Онлайн круглый стол: Законопроект для ИТ
Круглый стол состоялся в четверг,
Участники круглого стола — представители ИТ-Украины (авторы законопроекта), представители других ИТ компаний и представители developers.org.ua.
Участники
— Игорь Лисицкий, вице-президент ассоциации ИТ-Украина.
— Николай Роенко, Miratech Group, президент ассоциации ИТ-Украина на 2011 год. Разработчик законопроекта
— Артем Афян, юридическая компания Юскутум. Юридические консультации
— Виталий Тереньтев, NetCracker. Представитель украинской компании-разработчика
— Дмитрий Белых, ameria.de. Представитель ниашоринг компании
— Николай Палиенко, prom.ua. Представитель украинской интернет-компании
— Руслан Шевченко, GradSoft. Представитель украинской компании-разработчика
— Максим Ищенко, developers.org.ua. Модератор
Суть законопроекта
Законопроектами 8267 — 8268 предполагается эксперимент по поддержке индустрии разработки програмного обеспечения состоящий в следующем:
— для предприятий отрасли вводится льготный режим, состоящий в
отчислений в ПФ в размере отчислений с двух минимальных зарплат (а не 34% от любой з.р. как сейчас)
— удержаний НДФЛ с зарплаты в размере (1, 2, и т д до 6%), а не 15% как сейчас
— налог на прибыль 6%
Список предприятий отрасли определяется организацией, созданной участниками рынка и утверждается кабинетом министров.
При этом организация должна удовлетворять следующим критериям:
— не менее 60% оборота должно приходиться на деятельность, связанную с информатизацией
— не менее 50% валовых расходов должно приходиться на оплату труда (работников или субподрядчиков-ЧП)
Эксперимент рассчитан на 6 лет, до 2016 года.
Полный текст законопроекта можно посмотреть на сайте ВР.
Вопросы
Законопроект предполагает структурирование IT-рынка Украины, с помощью создания отраслевой ассоциации.
— как именно будет создаваться ассоциация?
— не приведет ли это к повышению входного барьера для новых участников рынка?
— не приведет ли создание ассоциации с контролирующими функциями к выдавливанию из бизнеса мелких и средних организаций? Что сделать что бы этого не произошло?
— как быть технологичным проектам, продуктовым компаниям, работающих по рекламной модели (prom.ua) или же SAAS (work.ua, kabanchi.com)?
Комментарии участников
Николай Палиенко Prom.ua
В целом дискуссия мне понравилась, представители ИТ Украина, которые заслуженно были в центре внимания оказались очень адекватными. У меня даже появилось понимание того, что действительно если сильно захотеть то на законы можно влиять вот такими вот ассоциациями, да это долго и сложно, но результат в виде отмены НДС и льгот ИТ СПД уже есть и это дает какую-то надежду на принятие законопроекта. В нашем интернет рынке такого влияния бизнеса на улучшение налогового климата и близко нет, возможно потому, что ЗП действительно не единственные расходы, но безусловно стране нужно поддерживать интернет сегмент, в котором у нас засилие зарубежных проектов и очень мало денег.
По самой панели, стало понятно, что нужно участвовать в рабочем комитете, чтобы были учтены потребности нашего сектора, и вроде как рабочий комитет открыт для желающих конструктивно это делать. Можно сколько угодно бояться процедур получения льгот, но если в их разработке можно участвовать и контролировать через членство в ассоциации все процессы то это не самый плохой вариант, тем более что альтернативы никто не предложил и если честно я ее тоже не вижу, а если кто-то и видит альтернативу то думаю его могут выслушать. Мне лично очевидно, что ребята делают это не для того чтобы срубить денег на взносах, а для того чтобы определить правила игр в перспективной и конкурентной отрасли которые устроят и компании и государство и будут способствовать развитию ИТ в Украине. Возможно этим прецедентом, если он будет успешным, стоит воспользоваться и другим отраслям.
Руслан Шевченко gradsoft.ua
Основной вопрос, вокруг которого шла дискуссия — это необходимость организации с обязательным членством для предприятий, желающих получить специальный режим налогообложения по IT. Аргументы противников понятны (зачем еще одна контролирующая организация, которая будет проверять IT-направленность бизнеса (что, в стране мало контролирующих органов [?]) и которую еще надо содержать, аргументы инициаторов состоят в том, что если сделать все без проверяющей организации, то льготный режим точно будут использовать не по назначению, (к примеру top 5 фирм по обороту в IT исходя из налоговой отчетности, абсолютно никому в IT мире не известны) и соответственно специальный режим налогообложения без мер дополнительного контроля принадлежности отрасли законодатели просто не дадут.
