Репутація українського ІТ. Пройти опитування Асоціації IT Ukraine
×Закрыть

Релокация в Канаду для тестировщика: «У тебя должен быть Senior Level, тогда будешь интересен компаниям»

Дмитрий Шпаковский — Senior Software Engineer in Test в SurveyMonkey с 10-летним опытом в профессии. Три года назад он переехал в Канаду, где продолжает успешно развиваться по специальности. Дмитрий подробно рассказал DOU о том, насколько сложно релоцироваться тестировщику, как ускорить этот процесс, какими компетенциями надо обладать, чтобы заинтересовать компании, и как проходить их собеседования. А еще мы поговорили о том, за что ценят в Канаде украинских специалистов, зачем нужна сертификация и есть ли будущее у тестирования.

Как пришел в автоматизацию

Я родился в Киеве. Учился в гимназии с англоязычным уклоном, после которой поступил в Киевский политехнический институт на факультет электроники. В какой-то момент сделал для себя выводы, что электроника несильно развита в Украине, поэтому найти работу будет непросто. Так что с 4-го курса пошёл на второе высшее по специальности «Менеджмент и маркетинг». Меня тянуло в сторону экономической деятельности, казалось, что в этом направлении больше интересных задач, больше перспектив.

Не могу сказать, что в вузе мне дали конкретные предметные знания, которые потом пригодились. Моё субъективное мнение — университет учит тебя подходам, техникам и мировоззрению: где находить информацию, как взаимодействовать с людьми, как адаптировать одни решения под другие задачи и прочее. Из полезного был разве что курс контроля качества на менеджменте и маркетинге, остальное — не очень применимое на практике.

Мои первые работы были связаны с digital-маркетингом. Я пришел в SEO в 2007 году, потом года 1,5–2 проработал в логистике, понял, что мне это не так уж интересно, и снова вернулся в поисковую оптимизацию сайтов. Дорос до SEO-менеджера, дальше пошел в координаторы проектов.

Моей задачей было координировать команду тестировщиков и команду разработчиков: приходят таски от стейкхолдеров, надо их подробить на мелкие подзадачи, направить на девелоперов. Они их делают, тестировщики проверяют, а я проверяю за тестировщиками.

То есть, когда я был менеджером по поисковой оптимизации и веб-аналитике сайтов, тестирование было частью моих обязанностей, ведь нужно было проверять, чтобы задачи, которые я ставил, были выполнены так, как требовалось.

В тот период я понял, что некоторые регрессионные проверки занимают много времени и, что еще важнее, большую часть человеческого ресурса. Скучно тестировать руками одно и то же по много раз. Поэтому я начал копать в сторону автоматизации, писать какие-то банальные логин-/логаут-скрипты, простые авторизационные тесты, мне это действительно было интересно. И уже целенаправленно стал углубляться в это. Сам что-то читал, потом проверял прочитанное на практике. Позже пошел на курсы JavaScript, чтобы понять основы основ. Следующей моей позицией была уже QA Automation Engineer.

Так я начал заниматься автоматизацией с 2012 года. Хотя фактически мне приходилось выполнять работу тестировщика и раньше, так что суммарно у меня уже 10 лет опыта в этом направлении.

Планы о переезде

Я проработал тестировщиком-автоматизатором в Украине где-то 7 лет. Сначала получил интересное предложение от одной французской компании. Оно привлекло меня тем, что стейкхолдеры — французы, которые говорят свободно на французском и английском, и весь документооборот тоже был на английском. У компании была своя поисковая система, своя социальная сеть, которые они разработали. То есть передо мной возникали прям очень интересные вызовы. А затем перешел на позицию автоматизатора в одну из крупных аутсорсинговых компаний Украины.

На тот момент я уже давно думал о переезде, хотел попробовать себя на зарубежных рынках, поработать в живой среде, пожить в другой стране, чтобы получить опыт и сравнить его с уже имеющимся. При этом чтобы это было государство — микс капитализма и социализма. Например, в тех же Штатах классно с зарабатыванием денег, но если, не дай бог, происходит что-то серьёзное, в частности со здоровьем, то это полностью падает на твои плечи и ты попадаешь на сказочные деньги. А я планировал переехать в страну, где инфраструктурные вещи (образование, медицина и прочее) обеспечиваются государством.

Я посматривал на Кипр, Мальту, Грецию, Польшу... Также фигурировала в списке Испания: тогда крупнейшие аутсорс-игроки (EPAM, Ciklum, Luxoft) как раз пооткрывали офисы в Малаге. Еще мне была интересна Канада.

Насколько за границей востребованы тестировщики? Я не заметил каких-то отличий по странам, везде работают компании по аутсорсинговой модели, имея конечного заказчика, скорее всего, в Германии, Швейцарии или Штатах. Из принципиальных отличий были плюсы и минусы в плане налогов и того, что государство дает взамен на них. Также для меня важен был климат и желательно близость к океану или морю.

Могу сказать, что, когда решил переехать, мной двигал не столько денежный интерес, сколько возможность получить экспертизу быта и взаимодействия с людьми. А в плане заработка, мне кажется, с учетом налогов и стоимости жизни в Украине жить может быть выгоднее, чем с большей зарплатой за границей. Но, к сожалению, есть обратная сторона: плохая инфраструктура, отсутствие хороших гарантий от государства, постоянно меняющаяся среда — ты просто не можешь просчитать, что власть предпримет через несколько месяцев. Поэтому я хотел найти более стабильный вариант с более понятными правилами игры.

В 2015 году я прошел ISTQB-сертификацию, чтобы получить официальное подтверждение того, что серьезно настроен развиваться в тестировании. Имея постоянную работу, я периодически ходил на собеседования, чтобы посмотреть, чем занимаются компании, что сейчас есть нового, интересного на рынке. Считаю полезным подход «мир посмотреть и себя показать», чтобы не терять сноровку.

Так я попал на интервью в нишевую компанию, которая несильно известна на украинском рынке — RevJet. Это большая маркетинговая и рекламная платформа, которая позволяет компаниям намного эффективнее настраивать свою рекламу в интернете, то есть в разы повышает конверсию для клиентов.

