Come work in Estonia – the most advanced digital society. Many Ukrainians already know that Estonia is affordable – become one of them and check out the jobs available!

О чем должен помнить руководитель в первый рабочий день нового сотрудника

Image via Shutterstock.

«...Но и о том, что было, помни, не забывай!»

Сотрудники склонны замечать ошибки своих руководителей. А став руководителем, человек, порой, забывает об этих моментах и повторяет досадные оплошности, которые так огорчали и демотивировали подопечных.

В этой статье хочу обсудить ситуации, касающиеся старта работы в компании новенького сотрудника — как не надо делать, чтоб не лишить человека радости начала работы в новом и хорошем месте.

Первый день

Давным-давно на собеседовании меня спросили: «Каким вы видите свой первый день работы тут?». И я ответила: «Познакомлюсь с коллегами, выпью чаю и приступлю к изучению проекта». По иронии ли, не знаю, но так и вышло: я познакомилась с коллегами, дооолго пила чай, а потом еще дольше изучала проект — из распечаток документации (так как про мой первый день забыли и о компьютере не позаботились).

Вот и сидела я полдня с чашкой чаю, еще полдня — со стопкой бумаг. И это, конечно, не самый негативный сценарий.

Вот досадный рассказ знакомого программиста о его первом дне на новом месте:

«Приехал к 9-ти (так было указано в приглашении). Но это ведь ИТ компания, и, к тому же, понедельник. Офис закрыт, 10 минут прождал на ступеньках. Наконец-то прилетела первая „ласточка“, и я оказался в офисе. Проводить на кухню и предложить кофе/воды никто не додумался, пришлось брать инициативу в свои руки...

К 10-ти прибежал руководитель. Удивленное: „Что, уже сегодня?“ — у него срочный скайп-колл, опять жду. Потом выясняется, что нет ни компьютера, ни стола. Нужен Mac, любой комп не подойдет.

Я слоняюсь по офису уже второй час, потому что админ ещё не проснулся и будет к 11-ти. Админ приходит к 12-ти, пьёт кофе, читает срочную почту. А к часу выясняется, что комп надо ещё заказать, и меня на пару дней отпускают домой... А ведь этот день мог бы пройти намного радостнее и плодотворнее».

И в этот день его даже не познакомили с коллективом, не показали офис.

Руководитель, помни!

Вот мой список того, о чем должен помнить руководитель:

1. Позаботьтесь о техническом обеспечении

Если речь идёт о работе в офисе, то нужно позаботиться о том, чтоб человека ожидало подготовленное рабочее место, включая стол, стул, компьютер, созданные учетки.

Такое отношение — это не только демонстрация уважения к человеку, но еще и демонстрация подхода к работе в компании. Это задает правильный тон. Сотрудник понимает, что тут все делается вовремя и качественно, время зря не тратится.

2. Подготовьте задание

Подготовьте задачу/задачи на первое время. Желательное такие, что помогут адаптироваться. Отсутствие задач намного больше лишает нормального айтишника радости от работы, чем множество тяжелых и срочных задач. Но и в крайности тоже впадать не надо, взваливая с порога сложную задачу с дедлайном на вчера и кривым кодом уволившегося сотрудника. Адаптационный период обычно нужен.

Также подготовьте необходимые ресурсы, документацию для выполнения первых задач и для погружения в проект в целом.

Заранее продумайте, кто будет ставить человеку задачи. Неприятна как ситуация, когда про человека забыли, и он сидит без задач 2 дня, так и вариант, когда задачи ему ставят 2 разных человека, не договорившись между собой о целях и сроках, а задачи вообще противоречивые.

Недавно я брала себе небольшую подработку на дом с нового для меня проекта. В проекте есть ПМ со стороны заказчика и ПМ со стороны команды разработки. У обоих были разные представления о том, как я должна работать и что делать: один перевел на меня несколько задач, второй прислал задание по составлению документации. Я уточнила, чем же конкретно заниматься. Задачи после этого перевели еще на кого-то, документацию оставили. Первые пару недель, пока все не устаканилось, я в общем с ними чате или переписке уточняла, так какие же задачи мне сейчас выполнять. Но при этом, было неприятное впечатление, что на проекте у них бардак.

