Тупик аутсорсинга
Вот уже несколько лет, как минимум с
В этой статье я намерен показать, по каким причинам аутсорсинг есть тупиковая ветвь развития ИТ в России, в Украине и отчасти в Беларуси.
Итак, наденем костюмчик Капитана Очевидность и приступим.
Сначала определение — что такое аутсорсинг в ИТ в данной нам реальности? Это выполнение разработки и тестирования программного обеспечения для различных заказчиков, чаще всего — зарубежных. Чаще всего принцип оплаты этих услуг — time and material, или, грубо говоря, почасовой рейт. Рейт у нас бывает внутренний и внешний — внешний это то, что дает заказчик за наши труды, внутренний — средняя себестоимость часа разработки в данной компании, включающая в себя аренду, налоги, оплату компьютеров, трафика и, собственно, ФЗП. Зазор между внутренним и внешним рейтом обеспечивает компании прибыль. Есть еще локальный рейт — себестоимость часа такой же разработки в стране или компании, откуда происходит заказчик. Зазор между внешним рейтом и локальным — это то, что обеспечивает существование аутсорсинга.
Рынок аутсорсинговых услуг в общем случае глобален и однороден. Т. е. джава-программист в Харькове конкурирует с джава-программистом в Бангалоре напрямую, оцениваются два показателя — внешний рейт и производительность в час. Причем чаще всего бóльшее значение имеет всё-таки рейт, производительность трудно оценить (хотя и возможно). Влияние специализированных скиллов, бренда, сертификации и т. д. я рассматривать не буду, общую картину они не меняют.
Теперь перечислим причины, по которым аутсорсинг — всё-таки тупик.
Первая проблема, с которой сталкиваются аутсорсинговые компании в бывшего СССР, — это дефицит кадров
Дефицит кадров вызван следующими причинами:Демография. Рождаемость ниже смертности и в РФ, и в РБ, и в Украине. Россия здесь в лучшем положении за счет положительного миграционного баланса, но тем не менее население стареет во всех трех странах, и стареет давно. Рождаемость в Индии существенно выше, и она была таковой и раньше. Т. е. очереди потенциальных студентов за воротами ВУЗов сокращаются с каждым годом.
Внутренний спрос на программистов. За условного программиста конкурируют и аутсорсеры, и банки, и производители коробочного софта, и нефтяники с металлургами. В России именно внутренний спрос сейчас является основным. В Индии и в РБ внутренний спрос откровенно слаб, а положение Украины — где-то посередине, но с трендом в направлении России — Уанет уже способен кормить отдельные компании и сайты, в экономике велика роль частного капитала, и этот капитал будет продолжать ИТ-перевооружение и нанимать программистов. Как показывает российская практика, норма прибыли у компаний внутреннего спроса выше, чем у аутсорсеров, что позволяет им поднимать зарплаты в конкуренции за дефицитных сотрудников. Аутсорсеры же ограничены сверху внешним рейтом.
Образовательная система. Образовательная система во всех трех странах в постсоветское время формировалась под влиянием двух факторов — мальчики не хотят в призывную армию, девочек без диплома не берут замуж. В итоге спрос на высшее образование очень велик, но не очень платежеспособен, что приводит к существованию огромного количества генераторов дипломов вместо качественных вузов. После вуза сколько-нибудь годного студента надо дополнительно превращать в коммерческого программиста, тратить на это время и деньги. В итоге пинг, уходящий в систему образования («Ребята, есть спрос на рубистов! 111»), возвращается через пять лет вуза и три года возни с бывшим студентом, что только усугубляет дефицит кадров.
Вывод. Программисты будут становиться всё дороже, прежде всего в России, потом в Украине, потом в Беларуси. И их будет относительно мало. При этом, благодаря наличию союзного государства, тех белорусов, которых не наймет слабый внутренний рынок Беларуси, наймут русские компании — либо путем вывоза программистов, либо путем переноса девелоперских отделов в РБ. Итогодин — всех скупят, и будут драться за каждого, что потянет цены вверх везде.
