Повышение квалификации, или учимся учиться

В некоторых профессиях процесс повышения квалификации поставлен на конвейер, а в других — полностью зависит от человека и его мотивации. ИТ относится ко второй группе, тут успех в работе — это результат личных усилий. Мне кажется, в нашей сфере, как и во многих других, стоять на месте — всё равно, что отставать. Активные айтишники всё время перелопачивают тонны новой информации, примеров, участвуют во встречах сообществ и на конференциях.

Но встречаются и разбалованные: «Если компания не отправляет меня на курсы, значит — не заинтересованы в моем росте, либо всех всё устраивает. Зачем я буду тратить личное время на учебу?» В результате, такие специалисты достигают определенного уровня и... застревают. Работа есть, зарплата устраивает — и вот человек делает свою работу также, как и n лет назад (тогда он, наверняка, неплохо попотел и постарался!).

Я хочу поделиться с вами методами, которые помогают мне самой учиться новому и повышать свой уровень квалификации. Будет здорово, если в комментариях вы поделитесь и своими, дополните меня. Будем вместе учиться тому, как лучше учиться.

1. Книги

Не все подряд, конечно. Я обычно прошу советы «что почитать?» у коллег или на специализированных форумах, смотрю рейтинги и отзывы к книгам. Часто на сайтах сообществ (тестировщиков, аналитиков, etc) есть разделы по спискам литературы — с рейтингами, комментариями, ссылками для скачивания.

2. Форумы и сообщества

На «живых», активных форумах участники рассматривают примеры и обсуждают распространённые ситуации, связанные с той или иной сферой. Можно учиться на чужом опыте или поднимать свои вопросы. Также есть возможность обзавестись полезными контактами, узнать из первых уст о предстоящих семинарах, вебинарах, конференциях, тренингах, курсах.

3. Конференции, семинары, тренинги, курсы

Там можно получить знания очно, а также завести контакты, лично задать вопросы. Вот, кстати, блок вопросов-ответов на разных технических мероприятиях часто оказывается самой полезной частью.

Говоря по правде, я от многих слышала, что такого рода обучение не так уж эффективно. Как по мне — эффективно. Но чтобы получить там знания и не тратить время зря, стоит заранее ознакомится с анонсированными темами и быть в курсе предмета доклада. Тогда информация лучше «уляжется» в голове, и будет о чем спросить. Доказано — чтобы хорошо что-то усвоить, нужно услышать об этом несколько раз с небольшим промежутком во времени.

А ещё лучше — начните сами готовить доклады и принимать активное участие в конференциях, воркшопах. Вот почему это хорошо:
— Так вы ещё лучше узнаете тему, в которой хорошо разбираетесь;
— Делиться (знаниями) — это приятно;
— Вы повышаете уровень ораторского мастерства, учитесь делать хорошие презентации;
— Это обеспечит бесплатное участие в мероприятии.

4. Веб-мероприятия

Во многом похоже на предыдущий пункт, но со своими нюансами: проще добраться, но меньше возможностей пообщаться, завести контакты.

5. Журналы, новости по специальности

Это нужно, чтобы быть в курсе, идти в ногу со временем.

6. Личные встречи со специалистами интересующей области

Найдите такого человека на работе, конференции или форуме, договоритесь о времени и обсудите свои вопросы. Если вам кажется, что людям жалко выделить на вас время, то... просто попробуйте. Энтузиасты любят делиться опытом с активными и трудолюбивыми людьми, готовыми впитывать знания.

7. Бесплатное участие в проектах

Вы потратите время, но получите знания, опыт и строчку в резюме. А это дорогого стоит.

8. Организация своих встреч

Найдите единомышленников для обсуждения той или иной книги, участия в учебном проекте и т.п. Мы так делали на работе.

Давненько ещё, когда у нас в компании не особо распространён был scrum, позвали в гости опытного в этой теме товарища, сами заранее подготовились, книгу прочли, вопросы составили. Он с нами провёл полдня, объяснил примеры, ответил на вопросы. А потом мы уже самостоятельно выбрали наиболее подходящий проект и применили к нему новый для нас подход.

Потом вместе разбирали по главам BABUK, потом Вигерса. Есть люди, которым сложно найти время на чтение чего-то нового, а совместный разбор глав (например, раз в неделю) мотивирует читать.

9. Обратная связь от коллег

Когда я работала аналитиком и стремилась научиться создавать как можно более качественные спецификации требований, то постоянно интересовалась мнением у программистов, тестировщиков, ПМ’а. Это очень помогло.

10. Вуз

Все знают, что в нашей сфере на первом месте стоят знания и опыт, а не диплом. Но всё же, айтишник без высшего образования — скорее исключение, подтверждающее правило. Не всегда айтишниками становятся после факультетов с компьютерными и даже техническими cпециальностями. Мне повезло, я закончила очень хороший факультет, мне многое пригодилось. Но, в любом случае, вуз учит учиться, работать с литературой, взаимодействовать в коллективе (совместные проекты, лабораторные). Кроме того, это интересное время, важные коммуникации, и порой — друзья на всю жизнь.

Удачи всем нам!

P.S. А как вы осваиваете что-то новое?

Підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU, щоб не пропустити найважливіші статті.

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном1
Подписаться на автора
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube


34 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

CodeSchool хороший набор курсов для фронтенд стека

1,2,3...10...а жить-то когда?

Жить? А как это?

«А жить то когда?» © Обломов

Очевидно что у автора стояла задача сделать 10 пунктов чтобы получилась красивая статья, засунуто было все что нужно и не нужно.

