×Закрыть

Python вещей: первые шаги

Эта статья является адаптацией моего доклада «Python of things» с конференций Web Camp 2016 и SE2016.

Интернет вещей (англ. Internet of Things, IoT) — концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой.

Если вы, как и я, любите Python, программируете на Python, и вас не оставляет идея применить ваши навыки в мире физических вещей, то это статья именно для вас. Считаю необходимым сразу сделать оговорку, что речь пойдет не про суровый продакшн и выпуск IoT гаджетов миллионными тиражами, а скорее про всевозможные pet-проекты, которые приятно создавать на выходных в промежутке между дедлайнами.

Железо: что предлагает рынок

Итак, мы хотим микроконтроллер или одноплатный компьютер с возможностью программирования его на Python. Что нам может предложить рынок? Скажем прямо, что рынок не особо изобилует предложениями для таких запросов, но кое-что все же есть. А если точнее, то есть 3 основных варианта:

1) PyBoard — это плата с микроконтроллером STM32F405RG, программируемая на MicroPython. MicroPython — это форк третьего питона, оптимизированный для запуска на микроконтроллерах. Основной плюс данного варианта — это то, что тут, в отличие от следующих двух вариантов, мы имеем возможность программировать непосредственно микроконтроллер, у нас нет никаких операционных систем между нашим кодом и железом. То есть мы получаем быстрое и — самое главное — прогнозируемое время отклика на любую команду, не зависящее от загруженности операционной системы, запущенных в фоне процессов и тому подобное.

Минусы — это, как видно на фото, отсутствие какой-либо периферии из коробки, то есть Wi-Fi, Bluetooth, LAN etc нужно докупать, вооружаться паяльником и припаивать самостоятельно. Также к минусам можно отнести относительно высокую цену.

Если вы уже являетесь обладателем платы с микроконтроллером других производителей, то на некоторые из них тоже есть возможность установить MicroPython. С полным списком поддерживаемых плат можно ознакомиться здесь.

2) Intel GALILEO — это уже полноценный одноплатный компьютер на базе процессора Intel® QuarkTM SoC X1000 (это 32-битный процессор семейства Pentium, кто еще помнит такое семейство). На данном устройстве можно запускать различные сборки Linux, а также Windows 8 в качестве операционной системы.

Это устройство не является микроконтроллером в прямом смысле этого слова, но обладает всеми необходимыми цифровыми и аналоговыми выходами и входами для подключения внешних устройств. При этом оно «Arduino certified», то есть поддерживает все Arduino shield и прочие внешние устройства, совместимые с Arduino, которых на рынке немало. И что наиболее важно для нас, доступ ко всем этим входам и выходами можно получить при помощи Python. Также из коробки вы получаете Mini-PCI Express, USB и LAN (RJ45) интерфейсы.

3) Raspberry/Orange/Banana Pis — последнее в нашем списке, но не последнее по значению. Это плодово-ягодное семейство, о котором мы и будем более детально говорить в этой статье. Raspberry Pi — родоначальник данного семейства, представляет собой одноплатный компьютер на базе ARM процессора, на котором можно запустить различные сборки Linux, Android и даже Windows 10 (версия для Surface с ARM процессором). Конфигурация железа (память, процессор), а также наличие внешних интерфейсов — разное в разных версиях данного продукта.

Популярность «малины» не заставила долго ждать появления толп подражателей и тут же из поднебесной поехали всевозможные ее клоны — наиболее известные это Orange Pi и Banana Pi. Все они совместимы между собой и отличаются лишь конфигурацией железа и наличием/отсутствием тех или иных внешних интерфейсов из коробки. Далее речь в этой статье пойдет про программирование именно Raspberry Pi, но если у вас есть любой из его клонов, все что вы тут прочтете с 99% вероятностью будет релевантно и для вас.

Работа с Raspberry Pi

Итак, мы хотим использовать Raspberry Pi для подключения всевозможных внешних датчиков, кнопок, моторов, лампочек, переключателей и прочих атрибутов реального мира. Давайте разберемся, что у нас для этого есть.

Мы имеем 40-pin выход для всех наших устройств. Если кто из читателей достаточно стар, чтобы помнить винчестеры и не только, подключаемые через Parallel ATA, может заметить, что этот выход абсолютно идентичен, так что, если у вас остались старые IDE шлейфы, вы можете использовать их в качестве удлинителей.

Еще сразу же в глаза бросается тот факт, что в отличие от плат конкурентов, тут ни один pin не подписан. Так что надо либо запоминать, какой из них что делает, либо подписать (можно просто распечатать на бумажке подписи и надеть сверху, а можно приобрести специальные насадки с уже сделанными подписями для каждой ножки).

По функционалу все ножки можно разделить на 5 групп:
● GPIO (General-purpose input/output) — это программируемые пины, которые доступны вам для работы;
● Ground — земля;
● 3.3v и 5v — питание;
● EEPROM — для подключения EEPROM микросхем памяти (в принципе, их можно переопределять и использовать для других нужд, но без особой необходимости это делать не рекомендуется).

Также каждый пин имеет свой порядковый номер, по которому можно к нему обращаться из программы. Причем есть два способа нумерации — физический, где все номера расставлены по порядку, и второй, по словам создателей Raspberry, интуитивно понятный, где все номера расставлены по какому-то недоступному мне принципу:


Какой из способов использовать, вы решаете при инициализации GPIO в своей программе, после чего можете обращаться к пинам по их номеру.

