×

Как подготовить качественный доклад

В данной статье я хочу поделиться советами для подготовки к выступлениям с докладом. Надеюсь, что они будут полезны людям, которые хотят попробовать себя в качестве докладчика.

Как стать докладчиком

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к подготовке доклада — давайте поговорим о том, как люди становятся докладчиками. Опустим причины такого решения и рассмотрим добровольные и принудительные пути:

Прежде всего нужно помнить о том, что большинство конференций и «tech-talk» -ов часто испытывают проблемы с поиском желающих выступить — форма «предложить доклад» всегда присутствует на их сайтах не просто так. Скорее всего, если вы заполните эту форму и предложите интересную тему, с вами моментально свяжутся организаторы. Особенно остро эта проблема стоит у небольших мероприятий — им бывает сложно найти людей, которым «не влом». В общем, стучите и вам тут же откроют.

Второй способ добровольно стать докладчиком — это преподавание в любой из его форм. Вы можете присоединиться к какой-нибудь образовательной инициативе, выступить перед студентами вуза, устроиться по вечерам преподавать на курсах (sic!), или просто прочитать лекцию для новичков в коворкинге — выбор огромен, а опыта получите целую кучу. Если вы работаете в большом бодишопе, в котором есть интернатура — можете предложить свою помощь.

Теперь о принудительном пути. В некоторых компаниях существует практика докладов коллег друг перед другом, и возможно, в один прекрасный момент вас попросят (или заставят) о чем-нибудь интересном рассказать. Также босс может попросить вас выступить на какой-то конференции, такое тоже бывает.

Стоит заметить, что студенты и коллеги — это гораздо более благодарная аудитория, чем несколько сотен незнакомых бородатых чуваков, поэтому, если у вас есть желание стать докладчиком — не пренебрегайте этими возможностями, это хорошая тренировка.

У принудительного пути, или у варианта, когда организаторы мероприятия сами связались с вами и попросили сделать доклад, есть бонус — вы можете попросить их предложить вам тему для доклада. Организаторы обычно хорошо понимают, о чем хотелось бы послушать их аудитории и могут посоветовать что-то интересное.

Как подготовить доклад

Теперь перейдем собственно к подготовке доклада. Если вы матерый докладчик, многое из этого может быть лишним — но для начинающего все перечисленное ниже строго рекомендуется к исполнению. Главное, чего это позволит добиться — структурирование информации в вашей голове, это совершенно необходимое условие успешного выступления.

Посмотрите презентации других докладчиков. Лучше всего, если это будут прошлогодние презентации с того же мероприятия, на котором хотите выступить вы. Это поможет вам получить представление о том, какие конкретно форма, содержание и стиль доклада от вас требуется.

Ведите заметки в текстовом документе. Сохраняйте в них всю релевантную информацию, это поможет не потеряться среди своих мыслей:

  • Начните с подготовки плана выступления. Это не менее важно, чем верстка слайдов. Напишите список тем, о которых вы хотели бы поговорить, добавьте подпункты, и только тогда, когда и перед глазами, и в голове появится четкое представление о том, что именно вы будете рассказывать и в каком порядке, начинайте готовить слайды. Так вы точно ни о чем не забудете. Да и не возникнет ситуации, когда вы увлеклись версткой очередного слайда, и какой-то важный пункт вылетел у вас из головы.
  • Записывайте все, что пришло в голову по теме. Иногда вам в голову приходят хорошие идеи и примеры — но только не тогда, когда вы сидите и готовитесь к докладу. Все эти идеи стоит сразу же записывать, потому что иначе они очень быстро выветрятся из головы. Также стоит записывать полезные замечания коллег и хорошие цитаты из статей, книг, видео и других источников — все это пригодится вам при подготовке.
  • Сохраняйте ссылки на полезные источники информации. Причем не с помощью pin tab, а заносите в тот самый документ. То же самое касается ссылок на картинки. Только не сваливайте в кучу, а обязательно все подписывайте — например, «проблемы подхода, о котором я делаю доклад», «смешная картинка про зажравшихся джавистов» или «полезная статистика».
  • Можете вообще все выступление записать текстом, хотя бы приблизительно. Это никогда не помешает, если вы новичок.

Верстайте слайды так, чтобы вы сами могли понять, о чем хотели сказать. Слайды нужны не только для аудитории, но и для вас самих, как подсказка. Постарайтесь сделать все, чтобы она была информативной.

Обязательно дайте кому-то вычитать ваш доклад. Вам могут дать очень ценный фидбек — начиная от недостоверных данных, заканчивая опечатками. Это особенно важно, если вы делаете доклад на английском. Лучше сделать это хотя бы за неделю до доклада, чтобы иметь время учесть все замечания.

Книга — ваш друг

Книги помогут вам только в случае, если по теме вашего доклада они вообще существуют.

