Репутація українського ІТ. Пройти опитування Асоціації IT Ukraine
×Закрыть

Мотивация профессиональной деятельности программистов

«Программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все, что угодно из нулей и единиц. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью экономиста»

Академик А.П. Ершов

В этом году я открыл для себя мир ИТ. Одним из направлений моих открытий стал научный анализ профессии программиста, а именно мотивации профессиональной деятельности разработчиков ПО. Основой данной статьи является научное исследование в рамках написания бакалаврской работы на тему «Психологические особенности профессиональной мотивации разработчиков ПО». Основной целью исследования считаю определение мотивационных факторов профессиональной деятельности программистов (т.е. почему человек выбрал именно эту профессию, какие факторы/обстоятельства мотивируют и/или демотивируют программистов, что влияет на удовлетворённость девелопера компанией, какова мотивация смены места работы).

В исследовании приняли участие 70 разработчиков со Львова, Киева, Харькова. Выборка была разделена на 3 подгруппы (Junior/Middle/Senior Developers) разработчиков. Онлайн-опросник состоял из четырёх методик и анкеты (ещё раз больше спасибо за терпение и выдержку), среди них:

  • Опросник Герцберга (Теория мотивационной гигиены)
  • Опросник диагностики уровня групповой мотивации (Ладанов)
  • Опросник диагностики мотивационной структуры личности (Мильман)
  • Опросник диагностики социально-психологической активности личности (теория потребностей Д. Мак Клелланда)

«Сынок, а почему программистом?»

Самым весомым фактором при выборе профессии программисты считают фактор, который можно условно назвать «Задатки, интересы, призвание». Этот фактор подразумевает под собой аналитический склад ума, математику как любимый предмет в школе и университете, заинтересованность в том, как функционирует ЭВМ и другая техника, возможность творить/решать сложные задачи, программирование как хобби. Думаю, мало кто поспорит с тем что люди достигают высот именно в тех делах, которые им по душе, от которых они получают кайф (это тот вариант когда занимаясь любимым делом не замечаешь как прошёл день).

Вторым значимым фактором при выборе профессии программистом есть возможность зарабатывать приличную денюжку =) и это нормально...

Третьим фактором, который выделили господа разработчики, является динамическое развитие сферы ИТ, возможность постоянного развития в/с ней, перспективность в будущем. Для программиста жизненно важно «поддерживать мозги в тонусе», т.е. использовать свой интеллектуальный потенциал по максимуму, идти в ногу со временем (технологиями).

Остальными факторами, намного менее значимыми (но всё же), есть внешние причины: «так родители сказали», «пошёл за компанию с одноклассниками», «я из династии программистов», общественная полезность профессии и возможность работать в международном контексте (командировки, общение с иностранным заказчиком, «интернациональность» профессии).

Итак, я пришёл к выводу, что выбор программистами профессии в своём большинстве рационален и обоснован, ведь он делается на основе интересов человека, в соответствии с призванием и искренним желанием использования собственных ресурсов в целях самореализации. (Знаю, не стоит так обобщать, но по этому поводу у меня есть чёткая позиция, которую готов аргументировать). Немалая часть внимания при выборе профессии уделяется возможностям в будущем (материальное обеспечение, престиж, перспективность отрасли в целом).

Природа мотивации профессиональной деятельности разработчиков ПО

Как-то раз в стране «Х», в палящую жару, возле каменоломни вышли на прогулку прораб и господин, они наблюдали за тем как вымученные, истощённые работой люди, с титаническим усилием впиваются в каменные стены, буквально «откусывая» по кусочку осточертелый материал. Но на фоне этой «весёлой» картины выделялся один мужичёнка. Он со страстью и задором крошил огромные глыбы, при этом припевая и улыбаясь... создавалось такое впечатление, что он не устанет делать это даже после продолжительного периода времени... Господин и прораб подошли к мужичку и спросили «Ты делаешь то, что и все, долбишь камень... но почему ты так весел и задорен?», на что мужик с ухмылкой и неким недоразумением ответил: «Я строю храм!».

