×Закрыть

Зачем программисту становиться ментором

Что будет с Middle/Senior, который «просто работает» и не делится знаниями? То же, что и с шариком, если его переполнить воздухом: он лопнет и перестанет летать. Знакомое ощущение? Вот дуешь-дуешь свой шарик, и вот уже нет в нем места для нового воздуха, еще чуть-чуть — и бабах!

Работая и набираясь опыта, специалист становится хорош в своей сфере, даже слишком. У него появляется ощущение, будто он достиг границы — новая информация не поступает, он перестает учиться. А ведь столько еще предстоит разузнать. Но не лезет. Как раздвинуть эти границы? Где взять место для новой информации и не лопнуть? Вспомните горящие глаза человека, которого вы поддержали, которому помогли. То самое чувство, когда вы изменили чью-то жизнь — круто же! Где-то тут я вижу выход этому воздуху — применение вашим знаниям.

Этап передачи знания — необходимая ступень в развитии каждого человека, и айтишника — в частности. Как только вы начинаете отдавать, открываются новые грани и горизонты, и вы видите дальше и глубже. На этом построена эволюция. Давай разберемся подробнее, как это работает.

Что получает человек-наставник

Главная ценность — возможность учиться у своего же ученика, открытие новых горизонтов, свежий взгляд на проблемы. Это «перезагрузка» и переосмысление знаний, их структурирование. Вы получаете неудобные вопросы и узнаёте о белых пятнах в своих познаниях. Когда ученик спрашивает вас: «А дальше?», вы вдруг понимаете, каких компетенций вам не хватает. Вы взаимообучаетесь.

Тут есть и другие плюшки:
— Орда евангелистов твоего продукта, твоего проекта и компании + продвижение в массы твоего личного бренда как личности и эксперта;
— Мощное развитие эмоционального интеллекта и эмпатии;
— Возможность найти коллегу в свою команду и просто хорошего человека.

Системное менторство

Следующий шаг — подходить к менторству системно. Тут нам понадобится площадка компании или сообщества. Расскажу, как это происходит у меня сейчас.

Прямо сейчас я работаю в одном образовательном IT-стартапе, делюсь опытом и сам учусь всему, что описал выше. Драйвлю. Помимо классной программы обучения, ребята внедрили обязательную систему менторства как своё ноу-хау. Все мои тренинги раньше включали три составляющие — тренер + ученик + организатор. Сейчас их четыре — тренер, ментор, ученик и организатор.

Тренер — драйвовый Senior или Team Lead — преподаватель, помогающий обучаться молодым и неопытным. Кроме такого преподавателя, в каждой группе есть несколько менторов. Менторы очень тесно работают с 3-4 студентами, для которых выступают наставниками — такими себе тимлидами мини-проектов. Судя по отзывам это их очень драйвит.

Когда преподаёшь сразу для нескольких человек, ты отдаешь больше энергии, но это совсем другой уровень. Ты черпаешь новые знания и навыки не только от своих учеников, но также от тренеров. Не стоит забывать организаторов самой компании: маркетинг, отдел продаж и много других ребят, которые делают систему рабочей. Учиться можно (и захочется) всем.

В этом и есть существенное различие молодого и амбициозного стартапа от большой и «опытной» компании:
— Кучность: все тренера и эксперты под боком, а значит, более эффективное «подглядывание» у более опытных тренеров — их опыт и знания, идеи и советы;
— Доступ к наработкам и материалам компании, экспертизе маркетинга и продаж;
— Дальнейший рост до тренера, внутренние тренинги от профессионалов;
— Выход на бесплатные ивенты, треннинги, а также на спикеров и ТОПов;
— Шикаааарный рост нетворкинга. За последний месяц +100 ребят на фейсбуке. И все такие классные-разные.

А теперь давайте сравним всё это с тем состоянием шарика, который не делится знаниями и скоро лопнет. В моей метафоре разница очевидна. Шарик должен дышать. Вдох-выдох, вдох-выдох. Только так он не лопнет.

Подавать пример

И последнее — о последствиях. Ваш ученик последует вашему примеру и также поделится. Передача знаний — это круги на воде, создающие волны. А волны меняют ландшафт. Это вызов и пинок к развитию не только тебя, но и всей отрасли, в которой ты работаешь.

К чёрту корыстность, жлобство, «моё потраченное время» и «по какому рейту мне его возместят?» Именно это тормозит развитие индустрии и общества. Сейчас — непростые времена. Нам необходимо создать ту критическую массу людей, которые готовы влиять. Отдавайте и делитесь, меняйте IT, страну и мир. Leading by exapmle.