Пример: зажигаем диод

Пора переходить от слов к делу, так что давайте для примера рассмотрим, пожалуй, самую простую схему, которую можно собрать — у нас есть диод, кнопка, и мы хотим, чтобы пока кнопка была нажата, диод светился, и чтобы переставал, когда мы ее отпускаем. Схема будет выглядеть так (на схеме изображена первая модель Raspberry, у которой было лишь 26 пинов):

Кнопка подключена с одной стороны к земле, а с другой — к программируемому пину (номер 16). Диод подключен одной ножкой к земле, а другой — к программируемому пину (номер 23). В данном примере при подключении диода использован 270Ω резистор, чтобы не сжечь диод (вычислить необходимое сопротивление резистора вы всегда можете сами, вспомнив несложные законы из школьной физики). Темы коротких замыканий и сжиганий мы еще коснемся, ибо сжечь все, в том числе и Raspberry, достаточно просто, к сожалению об этом я знаю не понаслышке :)

Программу, реализующую данный функционал мы разобьем на несколько логических частей.

Инициализация GPIO:

import RPi.GPIO as GPIO //(1)

GPIO.setmode(GPIO.BOARD) //(2)
# or GPIO.setmode(GPIO.BCM)

GPIO.setup(18, GPIO.IN, pull_up_down=GPIO.PUD_UP) //(3)
# or pull_up_down=GPIO.PUD_DOWN

GPIO.setup(23, GPIO.OUT) //(4)

(1) Если вы используете Raspbian — сборку Debian для Raspberry, которую предоставляют производители, то прямо из коробки вы получаете Python библиотеку RPi.GPIO, для доступа к PinBoard.

(2) Инициализируем PinBoard, при этом указываем вид нумерации пинов, который хотим использовать. GPIO.BOARD — физический, то есть пины нумеруются по порядку, GPIO.BCM — другой, «интуитивно понятный» вариант.

(3) Каждый из доступных для программирования пинов может быть определен как вход или выход, причем его «роль» можно изменять в процессе выполнения программы. Для определения состояния пина используется функция GPIO.setup, в которую мы передаем номер пина (в соответствии с выбранным нами ранее типом нумерации) и его состояние (GPIO.IN — вход, GPIO.OUT — выход).

Также для «входов» есть дополнительный параметр pull_up_down, который может принимать два значения — GPIO.PUD_UP и GPIO.PUD_DOWN. Разница в том будет ли подан ток на этот вход или нет, то есть мы можем использовать входы по-разному. В данном случае кнопка одним контактом подключена к земле, а вторым ко входу, на вход постоянно подается напряжение (pull_up_down = GPIO.PUD_UP). При нажатии кнопки оно замыкается с землей, и напряжение на входе падает. Падение напряжения и будет являться индикацией нажатия кнопки. Но мы можем сделать и наоборот: подключить кнопку одним контактом к источнику тока, а вторым ко входу и не подавать на него ток (pull_up_down = GPIO.PUD_DOWN). Тогда при нажатии кнопки ток на входе вырастет, и индикацией нажатия кнопки будет именно рост напряжения. Какой из вариантов выбрать, зависит от конкретной ситуации.

(4) Ну и 23-й пин мы инициализировал как выход. Выходы в Raspberry имеют два состояния: True и False — либо ток подается (3.3v), либо нет.

Жизненный цикл программы:

try:
while True:
	if GPIO.input(18) == False:
		GPIO.output(23, GPIO.HIGH)
	else
		GPIO.output(23, False)
finally:
GPIO.cleanup()

Весь жизненный цикл программы — это бесконечный цикл, в процессе которого мы постоянно опрашиваем наш вход и ждем False, то есть момента, когда напряжение на нем упадет. Если бы использовали вариант с pull_up_down = GPIO.PUD_DOWN, то мы ждали бы True, то есть когда напряжение вырастет. И если напряжение упало, то мы подаем на наш выход ток (GPIO.HIGH или True), то есть зажигаем диод. А когда кнопку отпускают, и напряжение снова вырастает, мы перестаем подавать ток на диод (GPIO.LOW или False).

Очень важное замечание по поводу cleanup: эта функция убирает напряжение со всех программируемых пинов, которые были под напряжением — иначе после завершения работы вашей программы, все пины, которые были под напряжением, по прежнему останутся под напряжением, что может привести к нежелательным последствиям. Например, самое банальное — вы сами случайно их чем-то замкнете, или более вероятный сценарий — внутри вашей схемы произошло короткое замыкание. В таком случае может быть два исхода: либо Raspberry успеет это заметить по резко выросшему потреблению энергии вашей программой и завершит ее по exception, либо не успеет заметить и сгорит. Во втором случае вашу «малину» уже ничто не спасет, а вот в первом, если вы использовали cleanup, то подача тока прекратится. Так что рекомендую всегда заканчивать ваши программы этой строчкой.

Использование callback-ов и PWM

Давайте слегка усложним задачу. Теперь я хочу, чтобы лампочка горела всегда, но по нажатию кнопки начинала гореть не так ярко. И — для разнообразия — оформим это в виде callback-ов.

Как уже говорилось выше, аналоговых выходов тут нет, и мы не может регулировать напряжение, но мы можем использовать PWM (Pulse-Width Modulation) и таким образом регулировать частоту и жизненный цикл сигналов.

