Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Образование в IT, или Истина где-то рядом

Материал подготовили Мария Дзюбина и Александр Краковецкий.

Вопрос обучения ИТ-специалистов — вопрос насущный. ИТ-компании жалуются на плохо обученных выпускников университетов, выпускники с красными дипломами — на сложность получения первого опыта, а университеты считают, что растить аутсорсеров должны сами ИТ-компании. Кто же прав в этой ситуации?


Фёдор Решетников, «Опять двойка»

А что компании?

Компании сейчас переживают дефицит кадров, но в то же время резкого всплеска активности в области обучения не происходит. Почему?

Компаниям нужны «готовые» кадры, а растить их нет времени, ведь заказчику, как правило, нужно было сделать на вчера... (Сделаю поправку, что, несмотря на большие заверения компаний, им не нужно много «сеньоров», «архитекторов» и «лидов», а, как правило, нужны «мидлы», поэтому если вы уперлись в условный «потолок», то придется либо менять сферу деятельности, либо соглашаться на менее быстрый рост компенсации и других благ.)

Компании наблюдают дефицит кадров, но не спешат вкладывать в обучение.

Вторая причина, по которой компании не хотят растить свои кадры, — боязнь, что сотрудники, отучившись и получив дополнительные знания, уйдут в другую компанию. Тут же возникает еще одна причина: обученный сотрудник захочет больше денег. Однозначно.

К сожалению, мнение «Возможно, они после обучения пойдут работать к конкурентам, но их станет больше — снизится стоимость специалистов на рынке», высказанное на HR Friday Сергеем Печенежским, Resource Director в GlobalLogic, не настолько популярно, как хотелось бы.

С другой стороны, есть моменты, которые большинство компаний не до конца понимают. Во-первых, не нужно учить всех подряд, кроме того, нет смысла устраивать бесплатные курсы, семинары и т.д. В первом случае нужно ограничиться поддержкой лучших (ключевых) сотрудников, во втором случае — заставлять обучающихся хотя бы частично покрывать затраты на обучение. А для тех, кто не может этого сделать по объективным причинам, — предоставлять что-то наподобие грантов.

Очень часто повышение квалификации сотрудников можно добиться простым способом: просто не мешать им это делать самостоятельно.

Дальше — больше. Очень часто сталкиваешься с пугающей близорукостью менеджеров и руководителей компаний. Например, в кризис двери компаний для молодых специалистов и студентов были закрыты около двух лет. В результате мы получили «кризис мидлов» — специалистов с 1-3 годами опыта, — что стало причиной возникновения очередного хэдхантинга, увеличения средних зарплат и появления бонусов за рекомендации по $300-1500. Думаю, не лишним будет заметить, что потраченные деньги на обучение вместо рекомендаций в перспективе дали бы намного лучший результат.

Все на семинар!

Но, допустим, компания все-таки решилась на проведение семинара или тренинга. Как это обычно происходит? Как правило, идут к тимлиду или сеньору и просят его поделиться мудростью с другими (часто давая понять, что это его обязанность как тимлида — подтягивать общий технический уровень команды, еще чаще просят это делать бесплатно или за небольшой бонус).

Часто игнорируется, что

  • не все люди могут внятно объяснить что-то другим;
  • донести информацию в нужном порядке и количестве — это тоже скилл, который есть далеко не у каждого;
  • человек должен иметь возможность тратить свое рабочее время на подготовку.

Итог, как правило, один: время потрачено, а результат небольшой, если вообще есть.

А что тренеры?

Привлекать сторонних тренеров компании не спешат. Этому есть и объективные причины. Тренеров (настоящих) у нас очень мало, а откинув погрешность можно сказать, что и вовсе нет.

В моем понимании тренер — это человек, который в идеале должен подходить под следующие требования:

  • минимум 10 лет опыта в одной сфере;
  • иметь международный сертификат тренера;
  • быть широко известным хотя бы в узких кругах;
  • иметь хорошее образование, степень или курсы MBA;
  • иметь написанную книгу по теме и регулярное цитирование в изданиях;
  • иметь примеры успешных кейсов;
  • иметь не только теоретический, но и практический опыт;
  • иметь ораторские способности.

