Льготы для IT-индустрии: кому они нужны?

Совсем недавно, 3 августа вступил в силу уже ставший притчей во языцех среди представителей IT-бизнеса Закон Украины «О внесении изменений в раздел ХХ „Переходные положения“ Налогового кодекса Украины касательно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 5 июля 2012 года № 5091-VI. На что теперь можно будет рассчитывать IT-индустрии в Украине?

Обещанные льготы

Как известно, указанный Закон перетерпел ряд существенных изменений в сравнении с первоначальным вариантом, который вместе с другим законопроектом № 8267 от 18.03.2011 (О государственной поддержке развития индустрии программной продукции) мог бы принести следующие «подарки» субъектам индустрии программной продукции на период с 2013 по 2023 г.:

  • освобождение от налога на добавленную стоимость реализации товаров, осуществления работ и предоставления услуг в сфере индустрии программной продукции;
  • налог на доходы физических лиц — от 5 % вместо 15 %/17%;
  • налог на прибыль — 5 % вместо 19 % в 2013 г. и 16 % с 2014 г.;
  • с 2013 по 2017 гг. законопроектом № 8267 также предусмотрены льготы по уплате единого социального взноса как для работодателей, так и для сотрудников IT-компаний. Размер социального взноса ограничен на уровне соответственно 36,76 % и 3,6 % от двух размеров минимальной заработной платы на каждого работника.

Оба закона были ветированы Президентом в июне этого года. Предложения Президента были приняты Верховной Радой, и 31 июля Президент Украины все-таки поставил подпись под Законом № 5091-VI.

Вопреки ожиданиям IT-индустрии, подписанный закон существенно отличается от «оригинального» законопроекта. Основным отличием является то, что подписанный Президентом закон не содержит льготы по снижению налога на доходы физических лиц. Эффект такого изменения довольно очевиден. 5% налоговая ставка, теоретически, могла бы стимулировать крупные компании, работающие, в основном с физическими лицами-СПД, оформлять их в штат как сотрудников (хотя захотели бы такие компании отказываться от годами наработанных схем и брать на себя дополнительное, пусть и небольшое налоговое бремя — вопрос спорный). Однако теперь этот дополнительный стимул примыкать к рядам «льготников» отсутствует.

Кроме того, еще одним новшеством подписанного закона является исключение необходимости получения заключения Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины для признания субъектом индустрии программной продукции, что значительно упрощает процедуру указанного признания и является, в общем, позитивным изменением.

Судьба второго законопроекта, № 8267 от 18.03.2011 (О государственной поддержке развития индустрии программной продукции) пока не ясна, так как его рассмотрение отложено до сентября. Однако уже сейчас известно, что Президент в предложениях к тексту законопроекта предлагает полностью исключить нормы, предусматривающие льготы по уплате единого социального взноса, мотивируя это тем, что такая льгота повлечет за собой значительное снижение поступлений в Пенсионный фонд, и, как следствие, ущемление конституционных прав граждан. Соответственно, рассчитывать на эту льготу в будущем вряд ли разумно.

Что несет нам новый закон?

Безусловно, вступивший в силу закон, в принципе, может оказать позитивное влияние на развитие IT индустрии в стране, однако необходимо учитывать, что далеко не все субъекты хозяйствования в этой сфере смогут воспользоваться привилегиями.

Во-первых, закон устанавливают непрямое ограничение, согласно которому субъектами индустрии программной продукции могут быть исключительно юридические лица, что автоматически исключает из списка «льготников» физических лиц-предпринимателей.

Это непрямое ограничение можно обнаружить при внимательном прочтении текста закона. Так, пункт 1.6, в котором описывается порядок подачи заявления для признания субъектом индустрии программной продукции, прямо предусматривает, что регистрационное заявление подается в налоговую руководителем или представителем юридического лица — налогоплательщика.

Конечно, СПДшники, не имеющие наемных работников и работающие на едином налоге, и так не особо обременены налоговыми обязательствами, однако те из них, кто работает на общей системе, очевидно, не будут обрадованы таким положением дел.