Вторая проблема аутсорсеров — масштабирование бизнеса
Единственный способ существенно увеличить прибыль для аутсорсинговой компании — это увеличение ее размеров при, по сути, плоской и однородной структуре — девелоперы-ПМы-начальство. Это приводит к нарастающим проблемам в управлении компанией и персоналом.Добавим к этому тот факт, что для постсоветского бизнеса типично очень слабое делегирование полномочий, собственники бизнеса постоянно лезут в него руками, даже тогда, когда размеры компании вышли за пределы их компетенции в непосредственном управлении персоналом.
Итог этих двух факторов — крупные компании представляют собой Макдональдсы от ИТ, или же дробятся за счет постоянно убегающих команд с аккаунт менеджерами и ПМами.
Третья проблема — глобализация рынка труда
Глобальная конкуренция за рабочие места привела к тому, что уже сейчас многие локальные рабочие места в ИТ просто уезжают в страны с более низким рейтом, и это происходит постоянно. Целые подразделения с того жеТаким образом зазор сокращается.
Что делают аутсорсинговые компании для своего спасения?
- Выбивают налоговые льготы. Фактически, это признание того факта, что без льгот на налогообложение фонда заработной платы конкурировать с производителями коробочного софта, банками и т.д. за сотрудников просто не получается — сверху-то ограничивает внешний рейт. (У меня вопрос —, а зачем нужен бизнес, который не может жить без налоговых льгот?)
- Снижают качество услуг с целью снизить расходы. В команды ставят вчерашних студентов, экономят на тестировании, накручивают часы в инвойсах. Эти меры в долгосрочной перспективе наносят еще один удар по всей отрасли аутсорсинга.
- «Надувают щеки» для повышения своего внешнего рейта — сертификаты, партнерства с поставщиками ПО и так далее. Но — это тоже стоит денег, усилий, времени и ничего не гарантирует в плане качества для покупателя услуг. Покупатели уже это знают, достаточно было эпопеи с СММ.:)
- Осваивают регионы в своих странах в поисках более дешевой аренды, более дешевых сотрудников. Но — эта стратегия весьма ограничена, т.к. хороших сотрудников можно найти только там, где существует ИТ-школа на базе одного или нескольких вузов и тусовки ИТ-компаний, куда потом идут студенты. А эти полянки со школами уже вытоптаны.
Средняя выручка на одного сотрудника ПВТ составила в этом году... 1675 долларов в месяц. Средняя зарплата — несколько выше тысячи долларов. Теперь 650 долларов зазора раскидаем между налогом на прибыль (5%), ФЗП (9%), стоимостью аренды, трафика, компьютеров и увидим, что денег стране этот чудо-парк практически не даёт. Зачем тогда он нужен? ИТ-компании получают возможность обелить зарплаты, а правительство может подудеть в фанфары об ИТ-успехах страны, взаимовыгодная сделка — для аутсорсеров и правительства, но не для страны и не для ИТ-отрасли в целом.
Общий вывод — условия для аутсорсинговой деятельности в России, в Украине и в Беларуси существенно улучшаться не будут, а в комбинации с ростом стоимости персонала — будут и далее ухудшаться. Меры, предпринимаемые аутсорсерами (см. выше), дают только временный эффект.
Правильным направлением развития ИТ в трех странах является не аутсорсинг со льготами или без, а производство своих проектов и своего ПО. Норма прибыли в таком случае существенно выше, ограничений по зарплате существенно меньше, рынок куда более сегментирован, хороший бренд может существенно улучшать экономическую отдачу.
Почему компании не переходят к продуктам и проектам, почему ИТ цепляется за аутсорсинг? Это отдельный комплекс проблем, заслуживающий отдельной статьи.
См. также вторую часть.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
67 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.