P.S. Если в шарике вы узнали себя — приглашаю поделиться знаниями и стать наставником-ментором. Пишите мне на вот эту формочку, обсудим. Если вы уже драйвовый тренер, и готовы взять под свой контроль целое направление — тоже пишите.

38 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Добрый день!
Ищу ментора по PHP для корпоративного обучения штатных программистов студии по разработке и продвижению веб-сайтов. Можем рассмотреть как вариант занятий в офисе компании, так и онлайн обучение. Интересует время после 18.00 в будни. Также можем обсудить вариант занятий в выходные. По программе обучения хотим повторить основы PHP и далее углубиться в Laravel, Yii, Symfony. Буду рада обсудить варианты сотрудничества.
(068)35-40-665, (063)68-09-116
e.nagornaya@trendline.in.ua
скайп: nagornaya_elena

Менторство — это хорошо, но когда много желающих оно должно быть платным. Особенно если твое менторство в итоге помогает зарабатывать деньги.

Для Android разработчиков с опытом от 2-х лет, предлагаю отличную возможность развиться и заработать путем обучения/менторинга Форсируй свой Java/Android опыт до уровня Senior в роли ментора/наставника.

Привет всем, нужен ментор по фронтенду.
Имеются базовые знания по HTML/CSS, JS, а также начальные по jQuery, Bootstrap.
Не хватает практики в этой сфере, поэтому ищу наставника, который поможет всё разложить по полочкам. :)
Киев.
E-mail: kirill.tselykh@gmail.com

Если вдруг кто то вдохновился и готов стать ментором для молодого c# .NET разработчика, то пишите на sweetglory.victory@gmail.com
Буду очень рад общению/обучению

«Зачем программисту становиться ментором» и спам
dou.ua/forums/topic/12992

Сергей спасибо за новость
Детальные пояснения по случившейся ситуации дал в комментах к посту
dou.ua/...orums/topic/12992/#665064
Чуть позже там будут комментарии и других наших коллег.
Все фейлы учтем.
Спасибо за понимание

Не вижу ничего плохого в жлобстве, внимании к рейту и вообще занятиях по собственным интересам :) Перед тем как я готов отдать игрушку я обычно наигрываюсь сам :)

Я уверен, что все те крутые чуваки, которые меня менторили делали это потому, что это весело и в их интересах :) Я в деле и все такое

Доброго времени суток!) Сейчас изучаю Javа, буду рад за помощь в изучении. :)

Менторство развивает собственные технические и коммуникативные скилы, вдобавок молодые перенимают опыт. Софт не пишется в одиночку, а без развитых навыков коммуникации даже самый технически подкованный senior будет как чемодан без ручки, т.к. он будет решать не ту задачу или не так, как нужно по проекту.
«Обсуждали проект. Сидоров предлагает крупноблочную архитектуру. Петрович настаивает, что все надо строить по старинке, из кирпича, не по-ламерски. Самый радикальный проект предложил Алекс: построить несколько десятков деревянных коттеджей и потом соединить их подземными туннелями...» xakep.ru/...01/06/19/12860

По поводу технических скилов, менторство позволяет усваивать до 90% технически излагаемой информации, потому что происходит полная формализация в голове, подготовка материалов, переосмысление. В отличие от классических 10% — прочитал, 20% — прочитал и попробовал.

Я както по молодости менторил но ща совсем нету времени

менторство «молодых» — хорошая штука. молодцы, что этим занимаетесь. У нас таким занимается группа тестирования, где каждому новому сотруднику дается свой ментор, который курирует его 2 месяца до окончания испытательного срока. Это очень помогает ребятам влиться быстро в коллектив и работу. Результат — сплоченная мафия тестировщиков и самореализованные менторы. А кто у вас занимался созданием системы менторства? И такая же система работает для продаж, маркетинга и т.д.?

Очень интересно...а где парадная дверь, что-бы попасть к менторам? :)
Или пока закрыто?

На ДОУ есть тема «Поиск менторов»

А подскажете может есть специальные ресурсы, где часто постят инфу о менторстве? Не знаю где его искать, этого самого ментора...

Я автоматизатор рiвня мiд+, I згiдна з iдеею менторства. Сама була зовсiм недавно ментором для iнтерна. В одному з коментарiв було

не слишком знающих ты мало чему научишь
З практики знаю що це не так. Коли надто великийвiдрив, то доводиться допояснювати самi базиси, а це чесно кажучи часто призабуваеться, хоча досить корисне, тому I ти довчаешся i комусь даеш напрямок «куди рости». Не впевнена що я зажди доступно пояснюю, але я теж вчусь трейнити =) i я б не вiдмовилась вiд ментора, шкода що автоматизаторiв не бувае багато в однiй компанiï.