Кроме того, льготы будут распространяться исключительно на юр. лиц, являющихся «субъектами индустрии программной продукции», которые должны пройти определенную процедуру признания таковыми.

В этом контексте будет целесообразным привести ряд новых для украинского законодательства понятий, введенных законом.

Закон вводит определение программной продукции, к которой относятся результаты компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов. К программной продукции законодатель также отнес криптографические средства защиты информации.

Закон приводит перечень видов деятельности, относящихся к сфере индустрии программной продукции. К ним относятся следующие (описание категорий видов деятельности немного сокращено):

а) издание программного обеспечения, включая издание и реализацию (продажа, прокат и/или предоставления лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ, публикацию готового (несистемного) программного обеспечения, в том числе перевод или адаптацию несистемного программного обеспечения для определенного рынка за собственный счет: операционные системы, бизнес и другие приложения; выпуск компьютерных игр для всех платформ;

б) компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документированию программного обеспечения (в том числе с использованием коммерческих или свободно распространяемых модулей); настройка программного обеспечения, т.е. модификация и конфигурация существующих приложений, таким образом, чтобы они функционировали в рамках информационной системы клиента; разработка индивидуального программного обеспечения (на заказ) и адаптация пакетов программ к потребностям пользователей; написание программных сопровождающих инструкций для пользователей;

в) консультирование по вопросам информатизации;

г) деятельность по управлению компьютерным оборудованием, а также по обработке данных и другие сопутствующие услуги;

д) создание и внедрение информационно-технических комплексов, систем и сетей и установка электронно-вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации;

е) обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность, включая деятельность, связанную с базами данных.

Согласно закону, субъектом индустрии программной продукции может быть предприятие, которое в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов совокупности одновременно соответствовало следующим критериям:

  • доходы субъекта от видов деятельности, относящихся к сфере индустрии программной продукции, список которых приведен выше, составляет не менее 70% от общего дохода;
  • первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов предприятия превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного (налогового) года (сейчас — 1134 грн.);
  • у субъекта отсутствует налоговый долг;
  • относительно субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Для получения свидетельства о статусе субъекта индустрии программной продукции предприятие подает в налоговую регистрационное заявление с документами, удостоверяющими его финансовую отчетность. Решение о предоставлении статуса субъекта индустрии программной продукции или отказе в предоставлении такого статуса принимается в течение 15 дней.

Налоговой предоставлено право проводить внеплановую документальную проверку для верификации ведомостей, предоставленных заявителем. Эта норма может запросто «отпугнуть» многие компании и они даже не станут пытаться попасть под льготный режим, продолжая использовать привычные «серые» схемы работы.

Для новообразованных компаний, которые еще не осуществляют деятельность на протяжении четырех кварталов, при условии их соответствия указанным критериям в период фактической деятельности, также существует возможность признания субъектами индустрии программной продукции, однако они должны осуществлять деятельность в течение не менее двух полных отчетных (налоговых) кварталов до дня подачи регистрационного заявления. Примечательным в этом контексте является то, что при такой регистрации закон предусматривает обязательное проведение документальной внеплановой проверки такой компании соответствующим налоговым органом.

Кому льготы будут нужны?

Несомненно, ставка налога на прибыль 5% будет очень интересна крупным компаниям-плательщикам этого налога.

Теоретически, мелкие компании, если они являются юр. лицами, также смогут пользоваться льготами. Но для многих из них игра может просто не стоить свеч. Большинство мелких компаний, как правило, уже успели перейти на упрощенную систему налогообложения и платят 5% с дохода. Соответственно, захотят ли такие компании переходить на общую систему ради 5% налога на прибыль — вопрос спорный. Кроме того, освобождение IT услуг от НДС на 10 лет тоже их не особо привлекает, так как они не являются его плательщиками.