Основным мотивом профессиональной деятельности программистов считаем мотив достижения успеха. Показатели по этой шкале стабильно высоки во всех трёх подгруппах, т.е. эта особенность мотивационной сферы программистов есть постоянной её характеристикой. Данный мотив предполагает под собой постоянное развитие проф. навыков, умений, знаний, желание признания со стороны других профессионалов и общества в целом. Также данный мотив предусматривает обязательный творческий компонент в работе, повышение сложности задач, а — следовательно — и меры ответственности. Важно сказать, что в большинстве своём эта мотивация является внутренней, т.е. гипотетический разработчик Иван сам знает для чего он работает, чего хочет и не нуждается в дополнительном стимулировании (принцип «Морковка спереди»).

Важным мотивационным фактором профессиональной деятельности разработчика есть потребность в творческой деятельности. Именно она играет ключевую роль в выборе разработчиками профессии, ведь большинство разработчиков утверждает, что работа это для них в первую очередь возможность создавать нечто «свое», неповторимое, находить решения задач и поддерживать интеллектуальную активность на нужном уровне. Уровень творческой активности также зависит от отлаженности коммуникации между разработчиком и организацией, для него необходимо понимать цели компании (проекта), свою роль в нем, судьбу продукта, созданного им, получать от руководства и заказчиков качественную обратную связь по поводу проделанной им работы.

Творческая ориентированность разработчиков ПО является одним из важнейших факторов при смене места работы. Так что если деньги не помогают (а такое бывает) — предлагайте стартапы =)

Интегрирующим мотивационным фактором разработчиков ПО можно считать потребность в общении. Данный мотив выражается как в рабочем, так и в неформальном контекстах. Общение (хорошо налаженная коммуникация) и психологический климат в коллективе, по мнению разработчиков ПО, являются одними из решающих факторов, влияющих на успешность команды разработчиков. Программирование, будучи деятельностью творческой и сложной, требует от команды разработчиков слаженности действий, понимание общей цели и гибкости в действиях, ведь существует много факторов, которые могут изменить направление работы.

Общение играет большую роль в обучении и перенимании опыта коллег. Свидетельством этому являются неформальные беседы об определенных проблемах или задачах, большое количество форумов, блогов и групп специалистов в сети интернет, где специалисты в определенной технологии или области разработки делятся собственным опытом или советуются с коллегами. Также коммуникация с коллегами является одним из источников отслеживания новых тенденций на рынке информационных технологий, что жизненно важно для разработчика.

Общение играет большую роль во взаимодействии между руководством команды, проекта, компании — с одной стороны, и группой разработчиков — c другой. Одним из наиболее демотивирующих факторов, которые назвали разработчики, является именно неграмотность менеджмента, невозможность установления с руководством конструктивной коммуникации, ведь руководитель (лидер команды, менеджер проекта, директор) должен понимать специфику проекта и сложности, с которыми сталкивается команда, и в нужный момент давать разработчику обратную связь по качеству выполненной им работы, помогать выйти из затруднительной ситуации.

Не менее важна коммуникация между командой разработчиков и заказчиком ПО. Для того, чтобы выработать качественный и нужный заказчику продукт, разработчик должен хорошо понимать его потребности, иметь целостное и одновременно детальное понимание специфики использования этого ПО, а также сферу в которой оно будет применяться. Разработчик выступает посредником между пользователем (заказчиком) и устройством (компьютером и другими техническими средствами), потому просто детальной спецификации продукта для успешного выполнения проекта не достаточно.

За счет общения и группового взаимодействия удовлетворяется потребность разработчиков в установлении теплых и дружеских отношений с коллегами, повышается уровень групповой мотивации, что влияет как на желание «творить» так и на удовлетворение работой в компании в общем.

Ниже перечислены факторы, которые, по мнению разработчиков, влияют на успешность работы команды и проекта в целом.

