×

Наставничество в IT: что делать, если вам поручили джуниора

Тренд «войти в айти» набирает обороты. Меня это радует, восхищаюсь теми, кто делает это быстро и успешно, переквалифицируясь из совершенно других областей. Но так как в IT входит много людей без профильного образования, на тех, кто «здесь давно», явно или неявно ложатся функции наставников. Я пару месяцев назад по рекомендации PM занялась исследованием, как это делать правильно, и вот результаты.

Программирование — это творческая работа. Нельзя провести двухнедельный инструктаж и сделать человека хорошим программистом, художником, парикмахером, поваром, etc. В творческих профессиях мастерство достигается через собственный опыт, наблюдения и общение с теми, кто делает это лучше.

На производственном предприятии за две недели наставник может обучить рабочего обращаться со станком. Обращаться со станком — это не творческая работа. Это последовательность действий, которую нужно выполнять. Если бы программирование было последовательностью действий, а не творчеством — его бы давно автоматизировали.

Мотивация

Мотивированными к обучению должны быть обе стороны — и обучающий, и обучающийся. Обучать сотрудника можно только тогда, когда он сам осознанно хочет этого. А незаинтересованный наставник будет делать работу просто для галочки. Детальнее о мотивации чуть ниже.

Наставнику лучше узнать обучающегося как человека — так он сможет хорошо понять его цели, подходящие методы обучения, выбрать способы взаимодействия и мотивации.

Мотивация учащихся

Отличие обучения взрослых людей от обучения детей состоит в том, что взрослые люди хотят учиться, если видят возможность применить результаты обучения для улучшения своей жизни и достижения своих целей.

При обучении взрослых нужно учитывать, что взрослый человек имеет множество семейных и социальных обязанностей, которые нельзя игнорировать.

Взрослый человек, как правило, уже имеет некий опыт работы, и к нему стоит обращаться для построения аналогий, это только ускорит обучение.

Мотивация наставников

Философская. В мире существуют три основные модели поощрения наставничества, которые условно можно было бы определить как западную, восточную и советскую.

Восточная модель — интровертная модель формирования ценности «гуру» как высшей ступени духовного роста человека. Наставничество в японских «кейрецу» является почетной миссией, которая прочно интегрирована в менталитет.

Западная модель — экстравертная модель формирования ценности «лидерства» как высшей ступени карьерного роста человека. Определение «ты не наставник» равняется понятию «ты не лидер» — самой страшной карьерной претензии менеджера.

И, наконец, советская модель — наставничество как высшее достижение в рамках командно-административной системы.

Pay it forward. Наставничеством человек может заниматься, поскольку когда-то кто-то занимался им, и он в знак благодарности теперь делает то же для других.

Статусная. Наставничество — это статусная роль, её считают почетной обязанностью и наставниками делают только ценных для компании сотрудников.

Вклад в компанию. Наставничество — это признак вашей заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве со своей компанией.

Личное развитие. Наставничество — это личностное развитие, так как в процессе практикуются и укрепляются такие навыки как:

  • профессиональная компетентность;
  • навыки коммуникации и эмпатии;
  • способность доходчиво излагать информацию, выделять главное;
  • дисциплина и организованность;
  • терпение и вежливость;
  • эмоциональная устойчивость.

Где еще вы сможете развить эти навыки?

Переход от бессознательной компетентности к осознанной. Наставничество переводит вашу компетентность от уровня «бессознательная компетентность» до «сознательная компетентность» — вы не только знаете, что делать, а и хорошо понимаете, почему так нужно делать.

Дружба или личная симпатия. Множество успешных примеров наставничества базируются просто на дружбе или симпатии, на искреннем желании помочь другому человеку.

Материальная. Доплачивать наставнику за наставничество — не очень эффективный способ мотивации, поскольку в таком случае наставничество может выполняться для галочки. В плане материальной мотивации лучше всего работает схема, когда вознаграждение наставника пропорционально успехам учащегося. То есть чем выше успехи обучающегося — тем выше награда наставника.

Страхи наставников

Страхи наставника при «выращивании» перспективного сотрудника:

  • Я обучу себе замену, он будет более экономически выгоден компании, и я буду не нужен.
  • Я потрачу свое время зря вместо того, чтобы развиваться самому, зачем мне это нужно?
  • Долгие годы я копил ценную базу связей, контактов, наработок, почему я должен его передавать новичку?

