Путеводитель по законодательной активности
В конце октября Верховная Рада Украины рассмотрела во втором чтении законопроект № 8521 и приняла в целом закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности». Однако Президент Украины вернул проект на доработку, и в начале ноября он был повторно принят с учетом замечаний В. Януковича.
Изменений в тексте закона, которые бы касались ИТ-отрасли, замечено не было. На данный момент он еще не подписан Президентом Украины, но общество, малый и средний бизнес уже активно его изучают.
Давайте посмотрим, как повлияет закон на работу ИТ-компаний?
Не секрет, что многие компании в связи с большой налоговой нагрузкой в Украине на юридических лиц работают по схеме субъектов предпринимательской деятельности (СПД) на едином налоге.
Законом установлено, что субъекты хозяйствования, применяющие «упрощенку», делятся на следующие группы:
- Физические лица — предприниматели, не использующие труд наемных работников, осуществляющие исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках или предоставляющие бытовые услуги населению, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150 000 гривен. Эта первая группа будет платить налог от 1 до 10% от минимальной заработной платы на 1 января текущего года в месяц;
- физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога или населению, производство и продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства при условии, что в течение календарного года соответствуют таким критериям: не используют труд наемных работников или используют в количестве, не превышающем 10 человек одновременно; объем их дохода должен не превышать 1 000 000 гривен. Ко второй группе не относятся физлица-предприниматели, занимающиеся посредничеством в купле-продаже, аренде, оценке недвижимого имущества (гр.70.31 КВЭД ДК 009:2005), — они относятся к третьей группе, при условии соответствия остальным ее требованиям. Эта вторая группа будет платить от 2 до 20% в месяц от минимальной заработной платы в зависимости от решения местных советов;
- физические лица — предприниматели, в течение года соответствующие совокупности следующих требований: не использующие труд наемных лиц или использующие не более 10 человек одновременно; объем дохода которых не превышает 3 000 000 гривен. Размер налога для третьей группы от 3% (при регистрации плательщиком НДС) и 5% (без учета НДС) от дохода;
- юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, в течение года соответствующие совокупности следующих требований: среднеучётное количество работников не превышает 50 человек; объем дохода не превышает 5 000 000 гривен. Размер налога для четвертой группы от 3% (при регистрации плательщиком НДС) и 5% (без учета НДС) от дохода.
Объемы полученного годового дохода ИТ-компаний обычно превышают 1 000 000 грн, поэтому сотрудники ИТ-компаний, скорее всего, будут в
Регистрацию ИТ-компаний в 4 группе — юридических лиц, — можно отмести сразу. Во-первых, ограничение годового оборота в 5 000 000 грн для ИТ-компании, как юридического лица, неприемлемо. Их годовой оборот больше. Во-вторых, такое юридическое лицо обязательно будет плательщиком НДС, так как порог оборота в 300 тыс. грн компания может достичь и за один месяц своей работы. В совокупности с единым налогом — 3%, нагрузкой на фонд заработной платы в виде единого социального взноса (36,76% + 3,6%) и налога на доход (15% или 17%), расходами на ведение бухгалтерии, на аренду, на интернет и приобретение компьютеров и т.д., ведение бизнеса крупными компаниями по этой схеме становится просто не выгодным.
Экскурс в новейшую историю
Год назад при принятии Налогового Кодекса после долгих дебатов депутаты большинством утвердили норму (подпункт 139.1.12 НК) , согласно которой с 1 апреля 2011 г. вступили в силу новые положения по налогу на прибыль, в том числе норма, позволяющая относить расходы за услуги в сфере информатизации, оказанные частными предпринимателями (плательщиками единого налога), на затраты предприятий. Эта норма позволила СПД-плательщикам единого налога работать с юридическими лицами с 01.04.2011 г.
Принятым Налоговым кодексом в подпункте 196.1.14 кодекса было также установлено, что с 1 января 2011 г. услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставления консультаций по вопросам информатизации, предоставление информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем, не попадали в категорию услуг, которые являются предметом налогообложения НДС.
Согласно Классификатору видов экономической деятельности, под вышеуказанные определения подпадали также услуги регистрации доменных имен, хостинга и другие виды деятельности относящиеся к классу 72, в частности, разработка веб-сайтов.