В принципе RevJet ориентированы на Forbes топ-100 компаний, но сейчас, насколько мне известно, будут менять стратегию. Их штаб-квартира в Калифорнии, а офисы на тот момент были расположены в Украине, Прибалтике и Канаде. Меня заинтересовало то, что, кроме конкурентной зарплаты и интересных проектов, они предлагали релокацию в Канаду. Этот вариант мне понравился, так как страна находится близко к США, поэтому в ней больше серьезных игроков, больше новых возможностей.

Также у меня тогда было предложение перейти на позицию лида в компании, где я работал, и офер по сеньорской позиции в более мелкую компанию, работающую на Нидерланды, с частыми командировками туда. Но в итоге я остановился на долгоиграющем варианте. И перешел в RevJet на позицию Senior QA Automation Engineer.

Вид из офиса RevJet в Киеве

Подготовка документов

Я наладил базовые связи, вник в обязанности поглубже, взял на себя несколько приложений, а потом параллельно с работой начал процессить документы для релокации. Компания со своей стороны сильно помогала, у них были презентации, как подготовить документы, отдельный человек, который занимался именно этим вопросом. То есть мне не пришлось начинать все с нуля.

Первый год я больше вникал во все дела, а потом уже начал активно толкать тележку с документами, что заняло еще год с хвостиком. Как все происходит? Если ты едешь по work permit — разрешению на работу, то оно делается быстрее (по моим наблюдениям, 3–6 месяцев) и даёт право работать на компанию. Но если увольняешься или тебя увольняют, нужно срочно искать другое место.

Я выбрал другой вариант — идти по программе Express Entry, которая занимает больше времени (от 6–9 месяцев), но дает сразу вид на жительство. Для нее нужно пройти медосмотр, а также сертификацию по английскому языку IELTS. Естественно, чем больше ты наберёшь баллов по английскому, тем лучше. Поэтому сначала стоит подготовиться.

Также надо перевести все свои дипломы, нотариально их заверить, отсканировать и отправить в WES (World Education Services). Эта организация принимает пакет документов, потом отправляет запрос в университет: «Подтвердите, пожалуйста, что этот человек у вас получил диплом» — и ждет ответ. Если всё нормально, то отсылают тебе подтверждение, что всё ок, и пишут в Канаду. Например: «У этого человека действительно есть два master’s degree», как это было в моем случае.

Когда подашь весь пакет документов, твои показатели — возраст, IELTS, образование и прочее — переводят в общий балл и ставят в общий список по рейтингу. У кого выше рейтинг, того из этого списка раз в месяц забирают и предлагают переехать. Ожидание, чтобы тебя выбрали, может занять годы. Конечно, все зависит от того, сколько тебе лет, насколько сдан тест по английскому языку, есть ли защищённая PhD, что тоже добавляет баллов. Но даже со всем этим ты всё равно в большой пачке людей, у которых схожий рейтинг.

В самом пуле ты не видишь фамилии специалистов, но видишь их количество и то, скольких отобрали в прошлом и позапрошлом месяце, то есть усредненную статистику. К примеру, в 2019 году по Express Entry в систему было направлено более 300 тысяч заявок, а одобрено — 85 300 (более подробную информацию и даже конкретные категории профессий можно посмотреть тут).

Чтобы выделиться из этого списка, есть две возможности. Первая — получить официальный офер от компании, которая находится на территории Канады и которая числится в канадском списке компаний, желающих нанять зарубежных сотрудников (LMIA). Это не так уж просто для самой организации. Потому что она должна зарегистрироваться в государственных органах как компания, которая хочет взять специалистов из-за рубежа, и заплатить за это — фиксированную сумму за каждую вакансию.

Кроме того, выставить эту вакансию сначала на общеканадскую биржу труда, получить подтверждение «ну, здесь мы не можем найти специалиста» и только тогда на всех этих основаниях спокойненько звать людей из-за границы.

Вторая возможность — получить номинацию от провинции. Вся Канада — это объединение провинций. Одной из них могут быть необходимы какие-то специалисты: дальнобойщики, повара, айтишники... Как это делается со стороны человека, который хочет переехать? Нужно каким-то образом установить связь с провинцией.

К примеру, посмотреть на их сайте (а у каждой провинции есть свой сайт) список профессий, которые требуются, и, если есть опыт по одной из вакансий, отправить письмо с выражением желания участвовать в программе (expression of interest). И после этого провинция может написать официальное письмо в Ministry of Immigration, Refugees and Citizenship Canada, мол, нам необходимы такие-то специалисты, мы знаем, что есть вот этот человек с подходящими квалификациями, и хотели бы его пригласить на работу.

Я пошел по второму пути. Такая номинация даёт большое количество баллов, поэтому ты сразу оказываешься вверху списка списка. 90% вероятности, что тебя заберут на следующий месяц. А если нет, то 99%, что заберут через месяц.

Это тоже долгий процесс: отправляешь свои пакеты документов в провинцию, чтобы они всё это подтвердили и выслали номинацию. Если они ошибаются в твоём имени, специальности или еще где-то, опять пишешь письмо, ждёшь, пока среагируют, переделают номинацию и снова ее пришлют. То есть каждая отправка тянет за собой цепочку действий, поэтому это может занять время. Но это не мертвый замок, из которого не можешь вырваться. Если постоянно пинговать, то процесс движется. Когда приходит номинация, присоединяешь ее к пакету документов, сканируешь, отправляешь онлайн в общую систему, которая пересчитывает баллы.

Так что лучше искать вариант, чтобы получить номинацию от провинции или официальный офер от компании, чтобы не висеть в списке годами. Меня забрали прямо на следующий месяц после того, как я попал в пул.

Вид на Торонто с высоты

Особенности релокации тестировщика

Если говорить о том, кому легче переехать: разработчику или тестировщику, то, по моим наблюдениям, конечно, разработчику. Хотя сейчас грань между автоматизаторами-тестировщиками и разработчиками несколько стирается, потому что по факту автоматизаторы тоже пишут код, который проверяет работу остального кода. Поэтому на Западе их расценивают как тех же девелоперов. И то, что в Украине называется QA Automation Engineer, в Америке, Канаде именуется Software Development Engineer in Test, подчеркивая, что это тот же разработчик, только в направлении тестирования.