PWM — это генератор импульсов, то есть ток подается не постоянно, а импульсами. И у него есть два основных параметра — это частота (сколько импульсов будет подаваться в течение секунды) и жизненный цикл (время жизни одного импульса, который может меняться от 0 до 100%). Например, мы установили частоту 500 Гц — это значит, что в течение 1 секунды будет произведено 500 импульсов, и жизненный цикл 100% — это значит, что импульсы полностью заполнят собой эту секунду, а значит, каждый из них будет длиться 1/500 секунды. А если я изменю жизненный цикл на 50%, жизненный цикл одного импульса сократится в два раза и составит лишь 1/1000 секунды, а значит, полсекунды диод будет гореть, а полсекунды — нет. А если быть более точным, то 1/500 секунды гореть, а потом 1/500 нет, и такое быстрое мигание создаст у нас впечатление, что он начал гореть не так ярко.

import RPi.GPIO as GPIO

GPIO.setmode(GPIO.BOARD) # or GPIO.setmode(GPIO.BCM)

GPIO.setup(12, GPIO.IN, pull_up_down=GPIO.PUD_UP)
GPIO.setup(16, GPIO.OUT)

pwm_led = GPIO.PWM(23, 500)  //(1)
pwm_led.start(100)

GPIO.add_event_detect(18, GPIO.FALLING, callback=press, bouncetime=100)  //(2)

GPIO.add_event_detect(18, GPIO.RISING, callback=unpress, bouncetime=100)

def press():
	pwm_led.ChangeDutyCycle(50)  //(3)

def unpress():
	pwm_led.ChangeDutyCycle(100)

try:
while True:
	pass  //(4)
finally:
GPIO.cleanup()

Начало такое же точно, как в предыдущем примере, но далее начинаются различия.

(1) Привязываем PWM с частотой 500 Гц к пину 23 и запускаем его с жизненным циклом, равным 100%.

(2) Объявляем два callback для пина 18, один на падение напряжения (GPIO.FALLING) и один на рост напряжение (GPIO.RISING). Падение и рост напряжения означает, что оно опустилось ниже или поднялось выше 1.65v, то есть половины от максимального напряжения на пине. Callback — это некий callable объект, который будет вызван в каждом конкретном случае.

И есть еще один аргумент — bouncetime, в нашем случае он не нужен, но я добавил его специально, чтобы была возможность о нем упомянуть. Представьте себе, что у нас стоит немного другая задача — нужно на одно нажатие включать лампочку, на следующее включать, а на следующее опять выключать и так далее. Так как мы перешли в мир реальных вещей, тут действуют законы физики, и когда вы нажимаете на кнопку, она не сразу замыкается, а, на самом деле, слегка вибрирует, то есть вместо одного нажатия мы получаем несколько подряд, что может слегка испортить работу нашей программы. Так вот параметр bouncetime — это количество миллисекунд после события, вызвавшего callback, в течение которых программа не будет реагировать на аналогичные события. Обычно 100 миллисекунд хватает, чтобы контакты перестали дрожать и продуцировать нажатия.

(3) Объявляем две функции, которые будут вызваны в случае нажатия и отпускания кнопки. Одна из них меняет жизненный цикл PWM на 50%, тем самым делая лампочку тусклее, другая возвращает все обратно.

(4) Без бесконечного цикла и здесь некуда, иначе программа закончится, так и не успев начаться. Ну и очистка напряжения на всех пинах после окончания программы.

Дополнительные внешние устройства

На самом деле это все операции, которые доступны нам как программистам, но их более чем достаточно, чтобы реализовать практически любой проект, в разумных пределах, конечно.

Однако любой интернет вещей, кроме самого микроконтроллера, требует наличия каких-либо внешних устройств — чаще всего это всевозможные датчики света, влажности, температуры, радиации, шума и так далее. Многие из этих датчиков представляют из себя сложные реостаты, на которые подается ток, и по разнице напряжений на входе и на выходе можно определить показания датчика.

И тут мы сталкиваемся с проблемой, что мы никак не умеем измерять ток, ведь, как обсуждалось ранее, все наши входы цифровые, а аналогового ни одного нет. Но выход есть всегда, и в данном случае выход выглядит так — adafruit.com.

Эту даму зовут LadyAda (по паспорту Лимор Фрид), она закончила MIT, после чего организовала свою фирму под названием AdaFruit, которая занимается выпуском всевозможной электроники, в том числе периферии для Raspberry Pi. Также она стала первой женщиной, попавшей на обложку журнала Wired, и получила еще кучу всевозможных наград. Конечно, это не единственный выход из нашей ситуации, с таким уже успехом на ее месте могла быть фотография какого-то китайца с AliExpress, но то, что это самый импозантный выход — это уж точно :)

В каталоге ее магазина порядка 350 наименований всевозможных устройств, которые можно подключить к Raspberry Pi, в том числе и аналого-цифровой преобразователь, который поможет вам решить проблему отсутствия аналоговых портов.

Но это даже не самое главное: такой же точно преобразователь можно купить где угодно, а вот тот факт, что для каждого своего продукта они выпустили библиотеку на Python, дает этой компании много очков форы в глаза питонистов. Все эти библиотеки недоступны в pip, поэтому приходится их брать прямо у них на GitHub.

Отдельно хочется остановиться на интерфейсах для подключения внешних устройств. Raspberry аппаратно поддерживает несколько интерфейсов подключения: SPI, I2C, а также 1-Wire interface — это сокет-подобное подключение, которое позволяет устройству (датчику) создавать файл в папке /sys/bus/w1/devices и записывать туда все свои данные. Для работы с каждым из этих интерфейсов есть как встроенные, так и куча сторонних библиотек, так что даже если вы не найдете готовую библиотеку для работы с каким-то конкретным внешним устройством, то при наличии нормальной документации к этому устройству написать собственную библиотеку не составит большого труда.

