Мотивация профессиональной деятельности программистов
«Программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все, что угодно из нулей и единиц. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью экономиста»
Академик А.П. Ершов
В этом году я открыл для себя мир ИТ. Одним из направлений моих открытий стал научный анализ профессии программиста, а именно мотивации профессиональной деятельности разработчиков ПО. Основой данной статьи является научное исследование в рамках написания бакалаврской работы на тему «Психологические особенности профессиональной мотивации разработчиков ПО». Основной целью исследования считаю определение мотивационных факторов профессиональной деятельности программистов (т.е. почему человек выбрал именно эту профессию, какие факторы/обстоятельства мотивируют и/или демотивируют программистов, что влияет на удовлетворённость девелопера компанией, какова мотивация смены места работы).
В исследовании приняли участие 70 разработчиков со Львова, Киева, Харькова. Выборка была разделена на 3 подгруппы (Junior/Middle/Senior Developers) разработчиков. Онлайн-опросник состоял из четырёх методик и анкеты (ещё раз больше спасибо за терпение и выдержку), среди них:
- Опросник Герцберга (Теория мотивационной гигиены)
- Опросник диагностики уровня групповой мотивации (Ладанов)
- Опросник диагностики мотивационной структуры личности (Мильман)
- Опросник диагностики социально-психологической активности личности (теория потребностей Д. Мак Клелланда)
«Сынок, а почему программистом?»
Самым весомым фактором при выборе профессии программисты считают фактор, который можно условно назвать «Задатки, интересы, призвание». Этот фактор подразумевает под собой аналитический склад ума, математику как любимый предмет в школе и университете, заинтересованность в том, как функционирует ЭВМ и другая техника, возможность творить/решать сложные задачи, программирование как хобби. Думаю, мало кто поспорит с тем что люди достигают высот именно в тех делах, которые им по душе, от которых они получают кайф (это тот вариант когда занимаясь любимым делом не замечаешь как прошёл день).
Вторым значимым фактором при выборе профессии программистом есть возможность зарабатывать приличную денюжку =) и это нормально...
Третьим фактором, который выделили господа разработчики, является динамическое развитие сферы ИТ, возможность постоянного развития в/с ней, перспективность в будущем. Для программиста жизненно важно «поддерживать мозги в тонусе», т.е. использовать свой интеллектуальный потенциал по максимуму, идти в ногу со временем (технологиями).
Остальными факторами, намного менее значимыми (но всё же), есть внешние причины: «так родители сказали», «пошёл за компанию с одноклассниками», «я из династии программистов», общественная полезность профессии и возможность работать в международном контексте (командировки, общение с иностранным заказчиком, «интернациональность» профессии).
Итак, я пришёл к выводу, что выбор программистами профессии в своём большинстве рационален и обоснован, ведь он делается на основе интересов человека, в соответствии с призванием и искренним желанием использования собственных ресурсов в целях самореализации. (Знаю, не стоит так обобщать, но по этому поводу у меня есть чёткая позиция, которую готов аргументировать). Немалая часть внимания при выборе профессии уделяется возможностям в будущем (материальное обеспечение, престиж, перспективность отрасли в целом).
Природа мотивации профессиональной деятельности разработчиков ПО
Как-то раз в стране «Х», в палящую жару, возле каменоломни вышли на прогулку прораб и господин, они наблюдали за тем как вымученные, истощённые работой люди, с титаническим усилием впиваются в каменные стены, буквально «откусывая» по кусочку осточертелый материал. Но на фоне этой «весёлой» картины выделялся один мужичёнка. Он со страстью и задором крошил огромные глыбы, при этом припевая и улыбаясь... создавалось такое впечатление, что он не устанет делать это даже после продолжительного периода времени... Господин и прораб подошли к мужичку и спросили «Ты делаешь то, что и все, долбишь камень... но почему ты так весел и задорен?», на что мужик с ухмылкой и неким недоразумением ответил: «Я строю храм!».
Основным мотивом профессиональной деятельности программистов считаем мотив достижения успеха. Показатели по этой шкале стабильно высоки во всех трёх подгруппах, т.е. эта особенность мотивационной сферы программистов есть постоянной её характеристикой. Данный мотив предполагает под собой постоянное развитие проф. навыков, умений, знаний, желание признания со стороны других профессионалов и общества в целом. Также данный мотив предусматривает обязательный творческий компонент в работе, повышение сложности задач, а — следовательно — и меры ответственности. Важно сказать, что в большинстве своём эта мотивация является внутренней, т.е. гипотетический разработчик Иван сам знает для чего он работает, чего хочет и не нуждается в дополнительном стимулировании (принцип «Морковка спереди»).