3. Введите в курс дела

Проведите экскурсию по офису, познакомьте с коллективом. Расскажите, к кому и по каким вопросам можно и нужно обращаться. Познакомьте с проектной командой, расскажите про распределение ролей в команде. Объясните, чем человек будет заниматься, какие у него цели и сроки (если задачи ему ставите не вы, то передайте в руки соответствующему человеку).

Не забудьте рассказать о принятом в компании процессе работы в целом, включая учет часов, заведение задач в системе и прочие важные вещи. Проинформируйте про график работы офиса. Например, есть компании, где постоянно около ресепшена сидит охрана, и сотрудник имеет доступ в офис круглые сутки, а где-то офис открывает первый, кто пришел, но он должен иметь соответствующий пропуск и уметь снимать сигнализацию. Ведь неприятно, согласитесь, приехать из лучших побуждений к 8-ми, и ждать до 11-ти первого пришедшего.

Также важно позаботиться о том, чтоб человеку было предложено сходить на обед. Как правило, есть несколько вариантов, куда сходить, плюс кухня. Хорошо, когда предложены все варианты и компания на первое время (пока не найдет свою обеденную компанию). Согласитесь, не все люди настолько комфортно себя чувствуют в первые дни в новом коллективе, чтоб подойти к незнакомому человеку и порасспрашивать, где тут и что. А совместная еда в хорошей компании может сблизить почти так же хорошо, как совместная работа.


В комментариях буду рада почитать ваши дополнения и истории про хорошие и не очень первые дни работы. Спасибо!

40 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
досадный рассказ знакомого программиста о его первом дне на новом месте:
Действительно, первое дно на новом месте.

У моего знакомого такая же ситуация. Его наняли в качестве iOS-разработчика. Первые дни вообще ему не выдавали компьютер вообще, потом с горем пополам дали некую «машину», работающую под Windows. Виндоус, Карл, айоснику! На вполне естественное замечание, что ему для работы необходим исключительно мак, ему сказали, что он должен написать реквест админам и выяснять этот вопрос с ними сам. В итоге, свой мак он получил только через три недели.
А компания ведь является одной из крупнейших и находится в топе лучших работодателей Украины.

На самом деле в первый же день сотрудник узнаёт причину, по которой уволится. Почему так: взгляд со стороны. Изнутри косяков не видно, все свои к ним привыкли.

Максимум на третий день, если сотрудник хоть что-то из себя представляет, произойдёт инцидент, который в уменьшенной форме повторит истории увольнений многих людей с аналогичной работы в компании.

Одним из моих исследований было узнавать у людей настоящую причину, почему они увольняются. Так вот, я прозрел когда узнал насколько организация может не замечать очевидных вещей. Настолько очевидных, настолько лежащих на видном месте и кричащих, что приспособленцы давно считают что не может быть по-другому.

Например, человек может захотеть уйти из армии, потому что его жизнь ничего не стоит и всем на него насрать. Но попробуй скажи это прослужившим несколько лет — на тебя посмотрят как на идиота. Хотя те, кто в армии десятки лет, расскажут за р̶ю̶м̶о̶ч̶к̶о̶й графинчиком в точности то же самое, что новобранец в первый день.

Лично я считаю, что нужно давать неделю испытательного срока. В течение которого человека даже не оформляют. А дают определённую сумму неустойки, притом дают её сразу. В течение этой недели человек может просто решить больше не приходить. И ему ничего за это не будет. Но организация сэкономит неимоверный объём денег от от того факта, что люди которые ей не подходят — в ней не работают. Потому что будет мотивировать только нужных ей людей.

Иначе — людей попросту ломают, и ломают всех под одну гребёнку, включая самых ценных. Ведь судить берутся по самым проблемным. А так — босс очень постарается, чтобы нужный человек остался, потому что его самого не погладят по головке за то что от него люди уходят. И цена вопроса копеечная по сути.