Серверная часть: полезные сервисы

Еще пару слов про велосипеды, и как их не изобретать :) Речь у нас шла об интернете вещей, то есть вещи, подключенной к интернету, значит, там в интернете есть нечто, куда вещь отправляет какую-то информацию, будь то показания датчика или сообщения в Твиттер. Хочу посоветовать два отличных сервиса, которые позволят вам в 90% случаев не заморачиваться с написанием серверной части вашего интернета вещей.

IFTTT (if this, than that) — сервис из категории «must have» для всех, а не только для программистов IoT. Сервис позволяет создавать простые, как они их называют, «рецепты», по типу «если произошло это, сделай то». Например, если появилась новая картинка в Instagram, положи ее ко мне в Dropbox; если пришел email из Хогвартса, затвить об этом и тому подобное. На данные момент IFTTT поддерживает работу с несколькими сотнями всевозможных сервисов и позволяет строить как простые, так и крайне замысловатые рецепты.

В нашем случаем он может быть полезен возможностью построить рецепт типа: если пришел HTTP запрос такой-то, сделай то-то. То есть вы можете твитить, постить в Facebook, складывать информацию в Google drive, отправлять письма и делать еще кучу всего, просто отправляя запросы со своего Raspberry с соответствующей информацией. И вам не нужно для всего этого изучать API Твиттера, Вконтакте и всех остальных.

ThingSpeak — этот сервис направлен только на IoT. Он предоставляет массу возможностей, которые частично пересекаются с IFTTT, то есть тут тоже можно настроить некоторые действия в ответ на ваши HTTP запросы. Но, кроме этого, ThingSpeak предоставляет в ваше распоряжение облако, которые вы можете использовать для сохранения ваших данных, их анализа и последующей реакции. Самый простой вариант — вы используете его только как базу данных для собранной вами информации, например, каждые 30 секунд отправляете ему влажность воздуха в помещении, а потом просто выгребаете все данные в виде Excel или CSV файла.

Также ThingSpeak предоставляет доступ к Matlab, где вы можете настроить всевозможный анализ и визуализацию ваших данных в виде графиков и диаграмм. Плюс к этому вы можете настроить график анализа ваших данных, чтобы каждый день в конце дня получать на email сводную таблицу изменения влажности за последние сутки. И, в добавок, можно настроить триггеры, что если среднесуточная влажность упадет ниже какого-то уровня, то сделать что-нибудь — например, включить пожарную сигнализацию, чтобы приехали пожарные, все залили и таким образом повысили влажность, например :)

Вместо заключения: история из личного опыта

Заканчивая с теоретическими примерами сферических IoT в вакууме, хочу привести пример из реальной жизни, как Raspberry достаточно сильно облегчил жизнь лично мне.

Довольно продолжительное время я работал учителем в школе, и одной из главных проблем современной украинской педагогики, кроме зарплаты, является обилие бумажной работы. Особенно меня напрягало заполнение журнала. Даже не сам процесс, а куча дополнительных действий, которые необходимо было совершать. В наш век интернета и высоких технологий мне надо было ногами идти, брать какую-то книгу, вписывать в нее руками что-то... И главное, что ошибаться ни в коем случае нельзя, ибо за каждое исправление надо было писать объяснительную.

Поэтому раз в две недели специально обученные прилежные ученицы заполняли журнал за меня, чтобы все было красиво и без исправлений. Но информацию на протяжении этих двух недель надо было как-то собирать и где-то хранить. Особенно остро встал вопрос учета посещаемости, ведь, как я уже говорил, на дворе 21-й век, и делать перекличку каждый урок — это какая-то архаика.

И тут-то Raspberry и пригодился — при помощи него и NFC reader было собрано устройство учета посещаемости. В разобранном виде оно выглядело примерно так:

Каждый ученик имел карточку с NFC чипом, благо в Харькове все карточки метро оборудованы NFC чипами, так что проблем с этим не было. Я использовал NFC reader на базе чипа PN532, который поддерживал подключение через интерфейс SPI. Каждая карточка имела свой уникальный ID, который считывался и отправлялся на сервер, после чего и я, и родители видели, пришел их ребенок на урок информатики вовремя, опоздал или же не пришел вообще.

К сожалению, тогда я еще не знал про существования LedyAda и того, что у нее есть уже готовая библиотека для работы c PN532 NFC reader, поэтому мне пришлось самостоятельно читать документацию и изобретать велосипед. В общем, не повторяйте моих ошибок.


На этом, пожалуй, все. Надеюсь, что получилось интересно. Также хочется верить, что эта статья поможет тем, кто давно хотел попробовать сделать нечто свое в этой области, но все время откладывал, всё-таки решиться попробовать. А те, кто даже не думал об этом, задумаются и, может быть, тоже решатся.

LinkedIn

57 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
Каждый ученик имел карточку с NFC чипом, благо в Харькове все карточки метро оборудованы NFC чипами, так что проблем с этим не было. Я использовал NFC reader на базе чипа PN532, который поддерживал подключение через интерфейс SPI. Каждая карточка имела свой уникальный ID, который считывался и отправлялся на сервер, после чего и я, и родители видели, пришел их ребенок на урок информатики вовремя, опоздал или же не пришел вообще.

