Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

О жизни и работе в Сербии

На DOU часто публикуют статьи о жизни и работе в других странах, поэтому и я решил поделиться своей историей релокации вместе с семьей из Украины в Сербию.

Я game-дизайнер, до переезда уже имел 16-летний опыт работы в украинских офисах крупных игровых компаний. В последней компании проработал более 8 лет и после этого начал задумываться о переезде. Ожидал найти работу в США, Канаде или Австралии, но так получилось, что первая компания, которая попалась мне на глаза, оказалась в Сербии. Это был 2014 год.

Изначально я не рассматривал Сербию всерьез и просто отправил резюме, чтобы попробовать себя. Мы созвонились по скайпу, меня пригласили на собеседование. Поскольку я был не очень заинтересован, то сказал, что сейчас работаю и готов приехать только в выходной день. Компания согласилась, оплатила мне билет и проживание.

Я прилетел, и компания мне понравилась. Так вышло, что неожиданно для себя я стал работать в Сербии в компании Nordeus.

Переезд

Сербия отличается от Украины меньше, чем, скажем, страны Евросоюза или Штаты. Тут присутствует как славянский менталитет, так и западный, поэтому адаптироваться было несложно.

Виза в Сербию для украинцев не нужна, в стране можно находиться до 30 дней после пересечения границы. Так как страна небольшая, то доехать до границы и въехать снова — это дело нескольких часов езды на машине, и некоторые живущие в Сербии так и поступают. Для нас компания сразу оформила рабочую визу, чтобы избежать трудностей. Всеми формальностями занимались представители компании.

По приезду в Белград компания предоставила мне на 3 месяца 3-комнатную корпоративную квартиру. Это же время длился испытательный срок. После окончания испытательного срока меня окончательно оформили в штат компании, и тогда я перевез семью. Мы нашли дом в черте города за 550 евро в месяц, живем в нем до сих пор. До офиса — 15-20 минут на машине.

Наш дом

Жене и детям дали разрешение на проживание в Сербии как членам моей семьи. Это разрешение дает право находиться в стране на все время действия моей визы и при желании устраиваться на работу.

Компания

Nordeus — независимый разработчик мобильных игр. Главный офис находится в Белграде, тут же сосредоточена разработка. Компания относительно небольшая: около 150-160 сотрудников.

Программисты в Nordeus в основном сербы, а других специалистов (менеджеров, гейм-дизайнеров) активно привлекают из-за границы. Язык общения внутри компании — исключительно английский.

Преимущество компании — отличный соцпакет. В моем случае Nordeus полностью оплатил переезд мне и семье, отличную частную школу для детей. Все сотрудники и их семьи получают медицинскую страховку (включая стоматологию). Отличные завтраки и обеды в офисе, фрукты, печеньки и т. п. Поощряются поездки на различные конференции, покрываются все сопутствующие расходы. Каждые 2 года выдают новый ноутбук последней модели, каждый год — новый топовый телефон. А старые модели дарят сотрудникам для личного пользования. Вообще чрезвычайно много внимания уделяется тому, чтобы было комфортно жить и работать, и в офисе была дружелюбная и продуктивная атмосфера. Такой вот «коммунизм в отдельно взятой компании».

Рабочая неделя составляет 40 часов, но при необходимости можно отпроситься или поработать из дома — главное, предупредить заранее. Отпуск — 22 дня в году. Помимо индивидуальных отпусков, раз в год вся компания ездит на совместный отдых за границу. В прошлом году мы были на Крите неделю, в этом году поедем в Сардинию.

Команда Nordeus на Крите

Бонусов много, но, чтобы все не казалось исключительно в розом свете, ради справедливости добавлю, что и в ответ требуется много работать. Просто ничего не делать, сидеть и получать бонусы — так не получится. Ожидается, что от сотрудников будет отдача. В плане комфорта — да, работать очень комфортно, но нельзя сказать, что просто. Ты постоянно сталкиваешься с какими-то вызовами и сложными задачами и должен достойно их решать. За ошибки не увольняют, но ожидают, что сотрудник будет на них учиться, а не наступать на те же грабли в следующий раз.

