Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Путеводитель по законодательной активности

В конце октября Верховная Рада Украины рассмотрела во втором чтении законопроект № 8521 и приняла в целом закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности». Однако Президент Украины вернул проект на доработку, и в начале ноября он был повторно принят с учетом замечаний В. Януковича.

Изменений в тексте закона, которые бы касались ИТ-отрасли, замечено не было. На данный момент он еще не подписан Президентом Украины, но общество, малый и средний бизнес уже активно его изучают.


© <jay-weird>

Давайте посмотрим, как повлияет закон на работу ИТ-компаний?

Не секрет, что многие компании в связи с большой налоговой нагрузкой в Украине на юридических лиц работают по схеме субъектов предпринимательской деятельности (СПД) на едином налоге.

Законом установлено, что субъекты хозяйствования, применяющие «упрощенку», делятся на следующие группы:

  • Физические лица — предприниматели, не использующие труд наемных работников, осуществляющие исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках или предоставляющие бытовые услуги населению, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150 000 гривен. Эта первая группа будет платить налог от 1 до 10% от минимальной заработной платы на 1 января текущего года в месяц;
  • физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога или населению, производство и продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства при условии, что в течение календарного года соответствуют таким критериям: не используют труд наемных работников или используют в количестве, не превышающем 10 человек одновременно; объем их дохода должен не превышать 1 000 000 гривен. Ко второй группе не относятся физлица-предприниматели, занимающиеся посредничеством в купле-продаже, аренде, оценке недвижимого имущества (гр.70.31 КВЭД ДК 009:2005), — они относятся к третьей группе, при условии соответствия остальным ее требованиям. Эта вторая группа будет платить от 2 до 20% в месяц от минимальной заработной платы в зависимости от решения местных советов;
  • физические лица — предприниматели, в течение года соответствующие совокупности следующих требований: не использующие труд наемных лиц или использующие не более 10 человек одновременно; объем дохода которых не превышает 3 000 000 гривен. Размер налога для третьей группы от 3% (при регистрации плательщиком НДС) и 5% (без учета НДС) от дохода;
  • юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, в течение года соответствующие совокупности следующих требований: среднеучётное количество работников не превышает 50 человек; объем дохода не превышает 5 000 000 гривен. Размер налога для четвертой группы от 3% (при регистрации плательщиком НДС) и 5% (без учета НДС) от дохода.

Объемы полученного годового дохода ИТ-компаний обычно превышают 1 000 000 грн, поэтому сотрудники ИТ-компаний, скорее всего, будут в 3-й группе, в которой размер годового дохода ограничен 3 000 000 грн, а максимальное количество наёмных работников составляет 10 чел. К слову, в ходе обсуждения этого закона была принята поправка с увеличением численности наемных работников для этой группы до 20 чел. Налог предприниматели 3-й группы будут уплачивать с дохода — 3% в случае регистрации НДС и 5% — без неё.

Регистрацию ИТ-компаний в 4 группе — юридических лиц, — можно отмести сразу. Во-первых, ограничение годового оборота в 5 000 000 грн для ИТ-компании, как юридического лица, неприемлемо. Их годовой оборот больше. Во-вторых, такое юридическое лицо обязательно будет плательщиком НДС, так как порог оборота в 300 тыс. грн компания может достичь и за один месяц своей работы. В совокупности с единым налогом — 3%, нагрузкой на фонд заработной платы в виде единого социального взноса (36,76% + 3,6%) и налога на доход (15% или 17%), расходами на ведение бухгалтерии, на аренду, на интернет и приобретение компьютеров и т.д., ведение бизнеса крупными компаниями по этой схеме становится просто не выгодным.

Экскурс в новейшую историю

Год назад при принятии Налогового Кодекса после долгих дебатов депутаты большинством утвердили норму (подпункт 139.1.12 НК) , согласно которой с 1 апреля 2011 г. вступили в силу новые положения по налогу на прибыль, в том числе норма, позволяющая относить расходы за услуги в сфере информатизации, оказанные частными предпринимателями (плательщиками единого налога), на затраты предприятий. Эта норма позволила СПД-плательщикам единого налога работать с юридическими лицами с 01.04.2011 г.

Принятым Налоговым кодексом в подпункте 196.1.14 кодекса было также установлено, что с 1 января 2011 г. услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставления консультаций по вопросам информатизации, предоставление информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем, не попадали в категорию услуг, которые являются предметом налогообложения НДС.

Согласно Классификатору видов экономической деятельности, под вышеуказанные определения подпадали также услуги регистрации доменных имен, хостинга и другие виды деятельности относящиеся к классу 72, в частности, разработка веб-сайтов.

