Є ідея гри чи геймінг-сервісу? Реєструйся на онлайн-хакатон 7.08! Призовий фонд — $3000
×Закрыть

Многозадачность: друг или враг разработчика

Note: статья носит нетехнический характер, а потому может быть полезна и воспринята каждым вне зависимости от позиции, профессии, вероисповедания...

Меня зовут Владимир (ник Alkenso), и я macOS-разработчик (любимые языки C++ и Swift). Общаясь и работая с людьми, причем абсолютно различных жизненных позиций, профессий, возрастов, я часто замечаю нечто, присущее всем. Это то, что мы называем «многозадачность», т.е. умение выполнять несколько действий в один момент времени (условно) качественно. Данное качество можно увидеть в требованиях к некоторым профессиям, его примерами также могут быть высказывания самих людей: «Я отлично могу совмещать ...» или «Ты говори, я могу делать несколько дел параллельно».

Когда дело касается многозадачности, обычно вспоминают всем известную историческую личность — Юлия Цезаря, который мог одновременно писать, читать и слушать. И при этом выполнять все три задачи одинаково успешно как по отдельности, так и одновременно. Явления многозадачности мы также можем встречать в повседневной жизни. Ярким примером служит поговорка: «Гай Юлий Цезарь — просто лох по сравнению с водителем маршрутки!».

Но не стоит путать умение совмещать чисто физические действия, выполнение которых может быть доведено до автоматизма, с умственным трудом.

Иллюстрация Уляны Патоки

Действия «на автомате»

В годы своей юности, играя в многопользовательские игры (L2/CS), я мог одновременно участвовать в игровых баталиях и говорить по телефону, четко поддерживая тему беседы и не допуская задержек при ответах. Но вспомнил бы я детали разговора спустя, скажем, полчаса? Очень сомнительно.

Казалось бы, что в этом такого? Ничего, вот только можно таким образом пропустить мимо ушей потенциально важную информацию, которая может пригодиться как через 5 минут, так и через год. Это не учитывая того факта, что чем больше мы живем «на автомате» и чем меньше осознаем свои действия — тем меньше «самой жизни» в результате получаем. На автомате то, на автомате это — а потом возникает вопрос: «Куда это неделя/месяц/год/вся жизнь пролетела?..»

Многозадачность vs концентрация

Читая профильную литературу, можно сделать вывод, что многозадачность в отраслях, связанных с умственным трудом, только вредит. Причем вредит достаточно сильно. «Распыляясь» на задачи, мы пытаемся удерживать сразу несколько контекстов в нашем однопоточном мозгу, что приводит к ослаблению концентрации, ухудшению производительности и качества того, что мы производим.

Основной вывод, который я сделал: многозадачность — это отсутствие однозадачности или попросту неумение концентрироваться.

Многие тут поспорят: «А у меня с многозадачностью все ок. Я просто могу заниматься несколькими делами сразу». Предлагаю простой эксперимент. У каждого из нас есть возможность несколько раз в день его провести.

Эксперимент (делитесь своими результатами в комментариях!)

Цель: во время приема пищи НЕ заниматься ничем, кроме, собственно, самого процесса.

При этом мы НЕ занимаемся ничем другим:

  • не слушаем музыку;
  • не смотрим ТВ/ролики/проч.;
  • не разговариваем;
  • не слушаем/не участвуем в разговорах (остаемся наедине с самим собой);
  • не наблюдаем за течением жизни за окном;
  • не напеваем мелодии;
  • не думаем о планах на день, о решениях, о проблемах;
  • и т.п.
Есть только одно действие в данный момент: прием пищи. Это поднесение ее ко рту, пережевывание и глотание. Точка. Все мысли только об этом процессе.

Данный эксперимент отлично показывает нашу с вами способность концентрироваться на чем-то одном. Вспомните поговорку из детства: «Когда я ем — я глух и нем». Вроде фигня, а глубинный смысл заложен.

Зато как просто мы каждый день болтаем за столом с набитым ртом, не можем жить/работать без музыки в ушах или телевизора на фоне. Где в этом случае место для наших мыслей? Где то пространство, когда мы можем побыть наедине с собой? Подумать, порассуждать, проанализировать то, что важно именно нам — а не ценности общества.

Мы работаем, одновременно участвуя в 100500 чатах — рабочих и развлекательных, нам каждые 10 минут (а кому — и чаще) приходят кучи нотификаций, при этом все вибрирует или звенит (телефон, компьютер, смарт-часы...). В таких условиях достичь истинной концентрации невозможно. Как и находиться «в потоке».