В случае если объем знаний и навыков наставника действительно велик и уникален, эти страхи не должны иметь место: невозможно за год или даже два наставничества передать глубину всего жизненного опыта.

Этапы обучения

Постановка целей, разработка плана

Важно не пропускать этот этап. На практике, бывает, происходит так: при появлении нового человека в команде PM или HR говорит: «Вася, это Петя, он опытный девелопер, задавай вопросы ему». Или даже еще короче — «Петя, это Вася, он джуниор девелопер» (а фразы «он будет задавать вопросы» и «ты, пожалуйста, занимайся им» пропущены как сами собой разумеющиеся). Где здесь план? Где цели обучения?

Должно быть выделено время — достаточно одной встречи на час для обсуждения целей обучения, плана того, как к ним идти, формата взаимодействия, количества времени, которое учащийся и обучающий могут выделить. Иначе обе стороны не понимают, чем они занимаются и куда тратят время.

Поставленные цели позволяют позже оценить, были ли они достигнуты. Достигнутые цели дают позитивную мотивацию обеим сторонам. Чувствуется, что время они тратили не впустую.

Первая неделя — полный безлимит

В первую неделю рекомендуют дать обучающемуся полный безлимит на задавание вопросов. Это формирует ощущение доверия и безопасности. После первой недели, рекомендуют обговорить время, которое для обоих будет удобным для задавания вопросов.

Выбор метода обучения

В зависимости от уровня знаний обучаемого, от срочности выполнения задач, от количества имеющегося на ваше взаимодействие времени, вы должны выбирать и метод обучения:

Инструктаж — четкие указания, предоставление алгоритма действий. Используется в стандартных ситуациях и при форс-мажоре, когда медлить нельзя.

Объяснение — обоснование каждого шага алгоритма. Этот метод требует увеличения времени, проведенного наставником с обучаемым.

Развитие — «высший пилотаж». Наставник не дает готовых ответов, он только подталкивает к решению задач, предлагает обучаемому самому додуматься до него.

Цикл Колба

Дэвид Колб, специалист по психологии обучения взрослых, советует применять такую модель обучения:

В этой модели «личный опыт» становится основой для «наблюдений и размышлений». Эти «наблюдения и размышления» ассимилируются и превращаются в «теоретические концепции», обеспечивающие новый смысл действиям, которые обучаемый применяет на практике, что в свою очередь создает новый опыт.

Конус Эдгара Дэйла

Конус обучения Эдгара Дейла дает понимание того, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует следующее: чем больше мы вовлекаемся в процесс, тем успешнее мы усваиваем определенную информацию.

Спустя две недели после обучения, у нас в памяти остается 5% того, что мы слышим, 10% — что мы читаем, 20-30% — что мы видим, 50% — что мы обсуждаем, 75% — в чем мы практически участвуем и 90% — чему мы учим других.

Зная эту закономерность, вы теперь понимаете, почему отправить человека «погуглить» не самый эффективный вариант обучения? Самый эффективный, после «обучения других», — это практические действия и дискуссия!

Обратная связь

Обратная связь — особо щепетильный вопрос, поскольку неправильной обратной связью можно отбить всю охоту учиться. Основная цель обратной связи — указать, какие действия учащегося способствовали достижению высокого уровня работы и должны далее повторяться, а какие действия препятствовали успешному выполнению и их повторять не нужно.

Наставник должен заранее понимать, что учащийся не выполнит его ожиданий на 100%, ведь он не читает ваши мысли. Вы должны предполагать, что работа будет выполнена на 85%-110% от ваших ожиданий.

В случае если работа выполнена на 95% — учащийся достоин похвалы. В случае 85% — отметки «хорошо» и советов, как в следующий раз сделать лучше. И только в случае 65% соответствия ожиданиям — в обратной связи будет присутствовать преимущественно критика.

Выводы

Теперь вы знаете, что делать, если вам, как Senior Developer-у, доверили заниматься другими людьми. Подумайте о своей мотивации, об их мотивации, спланируйте обучение, запаситесь терпением, давайте обратную связь правильно, учтите цикл Колба и конус Эдгара Дейла, и в итоге все получится.

Думаю, что те, кто занимаются обучением взрослых профессионально, могут рассказать об этом гораздо больше, поэтому комментарии только приветствуются!