Важным мотивационным фактором профессиональной деятельности разработчика есть потребность в творческой деятельности. Именно она играет ключевую роль в выборе разработчиками профессии, ведь большинство разработчиков утверждает, что работа это для них в первую очередь возможность создавать нечто «свое», неповторимое, находить решения задач и поддерживать интеллектуальную активность на нужном уровне. Уровень творческой активности также зависит от отлаженности коммуникации между разработчиком и организацией, для него необходимо понимать цели компании (проекта), свою роль в нем, судьбу продукта, созданного им, получать от руководства и заказчиков качественную обратную связь по поводу проделанной им работы.
Творческая ориентированность разработчиков ПО является одним из важнейших факторов при смене места работы. Так что если деньги не помогают (а такое бывает) — предлагайте стартапы =)
Интегрирующим мотивационным фактором разработчиков ПО можно считать потребность в общении. Данный мотив выражается как в рабочем, так и в неформальном контекстах. Общение (хорошо налаженная коммуникация) и психологический климат в коллективе, по мнению разработчиков ПО, являются одними из решающих факторов, влияющих на успешность команды разработчиков. Программирование, будучи деятельностью творческой и сложной, требует от команды разработчиков слаженности действий, понимание общей цели и гибкости в действиях, ведь существует много факторов, которые могут изменить направление работы.
Общение играет большую роль в обучении и перенимании опыта коллег. Свидетельством этому являются неформальные беседы об определенных проблемах или задачах, большое количество форумов, блогов и групп специалистов в сети интернет, где специалисты в определенной технологии или области разработки делятся собственным опытом или советуются с коллегами. Также коммуникация с коллегами является одним из источников отслеживания новых тенденций на рынке информационных технологий, что жизненно важно для разработчика.
Общение играет большую роль во взаимодействии между руководством команды, проекта, компании — с одной стороны, и группой разработчиков — c другой. Одним из наиболее демотивирующих факторов, которые назвали разработчики, является именно неграмотность менеджмента, невозможность установления с руководством конструктивной коммуникации, ведь руководитель (лидер команды, менеджер проекта, директор) должен понимать специфику проекта и сложности, с которыми сталкивается команда, и в нужный момент давать разработчику обратную связь по качеству выполненной им работы, помогать выйти из затруднительной ситуации.
Не менее важна коммуникация между командой разработчиков и заказчиком ПО. Для того, чтобы выработать качественный и нужный заказчику продукт, разработчик должен хорошо понимать его потребности, иметь целостное и одновременно детальное понимание специфики использования этого ПО, а также сферу в которой оно будет применяться. Разработчик выступает посредником между пользователем (заказчиком) и устройством (компьютером и другими техническими средствами), потому просто детальной спецификации продукта для успешного выполнения проекта не достаточно.
За счет общения и группового взаимодействия удовлетворяется потребность разработчиков в установлении теплых и дружеских отношений с коллегами, повышается уровень групповой мотивации, что влияет как на желание «творить» так и на удовлетворение работой в компании в общем.
Ниже перечислены факторы, которые, по мнению разработчиков, влияют на успешность работы команды и проекта в целом.
Опыт имеет значение
Junior developers
Младшим разработчикам программного обеспечения присущ экспрессивный тип мотивационного профиля — в этом типе мотивационного профиля отображается выборочная дифференциация мотивационных факторов отдельно по группам поддерживающих жизнеобеспечение (комфорт, социальный статус) и развивающих (творческая активность, общая активность, общественная полезность) мотивов. Основным мотивационным фактором младших разработчиков ПО является самоутверждение, признание их заслуг и установления дружеских отношений с членами коллектива. Достижения успеха на этом уровне профессионального развития связано с гигиеническими факторами (административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами), т.е. junior developer Иван на данном этапе профессионального развития будет считать себя успешным в профессии если у него будет то, что дают более опытным коллегам для того чтоб удержать их в компании (что по теории Маслоу вполне закономерно).
Удовлетворенность работой в компании, кроме общих для всех программистов факторов, связана с потребностью в комфорте и другими гигиеническими факторами.
Важнейшим фактором, влияющим на успешность проекта, по мнению младших разработчиков ПО является психологический климат в группе, именно эта подгруппа предоставила ему наибольшую важность. Среди факторов, которые могут демотивировать младших разработчиков в работе, является некачественный менеджмент и отношения в коллективе.
Developers
Для опытных разработчиков программного обеспечения характерен импульсивный мотивационный профиль. Данный профиль отражает значительную дифференциацию и возможно конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности разработчика. Конфликт является триггером, который запускает процесс трансформации и последующего выхода на новый уровень развития. Проще говоря, у Ивана могут возникать потребности которые либо взаимоисключают друг друга, либо трудновыполнимы одновременно. После того как разработчик всё-таки устанавливает приоритетность мотивов или отказывается от какого-то, он может спокойно реализовывать себя на профессиональном и карьерном поле.