Что же мы видим в реале? Корочку Scrum master может получить любой желающий за N-е количество условных енотов, MCT (Microsoft Certified Trainer) разные попадаются (не буду тыкать пальцем), получить MBA у нас достаточно легко, а ученая степень считается признаком слабоумия.

Но зато как повышается ЧСВ!!! Это вам даже не сеньоры в 23 года...

С другой стороны, быть тренером у нас невыгодно. Возможность получить $2-3K, всего лишь выучив принципы оопэ в пэхапэ, достаточна для того, чтобы у большинства пропала мотивация развиваться дальше. К тому же разница между джуном и синьором в зарплате — в 2-3 раза, по производительности — в 7-10. Тренер должен быть на уровне 2-3 сеньоров. Понимаете?

Навскидку даже не вспомню ИТ-тренеров, которые работали бы на себя, а не в компании, имели свой (успешный, что важно) стартап. Даже наоборот: после некоторых телодвижений все рано или поздно возвращались работать обратно в компании на зарплату. К тому же встретить преуспевающего бизнесмена или владельца ИТ-стартапа, который делится секретами своего успеха, можно крайне редко.

Кстати, это относится именно к ИТ, так как в других сферах — экономика, бизнес, изучение иностранных языков, курсах HR, — все намного лучше в плане (платных) тренингов и (платного) обучения.

Кстати, Украина (в сравнении с Россией и Белоруссией) имеет свои особенности: наличие таких крупных игроков как Microsoft, Яндекс, Google, Intel, Nokia приводят к относительно большому количеству мероприятий высокого уровня, которые, как правило, бесплатны (по маркетинговым соображениям). Это, в свою очередь, приводит к тому, что украинцы в большинстве своем не готовы платить за мероприятия даже относительно небольшие деньги (например, стоимость одной и той же конференции в России и Украине может отличаться в 5-7 раз). Минус: увидеть зарубежных ИТ-гуру в Украине можно крайне редко.

Платные мероприятия, сотрудничество с тренерами — это первый шаг к качественному образованию и развитию консультационного рынка, на котором можно получить гораздо больший ROI, чем в аутсорсе.

Что в итоге?

Компаниям необходимо больше внимания уделять обучению сотрудников, чаще привлекать внешних тренеров и специалистов. Искать способы дополнительной мотивации, чтобы после обучения сотруднику не хотелось переходить в новую компанию, а рвать ж... творить чудеса в нынешней. Поддерживать независимые очаги активности — User Groups, технические интернет-ресурсы, а также активных людей из сообщества. Поддерживать, а не заполучив их в компанию, переключить свое внимание на новых жертв хэдхантинга...

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




54 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
Мария и Александр, спасибо вам за статью. Мне очень понравились ваши требования к тренерам! такие преподаватели — мечта всех учебных центров, студентов и компаний. Но я тут села и перевела эти требования на язык элементарной математики. Такого уровня специалист без особых сложностей найдет себе работу на 3 тыс. долл. (24 тыс грн). Чтобы заработать те же деньги, обучая IT специалистов на курсах (предположим, что он готов вести занятия 5 дней в неделю по 6 часов), он должен запросить у организаторов курсов 190 грн за час своей работы. Добавьте операционные затраты учебного центра (аренда помещения, реклама, налоги...), хотя бы 50 грн. В итоге стоимость 1 часа учебы составит от 240 грн. Это очень дорого для украинских компаний. К тому же тренер такого уровня, как правило, не хочет работать с начинающими разработчиками, такая работа ему скучна и не интересна.

Вы очень верно пишете о том, что компании должны способствовать повышению профессионального уровня своих IT-специалистов. Я вижу решение проблем в установлении прочных долгосрочных отношений IT-компаний, бизнес-структур, в которых есть свои IT-подразделения с учебными центрами информационных технологий, которые могут разработать программу корпоративного обучения, максимально соответствующую потребностям компании-заказчика и привлечь для этого тренеров соответствующего уровня.

IT-индустрии нужно в первую очередь решать с менеджментом, и в стопятнадцатую трогать собственно IT. Отрасль информационных технологий подвержена самым быстрым изменениям в мире. А значит и более всего склонна к кризисам. Кризисам менеджмента.

IMHO сейчас огромный вакуум в толковых начальниках нижнего звена. Про среднее звено и говорить не приходится — в нашей стране не знают что это такое, и сажают туда перекладывателей бумажек.

