×Закрыть

Почему уходят из Google, Microsoft, Xing? Истории украинских разработчиков

Мы связались с разработчиками, которые работали в крупных международных компаниях, но уволились оттуда по собственному желанию, и попросили их рассказать об особенностях работы в IT-корпорациях, а также о том, что все-таки побудило принять решение уйти.

Павел Шеляженко, работал в Google (2007-2016)

В 2007 году я отправил резюме в Google. Со мной связались и предложили пройти интервью по телефону. По результатам двух разговоров меня пригласили на онсайт-интервью в офис Google в Цюрихе, которое я тоже успешно прошел. Так я начал работать в цюрихском офисе.

Впоследствии я сам провел более сотни интервью в Google, и мое мнение — процесс сильно оптимизирован под то, чтобы всегда не нанять плохого сотрудника, а не чтобы всегда нанять хорошего. Потому зачастую хорошие кандидаты тоже отсеиваются. Google как компания получает такой объем резюме, что для нее такой подход не является проблемным. Но для соискателей такой нюанс, конечно, печален.

Меня взяли в отдел Storage Infrastructure, в команду, которая занималась созданием крупномасштабной системы резервного копирования данных. Я работал программистом, изначально меня взяли на уровень, называвшийся «Software Engineer 2». Этот уровень — самый базовый для разработчиков, на него берут людей без особого опыта работы и без ученой степени.

В 2009 году я перешел в главный офис компании в Mountain View. Тогда же я перешёл в команду, которая занималась борьбой с «мошенничеством и злоупотреблением» (fraud and abuse). Очень много команд внутри Google занимаются борьбой с разного рода попытками обмануть Google, заработать на нём и его клиентах. В отделе рекламы я занимался борьбой с рекламным спамом: это поддельные клики по рекламным объявлениям и сопутствующие им явления. Позже я перешел в отдел поиска, где занимался борьбой с поисковым спамом, то есть, плохими результатами в поисковой выдаче, продвинутыми туда нечестными методами.

Из-за специфики задач в сфере борьбы со спамом к моим обязанностям программиста добавились ещё задачи по обработке и анализу данных. Честно говоря, этого я и сам добивался, потому что мое образование как раз связано с математической статистикой. Покинул я компанию в должности Staff Software Engineer.

Что мне нравилось в компании? Многие наверняка слышали всякие замечательные вещи про Google, и я могу подтвердить, что большинство из них — правда. Вот те из них, которые я считаю самыми важными:

1) Высокий уровень сотрудников. В среднем, в Google действительно очень умные сотрудники, у которых я многому научился. Я также встречал утверждение, что все сотрудники Google — гении, но, по моему мнению, это не точно :-)

2) Свобода передвижения внутри компании. Я менял проекты несколько раз, в том числе переезжая в другой офис, и каждый раз процесс проходил абсолютно гладко. Может быть, мне повезло, но, я считаю, что, в целом, в компании есть понимание, что свободная смена области помогает сотрудникам в борьбе с выгоранием. И всегда лучше, чтобы сотрудник, которому поднадоела его работа, перешел в другой проект, но оставался в компании.

3) Свободный рабочий процесс. Это, скорее всего, связано с высоким профессионализмом сотрудников, но лично я редко сталкивался с проблемами вроде микроменеджмента или чрезмерной бюрократизации рабочего процесса. Попросту, мне доверяли, и я в ответ пытался достигать максимальных результатов. Такой подход применяется во всем, от свободного рабочего графика до планирования целей на будущее.

Что не нравилось? Google — большая компания, которая старается сохранить дух стартапа. Но в процессе роста сохранять этот дух удаётся всё хуже и хуже. Такие изменения — это не всегда плохо, но именно некоторые их аспекты не нравились мне сильнее всего:

1) Злоупотребления во внутреннем процессе продвижения по ранговой лестнице. Среди моих знакомых была популярна шутка про promotion oriented engineering — ситуация, когда инженерные решения обуславливаются не их внутренними качествами, а тем, насколько они помогут в продвижении карьеры.

2) Политика внутри компании. Взаимодействие с другими командами часто строилось по принципам, ориентированным на позиционирование себя внутри компании, а не на техническую сторону вопроса. Опять-таки, это связано с тем, что, из-за размера компании, люди, принимающие решение, не обладают непосредственными знаниями о предмете этого решения.

