Mobility. Эпоха перемен
Недавно вышла статья с громким названием Web 2.0 Is Over, All Hail the Age of Mobile. К статье можно относиться по-разному: утвердительно кивать, громко негодовать, яростно холиварить. Эмоций и мнений будет много по одной просто причине: нет четкого обозначения, что же такое Web 2.0, а что такое «эра Mobile». Но суть скорее не в словесных перепалках, а в том что эра мобайла (я предпочитаю называть это Mobility) активно наступает на пятки эре персональных компьютеров и имеет все шансы на победу. Но давайте разберемся, что же такое это загадочное Mobility?
Давным-давно...
Телефонный звонок по беспроводной связи можно было совершить еще в далеком 1930 году. Это была скорее интересная бизнес-модель использования авиадиспетчеров: за баснословные 7 долларов в минуту вы могли позвонить по аналоговому телефону диспетчеру, и он по радио-каналу соединял вас с пассажиром в самолете. Первые же телефоны в автомобиле появились в 1947 году — это был даже больше прототип, чем что-то чем можно было пользоваться. Было еще очень много значительных дат, википедия вам в помощь, но датой когда миру был представлен первый портативный телефон — 1973, когда Мартин Купер (Motorola), вот этот вот улыбающийся дядька:
с поистине коварством ученого сделал первый звонок своему главному противнику в гонке создания портативных телефонов, доктору Джоелю Енгелю (Bell Labs). Именно этот человек запустил лавину, которая все сильнее накрывает нас сейчас.
Эволюция или революция?
Итак, человечество изобрело мобильный телефон для того, чтобы передавать своя голос на расстоянии, и при этом не быть привязанным к месту — вот они, истоки слова «мобильный». Телефоны становились все меньше. с ними и развивались телефонные сети: от 1G, которую и мобильной сетью можно было-то назвать с натяжкой, до тренда сегодняшнего дня 4G. Телефонные операторы начинают получать неимоверно огромные прибыли. В телефоны начали добавлять телефонные книжки, кто-то придумал добавить калькулятор, а кто-то решил отправить текстовое сообщение. В то время это выглядело по-дурацки: посылать текствове сообщение, когда можно позвонить? Кому это в голову вообще придет? Где-то так, неосторожно ступая, начали свой будущий триумф SMS-сообщения.
С какой-то совсем необычайной скоростью появилось огромное количество различных моделей телефонов, в которые начали добавлять тонну приложений, игр, доступ к мобильному интернету. Вдруг начали появляться телефоны с аудиоплеерами, фотокамерами (на то время их с натяжкой можно было назвать камерами, но ведь появились!). Телефон, давно перестал быть просто телефоном — он стал помощником в огромном количестве вещей. Очень явно это стало ощущаться с появлением коммуникаторов — бизнес очень быстро увидел в этом пользу для себя, и очень быстро освоил еще те мобильные технологии. После выхода Windows Mobile и сервисов от компании RIM, мир совсем забыл, как выглядит бизнесмен без мобильного телефона.
Выживет только сильнейшний
Эволюция в мобильном мире происходит очень быстро. Одни платформы приходят, завоевывают мир и хиреют под гнетом более новой, молодой, и перспективной платформы. В мире мобильных технологий появился свой раскол : feature phones и smartphones. Причем если развитый мир уже во всю исследует интернет, делает платежи, играет в игры на смартах, то страны Африки и Южной Америки активно для этого используют фичафоны.
Опять же, очень много начала менять доступность интернета, будь то вайфай или уменьшение цены на мобильный интернет. К доступности интернета добавился еще и дядька Джобс, который в 2007 показал ЭТО, чем и забил гвоздь в гроб не только флеша, но и в баснословные прибыли мобильных операторов. RIM со своим Blackberry снесло взрывной волной. Наступила эра, так называемых Application Platform.
Вы спросите: «При чем же тут операторы мобильной связи?» А тут все просто: сделать звонок по Skype через вайфай просто дешевле чем позвонить по мобильной связи, отправить сообщение в одном из тысячи приложений — проще чем сделать это с помощью SMS. А еще и появились эти проклятые таблетки, которые и не звонят, да и интернет с наших карточек используют только в самые критические моменты, когда хозяина таблетки потянуло в Богом забытую часть страны, где нет бесплатного Wi-Fi. Операторы называют это проблемой of the dumb pipe. Яркий пример, как ребенок убивает породившего его.