Опыт имеет значение

Junior developers

Младшим разработчикам программного обеспечения присущ экспрессивный тип мотивационного профиля — в этом типе мотивационного профиля отображается выборочная дифференциация мотивационных факторов отдельно по группам поддерживающих жизнеобеспечение (комфорт, социальный статус) и развивающих (творческая активность, общая активность, общественная полезность) мотивов. Основным мотивационным фактором младших разработчиков ПО является самоутверждение, признание их заслуг и установления дружеских отношений с членами коллектива. Достижения успеха на этом уровне профессионального развития связано с гигиеническими факторами (административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами), т.е. junior developer Иван на данном этапе профессионального развития будет считать себя успешным в профессии если у него будет то, что дают более опытным коллегам для того чтоб удержать их в компании (что по теории Маслоу вполне закономерно).

Удовлетворенность работой в компании, кроме общих для всех программистов факторов, связана с потребностью в комфорте и другими гигиеническими факторами.

Важнейшим фактором, влияющим на успешность проекта, по мнению младших разработчиков ПО является психологический климат в группе, именно эта подгруппа предоставила ему наибольшую важность. Среди факторов, которые могут демотивировать младших разработчиков в работе, является некачественный менеджмент и отношения в коллективе.

Developers

Для опытных разработчиков программного обеспечения характерен импульсивный мотивационный профиль. Данный профиль отражает значительную дифференциацию и возможно конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности разработчика. Конфликт является триггером, который запускает процесс трансформации и последующего выхода на новый уровень развития. Проще говоря, у Ивана могут возникать потребности которые либо взаимоисключают друг друга, либо трудновыполнимы одновременно. После того как разработчик всё-таки устанавливает приоритетность мотивов или отказывается от какого-то, он может спокойно реализовывать себя на профессиональном и карьерном поле.

На данном уровне профессионального развития гигиенические факторы (такие как поддержка жизнеобеспечения и комфорт) становятся менее значимыми, зато становятся более выраженными потребность в теплых и дружеских отношениях с коллегами и в то же время актуализируется желание власти (кстати, это может и есть наш пресловутый конфликт с прошлого абзаца). Потребность во власти проявляется в стремлении подняться выше по карьерной лестнице и в тот же момент сохранить хорошие отношения с сотрудниками.

Наиболее значимым по мнению опытных разработчиков ПО для успеха проекта является наличие лидера и опытного менеджера и благоприятный психологический климат в команде. Это можно проинтерпретировать как приписывание собственных нужд потребностям группы в целом (пример: заходит взъерошенный проджект-менеджер к разработчикам и говорит «Да вам всем к врачу надо!!!», хотя к врачу нужно только ему). Кстати, основными демотивирующими факторами для опытных разработчиков ПО является неграмотное руководство и «неинтересность» проекта.

Senior developers

Для старших разработчиков характерным является прогрессивный мотивационный профиль. Данный мотивационный профиль характеризует старших программистов как людей, достигших успеха в своей профессиональной деятельности. Люди с прогрессивным мотивационным профилем также характеризуются социально направленной позицией. Важную роль в мотивационной структуре личности разработчика занимают мотивы достижения успеха, материальной обеспеченности жизни, стремление к творческой активности и полезности для общества.

По мнению старших разработчиков ПО основным фактором, который положительно влияет на успешность проекта, является психологический климат в коллективе, а также грамотное и продуманное планирование деятельности команды разработчиков. К основным демотивирующим факторам в работе, старшие разработчики относят неинтересный проект и уровень заработной платы ниже желаемого. Важно отметить, на данном уровне профессионального развития вновь актуальными становятся потребности поддержания жизнеобеспечения и другие гигиенические факторы. Это можем привязать к возрасту... Думаю многие в этом возрасте, начинают заводить детишек и делать ремонты.

С увеличением опыта работы, увеличивается потребность в общественной деятельности, осознается полезность своей работы для общества.

