешь сам — учи другого!» :-)

Слоган нашего министерства образования?

Хотел добавить в избранное, но с ужасом обнаружил, что на доу нет избранного

А теперь сгруппируйте эти символы таким образом:
MD PHD RSVP CEO IHOP
Запомнить пять групп символов станет проще, чем 16 разрозненных букв.
Тут варто додати момент (який чи то пройшов повз автора, чи автор вирішив, що всі читачі і так здогадаються :) — це не випадкові групи символів, а знайомі кожному американцю абревіатури (IHOP — дуже популярна мережа їдалень, RSVP — пишуть на тих запрошеннях, де потрібна відповідь, а інші у вікіпедії знайдете)

Богдан, спасибо за краткие и содержательные выдержки из этого курса. Супер!

Вот ссылка на курс: www.coursera.org/...rn/learning-how-to-learn . Там есть титры с русским и украинским переводами. Тесты надо переводить самому. В курсе, в конце каждой «недели» есть видео с дополнительным материалом.

Нужно побольше таких курсов и тем! Самообучение это основа всего!

Весь курс целиком, кому интересно: dl.dropboxusercontent.com/...Learning How To Learn.rar

Не вдалось скачати, пише:
Error (404)
We can’t find the page you’re looking for. Check out our Help Center and forums for help, or head back to home.

Ниже перезалил, вот ссылка:

www.ex.ua/729317567310

Куда Вам залить архив?

Сорри, а зачем куда-то заливать то, что и так бесплатно доступно на сайте Coursera? Вот же оно www.coursera.org/...arn/learning-how-to-learn, уже залито. :)

Хороший конспект, благо дарю!

Как раз читаю сейчас книгу «Думай как математик» Барбара Оакли. Там тоже самое.
Реально классная инфа, вот бы кто рассказал в школе такое :)
На английском www.amazon.com/...unked-ebook/dp/B00G3L19ZU

www.tomighty.org — удобный free desktop timer for the Pomodoro Technique

Спасибо за конспект. Прекрасная возможность сделать recall после курса.

Спасибо за тему!) Очень интересно.
Как раз сейчас снова запустили этот курс, все очень вовремя)

Классный курс. Интересная манера подачи информации. Сам работаю на помидорах :-)

Благодарю! Местами оч полезно)

тоже проходил этот курс, но что-то забросил на предпоследней неделе. Сейчас как раз начал читать книгу Барбары Оакли «Думай как математик».
Спасибо за саммари )

а где книгу брали, если не секрет?

Підписатись на коментарі