Но 19 мая 2011 г. Верховная Рада восстановила уплату НДС на услуги в сфере информатизации, консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера. За соответствующий законопроект № 8321 во втором чтении проголосовали 226 народных депутатов.
В соответствии с принятым законопроектом налогом на добавленную стоимость облагаются услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения; обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации; предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.
ИТ-реформа
Правительство и ИТ-сообщество уже не раз обсуждали изменения в законодательстве, относящемся к индустрии разработки ПО. 2 июня 2011 г. прошла встреча представителей ИТ-бизнеса с Премьером Украины Н. Азаровым, по результатам которой была создана рабочая группа для изменения налогового законодательства с целью стимулирования легальной работы ИТ-компаний.
В результате работы этой группы 22.09.2011 г. профильные комитеты Верховной Рады высказались в поддержку законопроектов, с помощью которых предлагается провести эксперимент для предприятий ИТ-отрасли.
Как сообщало агентство ЛІГАБізнесІнформ, речь идет о законопроектах №№ 8267 и 8268, внесенных в ВР в марте этого года. Проекты предполагают введение льготных налоговых и социальных отчислений для участников эксперимента на период до 2017 года.
Проект № 8267 устанавливает критерии для определения ИТ-компаний как юридического лица, а также существенно снижает нагрузку на фонд заработной платы в виде единого социального взноса. Проект № 8268 предлагает налог на прибыль для юридических лиц ИТ-бизнеса изменить ставку в 16%, а налог на доход уменьшить до 10%. Но пока эти законопроекты ещё не приняты, поэтому ИТ-компаниям придётся работать по схеме СПД на едином налоге, попадающим в
При работе по этой схеме налогообложения у ИТ-компаний также могут возникнуть сложности в связи с тем, что СПД-единоналожникам придется вновь регистрироваться плательщиками НДС. Новым законом установлено, что при оказании услуг юридическим лицам — плательщикам НДС на сумму свыше 300 тыс грн, СПД также обязан зарегистрироваться плательщиком НДС. То есть фактически с оборота будет уплачиваться −20% НДС (ведь сумма налогового кредита по НДС в этой сфере бизнеса небольшая) + 3% единого налога. Всего — 23%, что также немалая сумма. Если к этому прибавить единый социальный взнос и фактические расходы на ведение бизнеса, то прибыль этих компаний по прогнозам специалистов составит в среднем 15% от дохода.
Фактически законом об упрощенной системе налогообложения власть в Украине поддерживает предпринимателей и малый бизнес, но не оставляет шансов для легальной работы ИТ-компаний в качестве юридических лиц.
Нельзя обойти стороной и ту новость, что недавно Кабмин одобрил проект закона «О внутренней торговле», поданный Госкомпредпринимательства, который регламентирует деятельность интернет-магазинов в Украине. Если законопроект будет утвержден Верховной Радой, все онлайн-витрины будут обязаны иметь офисные и складские помещения.
Правительству не хватает доходов бюджета Украины для увеличения социальной поддержки населения, увеличения заработных плат в бюджетной сфере, увеличения государственных инвестиций в различные отрасли экономики страны, но при этом не создаются условия на законодательном уровне для развития ИТ-отрасли, которая может принести экономике Украины колоссальные инвестиции в виде миллиардов долларов, создание новых рабочих мест, эффект «быстрых денег» в доходах украинского бюджета.
В конце 2010 г. авторитетным агентством «Партнер» из 72 стран мира были определены и рекомендованы 30 стран, куда стоит переносить ИТ-отделы. Эти государства, отмечают аналитики, смогут выиграть от экономического кризиса, поскольку компании, которые вынуждены уменьшать расходы, в поисках дешевых компьютерщиков будут переводить туда часть бизнеса. Во внимание принимались такие факторы, как язык, поддержка правительства, наличие специалистов, инфраструктуры и системы образования, расходы, политическая и экономическая ситуация, защита от интеллектуального пиратства.
Пока из 72 стран мира, ситуация в которых изучалась, неизменно лидируют Бразилия, Индия, Россия и Китай. Украина — на
* При подготовке статьи были использованы материалы еженедельных Дайджестов на dou.ua
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
26 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.