С моей точки зрения, обе стороны частично правы: очевидно, что в здоровом обществе, ловить мошенников должны соответствующие органы, а предпринимателям лучше всего сфокусироваться на создании стоимости, но если налоговая совсем не ловит мышей — ну что тут сделаешь. И сделка — «вы нам льготный режим, а мы у себя сами будем ловить мышей вместо налоговой» вполне имеет право на существование. Да: она антирыночна, да — она несет в себе коррупционные риски. Но она находится в том диапазоне возможностей, которые есть сейчас. Конечно, можно мечтать о жизни в обществе, где такие конструкции будут вполне справедливо выглядеть полным абсурдом, но мы то находимся в другой точке. Поэтому, какого-то конструктивного смысла в этой дискуссии я не увидел — ну обменялись мнениями идеалисты с прагматиками, никто никого не убедил. Надо было подписывать «протокол расхождения мнений» и двигаться дальше. Вместо этого шли по кругу.
Потом выяснилось, что обсуждать следующие вопросы: «а как именно строить вот эту саморегулирующуюся ассоциацию, чтобы снизить возможные риски и сделать ее представительством всего IT сообщества», представители ассоциации в настоящий момент не готовы: «как раз сейчас соответствующие предложения разрабатываются, принимайте участие в рабочей группе». Единственное — получили заверение, что никто не собирается ущемлять небольшие организации, стоимость членства в организации планируется привязать к количеству работающих, соответственно организация из
Также вечером я побывал на совещании рабочей группы по подготовке проекта устава организации. Обсуждались процедура подачи заявки на членство в ассоциации и методы проверки на ‘настоящеcть’ IT. Впечатление положительное — мне показалось, что люди действительно хотят сформулировать справедливые правила игры для всей отрасли, и вероятность выписывания явных преференций кому-либо в правилах довольно мала. Формулировались некие общие правила создаваемой организации: маленьких не обижаем, левый бизнес не пускаем. Насколько они будут отражены в документах и насколько совещания в рабочих группах будут влиять на содержание этих документов — это надо тестировать. В случае возникновения проблем — сообщу.
Как-то резюмируя можно сказать, что положение IT-сектора несомненно ухудшится, по сравнению с существующим положением дел, но это все равно будет значительно лучше перехода на общую систему налогообложения. Многое зависит от процесса создания самоорганизующейся организации: есть шанс сделать ее сбалансированной и прозрачной, что позволит минимизировать негативные последствия дополнительного регулирования.
Дмитрий Белых, ameria.de
Прежде всего хочу отметить, что пока что все происходит открыто — все встречи, все обсуждения. Для нас самое главное сейчас — это прозрачность процессов. Пока мы имеем возможность участвовать во всем происходящем и ничего не решается в закрытых беседах — мы действительно преследуем одну общую цель: работать легально. Создать такие условия, которые позволят развиваться честному, прозрачному, настоящему IT бизнесу. Мы пытаемся не нарушить закон, а иметь возможность его соблюдать и при этом работать эффективно, по разумным правилам. В IT бизнесе 80% его структуры составляют люди, и выплачивание 50% налогов, что в три раза превышает выплаты IT компаний из других стран (например, 12% в Индии) означает полную потерю конкурентоспособности.
И участники круглого стола, и зрители высказывают много опасений, что будут использоваться нелегальные схемы, и сам я эти опасения поддерживаю. Конечно, присутствует риск появления барьеров и откатов, и сейчас речь идет о том, чтобы минимизировать эти риски. Единственный способ избежать всего этого — быть максимально прозрачными. На данный момент участники проявляют себя как люди действительно заинтересованные в честной схеме, в формировании своей законной и прозрачной бизнес-среды, в которую никто не хочет пускать играющего не по правилам участника. К тому же, с такой заинтересованностью подпольные схемы раскрываются очень быстро, и очень быстро на такие действия проявляется реакция как со стороны ассоциации, так и со стороны государства. Кому как не IT бизнесу положено быстро раскрывать информационные секреты. Но несмотря на то, что такая бизнес-среда нуждается в защите, раскрытие махинаций не является основной целью IT ассоциации. Ее задача — выработать правила для ведения легального и вместе с тем выгодного бизнеса, и не пустить под свои знамена тех, кто будет их порочить незаконными действиями.
До тех пор, пока у всех участников единая мотивация — мы должны принимать активное участие и оказывать поддержку. Если же что-то изменится — мгновенно заявлять обо всем публично и менять политику своего участия.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
150 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.