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось4
До обраногоВ обраному3
LinkedIn

Схожі статті




108 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Привіт, мені дуже потрібен QA Automation ментор.

www.linkedin.com/...​medium=member_desktop_web

Викладачами програмування, ІТ технологій стають 1-3% студентів, які вступають на кібернетику КНУ, ФІВТ(ФАКС) КПІ. Треба мати здібності до викладання, терпіння, пройти кілька місяців стажування в школі в якості викладача інформатики, спочатку повикладати 3 роки аспірантом, 5 років доцентом, 3 роки професором на ІТ кафедрах університетів.
Серд сеньойрів з 10 роками досвіду наставниками, викладачами зможуть бути менше 1%!

Да, но компании сейчас каждому сеньору дают кого-то, кого он будет менторить. «А как это вообще делать?» — это большой вопрос. Поэтому каждый делает как может.

На 1-3 курсах факультету кібернетики в кінці 90-х наставники нам «дали» співвідношення:
З 175 людей факультет закінчать 150.
Супер програмістів буде менше десятка з курсу, посередніх 30-40 максимум.
Це перевірено досвідом 25 років. Може за 2000-2020 пропорція змінилась в кращий бік. Не знаю.

Слишком уж похоже на подростковую сказку про принцев и принцесс. Где трах-перетрах — и хеппи-енд. В реальности нужен огромный фундамент, корпоративная культура, и очень хорошо объединённый менеджмент, чтобы всё это стало возможным. Возможно ли это в вашей компании, или только фантазия HR — вопрос остался открытым, здесь ни намёка на реальность.

Приведённая статистика — ну это даже не прикидки, это ложь, с потолка. В действительности процесс выглядит совсем-совсем иначе. Потому что это либо путь проб и ошибок, либо путь только ошибок. И ключевым звеном здесь является конфликт интересов. Я бы даже сказал, Его Величество, конфликт интересов. Ибо только конфликт и является движущей силой, которая способна заставить человека выложиться на максимум.

И вот насколько конфликт интересов допустим, признаваем, и участвует в принятии решений — настолько высок на самом деле уровень боевых сеньоров над джунами. В противном случае они остаются младшими мидлами навсегда, несмотря на лычки, и только единицы идут вверх вопреки сопротивлению системы — они как правило потом увольняются.

PS. Обучением взрослых профессионально занимаются только три категории людей:
— командиры в боевой обстановке. Потому что от эффективности бойца зависит жизнь всех.
— тренера спортсменов и команд. Потому что результат тренера — это только результат команды.
— родители (или вы думаете 18 лет это взрослый?). Потому что остальные имеют целью лишь эксплуатировать.
И НИКТО ДРУГОЙ. Остальным — насрать на результат, они получают деньги за процесс бурной деятельности.

В программировании творчества — около нуля, почти все методы давно известны и записаны, за редким исключением. Главное правильно выбрать набор в зависимости от задачи и ограничений

Слова не мальчика, но 23-летнего сеньора.

из любопытства — приведите пример творческого решения хотя бы за последние 5 лет — у меня не было ни одного — тупой анализ а потом синтез из возможных вариантов, с определенным алгоритмом

очень много от личного отношения зависит, так и художник может рисовать без творчества, мол, все цвета известны и так далее

Возможно, возможно разное понимание слова творчество

А может втупую плагиатить и называть себя Сеньор-художником.

Ну да ну да типа втупую просто повторить как было это ну как два пальца об мольберт а ну ок.

Если мы всё ещё про IT говорим, то да.

Про ит та же ж история зайди в раздел «ищем ментов тора» (к) (тм) и посмотри могут ли люди «тупо просто повторить» или хотя бы могут найти или просто увидеть что-нибудь чтобы это «тупо просто повторить».

Отдельные темы «а что бы мне такого запилить сложного для тренировки навыков?» принннём принннём.

Туда же ж идут «а давайте вместе соберёмся чтобы хоть что-нибудь тупо повторить!»

Вот бейсик самый который начальный который ещё с номером строки в каждой строке тупо повторить не?

«Наставничество» в этом плане классическое я его таким вижу на других примерах других сфер уже многие годы «нет сам(а) я не могу мне нужно чтобы кто-то показал...» в смысле!? у тебя же ж высшее образование! и где!?

А тут не про мозги ,а про склад личности .Многие люди не любят книги .а любят живого препода..То есть могут воспринимать качественно только от учителя к ученика, пусть даже онлайн. Это не недостаток и не достоинство, а вот такими они родились. Да и возьми спорт, крайне мало спортсменов добились сами. у 95% был тренер..