IT-рынок Сербии

Страна до сих пор не вышла из кризиса, в который погрузилась после распада Югославии. IT — это фактически единственная область сербской экономики, где вакансий больше, чем предложений. Вакансий открыто много, однако вузы ежегодно выпускают всего лишь 1000-1500 IT-специалистов.

Как и в Украине, IT-рынок Сербии — это преимущественно аутсорсинг. Продуктовых компаний и стартапов немного, но есть офисы нескольких крупных разработчиков — Cisco, Ericsson, IBM, INTEL, Microsoft, Oracle, Redhat, Siemens, T-Mobile. Также есть очень известная в своей сфере сербская продуктовая IT-компания 7 Bridges, специализирующаяся на расшифровке ДНК.

IT-индустрия сконцентрирована в Белграде: здесь более половины всех компаний. Остальные IT-работодатели находятся в городах Нови-Сад и Ниш.

Средние зарплаты в IT соизмеримы с украинскими. И так же, как и в Украине, они во много раз превышают средние оклады по стране, которые составляют около 400 евро.

Уровень жизни, расходы, налоги

Уровень жизни в Сербии на вид чуть лучше, чем в Украине, но далек от развитых европейских стран.

Дороже, чем в Украине, обходятся бензин, проезд в транспорте, квартплата. Коммуналка для городской квартиры — до 100 евро в месяц, для дома — столько же в летний период и существенно больше зимой за счет отопления. Безлимитный интернет — около 20 евро в месяц.

Белградская крепость

Цены на продукты примерно соответствуют украинским, но продукты более качественные. Средний счет в ресторане у меня получается около 15 евро на человека.

Что касается медицины, я сталкивался только с частными клиниками по страховке. Обслуживание отличное, всё оперативно и комфортно. В государственных не был, но, по рассказам коллег, там все намного хуже.

Налоги в стране небольшие. Налог с дохода — около 15 %, платится раз в году.

Менталитет сербов

Я заметил две основные особенности. С одной стороны, сербы — тоже славянский народ и во многом похожи на нас. У них иногда прослеживается такой знакомый нам подход «и так сойдет». Нет ничего похожего на немецко-австрийскую дотошность к деталям. :)

С другой стороны, сербы более расслаблены, открыты и дружелюбны, чем жители постсоветского пространства. Речь не идет об американской улыбке на 32 зуба, а скорее о некоторой душевности.

В офисе, команда VFX

Сербы очень любят детей. Тут считается совершенно нормальным, если любой человек на улице заговорит с ребенком, погладит его, угостит чем-то. В то же время сложно увидеть, чтобы какой-то родитель кричал на своих детей или делал выговор. Насколько я знаю, преступность по отношению к детям тут очень низкая.

Также тут принято, чтобы отцы занимались воспитанием детей не в меньшей степени, чем матери, проводили много времени и с совсем маленькими детками, и со старшими.

Преимущества и недостатки

Как и везде, в Белграде есть более и менее комфортные для жизни районы. В центре узкие улочки, в бизнес-округе — широкие проспекты и парки. Город небольшой — 1,2 млн жителей, но тут немало шоппинг- и развлекательных центров, кафе, ресторанов. Аквапарк меньше киевского, но вполне неплох.

Сербский язык достаточно прост, и, зная украинский и русский, можно понимать написанное. А можно обходиться и без сербского: я за эти годы так и не начал его учить, так как знаю, что живу тут ровно столько, сколько работаю в Nordeus, но при этом ни разу не сталкивался с языковым барьером. В бытовых ситуациях всегда получается объясниться: большинство сербов понимают английский, а некоторые и русский. Фильмы в кинотеатрах и на телевидении идут на английском с сербскими субтитрами.