Да, многие компании забирают разработчиков в первую очередь, но тренд меняется. Когда три года назад переезжал я, было тяжелее, а сейчас всё больше и больше тестировщиков релоцируются. Особенно это видно в условиях кризиса и пандемии. Правда, Manual QA всё ещё немного сложнее переехать, чем Automation.

Но тут опять-таки стоит учитывать то, что обычно компаниям нужно большее количество разработчиков и меньшее количество тестировщиков, в том числе автоматизаторов, поэтому, естественно, по процентному соотношению всё ещё будут больше забирать разработчиков.

А вообще в хороших квалифицированных специалистах всегда есть потребность, особенно в больших продуктовых компаниях. Поэтому они будут стараться забирать так много, как им будут позволять рекрутмент-процессы. И спрос постоянно только растет.

Правда, стоит ещё учитывать, что компании хотят забирать людей уровня Senior, чтобы специалист был уже с экспертизой, подготовленный и мог быстро влиться в проект, взять на себя ответственность, решать проблемы, чтобы не нужно было долго его готовить, учить, долго отвечать на его вопросы. То есть ищут максимально эффективных ребят.

Есть ли разница по востребованности тестировщиков за границей и в Украине? Я бы не сказал. Единственное, что на Западе стараются больше направлять тестирование в сторону автоматизации и даже Manual QA переводить на автоматизацию. Никто не говорит о том, что мануальное тестирование куда-то исчезнет или в нем отпадет необходимость. Нет, оно будет всегда.

Всегда будут какие-то более сложные сценарии, которые банально нет смысла автоматизировать, потому что это долго, дорого и так далее. Но в то же время тут понимают, что чем больше регрессии будет покрыто автоматизацией, тем больше экономия. Также люди будут меньше выгорать от постоянной повторяющейся однотонной работы и у них будет больше времени тестировать какие-то сложные и интересные кейсы.

В Украине, мне кажется, Manual QA экспертиза все еще сильна. Многие компании говорят: «Нам автоматизация пока не нужна, у нас вот четыре человека сидят, тестируют руками, они справляются». Хотя, как мы видим, весь опыт из Штатов постепенно перетекает дальше на Европу, Украину. Наверное, на Украину даже быстрее, чем на остальную Европу. Думаю, что ситуация будет развиваться примерно в таком ключе, что в итоге получится процентное соотношение около 60% автоматизация и 40% ручное тестирование.

Вообще, те из наших специалистов, которые доезжают до Канады, тут очень востребованы. Во-первых, у них чаще всего хороший английский язык. Естественно, неидеальный, с акцентом, но нормально понимаемый английский язык.

Во-вторых, хорошая техническая экспертиза. И, в-третьих, что самое главное, отличные базовые мировоззренческие понятия по подходам к разработке, по тому, как проверять баги, какая критичность, какие приоритеты, то есть техническое мышление. Это именно то, что дают университеты в своей основе. Глубокие знания специалисты добирают опытом на украинском рынке, а вот ядро критического мышления получают в вузе. И это помогает успешно работать на западные компании.

Каким опытом нужно обладать, чтобы его было достаточно для переезда? Как я уже говорил, скорее всего, должен быть Senior Level, тогда человек будет интересен компаниям. Считается, что, начиная с этого грейда, специалист — полностью автономный боец. По крайней мере в Украине.

Кроме того, в Украине все привыкли к тому, что есть Junior, Middle, Senior, а потом уже Lead. В Штатах и Канаде немного по-другому: у них есть Level 1, Level 2, Level 3 и потом Senior. И на Senior-грейде они хотят уже leadership skills, то есть, чтобы у специалиста был какой-то опыт управления командой. Я бы так сказал: канадский или американский уровень Senior — это как Lead в Украине.

Офис одной из крупнейших геймдев-компаний Electronic Arts в Галифаксе, Канада

Адаптация

Я переехал в Канаду в сентябре 2017 года. По прилёту получил вид на жительство на пять лет, скоро смогу податься на гражданство. По нынешним правилам, чтобы на него претендовать, человек должен находиться на территории страны хотя бы три года. Те дни, когда вылетаешь из страны на отдых или к семье, друзьям в Украину, естественно, вычитаются. Поэтому нужно считать все свои вылеты-прилеты и минусовать от общего количества. Также они хотят три налоговые декларации как подтверждение того, что ты три года работал в стране.

Кроме этого, человек должен сдать экзамены по английскому языку и истории Канады. Если есть IELTS, предъявляешь его, даже если срок действия истек. Считается, что если ты смог его сдать до переезда, то в Канаде, по здравой логике, твои знания английского точно не ухудшились, а, скорее, наоборот — значительно улучшились. Если такого сертификата нет, нужно пройти курсы и сдать экзамен на какой-то определенный балл. Плюс экзамен на знание истории Канады. Для этого есть методичка, по-моему, на 80–90 страниц, по которой надо подготовиться и сдать тесты. Если всё нормально по всем пунктам, дальше проходишь процесс получения гражданства.

Что касается адаптации, вопросов, которые нужно было решать по приезду, то мне повезло: компания уже открыла офис в Канаде, многие украинские ребята из тех, кто меня собеседовал, с кем я тесно работал и дружил, успели на тот момент переехать. Поэтому мне сильно помогли: все старались поддержать, покатать по окрестностям, показать классные места, посоветовать, в какой части города лучше арендовать жильё, а в какой — нет. Это был тёплый приём. Поэтому хоть процесс адаптации и был не суперлегким, но его серьезно облегчила всесторонняя дружеская поддержка.

RevJet — это огромная платформа, состоящая из большого количества модулей. Поэтому у нас было распределение: каждый автоматизатор отвечал за какое-то количество модулей, их автоматизацию, поддержание уровня качества и расширение покрытия автотестами.

