×

Образование программистов (результаты опроса)

По результатам опроса developers.org.ua, только около половины программистов, получивших высшее образование, считают его достаточно ценным. Порядка 30% опрошенных хотели бы выбрать другой вуз или факультет.

Лучшими отечественными ВУЗами программсты считают киевские КПИ и университет им. Т. Шевченко, львовскую «Политехнику», харьковский ХНУРЭ, одесский политехнический и донецкий ДНТУ.

Было обработано 702 анкеты, львиная часть участвовавших в опросе — программисты до 30 лет. Опрос проводился с 13-го по 25 мая 2009 года.

Популярность и полезность ВУЗов

ВУЗ Количество анкет Полезность*
Киевский политехнический институт 144 (20,54%) 64%
Харьковский национальный университет радиоэлектроники 52 (7,32%) 58%
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко 47 (6,62%) 64%
Львовский национальный университет «Львовская политехника» 45 (6,34%) 42%
Днепропетровский национальный университет 33 (4,65%) 48%
Харьковский авиационный институт 29 (4,08%) 55%
Донецкий национальный технический университет 26 (3,66%) 62%
Харьковский политехнический институт 26 (3,66%) 38%
Львовский национальный университет имени Ивана Франко 23 (3,24%) 78%
Киевский национальный авиационный университет 18 (2,54%) 28%
Одесский национальный политехнический университет 16 (2,25%) 69%
Винницкий национальный технический университет 15 (2,11%) 40%
Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина 10 (1,41%) 90%
Другие 217 (30,96%) -

* Полезность — процент тех, кто на вопрос «Насколько ценным считаете полученное образование?» ответил «Достаточно ценным: полученные навыки и знания помогают в работе» или «Критически ценным: без него я не достиг бы того, чего достиг».

Порядка 30% опрошенных хотели бы выбрать другой вуз или факультет, больше всего было желающих закончить вместо своего вуза КПИ (27%), КНУ (13%), MIT (10%) и ХНУРЭ (5%).

Ценность полученного образования

Немного более половины опрошенных считают полученное образование ценным:
ценность

Интересно, что если рассматривать только тех, у кого зарплата выше среднего или намного выше среднего, картина почти не меняется.

Ценные знания, полученные в вузе

ценные знания

Кроме этих ответов, часто фигурируют «умение учиться», друзья, английский язык, а также «ничего».

Главные препятствия к получению хорошего образования

Половина препятствий связывается с вузами — слабая материальная база или преподавательский состав, 30% опрошенных считают главной преградой собственную лень:
препятствия
Также было несколько ответов о том что не было препятствий, или были все вышеперечисленные препятствия, много нареканий на учебную программу — о том что она устаревшая, оторвана от практики, много ненужных предметов и т. д.

Препятствия у тех, кто считает полученное образование в вузе полезным и тех кто считает его бесполезным различаются:



Препятствия полезного образования

Препятствия


Препятствия бесполезного образования

Препятствия

Демография

Год окончания ВУЗа

Год окончания

Должность

Должность

Доход в сравнении с другими специалистами:

Доход

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




43 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Да, кактус прав: с дипломом пищевого и универов его уровня знания до одного места: сам, к сожалению, там учусь... Слабый университет! Не стоит туда поступать!

Образование даёт контекст для дальнейшего развития, определяет круг интересов и людей. Всё.В целом, если бы мне 6 лет назад сказали что я буду учиться в институте для того чтобы потом фиксить гаВно-код и гаВно-баги (читай заниматься «аутсорсингом» ), я бы отказался от этого «института».

2 cactus, с хорошими знаниями — диплом до одного места. у меня есть знакомые программисты, весьма хорошие специалисты в своей области, с дипломами меда, биофака, без дипломов. главное — голова:)

Заканчиваю Киевкий Пищевой Универ — с таким дипломом мои знания до одного места (

Статистически опрос не является репрезентативным, т.к. мы проводили его среди читателей сайта, а не строили правильную статистическую панель (т.к. это очень затратно).

Очень интересный опрос — особенно он должен быть интересен тем, кто занимается образованием в сфере ИТ, деканам соотвествующих факультетов. В опросе участвовало 702 анкеты, т.е. нужно полагать, что было опрошено 702 человека. А вот интересно какая при этом получилась статистическая ошибка? Сколько всего в Украине программистов (или людей, связанных с ИТ) или сколько выпускников в этой сфере было выпущено ВУЗами за последние 20−30 лет?