Многие люди не любят книги .а любят живого препода..То есть могут воспринимать качественно только от учителя к ученика, пусть даже онлайн.

Пусть на заправку работать идут там общение с живыми людями как они с компьютером вообще работать собираются тупо заманывать всех покруг «живого»?

Да и возьми спорт, крайне мало спортсменов добились сами. у 95% был тренер..

А ну ок. (к) (тм)

На заправке тоже не особо заманаешь)

Многие люди не любят книги .а любят живого препода .

Случаются и такие. Только не «многие», а меньшинство. Вот и вас учили-учили не ставить пробел перед точкой, а сердцу не прикажешь.

печатать меня не учили.) Это особенность моего небрежного нажимания спейса- иногда нажимаю быстрее ,чем следующий знак. Так-то возвращаюсь назад и корректирую, а форуму приходится меня терпеть. С грамотностью все ок- набирал практически максимальное кол-во баллов на тестах, в свое время.
Но насчет книг бы поспорил -что больше: кол-во людей изучающих по книгам, или кол-во изучающих Курсеру, Удеми, Линду и прочие видео-курсы, которые я бы отнес к «живым» преподам, хоть и в записи.

Ты выиграл приз -два полцарства)

с определенным алгоритмом

Кем определённым? Значит у нас просто разный опыт. Мне постоянно приходится рулить этими самыми алгоритмами чтобы вместо тупорылой передачи данных из пункта А в пункт Б делать вменяемый UX.

К тому же мой случай нетипичен в принципе, я стараюсь брать задачи по своей экспертизе — поведение пользователя. Кстати, в большинстве случаев да, я настаиваю на ТИПИЧНЫХ алгоритмах, потому что пользователь к ним привык. И несмотря на пафосные сказки маркетологов, требую проведения экспериментов и доказательства эффективности нового — вы догадываетесь чем это заканчивается обычно.

Но когда логика задачи противоречит логике пользователя — рою землю совковой лопатой, лишь бы только эта несовместимость оказалась разрешённой внутри кода, а не приходилось объяснять клиенту почему он тупее компьютера.

Вы только что описали ваш алгоритм работы, в целом правильный могу заметить, и сами описали что делаете тоже самое раз за разом — где тут творчество?

Приведите пример творчества в программировании, любой ,что было понятно ,что вы имеете ввиду под словом творчество?

В программирование его нет, в алгоритмах кстати может быть — найти более оптимальный алгоритм сортировки и чтобы принципиально отличался от существующих.

изобретения != творчество

Ну вы жестко ,я бы сказал ,изобретения входят в множество творчеств.

неравнство не значит полное несовпадение

Но может быть и полным несовпадением) неоднозначно

Концептуально новое изобретение всегда требует творческого подхода, потому пример валиден, небольшое улучшение существующего изобретения — творчества может и не требовать

Я творчество отождествляю с искусством, поэтому считаю что ему есть место в программировании

Вот тут согласен, мастерство, а тем более искусство -всегда имеет место для творчества)

Назовите ваши критерии? Фактически это не «от балды», любые действия основаны на тех или иных фактах, иногда гипотезах.

Для менч творчество это чтото созданное на основе безосознанного. Безосознанное это не от балды, но в то же время не включает классический анализ. В общем если вы читали Карлоса Кастанеду чтото сродни безмолвному знанию.

Попробуйте по обкурке покодить, а потом на трезвую посмотрите результаты своего труда).
Будете смеяться потом, скорее всего. Но- я вас понимаю, что вдохновение- важно. Ну так кто мешает вдохновляться? Придумайте себе в голове игру, там не знаю, типа космического симулятора, что вы не веб вервисы клепаете, а пульт управления звездолетом)

Ну вот вы тоже меня не до конца поняли, дело не в том чтобы какимито препаратами влиять на разум, а решать проблему без аналитического метода

Как вы собираетесь открывать в себе этот канал связи с космосом?
( Чтобы постоянно находиться в потоке творчества)

Я тоже в детстве делал березку, стоял на голове ,чтобы поумнеть, но нефига) Задница взывает к трудностям)

не знаю, связь с космосом это к Черновецкому, я об этом ничего не знаю

слово космос замените на безмолвное знание, на логос, на что угодно. У меня например не получается входить в поток творчества и выходить по-своему желанию. Печально, да, но таких большинство. И печалиться. что ты не Страдивари. не Гварнери и не умеешь делать лучшие в мире скрипки, или что ты не Страуструп..по-моему неправильно)

Вообще, режим творчества можно включать, но большинству людей очень сложно, программистам в особенности тяжелее.

