Личный опыт: организация outsource-компании
Однажды, в 2006 году, в Московской области пара программистов-фрилансеров получила заказ от крупной компании... Для нас это было неожиданно, но мы согласились. Было интересно — а как это будет? Общаться с заказчиком на другом языке, в разных часовых поясах казалось сложным, но получилось на удивление легко. Мы взялись за учебники, пару недель изучали вопрос и наконец принялись за работу. Литературы на русском практически не было, приходилось учиться одновременно математике, английскому языку и незнакомой для нас области программирования. Через два месяца напряжённой работы мы успешно сдали проект и получили предложение организовать Российский Филиал Компании. Точнее, это гордо так называлось, на деле являло собой организованную группу аутсорсеров, работающих только на одного заказчика.
Урок номер 0: не бойтесь браться за сложные, незнакомые задачи. Либо Вы станете первопроходцем в новой области, либо, если она не будет востребована, приобретёте незаменимый опыт.
От нас требовалось найти ещё несколько человек, организовать офис и подобие межконтинентальной локальной сети. Типичная ошибка начинающих: обустроить офис, заплатить за аренду и несколько месяцев искать хороших специалистов. Наши знакомые уже погорели на этом, так что мы, как самые умные, решили начать с поисков программистов. Если для выполнения разовых заданий можно было взять, например, одного из Владивостока, другого из Минска и курировать их из Москвы, то здесь требовалось набрать людей на постоянную работу. Начались поиски, мы опрашивали знакомых, размещали объявления в интернете, писали письма более-менее уважаемым сотрудникам других компаний. Все говорили, что про такие задачи они слышат впервые, и, конечно, попробовали бы, если бы у них бы было бы время бы.
Урок номер 1: если Вы делаете что-то новое, легче нанять студентов.
Как раз студентов мы и нашли. Выбрали шестерых, со всеми договорились, что первое время будет идти неоплачиваемое обучение, после которого начнётся постоянная работа с хорошей зарплатой и возможным повышением. Встал вопрос — как их обучить до нужного нам уровня? Здесь всё прошло гладко: повезло, что ребята хорошо знали английский и сами справились, прочли все учебники, выполнили небольшие учебные задания, которые мы сами придумывали. Наше время уходило на более глубокое изучение и решение собственных же задач. Однажды мы с удивлением обнаружили, что студенты решили задание быстрее нас, а значит, пришло время сказать: «приходите завтра на работу к 9:00!»
Урок номер 2: если Ваши сотрудники умнее Вас, значит, Вы нашли самых лучших сотрудников. Держитесь за них.
К сожалению, на тот момент мы ещё не думали, что нам может понадобиться кто-то, кроме программистов. Ведь с сопутствующими задачами мы легко справлялись сами.
Урок номер 3: никогда, никогда не снимайте офис «сроооочноооо!».
Наш офис оказался на пятом этаже здания без лифта и с дырявой крышей. Естественно, без мебели и техники — зато срочно, недорого и близко к дому. Дырявую крышу мы обнаружили через два дня, когда уже притащили и собрали мебель, конечно же, своими собственными руками. Повезло, что компьютеры ещё не привезли. Минус четыре стола и четыре стула, плюс два дня к сроку начала работы. И, опять же, благодаря нашему везению, арендодатель за выходные крышу починил. Привет, новая мебель! Пока, остатки бюджета!
Урок номер 4: планируйте расходы. Да, все знают это главное правило, но очень часто забывают о пункте «непредвиденные расходы». По-хорошему, в него надо закладывать не
Теперь про технику. У нас, опытных фрилансеров, дома давно уже стояли отличные рабочие машины. Поэтому было решено закупить тонкие клиенты, привязать их к одному из домашних компьютеров, создать беспроводной офис, нанять десяток секретарш и повариху, организовать комнату отдыха с бильярдом и конференц-зал. Но увы, поскольку мы самые умные, денег у нас оставалось очень мало. Поэтому были куплены три списанных компьютера у знакомой фирмы, один ноутбук у другой знакомой фирмы и баллончик белой краски.
Урок номер 5: мыслите творчески! На начальном этапе расходы должны быть минимальны.
На стене появилась сплющенная коробка от холодильника, покрашенная белой краской. Теперь у нас есть доска для записей, как у настоящей крутой компании! Да, кстати, вещь действительно очень полезная.
И вот, мы наконец подготовили офис. Всё подключили, настроили, проверили, выспались и начали работать. Получилось вот как: официальный рабочий день с 11:00 до 20:00, обед — каждый решает сам, в офисе есть «кухонный уголок» с мини-холодильником, чайником и микроволновкой, график работы каждый строит сам, но план должен выполняться. Если программист в рабочее время играет — ну и пусть себе играет, лишь бы в четверг утром отчитался по проделанной работе и вовремя сдал своё задание. Доступ к офису с 9:00 до 23:00, так что все приходили как кому удобно. В общем, нам удалось организовать в офисе условия работы «как дома», и все были довольны. Процесс пошёл! Отчёты требовали в такой форме: сколько времени ушло на изучение вопроса, сколько на построение алгоритма, сколько на сам код, сколько на поиск ошибок, какие возникли сложности при работе. Это позволяло планировать работу и обучение, а так же сообщило нам о необходимости покупки источника бесперебойного питания и ручек для двери.