Если бы в стране была ещё какая индустрия развита, а не только IT, могли бы сделать перекрёстное опыление. А иначе — все проблемы близкородственного скрещивания: быстрый пик производительности, а затем весь спектр организационных «болезней».

Проблема актуальная и некоторые компании серйозно взялись за подготовку молодых кадров softserve.ua/...sity/it-academy — курс бесплатный

Компания хочет либо готового «джина из волшебной лампы» либо гения-теоретика который программирование со школы учит, ему бы сертификацию получить впору. Только вот странно, почему такой образованный кадр до сих пор не работает и согласиться на обучение? Из-за личных комплексов и неуверенности — да, но ведь таких десяток-пару на город набереться. Как же компаниям покрывать свои потребности? Умнеть, не жадничать и не бояться. На Украине много толковых молодых кадров, поверьте в них и они заработают вам денег. Не все готовы сходу зубрить теорию от корки до корки, в программировании важна практика, как для обучения так и для поддержания интереса. Задания по HTML и CSS можно и самому придумать, а что делать с Java и .Net, разрабатывать на папином компе скоринг-систему для расчета рисков по кредитным дефолтам? Впрочем, после этого на обучение должны взять...

Мария, спасибо за статью. У вас отлично получилось описать ситуацию. И я думаю каждый согласен с выводом, что компаниям нужно инвестировать в обучение своих сотрудников. Но здесь есть такая интересная сторона, которую я хочу вынести в комментарии. Это отношение самих участников к тренингу. Представим ситуацию, инженер приходит на тренинг, который оплатила ему компания. Здесь два варианта. Он или очень хотел на него попасть, или его «замотивировали», чтобы он туда попал. С первым вариантом все ок. А вот со вторым бывает такой парадокс. Человек заранее не готов получать те знания, которые в него вкладывает тренер. Конечно, многое зависит от подачи материала и самого тренера. Есть разные приемы вовлечения скучающих участников, но мы рассматриваем немного другой кейс. В моем понимании, главное — это цель обучения. Если инженеру достаточно его знаний и он думает, что получая зарплату сегодня, она будет повышаться и завтра, только от того, что он ходит на работу и читает РСС, то вы не заставите его пойти на какой либо из тренингов. Потому здесь очень важно, чтобы на тренинг приходили нужные люди. Чтобы их найти есть много способов. Мне понравился метод одной из западных компаний, где все сотрудники компании получали 50% скидки на тренинг, а остальные 50% им нужно было выложить из своего кармана. Человек который платит за обучение, пытается выжать из тренера по-максимуму информации (он же заплатил за его время). И это именно та win-win ситуация, когда тренер получает заинтересованную аудиторию, участники задают массу вопросов пытаясь разобраться как можно лучше, а компания инвестирует свои деньги с пользой и вероятность получить «натренированного» инженера намного выше. Кстати 50%, которые заплатил сам инженер, можно компенсировать в виде бонуса за хорошую работу, уже после тренинга.

А для тех, кто не хочет учиться и развиваться, есть неплохая картина от Лебедева lh4.googleusercontent.com/.../z_6f0ae429.png или тренинги личностного роста, но это уже другая история.

А все реально представляют сколько стоят услуги тренера с приведенным в статье послужным списком? Мы с удовольствием привезем вам таких тренеров из США, Европы и Австралии. У них будет не только успешный стартап за плечами, но и несколько публичных проектов, которые пользуются большой популярностью среди разработчиков. Вот только рейты начинаются от $1000 в день на одного участника. Готова хоть одна компания выложить за 2-3 дня тренинга $20000? Нет? Тогда надо умерить аппетиты. :) У нас в Украине и России есть много опытнейших тренеров с отличным послужным списком. И они могут вывести ваши проекты на новый уровень. Выбор за вами...

Походу, авторы не представляли, а только обобщили претензии к тренинговому обучению ВООБЩЕ, да и выступают от имени заказчиков в частности. Сужу об этом по тому, что в качестве «обучения сотрудников» тут упомянуты только тренинги и семинары.

Да и профессия «тренер» настолько изуродована разномастными представителями...

Ага, особенно меня умиляют требования к образованию тренера. «Как минимум MBA». У меня, к примеру, 2 технических образования — Беларуси и Германии. Третье бросил после некоторого времени, потому что не видел смысла. Неужели от этого можно стать лучшим тренером для разработчиков? Это же абсурд!