На данном уровне профессионального развития гигиенические факторы (такие как поддержка жизнеобеспечения и комфорт) становятся менее значимыми, зато становятся более выраженными потребность в теплых и дружеских отношениях с коллегами и в то же время актуализируется желание власти (кстати, это может и есть наш пресловутый конфликт с прошлого абзаца). Потребность во власти проявляется в стремлении подняться выше по карьерной лестнице и в тот же момент сохранить хорошие отношения с сотрудниками.
Наиболее значимым по мнению опытных разработчиков ПО для успеха проекта является наличие лидера и опытного менеджера и благоприятный психологический климат в команде. Это можно проинтерпретировать как приписывание собственных нужд потребностям группы в целом (пример: заходит взъерошенный проджект-менеджер к разработчикам и говорит «Да вам всем к врачу надо!!!», хотя к врачу нужно только ему). Кстати, основными демотивирующими факторами для опытных разработчиков ПО является неграмотное руководство и «неинтересность» проекта.
Senior developers
Для старших разработчиков характерным является прогрессивный мотивационный профиль. Данный мотивационный профиль характеризует старших программистов как людей, достигших успеха в своей профессиональной деятельности. Люди с прогрессивным мотивационным профилем также характеризуются социально направленной позицией. Важную роль в мотивационной структуре личности разработчика занимают мотивы достижения успеха, материальной обеспеченности жизни, стремление к творческой активности и полезности для общества.
По мнению старших разработчиков ПО основным фактором, который положительно влияет на успешность проекта, является психологический климат в коллективе, а также грамотное и продуманное планирование деятельности команды разработчиков. К основным демотивирующим факторам в работе, старшие разработчики относят неинтересный проект и уровень заработной платы ниже желаемого. Важно отметить, на данном уровне профессионального развития вновь актуальными становятся потребности поддержания жизнеобеспечения и другие гигиенические факторы. Это можем привязать к возрасту... Думаю многие в этом возрасте, начинают заводить детишек и делать ремонты.
С увеличением опыта работы, увеличивается потребность в общественной деятельности, осознается полезность своей работы для общества.
На удовлетворенность работой в компании разработчиков всех квалификационных уровней влияет три основных фактора: качество обратной связи от руководства по поводу выполненной разработчиком работы, качество осведомленности разработчика по поводу проекта, дел, целей и планов компании и уровень групповой мотивации в коллективе.
Мотивация смены рабочего места или почему Иван иногда уходит
Мотивация смены места работы весьма разнообразна, среди основных факторов можно выделить:
- Предложение большей заработной платы в размере
(600-1000 у.е.) [Опрос ЗП на DOU]. - Перспективы развития, возможность учиться, развиваться в профессиональном плане (знания, навыки) и интересный проект.
- Лучшие условия труда, предложение перейти в компанию на высокую карьерную ступеньку, профессиональный и опытный коллектив, работа в большей по размеру компании.
- И другие факторы: гибкий график работы, географическое положение, возможность ездить в командировки, жизненные обстоятельства.
Подробнее для рекрутеров:
Большинство разработчиков ПО (58%) выражают желание изменить баланс времени «работа-личная жизнь», количество желающих увеличивается с уровнем профессиональной зрелости. Соответственно 35% процентов испытуемых указали на удовлетворенность балансом «работа-личная жизнь», здесь распределение по уровню профессиональной зрелости происходит наоборот. Только 6,6% процентов испытуемых выразили желание иметь больше времени для рабочих дел.
Тренды
- В профессиональной мотивации разработчиков ПО очень важны как гигиенические (поддержания) так и мотивационные (развития) факторы, что говорит про высокие запросы программистов как к работодателю так и к себе.
- С возрастом и стажем разработки увеличивается потребность в общей и творческой активности инженеров-программистов (что можно объяснить накоплением опыта, инструментов и навыков, которые дают возможность создавать сложный и интересный продукт), в то же время уменьшается потребность в комфортных рабочих условиях (они стают менее важными со временем).
- Мотивация достижения успеха в профессии наиболее характерна для младших и старших разработчиков ПО.
- Мотив власти и мотив аффилиации (потребность в установлении дружеских доверительных отношений в коллективе) наиболее присущ опытным разработчикам ПО.
- Потребность в социальном статусе и признании более важна для младших и опытных разработчиков.
Итоги подбивать рано, т.к. вижу возможность более глубокого исследования мотивации профессиональной деятельности разработчиков.
Надеюсь, что прочитав эту статью, вы будете довольны проведенным временем. Обратная связь приветствуется.
Если у вас возникли вопросы по поводу работы или просто хочется что-то уточнить, пишите мне на [email protected] или прямо в скайп: sagittarius_den
54 коментарі
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.