Опыт обучения в международной школе: как Senior UX дизайнеру повысить свой уровень

Проработав более 6 лет в дизайн-проектах, в какой-то момент я ощутил: мне хочется расширить рамки своих знаний и навыков. Учеба, даже сложная и насыщенная, — это выполнимо. Награда очень велика — формирование себя как профессионала и как личности.

Я бы хотел поделиться моим путем развития — обучением в Hyper Island — одной из самых известных международных школ цифровых медиа, которая меньше всего похожа на «школу».

Определение диагноза

На момент старта поиска путей для развития своей квалификации и экспертизы, я регулярно использовал лишь 20-30% из всех навыков и компетенций, необходимых для профессионального UX дизайнера. Это Stakeholder Interviews, Рrototyping, User Testing. Еще 30% мне посчастливилось использовать на 3-4 интересных долгосрочных проектах — анализ бизнес-процессов, service blueprints, CJM, продолжительные и обширные серии user research. Они сформировали и вырастили меня с профессиональной точки зрения. Но, к сожалению, эти навыки использовались не регулярно в основной деятельности, а после — и вовсе стали ослабевать.

И, наконец, last but not least — почти не используется часть навыков по Product Design, связанных в основном с ранними этапами разработки решения, которые проводятся обычно в продуктовых компаниях. Это анализ рынка, поиск новых возможностей для продуктов, уникальных конкурентных преимуществ в мультидисциплинарных командах.

Как выбраться из такой ситуации и перейти на следующий профессиональный уровень? Искать необычные, сложные проекты с увлеченными клиентами. Именно на таких проектах я и построил свое портфолио.

Однако полтора года назад я решил попробовать получить фундаментальное образование для достижения качественно нового профессионального уровня. Необычно? Пожалуй.

Поиск возможностей

Итак, я начал искать всевозможные курсы по UX, Interaction Design, Human-Computer Interaction и пытаться понять, насколько они мне подходят. Базовые курсы я не рассматривал — для меня они бесполезны, а их большинство.

  • Короткие курсы, онлайн и оффлайн — дорого и обзорно/точечно, отсюда малая рентабельность и полезность.
  • Более длительные, онлайновые — затрагивают одинаковые темы, низкая интенсивность и минимальная связь с преподавателем, часто оценки и обратная связь с помощью peer review. Хорошо для hard skills и формирования базовой системы знаний. Примеры: Interaction Design на Coursera, дизайн-курсы Нетологии.
  • Длительные и оффлайновые — дорогие. Несколько месяцев стоят как master’s degree и при этом все равно состоят из базовых программ. К тому же, проживание на несколько недель или месяцев максимально проблематично в финансовом плане — отели дороги, аренда квартиры на такой короткий срок невозможна. Примеры: курсы Norman Nielsen Group в США и Европе.
  • Master degree! При высокой стоимости (зависит от страны и вуза — от $1К до $25К+) дает наибольшее количество практики. Есть возможность более или менее фундаментально пересобрать в голове все концепции, сделать короткие практические проекты с начальной стадии по Define стадию. Отработать как раз те шаги, которые так редки в повседневной деятельности.

Я посмотрел также разнообразные курсы в технических университетах, школах дизайна. Из примечательных особенностей — остается минимум времени на подработку (ограничения для сохранения эффективности учебы со стороны университета). Помимо цены за обучение, важным фактором была и продолжительность. В среднем мне попадались курсы с продолжительностью год-полтора на дневном обучении.

Для меня такой формат не подходил по двум причинам:

  • Жить за границей более полугода за свой счет очень накладно.
  • Оставлять свою жену и близких на год или больше было бы невыносимо.

В ходе продолжительных поисков мне попался Hyper Island. Он сразу же «купил» меня своей сжатой и очень структурированной программой. Очная часть с основной теоретической и практической частями за счет интенсивности была сжата до полугода. Остаток года предстояло потратить на самостоятельную заочную работу над дипломом.

Еще одним важным аргументом «за» был город Манчестер — крупный деловой и образовательный центр. Он не такой баснословно дорогой, как Лондон, но и не маленький тихий кампус на периферии. Золотая середина была найдена, и я выбрал программу MA Experience Design.

Northern Quarter, Манчестер, вид из университетской студии

Подготовка

Определившись с университетом и программой, решил не затягивать и через неделю начать собирать документы.