Почему я принял решение уйти из компании? Не было одной конкретной причины, но одной из важных для меня была усталость от работы в большой компании и желание поработать самостоятельно или в компании маленькой.

В компании существует внутренняя утилита, позволяющая смотреть, кто когда уволился и по какой причине, если она известна. Люди уходят из Google постоянно, что естественно для компании такого размера. Причины самые разные — от банального перехода в другую компанию до выхода на пенсию. С помощью этой утилиты интересно отслеживать компании, которые люди чаще всего указывают как новое место работы. В начале 2016 года, по моим наблюдениям, это был Uber, сейчас лидер, скорее всего, поменялся.

Олександр Головатий, працював у Microsoft (2007-2014)

Я кілька разів посилав у Microsoft своє резюме, доки нарешті отримав відповідь. Через деякий час мене запросили на співбесіду у Москву, де я пройшов 5 співбесід (45 хвилин інтерв’ю + 15 хвилин відпочинку). Особливо складного там не було, доволі стандартні задачки. Лише, на відміну від наших, ніхто про віртуальні методи не питав, і взагалі сказали писати на чому зручніше.

А ще через деякий час прийшов офер, я одразу погодився. Зараз розумію, що сильно продешевив з зарплатнею, але не шкодую все одно. Навіть з самого початку зарплатня була дуже добра, вища майже вдвічі за середню по США. До того ж, компанія займається усіма юридичними питаннями, надає найкращу в індустрії страховку.

Мій перший проект був пов’язаний з Windows, C#. Якраз коли я приєднався, було прийнято рішення переписати продукт з нуля новою командою. А отже, я побачив, як починаються різні процеси, і отримав досвід випуску першої версії.

Через 2,5 роки перейшов на bing. Працював у команді, яка володіє фрейморком, на основі якого запити спрямовуються до спеціальних обробників та джерел даних, а відповіді акамулюються. Було багато роботи з оптимізації перформансу. Щодо стилю роботи, в bing (і взагалі онлайн-бізнесах Microsoft) практикують agile, коротенькі ітерації, відсутність тестерів і гонитву за інноваціями. Доволі агресивне середовище, треба визнати.

Ще через 2 роки я потрапив на проект Windows Phone і працював в команді, яка займається апдейтами ОС. Тут організація і стиль роботи тяжіли до довгих, по року і більше циклів, глибокого детального планування і не частих релізів — тобто абсолютно протилежне тому, що було в bing. Детальніше роботу та проекти я описував у блозі.

Що мені подобалось в компанії? Компанія не просто велика, а неймовірно велика, і це означає що серед сотень продуктів та команд завжди можна знайти те, що буде подобатися і з точки зору організації роботи і з точки зору технологій та того, чому можна навчитися.

Microsoft — це доволі унікальне місце, де переважна більшість людей не просто розумні, а, як правило, розумніші і краще за тебе як мінімум в кількох областях. Тут недостатньо «просто добре робити свою роботу», тут треба пнутися щодня, добровільно брати на себе відповідальність за рішення, самотужки пропихувати свої рішення та бачення.

Що не подобалось? Система перформанс рев’ю, яка навіть при високих оцінках вбиває мораль і бажання працювати. Навіть є така річ, що тобі кажуть: «Ось, ти добре працював, але і минулого року добре працював, і позаминулого, тобто прогресу ніякого. Може б краще на твоє місце взяти когось, хто буде з року в рік стрибати вище голови?»

Компанія хоча і набита неймовірно розумними людьми, проте між талановитими програмістами внизу піраміди і геніальними стратегами на самому верху розташувався менеджмент середнього рівня. Це талановиті і обдаровані люди, які колись вирішили «виживати в Microsoft» (це означає невпинно робити кар’єру), і поступово корпоративні ігри для них витіснили суть роботи. Такі спеціалісти приймають рішення не на користь ринку/продукту, а на користь того, що буде відзначено на перфоманс рев’ю менеджментом.

Також варто зауважити, що Microsoft платить далеко не найбільшу зарплатню. Скаржитися не можна, гроші дуже хороші, але платять і більше в інших компаніях.