В Украине я занимал позицию Senior QA Automation Engineer, то есть у меня был набор из этих модулей, также я полностью делал и мануальное тестирование, писал тест-кейсы, автоматизацию, дописывал тестовый фреймворк, где необходимы были расширения, общался с остальными автоматизаторами. Плюс мы продолжали собеседовать людей, потому что рост был активный, нанимали и Manual QA, и Automation QA.

Потом через 2–2,5 года уже в Канаде я стал QA Automation Engineering Lead и отвечал за всю команду автоматизации, за продолжение развития тестового фреймворка, за устранение проблем, которые у ребят возникали, за глобальное улучшение процессов, повышение эффективности, еще выполнял обязанности как автоматизатор. То есть на мне по-прежнему оставались те разделы сайта, за которые я отвечал изначально, я продолжал коммитить код, писать автоматизацию и выполнять Team Leadership задачи.

Адаптироваться в плане работы тоже не пришлось: всё было в пределах одной команды и одной компании. Да, с переездом я стал работать в другом часовом поясе, но все процессы и все проекты остались такими же.

Всего я проработал в RevJet больше трех с половиной лет.Потом снова начал проходить разные собеседования. С видом на жительство (Permanent Residency) ты можешь искать работу в свободном режиме, пребывание в стране никак не привязано к работодателю. Но то, что у тебя не бесконечное количество денег и они постоянно уходят на жизнь, очень стимулирует поскорее найти новую работу.

Собеседования в Канаде

В Украине обычно собеседования меньше про жизнь, больше про какие-то технические нюансы: «Вот готовая проблема, реши ее». В Канаде не так. В принципе могут быть два типа собеседования. Первый — более простой. Сначала скрининг от рекрутера, потом с человеком около часа 1–3 представителя команды разговаривают про жизнь, проверяют мировоззрение, язык, общие подходы к решению проблем, разработке софта, инженерные практики.

Второй тип более многоступенчатый, о нем лучше рассказать подробнее. Всё, как и в первом случае, начинается со скрининга от рекрутера. Это общий звонок, часто на мобильный, чтобы поговорить про жизнь, цели, про то, что хочешь, твои скилы и прошлый опыт. Рекрутер, в свою очередь, рассказывает о компании. Вы обсуждаете примерный уровень зарплаты и решаете, продолжать ли дальше общение. Иногда рекрутер ещё обсуждает что-то с командой, уточняет какие-то требования по самой вакансии, если компетенции кандидата подходят, но не на 100%. К примеру, он должен спросить, хочет ли команда тестирование именно в озвученном специалистом направлении.

После этого в некоторых компаниях возможен такой этап собеседования, как домашнее задание с техническим проектом. Обычно постулируется, что оно должно занять, к примеру, пять часов. Но чаще всего люди, которые потом его смотрят, понимают, что по-хорошему тут часов 15 работы, чтобы все было красиво, выглядело завершённым или по крайней мере работающим.

Плюс надо подготовить правильную презентацию. Такое домашнее задание дают для того, чтобы отсечь людей, которые несильно мотивированы, или тех, кто мотивирован, но написал в резюме не то, что на самом деле умеет. То есть таким образом не перегружают технических интервьюеров: они сначала смотрят выполненное задание, а потом делают вывод, хотят ли дальше общаться с этим человеком.

Многие высказываются против такого этапа. Я склоняюсь к тому, что тестовое задание стоит делать, если попалась реально интересная задача и ты сделал бы ее даже просто для себя, чтобы потренироваться. В противном случае можно предложить интервьюерам посмотреть твой GitHub и провести часовую кодинг-сессию.

Следующим этапом будет собеседование, которое может длиться четыре часа. Оно часто состоит из пяти сессий по 45 минут с разными интервьюерами. Обычно это кто-то из команды, в которую собеседуешься, или из этого доменного юнита, дальше менеджер команды, а также представители направлений Customer relations, Product и кто-то из Directors, отвечающий вообще за всё направление.

Каждый из этих специалистов может дать решить на доске какую-то задачу или же просто поговорить о жизни. Но в любом случае всегда кто-то из них, скорее всего Senior-специалист из технического домена, проверит у кандидата навыки написания кода. То есть могут быть очень разные вопросы.

По процедуре, как правило, идёт две сессии, потом 10–15 минут перерыва и ещё три сессии. Но у человека всегда спросят между сессиями, всё ли нормально, может, водички принести или надо 5 минут перевести дыхание. То есть интервьюеры сами это регулируют, сначала представляются, а потом предлагают небольшой перерыв. Но, по моим наблюдениям, чаще всего кандидат отказывается от передышки: если уже вошел в этот поток, то хочешь побыстрее со всеми поговорить, решить задачи и целенаправленно завершить процесс.

Четыре часа собеседования с активными разговорами — это непросто. Но я понимаю, почему выбрана такая форма. Это подход распределения ответственности. То есть они хотят, чтобы максимальное количество людей, которые будут взаимодействовать со специалистом, посмотрели на него, на подходы, прикинули, будет ли комфортно с ним работать. В то же время и человек увидит, с кем придётся работать, сложит о сотрудниках какое-то мнение, поймет, будет ли интересно ему работать на компанию.

Каждый из интервьюеров после этого пишет свой фидбэк, потом они собираются и решают, делать ли специалисту офер. То есть не так, что один человек хочет тебя видеть в этой компании и говорит: «Мы должны его нанять» — и ты принят. Есть коллегиальное решение. И оно позволяет значительно повысить шансы, что всё будет хорошо. Потому что вряд ли сразу пять интервьюеров ошиблись в оценке человека.

Дальше специалист либо получит офер, либо ему скажут, что на данный момент компания хочет посмотреть еще одного кандидата, либо откажут вовсе. В первом случае человек уже общается с HR насчет компенсации и всего остального.

Здание инжиниринга в университете Уотерлу (одного из топовых канадских технических университетов)

Как проходил собеседования я

Стоит еще сказать, что на канадском ІТ-рынке всё работает не так быстро, как в Украине. В Украине можно поменять работу за 1–2 недели — вот у тебя три офера, сидишь и выбираешь. В Канаде всё намного медленнее. Я бы сказал так: три месяца, у тебя два офера, сидишь и выбираешь. Здесь все процессы протекают не так быстро, рекрутеры работают более расслабленно. Например, прошел первый этап собеседования, а следующий назначен через две-три недели. Но в принципе если голова на плечах есть, руки есть, то без работы сидеть не будешь.