авторы видимо не до конца понимают назначение MBA

ученая степень считается признаком слабоумия.

сильное заявление... :)

любопытно, авторы пробовали её получить в технических науках?

любопытно, авторы пробовали её получить в технических науках?

Либо получить ее по рыночной стоимости ...

в технических, а особенно it-шных специальностях, этот способ не очень распространен, именно поэтому я сделал акцент на слове «технических»

Зачем? Ну вот получишь ты корочку кандидата наук. Ты её на забор будешь вешать, или к голове привяжешь. Дескать смотрите, я такой классный!

Кандидатская полезна если ты преподаватель, или работник НИИ, но для программиста такая деятельность финансового смысла не имеет: старший научный сотрудник получает примерно одинаково с пацаном прочитавшим thinking in java.

Потому то и ценят кандидатскую те, кто понимает, что человек на энтузиазме добился неких результатов.

Зачем? Ну вот получишь ты корочку кандидата наук. Ты её на забор будешь вешать, или к голове привяжешь. Дескать смотрите, я такой классный!

Уже получил, лет десять назад на чистом энтузиазме. Единственно полезное что мне дали те исследования это очень хороший математический бэкграунд.
Если же относится к этому исключительно как к корочке, которую можно как то монетизировать, то целесообразность ее получения в наших реалиях действительно сомнительна, хотя даже в этом случае от нее может быть польза — например значительно большие иммиграционные баллы. :)

Но степень то в статье была упомянута не в контексте целесообразности, а как некий «признак слабоумия» что мягко говоря звучит странно даже с поправкой на саркастичность этого заявления.

Дима, как то я запомнил вас очень хорошо, тогда кажется, Миргород Вас пригласил в Элемент зачем то в 2003-2004, Вы показались немножко с другой планеты, уж извини :), это и в плюс тоже.

Что касается «значительно больших иммиграционных баллов», не знаю — могу сказать только по канадской (квебекской) программе, по которой идем вот уже млин почти 2 года и наверное еще годик два идти. Кандидаты-доктора получают дополнительно аж 2 балла (например не 10, как за высшее, а 12). А вот мясники, дровосеки, каменщики получают дополнительно 12 баллов. Знаю, Шутеев рассказывал, его друг в США скрывал де то н-лет свою диссертацию, чтобы на работе держали. Тут в Голландии сплошь и рядом с пост-советского пространства люди скрывают свое техническое ктн-дтн (да, да, не потому что оно плохое, а потому что это был единственный шанс попасть сюда работать, если бы была корочка ктн, то не взяли бы, а с маг. степенью взяли). И ни где нить, а в универе техническом. И да, Дима, обернись, вокруг тебя в нашей альма матер полно дипломов технических специальностей купленных. И не только кандидатских, но и докторских. Тебя лично это не касается, но почему ты этого не замечаешь. Наверное слишком увлечен своим правым делом. Я никого из ученых не хотел обидеть, сам был и в соискателях 2 месяца, и в аспирантах, просто рассказываю как я увидел этот мир.

Что касается «значительно больших иммиграционных баллов», не знаю — могу сказать только по канадской (квебекской) программе, по которой идем вот уже млин почти 2 года и наверное еще годик два идти. Кандидаты-доктора получают дополнительно аж 2 балла (например не 10, как за высшее, а 12). А вот мясники, дровосеки, каменщики получают дополнительно 12 баллов.

А в Австралии, например, PhD — 15 баллов, против 10 баллов магистра... Но акцент собственно не на этом был, баллы я упомянул к слову.

Знаю, Шутеев рассказывал, его друг в США скрывал де то н-лет свою диссертацию, чтобы на работе держали. Тут в Голландии сплошь и рядом с пост-советского пространства люди скрывают свое техническое ктн-дтн

Ну так я смотрю что и у нас скоро придется скрывать этот «признак слабоумия». :)

И да, Дима, обернись, вокруг тебя в нашей альма матер полно дипломов технических специальностей купленных. И не только кандидатских, но и докторских. Тебя лично это не касается, но почему ты этого не замечаешь.

Может быть. Я не вникаю глубоко в академическое болотце и не интересуюсь сплетнями оттуда, просто знаю что все мои знакомые айтишники со степенью делали диссер самостоятельно.
Да и не вижу смысла для профессионального айтишника в покупке диссертации — эта корочка практически не дает никаких преимуществ в it-карьере.

