×Закрыть

Руководство Марка Андерсена по планированию карьеры, часть 3: куда идти и почему

Перевод. Оригинал: The Pmarca Guide to Career Planning, part 3: Where to go and why.

Продолжение. Начало: Руководство Марка Андерсена по планированию карьеры, часть 1: возможности, Руководство Марка Андерсена по планированию карьеры, часть 2: навыки и образование.

При выборе отрасли, мое любимое эмпирическое правило таково:

Выбирайте отрасль, основатели которой — т.е. основатели ведущих компаний в которой — еще живы и активно работают.

Это легко вычислить — просто посмотрите, кто директор, глава компании и члены правления лидирующих компаний отрасли.

Если основатели компаний на данный момент работают директорами, главами компании или состоят в правлении, то такая отрасль вам подойдет. Она наверняка все еще молода и полна жизни, и наверняка там все еще есть возможности разрабатывать множество проектов, — в существующих либо новых компаниях.

Если же дела обстоят иначе — основатели отрасли умерли, стары или отошли от дел — будьте начеку. Это значит, что на данный момент в такой отрасли доминируют компании, которыми управляют менеджеры второго, третьего или даже четвертого поколения, наследовавшие свои компании в готовом виде, и работают в качестве опекунов.

Если вы молоды и стремитесь иметь влияние, вам нужно работать в отрасли, которая активно растет, меняется и предлагает много возможностей.

Вместе с возрастом, отрасль теряет свою жизненную силу — до тех пор, пока не остаются просто окостеневшие останки в форме олигополистических компаний, принадлежность к которым просто омертвляет душу.

Исключение составляют те случаи, когда отрасль становится настолько старой и окостеневшей, что маячит явная возможность покончить с ней совсем и ввести новые порядки, новый способ деятельности и, таким образом, основать ряд новых компаний.

В некоторых отраслях это случается регулярно — например, каждые 10-20 лет. Это характерно для высокотехнологичных отраслей, например, и отрасли финансовых услуг.

И, судя по всему, этого не случится никогда в некоторых других отраслях, которые я не буду называть, потому что боюсь, что меня навсегда отключат от моего жизненно необходимого источника нефти, газа, музыки и кино.

Если вы собираетесь работать в старой отрасли, убедитесь, что будете на стороне силы, выступающей за радикальные изменения, которые угрожают положить конец существующему порядку вещей — и убедитесь, что эти силы изменений имеют шансы на успех.

Второе эмпирическое правило:

Выбрав отрасль, попытайтесь добраться до самого ее центра как можно быстрее.

Вашей целью должно быть ядро изменений и возможности — вычислите, где идет деятельность, и направьтесь прямо туда, не отвлекаясь на другие, «внешние» возможности, вне зависимости от того, насколько выгодными они могут быть.

Никогда не бойтесь быть мелкой рыбешкой в большом пруду. В том, чтобы быть большой рыбой в маленьком пруду, ничего хорошего нет — вы быстро упретесь в потолок, и никому не будет до этого дела. Постоянно старайтесь быть в наиболее динамичной и интересной среде из тех, которые вам доступны. Именно там можно найти огромные возможности.

Выбирая компанию, всегда применяйте это правило. И идите туда, где постоянно что-то происходит и меняется.

Или же, если вы собираетесь присоединиться к новосоздаваемой компании или основать свою, всегда убеждайтесь, что ваша новая компания нацелена на самые большие и интересные возможности — новые рынки, которые быстро растут и быстро меняются.

Также применяйте это правило, выбирая город для жизни. Обоснуйтесь в городе, где происходит движение.

С точки зрения технологий, по крайней мере, в США, это Силиконовая Долина. С точки зрения развлекательной индустрии — Лос Анджелес. С точки зрения политики — Вашингтон, Округ Колумбия; кофе — Сиэттл; финансовых услуг — Нью-Йорк — если вы, конечно, не абсолютно убеждены, что такие же возможности есть где-либо еще, например, в Лондоне, Гонконге или Шанхае.

Я считаю, что жить вне центра вашей отрасли — ошибка. Многие люди — те, которые в таком центре не живут — и слышать об этом не хотят. Но это правда. Географическое местоположение по-прежнему — даже в эпоху Интернета — критически важно, если вы хотите получить максимальный доступ к лучшим компаниям, людям и возможностям. Вы всегда можете найти исключения, но они — именно то, чем они являются, а именно, — исключения.