Учителя — на министра образования!
Я не пойму почему до сих пор наши школы должны находиться на уровне 19-го века? Журналы посещаемости, объяснительные, допотопные образовательные программы, не имеющие никакого смысла, зубриловка и ноль (ПОЛНЫЙ) автоматизации.
Я готов был купить несоклько комплектов Arduino для школы своего сына, чтобы они начали хоть светодиодики зажигать, не говоря уже о том, чтобы запрограммировать простого робота. Но директор гордо отрезала, что отступать от министерской программы не имеют права. В результате, что они там — MS Word по-моему на информатике изучают...

Я вам больше скажу, в этой системе у меня не только учет посещаемости был, там была целая система типа электронного журнала, плюс всякая игрофикация, ачивки там своеобразные и прочая лабуда (ну чтобы детей заинтересовать, причем оно работало, в смысле заинтересовывало). Я когда со школы увольнялся, говорю мол, хотите я все оставлю, даже могу админить, по мере необходимости, только вам там самим надо будет оценки вносить и хостинг оплачивать, потому что домен у меня на 10 лет оплачен. Так думали, думали, говорят, нет, не надо нам. Вот это самое обидное, что они даже не хотят :(

В результате, что они там — MS Word по-моему на информатике изучают...
Програма обновилась, на 8 клас 2 години інформатии, з ІІ семестру вже йде програмуванн, не на скретчі, а на Лазарус (хоча він мені не дуже подобається). По суті зміни відбуваються, але враження від них неоднозначне. Наприклад, рік назад (якщо не два) діти в 4 класі мали вміти добре навчитись друкувати не менше 120 символів на хвилину, але цього року такого вже в програмі нема. Але зате добавили карти, де ти маєш вміти знаходити себе за місцевістю і робити мітки та іще деяких «фішок». Але комп’ютери не дають сповна навчити дітей дійсно новому/сучасному (застаріла техніка, часто вже зламана, яка ремонту не підлягає і так далі)

А навіщо сучасних дітей вчити друкувати не менше 120 символів на хвилину? Самі ж навчаться

Така була програма від МОНу, злегка кажучи, безглузда...

Учителя? В РБ министерство сказало четко и ясно, даже в виде бумажки. Дети имею полное право носить в школу не 6 кг учебников, а планшеты, эленктронные книжки с учебниками. А учителя, процент я не знаю, но по разговорам в инете и не инете где-то половина учителей категорически против.
А вообще говоря еще с советских времен на одного хорошего учителя 9 идиотов. Вы хотите такого идиота в министры? Хороший учитель туда не пойдет, ибо ему нравиться учить детей.

З.Ы. А ты, я смотрю еще тот жмот? C доходами CEO, ты мог класс на 30 человек ардуинками обеспечить — они же копейки стоят.

Ахаха, у нас тоже вес ранца (книги, тетради, принадлежности, спортивный костюм, вода, еда) не должен превышать 10% веса ребенка (для моего второклашки 2,5кг, против 5кг снаряженного ранца). Задали вопрос учителю (через ФБ, что бы все родители видели). На днях спрашиваю, где ручки и карандаши, сын показывает, что они насыпом в карманчике с резинкой/точилкой/фломастерами, спрашиваю про пенал, который покупали. На что мне ответил, что пеналы сказали не носить, что бы ранец не тяжелым был. Итого 4.900 кг. Отличная оптимизация.

Это я писал к бредовому предложению учителя в министры образования. Станет еще хуже и для школ, как организаций, так и для детей и родителей.
По сути, единственное, что может немного наладить образование в постсовке — это сокрашении министерства образования до 20 человек. Переход на раннесоветские учебники — по математике Килелев (на крайний случай Колмогоров), по остальным предметам не интересовался, но 100% уверен, что были приличные учебники.
А с тяжелым портфелем — в школах иметь второй комплект для урока, который должен храниться в классе в шкафу. Ну а для дома, кто хочет покупает комплект, кто не хочет исползует комп, планшет , электронную книжку.
Ну и выкинуть из программы кучу бреда в виде «труда», «физ-ры», «обж» и тому подобного бреда. Сразу количество часов уменьшиться раза в 1.5 и вместо 7 уроков бреда будет 4 нормальных. Если уж так хочеться часов добавить — добавьте профильных, а не всякой мудотни.
А вообще первый урок я бы сделал в 30 мин — физра в виде зарядки на основе ушу или подобного. Легкая разминка, растяжка, концентрация внимания, дыхание.
А да, забыл, как обычно у нас это не возможно, спортзал вечно на ремонте и под замков, а на улице дождь и снег и по 20 первых классов в школе.

тому подобного бреда
бред можно отфильтровать и упростить в целом школьную программу. В мое время на 99% из средней школы можно было выкинуть пятый или шестой класс. Но,нет, голови з МОН викручують ше плюс рік.

Боюсь и это уже не поможет нашему образованию. Наше образования по сути — это образование 18 и 19 века. Сейчас же лучшее среднее образование — это Финляндия, оно в корне отличается от подхода позапрошлых веков.

Образованию не поможет, но детям и их родителям станет легче.

небольшая реплика

Ну и выкинуть из программы кучу бреда в виде «труда», «физ-ры», «обж» и тому подобного бреда.
«Труд» и «физ-ру» выкидывать нельзя.

«Труд» нужен, чтобы человек знал, с какой стороны держать молоток и иголку с ниткой, он развивает.
А если выкинуть «физ-ру», то получим больше больных сердечников.
Программу нужно менять (у нас еще нормативы и «ГТО» были), но выкидывать нельзя.