Чувство потока

Далее процитирую Тома Демарко и Тимоти Листера (с небольшими авторскими правками): «Поток — это состояние глубокого, почти медитативного погружения в работу. В этом состоянии человек испытывает легкое чувство эйфории и не замечает течения времени: „Я начал работать. Когда оторвался, прошло уже три часа“. Человек не прикладывает сознательных усилий, потому что работа, кажется, идет потоком».

Уверен, практически все из нас бывали в этом состоянии, поэтому не нужно его детально описывать. В наших реалиях человек затрачивает значительную часть рабочего дня на переключение. Это время практически незаметно. Если постоять рядом с человеком с секундомером, вы вряд ли заметите потерянное время. Потери происходят при медленном погружении обратно в работу, они являются прямым результатом прерванного потока.

Из потока вас может легко вывести направленное непосредственно на вас воздействие (скажем, ваш телефон, часы...) или назойливый шум (оповещения общего характера, резкие звуки, болтовня других людей). После каждого такого вмешательства требуется дополнительное время для возвращения в поток. И пока это происходит, работа стоит на месте.

Если в среднем входящий телефонный звонок отнимает 5 минут, а ваш период повторного входа в поток — 15 минут, общая стоимость такого звонка, исчисляемая в потерянном времени потока (непосредственной работы), — 20 минут. Десяток телефонных звонков израсходуют половину рабочего дня. Еще десяток других вмешательств — и вот уже рабочий день пропал.

Фактор С

«Сколько длится ваш рабочий день?» — «Да как обычно, 8 часов + 1 на обед».

Но все мы прекрасно знаем, что «рабочий день» совершенно не равно «время работы». По статистике, из 8 рабочих часов (а фактически — 9) человек занимается рабочими задачами 6-6,5 часов. Остальное время — приемы пищи, ютубчик, статьи, курилка, кофе/чаи. Впрочем, и 6 часов в день — неплохо. Но.

Как «рабочий день» не равно «время работы», так и «время работы» не равно «продуктивно проведенное время». На основе многих исследований (в том числе тех же многоуважаемых Тома Демарко и Тимоти Листера) было введено понятие «фактора С» — фактора среды. Фактор С — это отношение непрерывного рабочего времени к общему. Причем хороший показатель — около 0,4. Среда должна позволять человеку размышлять на рабочем месте, а не только в уединении.

Посмотрим на текущие реалии. Если мы входим в поток 10 минут, выбиваемся из потока за 1 секунду и имеем 20 нотификаций в день, 1 звонок и 3-6 раз отвлечение из-за коллег, то наш фактор С стремительно скатывается на дно.

Ведь всем знакомо ощущение «Вроде весь день на работе — а ничего не успел»?

Митинги (они же совещания)

Здесь меня лучше всего поймут разработчики. Мы приходим на работу и хотим кодить! Хотим решать инженерные задачи. Придумывать оригинальные и изящные решения. В тишине и покое. Но нет же! 11:00-12:00 — митинг с заказчиком, 13:00 — дейли синк, 14:00-14:30 — митинг по фиче Х, 16:00-16:30 — еще какая-то «полезная информация», на которой половина команды просто сидит и протирает штаны. Итого, за день 1-3 получасовых «отвлечения» в случае обычного разработчика и 2-5 — в случае разработчика с менеджерскими обязанностями. Добавим завтрак, обед и ужин.

Да тут и в идеальных условиях без любых отвлечений мы еле-еле выходим на пару часов действительно продуктивной работы!

P. S. Я ни в коем случае не отрицаю важность митингов и коммуникации. Но очень часто девам это просто не нужно. Им проще прочесть в таске «Сделать Х, получив на выходе У», задать несколько вопросов — и сделать. «Почему эта фича важна?» очень часто для разработчиков не так важно, как «Как мне красиво запилить фичу, чтобы она была на своем месте?»

Нотификации (они же — оповещения)

Наконец мы подошли к бичу нашей повседневности — нотификациям. Они везде. Действительно ВЕЗДЕ. Каждое приложение так и норовит оповестить тебя. Обо всем: новые сообщения, события в группе, приглашения + тонна спама. И везде: в самом приложении, в виде системных нотификаций, на телефон, на часы, на почту (которая также породит нотификацию). И это не телефонный звонок раз в 10-30 минут, дающий призрачную надежду на состояние потока. Нет! В среднем это прилетает каждые пару минут.