Тут хорошая экология. Есть много мест, куда можно поехать на выходные. В Сербии влажный субтропический климат. Он более мягкий, чем в Киеве: летом температура примерно та же, а зимой на 10 градусов теплее. По украинским меркам зимы фактически нет — снег выпадает 1-2 раза за сезон. В марте уже цветут вишни.

Из Сербии намного ближе, чем из Украины, путешествовать по Европе. Удобно ездить в Будапешт, Вену, Прагу, Загреб, Любляну. Летом можно отдыхать на море в Хорватии, Греции.

Местные жители доброжелательно относятся к иностранцам, и особенно к другим славянам, включая и украинцев.

Храм Святого Саввы в Белграде

Из недостатков: первое, что приходит на ум и что досаждает и мне, и многим другим — огромное количество курильщиков. В кафе и ресторанах зоны для некурящих весьма условны: могут предложить столик, в метре от которого с обеих сторон будут курить. Так что надо знать места, заведения, где можно провести время без дыма.

Другой недостаток — отсутствие прямых рейсов в Киев. Чтобы увидеться с друзьями и родственниками, приходится или лететь с пересадками, или доезжать до Будапешта и лететь оттуда. Зато при необходимости можно съездить в Украину на машине, иногда это удобно.

Итоги

Я рад, что решился на этот опыт, жалеть ни разу не приходилось. Замечу, что я переезжал не столько ради Сербии, сколько ради конкретной компании: меня привлекла не сама страна, а возможность делать что-то интересное и передовое. Поэтому я не думаю, что тут останусь, если по каким-то причинам перестану работать в Nordeus. Буду рассматривать возможности в других странах.

Если у вас возникнут вопросы о Сербии, пишите в комментариях, постараюсь ответить.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




Найкращі коментарі пропустити

Очень интересно и необычно, спасибо!
Насколько чувствуются отголоски югославского конфликта? Есть ли напряженное отношение к Косово, например? Интересно было бы понять, как меняется общество после таких конфликтов, насколько быстро восстанавливаются связи.

118 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

А тем временем ТС вернулся в Киев 2 года назад...

Расскажите как нашли вакансию.

Знаю 3х сербов. Все почему-то живут в Берлине:)

Все описанное выше соответствует моему мнению о местной культуре. Очевидное хамство — редкость. К детям относяться очень хорошо, никакого «чморения», что я вижу на детских площадках в Киеве. Про уровень жизни тоже забавно. Не смотря на то, что все живут относительно бедно, хорошие дороги, дома и инфраструктура. Однако сомневаюсь, что туда стоит ехать жить на долго. Даже мне стало скучно через месяц при условии, что моя жена местная; похожий опыт у моего приятеля женившегося на сербке.

Хорошая статья, приятно почитать.

Может ли Senior в Сербии на свою зарплату содержать семью с детьми? Сколько, в процентах к зп, получается откладывать?

Хорошая статья !
Не ожидал что в Белграде и Сербии такой рынок. Плюшки и бонусы похожие на то что предлагают в других странах, в Стамбуле например.
Сам думал про Сербию — но пока ЧГ перевешивает, хотя по хорошему + - одинаково на территории бывшей Югославии.

Кто-то давно обещал статью о работе в Турции. Это не вы были? :)

Я :)
Было дело. Все никак не соберусь :( да и уехал я уже оттуда. Специфики на рынке IT там больше и оттого сложнее найти работу, равно как и сменить её.
Да и вилка зарплат куда ниже притом что уровень цен там выше — Стамбул дорогой город.

Стаття цікава
Вакансий открыто много, однако вузы ежегодно выпускают всего лишь 1000-1500 IT-специалистов.

Пан махровий халат, не бажаєте масштабувати GoIT на ще недосліджених ринках Сербії?