Дело в том, что ты пишешь о том, какой труд и физра должны быть в идеале, я же о том, что есть в реальности. И часто лучше принять реальность, как она есть, а не пытаться натягивать сову на глобус.
Ни одной из декларируемых тобой целей эти предметы в реальности не собираются достигать.

А ты почитай ниже одно постучителя и удивляться перестанешь.

Давайте я отвечу с точки зрения учителя и классного руководителя ( я думаю, что 10 лет работы в школе дают мне на это право :). Так вот, инициатива про планшеты это все отлично, я таких инициатив пережил несколько, была инициатива про ноутбуки, потом про нетбуки, потом про планшеты. И вроде выглядит все замечательно, министерство разрешило, учебники в электронном виде есть — покупай и пользуйся. Но вот на последнем этапе и возникают главные проблемы. Кто это все будет покупать? Родители? Выходил я на родительские собрания с такой инициативой, давайте мол скинитесь и облегчите детям жизнь. Как думаете сколько процентов родителей захотели скинуться? Там если треть от общего количества захотела и то хорошо. Возникают резонные вопросы: зачем заменять бесплатные учебники на платный планшет?; учебники врядли у ребенка кто-то отберет, а планшет могут; учебники сложно сломать, а планшет очень легко, особенно ребенку; и кто после всего этого будет платить за новый планшет и если снова родители, то зачем оно им надо, пусть лучше учебниками пользуются. И вот об эту железную аргументацию разбиваются все инициативы. И никакие учителя (хоть идиоты, хоть не идиоты) ничего тут изменить не могу, к сожалению.

Интересно, в постотвке когда-нибудь отойдут от зековского общака???
Хотят родители, что бы их ребенок не таскал 6 кг макулатуры в школы, купят, не хотят не купят. Это забота родителей. На каком основании ты решаешь, что должны делать другие люди? так нравится ощущать себя советским вахтером?
Сломает не сломает — это не твоя забота. Твоя забота, чтобы один ученик другому стулом бошку не проломил и вообще ученики не совершали противоправных действий в отношении друг друга.

Это не железная аргументация — это аргументация совка — лучше ничего не делать, абы чаго не здарылася.

Ну и как типичный поссовковый учитель ты ничего не прочитал, что я написал, но свое застрявшее в 19 веке мнение от церковно-приходских школ имеешь.

О, чувствую перо Макаренко, или какого другого великого педагога. Можно конечно разрешить каждому делать что угодно, но тогда и учить нужно каждого отдельно. Я когда к уроку готовлюсь, то я рассчитываю, что все дети обладают одинаковым инструментарием для урока, а если у одного планшет, у другого учебник, а у третьего книжка, которую ему родители купили и сказали, что она лучше, чем учебник, то как мне их учить прикажете.
Забота сломает или нет, конечно, не моя, но вот сломал, а родители не покупают новый. ДЗ он не делает, так как учебника нет, к уроку не готов. Дальше что? Забить на него и учить тех, кто еще не сломал или как? А на все вопросы родителей почему ребенок у них так плохо учится говорить, сами виноваты, это Спарта, тут учится только тот, кто может?

Т.е информация из учебника в планшете уже не соответсвует информации в бумажном учебнике? Однако. А вообще понятно, все планшеты небось от Дьявола?

ДЗ он не делает, так как учебника нет, к уроку не готов.
Что??? Вот то, что ты Макаренко даже не читал, это сразу видно, но с ним на флаге бегаешь с криками. Вообще ребенок, если не готов к уроку то только по обной причине — не хочет готовиться.
Дальше что?
Честно, для тебя ничего. Я бы тебе на памятник скинулся за то, что ты свалил из школы и больше не калечишь детей.

Если бы это был разговор про политику, то я бы решил, что на той стороне какой-то туповатый ватный троль находится.
Я сути ваших претензий понять не могу.
Следуем вашей логике: у половины детей учебники из библиотеки, у втрой половины планшеты. Возьмем даже идеальный мир, в котором вы живете, где издания учебников из библиотеки в точности соответствуют электронным учебникам по этому предмету, хотя это совсем не так, ну ок, это не важно. И вот половина детей с планшетами ломает/теряет их. Тут идеальный учитель должен так заинтересовать ученика, что он будет воровать планшеты у других чтобы сделать или что? Или он должен набрать и распечатать каждому главу из учебника и ДЗ, или придумать свои задания, для каждого ученика в классе, учитывая его личностные качества и интересы. При этом приходят такие дебильные родители, которые считают, что тот факт, что они привели ребенка в школу — это уже подвиг, а вы тут давайте суетитесь, как хотите, но чтобы у нас был гений, но делать мы больше ничего не будем. А если гений не растет почему то, то вы все учителя гавно и идиоты и уволить всех надо, а лучше расстрелять, а потом им на памятник скинуться.
Раз вы сами на себя работаете, так чего бы вам не выделить немого времени и не показать класс — пойти в школу поработать, в моей школе (где я работал) требуется учитель, я могу порекомендовать вашу кандидатуру. Будет первое светлое пятно на теле украинской педагогики.