Если вы не спец в теме доклада, но все же решились подготовиться и хитро пересказать книгу — это плохая идея. Но если разбираетесь, то книги могут предложить вам некоторые ценные вещи, которые таким образом можно получить быстрее, чем с помощью гугла:

  • Информация в книгах обычно хорошо структурирована. Эту структуру вы можете использовать при подготовке плана вашего доклада.
  • В книгах бывает много красиво нарисованных диаграмм, графиков, таблиц и прочих картинок. Копипастить, конечно же, не стоит — но если дизайнер из вас не очень, то подобные примеры могут очень сильно помочь вам представить ваши собственные данные.
  • В книгах бывают полезные примеры кода. Представьте себе, что вы готовите доклад для джунов по паттернам проектирования — даже если вы гуру, то скопировать код десятка примеров будет гораздо быстрее, чем напечатать его.
  • И последнее — в них бывают красивые фразы и определения, которые просто грех не ввернуть в доклад.

Написанное выше частично касается так же интересных статей, но информации в них обычно недостаточно для того, чтобы подготовить 45-минутное выступление.

Советы по оформлению

Всегда стоит помнить о том, что презентовать доклад вы будете не на своем мониторе, а с помощью проектора, и зрители будут сидеть не рядом, а в десятках метров. Оптимальный вариант — найдите проектор у себя в офисе и все проверьте на нем.

Ответственно подойдите к выбору шрифта. Слишком маленький либо слишком светлый шрифт не видно с задних рядов, в особо запущенных случаях — с передних тоже.

То же самое касается цветовой гаммы доклада. Учтите, что качество передачи цвета на проекторе сильно хуже, чем на вашем мониторе, а с его яркостью обычно что-то сильно не так. В таких условиях лучше использовать насыщенные, но не слишком кричащие цвета — потому что, например, светлые оттенки в таких условиях будут сливаться с белым, а от слишком ярких у аудитории вытекут глаза.

Старайтесь не переборщить с количеством текста. Или аудитория уснет. Разбавьте его графиками, кодом, таблицами, картинками в конце концов.

Также не переборщите с количеством кода. Технический доклад — это не лекция в универе, которую все сидят и записывают. Слушатели обычно время от времени отвлекаются или вообще выходят из зала. Если ваша презентация состоит из огромного количества кода, любой человек, который отвлекся, потеряет нить рассуждений и до конца доклада будет тупить в смартфон, а не слушать вас.

Отдельная тема — юмор. Есть докладчики, у которых получается делать презентации и весело, и по делу. Они вставляют много смешных картинок, шутят, но при этом дают полезную информацию. Слушателям интересно и весело. Это талант, который необходимо развивать упорным трудом. Если вы тоже так можете — здорово, таких докладчиков любят. Если нет — лучше не вставляйте в презентацию много шуток, Евгений Ваганыч.

Подготовка к выступлению

Всегда приезжайте заранее, чтобы проверить оборудование. Думаю, большинство читателей сталкивалось с ситуацией, когда у проектора только VGA-выход, внезапно выходит докладчик с макбуком, организаторы начинают бегать искать переходник, не находят, потом начинаются поиски флешки, чтобы перекинуть презентацию на чужой ноут, а на чужом ноуте опен офис не открывает слайды, а потом с горем пополам открывает, но не работает кликер (та черная штука, которой слайды листают) и так далее. Эта вся возня выглядит очень уныло — поэтому всегда приезжайте перед началом мероприятия и все эти вопросы решайте.

За час до выступления ни с кем не разговаривайте, сидите тихо и читайте текстовый документ, с помощью которого вы готовили слайды. Это поможет вам убить двух зайцев — во первых, вы сконцентрируетесь на докладе, а не последних сплетнях. Во вторых, вы еще раз пройдетесь по красивым фразам, определениям и полезным примерам, которые вы записали — в таком случае вы точно не забудете упомянуть о них во время выступления.

Не забудьте сесть в первых рядах, чтобы при объявлении вашего доклада вы смогли быстро выйти, а не пробирались через 20 рядов.

Репетируйте перед зеркалом вслух. Иногда вам может казаться, что вы супермен и вообще все знаете и ориентируетесь в докладе, но как только начинаете говорить — все вылетает из головы, и вы начинаете мычать. Обязательно проверьте себя на этот спецэффект до того, как произойдет фейл. Также не забудьте о времени. На конференциях есть стандартное количество минут, которое должен занимать доклад. О том, что вместо 45 минутного доклада у вас есть слайдов на 15 минут (или на 90), лучше узнать заранее и внести в презентацию необходимые изменения. Оцените, на какую часть сколько времени у вас уходит и сделайте заметки в текстовом документе.