Чому я пішов з компанії? Окрім того, що мене дістала система рев’ю, я зрозумів, що опинився в такій ситуації, коли «не цікаво». Спочатку мені подобався мій останній проект (Windows Phone), але з часом фокус усієї команди змістився з розробки фіч до підтримки інших команд, і останні півтори року я фактично був задіяний у роботі над інфраструктурою, інструментами та обслуговуванням усього цього господарства. Роботи було дуже багато, вона дійсно потрібна і має велике значення, але це не та робота, яку б я хотів робити, і не той досвід, який мені цікаво отримувати.

Можна було б, звісно, пошукати іншу команду в Microsoft. Мене особисто цікавили такі продукти, як bing, SQL Server та Windows Azure. Але як подумав про весь процес: шукати відкриті позиції, зв’язуватися з лідами, розсилати відгуки від свого ліда за попередні роки, проходити всі ці формальні і неформальні інтерв’ю... Чесне слово, легше ззовні потрапити в Microsoft, ніж поміняти команду, вже працюючи в компанії. От я і подумав, що власне, нічого мені не заважає пошукати щось в світі за межами теплого океану Microsoft.

Тим не менш, працювати в Microsoft було дуже круто і цікаво, і я кожному порекомендую, якщо є можливість, провести там кілька років. Насправді позитивного в роботі незрівнянно більше: і цікаві люди, і технології, і організація роботи у гігантській корпорації, яка, не зважаючи на свої розміри, примудряється бути гнучкою та місцями навіть проактивною.

Алексей Кривицкий, работал в Xing (2013-2015)

Xing — это бизнес-ориентированная соцсеть, популярная на немецкоговорящем рынке (Германия, Австрия и Швейцария), имеет более 10 млн пользователей. Впервые я познакомился с ребятами из Xing в 2011 году на конференции Agile Eastern Europe в Киеве, где я был в числе организаторов. Позже, 3 года спустя, я решил переехать в Германию. Ища работу, увидел вакансию Xing, выслал свое резюме.

Моя позиция называлась Senior Agile Project Manager, что немного сюрреалистично, так как ты либо Agile-коуч, Скрам-мастер, либо менеджер проекта. Но, как я выяснил позже, в Германии много таких позиций — компании традиционные, поэтому у них есть прослойка проектного менеджмента. Вместе с тем, они пытаются учиться делать Agile.

Я для себя сразу решил, что проектным менеджментом заниматься не буду, а постараюсь перегнуть эту позицию в тот вид, в котором она должна быть, в Agile-коучинг.

Одна из инициатив, в которой я активно принимал участие, была связана с масштабированием мобильной разработки. Когда я только пришел, в компании была всего одна команда, которая занималась и iOS, и Android. Мы сумели масштабировать процессы так, что web-команды тоже стали контрибьютить в разработку мобильных приложений, и когда я уходил, над этим синхронно работали уже 12 различных команд. О том, как мы к этому шли, я описал в статье на InfoQ. Также я вырастил в Xing новых Agile коучей и Скрам-мастеров.

Что мне нравилось в компании? Xing себя позиционирует как лучший работодатель в Германии, они уделяют много времени работе с персоналом, work-life балансу. В компании есть people-менеджеры, которые помогают сотрудникам расти и развиваться.

Разработчики работают в Скрам-командах, имеют очень много технологических свобод. Можно переходить между проектами. Также в компании есть практика Innovation Week — каждую 9-ю неделю программисты могут заниматься своими проектами. Обычно каждый 9-й понедельник все собираются в большом зале и питчат свои идеи. Затем формируются группы, и можно присоединиться к любой из них. В пятницу команды демонстрируют результаты, проходит розыгрыш призов.

Как у Скрам-мастера, у меня тоже было много свобод: я мог проводить любые воркшопы, запускать нужные на мой взгляд инициативы.

Что не нравилось? Как в любой крупной компании, в Xing не обходится без большого бюрократического аппарата. Ты не всегда доволен продуктовыми решениями, не всегда имеешь нужные рычаги влияния.