Если бы это был разговор про политику, то я бы решил, что на той стороне какой-то туповатый ватный троль находится.
Это твои проблемы. Можешь считать меня
туповатый ватный троль
. Мне не жалко и пофиг.
Тут идеальный учитель должен так заинтересовать ученика, что он будет воровать планшеты у других чтобы сделать или что?
Ну у тебя и фантазии, хотя почему-то это меня не удивляет после того, что ты написал выше.
но делать мы больше ничего не будем.
Смотрю тебя картинка злобного карлика Путина, тьфу злобного родителя до сих пор преследует.
Раз вы сами на себя работаете, так чего бы вам не выделить немого времени и не показать клас
А с этим дуй в лурку, там много где сябя узнаешь.
Я сути ваших претензий понять не могу.
Что ниже не понятно?
Это я писал к бредовому предложению учителя в министры образования. Станет еще хуже и для школ, как организаций, так и для детей и родителей.
По сути, единственное, что может немного наладить образование в постсовке — это сокрашении министерства образования до 20 человек. Переход на раннесоветские учебники — по математике Килелев (на крайний случай Колмогоров), по остальным предметам не интересовался, но 100% уверен, что были приличные учебники.
А с тяжелым портфелем — в школах иметь второй комплект для урока, который должен храниться в классе в шкафу. Ну а для дома, кто хочет покупает комплект, кто не хочет исползует комп, планшет , электронную книжку.
Ну и выкинуть из программы кучу бреда в виде «труда», «физ-ры», «обж» и тому подобного бреда. Сразу количество часов уменьшиться раза в 1.5 и вместо 7 уроков бреда будет 4 нормальных. Если уж так хочеться часов добавить — добавьте профильных, а не всякой мудотни.
А вообще первый урок я бы сделал в 30 мин — физра в виде зарядки на основе ушу или подобного. Легкая разминка, растяжка, концентрация внимания, дыхание.
А да, забыл, как обычно у нас это не возможно, спортзал вечно на ремонте и под замков, а на улице дождь и снег и по 20 первых классов в школе.

Да все понятно, когда на работу учителем готов выходить?

Именно!!! Вот это и требовалось доказать
Критиковать и гавном поливать все умеют. Я бы то, я бы это. Я бы первый урок Ушу сделал. Ну сделай, никто на него ходить не будет, все будут ко второму приходить. а ты ходи и рассказывай всем, что они говно-учителя, раз к вам никто не ходит.
Чтобы сократить уроки с 7 до 4, надо выкинуть 15 уроков в неделю, обж — раз в 2 недели. физру, как я понял, мы оставляем, труда — 2 часа в неделю. еще 12,5 уроков надо набрать, что сокращать будем?
Ну и так далее по тексту с твоими гениальными идеями.

Сразу видно учителя. Читать так и не научился.
В РБ в 7 классе, каждый день, один урок — муть. Даже выкинуть эту муть, уже больше времени у детей появиться на обучение и отдых.
Второе физра в текущем варианте должна быть выкинута, как муть (особо впечатляют лыжи в марте по лужам). Физру заменить на зарядку в качестве первого урока длительностью не более часа. За основу взять гимнастику ушу или подобное.

Ну и напоминаю, чтобы критиковать приготовленную утку мне совсем не надо быть мишлиновским поваром.

Вижу чтение, тоже не твоя сильная сторона. Никто на твою сраную зарядку ходить не будет, нахер она нужна кому, если можно спать, как ты этого понять не можешь, новатор.
И кто тут решает что муть, а что не муть? Ты? Взять тот же ОБЖ, да я понимаю, что вероятность, что ребенок попадет в пожар, провалится под лед или ему надо будет кого-то бинтовать не очень высока, но она есть. И если это, не дай бог, произойдет, то это может быть вопрос жизни и смерти. И тогда он скажет спасибо папе, который убрал эту муть из его программы.

И когда школа решила на себя взять обязанности родителей? А помню, еще в совке. А потом тут удивляются, откуда такая совковость у молодежи.

А по не ходить — слышать от учителя такую чушь? Я впечатлен. А что детей заставляло на твой урок ходить, если можно поспать?

Вот тут начался когнитивный диссонанс.
Детей на уроки ходить не заставляют — они ходят по собственному желанию, но если они не ходят то это проблема родителей и тогда родители должны что сделать? Заставлять нельзя, значит убедить ребенка в том что ушу по утрам ему необходимо, а спать по утрам он может и на пенсии или как?
У тебя дети ушу по утрам делают?

Потрясающее терпение, хорошая черта для учителя. Большое спасибо за статью, будем с ребёнком штуки интересные придумывать. А жалуются на школу только те, кто сам не хочет воспитывать детей.

Ок, не буду больше, спасибо :)

Учебники сейчас далеко не бесплатные, но со стоимостью планшета, конечно, не сравнится.
Я хотел сказать, что школе не хватает таких вот реформаторов, которые могли бы переосмысли и учебный процесс, и программы.
Вас, в конечном итоге, это достало и вы уволились. Или что-то другое послужило причиной?

Где-то преподаете сейчас?

Просто для работы в школе нужно большое количество энтузиазма, и когда он начал у меня иссякать я решил не мучать себя и уйти. Но я считаю, что меня еще на долго хватило, многие уходили раньше :)))
Теперь нигде не преподаю, не считая обучения интернов и помощи детям друзей/родственников :)

Из того, что ты написал выше, уже видно, что многим очень повезло, что ты уже не учитель.

Просто для работы в школе нужно большое количество энтузиазма, и когда он начал у меня иссякать я решил не мучать себя и уйти
Ось істина прозвучала, вигідно вчителювати тим в кого є звання і стаж, де відповідно з/п більша, всі інші реально на ентузіазмі вчать, бо жити за 1500-2000 грн на сьогоднішній день досить важко, хоча з цієї суми вчитель вже втрачає як мінімум 30% (дорога, бумага, фарба і так далі)

А да, представлю тебе одного учителя в РБ, который на первом же уроке сказал, учебники, что вам выданы «засуньте их писателю в жопу» (конечно он это сказал это очень и очень культурно) и учил нас по своей программе без учебников. Отличники у него на 5 сдавали математику в БГУ (и там учились очень и очень хорошо), а троечники на 5 в БПИ. Это Фельдман Александр Маркович.