И уж тем более непонятно с какой радости она упомянута в контексте этой статьи, учитывая тот факт что наличие ученой степени, даже если её обладатель действительно гениальный ученый, абсолютно ничего не говорит о его способностях как тренера — я знал студентов, которые могли объяснить и преподнести материал лучше доктора наук. — Так что имхо в данном случае ученая степень и ни в плюс, и ни в минус, она тут вообще никак к сабжу.

Я смотрю, многим явно не хватает таблички «сарказм».

А чем плохи Алексей Кривицкий и Тим Евграшин? Они далеки от ваших критериев настоящих тренеров, но по соотношению цена/польза я думаю будут даже лучше.

Еще позитивные впечатления о Коссинском, который читает курсы по Микрософт продуктам в КНУ Шевченка.

Кстати, Украина (в сравнении с Россией и Белоруссией) имеет свои особенности: наличие таких крупных игроков как Microsoft, Яндекс, Google, Intel, Nokia приводят к относительно большому количеству мероприятий высокого уровня, которые, как правило, бесплатны (по маркетинговым соображениям). Это, в свою очередь, приводит к тому, что украинцы в большинстве своем не готовы платить за мероприятия даже относительно небольшие деньги (например, стоимость одной и той же конференции в России и Украине может отличаться в 5-7 раз). Минус: увидеть зарубежных ИТ-гуру в Украине можно крайне редко.

Да ну ладно. Рекомендую сравнить, например, AgileEE с Software People, чтобы понять, что уровень украинских конференций сильно выше российских (и, кстати, 500 евро за вход на AgileEE — это ли не готовность платить?). И с зарубежными докладчиками все гораздо лучше хотя бы по той причине, что подавляющее большинство участников нормально парсят английский (в отличие от россиян, которым для тренингов выдают гарнитурки с синхронным переводом).

К тренерам завышенные требования, имхо. Сфера еще просто не доросла до таких понятий.

Первую часть статьи прочитал с удовольствием: правильно описана ситуация с обучением в компаниях, причины и варианты решения.

А вот вторая часть — опять пережевывание темы «компании должны платить деньги тренерам», «им надо вкладывать деньги в обучение» и т.д.

Очень часто повышение квалификации сотрудников можно добиться простым способом: просто не мешать им это делать самостоятельно.

Для обучения, помимо желания, нужно только одно: время. Т.е. ресурс абсолютно противоположный деньгам.

То же касается конференций, тренингов, семинаров, User Groups, технических интернет-ресурсов и т.д. Много знающих людей готовы делится опытом абсолютно бесплатно (писать статьи, делать доклады, выкладывать примеры кода и т.д.). Было бы время.

В моем понимании тренер — это человек, который в идеале должен подходить под следующие требования: блах-блах-блах.

Есть прекрасное выражение «из древней древности», из тех времен, когда люди учились боевым искусствам для того, чтобы совершенствовать себя, а не для того, чтобы удивлять/битьПоМордам окружающих: «Настоящий мастер — не всегда хороший учитель. А хороший учитель — не всегда настоящий мастер».

Такое же есть и о творчестве как процессе. Великие творцы редко в состоянии внятно объяснить как они творят. Гораздо лучше объясняют это творцы второго и ниже уровней. То же и об известных менеджерах, биографы расскажут, а сами они обычно если что и пишут — то унылые мемауры полные штампов.

А роль тренера мне как-то знакомый пловец объяснил: да я сам уже все знаю, но я не вижу как заношу руку для гребка. А тренер — видит.

Там подтекста будет поболее.

Для успеха ученика зачастую важнее личность тренера, умение слушать, эмпатия, понимание и умение разруливать проблемы, паттерны поведения и отношения к происходящему, чем его личные физические навыки и умения.

«кто знает — делает сам, не знает — учит других..» © Бел Кауфман ’Вверх по лестнице, ведущей вниз’

Тотальная хуета за копирайтом Бела Кауфмана.

«не права», если уж на то пошло.
не нам судить. великих не судят.
слова вообще принадлежат Шоу, она их просто привела в своей книге....

а вообще-то пошло это видимо отсюда:

«Кто умеет — работает, кто не умеет — учит других,кто не может учить — управляет,
кто не умеет управлять — правит.»