а точніше: мало сеньйорів автоматизаторів, бо, зазвичай, в девелопери переходять :)

То же, что и с шариком, если его переполнить воздухом: он лопнет и перестанет летать

очень тупая манипуляция :)

Я помогаю людям по одной причине: это мои друзья, которые хотят выбиться из гнусной действительности государства Украина — никаких других причин нету.
На «индустрию и общество» мне как то положить половой орган.

Воот! Друзей и друзей друзей. Если каждый займется этим в своей части нетворкинга, глядишь и Украина сделается лидером в каком-то сегменте айти. Я понимаю, что на всех друзей меня не хватит, даже если бы хотел. 1-2 провести за пару месяцев помимо работы еще могу. Но только начинаешь это делать, как друзья рекомендуют друг дружке тебя. И приходится говорить «нет времени». Я работал фултайм джава тренером в одной компании и экспериментировал с обучением. 10-15 человек одновремено вести и все — ты фултайм в скайпе отвечаешь на вопросы, делаешь ревью и так далее. Тогда если я выбрал для себя тренинг и помощь людям в этом, я боттлнек. 10-15 человек каждые 3 месяца. На сколько хватит тогда моей жизни? Нужно что-то другое. Не говорю сейчас за Вас, Вам вполне возможно хочется развиваться в другом направлении — и это здорово! Но есть ребята, которые не нашли себе ученика, и они тоже обращаются за помощью — хочу трейнить, научи, расскажи, покажи. Они хотят 1-2х, они не хотят создавать для этого свою программу, они хотят поподглядывать за тем, как это делается. Им я предлагаю менторство.
Как-то так

выбиться из гнусной действительности государства Украина
И как, многих уже отправили в забугорье?

ну из гнусной действительности выбраться можно и живя в Украине)))
Только получая раз в 6-10-15 больше, чем средняя украинская зп :)

А может просто не надо надувать Middle/Senior-ов?

Алексей, а расшифруйте пожалуйста что значит «надувать»? Боюсь не правильно вас понять

Это фраза из твоего топика.

Что будет с Middle/Senior, который «просто работает» и не делится знаниями? То же, что и с шариком, если его переполнить воздухом: он лопнет и перестанет летать. Знакомое ощущение? Вот дуешь-дуешь свой шарик, и вот уже нет в нем места для нового воздуха, еще чуть-чуть — и бабах!

На деле я никогда, ни разу в жизни не встречал человека, который «просто» работает. Либо на развитие, либо сабботирует. Но чтобы «просто» — никогда, это мифический персонаж. Так уж устроена мотивация человека — либо за, либо против. Вариант «не против» есть, но это ещё хуже чем против.

Согласен. Слово «просто» — удалить!

У вас менторство рассматривается как отдельная специализация. В реальности же чаще приходится совмещать работу и передачу знаний. Если заниматься чисто обучением, то выгораешь, десятый раз повторять одно и тоже очень нудно, да и знание твои становятся слишком теоретическими и на практике у учеников возникают проблемы с неидеальностью мира.

Комфортно учить только тех, кто ±1 уровень от твоего. Слишком шарящих ты не поймёшь, ибо не хватит базы, не слишком знающих ты мало чему научишь по той же причине, плюс для развития самого никакого профита. Потому последние разы я пробую скидывать джуников своим же вчерашним стажёром, а потом уж сам дошлифовывать ребятам знания.

Слава, все именно так как Вы говорите.

Если обучающий не практикует, скоро очень его накроет скука и он превратится в лектора. По этой причине у нас тренера и ментора — это ребята практикующие full time на своей основной работе. Свободное время они уделяют тренингам/менторству. Там где скука (нет драйва) — там нет обучения. Драйвит делиться знаниями в тех областях, где сам растешь. Потому разделение не тренер-учащиеся, а лид-тренер-ментор-ученик. Этим можно охватить большую гамму перепадов ±1.

Ментор — это специалист уровня Middle, который еще не тимлид, но хотел бы попробовать и прокачаться в этом. У него будет своя миникоманда учащихся. Ментор хотел бы прокачаться как тренер, но свою программу пока нет возможности потянуть, да и не уверен он его ли это. А вот попробовать себя в этом — опять же у него есть миникоманда из 3-4 человек. Ментор доступен для учащихся как опытный наставник. Ментор, если он хочет, может встречаться со своими ребятами и в офлайне. Как показала практика Менторам нравится вести. В начале пути ментор делает код ревью ребятам, но чем дальше по программе, тем более переводит ребят в автономный режим, где учащийся сам овладевает нужными навыками «google driven development» и решений всевозможных квестов с нерабочим кодом и поиском багов. Учащиеся пишут свой проект, на котором они получают все все шишки. Ментора же не дают им сдаться.