После RevJet у меня было несколько многоступенчатых интервью с техническим заданием. Во время одного из собеседований я так много говорил, что после него у меня почти полностью пропал голос и я хрипел следующие три дня.

Всего за три месяца мне поступило три офера. Но одна компания быстро отвалилась, у них поджимало время, и они выбрали другого кандидата, так как мне нужно было больше времени, чтобы проанализировать все предложения.

В итоге выбор был не суперсложным. Непубличным компаниям тяжело конкурировать с публичными. Более мелкие организации и стартапы стараются заманить сотрудников просто высокой основной зарплатой. А у крупных публичных компаний основная зарплата ниже, но есть годовые бонусы, более высокий уровень страховки, пакеты акций, поэтому они сильно выше рынка стартапов, у которых не настроены все эти процессы и бонусные системы. Они могут предлагать акции, но те ничего не стоят, пока компания не вышла на публичный рынок.

Так вот, у меня был выбор между мелкой компаний и крупной международной. Логично, что я выбрал вторую. И вот уже 1,5 года работаю в SurveyMonkey, которая занимается опросами. У них целый набор приложений, которые помогают собирать отзывы, комментарии, делать разнообразные опросы, процессить гранты и прочее. Например, если хочешь разместить какой-то тендер, можешь использовать один из продуктов SurveyMonkey, чтобы людям было легче подаваться на него, а тебе — легче обрабатывать их заявки.

Я работаю на позиции Senior Software Engineer in Test в команде интеграций, отвечаю за тестовые фреймворки и автоматизацию тестирования всех внешних интеграций с компаниями-партнерами, за API endpoints, через которые можно получать какую-то информацию и через которые наши интеграции работают с остальными компаниями. Основная работа приходится на новые фичи, исправление каких-то эджкейсов, расширение текущего функционала и доработку существующего.

В SurveyMonkey мне нравится больше, чем в RevJet, потому что здесь плюс-минус отработаны стратегии мотивирования персонала. Допустим, почти все компании в Канаде дают 15 дней выходных в году, что значительно меньше, чем мы привыкли в Украине, и не добавляет радости.

А вот публичные компании могут предлагать 20 дней в году. У них бывают и различные инициативы по дополнительной мотивации. Например, в связи с ковидом и тяжелой психологической ситуацией (люди сейчас сильно выгорают из-за карантина) могут еще дать 5, 10, 15, 20 выходных дней, просто чтобы люди попытались восстановиться и отдохнуть. Сейчас из-за пандемии всем сотрудникам нашей компании рекомендовано работать удаленно до лета 2021 года.

Офис SurveyMonkey. Image Source: Ottawa Business Journal

Канада vs Украина для тестировщика

В Канаде всё в принципе более человечно и расслабленно. Люди не овертаймят так жёстко, как в Украине, а уделяют время семье, своим хобби. Поэтому многие в 5–6 часов вечера закрывают ноутбук и уходят домой.

Можно даже сказать, что переработки не очень приветствуются. Конечно, если тебя попросили поработать сверхурочно — одно дело. Но такое случается редко, вот прям совсем редко. А если овертаймишь по собственной инициативе, это расценивается так: возможно, ты не настолько эффективно работаешь в течение рабочего дня, не можешь собраться и поэтому приходится оставаться допоздна?

Хотя есть нюанс: если, помимо своих основных обязанностей, берешь на себя что-то ещё или хочешь получить какую-то экспертизу в другом направлении и поэтому перерабатываешь, тогда окей. Значит, ты тратишь личное время, чтобы совершенствоваться.

Еще в Украине часто в вакансиях прописывают стрессоустойчивость, продуктивность под жесткими нагрузками... В Канаде компании, наоборот, указывают хороший work-life balance как причину, почему у них стоит работать. На этом делается акцент: «Мы стараемся, чтобы люди восстанавливались, мы не выжимаем из них соки». И в таком подходе есть смысл. Потому что нередко специалисты, которые много овертаймят, в результате намного быстрее выгорают и их продуктивность существенно снижается. А work-life balance помогает лучше восстанавливаться и работать равномерно.

Варианты карьерного развития тестировщика в Канаде такие же, как в Украине — можешь выбрать техническую ветку или менеджерскую. В первом случае после Senior становишься Staff. На Senior-позиции человек отвечает, грубо говоря, за экспертизу в своей команде, а на Staff — за экспертизу во всей компании по каким-то определенным доменным зонам, знаниям. К нему приходят советоваться из других команд, потому что Staff может помочь, что-то улучшить.

После этого идёт Principal Engineer — специалист с опытом от 15 лет, он подчиняется не Engineering Managers, а непосредственно CTO или кому-то из директоров. В основном Principal Engineers занимаются долгосрочными стратегиями разработки, архитектурой и менторингом других инженеров.

Второй вариант развития — идешь в менеджеры. Тогда твой путь будет выглядеть так: Engineering Manager, Senior Engineering Manager, Engineering Director, Senior Engineering Director, Vice President of Engineering и дальше CTO.

В Украине, по моим наблюдениям, практически нет четко прописанной иерархии по уровням, конкретным позициям и требованиям к ним (все часто упирается только в количество лет опыта). В Канаде в крупных публичных компаниях есть таблицы с описанием требований к каждому уровню.

Плюс в Украине в больших аутсорсинговых компаниях есть технические комитеты, которые отвечают за повышение. Допустим, если хочешь получить повышение с Junior на Middle, то это может сделать твой Engineering Manager, но если хочешь Senior и выше, то должен пройти комитет из группы инженеров, которые будут оценивать твои навыки и делать выводы, дорос ли ты до этого уровня.

В Канаде это работает похожим образом для крупных компаний. Но может быть, что именно твой Engineering Director будет писать запрос и аргументацию, почему тебя должны повысить. А рассматривать это будет совет директоров, помимо остальных вопросов, которые им нужно решать. Технического комитета как такового я не видел, потому что обычно в запросе есть как минимум несколько ссылок на людей, с которыми ты работал, которым помогал решать какие-то проблемы и которые хотят подтвердить твой уровень и поддержать повышение.