Почему решил уйти из компании? До переезда в Германию последние 7-8 лет я работал на себя. Когда решил переехать, то узнавал, консультировался и пришел к тому, что самый простой, нестрессовый способ эмигрировать, податься на Blue Card — через трудоустройство. Поэтому и решил на пару лет пойти в какую-то интересную компанию — это поможет и легче интегрироваться в общество, и получить все необходимые документы. Если честно, проработал в Xing даже дольше, чем думал изначально. Считаю, что компания дала мне интересный опыт. После ухода снова вернулся к развитию своих проектов.

Юрій Знов’як, працював в Google (2011-2014)

Коли я вчився на 1-2 курсі (2005-2007 роки), всі казали що Google — це дуже круто, і треба туди їхати. Власне, я багато туди пробував, але на роботу неможливо було поїхати без диплому про освіту. А коли я в 2009 році став бакалавром, то ніхто (окрім Facebook) не наймав, бо в 2008 жахнула фінансова криза.

До ідеї влаштуватись у Google повернувся у 2011. Прагнув там навчитись, стати кращим інженером і далі пробувати робити щось своє.

Працював на посаді Software Engineer в в AdWords, в одній з підкоманд AdWords Optimization. Ми робили real-time обновлення ставок в аукціоні для тих клієнтів, які використовували наш продукт, Budget Optimizer. Наша команда створювала алгоритми, підтримувала логи для того, щоб потім можна було робити аналіз. Також писали machine learning системи, які можна було використовувати для швидких передбачень.

Що мені подобалось в компанії? Подобалось, що всі співробітники були дуже толкові. Я ніколи не думав, що я лох, але в Google був середнячком :) Це сильно мотивувало працювати більше і краще.

Процеси були всі адекватні і хороші — більше всього сподобалось, що пояснюється кожне рішення. Не просто «робимо так-то», а ще й сказано причину. Це було стосовно усього, наприклад:
— правила проведення інтерв’ю для найму: «не можна задавати ’небезпечні питання’ (про релігію, тюрму, татуіровки, орієнтацію), бо кандидат може подумати, що його дискримінують через це»;
— правила побудови коду: «робимо, щоб усі класи використовували dependency injection, бо так буде легше тестувати».

Найбільше здивувало, що підхід до написання коду був таким: «Пишемо просто, щоб усі зрозуміли». Тобто завжди хотілось випендретись і написати вітієвато, але з часом код ставав все простішим і простішим. Так само і ділова переписка — чим простіше сказано, тим краще. Словниковий запас на рівні 8-го класу дозволяє обговорювати системи, які розгортатимуться на тисячі комп’ютерів :)

Зазначу, що компанія не економить на якості офісів, їди, ноутбуках для співробітників.

Що не подобалось? Недоліків, власне, і не можу виділити, все було круто.

Чому я пішов? У Google я провів 3.5 роки — набагато, більше ніж очікував. На грін карту подаватися не став. Пішов, щоб робити свій власний проект, як і задумував раніше. До того ж, у той час ще кілька моїх друзів теж почали звалювати, щоб в Україні робити щось своє.

Зараз займаюсь своїм проектом і вчу machine learning в Школі аналізу даних Яндекса. Якщо проект не взлетить, то знову буду йти найматись. Мабуть кудись, де платять більше, ніж в Google :)

Владимир Ткачук, проходил интернатуру в Microsoft (2007-2008)

У меня был годовой интерн в 2007 в Microsoft в Копенгагене. Потом мне предложили полноценный контракт, но я отказался.

В это время я учился на 5-м курсе в университете. В КПИ приходили ребята из Microsoft, набирали интернов в Данию. В тот день меня не было в университете (участвовал в соревнованиях), и я узнал о встрече только на следующий день во время занятий на военной кафедре. Мне тогда очень захотелось поучаствовать, и мы с товарищем как есть (т.е. в камуфляжной военной форме) ушли с пары и поехали в офис Microsoft. Там нас несколько удивленно, но приняли и провели первое интервью. Поскольку мы очень понравились, нас сразу пригласили на финальное.

Финальное интервью состоялось через несколько месяцев с менеджером из Дании, который специально для этого прилетел в Киев. В итоге предложение об интернатуре получил я и еще 5 ребят с моего факультета.