Прожил полгода в соседней Черногории, климат адский до чертиков, в феврале до +20, а завтра ливень для на 2-3, летом та же ерунда жара, ветра дуют такие что сносит все что во дворе... Сербы очень безответственные, их «сутра» (завтра) всегда очень напрягало, так как договорится и не прийти или не сделать вовремя — там норма и они еще удивляться будут чего ты паришься, завтра — для них в течении недели. Прожил с семьей пол года — не прижился, вернулся...Много и положительного — апельсины, киви, роштиль с чивапи и панчетой (мангал с сосисками и салом), в Июне хоть и холоднее чем в Украине, но зато на пляжах круто, море прохладное, чистое, людей туристов еще не много, кафешки не забтьы, в магазинах тебе улываются — еще туристы не задолбали местных... Своеобразная страна, люди, менталитет...

А из-за чего вернулись?

Основная причина — тоска, дикая тоска. С учетом того что я жил в Европе, Азии, Средиземноморье — понял что я не тот тип людей которые легко пошлют нахер дом родной, близких, родителей. Черногория это просто четко подтвердила, так как такой срок я нигде не удерживался и выйдя в Харькове из самолета, я чуть не плакал от радости что скоро увижу родных и лягу спать не в орендованном доме, а в своем и своей постельке, не смотря на все проблемы связанные с возвратом домой, сложности в стране (Июль 2014 года) и личные проблемы — мне стало понятно что уже просто так я не уеду из дома, города, страны где родилося. Как то так — прошу не считать каким то пафосом, или слюнтяйством — но эмоции тогда у меня дико шкалили, да и сейчас когда вспоминаю...

А как вы различали черногорца от серба?

Черногория и Сербия — одна страна, один народ насколько я знаю. Есть различие в том что Сербы используют киилицу, а Черногорцы латиницу. Но в недалеком прошлом это была одна страна и один народ. Я их не различал никак — для меня (они сами подтверждали) они одно и то же.

Согласен, по моим наблюдениям Сербия не так уж сильно отличается от Черногории. Правда, есть заметное отличие между Белградом и сельской Сербией (и Черногорией). Как говорят «Москва — не Россия».
В Белграде население раз в 10 больше чем в столице Черногории. Соответственно, не проблема найти качественный сервис и ответственных людей.

Ну вся черногория 650к населения вроде как, что в половину меньше того же Харькова.... В Белграде не доводилось бывать, но проезжая как то на авто из Сараево до Котора в Январе. стоял немой вопрос — чего я тут вообще делаю.... :) Все серое с черепичкой, дождит постоянно, машин и людей мало... ПРирода вроде зеленая, но все равно все серое и блеклое, тучи свинцовые... Подгорица — чтолица ЧГ ничем особо не отличается от всей остальное Черногории, БОснии и Сербии, что наводит на мысли что везде одно и то же :)

Хотя чесно сказать медицина у них и сервис обслуживания мне очень пониравился, отношение к детям и беременным — это вообще отдельная тема, отношение к пожилым не знаю, там где я жил мы покупали молоко у пожилой пары, иногда общались, очень приятные люди. Жена летела ко мне беременной на раннем сроке, так ее отдельно из самолета выводили, помогли, провели до терминала, без очереди, в банк как то пришли в Будве — то же, охранник ее подвел без очереди, дети то же везде уголки для детей, карандащи, просто реально круто. В целом какие бы они не были исполнители — во многом нашем согражданам далеко до них, причем очень. В супермаркет приходишь скупится — на кассе за пакетики с тебя не дерут 2,5 грн, для жены шок был когда скупились в магазине и ей 50 евроцентов проситили, продавец говорит — ненадо. На текущий момент это 14 грн, не представляю что бы на рынке скупившись на 500 грн, мне простили 15 грн, типа да забей... Но при этом и деготь был из разряда, снимали дом, посадили цветочки — приехали хозяева — суки, все потоптали, им там чего то забрать надо было, взять что то без спросу — это норм, усадить свой зад на детское кресло пластиковое пляжное — норм... Сейчас в целом вспоминая все равно приятное воспоминание, плохое забывается :) Я бы поехад на недельки две отдохнуть, выпить ракии, скушать их сосики жаренные, но жить ни ни :)