Влияет ли на повышение сертификация? В некотором смысле да. Например, я сам проходил сертификацию и могу сказать, что ее ценят и в Украине, и за границей. Она показывает, что ты — не просто мастер всех дел и что-то знаешь везде понемножку, а состоявшийся специалист, который серьезно выбрал для себя направление и продолжает в нем совершенствоваться.

В Украине сертификация зачастую приносит повышение зарплаты. В Штатах и Канаде она может указываться как требование для вакансии, но в большинстве случаев сертификация просто дает дополнительные баллы и выделяет специалиста на фоне остальных кандидатов.

Это тоже может влиять на зарплату, как и в Украине, но тогда человеку нужно получать сертификацию в пределах компании. Когда идет постановка целей на год, специалист говорит: «Я бы хотел пройти сертификацию». И если успешно это делает, то в конце года, когда идет пересмотр зарплаты, у него уже есть хотя бы одна серьёзная цель, которую он поставил и достиг, а это повод повысить зарплату.

Ценят ли украинских специалистов в Канаде? Да, тут они часто занимают Senior-позиции, на них держится большая часть ответственности команды, их уважают за подход «сказал — сделал». Наши специалисты, безусловно, отличаются от канадских коллег. К примеру, больше переживают, у них активнее вовлеченность, но при этом и выше уровень выгорания.

Поэтому нужно тщательно контролировать, чтобы такие сотрудники отдыхали, восстанавливались, иначе они начинают расстраиваться, хандрить, от чего снижается уровень продуктивности. Канадцы же более размеренные, воспринимают все не так близко к сердцу. Я не скажу, что они менее ответственные, просто могут не так глубоко погружаться в какие-то проблемы, поэтому и выгорают меньше.

Особенности менторинга

У меня был опыт менторинга специалистов в Украине. Сейчас я тоже периодически помогаю ребятам переходить в автоматизацию или совершенствовать свои навыки в ней. Обычно в отделе тестирования есть люди, которые в основном занимаются мануальным тестированием, но хотят перейти в автоматизацию. Ведь это ведет к повышению зарплаты и квалификации.

И хорошо, когда в команде есть кто-то, кто имеет возможность и желание подтянуть этих ребят или по крайней мере подобрать для них литературу, объяснить, на что стоит обратить внимание, как усилить свои навыки. А после того, как они обрабатывают материалы, обсудить их и разобрать на практике. Это скорее не обучение, а живой диалог с приведением конкретных примеров из жизни, с постановкой целей, помощью в том, как, где их достигать... То есть такое развитие людей.

В Канаде на Senior Level менторинг — это часть твоих обязанностей. То есть если в твоей команде есть специалисты, которые ниже по уровню и хотят развиваться в техническом направлении, то часть твоих обязанностей — менторить их.

В Украине приходилось этим заниматься в нерабочее время. Почему-то у нас в стране бытует мнение, что рост и совершенствование — твой личный вопрос и для этого нужно выделять личное время. В Канаде все не так: на менторинг и развитие может выделяться какой-то процент рабочего дня, для ментора это порядка 10%.

Сравнивая свой опыт менторинга в Украине и Канаде, скажу также о разнице в донесении и восприятии критики. В украинском менторинге или при code review можешь сказать: «Это сделано очень плохо, поэтому переделай, потому что так совсем не годится». В Канаде ты должен быть более обходительным, вежливым, соблюдать правила хорошего тона. Считается недопустимым заявить, что чья-то работа сделана из рук вон плохо. Поэтому в таких случаях применяются обороты вроде: «Это хорошо, но можно было бы улучшить это и сделать ещё вот так. Тогда было бы вообще замечательно».

Если скажешь в Канаде: «Это дерьмо», можешь сильно обидеть человека, что способно повлечь за собой серьезные последствия. Специалист может пойти в HR-отдел, и дальше у тебя будет общение на предмет того, как улучшить софт скилы и не давить на своих сотрудников. А если прям серьёзно кого-то оскорбишь, тебя могут уволить.

Тут также стоит учитывать, что в Канаде намешаны разные культуры. А это значит, что у всех есть какие-то отличия. И вот такая вежливость, обходительность — универсальный подход к любому. Потом же ты в процессе общения можешь чуть глубже изучить особенности конкретного человека и адаптировать свой подход в зависимости от специфики его национальности и личности.

Сейчас я заканчиваю писать книгу — практическое руководство по тестовому фреймворку TestCafe (на момент выхода статьи книга уже вышла на Amazon — ред.). Она предназначена для людей, которые уже что-то пробовали в автоматизации и JavaScript. В ней порядка 160 страниц, где рассмотрены основные методы, как использовать этот фреймворк, описаны интересные нюансы и построен небольшой сет тестов, которые тестируют готовый веб-сайт, чтобы можно было прям скопировать код, попробовать его запустить и убедиться, что все работает.

То есть это пособие для тех, кто не хочет сильно много времени проводить, перечитывая тонны документации. Можно просто открыть книгу, где все уже собрано, структурировано, прочитать ее и приступить к делу.

Плюс у меня есть блог, где периодически делюсь своими заметками о тестировании и технологиях.

Тестировщики будут нужны всегда

Сегодня можно столкнуться с мнением, что тестировщики становятся не нужны, поэтому QA переходят в разработчики. Да, я видел такой подход в нескольких канадских компаниях. Они считают, что разработчики должны сами всё тестировать, но у них есть ресурсы на это — ощутимо больший штат разработчиков. При этом мне тяжело сказать, насколько эффективно они поддерживают качество.

А вообще я не согласен с таким мнением. Объясню почему. Тестирование идеологически делается для того, чтобы снять нагрузку с разработчика. Конечно, твои разработчики могут и писать код, и потом его тестировать, но это займёт в разы больше времени, поэтому все новые фичи, дополнения, расширения будут выпускаться в продакшн намного медленнее. Если это устраивает — без проблем. Твои разработчики могут делать всё, даже без Project Managers сами разбираться с постановкой задач, распределением и со всем остальным.