Но 19 мая 2011 г. Верховная Рада восстановила уплату НДС на услуги в сфере информатизации, консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера. За соответствующий законопроект № 8321 во втором чтении проголосовали 226 народных депутатов.

В соответствии с принятым законопроектом налогом на добавленную стоимость облагаются услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения; обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации; предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.

ИТ-реформа

Правительство и ИТ-сообщество уже не раз обсуждали изменения в законодательстве, относящемся к индустрии разработки ПО. 2 июня 2011 г. прошла встреча представителей ИТ-бизнеса с Премьером Украины Н. Азаровым, по результатам которой была создана рабочая группа для изменения налогового законодательства с целью стимулирования легальной работы ИТ-компаний.

В результате работы этой группы 22.09.2011 г. профильные комитеты Верховной Рады высказались в поддержку законопроектов, с помощью которых предлагается провести эксперимент для предприятий ИТ-отрасли.

Как сообщало агентство ЛІГАБізнесІнформ, речь идет о законопроектах №№ 8267 и 8268, внесенных в ВР в марте этого года. Проекты предполагают введение льготных налоговых и социальных отчислений для участников эксперимента на период до 2017 года.

Проект № 8267 устанавливает критерии для определения ИТ-компаний как юридического лица, а также существенно снижает нагрузку на фонд заработной платы в виде единого социального взноса. Проект № 8268 предлагает налог на прибыль для юридических лиц ИТ-бизнеса изменить ставку в 16%, а налог на доход уменьшить до 10%. Но пока эти законопроекты ещё не приняты, поэтому ИТ-компаниям придётся работать по схеме СПД на едином налоге, попадающим в 3-ю группу согласно готовящемуся к принятию закону.

При работе по этой схеме налогообложения у ИТ-компаний также могут возникнуть сложности в связи с тем, что СПД-единоналожникам придется вновь регистрироваться плательщиками НДС. Новым законом установлено, что при оказании услуг юридическим лицам — плательщикам НДС на сумму свыше 300 тыс грн, СПД также обязан зарегистрироваться плательщиком НДС. То есть фактически с оборота будет уплачиваться −20% НДС (ведь сумма налогового кредита по НДС в этой сфере бизнеса небольшая) + 3% единого налога. Всего — 23%, что также немалая сумма. Если к этому прибавить единый социальный взнос и фактические расходы на ведение бизнеса, то прибыль этих компаний по прогнозам специалистов составит в среднем 15% от дохода.

Фактически законом об упрощенной системе налогообложения власть в Украине поддерживает предпринимателей и малый бизнес, но не оставляет шансов для легальной работы ИТ-компаний в качестве юридических лиц.

Нельзя обойти стороной и ту новость, что недавно Кабмин одобрил проект закона «О внутренней торговле», поданный Госкомпредпринимательства, который регламентирует деятельность интернет-магазинов в Украине. Если законопроект будет утвержден Верховной Радой, все онлайн-витрины будут обязаны иметь офисные и складские помещения.

Правительству не хватает доходов бюджета Украины для увеличения социальной поддержки населения, увеличения заработных плат в бюджетной сфере, увеличения государственных инвестиций в различные отрасли экономики страны, но при этом не создаются условия на законодательном уровне для развития ИТ-отрасли, которая может принести экономике Украины колоссальные инвестиции в виде миллиардов долларов, создание новых рабочих мест, эффект «быстрых денег» в доходах украинского бюджета.

В конце 2010 г. авторитетным агентством «Партнер» из 72 стран мира были определены и рекомендованы 30 стран, куда стоит переносить ИТ-отделы. Эти государства, отмечают аналитики, смогут выиграть от экономического кризиса, поскольку компании, которые вынуждены уменьшать расходы, в поисках дешевых компьютерщиков будут переводить туда часть бизнеса. Во внимание принимались такие факторы, как язык, поддержка правительства, наличие специалистов, инфраструктуры и системы образования, расходы, политическая и экономическая ситуация, защита от интеллектуального пиратства.

Пока из 72 стран мира, ситуация в которых изучалась, неизменно лидируют Бразилия, Индия, Россия и Китай. Украина — на 13-м месте. Прошёл ещё один год, а ситуация для легальной работы ИТ-компаний в Украине не улучшилась.

* При подготовке статьи были использованы материалы еженедельных Дайджестов на dou.ua

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




26 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

А если ты на третей, что надо платить за сотрудников?

Только пенсионный сколько каждый хочет?

Из нового закона убрали норму — уплачивать 50% единого налога за наемных работников.Так что пока только — начисления на зарплату.