Тренера — это не лекторы. В инете есть полно материала. очень очень много материала, на любом языке про любые штуки. Еще раз рассказывать как это все работает — нет необходимости. Надо просто научиться обращаться с этой массой контента. Выработать у учащихся навык, которым они будут пользоваться потом дальше. Тем более, что тренер скорее всего будет идти уже по готовой программе, и там будут презы, раздатки, сборка хороший статей и заметок (в lms), в программе так же указаны рекомендации на что тренеру обращать внимание на той или иной встрече. Тренер — это играющий коуч, который сталкивается с тем, что у него в группе есть пару команд, каждую из которых ведет ментор, у каждого участника свой опыт, свой уровень, свой mindset. Настроить их на частоту вещания IT отрасли — вот задача тренера. Тут подойдет метафора настройщика пианино. Он знает как это делать, он знает как должен звучать инструмент в оркестре, он настраивает струнку за стрункой. Собрания у нас больше игровые, на отработку навыков, разбор полетов, лайвкодинг в особо сложных местах. После заряда учащихся порцией айтишной энергии (волшебный пендель, байки и истории из проектов — все для того чтобы учащийся понял, зачем ему этинания и ) И да, Тренер — это так же практикующий full time на своей основной работе специали

Теперь Лид — это человек, который уже для себя решил, что он связывает свою карьеру во многом именно с тренингами. У него есть свои материалы, свое видение программы, организации. У него развит нетворкинг и он готов это все вложить в развитие учащихся. Он координирует тренеров. Он обкатывает программу с первой группой, описывает все раздатки, презы, сценарии. Он делает франчайзинг, чтоли. Он главный сценарист.

Лучший способ понять что-то самому — объяснить это другому :)

"

У него появляется ощущение, будто он достиг границы — новая информация не поступает, он перестает учиться.
" С таким интенсивным развитием технологий скорее возникает ощущение, что за всем не угонишься. Поставив какую-то технологию в очередь на изучение, добравшись до неё узнаёшь, что она уже отжила своё и забыта. Делиться знаниями хорошо тем у кого есть для этого способности, когда в универе преподают классные специалисты, но они же никакие педагоги, для всех желающих получить эти знания такие дисциплины становятся просто адом.

Модель образования должна меняться и подстраиваться под то, что сейчас происходит в Мире. Еще 15 лет назад я ходил в интернет кафе и распечатывал массу статеек чтобы дома почитать. Очень радовался, когда у меня в руках появлялась целая книга! Сейчас у меня на коленях ноут с доступом ко всей информации, которая еще каждый год учеличивается в несколько раз. Знания уже сами по себе не ценность. Тут больше ценится теперь навык. навык овладевания новыми знаниями, навык работы с большим объемом инфы, навык декомпозиции задачи на части, навык работы в команде, навык быстрого перехода на новую площадку, и так далее... Continuous leаrning. Думаю теперь это не остановится никогда. Старые школы будут отмирать, новые появляться. Я хочу быть часть нового...

Это справедливо в том смысле, что сейчас доступна практически любая информация — соответственно, при желании получить знания может практически любой. Не нужно тратить время на доступ к ней. Однако и сами знания, и, уж тем более, способность быстро ими овладеть не стоили бы ничего, если бы человек не смог ими воспользоваться на практике.
И тут все упирается в возможность обработки полученных знаний (как 10, 20 и 50 лет назад) — можно за неделю выучить напамять PMBoK, Малкахи и Рубина, но быть совершенно бесполезным.
Безусловно, новые школы будут появляться, а старые терять свое место, однако впереди всегда буду те, кто сможет осознать и понять новые концепции, а не быстро их прочитать и запомнить. А получения качественного навыка без формирования четкой схемы в своей голове — это, мне кажется, утопия.

Особисто, я для себе поставив задачу — щодня відповідати, мінімум, на одне питання на toster.ru по моїй спеціалізації. Звісно, що не на зовсім ламерські, але обов«язково щодня.
Чому? Тому, що якщо і далі будемо тикати «спитай у гугла», то нічого хорошого з цього не буде.

Прочитав цей комент і одразу пішов відповів на тостер )

Лучше — на Stackoverflow

Подписаться на комментарии