Однако в большинстве случаев в компаниях хотят оптимизировать этот процесс, быстрее выпускать побольше фичей, поэтому на помощь приходят тестировщики, которые снимают нагрузку и отвечают за снижение рисков по качеству. Процесс идет быстрее, фичи более стабильные.

Также надо учитывать, что всегда останется такая штука, как mindset, склад ума. Разработчики обычно больше настроены на то, чтобы сделать что-то. Тестировщики — на то, чтобы сломать что-то или проверить, что оно выдерживает определенные нагрузки, сценарии. Поэтому тяжело или даже невозможно на каком-то уровне переключаться с одного типа мышления на другой. Мне кажется, что профессия тестировщика точно никуда никогда не уйдет, она имеет смысл и перспективу, потому что делает разработку более эффективной и быстрой.

Что касается сравнения Канады и Украины, думаю, в принципе тестирование развивается одинаково, потому что все основные тренды исходят из Штатов. Канада близка к Штатам географически, а Украина — идеологически. Многие компании открывают офисы в Украине из-за хорошего уровня разработчиков и тестировщиков. Поэтому направления развития тестирования похожи.

Единственное, что я бы подчеркнул: в Украине экспертиза немного сильнее, потому что там проходит больше конференций, мероприятий, митапов, есть много комьюнити по тестированию, разработке. И это хорошее конкурентное преимущество. В Канаде это всё ещё в процессе развития, так что подобных ивентов не хватает. Хотя сейчас с онлайн-доступом это небольшая проблема. Ты всегда можешь подсоединиться к какому-то вебинару и послушать про свежее направление развития Selenium, например.

Планы

Я продолжаю расти, совершенствоваться в техническом направлении, менеджмент мне не особо интересен. Естественно, выполняю leadership-задачи, потому что без этого никуда даже в технической ветке. Но я больше подхожу к этому как к помощи людям, оптимизации их процессов, чем как к HR-функции, мотивации, обсуждению зарплат...

Так что я и дальше планирую развиваться в автоматизации тестирования, построении фреймворков, расширении текущего функционала, опенсорс-активности. В принципе и сейчас активно участвую в Selenium, Protractor, WebdriverIO, TestCafe, Cucumber — основных репозиториях JavaScript тест-фреймворков. Плюс я бы с удовольствием выступил на каких-то конференциях, но пока что в связи с ковидом все немного притормозилось.

Хочу ли я остаться в Канаде? Да, в этом я тоже пока не планирую что-то менять. Продолжаю видеть здесь перспективы.

LinkedIn

Похожие статьи

25 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
В Канаде компании, наоборот, указывают хороший work-life balance как причину, почему у них стоит работать. На этом делается акцент: «Мы стараемся, чтобы люди восстанавливались, мы не выжимаем из них соки».

Я правильно понял, учитывая, что компания это указывает, означает, что это не распространено на всё IT? Т.е. есть компании (Канада, IT), в которых можно встретить противоположное?

Не совсем так. Просто в некоторых компаниях на этом делается акцент.
А так там вообще часто 10 дней вакейшена дают в год, например, и это нормально считается

К сожалению, затянуто и занудно

Спасибо за статью. Опередили меня, я хотел такую же написать, только с более широкой географией :) Подскажите пожалуйста примерно по зарплатному вопросу в Торонто? хотя б по примеру вашей компании?

В Штатах и Канаде немного по-другому: у них есть Level 1, Level 2, Level 3 и потом Senior

У якійсь певній компанії — так. Але не у всіх. Наприклад, Senior у Amazon — це L6. Трапляються варіації рівнів і підрівнів. А от щодо «middle» — дійсно, досить рідко можна почути.

Ну і Principal часто після Senior/Staff. А Lead — частіше роль. І улюблене — комбо, наприклад: «Senior Principal».

Спасибо за статью, много полезного.

лет.Потом снова начал проходить разные собеседования.

Как обычно на текущем месте относятся к тому, что ты начинаешь ходить на собесы в другие компании? Знаю, что в Украине могут уволить за такое. В Канаде поиск работы нужно скрывать?
Референсы работодатели просят и официальную проверку прошлого опыта делают?

Как обстоят дела с удаленной работой?
Можно жить в условном Монктоне и работать на фирму из Ванкувера удаленно? Насколько ниже будет зп?
Кстати, вопрос зп и налогов специально не поднимался в статье?

Зы сертификат istqb в мою бытность тестировщиком 5+ лет назад в Украине ни на что особо не влиял, как и ВО

Знаю, что в Украине могут уволить за такое.

Уволить — вряд-ли т.к. здесь оформляют по белому (если только не контракт). Но отношение, естественно, будет уже не то, поэтому обычно никто не афиширует, ищут по-тихому.

Возможно в контракте прописан пункт о том, что сотрудник должен уведоимть, если начинает поиск или подобное.
Ну и если есть запрос референсов от работодателя, о чем я тоже слышал

Всё, как и в первом случае, начинается со скрининга от рекрутера. Это общий звонок, часто на мобильный, чтобы поговорить про жизнь, цели, про то, что хочешь, твои скилы и прошлый опыт. Рекрутер, в свою очередь, рассказывает о компании. Вы обсуждаете примерный уровень зарплаты и решаете, продолжать ли дальше общение.

это самая загадочная лично для меня часть за последних полгода я «прошёл» таких полдюжины и от бессмысленности сего действа лично меня просто плющит т.е. я себе представляю всё это на месте «менеджера среднего звена магазина на 20 человек» но какой целью всё это стоит для среднего программиста для меня уже загадка

а тем более для синьора

ЗЫ: я даже на семинаре был специальном для «рекрутеров» на тему «холодные звонки и холодные кандидаты» таки они там ровно всё повторили 1 в 1 что я уже знал и видел а то я думал может я путаю и вижу не правильно )) ну и да «простота» работников этого звена несколько огорашивать ну так с отвычки от общения с людями ))

Единственное, что я бы подчеркнул: в Украине экспертиза немного сильнее, потому что там

к.м.к. это один из поинтов почему эта сев. американская фишка «со скрининга от рекрутера» не сработает в Родине просто потому что они просто не смогут никого нанять а кого смогут это будут совсем уж «морально мотивированные люди без реальной экспертизы даже в мыслях» читай кассирши супермаркета вот для них да это реально работает я проверял

Ну це етап аби відсіяти повних неадекватів і людей, що не можуть англійською себе представити. Вангую, відсіюється не мало.
Для контори набагато дешевше витратити 20 хв часу ейчарівниці ніж пропускати всіх підряд на кодинг чи менеджерське інтерв"ю.