Есть вопрос, влияет ли наличие ВЭД ($ счета с движение по нему) на выбор группы. т.ее если я ЧП наемных работников нет доход до 1000000 могу я быть во второй группе ?

Нужно будет ждать разъяснений ГНА по услугам подпадающим во вторую группу.Перечень услуг будет утверждаться местными органами власти.Думаю ВЭД разрешат.)

плательщикам единого налога или населению

Получается что если при ведении ВЭД услуги предоставляются нерезидентам, то под вторую группу они не подпадают.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Можно поподробнее про НДС? Надо ли его платить вообще если услуга на экспорт? Или это зависит от оборота?

Насколько я понял, пока не превысил 300тыс грн, то не плательщик НДС, и не платишь его

СПД на упрощенной системе налогобложения обязан будет зарегистрироваться плательщиком НДС, если он в течении года оказывает услуги юридическим лицам, плательщикам НДС на сумму свыше 300 тыс грн.Цитата из нового закона:

г) у разі постачання платниками єдиного податку, які застосовують ставку єдиного податку в розмірі 5 відсотків, послуг (робіт) платникам податку на додану вартість, і обсяг такого постачання за останніх 12 календарних місяців сукупно перевищує обсяг, визначений пунктом 181.1 статі 181 розділу V цього Кодексу (300 тыс грн-прим. автора), такі платники зобов’язані зареєструватися платниками податку на додану вартість у порядку, встановленому розділом V цього Кодексу, і перейти на сплату єдиного податку за ставкою в розмірі 3 відсотки шляхом подання заяви щодо зміни ставки єдиного податку не пізніше ніж за 15 календарних днів до початку наступного календарного кварталу, в якому здійснено реєстрацію платником податку на додану вартість;

Ставка 3% будет применяться для тех упрощенцев, кто является плательщиком НДС.

Если СПД на упрощенной системе налогобложения в своей деятельности просто превысил свой оборот за год в 300 тыс грн, то он не обязан регистрироваться плательщиком НДС.Может работать и в 1 или 2-й группе.

Услуга на экспорт нерезиденту, а нерезидент не платит НДС, значит СПД на упрощенной системе регистрироватся плательщиком НДС не обязан, даже если оборот превышает 300 000 грн., правильно?

Типа да, но вот по поводу 1-ой и 2-ой группы у меня есть бааальшущие сомнения. Когда презик подпишет, нужно будет еще у юриста проконсультироваться по возможным нюансам.

Стаття 181. Вимоги щодо реєстрації осіб як платників податку

181.1. У разі якщо загальна сума від здійснення операцій з постачання товарів/послуг, що підлягають оподаткуванню згідно з цим розділом, у тому числі з використанням локальної або глобальної комп’ютерної мережі, нарахована (сплачена) такій особі протягом останніх 12 календарних місяців, сукупно перевищує 300 000 гривень (без урахування податку на додану вартість), така особа зобов’язана зареєструватися як платник податку в органі державної податкової служби за своїм місцезнаходженням (місцем проживання) з дотриманням вимог, передбачених статтею 183 цього Кодексу, крім особи, яка є платником єдиного податку.

Стаття 185. Визначення об’єкта оподаткування

г) вивезення товарів (супутніх послуг) у митному режимі експорту або реекспорту (далі — експорт);

187.1. Датою виникнення податкових зобов’язань з постачання товарів/послуг вважається дата, яка припадає на податковий період, протягом якого відбувається будь-яка з подій, що сталася раніше:

б) дата відвантаження товарів, а в разі експорту товарів ( дата оформлення митної декларації, що засвідчує факт перетинання митного кордону України, оформлена відповідно до вимог митного законодавства, а для послуг ( дата оформлення документа, що засвідчує факт постачання послуг платником податку.

195.1. За нульовою ставкою оподатковуються операції з:

195.1.1. експорту товарів (супутніх послуг), якщо їх експорт підтверджений митною декларацією, оформленою відповідно до вимог митного законодавства;

Смотреть ниже)

Алексей , оказание услуг на экспорт подпадает под НДС (ст.185 пункт г) Оборот выше 300 тыс грн по этой услуге — обязательна регистрация НДС (ст.181.1). А вот НДС Вы можете платить по нулевой ставке (ст.195.1.1)
Это нормы принятого НК . Возможно были какие-то изменения, нужно «лапатить» разъяснения ГНА, общаться с налоговиками и т.д. Это можно делать в конкретном случае. Объемная работа.

Когда подпишут новый закон по упрощ. системе, возможно не надо будет регистрироваться НДС, будут разъяснения.