Никому нет дела до того, кто является главным кинопродюсером в Чикаго — черт возьми, людям даже все равно, кто главный продюсер в Нью-Йорке, а ведь в Нью-Йорке снимается довольно много фильмов. С другой стороны, все 50 ведущих кинопродюсеров в Лос-Анджелесе играют в своей отрасли важную роль.

Давайте приправим все вышесказанное небольшим нюансом:

«Нынешняя доминантная позиция» может не совпадать с «самыми большими изменениями».

И если вы считаете, что существующие доминирующие компании или города не являются местами наибольших изменений и возможностей, — нужно принимать решение.

Возможно, Нью-Йорк, неоспоримо мировая столица финансовых услуг, не является для кого-то нового местом, предоставляющим наибольшие возможности. Может быть, для вас это будут Дубаи, или Буэнос-Айрес, Прага, Макао.

И может быть, что Goldman Sachs, Morgan Stanley, Lehman Brothers, Citigroup и JP Morgan Chase, бесспорно являющиеся наиболее важными мировыми компаниями в сфере финансовых услуг, для новичка не предоставят наибольших возможностей. Может, для вас нужна совсем другая финансовая компания, например, Paypal.

Тогда необходимо принять решение — или же склониться к консервативности и придерживаться наиболее значимого на данный момент места и компаний мотивируя это тем, что они по-прежнему являются основными источниками изменений в отрасли, или же избрать агрессивную стратегию и пойти куда-либо или в какую-либо компанию, которая растет, развивается и могла бы представить собой пробивную силу изменений, таким образом, давая даже большие возможности.

В любом случае, как поют Pink Floyd, «направьтесь к сердцу Солнца» — убедитесь, что вы направляетесь туда, где происходят действия, где имеются наибольшие возможности в вашей сфере, поскольку вы на это нацелены. Не тратьте впустую время в компаниях второго и третьего разряда, у которых нет четкой миссии, позволяющей им занять доминирующую позицию на своем рынке.

Третье правило:

В быстроменяющейся отрасли, например, высоких технологий, лучшим местом для приобретения опыта в начале карьерного пути являются молодые, быстрорастущие компании.

(Это не всегда так в случае более старых и устоявшихся отраслей, но это не те отрасли, о которых мы говорим.)

Существует целый ряд плюсов, которые вы получаете, идя работать в молодую, быстрорастущую компанию:

  • Вам придется заниматься множеством вещей. В такой компании будет так много вещей, которыми можно и нужно заняться, что вы сможете взять на себя все, что осилите. А это значит, что вы быстро приобретете опыт и навыки.
  • Вероятно, вы быстро продвинетесь по службе. Быстрорастущим компаниям характерна хроническая нехватка людей, которые могли бы занять все важные новые лидерские позиции, которые появляются постоянно. Если вы напористы и хорошо работаете, карьерный рост будет быстрым и легким.
  • Вы привыкнете работать в активном, быстро меняющемся окружении с энергичными сотрудниками и высокими ожиданиями. Это сравнимо с подготовкой к марафону с утяжелителями — если дальше в вашей карьере вы попадете в большую компанию, вы оставите всех далеко позади. А если когда-то попадете в новую компанию — будете готовы к интенсивной работе.
  • Плюс получения репутации. Если в вашем резюме засветилась бы в начале 90-х Silicon Graphics, или же Netscape в середине 90-х, eBay в конце 90-х, или Paypal с начала 2000-х, или Google в середине 2000-х, оно стало бы настолько же ценным, насколько и любая высокая научная степень — это постоянный источник авторитета.

В отличие от больших компаний: работа на большую компанию учит вас работать на большую компанию. То, как функционируют большие компании, обычно характерно только для них. Итак, работа на большую компанию — это часто утверждение того, что вы планируете в течение всей карьеры в таких же компаниях и работать — и многие люди очень радуются такой перспективе, но я сомневаюсь, что вы стремитесь к этому, если читаете эту публикацию.

В отличие от работы в новообразованных компаниях: начиная карьерный путь, необходимо понимать, что «сырые» новые компании очень различны в плане приобретаемого вами опыта. Некоторые из них могут быть очень полезными, но во многих руководство не выдерживает критики и они ничего выдающегося не достигнут. Наверняка, было бы лучше пойти в преуспевающую компанию, приобрести опыт и навыки, а вот потом идти в новую компанию.