Так я вас к этим словам и вёл.)
Печалиться о том, что программист- не художник. Все равно что повару печалиться ,что он не танцор..
Каждому свое- зато вы умеете в анализ и синтез.

так я как бы с этого и начал )))

созданное на основе безосознанного

Медики называют это бредом.

если вы читали Карлоса Кастанеду

Львиная доля тех кто пробовал — называют это бредом. Те кто поскромнее — философией. Но есть люди которых реально прёт. Мне бы тоже понравилось, но с реальным миром в голове не уживается.

Творчество — от слова «творить». То есть делать, создавать. И не додумывайте этому слову значений, оно очень старое, старше всех библий.

А вот за «бессознательное» в коде в наших «узких кругах» принято проводить ритуал мотивации без вазелина.

Ну вот видите, вы не поняли о чем я, просто мне сложно объяснить, Карлос Кастанеда это просто описал, но само это явление может наблюдать и использовать каждый, более того, его на 100 процентов каждый человек использовал и неоднакратно. В быту проявляется просто — если вы пытаетесь усердно решить задачу но не понимаете как, дайте мозгу отдых, ему хватит мгновения чтобы перестать думать как он вам сгенерит решение. Это пример безсознательного, запишите вы его уже сознательно, но процесс разрешения проблемы произошел безсознательно, это же по сути и есть безмолвное знание, самый типичный юз кейс.

Насчет слово творить, еси подойти к нему в упор, то это любой созидательный процесс, только нынче в него вроде как вкладывают другой смымл. А то табуреты так тоже творят (только звучит это даже с другим, смыслом)

А то табуреты так тоже творят

И стотворил Бог Землю, и увидел он что это табурет.
Всё остальное, включая ДНК, пришлось говнокодить чтобы протестить. Не поверишь, до сих пор тесты валятся.

незнаю, незнаю — вроде как человек достачно эффективен по своему строению, а ейдж-кейсов везде валом

перечислите названия для 10 последний созданных сущностей (переменные, методы, класы и тп)

Если вы можете с любой строчки перейти на N страниц вперёд не потеряв смысла — это философия!

Кстати, если пишете философский текст, можете смело копировать-вставить десятки страниц в другое место текста. Nobody cares.

Советская модель частный случай западной.

Западная — частный случай китайской.
// доказывается тем же методом, что и ваше утверждение.

Мне как junior qa статья оказалась очень полезной, и в очередной раз меня заставляет задуматься о смене места работы.
Если быть коротко то за 2 месяца мой наставник научил меня как быстро проходить test case и всё.

Вопросов у меня выше крыши, но на все мои вопросы ответы одни и те же «я не знаю» «такое не делаем» «таким не занимаемся» «оно тебе не нужно» «не заморачивайся» я стараюсь как можно больше узнать у своего наставника у которого 2 года опыта работы, с его слов.

стараюсь как можно больше узнать

Чего именно? Того что суть есть непосредственная работа или вообще? Ты точно слово «наставник» не преувеличиваешь?

Быстрей всего преувеличиваю

Сами что-то выучили за 2 месяца? Или ждете пока поднесут на блюдечке? Задаете вопросы, а на них не отвечают? Не думаю.

Я сам учусь максимально сколько могу, нет не жду а сам всегда пытаюсь максимально что то узнать, а на вопросы мне отвечают просто — «Не знаю, мы такое не делаем, почитай сам» или «не забивай себе голову дурным»

Ну опять же, смотря какие вопросы и как задаете :)
Хотя не исключен и такой вариант, что действительно какие-то вещи не делают и, соответственно, экспертизы нет, поэтому и на вопрос не могут ответить.

соответственно, экспертизы нет, поэтому и на вопрос не могут ответить.

Или просто не делают и соотв. отвечать никак не обязаны или что вообще такое по вашему (здесь обобщение) мнению «наставник должен вопросы отвечать» и «наставник вообще»?