Первоначально я планировал отказаться от участия в проектах компании и полгода жить на оставшиеся сбережения (что было бы очень нелегко). Однако, когда я поделился своими планами в компании, мне предложили не сжигать все мосты, а попробовать вести мой проект удаленно на part-time, пользуясь помощью Junior-дизайнера. Проектом я занимался в основном рано по утрам перед парами и во время обеденного перерыва, чтобы время совпадало с активными часами команды в Харькове. А коммуникации с заказчиком из США удобно попадали на время после занятий (которые шли с 9 утра до 5-6 вечера). Не думаю, что реально обойтись без дохода, уезжая учиться на 6-18 месяцев. Рart-time на своем хорошо знакомом проекте намного эффективнее, чем обычный freelance, с большим overhead по административным задачам и коммуникациям.

В сборе документов самым сложным, помимо перевода кучи документов, было сдать экзамен по английскому IELTS (academic). Ситуация усложнялась тем, что до конца приема документов был лишь один свободный слот, причем в Киеве. После пары недель натаскивания на задания теста с хорошим преподавателем, удалось сдать тест с приятным превышением проходного балла. Вторым по сложности было портфолио: я очень переживал за предстоящий конкурс и готовил его очень долго и тщательно.

Загрузив сканы всего собранного за пару месяцев, я нажал заветную кнопку Submit Application и стал ждать. Через месяц прошел собеседование, во время которого поговорили о моей мотивации, целях, профессиональном опыте. Вот и все, через две недели — заветное зачисление. С момента решения поехать учиться прошло 5 месяцев, до начала учебы оставалось 3 месяца. Все они ушли на получение британской визы.

Особенности учебы

Программа в университете построена на командно-проектной работе. Весь курс обучения состоит из 3-5 проектов: куратор разбивает поток на команды, которые получают настоящие заказы от известных компаний.

Определяющие и самые ценные особенности учебы в Hyper Island:

  1. Преимущественно командная работа. Как и в индустрии — проекты делаются командами дизайнеров. Индивидуально выполняются только письменные работы по результатам каждого курсового проекта: обзор темы курса, литературы по ней и анализ-ретроспектива командного курсового проекта.
  2. Не преподаватели придумывают проекты. Продуманные, хорошего уровня брифы приносят компании-партнеры университета. От студентов они ожидают анализа рынка и продуктов для валидации их собственных исследований. Безусловно, им интересны свежие, независимые идеи: от стратегий в необычных сегментах рынка, до прототипов продуктов и сервисов. Компании делают все, чтобы сделать студенческие проекты максимально применимыми для своих целей.
  3. Самостоятельная работа команды:
    • взаимодействие с заказчиком для корректировки проделываемой работы пару раз в неделю;
    • взаимодействие с консультантом-экспертом по методикам работы — 1-2 раза в неделю по полчаса.
  4. Еще один важный аспект учебы — участие профессионалов из известных компаний. Они выступали в качестве приглашенных лекторов, кураторов-консультантов (supervisors) курсовых проектов, представителей заказчика (product owners).

Мы учились у представителей крупнейших design consultancies, список далеко не полный:

  • IDEO (London) — руководитель отдела исследований лондонского офиса, проработавшая в IDEO 10 лет;
  • ustwo (London) — один из двух основателей компании, сравнимой по уровню с IDEO;
  • R/GA, SapientRAZORFISH, ZONE (London) — Chief Creative Officer крупнейшего независимого дизайн-агентства в UK, до этого 15 лет проработавший дизайн-лидом в R/GA (New-York) и еще 5 лет в Sapient.

Вышеуказанные лекторы, таким образом, представляют крупнейшие мировые дизайн-агентства, включая как Design Consultancies, так и Digital Agencies, находящиеся на пути бизнес-трансформации:

  • Barclays — product owner, руководитель отдела инноваций банка из четверки крупнейших в UK, с брифом о повышении финансовой грамотности клиентов;
  • BBC — product owner, менеджер, руководивший реформированием корпоративной культуры главного офиса BBC, когда он был закрыт в Лондоне и перенесен в Манчестер;
  • IBM Retail IoT division (London) — во время проекта по бизнес-трансформации донорской службы министерства здравоохранения Соединенного Королевства;
  • Adidas — product owners с брифом по реформированию human resource политик в британском офисе компании;
  • Speedo — product owners с брифом по повышению популярности и регулярности занятий плаванием у любителей.

Мы посещали офисы всех вышеперечисленных компаний, и в этих же офисах, а не в университете, презентовали результаты наших курсовых проектов.