Когда мы туда ехали, мы имели очень смутное представление о том, чем будем заниматься. Знали только что будем работать в Microsoft и жить в Копенгагене. Уже по приезду мы узнали, что датский офис занимается разработкой ERP систем, и мы будем работать над Dynamix AX (Axapta).

Нас еще до приезда распределили по командам, я попал в Build team — писал и поддерживал скрипты, отвечающие за сборку продукта, а также дописывал мелкие утилитки для решения тех или иных задач.

Что мне нравилось в компании? Прежде всего, культура в компании: разработчик был поставлен на первое место, было все необходимое для работы, правила не мешали (вообще не чувствовалось, что они есть, пока ты их не нарушаешь).

Также понравилась организация работы: система управления задачами, контроль исходного кода, контроль качества кода — все было намного лучше, чем в тех украинских компаниях, с которыми я имел дело до того.

Из-за некоторой свободы мне первые 3 месяца казалось, что происходит полный бардак и ничего не понятно, но после я оценил, что организация таки хорошая.

Что не нравилось? Наверное, спектр задач, которые там можно было решать. Что в построении инфраструктуры сборки (то, чем я занимался), что в написании бизнес логики самого приложения (то, куда я мог перейти) не было большой потребности в творческом мышлении и не было применения моим алгоритмическим способностям (до того я был активным участникам всевозможных олимпиад по алгоритмическому программированию). Проще говоря, после того как я разобрался, как оно изнутри работает, работа перестала восприниматься как вызов или что-то интересное.

По истечению интерна я прошел интервью на фултайм, но не стал принимать оффер и вернулся в Украину.

Почему решил не оставаться в компании? Во-первых, работа не была для меня по настоящему захватывающей. Во-вторых, мы с друзьями весело провели год в Дании, много путешествовали по Европе. Но меня не воодушевлял образ жизни тех наших соотечественников, которые уже дольше жили и работали в Копенгагене — слишком все размеренно и однообразно. Поэтому я посчитал, что года жизни в Дании мне достаточно, и в Киеве мне будет интереснее.

К тому же, у меня было убеждение, что я всегда смогу туда вернуться, если захочу. Так что ничего особенного не теряю, отказываясь сейчас.

По сути, в Microsoft я «научился работать»: понял что в работе нужен какой-то осязаемый результат, не просто делать что-то, но сделать что-то. При этом понял, что значит сделать не на тяп-ляп, а с тестами и с контролем качества. Понял, как грамотно организованный процесс помогает в достижении цели. Долгое время подход, который я увидел тогда в Microsoft, служил мне внутренним эталоном того, как должно быть и к чему нужно стремиться.

54 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Два первых человека рассказали интересные моменты:
1.

, і поступово корпоративні ігри для них витіснили суть роботи.
2.
инженерные решения обуславливаются не их внутренними качествами, а тем, насколько они помогут в продвижении карьеры.

Как обстоят дела в компании «hooli»?

— Как попасть на работу в Гугл?
— Очень просто, надо подаваться туда в 2005 году

Тогда ИМХО было гораздо сложнее, чем сейчас.

Мабуть кудись, де платять більше, ніж в Google :)
Хоть один правду сказал :)
В начале 2016 года, по моим наблюдениям, это был Uber, сейчас лидер, скорее всего, поменялся.
По инсайдерской информации эти ребята давали 500-800к сток бонуса на 4 года, так что не мудрено :)
По инсайдерской информации эти ребята давали 500-800к сток бонуса на 4 года, так что не мудрено :)

Это за что, девелопинг на каком — нибудь С# ?

на го, они там вообще много чего на го пишут

Еще одно подтверждение того, что доходы
у программистов на go самые большие. Не то что у программистов на scala, nodejs, java и ангуляр.

Смени поставщика веществ)))

А ще через деякий час прийшов офер, я одразу погодився. Зараз розумію, що сильно продешевив з зарплатнею, але не шкодую все одно.
зарплатку от мс озвучьте-ка

Та чего, вроде же 98 000 в год, 8100 в мес где то выходит.

Что и есть 6к в месяц на руки.

не забувайте про податки, продяка 25-30%

Интересно почитать, спасибо!