Урок номер 6: обращайте внимание на личные качества сотрудника. Главное — способность качественно и в срок делать работу, а не имитация бурной деятельности в отведённое время.
Итак, пришлось уволить одного, на первый взгляд, идеального подчинённого. Он ходил на работу вовремя и в костюме, старательно учился, сдавал красивейшие отчёты с цветными графиками распределения рабочего времени, но не мог самостоятельно выполнить ни единого задания. Либо так же, как в учебнике, либо никак. Все наши изучения кадровых сайтов и советов по подбору сотрудников оказались бесполезны. Самый жуткий разгильдяй, появляющийся на работе не раньше двух часов дня, выполнял тот же объём работы, что и остальные, а порой и в разы больше. В дальнейшем всё стало понятно — ему было по-настоящему интересно работать.
Урок номер 7: самый лучший сотрудник — не тот, у кого дипломы, опыт и рекомендации, а тот, кто горит Вашим проектом.
Идёт время, работа кипит, зарплата платится, кажется, что всё хорошо, ведь мы всё продумали и у нас отличный, сработавшийся коллектив. Проблемы решаются легко, вместо доисторических монстров у нас нормальные современные машины, полноценная локальная сеть, бесперебойник, настоящая магнитно-маркерная доска, ручки на двери и договор с близлежащей столовой.
И тут начинается чёрная полоса. От нас уходит заказчик — у компании сменились владельцы и принцип работы. Через две недели мы сдаём последний заказ. Значит, за это время нужно успеть найти новых партнёров.
Урок номер 8: будьте готовы в любой момент отдать всё время своему делу. Неприятности случаются неожиданно. У кого-то самая напряжённая работа пойдёт в самом начале проекта, у кого-то, как у нас, начнётся всё гладко, а потом ошарашит.
Каждый день мы совершали десятки звонков в поисках заказов. Ребята работали, не зная о надвигающемся кризисе. Денег на зарплату хватило бы ещё на два месяца, но работать-то нечего. У нас не было ни малейшего опыта продаж. И ведь одно дело — продать товар, а вот продать услуги толпы народа — уже гораздо сложнее. Находились задания для одного-двух человек, но нас-то семеро!
«Здравствуйте, эээ, вас услуги программистов не интересуют? Недорого!»
«Есть работа поработать? Кодеры свои!»
«Купи разработчика, первые 2 часа бесплатно!»
Урок номер 9: умение хорошо писать код ещё не делает вашу компанию успешной. Единственный заказчик — повод серьёзно задуматься.
В общем, как искать клиентов, мы совершенно не знали. Раньше у нас были постоянные небольшие заказы, появляющиеся по рекомендациям. Контакты со старыми партнёрами были давно утеряны (блокнот торжественно сожжён в костре) — мы ведь серьёзная компания, нас больше не интересуют такие мелкие задачки.
Урок номер 10: не посчитай себя серьёзной компанией. Как только Вы расслабляетесь, сразу же появляются проблемы.
Прошла неделя. Заказы не появились. Момент истины. Мы пришли и честно сказали — ребята, работы больше нет, что делать, мы не знаем, либо расходимся, либо перепрофилируемся. Двое закончили работу и сразу ушли, остались трое. Уже все вместе мы искали уже хоть какие-нибудь проекты. Субординация напрочь исчезла, ведь мы все одномоментно превратились в менеджеров по продажам. Начались скандалы. Один кричал, что надо идти в веб-дизайн, другой настаивал на том, чтобы заняться железом... Кое-как успокоились. Решили первое время поработать независимо друг от друга, а при появлении крупного заказа снова объединиться. Какое-то время мы держали этот безумный коворкинг, потом, как ни странно, поняли, что идея провалилась. Нашу компанию погубило полное отсутствие плана «Б» и слепая уверенность в том, что уж нам-то он точно никогда не понадобится.
Урок номер 11: не стоит тянуть неудачный проект. Чем больше ждёшь, тем больше потери.
Из всего этого мы извлекли огромное количество полезного опыта. Да, не получилось на этот раз, зато многое стало понятным. Пришлось признать сложные и неприятные вещи, обнаружить в самих себе полное отсутствие разума и увидеть его зарождение. И, самое главное, вычислить то, что мы умеем делать хорошо, а что не очень. В какой области надо развиваться, а в какой лучше нанять кого-то другого. Научиться полностью уходить в работу и полностью отдыхать от неё.
Интересно, что каких-то новых знаний, Информации мы не получили, а вот Понимание этой информации пришло.
Урок номер 12: позвольте себе ошибиться. Проанализировать, сделать выводы, осознать и стать лучше.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
39 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.