В отличие от работы в заурядных маленьких или средних нерастущих компаниях: это — самый лучший выбор, если вы никуда не хотите идти сами. Если вы застрянете в одной из них, либо придумайте, как вывести из тупика компанию и «разогнать» ее, либо выходите из этого тупика сами.

Но здесь следует предостережение:

Не будьте «солдатом на лето» — не идите работать в компанию, которая уже преуспевает, затем увольняясь, когда дела начинают идти плохо.

Любой специалист по подбору персонала до самого конца вашей карьеры сможет прочитать это между строк вашего резюме — просто взглянув на даты.
Бысторастущие компании практически всегда сталкиваются с «лежачими полицейскими» на своем пути — а то и огромными колдобинами. Что-то идет не так, как надо. И опыт прохождения тяжелых отрезков пути будет ключевой частью вашего обучения в реальном мире — и будет служить вам всю вашу жизнь, особенно если когда-то вы организуете свою собственную компанию.

И, когда вы научитесь расправляться с трудностями в быстрорастущей компании, — можете идти в новую компанию.

Выбор того, к какой бы новой компании присоединиться, пожалуй, заслуживает отдельной публикации. Но, вкратце, ищите ту компанию, продукция которой вам знакома, подумайте, как бы она могла вписаться в очень большой рынок, и действительно ли вам нравятся и вызывают уважение люди, которые там уже работают.

Или же — организуйте вашу собственную компанию.

Если ваша новая компания терпит неудачу, идите в другую. Если распадается и эта, возвращайтесь в быстрорастущую компанию для новой строчки в резюме, получения дополнительных навыков и опыта. А потом организуйте еще одну компанию. Повторяйте до того момента, как вы измените мир.

В конце концов, каждая работа, на которую вы идете, и каждая роль, которую выбираете, всегда будет представлять собой тактическую возможность и стратегическую возможность.

Тактическая возможность очевидна: нахвататься всего полезного и обрести имя — получить навыки и опыт, который будет полезен вам в будущем, и причем настолько хорошо, что каждый ваш коллега будет петь вам дифирамбы до конца ваших дней.

Стратегическая возможность менее очевидна, и ее часто упускают из внимания.

Каждая работа, каждая роль, каждая компания, в которую вы идете — это возможность научиться тому, как работает бизнес и отрасль.

Изучите все о бизнесе и отрасли, в которой вы работаете.

Мыслите стратегически: как бы я мог основать подобную компанию сегодня? Или же, если бы я сейчас основывал компанию в этой отрасли, чем бы она отличалась от данной компании? Почему эта компания и остальные компании в отрасли занимаются именно тем, чем занимаются? Что лежит в основе их поведения? Должны ли эти основы измениться? Как бы эта отрасль могла бы функционировать иначе? Какие клиенты не до конца охвачены? Какие новые технологии могли бы полностью все изменить? Как обстояли дела 10 лет назад в сравнении с сегодняшним днем, в сравнении с днем через 10 лет? И мой любимый вопрос: если бы основатели отрасли занимались бы этим сегодня, что бы они делали сейчас?

В новом сериале канала FX Damages, молодая юристка Эллен Парсонс устроилась на работу в знаменитую юридическую компанию Hewes and Associates, которой руководит легендарная, безжалостная и аморальная Пэтти Хьюз. Эллен, растерявшись из-за интенсивности нахлынувшего нового опыта в Hewes and Associates, спрашивает своего куратора Холлис Най, что ей делать:


Холлис Най: Мой тебе совет, Эллен, перестань пытаться понять Пэтти. Ее никогда не изменишь, а вот она тебя изменит.

Эллен: Как?

Най: Дав тебе доступ к тому, как она мыслит. Ты на это пошла; так что теперь затаись и просто работай. Ты же для этого здесь, так?

Эллен: Да.

Най: Тогда не будь близорукой. Начинай использовать ее. Научись всему, чему можешь, а потом сматывайся, пока не поздно.

Эллен: А как я узнаю, что уже пора?

Най: А. Ну, об этом уже на следующей прогулке.

...и в следующей публикации.

  • Популярное

Нет комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Подписаться на комментарии