Единственное, что могло бы быть привлекательным для таких компаний, это 5% НДФЛ (и то, только в том случае, если они имеют определенное количество сотрудников с большими официальными зарплатами), однако эта льгота была исключена в соответствии с предложениями Президента.

Соответственно, проходить процедуру признания компании субъектом индустрии программной продукции и «подставлять» себя под внеплановые налоговые проверки ради сомнительных льгот такая компания вряд ли захочет.

В результате, на первый взгляд складывается следующая ситуация: ФОПы льготами пользоваться не смогут по определению, а мелким компаниям на едином налоге, скорее всего, они будут не нужны. Таким образом, законы реально будут интересны только IT-гигантам. Однако, в любом случае, время покажет.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




38 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Кстати, правительство планирует льготы для отельного бизнеса, те которые введены на 10 лет.

А что же автор ничего не сказал о ЕСВ...

упрощенка то жива, чего вы паритесь

Дак ведь соль статьи в том, что могут запретить СПД для IT.

Фигу они получат, а не Шарапова. Статья о том, что будет уже отдана корректору. Ждите — ждите

когда запретят? пруф! не было таких новостей.

Во-первых, закон устанавливают непрямое ограничение, согласно которому субъектами индустрии программной продукции могут быть исключительно юридические лица, что автоматически исключает из списка «льготников» физических лиц-предпринимателей.

Лучшие льготы — пофигительское отношение со стороны контролирующих органов к уплате налогов. Сегодня налоги платят только трусы или те кому нужно оформить доход для ипотеки.

Думаю еще не настало время для серьезных решений про ИТ. Вот пройдут выборы, будет новое правительство, будут готовить бюджет, надо будет платить зимой за газ ... тогда и станет понятно «откармливать» ли еще ИТ в Украине или уже пора «резать» на мясо.

Если государство твердо решит прикрыть «читерство» с ЧП и ИТ-компаниям не удастся лоббировать низкий налог на огромные ИТ-зарплаты, то, возможно, им будет выгоднее лоббировать какой-нибудь механизм удержания ИТ специалистов от побега из Украины. Что бы не оставалось выбора: или продолжать работать официально за половину зарплаты или идти в «подпольшики» с реальным риском «сесть». И сделать это не сложно: просто запретить выезд, пока не закрыто ЧП. А эту процедуру государство может растянуть на годы.

И сделать это не сложно: просто запретить выезд, пока не закрыто ЧП.

Получат международную экономическую изоляцию. И Ахметов свой металл сможет засунуть себе в жопу.

Получат международную экономическую изоляцию.
Больше, чем сейчас за «репрессии»? Все думаете что «заграница нам поможет»?

Тогда ночью будут вывозить айтишников в рефрежераторах через границу ;-)

Во рефрежераторе, если что и мне место забейте.

просто запретить выезд, пока не закрыто ЧП.

Я получаю вьездную визу в Евросоюз, перехожу границу с Приднестровьем, оттуда в Молдавию. У молдавской полиции нет причин меня проверять, Румыния тоже на Украину чихала — профит.

Остап то же переходил в Румынию.

Весь этот чудесный груз должен был обеспечить командору легкую, безалаберную жизнь на берегу теплого океана, в воображаемом городе детства, среди балконных пальм и фикусов Рио-де-Жанейро.
В три часа ночи строптивый потомок янычаров ступил на чужой заграничный берег.
...
Он опомнился на льду, с расквашенной мордой, с одним сапогом на ноге, без шубы, без портсигаров, украшенных надписями, без коллекций часов, без блюда, без валюты, без креста и брильянтов, без миллиона. На высоком берегу стоял офицер с собачьим воротником и смотрел вниз, на Остапа.
Ильф И., Петров Е. Золотой теленок
www.litra.ru/...387444/page/23
Не стал постить полностью — перечитайте по ссылке, оно того стоит.

Остапу надо было с собой хоть наган взять и стрелять без предупреждения

Это простое оттягивание конца. Любой формальный вопрос придется решать не в посольстве Украины в стране пребывания, а по месту постоянной регистрации в Украине.