Согласно исследованиям, если человек заметил, что ему пришло какое-то оповещение, он уже не сможет работать спокойно и сконцентрированно — мозг постоянно будет «напоминать»: «Эй, там у тебя непрочитанное — а вдруг что-нибудь важное?!»

Даже если выключен звук, мы реагируем на значок («Х непрочитанных»). Даже если нотификация показалась и исчезла — наш мозг и наше подсознание бдит!

Так что же делать

А истина на самом деле элементарна: для 95% должностей на телефонные звонки можно (действительно!) не отвечать. Нотификации действительно могут спокойно дождаться вашего осознанного перерыва.

Помогут практики (сделайте прямо сейчас и поработайте так неделю):

  • выключить ВСЕ нотификации от мессенджеров на часы;
  • выключить нотификации на телефоне или убрать их звук и держать телефон экраном вниз;
  • выключить автопроверку почты. Проверяйте вручную, когда считаете нужным;
  • выключить уведомления от почтового клиента;
  • можно оставить только оповещения о важных событиях, привязанных к конкретному времени. Пожалуй, это единственно важный тип нотификаций.

Помните: час в потоке дает реальные результаты. А вот десять шестиминуток, чередуемые одиннадцатью перерывами — нет.

LinkedIn

35 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Неистово согласен. Автору — плюс один в карму.

Немного личного опыта.
В одной из компаний у нас было правило: если сотрудник сидит с натянутым капюшоном (вариант: в наушниках) — не стоит его трогать и отвлекать. Что-то нужно — напиши письмо, сообщение. Когда он освободится — прочитает и отреагирует.
(Да, нотификации тоже выключены должны быть).

Т.Лимончелли «Тайм-менеджмент для системных администраторов». Пусть название книги вас не смущает, проблемы общие.

Відкрив для себе поток й почав відслідковувати цей стан після Чиксентміхайї.
www.yakaboo.ua/...​erezhivanija-1471800.html

Так Deep Work же. Что-то мне подсказывает статья вдохновлена это книгой и еще этой Flow: The Psychology of Optimal Experience
Челендж дня — прочитать вслух фамилию автора Flow ))

по поводу нотификаций и почты — полностью согласен. и еще емейлы. это просто коммуникейшн оверхед какой-то. корпоративную почту невозможно читать без множества сложных правил. информационный шум — раздражает и отвлекает от работы, если эта информация не связана непосредственно с твоими текущими задачами. автогенерируемые письма от джиры, конфлуенса, билд системы — сразу в спам. я настроил так что у меня выделяются письма 1) адресованные лично мне а не по спискам рассылки 2) непосредственно от моего менеджера или членов моей команды, вне зависимости от лично мне или на групповой адрес 3) выборочные группы которые вам важны, например если вы занимаетесь саппортом какой-то аппликации. все остальное на 90% представляет собой корпоративный спам не несущий никакой полезной информации. и еще в слаке вроде можно настроить что нотификации будут приходить, только если месага адресована лично тебе, а не всем подряд в групповом чате

а зачем ты ее читаешь, что ты там надеешься увидеть?

Ще такий момент як очікування мітингу, байдуже, то в реалі чи колл, але він вибиває 10-15 хвилин перед ним і якщо не піймав цикл до того, то цей час втрачений, якщо, звісно, ти не зібрався скіпати... Тому ті ж еджайл-коачі молодці, бо допомагають працювати, але вони ж і заважають тому...

Срам — зло (иногда — необходимое, но далеко не везде). В остальном эджайле нет дейли стендапов.

Не делай два дела одновременно © папа

Да.

И работать надо в библиотеке.

youtu.be/OuJrxaMxnNA

Чоловіки взагалі однозадачні. Це добре видно як чоловіки іноді розмовляють по телефону на ходу. Коли він відповідає на телефонний виклик, його швидкість сповільнюється, якщо його запитали щось таке, що змушує замислитись, він може зупинитись і до кінця розмови простояти на місці, і лише завершивши розмову починає йти. Жінки від природи багатозадачні і багатопоточні. Пам’ятаєте ткачих багатоверстатниць? Мало який чоловік міг би так працювати.
От такий сексистський коментар. Зараз набіжать феміністки і мені гаплик.

А ти їх опрацьовуй по черзі

Зараз набіжать феміністки і мені гаплик.

Отрабатывай их по черзi, хай набигають.