Убедитесь, что вы готовы провести ближайший час стоя перед аудиторией. Взгляните на себя в зеркало — вы выглядите чисто и опрятно? Убедитесь, что ваш макияж не поплыл и вы не измазаны шоколадными пирожными, которые подавали в перерыве. Причешите волосы. Справьте нужду, особенно если вы пили кофе. Вы должны быть сытым, а ваш ноутбук — заряженным (не забудьте отключить слип в настройках). Не лишним будет надеть наручные часы — тогда вы сможете контролировать, сколько времени прошло и все ли идет по вашему плану.

Удачного выступления!

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn



25 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Спасибо.
Но как по мне самый критический параметр это время, аудитория воспринимает информацию только первые 15 минут.
Поэтому все больше и больше придерживаюсь формулы 10-20-30: 10 слайдов, 20 минут, 30 шрифт

Отличная статья :)

Автор популярного блога Wait But Why недавно поделился опытом, как он готовился к докладу на TED. Тоже интересно.

Из своего опыта:
1. Если вы не спец в теме доклада — не делайте доклад. Никогда. Точка.
2. Не рассчитывайте заучить полный текст доклада. Как только вы забудете хоть одну фразу — весь доклад пойдёт по одному месту. План доклада, слайды и знание темы всё что нужно.
3. Если не знаете о чем рассказать, действуйте по формуле: есть проблема -> как я её решил -> какие подводные камни. Это самая простая формула, которая позволит вам сделать уверенный и хороший доклад.
4. Перед выступлением отключите все нотификации на лептопе. В маке это режим «Do not disturb»
5. Всем насрать на ваши фейлы. Все запомнят суть и забудут про то, что вы сделали не так (если вы уж совсем не пороли эпическую херню). Лично я видел огромное количество фейлов, но не назову ни одного сейчас (ладно, 2 помню, но это реально было эпично), тем более не вспомню кто это был. Зато удачных докладов и хороших докладчиков помню много. Не рефлексируйте в общем.

А, да, ещё: забейте на мудаков в зале и диванных критиков: вы вышли с докладом, а они нет. Покажи свой доклад или закрой своё гнилое мурчало. Но конструктивную и обоснованную критику примите во внимание.

Когда статью открывал, думал, что там советы очередного эйчара «как жыть программистам». А она (статья) крутая.

а час до выступления ни с кем не разговаривайте, сидите тихо и читайте текстовый документ, с помощью которого вы готовили слайды.

Опять же, всё индивидуально, но есть ещё один, самый древний совет в этом плане, из Библии: «Творец „почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал“, и „благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал“», т.е. шесть дней, он создавал мир, а на седьмой отдохнул :) то же самое и с презентацией, если хорошо подготовился, в последний день хорошо бы отдохнуть от создания презентации и демок. © аналогия, не моя, услышал её у Радислава Гандапаса

Тяжело переоценить совет репетировать перед зеркалом вслух. Нам когда-то в школе на риторике рассказывали, что репетировать речь перед выступлением нужно в идеале шесть раз, но если нет времени, то хотя бы три :)
Вроде бы кажется, что это очень много, но по своей практике замечала, что три тренировки гарантируют плавный рассказ, а одна или две тоже лучше, чем ничего, но все же не то.

Фото правильное. Текст можно не читать, послушайте того мужика что на фотке.

Хорошо написано. Добавлю немного, как человек который тоже регулярно выступает с докладами на технические темы, хотя и не IT.
1. Если человек пришел впервые на работу и еще не имеет опыта публичных выступлений, желательно чтобы он пару раз посидел в зале и послушал как выступают его более опытные коллеги. Тоесть постепенно подпускать к выступлениям, а не сразу бросать на амбразуру. Или в тех случаях когда одновременно выступает 2 и больше докладчиков, дать ему маленькую часть выступления, а потом больше и больше в следующих выступлениях.

2.

За час до выступления ни с кем не разговаривайте,
Это как когда. Если презентация тяжелая — тогда да, чтобы не отвлекаться. Если презентация не очень сложная и публика знакомая, то можно поговорить с знакомыми людьми и тем ты уже подготавливаешь людей к своему выступлению .

3. Слайды. Мое мнение нужно делать больше для публики, чем для выступающего. Когда выступаю, то во время переключения слайда трачу 0,5 секунды чтобы увидеть о чем слайд, поворачиваюсь в зал и говорю. Информации в голове должно быть в 5 раз больше чем информации на слайде.

4. Лично мне не нравиться, когда выступающий имеет в руках бумажки с подсказками. Если это презентация напрямую связана с твоей работой, ты этим должен жить. У тебя всегда с запасом есть, что сказать. Речь должна просто литься.

5. Стиль выступления — уверенная, внятная, достаточно громкая речь. Если человек опытный, обязательно во время выступления вопросы в зал для большего контакта с аудиторией. Если не опытный — желательно избегать вопросов иначе завалят и упадешь в глазах публики и потом долго долго нужно восстанавливать авторитет.

