Conference for DevOps, Software Architects and Engineers. Register until August, 22!
×Закрыть

Как организовать обучающие ивенты внутри компании: примеры и схемы действий

Привет! Я расскажу о том, как мы проводим обучающие ивенты в Plarium, находим спикеров и собираем обратную связь, а также дам готовые алгоритмы, по которым вы сами сможете организовать подобные мероприятия.

Команда Training & Development

В харьковской студии Plarium образовательными ивентами занимается команда Training & Development. За прошлый год с нашей помощью 460 сотрудников прошли тренинги и курсы или посетили конференции.

Но для решения конкретных задач проекта помощь коллег бывает гораздо эффективнее. Поэтому с 2016 года мы провели 24 Tech Talks, 9 вебинаров и 3 мастер-класса внутри студии, полностью систематизировав обмен опытом между командами. При этом спикеру не нужно заботиться о приглашении гостей на встречу, бронировании переговорной, записи видео и т. д. Он фокусируется только на подготовке доклада.

Tech Talks

Это доклады для небольшой аудитории. Спикер готовит презентацию и рассказывает об особенностях решения той или иной задачи в рамках заявленной темы. Все встречи записываются на видео.

Мы готовим Tech Talk для одной или нескольких команд. Но с недавнего времени стали объявлять о встрече во внутренней социальной сети, чтобы могли присоединиться все сотрудники, которым интересна данная тема или задача.

Чек-лист подготовки Tech Talk

  1. Определение темы с техническим директором.
  2. Выбор спикера.
  3. Определение целевой аудитории и даты проведения.
  4. Бронирование переговорной.
  5. Приглашение людей на встречу.
  6. Запрос на техническую поддержку, запись видео и захват звука.
  7. Доработка презентации спикера (при необходимости).
  8. Организация подключения аппаратуры, записи видео и звука.
  9. Встреча.
  10. Получение видео и добавление его в архив / на youtube-канал.
  11. Отправка анкеты обратной связи и записи видео всем участникам.
  12. Подготовка отчета по встрече.
  13. Обсуждение результатов со спикером.

Видеозаписи позволяют возвращаться к материалу снова и снова, в том числе новым сотрудникам. Если встречи проходят редко, оборудование можно брать в аренду. В Plarium Kharkiv есть Video Production и Sound Design Departments, они предоставляют нам камеру и микрофон и настраивают их.

Вебинары

В таком формате меньше общих разговоров и больше практики. Презентации как таковой нет, весь вебинар — это демонстрация решения той или иной задачи.

На время трансляции рабочий компьютер спикера переносят в переговорную, чтобы не было шума. Из-за рассинхрона вопросы от участников приходят с небольшим опозданием, поэтому обычно в конце вебинара мы проводим секцию вопросов-ответов.

Чек-лист подготовки вебинара

  1. Определение темы с техническим директором.
  2. Выбор спикера.
  3. Определение целевой аудитории и даты проведения.
  4. Приглашение людей.
  5. Установка OBS-Studio на компьютер спикера, тестирование программы.
  6. Вебинар.
  7. Добавление видеозаписи экрана и голоса в архив / на youtube-канал.
  8. Отправка анкеты обратной связи и записи видео всем участникам.
  9. Подготовка отчета по встрече.
  10. Обсуждение результатов со спикером.

Мастер-класс

Мастер-класс — это что-то среднее между лекцией и обучающим курсом. Проводится для решения конкретных рабочих задач, с которыми ребята сталкиваются каждый день.

Мы организовываем их только по запросу и в каждом отдельном случае подбираем оптимальный формат. Например, для одной команды важно было не только получить новые знания, но и провести ревью работ, обсудить часто повторяющиеся ошибки. Мы разбили встречу на 2 части: теория и обсуждение.

В другой раз эксперт по нужной теме находился во львовской студии, поэтому мы организовали запись видеоурока с пошаговыми инструкциями.

Чек-лист подготовки мастер-класса

  1. Обсуждение заявки на обучение.
  2. Выбор спикера.
  3. Обсуждение запроса со спикером и его руководителем.
  4. Составление плана встречи с указанием тайминга совместно со спикером.
  5. Создание чата с участниками встречи для ознакомления с программой и всеми деталями.
  6. Бронирование переговорной, запрос на техническую поддержку (звуко- и видеозапись, установка необходимого ПО на ноутбук спикера).
  7. Проведение мастер-класса.
  8. Сбор обратной связи от участников.
  9. Подготовка отчета по встрече.
  10. Обсуждение результатов со спикером.

Как мы находим спикеров

Периодически мы проводим опрос сотрудников, в результате которого получаем актуальный список внутренних экспертов. С техническим директором обсуждаем план развития той или иной команды либо направления, например QA или Unity Developers. В рамках этого плана принимаем решение о проведении одного ивента или серии. А темы согласуем с тимлидами.

Бывает, что ребята сами сообщают нам о готовности провести встречу. Мы согласовываем предложенную тему с техническим директором и приглашаем сотрудников, которым это было бы полезно.