Вполне себе да.
За Microsoft не скажу, ибо не сталкивался.
А вот Snap Inc, Facebook, Uber, Lyft, Tinder, Google, Netflix, Hulu, Activision, Amazon и многие другие вполне себе нанимают QA.
Я — живой пример :) У нас в Snap есть QA-команда в Украине, которая, кстати, расширяется, и в других странах тоже нанимаем.
Про другие компании знаю точно, так как присутствовал на собеседованиях / видел резюме людей оттуда. Двое моих нынешних коллег пришли из Facebook.

Для украинских QA шансы попасть в вышеуказанные компании, кроме нашего случая со Snap, призрачны, потому что hiring events не проводятся, да и QA-интернатура мне на глаза попадалась аж один раз.
Одна из причин этому — масштабы найма. Вакансий QA в разы меньше, чем вакансий разработчиков. Устраивать hiring events получается нецелесообразно.

Я просто сам программировал год и от подумал мб в QA. Вакансий куча вроде как. А по зп как?

Вакансий куча вроде как.
Под «вакансиями» я имел в виду реальные позиции, которые нужно заполнить в компании.
Если вы видите где-то вакансию Software Engineer for Amazon или типа того, это наверняка означает, что они собираются нанять сразу 20-30-50 человек или даже больше.
В случае с QA это более узко, и если под одно описание вакансии ищут 2-3-5 человек, это уже большая удача :) Чаще всего ищут одного.
А по зп как?
Годно.

программировал год, но решил в QA в Facebook потому что там платят кучу бабла -)

Но платят в разы меньше чем программистам. И вообще велика разница с программиста в тестеры? Интересно ли?

судя по зарплатной статистике доу для синьоров с 5-7 годами разница между например джава девом и мануал тестером чуть более 30 процентов, с автомейшеном чуть менее 30. И снова же это всего лишь статистика, и бывают кейсы когда например автомейшен на одном проекте получает больше чем дев на другом.
Если же говорить про такие комании как гугл или майкрософт, то я думаю там нет тестеров в привычном понимании слова и все Software Engineer но только например с приставкой in Test. И собеседование на SDET там пройти наверное гораздо сложнее чем на девелопера в среднестатистическую контору.

если мы говорим о США, то согласно glassdoor, разница в зп между девеловером и QA составляет 15%

просто вопрос в том ты уже работаешь девелопером и решил перейти в тестеры или ты просто прошел какие то курсы и пробовал писать свои проекты? В первом случае мне немного непонятно в чем смысл

Курсы не проходил, все сам. Работал на фрилансе. Просто появился шансы в QA и от думаю стоит или нет.

просто если есть реальный опыт на проектах (я имею ввиду не просто строчка фриланс) почему не пойти в девы?

просто мне очень много нравится) Нереально много. И я от даже толком с стеком не могу определиться. Щас думаю js + java не знаю верно ли. Перед этим было чисто js, перед с#, еще был swift

Microsoft вроде как SDET-ов (почти) не нанимает уже, во всяком случае с визами точно связываться не станет. Не принято больше таким заниматься :)

Мене МС перевезли якраз як тестера, лише через 2.5 роки я перейшов на дева. Треба сказати що QA там теж пише код: самі тести і інструментарій різний, інфраструктуру для тестування та генерації репортів і тому подібне. Багато де тест також приймає участь в code review для того що наваяли деви.

то есть если я swift, html/css, less/sass, js(angular, react), c# юзал и иногда юзаю то это ток плюс?
Из девайса у меня мак

В Україні я був девом все життя до того. Взагалі в МС беруть не за знання мов, технологій та ОС (хіба що крім випадків коли ви є автором цих технологій), а за те що продемонструєте вміння розв’язувати задачі.
Я коли прийшов у мене було лише С++ та лінукс, а мене посадили на вінду та с-шарп одразу. На моє питання «а я не знаю цього ще» мені спокійно відповіли що раз я пройшов інтерв’ю значить маю достатньо клепок в голові щоб швидко і самостійно вивчити і почати використовувати будь-що.

и по ЗП как? И вообще интересно работать?

В статті є посилання на мій блог, пошукайте там в категорії «Робота».