6.

Не забудьте сесть в первых рядах,
В принципе правильно, но более важно, как человек держит себя на публике. Уверенность выступающего должна сквозить во всем — в походке, выражение лица, в голосе. Лучше уверенной походкой пройти с конца зала без суеты, чем семеня ногами выбежать к трибуне с первого ряда.
4. Лично мне не нравиться, когда выступающий имеет в руках бумажки с подсказками.

Это очень полезно, чтобы не забыть подводку к следующему слайду. Иначе бывает так: переключился на слайд — «да, что еще забыл сказать». Оно как бы может и некритично, но все же.
Вместо бумажек можно использовать режим докладчика в павер поинте, где видны следующие слайды (это если докладчик видит монитор, конечно). В новой версии ПП можно такой режим включать и без второго экрана, очень удобно для тренировки.

Всё относительно. Любой совет по публичному выступлению нужно примерять на себя. Профессор за кафедрой на научной конференции будет смотреться солидно с пачкой листов А4, а хипстер на IT конференции — наврядли (или наоборот, будет смотреться необычно?). Кому-то ненравится что лектор читает с листочка, кому-то наоборот покажется что информация (и в частности цифры) подаётся без искажения, и листочки вызовут больше доверия. Самый большой минус бумажки для докладчика — жёсткая привязка к написанному тексту, но.. Может это и не минус? Или не такой минус как нам может казаться?

Годно!
Могу добавить:
1. Читать доклад по бумажке — грех, но только на совсем уж человеконенавистических ивентах не дают в эту бумажку подглядывать. Поэтому, в написанный план нужно занести все основные/важные мысли и отформатировать так, чтобы можно было бы легко и быстро подсматривать
2. По поводу страха перед аудиторией:
2.1. Во-первых аудитория в целом стоит из людей, которым либо лень ловить огрехи/неточности, либо которые не настолько шарят, чтобы заниматься подобным. Т.е. мелкие проблемы в докладе не заметят/не поймут, так что нечего боятся
2.2. Во-вторых, слушателей интересует в первую очередь контент-содержимое-знания, а на рассыпанные/упущенные на пол бумажки им пофиг

Мої улюблені рекомендації — www.slideshare.net/.../dodging-bullets-50749941

Вставлю одно пожелание.

Теперь о принудительном пути...
Помню еще лекции опщества «Знание», краснорожих лекторов-проФФесианалов, которые не отрываясь от графина и стакана с холодной водой, выдавали перлы типо: «Что значит перестройка!? а это значит, товарищи, что либо мы последние 70 лет шли не тем путем, либо наш путь был не тот!» Я хочу сказать, что если вы уверены в том, что не умеете читать лекции, не умеете владеть аудиторией, не можете преподавать — лучше и не делайте этого: будет меньше взаимно пострадавших :8). ИМХО.
Конечно, для того, чтобы быть уверенным, желательно попробовать :) Второй ньюанс — часто люди, для которых проблема совладать с большой аудиторией, прекрасно справляются с маленькой или с персональным обучением.

Как человек, часто выступающий на конференциях могу дать несколько советов из своего опыта выступлений

1) Структура доклада должна быть так построена, чтобы его легко можно было сжать в 30, 20 или 15 минут
2) Шрифт должен быть таким, чтобы его разглядел даже человек с заднего ряда
3) Используйте свои собственные нестандартные шаблоны для презентаций
4) Старайтесь поддерживать контакт с аудиторией путем вопросов, шуток и т.д.
5) Инфографика чаще всего лучше, чем текст
6) В начале доклада не забудьте представиться, объяснить, почему вы эксперт именно в этой области и тезисно представьте содержимое доклада
7) Чем больше будет информации из вашего практического опыта, тем лучше.

3) Используйте свои собственные нестандартные шаблоны для презентаций
Зачем?

чтобы отличаться от серой массы, больше шансов что запомнят, плюс когда не первый все сливается в одинаковый поток инфы и если не отличаться, то внимание рассеивается

«Умом нужно отличаться» ©, а не нестандартными шаблонами слайдов :)

Заметно кастомный шаблон не есть отличие от серой массы, а скорее наоборот.

Для подготовки своего последнего доклада я использовал:
1. Secrets of Dynamic Communication Кена Девиса
2. Советы от Eugene Cheng ( www.slideshare.net/itseugene ). Там же можно подчерпнуть много вдохновение.
Могу точно сказать, что если вы собираетесь выступать на большую публику — это must have.

За час до выступления ни с кем не разговаривайте,

Очень спорное утверждение, так как рекомендуют наоборот общаться, особенно с незнакомыми людьми, чтобы наладить контакт и стать «своим».

Спасибо. Добавлю что еще есть очень хорошая книга Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора». В ней подробно расписано как готовить подобные выступления.

Підписатись на коментарі