Давайте я другой метод предложу приходишь (здесь обобщение) к «наставнику» с вопросом и ответом (кратким по сути и обозримым уже внешне «говно-ответ» не есть ответ) и спрашиваешь «ответ ок?» «наставник» отвечает «ок!» либо «не ок!» если «не ок!» идёшь ищешь другой ответ в т.ч. ответ «говно-вопрос» принимается за ответ если не умеешь (здесь обобщение) задавать вопросы и получать ответы идёшь учишься задавать вопросы и получать ответы таки да большинство таки не умеют.

Но считают что таки им должны.

Трудночитаемый поток сознания. Надеюсь, Вы не наставник.

или «не забивай себе голову дурным»

Ответ как ответ интересно знание «что на самом деле это не дурное» происходит уже из собственной экспертности? Тогда в чём суть «наставника (здесь в кавычках) спрашивать»?

Интересно кто его вашим наставником назначил и назначал ли вообще?
Он сам-то соглашался вами заниматься? У него есть другие «падаваны»? Как с ними?
Или там было то самое «неявное» назначение когда вас просто представили друг другу?

Когда принимали на работу сказали «Вот человек он будет тебя всему обучать».
Нет кроме меня больше нету никого.

Вишь ли, разница между ментором и преподом в универе в том, что первый ... ну не то что не учит, но он говорит: «смотри, как делаю я, делай это вместе со мной, и делай подобное так же, как я... вапросы есть, бля?! :8) ». Он подталкивает Твое развитие в правильном (как вариант — нужном конторе или проекту) направлении и помогает отсеивать несущественное в данный момент.

Даже мои любимые цикл Колба и конус Дейла есть, афигенчик :) Хорошая статья.

Программирование — это творческая работа. Нельзя провести двухнедельный инструктаж и сделать человека хорошим программистом, художником, парикмахером, поваром, etc...
На производственном предприятии за две недели наставник может обучить рабочего обращаться со станком. Обращаться со станком — это не творческая работа. Это последовательность действий, которую нужно выполнять. Если бы программирование было последовательностью действий, а не творчеством — его бы давно автоматизировали.

Не совсем так. Во-первых, практически любая работа включает творчество, но от 0.001 до 99.999% :) И хороший кусок программирования уже автоматизирован и превратился в последовательность действий типа перетягивания иконок или кликов в тулбаре: открыть -> создать -> записать -> закрыть. Главное, к чему я веду: в любой работе можно стать Мастером, а можно быть ремесленником, подмастерье, и носить за мастером рояль — это тоже нужно, и без них не обойтись. Это не трагедия. Но стать мастером ИМХО намного больше шансов у тех, кто менторит и сам у кого-то учится. Причин много, конус Дейла одна из них.

Введите в игру конфликт интересов — и он умножит на 0.1 весь ваш конус Дейла, а цикл Колба из цикла сделает нейронной сетью — чем он по сути-то и является.

Построить правила конфликта — вот в чём искусство. Потому что из обученных людей можно выстроить иерархию в сколько угодно этажей, но если нет фундаментальной институции конфликта — эта башня обязательно сгниёт и рухнет. Это потому что любые системы склонны к деградации, к вытравливанию человеческого фактора. И самая основная «человеческая» часть системы — это конфликт интересов. Как только система берёт над ним абсолютную власть — она необратимо умирает.

Обратная сторона конфликта интересов, вернее его фундамент — это риск. Институция риска ещё важнее институции конфликта. Без риска возможна только деградация, только запреты и ограничения. Любое разрешение — риск. А каждое рискованное действие — расшатывает систему. Вот потому что нужны правила риска. Иначе говоря, самая фундаментальная плита должна быть МЁРТВОЙ, ей запрещено развиваться, и даже пытаться ставить под сомнение ключевые принципы иначе как в научных целях. Но на практике разрушение институции риска (или взросление компании без неё, то есть с зацикливанием на власти 1 человека) — это приговор. Никто ничему не сможет обучиться и использовать, если нельзя рисковать.

Согласен, за 2 недели нельзя обучить рабочего грамотно обращаться со станком. Спросите мастеров производственного обучения, сколько требуется времени ,чтобы рабочий выдавал результат, и нормальный коэффициент брака- самым талантливым нужно полгода, а так несколько лет- точно также, как в айти)
Вообще работа руками- это из другой оперы, тоже не всем дано..