Обратная связь

Через 1–2 дня после проведения встречи или вебинара мы собираем отзывы участников. Просим дать общую оценку доклада, узнаём, что было наиболее интересно, и спрашиваем, хочет ли участник стать следующим спикером.

Пример вопроса:

Преимущества и недостатки

Каждый сотрудник, побывавший на Tech Talk, знает, что всегда может получить качественную систематизированную информацию о его рабочих задачах. И это главное.

Среди плюсов еще можно выделить:

  • всегда актуальные темы докладов;
  • широкое практическое применение новых знаний и навыков;
  • сокращение времени на решение задач проекта;
  • налаживание коммуникации между отделами;
  • минимальные финансовые затраты.

Но у системы есть и недостатки. Например, сложно найти золотую середину между количеством Tech Talks и заинтересованностью сотрудников их посещать. Чем чаще проводятся ивенты, тем меньше на них приходит людей.

К минусам также можно отнести:

  • ограниченное количество экспертов в компании;
  • загрузка не всегда позволяет специалистам отвлекаться на проведение Tech Talk;
  • некоторые задачи решаются в контексте конкретной, не всегда универсальной архитектуры прототипа.

Советы по организации обучающих ивентов

  • Определите оптимальное количество ивентов для вашей компании. Мы проводим их раз в 1,5–2 месяца.
  • Находите действительно актуальные темы, которые заинтересовали бы посетителей и спикера.
  • Поддерживайте постоянный контакт со спикером, чтобы при необходимости помочь ему в подготовке презентации или других вопросах.
  • Приглашайте гостей заранее.
  • Контролируйте техническую сторону ивента, чтобы не получилось так, что за 5 минут до начала не установлена камера, не подключен микрофон или проектор не отображает презентацию спикера.


Если вы проводили подобные мероприятия, делитесь опытом в комментариях. Всем спасибо!

LinkedIn

15 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Класс! А сколько еще подписей сотрудников подделал Plarium?

Спасибо за статью, отличная идея и судя по описанию реализация тоже на уровне.
Есть вопрос только по

— минимальные финансовые затраты.

Из списков пунктов я предполагаю что в организации этих ивентов задействовано довольно немало людей. Что вполне оправдано — к этому никаких претензий, но разве это можно назвать минимумом финансовых затрат? Я бы даже сказал, как можно иметь затрат больше при условии следования всем пунктам (и здравом смысле)? Минимум в моем понимании это когда один дев в общем чатике написал «го расскажу про новый спринг бут» и ребята собрались в каком-нибудь митинг-руме.

Спасибо за вопрос. Под минимумом затрат мы подразумеваем минимальные дополнительные вложения, помимо рабочего времени разработчика и training&development manager.
Наша задача — максимально эффективно использовать рабочее время разработчика, поэтому мы и берем все организационные задачи на себя.
Формат «один дев в общем чатике написал» отлично работает в рамках одного департамента/проекта, согласна. Но в нашем случаем мы говорим о масштабировании на всю компанию (с офисами в 4 странах) с возможностью видеозаписи и дальнейшего шеринга знаний. Что в долгосрочной перспективе стоит затраченного времени.

Иными словами, под минимальными финансовыми затратами следует понимать максимальную экономию времени разработчика, чьё время в наших реалиях стоит слишком много, чтобы тратить его на организационные вопросы. Что ж, в этом есть логика. Спасибо за ответ!

Исходя из вашего ответа, получается, что подготовка и проведение мероприятий проходит в рабочее время? (Вы сказали, что экономите рабочее время разработчика).

Михаил, мероприятия обычно мы проводим в конце рабочего дня. Что касается подготовки доклада, то разработчик сам решает, какое время посвятить этому. А все организационные вопросы можно решить только в рабочее время, поэтому этим занимаемся мы, а не разработчик. В этом и заключается эффективное использование его времени.

Радуют все время слова «переговорная, созвон...» ))))))

как зовут молодого человека на столе? очень на моего одногрупника похож

«сложа руки — не сидим»)

ps: спасибо

У нас в компании есть ещё формат «coding dojo» когда берётся новая технология, готовится пара простеньких задач и люди во время семинара пытаются их решить.

Теория даётся только чтобы въехать в тему.

О, это интересно, мы планируем попробовать в этом году подобный формат, но в рамках нашего стека технологий. А исходя из чего определяется технология у вас и как готовятся задачи?

Для Coding Dojo технология выбирается по желанию организатора — как правило это то, что люди сами изучили в свободное время. С основным стеком фирмы они редко пересекаются, для основного стека у нас есть воркшопы.

Coding Dojo — это больше для души по вечерам. Например, у нас на них были Go, Amazon Alexa и Kotlin.

Задачи тоже придумывает организатор, но обычно они на уровне Getting Started т.к. основное время уходит на чтение документации и привыкание.

К воркшопам у нас подход немного другой — тут в приоритете изучение новой версии языка, на котором мы пишем, тулзы, на которую через год все должны перейти и что-то такое. Хороший пример сейчас — CSS Grid-system.

Воркшопы занимают как правило по полдня и дольше, но это стоит того.

а зачем этот дяденька жопкой на столик сел?

Подписаться на комментарии