"Зачем, батенька, географию учить, ведь извозчик есть."©

Находятся же ещё чудики, которые считают существенную часть своей/чужой жизни бесполезной:) P.S. Ну вы поняли, да?; -)

Находятся же ещё чудики, которые считают наше образование полезным:). Вам и в армии наверное понравилось бы, если поискать там тоже можно найти много полезного:)

Rostyslav H. — откуда у универа метод-база для того, чтобы давать тебе контроль версий и спецификации? и смысл их таким как ты давать, если вы основ не знаете. Тебе дают только направление, в котором ты САМ должен развиватся. Или логика такова — выучил буквы, давай бадяжить техумовы???

ИППТ при НУ «Львовская политехника» 3 курс... Предмет «Объектно ориентированное программирования» на котором за полгода полностью изучается С/C++/OOP одновременно, студенты на лабораторных сдают преподавателю вместо программ на С++... html код!!! и он спокойно принимает лабораторные...Вот такое было, и еще куча подобных примеров...: ((И еще заметил, что большинство преподавателей никогда реально не работали в той области что преподают, приходит «студент» после аспирантуры на кафедру ему говорят что он будет преподавать вот этот курс, он читает C++ для чайников за лето и идет учить! Сдавал 9.06.2009 гос. экзамен (закончил младшего специалиста), задачей третьего уровня была: «Задано 15 чисел. Написать программу которая выводить количество положительных чисел».Интересно куда бы меня взяли на работу с такими знаниями... Про системы управления версиями, IDE, линукс, составления технических заданий, спецификации и т.п. там вообще никто не знает.

gladimdimНе было желания даже совать нос на бюджет, меньше проблем будет потом.В каждом городе ситуация по разному состоит. Давайте прекратим дисскусию. Не в то русло пошло.anonymousПреклоняюсь перед тобой, пацанчик с района;)

Я просто смотрю ребята на вас, вижу, что живете в столицах и понтов не занимать, будьте попроще, вы может и хорошие специ, но ели так ведете разговор в коллективе вам морды бить будут;)

Опа, четкая быдлота поприежала. Кому ты клоун морды будешь бить? Ты хоть штангу или боксерскую перчатку в жизни видел? Иди хоумпэйдж на жумле делай, а то сейчас кризис, будешь на доу много флудить отправят назад в село быков доить.

Jeje, вы выразили мысль, что невозможно учится в избранных университетах и работать на старших курсах. в этом нет ничего сложного, если вкладывать силы и шевелится:) Вас же никто не заставлял идти на контракт. В КПИ на первый уровень только школьники, которые интеграл в глаза не видели, не могли поступить. Кто первый раз на вступительном экзамене увидел — пошли на контракт. Надо было усерднее готовится к поступлению, вот бы и не попали на контракт.

Эх, что-то вы пургу несете, товарищи: 1. если контрактник это не значит что интеграла не видел, это значит 40 быдлобюджетников пролезли в щель без мыла благодаря папам-мамам, примеры: — знакомый MVP не поступил в КПИ, а в ХПИ смог только на контракт, потом перешел на бюджет- мне не хватило одного бала до максимума, я тоже пошел на контракт, перешел на бюджет, сейчас работаю в хорошей конторе с оборотом в 10 млн. долларов в год и филиалами в разных странах2. ВСЕ АБСОЛЮТНО ПРОБЛЕМЫ ИЗ-ЗА ВОСПИТАНИЯ, хватит ныть жаловаться 3, 14здеть что вам хреново, а где-то лучше, перестаньте материться при детях и упоминать что вам хреново, чему вы их учите, жаловаться? Вы курите, а стоя рядом с урной в нее кидаете или как попало, зато круто и небрежно? Пример: в Украине, в частности в Харькове такое мнение у нас уже президентом стал бывший ЗЕК! и другой зек имеет самые большие шансы стать МЕРОМ!... как в стран, в которой все писают кипятком от того что ими руководит быдло может быть хоть что-то хорошее? 3. сейчас читаю книгу «Русские проблемы в английской речи», так вот, на 200% согласен с их мнением, язык определяет культуру и поведение личности... ответьте кто чаще грустить, тот кто знает что значит это слово или тот, кто о нем никогда не слышал? Надо менять сознание, речь, начинать со своих семей...

gladimdimА в с анонимом не братья? А то так хвалено выражаетесь, смотрите на деле не прогорите только;) Я всегда выбираю разумные пути.

