Логика заказчиков и программистов, том первый
IT по всем законам — царство логики! И вдруг #неожиданно спокойную жизнь айтишника (который живет по законам логики — конъюнкция, дизъюнкция и их комбинации), нарушает клиент. Он приходит, требует нелогичных вещей: «быстро, дешево и качественно», «немножко переделать дизайн» и так далее. Как с этим жить нормальному айтишнику?! :)
© helfred
Вот живешь в IT-мире, все логично и правильно. Люди строят будущее, пытаются логически рассуждать и смотреть на мир системно. Я на самом деле не знаю, в каких еще областях производственной и научной деятельности средний уровень знаний и кругозора так высок. Кого не спроси, многие знают алгоритмы, строят свою жизнь по законам тайм-менеджмента (Pomodoro, GTD и всякое такое), почти у каждого есть хобби (все те же велосипед и зеркалка™), даже в театр ходят...
Но почему, почему же не получается строить отношения с заказчиками? С программистом из Штатов или Филлипин — отлично, а с менеджером или владельцем бизнеса — тяжело. Ну, не понимаем мы друг друга, и все тут.
Камни преткновения
За примерами ходить далеко не нужно. Берем стандартные ситуации:
- Отдел разработки на предприятии и пользователи;
- IT guys в продуктовой компании и маркетологи;
- аутсорсеры и их заказчики;
- читатели блога и автор. :)
В каждой ситуации есть конфликт интересов и «странное отношение» программистов (в общем смысле слова) и заказчиков-пользователей.
Я уже писал много статей по этому поводу, да что там статьи, весь мой блог посвящен этой теме, но совсем недавно пришел к необычному для себя открытию:
IT guys (не только менеджеры) делают предположение, что заказчики — абсолютно логичные существа, которые ценят только последовательные аргументы и принимают решения, базируясь только на этом.
Принимая такое утверждение за базовую «отправную точку», многие пытаются построить алгоритмы работы с Заказчиком на формальной логике. А нам, айтишникам, это же просто: вон сколько книжек прочитали по программированию, а там все четко и логично.
А потом наступают «нестыковочки»:
- Мы отправляем отчеты, но они их не читают. Потом спрашивают, а я устаю объяснять, что уже отправлял это в отчете.
- Мы им продаем наши идеи, выстраивая четкую логическую цепочку, а они не покупают.
- Они хотят, чтобы мы «больше общались», но и программировали эффективнее (быстрее).
- Они постоянно твердят о какой-то «проактивности» (скоро вообще ругательством станет это слово в айтишной среде), а мы не понимаем, где ее применять
И таких ситуаций множество, когда айтишники задают себе вопрос: «Почему заказчик этого не делает/сделал? Это же логично!»
«А судьи кто?»
Да посмотрите же вокруг! Начните с себя...
- В ваших отношениях с друзьями и коллегами есть очень много факторов, которые сложно объяснить логикой или чистым расчетом. Вспомните, пожалуйста, последний корпоратив.
- Вы купили iPhone (какой-то там версии) исключительно потому, что по нему отлично можно говорить и вообще это логичное вложение денег.
- Сами айтишники уверены, что они настолько сложны в своем поведении, что логика (особенно линейная) к ним неприменима. Когда речь заходит о принятии решений в IT-проектах и управлении людьми в них, то сразу цитируют наперебой фразы из книг/статей: «Как пасти котов», «Люди как нелинейные и наиболее важные компоненты в создании программного обеспечения», «Искусство управления проектами», «Человеческий фактор» и так далее.
И напрашивается вопрос. Мы (айтишники) верим в то, что мы опупительно нелинейные и сложные. Почему же мы уверены, что заказчик будет играть по строгим правилам?
Выходит, что мы сами — нелогичны, но ожидаем от других людей разумных и обоснованных действий. Соответственно, наши ожидания не совпадают, и мы начинаем верить в «инопланетность» наших заказчиков.
Четыре совета
Что с этим делать? Мне кажется, что совет будет в рамках Кэпа, но я постараюсь:
- Не ожидайте логичных действий, особенно в сложных ситуациях (потеря денег, переносы сроков, риски, чувство большого выигрыша и т.д.)
- Примите (просто примите) факт, что не всегда логика будет конечным и главным фактором принятия решений. Научитесь принимать это стойко
- Используйте больше каналов передачи информации (не только текст, но и голос, видео, личное присутствие), так как это влияет не только на логику
- Готовьте эмоциональные образы. Любая ваша идея «продастся» лучше, если вы сформируете эмоциональную картину будущего, чтобы надавить на «притягивающую» составляющую.
И в завершение, nota bene, так сказать... Когда вам тяжело понять «логику» принятия решений заказчика, то перечитайте еще раз «Люди как нелинейные и наиболее важные компоненты в создании программного обеспечения».
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
103 коментарі
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.