Система перформанс рев’ю, яка навіть при високих оцінках вбиває мораль і бажання працювати. Навіть є така річ, що тобі кажуть: «Ось, ти добре працював, але і минулого року добре працював, і позаминулого, тобто прогресу ніякого. Може б краще на твоє місце взяти когось, хто буде з року в рік стрибати вище голови?»
Похоже, что это фича любой большой компании. Прогрессирующий джун выставляется в более выгодном свете нежели вкалывающий с одним константным перфомансом сеньор. Хотя с точки зрения пользы для комании, постоянно вкалывающий сеньор гораздо выгоднее. У нас два года назад ввели самооценку своего перфоманса, чтобы исключить влияние посредственностей среднего звена, где ты описываешь свои достижения за год.
Компанія хоча і набита неймовірно розумними людьми, проте між талановитими програмістами внизу піраміди і геніальними стратегами на самому верху розташувався менеджмент середнього рівня. Це талановиті і обдаровані люди, які колись вирішили «виживати в Microsoft» (це означає невпинно робити кар’єру), і поступово корпоративні ігри для них витіснили суть роботи. Такі спеціалісти приймають рішення не на користь ринку/продукту, а на користь того, що буде відзначено на перфоманс рев’ю менеджментом.
Похоже, что и это фича любой большой компании тоже и часть неизбежного естественного процесса.
У нас два года назад ввели самооценку своего перфоманса, чтобы исключить влияние посредственностей среднего звена, где ты описываешь свои достижения за год.

Можете подробнее рассказать как это работает?
Если это просто сам ставишь себе оценку, то возникает другая проблема, на мой взгляд: некоторые умеют себя преподнести/продать, а некоторые нет и наоборот преуменшают свои достижения.

Можете подробнее рассказать как это работает?
Там вопросы, требующие краткого описания — 200-500 символов. Типа, что значимого для компании вы сделали за прошлый год? Основные ваши достижения за прошлый год? Что вы сделали такого за прошлый год, чем можете гордиться, персональные достижения? И всё в таком духе.
некоторые умеют себя преподнести/продать, а некоторые нет и наоборот преуменшают свои достижения.
Безусловно. Скромность — наш враг :) А если серьёзно, то оцениваются ответы и менеджера и самого работника по одним и тем же вопросам. Если есть совпадения, то это просто отлично. Если менеджер написал ничего выдающегося, а работник описал свои достижения подробно, то вызывается менеджер и его спрашивают мнение о том, что написал работник. Очень часто менеджер и не вспомнит что было за прошлый год с каждым из его людей, он помнит только последние месяцы в лучшем случае. Поэтому часто возникает ситуация «а да, точно, он там был молодец и много полезного сделал, а я забыл» и т.п. Если работник занижает свои показатели, а менеджер хвалит (ну очень редкая ситуация), то вызывается работник и его спрашивают, почему он считает свою работу неважной (тревожный звонок для HR). Ну а если оба оценили негативно, то всё действительно плохо.
Типа, что значимого для компании вы сделали за прошлый год? Основные ваши достижения за прошлый год? Что вы сделали такого за прошлый год, чем можете гордиться, персональные достижения?

У нас похожий опросник был и я его не люблю: как я могу сказать что сделать что-то значимое для компании, если реально важные фичи пилились коммандой, а не в одно лицо, а идеи приходили от клиентов, а не я придумал новую фичу на $100М?
А реализовать правильно функционал запрошенный клиентом, описанный Product Owner’om, обсужденный dev team’om — это не достижение, это обычное выполнение работы
И чем больше компания, тем труднее даются достижения реально влияющие на компанию
ИМХО

У нас похожий опросник был и я его не люблю: как я могу сказать что сделать что-то значимое для компании, если реально важные фичи пилились коммандой, а не в одно лицо, а идеи приходили от клиентов, а не я придумал новую фичу на $100М?
Специфика работ у всех разная, даже выполнение всех поставленных задач в срок — это уже достижение, что говорит об умении правильно оценивать объемы работ, слаженная работа команды — это тоже умение и достижение. И т.д. Об этом ниже.
А реализовать правильно функционал запрошенный клиентом, описанный Product Owner’om, обсужденный dev team’om — это не достижение, это обычное выполнение работы
Так можно всё назвать обычным выполнением работы. По-моему это как раз то, про что я говорил — работник не видит своего вклада в работу, считает свою работу малозначимой и неважной.
И чем больше компания, тем труднее даются достижения реально влияющие на компанию
Уменьшение расходов компании на поддержку отлично и качественно выполненного проекта — это тоже достижение, компания не тратит деньги на поддержку, а тратит на развитие.