Любой формальный вопрос придется решать не в посольстве Украины в стране пребывания, а по месту постоянной регистрации в Украине.

Какой это, формальный вопрос? Допустим, я на Украину не собираюсь возвращаться, вообще, зачем мне с ней решать какие то вопросы?

Притом, если режим Януковоща очутится в международной изоляции, вообще попрошу политического убежища.

Например, закончится действие загранпаспорта. Если не стоишь на консульском учете, то продлевать загранпаспорт нужно по месту регистрации. А стать на консульский учет можно только после ряда приседаний.

Примеров, когда людям приходилось на два-три месяца возвращаться в Украину для решения этих проблем по стандартной процедуре, в Интернете хватает.

Я дам взятку и возвращаться не придётся — украинские чинуши продажны.

Таким способом как Вы пишете можно выехать только нелегально мыть посуду в Чайнатауне. Все оф вопросы в Украине нужно будет решать. И не из-за укр. чиновников. В посольство страны выезда за визой нужно обращаться, допустим по вопросам иммиграции, только в посольство той страны на территории Украины

Да, может быть. Но ты забыл советские времена. Помнишь как в ответ на спич парторга, мол в США негры не доедают, просили присылать сюда что они не доели.

И сделать это не сложно: просто запретить выезд, пока не закрыто ЧП

Для выезжающих на ПМЖ эта норма действует и сейчас. Не закроешь ЧП — не получишь справку из налоговой. Не получишь справку из налоговой — не выпустит таможня.

Так ты не едь на ПМЖ, а едь на работу. Потом получаешь вид на жительство и усё. В ряде стран можно отказаться от украинского гражданства уведомительным порядком, а в некоторых странах вообще не требуется отказываться

Это опыт или преположительные умозаключения?

Про выезд на работу опыт, конечно. Я — сам ЧП и много, кто в конторах, где я работал тоже ЧП. Спокойно себе сидят в Бельгии, Дании, Германии и работают. Да и в США недавно набирали по H1b. Так что, уехать не проблема.

Опыт отказа от гражданства, получения вида на жительство или продления загранпаспорта не в Украине при выезде по рабочей визе есть? А с багажом в виде незакрытого ЧП?

Мне не для себя, а из академического интереса. В Интернетах разное пишут, а в реальности бывает еще хуже.

Нет, такого опыта нету, но есть умозаключения: люди переезжают в Америку из диких стран, там паспортов у людей вообще нету. Переходят мексиканскую границу и устраиваются на нелегальную работу, потом получают гражданство.

Так вот, я готов на всё чтобы жить как человек: надо будет нелегально через границу перейти — перейду, надо будет пограничника того — ну ты понял. Рабство не для меня и рабом этих засранцев, наших чиновников, я не буду.

Есть опыт закрытия ЧП — полное закрытие меньше чем за месяц — правда это было в райцентре Киевской области, там все люди по проще чем в большом городе.

А с багажом в виде незакрытого ЧП?

Закрыть ЧП можно через одно судебное заседание через процедуру банкротства. Если долг 0, то банкроство заканчивается закрытием ЧП без всяких проблем.

Речь о том, что закрывать ЧП нужно до отъезда.

Я ж говорю, объявляешь банкротство и все. Кто за два месяца не предъявил претензии — пролетел. Так что справки тебе сама налоговая и ПФ принесут, тебе только там 400 грн судебных издержек оплатить придется и где-то 600 грн за два часа работы адвоката.

Изначально речь шла о максимальном затягивании процедуры закрытия ЧП. Государство это сделать в состоянии.

По закону не может. А если внесет такие изменения в законы, то всегда можно попросить политического убежища.

Большинство мелких компаний, как правило, уже успели перейти на упрощенную систему налогообложения

Мне кажется, что это притянуто за уши и есть достаточно много компаний которые работают с НДС.

Спасибо за детальное описание, было интересно.

Підписатись на коментарі