Предложение университетам
Всем привет!
Хотел поделится некоторыми мыслями относительно того как и чему учат наших детей программистов в украинских универах. В последний месяц я услышал два тезиса которые я переварить не в состоянии, поэтому пишу тут.
Первый высказан профессором кафедры Информационных Систем — «хотите знать HTML — идите в ПТУ, здесь мы другим вещам учим». Тоесть перефразирую в контексте беседы — «хотите чтото делать руками — тут вас этому не научат». Однако, подумалось мне. Даже если предположить что в университетах готовят профессоров, то что за профессора такие получатся, которые проектировать и программировать не умеют? Опять же, зачем нам столько профессоров, когда молодых программистов готовых сразу к реальной работе выпускается очень мало? Кто будет собсно продукт создавать? За такими красивыми словесами университеты скрывают факт, что они не успевают за текущим прогрессом или не хотят успевать, что хуже... На кафедрах не поддерживается работа студентов над неким реальным проектом, чтобы на нем оттачивать теории и при этом не терять практических навыков.
Тут я оговорюсь — я не против академической науки, а очень даже за — без нее у нас не будет прогресса. WWW, Google и MP3 — продукты университетских лабораторий. Но нельзя забывать о практике — ведь теории начинаются от практических наблюдений, выявления закономерностей и проблем.
Второй тезис — «университеты не учат, они учат учится». Скажу — такие университеты надо разгонять, на их месте открывать хорошую библиотеку и полугодичные курсы «Научный подход — метод эффективного получения информации». Помнится фильм был — «Умница Уилл Хантинг» — там парень высшую математику по учебникам из библиотеки выучил. На моей памяти работу сразу после универа нашли те, кто вместо посещения лекций по Delphi читал C++ сидя дома. Сейчас эти же граждане проживают в США.
При бешеной популярности IT-образования сейчас, есть проблема более некрасивая — коммерциализация. Любой филиал ВУЗа сейчас предложит диплом системотехника или программиста. Но что они там преподают, и как — это тайна. В любом случае если я буду принимать на работу человека — я возьму на работу выпускника солидного ВУЗа, даже если этот выпускник болен «академизмом». Не думаю что такая ситуация интересна самим выпускникам. Как выход — сертификация Microsoft, MySQL, Cisco... Но и там бывает что ученики «натаскиваются» на экзамен по чудной книжке «test-king».
Вобщем подытожу свою нудоту. Мое предложение для преподавателей если вдруг кто прочтет: надо учить людей писать реальные приложения, не выходя за пределы университета. Я себе представляю, как я бы хотел учится:
- Университет (кафедра, шефское предприятие) выступает в роли заказчика продукта;
- Аналитики (студенты ИС старших курсов) анализируют требования и формализуют их;
- Менеджеры проекта (студенты кафедр менеджмента старших курсов) составляют план работ и рассчитывают необходимые ресурсы;
- Экономисты (студенты кафедр экономики) подсчитывают стоимость работ и экономический эффект (если продукт на продажу);
- После реальных переговоров с заказчиками и подписания договоров (договора составляются студентами-юристами старших курсов), архитекторы проекта
(1-2 студента старших курсов ИС) вырабатывают общую архитектуру проекта и распределяют задачи между группами программистов; - Группы программистов (студенты
3-4 курса) под руководством тим-лида (студент4-5 курса) разрабатывают проект; - Тестировщики и технические писатели из числа студентов младших курсов ИС делают свое дело;
- Студенты младших курсов вообще могут выступать «падаванами» у «джедаев»-старшекурсников, помогая им в выполнении задания, пусть даже это будет организация встреч или ведение документации;
- В качестве «менторов», помощников на всем продолжении проекта должны выступать либо профессора, либо ассистенты, такой себе «совет джедаев», который может подсказать с лучшими вариантами реализации или хотя бы помочь организационно;
Спасибо что дочитали до конца!
Родион Быков rodionbykov (a) yandex.ua
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
66 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.