На удовлетворенность работой в компании разработчиков всех квалификационных уровней влияет три основных фактора: качество обратной связи от руководства по поводу выполненной разработчиком работы, качество осведомленности разработчика по поводу проекта, дел, целей и планов компании и уровень групповой мотивации в коллективе.

Мотивация смены рабочего места или почему Иван иногда уходит

Мотивация смены места работы весьма разнообразна, среди основных факторов можно выделить:

  1. Предложение большей заработной платы в размере (600-1000 у.е.) [Опрос ЗП на DOU].
  2. Перспективы развития, возможность учиться, развиваться в профессиональном плане (знания, навыки) и интересный проект.
  3. Лучшие условия труда, предложение перейти в компанию на высокую карьерную ступеньку, профессиональный и опытный коллектив, работа в большей по размеру компании.
  4. И другие факторы: гибкий график работы, географическое положение, возможность ездить в командировки, жизненные обстоятельства.

Подробнее для рекрутеров:

Смена работы

Большинство разработчиков ПО (58%) выражают желание изменить баланс времени «работа-личная жизнь», количество желающих увеличивается с уровнем профессиональной зрелости. Соответственно 35% процентов испытуемых указали на удовлетворенность балансом «работа-личная жизнь», здесь распределение по уровню профессиональной зрелости происходит наоборот. Только 6,6% процентов испытуемых выразили желание иметь больше времени для рабочих дел.

Тренды

  • В профессиональной мотивации разработчиков ПО очень важны как гигиенические (поддержания) так и мотивационные (развития) факторы, что говорит про высокие запросы программистов как к работодателю так и к себе.
  • С возрастом и стажем разработки увеличивается потребность в общей и творческой активности инженеров-программистов (что можно объяснить накоплением опыта, инструментов и навыков, которые дают возможность создавать сложный и интересный продукт), в то же время уменьшается потребность в комфортных рабочих условиях (они стают менее важными со временем).
  • Мотивация достижения успеха в профессии наиболее характерна для младших и старших разработчиков ПО.
  • Мотив власти и мотив аффилиации (потребность в установлении дружеских доверительных отношений в коллективе) наиболее присущ опытным разработчикам ПО.
  • Потребность в социальном статусе и признании более важна для младших и опытных разработчиков.

Итоги подбивать рано, т.к. вижу возможность более глубокого исследования мотивации профессиональной деятельности разработчиков.

Надеюсь, что прочитав эту статью, вы будете довольны проведенным временем. Обратная связь приветствуется.

Если у вас возникли вопросы по поводу работы или просто хочется что-то уточнить, пишите мне на developers.resear4@gmail.com или прямо в скайп: sagittarius_den

LinkedIn

Похожие статьи

54 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Спасибо за работу — очень интересно!!! Очень важно, весь этот материал не придется собирать по крупицам. Психолог по образованию, диплом писал — Влияние типов лидерства на работоспособность группы. В общем тоже очень интересен HR, в IT сейчас кручусь, так что ваша статья очень будет кстати...

Спустя полгода вновь нашел эту статью, и возникла такая мысль: тот факт, что зарплата — наиболее значимый фактор мотивации вызван не самим вознаграждением, а лишь тем, что зарплата — это цифры, их просто считать легче. $X vs $X + $500 — совершенно ясно, что больше. А перспективы развития, проект, карьера, коллектив — это понятия, во-первых, довольно размытые сами по себе, а во вторых, неизвестные точно при переходе в новую организацию. Сравнивать перспективы сильно сложнее, чем цифры. Может для кого-то это и очевидно, но я как-то не сразу сообразил.

Защитился :) Огромное спасибо разработчикам, HRM-ам, рекрутерам и всем, кто содействовал в исследовнии) Продолжение следует...