А як їх можна обробляти, тобто опрацьовувати?

Це добре видно як чоловіки іноді розмовляють по телефону на ходу.

Тільки щось на мене скрізь налітають самі лише дівулі в режимі «очі вирячить, вся увага — в телефон біля вуха, куди йде — х.з.»

ніякого фема немає у вашому коментарі. Це загальновідомий факт. Вся справа у результативності тієї розмови на ходу).

А його й не треба. Будь-яку фразу типу «жінка і чоловік мають певні відмінності» з вуст чи пальців чоловіка, 99.9% жінок сприймають як особисту образу.

А ще, чоловіки загалом сильніші за жінок, це також загальновідомий факт. Але феміністок цей факт ображає і вони вимагають змінити це з допомогою хірургії.
Я так розумію, що якщо тренд не зміниться, то у спорті відмінять розділ на чоловічий і жіночий спорт, і відразу почнуться позови до спорткомітетів за дискримінацію, якщо чемпіонів чоловіків буде понад 50%. Хоча це вже я заофтопився.

Был у меня разговор с девушками на счет неравенства полов. Они по началу тоже очень обижались на тот факт, что чаще всего спорт разделен на женскую и мужскую лигу. Мол, почему? — «В этом нет смысла. Среднестатистический мужчина всегда сильнее, быстрее среднестатистической женщины. Самый быстрый мужчина всегда быстрее самой быстрой женщины, — это природа. Поэтому, в 99% соревнований, где важны сила, скорость и ловкость, будут побеждать мужчины, а женщины/женские команды чаще всего будут во второй лиге. Вам это надо?» На что получил ответ, что победа — не главное... На этом спорить я перестал :)
Так что, может некоторые девушки и будут за равенство полов во всех видах спорта, но я уверен здравый рассудок не даст это сделать. Тут ведь просто девушек жалко.
А на счет многозадачности, думаю, женскую способность делать много вещей одновременно переоценивают. Моя жена мне часто говорила, что для нее это не проблема, пока я ее не убедился в обратном. Как-то во время похода в магазин, она, разговаривая по телефону, по началу вроде справлялась и с выбором продуктов, правда без подглядывания в список. В определенный момент, когда пришлось задуматься над ответом, она, схватив продукт на полке, зависла на секунд 10. Больше она о многозадачности не вспоминала :)

Дело не в «злобных фемках», а в том, что любым людям неприятны обобщения. Багатоверстатниці — ошибка выжившего, это профессия, где работают люди, которые могут выполнять работу подобного рода. Я вот женщина и точно так же забываю, что делала, когда прибегает тестировщик или проджект менеджер, а ты был в потоке, занимаясь задачей. Могу ещё пошутить, что как питонист, в принципе по-умолчанию работаю однопоточно :)

Всё просто.
У людей это природой заложено, а именно — тысячелетями первобытного строя.

У мужчин была одна задача — охотиться (убить зверя, принести его домой, не быть убитым зверем).
У женщин наоборот — многозадачность. А именно — приготовить еду, сшить шкуры, собрать ягоды, отследить, чтобы дети никуда не убежали.

Поэтому команды должны состоять как из однозадачных так и из многозадачных сотрудников.
Всё просто. :)

Саме тому насправді ефективно працювати можна тільки з дому (якщо родина дозволяє звичайно), або з приватного бункера. Справа в тому, що 99.9% менеджерів без технічного бекграунду та десь 95% менеджерів з технічним бекграундом (цифри умовні, але це не точно) час від часу «сповзають» у пастку «продуктивного спілкування» в будь якому разі, навіть якщо примушувати їх вчити подібні тексти на пам’ять раз на місяць. Навіть якщо твій менеджер до тебе дослуховується, навіть якщо ти щойно провів з ним «спасенну бесіду» про «стан потоку», продуктивність, технічний борг, який неухильно зростає від необхідності працювати у «багатопотоковому режимі», все одно вже за тиждень, максимум за два треба бути готовим до чергового надуманого строкового мітингу, або запитання від клієнта, на яке потрібна відповідь ASAP, або завдання, яке раптово виникло п’ять хвилин тому, і яке треба «закрити» сьогодні до кінця робочого дня, або чогось подібного.
Інколи частково допомагає користування сервісами типу Upwork, але там є свої нюанси, які іноді псують життя не меньш ніж «продуктивне спілкування». Тому більша частина програмістів поділяється на три категорії: люди не здатні ефективно працювати, нестерпні буркотуни і мізантропи та нестерпні буркотуни й мізантропи, які до того ж не здатні ефективно працювати. Звісно це жарт, але кожен жарт містить лише частку жарту.