Мои личные открытия и откровения

Они могут показаться вам более или менее очевидными, но мне удалось получить очень много подтверждающего опыта. Недавно я столкнулся с похожими выводами об учебе в d.school на одном из воркшопов от Саши Акименко, одного из главных энтузиастов дизайн-мышления в Украине.

  • Команда и проект могут, при вдумчивом подборе, выиграть от присутствия разных людей, как с точки зрения типов личности (team dynamics), так и профессиональных навыков (multidisciplinary team).
  • Оказывается, есть пропасть между тем, насколько я продуктивен и полезен в командах разного состава и типа. Таких разительных различий в моей профессиональной практике я не наблюдал. Круто, что есть разработанные методики построения команд с хорошим уровнем эмоциональной и профессиональной совместимости и сплоченности. Этими вопросами сейчас особенно активно занимается мой друг и однокурсник по Hyper Island, Ваня Голяков.
  • Ценности дизайн-мышления, которые раньше были просто словами, приобрели смысл после практического использования:
    • Discovery — поиск решения. С этим я сталкивался всего на нескольких сложных проектах, где заказчики знакомы с концепцией user-centered design. Мне доводилось долго интервьюировать, говорить с людьми, закидывать широко сети в поиске первоисточника проблемы или потребности группы людей. Я научился сначала разбираться в проблеме (discovery and empathy), а потом прорабатывать прототипы, при этом не затягивать с поиском широкого круга решений (divergent thinking and ideation).
    • Ideation этапы и техники — как быстро генерировать множество идей (divergent thinking), обсуждать их с командой, а потом сообща отбирать объективно лучшие (convergent thinking).

Пусть мой пример вас вдохновит

Всегда есть чему поучиться, и возможностей масса — на любой вкус и требования. Даже пойти учиться в университете, имея уже опыт практической работы — нормально.

За время учебы удалось много узнать:

  • о себе;
  • о людях как личностях и профессионалах;
  • о том, как организовывать и управлять командами;
  • как искать решения проблем, которые сложно сформулировать;
  • о том, как сейчас развивается индустрия проектирования пользовательского опыта и сервисного дизайна.

Словом, это то, чему трудно научиться по книгам или онлайн, и то, для чего существует очное образование.

Думаю, никогда в истории мира, возможности для обучения не были так широки, как сейчас. Смело выбирайте то, что вас интересует, планируйте и приступайте: книги, онлайн и оффлайн курсы, университеты помогут измениться вам и изменить жизнь к лучшему.

LinkedIn

7 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Спасибо за информативную статью. Структурировано и коротко

Спасибо большое за статью, действительно вдохновляет и доказывает что всегда есть куда расти

Отлично, статья очень в тему
Какую бы вы посоветовали продвинутую литературу для мелких предпринимателей, которые хотели бы ставить задачии по веб дизайну уже опираясь на какое-то понимание UX? начальных книг явно не достаточно, проверено
В особенности по разработке уникальных интерфейсов взаимодействия с пользователем?

Большинство книг на рынке затрагивают массу ненужных вопросов для моего кейса, типа интервьюирования стекхолдеров и тд, тут же желателен сильный упор на сам процес UX дизайна и креативность без другой шелухи, важной для полноценной работы в команде

Я не автор, но добавлю пару книг, которые мне сильно помогли. Lean UX for startups и Badass: making users awesome.

Спс, видел их с хорошими отзывами, куплю на днях

Большинство книг по UX, особенно вводных и обзорных, по определению содержат много разных вопросов. Возможно пригодится что-то по product managment или Agile\Lean процессам, как написал Максим ниже. Могу еще посоветовать thesprintbook.com или thisisservicedesignthinking.com, но это наугад, я не очень хорошо понял что вы ищете.

«Ставить задачи по веб-дизайну» — в широком смысле, заниматься определением бизнес-целей цифровых продуктов, в узком — делать прототипы для UI дизайнера или верстальщика

Спс, посмотрю

«Ставить задачи по веб-дизайну» — в широком смысле, заниматься определением бизнес-целей цифровых продуктов, в узком — делать прототипы для UI дизайнера или верстальщика

И то и другое, представь обратную задачу — не строить дизайн на основании спек а создавать их уже включая мокапы на основании той или иной компетенции в ux, вот эту компетенцию и стоит повысить. Это как если бы все проекты которые ты делал на самом деле принадлежат тебе и ты автор функционала и стейкхолдер в одном лице

Подписаться на комментарии