Сам работаю программистом
Занимаюсь фрилансом
Основная мотивация только деньги
К примере в Беларуси невозможно заработать столько сколько могут заплатить в России
А программистом реально живя в Беларуси работать на Россиянина
Первый мой сайт который написал http://dosuglend.ru

В общем любой кто может создать подобный сайт — может зарабатывать в сети

Если бы ты за те же деньги красил заборы, а ещё лучше просто забивал бы гвозди в клавиатуру... тебе бы так же нравилась твоя профессия?

Почему сразу такие крайности
Есть много интересных профессий и главное не напряжных на которых можно зарабатывать приличные деньги — к примеру профессия журналиста
Другой вопрос что не каждому дано стать журналистом
Работа программиста-фрилансера на данный момент меня устраивает
во первых деньгами
во вторых свободным графиком
в третьих я сам выбираю проект который буду делать ( т е у меня есть возможность отказаться)
в четвертых отсутствием всякого начальства которое думает что оно выше тебя
В общем все 4 пункта могу обьеденить в одно — «деньги и свобода»

Достаточно интересный анализ, результаты — поддаются здравой логике, что важно в любом исследовании. Не хочется быть снобом, но все таки — на мой взгляд, в этой теме, копать нужно глубже (70 человек — не очень репрезентативная выборка) и шире (факторов больше, на самом деле, и зависимости между ними, как говорилось уже, таки есть). Но даже если остановится на as is, то для научно-публицистической статьи вполне достойно. Единственное на мой взгляд, что стоило бы учесть — это используемый стек технологий в компании, которая гипотетически рассматривается как вариант при выборе нового места работы, т.е, к примеру, желание/не желание смены среды, платформы, языка при прочих равных (можно это все, конечно, отнести к условиям труда :) ).

Автору спасибо за проделанную работу.

Хорошая статья, не вижу смысла докапываться)

як на бакалаврську роботу добре. Видно голова є, будуть з тебе люди :)

Еще более показательно то, что когда доходит до дела, т.е. смены места работы, зп на первом месте:)

Прочитав із цікавістю. Очікуватиму наступних дописів.

Интересно узнать если успешность проекта от з.п. зависит только на 2% означает ли это что участники проекта могут работать за еду?
Вообще-то многие определенные вами составляющие успешности являются сообщающимся сосудами(например при работе за еду говорить о психологическом климате, опытности, нормальном лидере как-бы бессмысленно, равно как и при плохом подборе команды). Так-что зависимости между составляющими намного сложнее чем на Вашей красивой диаграмме. Вы не допускаете, что может быть несколько составляющих от каждой из которых успешность проекта зависит на 100% ? Так вот так бывает, они называются обязательными условиями. В этом случае круговая диаграмма не подходит т.к. не отражает самой сути.
PS Больше всего нашей стране именно нужны грамотные менеджеры(управляющие), но пока... увы...
PSS Немного более развернуто.
Предположем результат R, выраженный численно, зависит от факторов A, B и С так-же выраженных численно. Причем если фактор A принимает некоторое критическое значение Ak то результат R равен 0(например при формировании команды набрали бомжей с улицы). НО значение Ak не ФИКСИРОВАННОЕ оно зависит от B и C
(например грамотный лидер может компенсировать недостаточно хороший набор команды или профессиональная команда может перевесить недостаточно грамотного лидера). В итоге получим формулу успеха :))
R=Ka(B,C)*A+Kb(A,C)*B+Kc(A,B)*C ну где-то так.

В круговую диаграмму такое конечно не вставишь на все-таки это ближе к реальности.

Естественно факторы эти взаимосвязаны.

Но, мне кажеться, что сколько ты в топку угля не швыряй, корабль никогда не приплывёт в нужный порт без хорошо слаженой работы комманды, опытного капитана и системы координат.

По поводу управляющих: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Если менеджер чего-то не понимает , одним с конструктивных способов что-то изменить — это донести до него эту инфу в приемлемой для него форме (организовуйте кружки качества, вечера обратной связи, коллективные обращения, «корпоративные сборы за кружкой пива» и дргуие доступные инструменты) для того чтоб делать ваших управляющих грамотными. Повторюсь: в приемлемой для него ( ну и конечно же для вас) форме — она имеет значение.