Возвращаясь к оценкам и самооценкам, то, что я сейчас скажу — это такой себе элемент social engineering’а, работающий только с северо-американцами, которые родились и выросли там. Если говорить про персональные достижения, то исторически так сложилось, что детей в школе и в универе оценивают по learning skills & work habits, соответственно выросшие в этой среде взрослые продолжают оценивать теми же категориями, но уже в рабочих отношениях. Им постоянно напоминается, что неважно, как ты сделал работу, если ты её сделал в срок, главное то, как ты показывал себя во время работы. Для настоящего североамериканского менеджера абсолютно неважно, если ты сделал работу за неделю без багов или за две недели и ещё неделю фиксил баги, если срок на реализацию стоял три недели. Никто не оценит геройства, но оценят learning skills & work habits, которых шесть штук:

• Responsibility
• Organization
• Independent Work
• Collaboration
• Initiative
• Self-Regulation

Сделано это по большей части для того, чтобы люди разной степени подготовки могли уживаться на одном проекте и могли быть шестерёнкой в механизме. Соответственно оценивание себя должно происходить по этим шести категориям.

Очень часто менеджер и не вспомнит что было за прошлый год с каждым из его людей
да и сам поди вспомни, чего ты такого достигал почти год тому :)

очевидное решение — опросники надо сдавать к каждой зарплате. но рассматривать их все как один — раз в год.

А вы можете сказать что достигли за последний месяц? Я без стеба, мне реально интересно понять что может себе в достижения записать разработчик

могу, и вы можете. и любой разработчик может.

это то что вызвало у вас наибольшие эмоции при реализации, то что оказалось челленджем(пусть это и была всего-лишь головоломка в юнит-тестах), то за что вы себя можете похвалить, вырезать с картона орден себе на грудь :)
конечно, это достижение вряд ли кого впечатлит со стороны.
но суть то — собрать эти микро-достижения за весь год. пока они были горячими. через пару месяцев уже и сам не вспомнишь. а через год и будет ситуация — да, а чего же я достиг в этом году? да ничего вроде, просто работал, писал код, рефакторил, прочел по диагонали 3 книги...

собственно вопрос на собеседованиях — а вы ведете блог? о том же, «можно почитать о ваших микродостижениях?»

Вот интересно.
Если говорит по себе, я вот потратил куеву кучу времени, что бы реализовать ф-ционал, которые не поддерживался в SDK библиотеки.

Мудохался с разными там WinAPI, хуками и прочей ****. Вообщем полчувается типа горд собой. Но по факту я аонимаю, что этот ф-ционал реально нужен будет 1-2% клиентам и заказчику оно чуть больше, чем нафик не нужно (зато есть фича, которую не смоги реализовать конкуренты)...

Так вот, если я такое опишу на этом самом —

перформанс рев’ю
Какой из вариантов мне ответят —
1. Чувак та ты потратил кучу времени на какуето хрень.
2. молодца, запилил ктутой и сложный ф-ционал.
?
полчувается
аонимаю
смоги
какуето

а могут и отправить на курсы правописания)))

Могу предположить, что это несквеоморфная клавиатура iOS. Когда кнопки были выпуклыми, я сам делал намного меньше опечаток. Живой пример, как работал Promotion Oriented ( было zoriented ) Engineer в Эпол.

В майкрософте многое поменялось с тех времен: ревью, в которых кто-то обязательно должен получить низкую оценку, уже не используют.
Дух соревнований за промоушен, конечно, много где еще остался, но это все скорее зависит от команды, продукта и менеджера.

ревью, в которых кто-то обязательно должен получить низкую оценку
Та ладно, не верю! В этом же сама суть.

Зажрались :) Обычно такими словами здесь встречают людей, которые пожив в ЕС / США решили вернуться в Украину.

Или наоборот, победствовали и на родину отъедаться на теплой галере)

сидя в Украине этого не понять )

Подписаться на комментарии