Ой, да да да, точно у меня был такой препод. Говорит все гавно, будем учить дискретную математику, она вам пригодится. И вот мы учили теорию множеств, графов. колец. Крайне помогло при поступлении, где была тригонометрия, производные и интегралы, которых я в глаза не видел никогда на уроках математики. До сих пор ему благодарен.

А ты, я смотрю еще тот жмот?
Не стоит оскорблять незнакомого человека. Вы не знаете меня и моих доходов. Вы же не делаете это в реальной жизни с незнакомыми людьми — ведь в этом случае есть реальная возможность вполне физически «огрести» за оскорбление...

Тем более, что я был не против обеспечить класс такими комплектами в нужном для обучения количестве.

Я готов был купить несоклько комплектов Arduino для школы своего сына
Выше не было про класс.

З.Ы. А в боксе по переписке я не участвую.

А в чём прикол входить в дискуссию жопой вперёд и сходу всех оскорблять?

Настроение такое и не всех, а некоторых. Научись применять квантор общности к месту.

А, то есть у тебя настроение пооскорблять, и ты решил — дай-ка зайду жопой вперёд в какую-нибудь дискуссию?

и не всех, а некоторых. Научись применять квантор общности к месту.
Дай угадаю. Если тебе кто-то желает «всех благ», ты начинаешь вдумчиво перебирать возможные блага, а потом говоришь: «Ну, все блага мне не нужны, научись применять квантор общности к месту.»
В результате, что они там — MS Word по-моему на информатике изучают...
Чаще изучают то что знает сам учитель. Особенно если он информатику дает вторым для себя предметом.(

Raspberry Pi є досить популярним (наприклад в Англії), в нас поки що не дуже (принаймі рік назад сам про нього іще не знав). Навіть знайшов людину, яка була готова їх дати практично безкоштовно, але з нашими “керівниками” каші не звариш (була ідея створити гурток на районному рівні).

Поэтому раз в две недели специально обученные прилежные ученицы заполняли журнал за меня, чтобы все было красиво и без исправлений.
Класний журнал чи якийсь інший???
И тут-то Raspberry и пригодился — при помощи него и NFC reader было собрано устройство учета посещаемости
Просто, але водночас і геніально!

По поводу кружка, вот тут обещали раздать Micro:bit в кружки, которые захотят ими заниматься, можете еще успеть,если не все раздали — www.facebook.com/...0399607573&type=3&theater

Журнал, да, классный. Просто у меня почерк не очень, плюс, как только говорят, что ошибаться и справлять никак нельзя, я тут же начинаю исправлять и ошибаться, а у девочек и почерк получше и нервы, в этом аспекте, крепче ))))

З радістю, але хай вони краще потраплять туди де дійсно їх будуть використовувати на всі 100%. Гуртка нема і наврядчи буде (на це просто в нашої влади нема коштів). Але радію, що в нас вже йде прогрес, зрушило з мертвої точки навчання дітей дійсно чогось нового і пізнавального. Хоча своєму методисту кину це, можливо щось вийде. Дякую за інформацію)

Очень странно что в списке нету WiPy.
Ну и если кому нужен мобильный интрефейс, то Blynk. Все железки из списка выше мы поддерживаем.

Кста, а Вы сами IFTTT пользовались? У него задержка 15 мин. Невозможно нормально пользоватся.

IFTTT пользовал, чтобы твитить, задержка была ну может минута-полторы, но для меня это быо не критично.

Blink — крутая штука. Уважаем. Но сделайте что-нибудь для страны, не только для забугорья.
Все подобные проекты стараются предложить какие-то программы для образовательных учреждений. Тот же Arduino (Матрешка), Rpi или Kano

Методичка, комплект оборудования, учебная программа. Когда это будет — можно будет лоббировать продвижение ваших проектов в школах, хотя бы за средства местного бюджета (если вы не настолько богаты, чтобы раздавать что-то бесплатно)...

У нас все бесплатно (в случае локального сервера). Бери и пользуй. Нам не жалко. Блинк отлично уже используется в школах и унивверситетах, нам не нужно для этого ничего инвестировать и лоббировать. Кто хочет тот берет и делает.

Инициатива должна быть снизу. А не от нас. И на западе эта инициатива есть. Выводы делайте сами.

Какими учебными заведениями в Украине используется ваши разработки?

Инициатива должна быть снизу.
Может и снизу. Но вот такие наборы и учебные программы очень бы помогли. Это, в конечном итоге, и ваша прибыль.
teacher.amperka.ru

Прошу вибачення за офтоп. Чи збираєтесь портувати

Blynk
на Cypress PSoC:
www.cypress.com/...it-042-psoc-4-pioneer-kit
www.cypress.com/...ow-energy-ble-pioneer-kit ?

Ну воно може вже і так працює, із коробки. Якщо у Вас є цей хард то можете спробувати. В нашій роадмапі нема.

да это же супер! В какой же школе Харькова было сее чудо?

Харьковский Технологический Лицей № 9

Internet of Python.

Жалко что у меня не было такого учителя ))))

Это уже интересно.

Подписаться на комментарии