Самый крутой рост айтишника — когда попадается неугомонный лид и вы начинаете юзать целую кучу новых инструментов о которых раньше не слышали — вот тогда идет рост.

Семинары — просто расширене кругозора — полезное занятие.

Остальное оторвано от контекста и реальности. Книги это круто, но одно дело читать бесконечные примеры с foo | bar, а другое — делать проекты.

А еще «If you want to learn something, write a book about it.» Ну, не книгу, но хоть блог какой-нибудь, пару раз что-то начинал и бросал, но респект тем, кто делает.

Когда пытаешься кому-то что-то объяснить или написать в блоге о чём-то — знания в голове действительно упорядочиваются. Также в процессе узнаёшь разные мелкие детали, о которых не знал или не задумывался. Но времени на это нужно кучу.

Погоджуюсь із вами. Здається фото зробив, відео записав, пояснення до цього всього написав, а разом воно не клеїться. Потрібні зусилля щоб з цього всього вийшла стаття яка буде цікавою.

Які журнали\тижневі\місячні видання ви знаєте?

На Хабре есть отличные bi-weekly дайджесты, например от харьковской компании ZFort: habrahabr.ru/company/zfort

Но, в любом случае, вуз учит учиться, работать с литературой, взаимодействовать в коллективе

Если один год поработаешь айтишником то научишся и учиться, и с документацией работать, и взаимодействовать в коллективе, а так же подтянешь английский. Такая работа действительно научит учиться, а ваши выпускники даже гуглить нормально не умеют.

.
Маркетологи называют неудачную рекламу «имиджевой рекламой». Мол, раз уж потратили деньги без роста продаж, так хоть имидж себе немного подправили.

Выпускники вузов (по аналогии с маркетологами) утверждают, что вуз «учит учиться». Мол, раз уж потратили 5 лет(!) без толку, то хоть «учиться научились».

P.S.
Кстати, всех кто не умел учиться еще до вуза, отчисляют еще на первой сессии. Без этого в вузе никуда.

Кстати, всех кто не умел учиться еще до вуза, отчисляют еще на первой сессии
Есть много альтернативных путей как остаться в ВУЗе не учась толком=)
Мол, раз уж потратили 5 лет(!)
6 років, ще в деяких буває 6 — це взагалі діч. Я не знаю хто ще лишається в аспірантурі.
а ваши выпускники даже гуглить нормально не умеют
Кто за хабари учился или просто выпрашивал оценки — не умеют. Для старательных же была возможность просидеть несколько часов в библиотеке за реальными книгами (отличное времяпровождения, мне нравилось), а потом и в интернете.
Я просто не понимаю, как после десятка курсовых и пары дипломных можно не уметь искать и анализировать информацию. Это только в результате какой-то халявы (зазакные работы, например) такое возможно.

По-моему, в вузах действительно учат учиться, просто очень долго.

[оглядываясь по сторонам] Это точно не паламарчук? А что если их два??

Проблема та же: не знаю, узнавать не хочу, вот вам истины КЭПа. Да узнай ты по одному из своих пунктов что-то действительно стоящее — и нам это будет интересно. А это — реферат шестикласника по информатике.

Вот, кстати, блок вопросов-ответов на разных технических мероприятиях часто самой полезной частью.
Кажется, пропущено слово.

Чтобы вышеописанное использовалось нужно мотивировать джунов\трейни к саморазвитию.
Очень актуально для свитчеров, т.к. их обучают азам, а саморазвиваться дальше зачастую не обучают, хотя многие приходят из «конвеерных» профессий :(
Как прививать саморазвитие к «застрявшим» тоже интересный вопрос.

з.ы. наверное нужна статья про мотивацию с точки зрения лида\менеджера.
дисклеймер: коммент с точки зрения qa.

Самомотивация идет от интереса к своей профессии.
Человек хочет писать более чистый, гибкий код, или хочет выучить\углубить знание какого-нибудь стека технологий в своей нише, или ему интересна смежная ниша, все это толкает к самообучению. Но все истекает только из любви к своему занятию.

software developer = StackOverflow (а для других направлений, даже не знаю)

Другим там тоже есть что поизучать ;)

Сеть Stack Exchange, частью которой является SO, насчитывает несколько десятков сайтов. Там всем есть что почитать и обсудить.

по моему уже похожая статья совсем недавно на эту тему была )
здравомыслящий человек сам ко всем этим выводам приходит опытным путём, ну а не здравому... до лампочки )
самым эффективным способом освоения новых знаний считаю тренинг с упражениями
далее, если нет возможности (денег) посетить такой тренинг идёт ютуб
и совсем долго и нудно, книги, статьи, форумы....

Как по мне, как раз книги-топ 1 в плане получения знаний, хоть и нудненько.

только как фундамент: Кнут, МакКоннэлл...
технолгии только на тренинагах... пока книгу выпустят, уже актуальность утратится )

Что верно, то верно. Помню, как учил Java в 1999м году — JDK была уже 1.1, а книги, которые удалось надыбать, все были еще по JDK1.0
Как я намучался с deprecated :)

С другой стороны, когда переключился на quantitative finance, то книги по фундаментальным наукам — от «Теории Вероятностей» E.C. Венцель до «Элементов Функционального Анализа» Колмогорова и Фомина не только не устарели, но и были даже лучше современных учебников, напичканных аксиоматическим подходом (кратким, но совершенно неинтуитивным).

Подписаться на комментарии