Компания Apple — гении! Они вышли на рынок с ЭТИМ. ЭТОТ был не просто отличным телефоном, но в подарок к нему шел неимоверно популярный рынок приложений! Миллионы пользователей, которые давным-давно пользовались этим рынком для покупки музыки и другого цифрового контента, теперь могут покупать приложения для своего мобильного телефона! Никаких тебе SMS или скачиваний из интернета: просто вставил телефон в док-станцию и выбрал приложение. Причем какие приложения!
Превосходство Application Platform над другими платформами также обеспечили и Android (который захватил рынок телефонов), и пытается помочь Windows Phone. Но каким бы ни был популярным рынок Android-телефонов и как бы ни рекламировалась Nokia Lumia, 80% всех денег, которые генерятся рынком мобильных приложений, — это один маркетплейс! Маркетплейс фирмы, у которой даже яблочко надгрызанно. Наверное, другими платформами☺
Так значит Mobility — это приложения?
Вот это самое большое заблуждение! Mobility — это эволюционный шаг, стиль жизни, метод ведения бизнеса, смена приоритетов! Да, черт возьми, это целая экосистема!
Трафик мобильного интернета в 2011 году — в 8 раз больше чем трафик всего интернета в 2000 году! 50 миллиардов устройств в 2020 году, что рождает такое понятие как Internet of Things. Количество мобильных устройств которое гораздо больше чем людей на планете! Мобильные устройства во всех индустриях — начиная от торговли, заканчивая здравоохранением.
Что такое Mobility для бизнеса?
По-простому, тут можно разделить на три важных шага:
1. Мобилити как улучшение продуктивности — это всяческие календари, различные мобильные версии магазинов, удаленное планирование и огромное количество вещей, без которых мы уже не видим мобильное устройство.
2. Мобилити как увеличение ревеню. Тут наверное даже не стоит комментировать:
a) во-первых, этот пункт напрямую зависит от пункта 1;
b) а во-вторых, ясно как белый день: больше данных для анализа, присутствие на мобильном рынке, прямая связь с заказчиками...
3. Мобилити как создание новых моделей бизнеса. Вот это самое интересное. Вместо мегабайтов рассказов, я приведу небольшой пример, как мобилити помирило двух врагов: ритейл и интернет-продажи. Существует очень классное приложение — RedLaser. Оно позволяет отсканировать штрихкод понравившегося товара, и поискать в интернет магазинах тот же товар но дешевле. Этот подход просек один из самых известных ретейлов в мире BestBuy, и заключил с RedLaser договор, по которому происходит не только поиск по интернет магазинам, но и в ближайших магазинах BestBuy. С приложения вы можете осуществить покупку в магазине BestBuy, подъехать к нему на машине и просто забрать товар.
На что обратить внимание в первую очередь?
1. Конечно же, безопасность. Мобильное устройство — это личное устройство, на которое пользователь может устанавливать любое приложение, серфить интернет, и пользовать как он себе хочет. Стоит задать себе вопрос, что будет если пользователь установит приложение с вирусом (привет, Андроид☺) или если телефон будет украден-потерян? Как было сказано на прошедшем Mobile World Congress 2012 :
«Security is like an oxygen for mobility»
2. UX. Вот тут раздолье для UX-инженеров. Время приложений типа «У кассирши на вокзале» пришо к концу! Пользователи уже давно привыкли к UX, которое им предоставляют мобильные операционные системы. Такого же они хотят и от приложений на их мобильном телефоне или таблете. Но, стоит принимать во внимание не только гайдлайны, рекомендуемые компаниями разработчиками ОС, но и многие другие факторы, про которые обычно забывают: в какой среде будет использовано приложение, какое физическое состояние человека, который использует приложение, сколько времени у человека на выполнение какого-то действия. У шахтера в шахте и у продажника в самолете ведь разные нужды?
3. Геолокационные сервисы. На Where 2.0 я просто прозрел, когда увидел сколько информации можно получить зная когда и где человек был, и куда после пошел.
Вывод
Нас ждет еще очень много изменений в мире Mobility! Как вывод, хочу привести еще одну фразу с Mobile World Congress 2012:
«The only constant thing in mobility — is changing!»
Так что впереди еще очень много мини-революций. Большая-то точно уже совершилась!
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
50 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.