я навіть не уявляв як «удаленка» дає змогу працювати ефективніше без того інформаційного шуму, який дехто вважає за роботу.

Дві речі. По-перше домовитись з родиною про певні години, або певне місце, не ти «на роботі» і тебе не слід чіпати. По-друге «прикрутити» повідомлення в месенджерах. Зазвичай цього достатнью. Мітинги на удальонці зазвичай призначають заздалегідь, бо інакше немає впевненості, що ти будеш на місці, матимеш змогу брати участь.

99.9% менеджерів без технічного бекграунду та десь 95% менеджерів з технічним бекграундом (цифри умовні, але це не точно) час від часу «сповзають» у пастку «продуктивного спілкування» в будь якому разі, навіть якщо примушувати їх вчити подібні тексти на пам’ять раз на місяць.

Найкраща цитата дня. Прошу, розкрийте таемницю, я к заставити і головне, проконтролювати, з частотою 1 раз/мц вивчення менеджером цього тексту.

я к заставити і головне, проконтролювати, з частотою 1 раз/мц вивчення менеджером цього тексту.

Згадав старий жарт. Мене постійно всі питають: «Як Ви все встигаєте?» А секрет, насправді дуже простий, — ніфіґа я не встигаю. ;)
Немає ніякої таємниці. Все залежить від людини. Зустріти притомного менеджера та почати з ним працювати — то є рідкісна вдача. Таке треба цінувати. ;)

Реально. Особенно про бизнес ожидания, работу в стартапе, целеполагание. Да и про важность документирования все там есть. Прям короткий гайд по SoW. А для тех кто в теме см. USAF Weapon Systems Software Management Guidebook п 2.1.1

В книжке Organizational Patterns of Agile Software Development (4.1.22) писали, что при трех-четырех отвлечениях программиста в день производительность работы околонулевая.
epdf.pub/...​are-development31531.html

Оно то понятно, что отвлечение влияет на производительность.
Но ведь во многих отраслях разработки невозможно вести деятельность без коммуникации с девелопером. В энтепрайзе большие объемы коммуникации и, как бы многим не хотелось, но девелоперам приходится общаться с теми же БА и ПМом. Подозреваю, что в эмбедеде такого общения намного меньше.
В том же энтерпрайзе требования часто меняются в процессе разработки, что вносит свои коррективы и возникает необходимость коммуникаций с техлидом и девелоперами. И это нормально. Мы же живем в мире, в котором динамически происходят изменения. Все требования во многих случаях невозможно выдать до передачи в разработку.
Ну можно не общаться, не реагировать аналитикам и ПМам на запросы клиентов или отвечать что внести изменения уже невозможно... так ведь тогда и клиенты не будут в такую компанию идти, зачем тогда всем работать....

Для этого выделяются люди, обрабатывающие прерывания. У кого длинные задачи — те сидят целый день, думают, кодят, и их не трогают. Кто багфиксит — того трогают тестеры. Кто-то один учит детей и пользователей, но разрабатывать или багфиксить вообще не успевает.
Можно выделить одного как прокси для обработки всех внешних запросов, и менять его каждую неделю. А может — не менять, если он хочет в БА перейти.
В книжке — куча разных интересных вариантов еще с тех времен, когда срама столько не было.

Так оно в реальности так и происходит: самые опытные девелоперы получают большие задачи на месяцы разработки и их никто не трогает. Коммуникации инициируют сами девелоперы если у них возникают вопросы.
Ну а менее опытным достаются задачи поменьше, багфиксы, срочные правки и т. д. Вывод тут простой — качать скилы, проявлять инициативу чтобы брать большие задачи (ведь большая задача = большая ответственность) и тоже никто не будет трогать.
Но часто как происходит: есть чувак, которые сам толком ничего сделать не может и ему нужна помощь по каждому возникшему вопросу, а он еще и жалуется что ему приходится общаться...

Вони звуться СкрамМастер та ПродактОвнер. В правильно побудованих командах саме вони беруть на себе 99% зовнішніх відносих команди й діляться із командою інфою на мітингах та планінгах. Вірно сформований та детально виписаний беклог дозволяє команді працювати над задачами, а не над проясненням тисячі деталей.

Подписаться на комментарии