А я историю покруче знаю — про одного молодого талантливого квонта, которому наставница на салфетке в кафе объясняла то, чему в универе не учат и который уже на 3-й день практики решил задачу, которую не мог решить весь отдел.
А потом наставница хотела его соблазнить, а он ее отверг.
www.youtube.com/watch?v=SVVFFvtJ-Hk

Вайти тоже через постель?????

Метод походу работает,

Какие статистические данные?

хоть кто-то наконец-то нашел в себе смелость подтвердить что #войтивайти таки через постель :-)

Та йолы ж ты палы, ну! )))))

плот твист в том, что т.к. большиснтво твоих интернов, а следовательно и сотрудников не «он», а «она», то видимо зрителей не будет

большинство моих интернов — не «он», а «она»

история взаимоотношений с junior QA возможно начинает обретать пикантных оттенков...

50 оттенков розового? :)

DOU такой чуть менее чем полностью.

что делать, если вам поручили джуниора

взять мидла

Согласен, зачем брать джуна, если на рынке хватает мидлов, тем более заказчик не оплачивает обучение. А о вакансиях «джуна» с требованиями мидла одна из топовых тем интересного.it

Могу даже сказать зачем, коротко и по существу:
— попробовать найти мидла по цене джуна. Иногда реально встречается. Но также реально потом уходит, когда его при полномочиях джуна заваливают работой из «долгого ящика», то есть той, от которой отказались сеньоры, лиды, архитекты и прочие смузисыры;
— надрачивать ЧСВ на рекрутинге, с упоением произнося коронные фразы типа «мы вам позвоним». Хотя это непрофессионально, в цивилизованных странах всё гораздо интереснее.

Очень удивляются, что сотрудники с высшим образованием, особенно университетским высшим, даже будучи «джунами» запускают рычаги власти против них же. Несмотря на то, что гребут тоже неплохо, но лишь в том случае когда такая возможность и рабочее место предоставляется. Ну или как-то так.

не ну в таком случаи не грех и сбегать

Есть сейчас возможность для Junior Java и JS в Виннице. Наставники морально готовы и с опытом обучения. Пишите мне в Skype....

Для Junior Python, случайно, ваши наставники морально не готовятся на обозримое будущее?)

У нас все праздники принято праздновать, даже уволившиеся сотрудники приходят на праздники именно к нам) Поэтому бывает встречают нечаянно с пивом, посылают аль не знаю) Есть идея напишу в личку )

Это когда тебе план не удвоили, потому что вас теперь двое. А я с этим сталкивался.

— А он не пошёл за пивОм. А он за дверью стоялъ. А он за дверью стоялъ и слушалъ, как всё происходилО.
©

На практике будет так: вот Вася, ты будешь ему помогать. Но текущей работы с тебя никто не снимает, раскидай как нибудь по другим задачам. При этом на каждом митинге этот же менеджер пытается давить в сторону уменьшения сроков. Какой выход? Правильно, занести в джиру таск «обучение» и честно списывать на него потраченное время. После первого вопроса от заказчика «чозанах» сказать, мол так и так, мне эту задачу дал менеджер Евгений. Рабочий день у меня — восемь часов, вот три из пяти я потратил на Джуниора. Два на митинг, всего работал три часа.

Ручаюсь, после клизмы с патефонными иголками которую получит менеджер от начальства никто с подобными просьбами работы на шару обращаться не будет. Правда менеджер после этого начнет под тебя подкапываться, но поскольку в украинском оутсорсинге менеджер лишь прокладка между исполнителем и заказчиком к тому времени, как он найдет основания для, увольнения ты и сам перейдешь на +500 в фирму за углом.

три из пяти я потратил на Джуниора

при этом кастомер удивится, откуда у него на проекте джун, если продали ему мидла

В мене, на одній конторі, взагалі мертві душі продавали.

Чё обязательно Люксофт?
В одном харьковском бодишопе нам заказчик прислал онлайновые тесты для девелоперов на его проекте, так тим-лид позвал пол-отдела их решать.
Думаю таких историй про бодишопы у многих хватает.

Ох, знаю мінімум три контори, разного розміру, де таке практикувалось.

Володимире, що заважає такій людині ставити задачі свої ж і поступово з себе знімати те, що вже набридло / нецікаво / підставте свій варіант / робити?

Нельзя ли расширить вопрос? Я его не вполне понял

Это у вас опыт работы с говенными фирмами, в нормальных когда дают падавана, то считают что минус 50 проц. от производительности

Підписатись на коментарі