Андрей,

в 181.1 четко сказано:

...крім особи, яка є платником єдиного податку.

.

Это требование с лимитом в 300 тыс грн не должно распространяться на единщиков.

Да. В 181.1 есть исключение единщиков.Значит при подписании нового закона надо ждать разъяснений.(

оказание услуг на экспорт подпадает под НДС (ст.185 пункт г)

Ви не праві. В цьому пункті чітко написано — мова йде про експорт ТОВАРІВ та СУПУТНІХ послуг. Це не має ніякого відношення до експорту послуг з розробки ПЗ. Тільки плутаєте читачів!

Уже разобрались — кроме плательщиков единого налога.
А по поводу Вашего замечания.
«послуги з розроблення, постачання та тестування програмного забезпечення» исключены из
ст 196.1. Не є об’єктом оподаткування операції з:
196.1.14. постачання послуг, визначених у підпункті «в» пункту 186.3 статті 186 цього Кодексу.
Законопроектом № 8321 от 19 мая 2011г. ст 196.1.14 исключена из НК.
Также вот определение товара в НК
14.1.244. товари - матеріальні та нематеріальні активи, у тому числі земельні ділянки, земельні частки (паї), а також цінні папери та деривативи, що використовуються у будь-яких операціях, крім операцій з їх випуску (емісії) та погашення.
В цілях оподаткування операцій з переміщення майна та енергії через митний кордон України термін «товари» вживається у значенні, визначеному Митним кодексом України;
А вот что такое нематериальные активы.

14.1.120. нематеріальні активи - право власності на результати інтелектуальної діяльності, у тому числі промислової власності, а також інші аналогічні права, визнані об’єктом права власності (інтелектуальної власності), право користування майном та майновими правами платника податку в установленому законодавством порядку, у тому числі набуті в установленому законодавством порядку права користування природними ресурсами, майном та майновими правами;

Недавние выводы комитета — Висновок Головного науково-експертного управління 27.10.2011

Крім того слід звернути увагу на те, що згідно з вимогами частини 2 статті 15 Закону України «Про захист економічної конкуренції» надання органами влади «окремим суб’єктам господарювання або групам суб’єктів господарювання пільг чи інших переваг, які ставлять їх у привілейоване становище стосовно конкурентів, що призводить або може призвести до недопущення, усунення, обмеження чи спотворення конкуренції» визнаються антиконкурентними діями влади.

Даже тут экспортеры металла боятся конкуренции...

Из приведённого вывода:
До того ж надання податкових пільг підприємствам певної галузі не відповідає принципу рівності усіх платників перед законом, недопущення будь-яких проявів податкової дискримінації  забезпечення однакового підходу до всіх платників податків незалежно від соціальної, расової, національної, релігійної приналежності, форми власності юридичної особи, громадянства фізичної особи, місця походження капіталу (підпункт 4.1.2 пункту 4.1 статті 4 розділу І Податкового кодексу України).

В принятом Налоговом кодексе есть налоговые льготы для целых отраслей!Власть двулична.

То есть если у меня есть СПД и доход не привышает 300 000 грн в год, я должен платить 5% ? Я правильно понял?

А фрилансер может попасть в группу 2? Или группа 2 может предоставлять услуги только местным частным лицам?

Перечня ещё нет.

— То есть если у меня есть СПД и доход не привышает 300 000 грн в год, я должен платить 5% ? Я правильно понял?

Вы будете выбирать между второй и третей группой плательщиков единого налога при наличии наёмных работников.Если у Вас нет наёмных работников и оказываемые услуги попадают под утверденный перечень из 40-ка услуг для 1 группы, то возможна работа и по 1 группе.

"

Регистрацию ИТ-компаний в 4 группе — юридических лиц, — можно отмести сразу. Во-первых, ограничение годового оборота в 5 000 000 грн для ИТ-компании, как юридического лица, неприемлемо. Их годовой оборот больше. Во-вторых, такое юридическое лицо обязательно будет плательщиком НДС, так как порог оборота в 300 тыс. грн компания может достичь и за один месяц своей работы. В совокупности с налогом на прибыль — 23%,

"

Не верное суждение, так как Юр.Лица которые работают по упрощенной схеме не платят налог на прибиль. Они платять либо 3% (с ведением полного НДС) либо 5% c оборота (дохода — тоесть денег которые получают на счет/касу(другими методами) в текущем отчетном периоде)

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Сергей Меренков — я посыпаю голову пеплом))

Извиняюсь перед сообществом.Здесь действительно ошибка, юрлица на упрощенной системе налогобложения не уплачивают налог на прибыль.Нужно отредактировать этот абзац в статье((

Підписатись на коментарі