Вот именно, но этот немаловажный факт надо как-то отобразить.

Понял, дело в диаграмме )))

Дело в том, что диаграмма не отображает сути. Ну нельзя отобразить сложные взаимосвязи простыми средствами — профанация получается.

Я отображаю иерархию факторов,которые субьективно считаются более или менее важными людьми (в даном случае программистами), а не их взаимосвязь.

Тогда почему диаграмма озаглавлена «Успешность команды/проекта»? А «не субъективное мнение 10 программистов о факторах влияющих на успех проекта»?
Да и ни это главное, главное, что практическая ценность ее близка к 0.

Ну да дело ваше, мне как-бы пох.

Спасибо, очень интересно и очень совпадает с личными ощущениями в процессе профессиональной эволюции :)

Очень полезная статья, спасибо. Я менеджер, и буду прямо применять Ваши результаты :)

Только хочу обратить Ваше внимание на некоторые гигиенические факторы:

Первое, не хватает запятых во многих местах, где они обязательно должны быть. В тексте и так “многабукав”, так еще и тяжело читать без знаков препинания. И если автор не освоил элементарные правила пунктуации в 6 классе, то возникают сомнения в его способности делать научные выводы.

Второе, в тексте много украинизмов.

... Онлайн-опросник состоял с из четырёх методик ...

...трощил крошил огромные глыбы ...

...
То якого, вибачайте, дідька Ви пишете нерідною мовою на українському ресурсі?

А если будете публиковать статью где-то, где преобладают читатели из России, вас не воспримут всерьёз.

Нужна корректура, всё-таки это не пост на форуме, а научная статья, и форма подачи должна быть на том же хорошем уровне, что и содержание.

Серед опитаних 65 % (відсотків) російськомовні українці. Стаття є скорще науково-популярною, оскільки на наукову ну ніяк стилістично не тягне. Зауваження до уваги прийняв. Дякую.

полезно, но нудно. Надо бы добавить шуток =)

xxx: Главная задача программиста — убить в себе перфекциониста. (bash.org.ru) :)

Еще вопрос,

есть ли данные о том, как часто программисты меняют место работы, т.е. насколько «пожизненная» карьера в одной комании является или не является мифом.

Если есть такие люди, то что заставляет их работать в одной компании длительный срок, скажем больше 10 лет? Получается, что для таких людей главная цель в жизни не есть работа? А что тогда? Семейные ценности и благополучие важнее места работы? Чувство долга перед обществом? Какие-то духовные цели в жизни?

А бывают люди, которые просто довольны работой, либо просто боятся искать новую работу.

Думаю бывают) и это нормально)

Извините, предложеные Вами темы интерессны, но в рамках данного исследования не рассматривались. + думаю набрать хотя б 60 человек с «пожизненной карьерой» для исследовния ооочень проблематично.

Да, интересно было бы узнать у таких людей, каким образом они так долго работают. Скорее всего от культуры многое зависит, например, в Японии, наверняка много таких людей, у них же там культ предприятия.

Да, там ценность заключается в возможности поработать как по-горизонтали так и по-вертикали в одной компании. Фирма как семья.

Думаю, если человек имеет возможность учавствовать в разных проектах, понимать что делает вклад и это ценится + (что уже оч круто) быть совладельцем дела (акции), то вполне возможно.

Ещё бытует мысля, что после семи лет работы в компании с неё мало кто уходит...

Также с взрастом всё тяжелее что-то в жизни менять, особенно работу — это общая тенденция человеков))

Спасибо за проделанный труд, очень интересно.

Вызывает только вопрос о главных причинах смена места работы — как-то не верится, что ЗП и Перспективы развития почти 50%. Я полагал, что смена работы происходит из-за того, что проект/люди/фирма просто надоедает (наверное, как и все со временем), а уже как следствие человек переходит на другое место работы с большей ЗП и другими перспективами ...