со мной учились контрактники, которые сами себе на учебу зарабатывали и шарили в 5 раз круче бюджетников

Повторюсь, был контрактником, и зарабатывал себе на образование с первого курса. Вопрос в другом, зачем я должен отдавать деньги в никуда, если могу платить в два раза меньше.Я просто смотрю ребята на вас, вижу, что живете в столицах и понтов не занимать, будьте попроще, вы может и хорошие специ, но ели так ведете разговор в коллективе вам морды бить будут;)

про полную бесполезность высшего образования в основном ноют те лузера, которые еле тянули университетскую программу или поступили на гавнофакультеты. это как если девушка не дала — значит уродина и проститутка. контрактники, за которых платят родители — им вообще насрать на образование, полная растительная жизнь, лишь бы родители отстали. потом бегают с мамами сдают сессии.интересно/не интересно учится — лично у меня на кафедре, если тема курсовой не нравилась (или сама тематика курса) — можно без проблем было договорится с преподом делать то, что ему нужно и интересно тебе. я так с 3 по 5 курс курсачи и делал. Jeje

Учится на бюджете на хорошем факультете в одном из лучших вузов страныда, да, рассказывай сказки дальше

учился в КПИ ФИОТ, работаю с 3-го курса (на пол ставки), с 4-го полный рабочий день, в глобале был проект с 14 до 22.:) средний бал 4.4, звезд с неба никогда не хватал. не вижу никаких сложностей в этом. Вы видать из зажопинска, раз для вас 11к грн в год это астрономическая цифра. со мной учились контрактники, которые сами себе на учебу зарабатывали и шарили в 5 раз круче бюджетников, так кто они по вашему?

Харьковский политех в анусе: (Насчет образования, задача универа — заинтересовать. Сказать где почитать. Но уж никак не разжевывать материал на лекциях, отбивая всякую охоту учиться.

Статистика популярности/полезности вузов не отражает истинную картину: КПИ выпускает больше народу чем ДГМА, ДГМА — это вуз на периферии, но это не значит, что он хуже или менее полезнее. Поэтому сравнение ВУЗов — некорректное дело. Все вузы хороши, в плохие никто не идет учиться, и обычно они долго не живут. Что дало мне образование — это связи + устройство на работу + общение с людьми+первая любовь + друзья на всю жизнь.:) Хотя повторить весь тот путь заново я бы не захотел: я люблю спать и поздно вставать.:)

Часто второе появляется после первого. Например, я вижу в расписании новый предмет, его название мне говорит о том что дисциплина должна быть интересной. На вступительной лекции все было мега-интересно и многообещающе.Но потом, по мере продолжения лекций, четко видно что преподаватель начинает нести чушь. Даже не то чтобы чушь, а просто понимаешь что это совсем не то что хотел бы знать (слышать на лекции). И полностью теряется интерес к предмету.

Можно пример, пожалуйста? Не совсем понимаю, как можно хотеть знать что-то (слышать на лекции), о чем до окончания курса Вы не имеете полного представления...

Очень интересно, что те, кто считают образование полезным, чаще ищут препятствия в самих себе, а те, для кого оно было бесполезным, ищут скорее внешние причины: -)

Мне кажется, что позиция «образование мне ничего не дало» может быть обусловлена не только недостаточным качеством программы, а и недостаточным усердием и желанием субъекта опроса обучаться.

Часто второе появляется после первого. Например, я вижу в расписании новый предмет, его название мне говорит о томчто дисциплина должна быть интересной. На вступительной лекции все было мега-интересно и многообещающе.Но потом, по мере продолжения лекций, четко видно что преподаватель начинает нести чушь. Даже не то чтобы чушь, а простопонимаешь что это совсем не то что хотел бы знать (слышать на лекции). И полностью теряется интерес к предмету.

> Например, когда я учился, у нас на 5 м курсе было 7 предметов, где нам постоянно рассказывали про транзисторы, микросхемы и какие-то агрегатные установки. Зачем? Когда уже практически все студенты работают (программисты, дизайнеры, кодеры и тестеры).dexter, похоже, на вашей кафедре готовят отнюдь не программистов, дизайнеров, кодеров или тестеров, а совсем других специалистов. Так чему же Вы удивляетесь? Вы работаете не по той специальности, на которую поступали учиться, а многие изначально поступают не на ту специальность, по которой собираются работать, — так при чем же здесь ВУЗ? И что при этом надо «менять в нашем образовании»?

Интересно было бы добавить в опрос вопросы типа: ходили ли вы на лекции?; вели ли вы конспекты?; помните ли вы названия предметов, которые изучали?; сколько курсов вы закончили?; и т.д.Мне кажется, что позиция «образование мне ничего не дало» может быть обусловлена не только недостаточным качеством программы, а и недостаточным усердием и желанием субъекта опроса обучаться. Так что опрос, конечно, интересный, но субъективный. Я бы по нему не стал делать никаких выводов.

Цікаво було б дізнатись кореляцію між зарплатою і корисністю освіти. Наприклад, чи вважають корисною освіту керівники, чи менеджери проектів, чи люди з з/п вище середньої

Дописав: Интересно, что если рассматривать только тех, у кого зарплата выше среднего или намного выше среднего, картина почти не меняется.