Закон Х.Л.Менкина

Хорошо, буду знать — она.

Дык вот, выражение старое и известное, однако оно вырвано из контекста. Законы Мерфи тут не катят — это же трололольный стеб, а не реальное положение вещей.

Великих отлично судят. Исуса так вообще на крест послали :)

не нам судить. великих не судят.

Нередко великие нам кажутся такими потому что сами стоим на коленях (Маркс, по памяти)

Вы что же, предлагаете великим пятки лизать?

Преподавание, учительство, такая же профессия как и многие другие. Требующая и талантов и труда.

А шуток на разнообразные темы да, полно.

Например про непролазную тупость программистов в житейских ситуациях :)

Что еще нужно — это эксперты должны самостоятельно стремится к тому, чтобы делиться знаниями, не жадничать.

Компании должны в свою очередь их находить и поддерживать в этом стремлении.

Мне очень нравится вот эта фраза «...ученая степень считается признаком слабоумия....».

Ну, еще до революции выпускники университетов получали жетоны/значки, которые можно было носить на внешней одежде. В обществе это считалось признаком бескультурия.

Все правильно в компании нужны уже готовые специалисты — не для того открываются рестораны что бы обучать официантов и поваров — вопрос в другом если контора заинтересована в получении специалиста пусть организовывает олимпиады в ВУЗах спонсируя кафедры или даже открывая целые специальности — при нормальном подходе это не так дорого.

Между прочим общаясь со своим руководителем диплома — она проговорилась и о ситуации в ВУЗах . Цитирую — У нас много аккадемических специалистов и не одного «полевого» имеющего реальный опыт работы поэтому мы же сами и заложники своего образования. Все лабы это чистой воды отсебятина никакого профессионального роста на них нет — а он будет только когда лабы будут вести те кто будет потом управлять этими молодыми людьми.

які курси і тренерів могли б порадити?

по javascript і віджетам однозначно рекомендую Ігоря Кононученко

Вторая причина, по которой компании не хотят растить свои кадры, — боязнь, что сотрудники, отучившись и получив дополнительные знания, уйдут в другую компанию. Тут же возникает еще одна причина: обученный сотрудник захочет больше денег. Однозначно.

Просто якби всі ІТ компанії підписали між собою договір (щось в тому роді) про те, що кожна з них буде вчити колишніх студентів і ті будуть працювати у них, а коли не сподобається то можна перейти до конкурентів. Ато всі дивляться один на одного, хто б то навчив, а ми дамо на 100$ більше і переманимо і ніяких проблем з підготовкою кадрів не будемо мати.... Одним словом вихід є, але всі хочуть готового. Надіюсь це все скоро закінчиться:).

цікавий варіант,дійсно,можливо б ця схема і запрацювала

Та же Украина, только в мелких масштабах :)

«Пусть сначала все перестанут мусор бросать, и взятки не давать — тогда и я не буду.»

С себя всегда начинать стоит. И остальные подтянутся!

У нас вот регулярные курсы идут, то java/Android, то iOs, то Web ^_^)

Лучше не надо, а то наши компании как подпишут чего-нибудь.. прецеденты уже были, тот же знаменитый Меморандум ИТ-Ассоциации чего стоит forum.lafox.net/...indpost&p=36461

Были на одном тренинге по Agile. Познакомились с одним человеком из Чернигова — берут даже тех кто PHP в глаза не видел (ну после тестового задания конечно). Спросили про зарплату этим пре-джуниорам — $600-800 c первого месяца

Щось особо не віриться. Навіть якщо у людини немає досвіду?

та ми самі у шоці були

в них гостра нехватка кадрів, і йдуть на те що самі собі навчають

ми запитали — так жеж тікать можуть?

відповдь приблизно така — да, деякі після навчання тікають, але 1-воно того варте, 2-нікуди не дінишся — кадри все таки потрібні.

Дякую. Зрозумів що варто переходити на програмування. Ато з січня на адміна ніхто навіть на співбесіди не кличе. А PHP відносно не складно:)

Хорошая статья. По поводу разных конференций и семинаров — эти вещи как раз начинают развиваться. Именно сегодня. Потенциал есть.

До чего дошла инфляция образования: MBA теперь, оказывается, это курсы!

Підписатись на коментарі