Собственно, наверняка для вас важен интерес или свежесть (проектов/людей/фирмы). Я лишь представил результаты исследования, на истину не претендую)

Статья просто отличная. Рекомендую к прочтению всем знакомым.

Что интересно, сегодня в дискуссии я рассказывал людям примерно тоже самое :)

Кстати, лучше рекомендуй HR-ам и PM-ам) может толку со статьи больше будет)

Было бы интересно узнать, что может удержать программиста на прежней работе. Что может мотивировать к тому, чтобы остатся

Так вообщем-то смотрите почему программисты уходят и будет вам счастье :)

Лично моё мнение: удерживать можно любыми доступными методами, но то что мы удерживаем, уже говорит о том что не всё ок, что люди уходят (по каким-то специфическим причинам). В большинстве случаев удерживают гигиеническими факторами (ЗП, Соц.пакет, комфортные условия работы). Логика мотивации проста: 1) формировать мотивацию желательно с компенсационного пакета — это решит проблему привлечения специалиста, но не и решит проблему «заставить» работать.
2) Система стимулирования «заставит» работать, но не решит проблему «самоотдачи, заинтересованости, креативности»
3) Последнюю проблему решает мотивационный климат.
Потому, как по мне, лучше применять ресурсы не для удержания, а создать на всех уровнях такую атмосферу к которой будут тянуться правильные и грамотные люди.
Для этого менеджмент должен понимать что нужно его сотрудникам (у каждого человека свои мотивы в определённый момент времени) и поддерживать качественную коммуникацию в интересах обоих сторон.

Понимаю, может звучит утопически, но предполагаю что такие организации существуют...

Поставил +1 за старания.
Инициатива отличная. Выборка маловата. Инструменты надо разнообразить. Местами многовато букв — можно и короче.

Успехов!

Планирую проводить ещё исследования по этой тематике. Про инструменты знаю, хорошая мысля приходит опосля... на сбор выбрки пошло 60 % времени, над этим тоже поработаем. спасибо

Интересная тема. К тому же, мне сейчас близка по теме второго диплома. Спасибо!

Спасибо за статью!

Шикарная статья, БРАВО!!!

математику как любимый предмет в школе и университете

ya dumayu prosto tehnicheskiy sklad uma...

Чудесная статья, очень похоже на правду :) Понравилась

математику как любимый предмет в школе и университете

мне кажется, что у тех у кого любимый предмет была физика получаются не хуже, а может и лучше программисты

Согласен, пардон. Просто в ответах о физике не вспоминали.

Рада видеть плоды:) Сори, что не смогли подключить своих разработчиков для исследования в этот раз..Смотрю на диаграммы и думаю — и что же это получается? Мотивация+деньги? а как же теория Генрцберга?:)

Рад представить плоды) По опроснику Герцберга у программистов высокие показатели как по гигиеническим так и по мотивационным факторам — и по-моему это отлично (нормально). + «Основным мотивом профессиональной деятельности программистов считаем мотив достижения успеха. Показатели по этой шкале стабильно высоки во всех трёх подгруппах, т.е. эта особенность мотивационной сферы программистов есть постоянной её характеристикой. Данный мотив предполагает под собой постоянное развитие проф. навыков, умений, знаний, желание признания со стороны других профессионалов и общества в целом. Также данный мотив предусматривает обязательный творческий компонент в работе, повышение сложности задач, а — следовательно — и меры ответственности. Важно сказать, что в большинстве своём эта мотивация является внутренней, т.е. гипотетический разработчик Иван сам знает для чего он работает, чего хочет и не нуждается в дополнительном стимулировании (принцип „Морковка спереди“).»

Вопрос: а почему среди программистов так мало напрмер, прикладных физиков? (беру во внимание статистику по фирмам одного из региональных городов). Потому как их ИТ-предметам не учили или есть другие причины?

Спасибо за статью, очень интересно.

Исправил несколько штук

Спасибо, так на много лутьше. Хорошая статья

Подписаться на комментарии