кажеться слышал/читал, что такой подход используется в какой то компании, естественно не у нас :))

Если речь идёт о работе в офисе, то нужно позаботиться о том, чтоб человека ожидало подготовленное рабочее место, включая стол, стул, компьютер, созданные учетки.
^ this.
Если со столом, стулом и компом обычно все норм, то с учетками часто бывает всякое разное.
Не раз были случаи (и не только у меня), когда по какой-то причине аккаунта на проект кастомера приходилось ждать неделями. Это реально тупо — ходить под чужим аккаунтом в трекер, ходить к чужому компу заюзать VPN или вообще отслеживать задачи в email режиме :D

Это не руководитель должен думать, это должно быть процессно реализовано на уровне компании в целом. Единственное, что касается руководителя напрямую — подготовить все, чтобы новый человек мог познакомится с проектом и командой, накидать список адаптационных задач на первые пару недель, до того, как человек выйдет, понимать, чем он будет его нагружать первые пару месяцев, сформировать и обсудить с сотрудником критерии прохождения испытательно срока, чтобы не было сюрпризов и обоим сторонам было понятно.
Рабочее место, техническое обеспечение, аккаунты, доступы 100500 мелочей (ключ-пропуск для офиса, уведомление всех, что вышел новый сотрудник, какие документы с собой взять, как человека оформить, парковки и где туалет, а есть ли гостевая чашка — не должен руководитель тратить на это время, это задача эйчар, IT отдела и админ стаффа в целом.

В общем-да, но бывают случаи (и как вы видите по комментариям — увы, часто), когда или ПМ заранее «пропушит» названный вами персонал, или сотрудник останется обделён всем необходимым в нужное время.
Еще бывает, что HR в другом офисе находится.

Охх, не должен ПМ каждый раз пушить персонал. Это не нормально, когда надо пушить людей делать свою работу.

Выход нового сотрудника — это процесс, который мало меняется в каждом конкретном случае.
Что это значит: что он должен быть задокументирован, должны быть четкие инструкции у каждого, кто в этом процессе участвует, со сроками, когда нужно уведомить, каждого участника процесса. Должен быть четкий чек-лист, по которому можно убедится, что все готово. Кто будет оунером этого процесса — человек, у которого больше всех бомбит от не организованности и халатности, хоть пм, хоть тим лид, хоть эйчар, хоть СЕО, но процесс будет един для всей компании и всех отделов.

Бывает, что и IT находится в другом офисе, так что не будет давать людям доступы на проект? Или у каждого ПМ-а сотрудник выходит как-то по своему, не так как у всех?

Сразу видно хорошего HR-а :-)

И это организовывать должен департамент, сидящий в уютных кабинетиках на три этажа выше? Щас, уже бегут. Им больше всех надо.

Недавно поменял компанию.

Аккаунты были готовы к первому дню. Комп был готов за полторы недели до оф. выхода на работу ( по моей просьбе — хотел заранее все настроить чтоб потом времени не терять )

Опять же заранее узнал скоуп задач на первое время и читал-ковырял области, которые нужно было подтянуть.

Приятно! Так и должно быть!

Лучшее с чем доводилось сталкиваться — в компании Provectus IT
пришел в первый день на работу, на столе комп и конверт с письмом, где все написано — твой логин, пароль временный, ссылки на ключевые внутренние ресурсы . и там же ключ-брелок от офиса

А обычно все как всегда — дают только комп, мучаешься с временными пропусками, аккаунтов ждешь по нескольку дней.

Это еще ниче.
На прошлой работе, когда я только пришел, оказалось, что для меня нет стола и он будет через неделю, потому посиди дома, почитай че-нить. Все бы ничего, но из первой зп эту неделю вычли.

Фига се ужасы. Никогда с подобным не сталкивался.

Да это вообще жопа, когда тебя держат в офисе и потом за это не платят.

Все правильно, включая познакомить человека с компанией, офисом, показать куда ходить на обед и пр. Необходимая поправка: такой повторяемый процесс как раз и следует бюрократизировать, тоисть: (а) пипл менеджменту — взять за основу Вашу статью и написать достаточно подробную инструкцию «чего и в каком порядке делать» (которая со временем будет добавляться-изменяться) (б) ПМ-у — завести привычку в какой-нить джире за пару дней «до того» ставить задачи HR-у (типа встретить и познакомить), офисной службе (предоставить место и мебель), админам (комп, аккаунт и необходимое ПО), бухгалтерии и пр. и пр.