Дякую, дуже корисне дослідження. Сподіваюся, будуть ще такі самі і подібні;) Щодо відгуків читачів, підтримую ( “солідаризуюсь” ) з такими: * Цікаво було б дізнатись кореляцію між зарплатою і корисністю освіти. Наприклад, чи вважають корисною освіту керівники, чи менеджери проектів, чи люди з з/п вище середньої (Olexiy 10.06.2009 в 18: 00) * Как бы не хвалили наше высшее образование за границей, но ему еще есть куда рости. 45% (Бесполезное + не достаточно ценное) вообще не посчитали что оно надо, кошмар какой-то (dexter 10.06.2009 в 18: 33) ... і з * 702 анкеты. маловато... (Antony 10.06.2009 в 18: 16) також.

Извини, но у меня ощущение, что я разговариваю с мажором, которому it до одного места и посидеть на шее у родителей, это как пить дать.

Учится на бюджете на хорошем факультете в одном из лучших вузов страны

да, да, рассказывай сказки дальше;)

Да и согласись, все очень сложно, учебная система неповоротлива у нас. Читают абы что, порою

Еще раз: наше образование это способ 5 лет читать книжки с амазона не парясь о деньгах, квартире и тд.10−15к гривен в год это не проблема. Учится на бюджете на хорошем факультете в одном из лучших вузов страны и при этом работать на старших курсах тоже не проблема.

Вуз дает отличную возможность сидя на шее у родителей

Что-то я не видел еще ни одной такой шеи, которая без проблем тянуло пятилетнее образование в 10−15к грн:) Самообразованием я прекрасно занимаюсь и без вузов, посещая курсы, тренинги, конференции, книги, форумы, проф.соц.сети.Да, возможно я потерял, то, чему меня могли обучить в нормальном вузе, только вот реально нормальных сколько? А в моем ли они городе или на другом конце страны? То, что находится в топ500, отличается от наших вызов кардинально, даже сравнивать не нужно и думать чтобы было если...:) Я просто уже знаю чего мне не хватает и потихоньку подтягиваю, без помощи пенсионеров-академиков:) Я всегда вспоминаю разговор свой с профессором, года 3 назад, когда он утверждал, что экскаватор, который заменил 10 землекопов — это плохо, какие дальше выводы?: DУ каждого свой путь. Кто-то и без универа достигает высот.Да и согласись, все очень сложно, учебная система неповоротлива у нас. Читают абы что, порою

В наше время протирать 5 лет штаны — неоправданный поступок.

Протирать штаны — нет, заниматься самообразованием — да. Вуз дает отличную возможность сидя на шее у родителей что-то полезное выучить. Кстати, ты правда думаешь, что студенты вузов из топ500 «протирают штаны»?

в моей реальности бюджетные места существуют

Я давно уже понял, что бы быть хорошим специалистом, не нужно быть отличником, коих берут на бюджет. В наше время протирать 5 лет штаны — неоправданный поступок. А так, как на бюджете шкуру дерут еще как, работать невозможно:)

А кому они нужны? Государству вообще нужны студенты — нет

Не знаю кому они нужны, но знаю, что в моей реальности бюджетные места существуют:)

Бюджетные места есть

А кому они нужны? Государству вообще нужны студенты — нет

Если бы наши вузы попадали в топ500, мы бы там не учились, попросту не попали бы.

Ну, а кто бы там учился? Бюджетные места есть и на них могут претендовать только граждане Украины. В МГУ же не инопланетяне учатся, хотя я и слышал что их CS-факультет (ВМиК) тоже имеет довольно сомнительную ценность...

Если бы наши вузы попадали в топ500, мы бы там не учились, попросту не попали бы.

Как бы не хвалили наше высшее образование за границей, но ему еще есть куда рости.

Расскажите подробнее про Ваше высшее образование, которое хвалят за границей. О_оВ моей реальности все украинские вузы стабильно не попадают в мировой топ500. Единственный из вузов хСССР который туда попадает это МГУ.

2 Андрій Гусєв — так правильно. Є середнє. У 50% доходи вище середнього, у 50 — менше. Середній — все одно, що нижче середнього:)

Цікаво було б дізнатись кореляцію між зарплатою і корисністю освіти. Наприклад, чи вважають корисною освіту керівники, чи менеджери проектів, чи люди з з/п вище середньої

ну у нас как всегда: у 51% доходы выше среднего, и 46% не программисты, а руководители:)

Интересно, спасибо. Насчёт ВТУЗов скажу, что там учат думать (ну по-крайней мере в моём родном ХАИ, на моей родной 503й кафедре), а остальное — самообразование.

Ребята, спасибо за проделанную работу, информация действительно интересная.

Підписатись на коментарі