Ну це етап аби відсіяти повних неадекватів і людей, що не можуть англійською себе представити.

из свежего пишет француз оригинальной французской

Je pense que vous pourriez venir en aide à une société située en plein cœur de Nice qui recherche un développeur .Net pour la partie Back-Office ou PHP pour la partie Web.
...
Si je vous contacte dans un mauvais timing, n’hésitez pas à me le préciser, sinon nous pouvons planifier un entretien téléphonique pour vous permettre d’en savoir plus ?

перевожу гуглом вспоминаю классическую фразу за деньги отправляю

Hey Man, je ne parle pas français, tu sais. Mais pour comprendre que nous parlons tous les deux la même langue, quelle somme obscène aviez-vous en tête?

в ответ спрашивает что за obscène я имею в виду by that

отправляю ссылку на классическую сцену с ютюба

пока молчит может уже шаббат и французы не работают при социализме )) номер телефона французский я специально не проверял просто лупанул в гугле тут же ж куча французского типа «чей номер»

вот думаю кто не адекват и в каком языке себя представлять ))

это самая загадочная лично для меня часть

От оно как)
По C/C++ — Expert
А загадку не подюжил ;-)

от бессмысленности сего действа лично меня просто плющит

Имхо, вещь полезная даже в наших реалиях. Можно узнать важные вещи о компании и сразу отказаться, например, если там неадекватные условия.
Жаль, что на таких разговорах рекрутерши очень часто не знают ничего конкретного о проекте, но это уже можно позже выяснить.
Проблема тогда, когда одни и те же вопросы по 3 раза задают разные люди. Типа 1 человек из рекрутингового агенства, 2 рекрутер компании, 3 менеджер или еще кто-то. Тогда да, напрягает

Можно узнать важные вещи о компании и сразу отказаться, например, если там неадекватные условия.

рассказываю с того семинара эйчаров карочи там фишка в том что это ты успеешь сделать home work и подготовиться «узнать важные вещи о компании» а не наоборот.

Жаль, что на таких разговорах рекрутерши очень часто не знают ничего конкретного о проекте, но это уже можно позже выяснить.

они не просто ничего не знают они просто пересказывают текст вакансии это в самом лучшем общем случае могут также пересказать такой же ж текст за компанию в более общем случае даже этого нет

если говорить «о проекте» как аутсорс аутстаф (если кто не знает это грубо половина штатовского рынка) то там всё ещё суровее и кроме «речевого заполнения анкеты» с человеком с той стороны уровня примерно как сама анкета там нет (читай это просто бумажная анкета с которой можно «поговорить» с тем же ж успехом но которая при этом почему-то заполняется вслух)

много чего «можно позже выяснить» но в том мой и поинт что этот «первый звонок» реальной смысловой нагрузки вообще не несёт

ЗЫ: ни говорить ни спрашивать за з.п. нельзя это было в т.ч. на «семинаре» но сам эйчар может спросить «твои з.п. ожидания» это считается норм потому что в этом «разговоре» именно ты считаешься стороной заинтересованной мотивированной осведомлённой а «другая сторона» вообще никак не считается ))

Проблема тогда, когда одни и те же вопросы по 3 раза задают разные люди. Типа 1 человек из рекрутингового агенства, 2 рекрутер компании, 3 менеджер или еще кто-то. Тогда да, напрягает

здесь труднее говорить но я говорю конкретно об самом первом этапе который 146% «пустой» информативно и чисто технически пустая трата времени

есть конечно некоторые нюансы но давайте всё же ж понимать своё место и признавать что к программистам они никак не относятся

проблема не в вопросах но в «рынке работодателя» в котором «кандидат» изначально трактуется как не адекватный и поведение с ним соотв. образом и лично для это довольно странно ощущать себя на его месте чтобы меня воспринимали как не адеквата )) не ясно в чём мой профит

youtu.be/OXRi28W-ENY

я «прошёл» таких полдюжины и от бессмысленности сего действа лично меня просто плющит

Для того что б неадекватных токсиков отсеять.

У тебя должен быть Senior Level, тогда будешь интересен компаниям

Лично знаю несколько ребят, которые укатили зарубеж мидлами. Если есть интересное (для них, не для Украины) направление, то могут забрать и после универа в Универ или нестандартный RnD.

Крутая статья! Спасибо очень информативно и очень и очень подробно. Удачи тебе в дальнейшем развитии (:

Жаль, что о собеседовании на мануальщика никто ничего не пишет. Интересно, что у них спрашивают на тех интервью — умение писать тест кейсы, знания апишек?

приходите к нам на собеседование, ищу двух джунов в команду

спасибо за предложение, но я уже давно не тестировщик. Но мне было бы интересно почитать о собесах для них в США\Канаде

у меня сложилось впечатление, что мануал тестеры в Канаде не особо нужны
низкоквалифицированную работу проще зааутсорсить в Индию

очень субьективно, напилить 100500й фрейворк с пейджобджектом на силенуиме не особо скиллов надо; все зависит как всегда от проэкта, если тестить унылые формы на вебе, тогда согласен. но в основном что я тут видел — очень толковые реьбята, которые кроме всего прочему выполняют функции бизнес аналитиков, дизайнеров, девопсов, прочее

конечно субъективно,
основано на мнение мануал тестеров, что таких вакансий тут мало
по этому они тут мигрируют в смежные области — бизнес аналитиз, дизайн, продукт дизайн

в девопсов мигрирут как раз автотестеры

выполняют функции бизнес аналитиков, дизайнеров, девопсов, прочее

Мануальщики? Это входит в их стандартные обязанности?

Подписаться на комментарии