В одной из компаний, где я работала, мы распределяли, кто что должен рассказать/ показать новичку. Как правило, каждый рассказывал о том, с чем связана его профессиональная деятельность. Таким образом, новый сотрудник получал максимум информации из наиболее знающих источников — плюс знакомился с коллегами.
Кстати, такой подход был не всегда, а появился после быстрого ухода сотрудника с этой должности: мы решили, что недостаточно адаптировали человека в коллективе и нашли способ это исправить (он сработал). Это я к тому, что никогда не поздно начать :)

Молодцы)

У нас за первый день отвеает HR manager. Заявки на рабочие места подаются заранее.

Данные истории показывают весьма распостраненную проблему «неспелости» бизнес-процессов в компании — выход новых сотрудников всегда должен планироваться и должен быть план адаптации нового сотрудника — за это отвечает руководитель.
А поскольку многие компании стремительно растут и руководители очень перегружены, то мы имеем то что имеем.

Есть такое. Помню, на одной из работ я не могла спокойно смотреть на такие моменты и подсказывала, напоминала руководителю, чтоб тот позаботился немного о новом человеке.

Это большая проблема во многих компаниях, особенно если руководитель не очень опытен. Или HR непонятно за что зарплату получает

И проблема чудесным образом отсутствует там, где HR нет как таковых. Совпадение.

Технічне забезпечення як процес, має бути поставлено в самій компанії. Хоча відмашку має давати PM. Одним словом, це дзвіночок щодо обох.
А коли ти приходиш на нове місце, де всі бігають і всім не до тебе, то... Якщо в 22 це ще може справити враження, «уу, які всі зайняті, мабуть, круті!», то в 25+ лише — «уу, які всі роздовбаї, мабуть, зарвалися вкрай!».

Це точно

Чем больше компания тем больше бардака. В реально больших контурах бывают случаи когда неделями сидят без компа

В один из наших «лидеров рынка» я пришел на мега горящий проект, в который включаться надо было прямщас, и обнаружил, что компа нет и пришел он в итоге через недели три))
Первой реакцией на мой закономерный вопрос было «а у тебя есть свой ноут? Поноси пока, пожалуйста, его».

Прикольнув мене перші два дні на софтсерві. Компютера не було довелось сидіти і втикати. Ще й за ці дні не заплатили бо сказали що я нічого не робив.

Неприємно...

А если не секрет в каком офисе и какого города? Просто у меня в софтсерве все было ну очень четко и вовремя...

Серв 2009 і Серв 2014 трохи відрізняються.

В двух словах все, что должен помнить руководитель, можно описать так: «то, что очевидно для вас, не очевидно для нового сотрудника».

Все, что может вам показаться как «само собой разумеющееся» совсем не так может воспринимать новый сотрудник, поэтому ваш лучший друг на первое время (и не только на первое) — тесная коммуникация с человеком. Новый сотрудник должен видеть, что его не бросили на произвол судьбы.

У нас в компании мы выделяем куратора для нового сотрудника, который в первые дни знакомит его с продуктом, процессами и компанией в целом. Также куратор является первой точкой входа для решения любых проблем, которые касаются проекта. Этот подход уже давно хорошо себя зарекомендовал, что позволяет насытить волков и оставить целыми овец )).

Такая же система работает и у нас... Каждому новичку в первый же день прикрепляем своего «Buddy», который помагает быстро и без стресса адаптироваться в команде...

«Buddy» мне нравится больше, чем куратор. Нужно запомнить. )

Есть исконно отечественный термин — «Кореш»

Здорово, что компания понимает важность вопроса

Пункт 4. Вызовите массажистку для нового работника. Работник должен понимать, что его тут очень ждут и любят.

Ну и как вариант покажите всем офисом что в коллективе человеческих отношений нет :) only work

А потом придётся долго объяснять боссу, что новый работник — не та массажистка, что по ошибке перепутала к кому она пришла. А вон тот очкастый чмырь. Который совсем не массажистка.

Подписаться на комментарии