Медицина тут хорошая? ГДЕ???!!! Я после их «ЛЕЧЕНИЯ» была вынуждена след.рейсом ДВАЖДЫ улетать срочно в Украину себя спасать. В первом случае — почки, во втором — гной на десне не увидели и «прекрасно все заживает». Врач в Харькове до кости чистку делал и еще сказал, что вовремя прилетела, а то все могло быть.
Вы в Черногории столкнулись только с детской медициной +акушерсткая сторона. И вам просто ПОВЕЗЛО!!! Из-за того, что деток тут все же любят.
Медицины тут НЕТ в целом. Сидишь в доме здравля и ждешь пока тебя вызовут. Зовут ВСЕГДА сначала местных, а потом только тебя, три очереди пройдет, к слову. И плевать, что у тебя 39 температура идите и ждите. Или «Ой, вам нужно срочное узи». Пришла записаться на это срочное узи — МЕСЯЦ ждать!!! Кровь — полторы недели ждать — по записи все.
Да, по медицине есть свои плюшки. Тут есть рецепты и вместо 8е, можно заплатить 0.40. И на этом все. Просто удобно идти за рецептом при наличии книжицы здравля.

По хозяевам, мы после возвращения открыли Черногорию совсем с другой стороны. БЫСТРО все делают. Звонят, извиняются можно ли приехать на 20 минут раньше починить нам стулья. Мы сейчас снимаем через агенство.

Полгода мало для изучения Черногории. Мы с мая купаемся, потому июнь холоднее, чем в Украине — нонсенс. Погода — она такая. Куда ветерок подует, так и будет.

Тоска и дикая — там где мы тогда дружно жили, жизнь иначе быть просто не могла. В тех условиях то была не жизнь! Не было у вас с чем сравнить.

Пришла записаться на это срочное узи — МЕСЯЦ ждать!!!

В частных клиниках тоже так?

В частной клинике такой же врач, как и в больнице. Какое тут образование? Общая схема лечения, а если будет выходить за рамки его компетентности, то направит к другому. На родине врача найти лотерея, то почему будет легче найти в малюсенькой стране?
А стоматологи — это отдельная тема. Лично переделывала обычную пломбу по прилету домой, а знакомый — весь рот(((((
Если чел здоров и зубы целы, то тут, действительно, перестаешь болеть всякими гайморитами, аллергиями и т.д. Экология свое делает. Спокойство, оно же полако, это минимум стресса.

А причем тут образование? Я по срокам на УЗИ спрашивал -в частных клиниках тоже месяц нужно очередь на анализы ждать?

Для картины в целом и наведении на мысль, а увидит ли врач проблему.

Да, тоже ждать. От недели. Может повести с окном в расписании.

согласен, частная медицине в Украине лучше. И уровень смертности среди новорожденных тоже выше у них.

100%
История моей знакомой.
Схватки. На авто ее быстро в Будву.
Там мол не принимают, едьте в Котор. А это 30 минут. В Которе ремонт родильного, отправили в Цетинье.
А это через Будву в сумме от 1часа.
А если бы какая патология???(((
Но ттт, все там хорошо разрешилось.

Наверняка местные договариваются с роддомом заблаговременно.

Вообще было договор в Которе. Но схватки начались в Будве, потому не стали рисковать.
На вопрос, как же договор — это Черногория. Если разве что ты им не кум, и не отвалил кучу денег.

Но девочек много кто рожает в Черногории. Много довольных.

Хм, где-то я уже слышал эти рассказы про «одна страна, один народ»...

Какие вы сухопутные нежные насчет климата)

Я в Черногорию попал из солнечного Таиланда, из +32 в Январе в Таиланде, к −15 в Киеве и в тот же день через Турцию, Боснию в Черногорию + часовые пояса :) Так что да — нежные...

а шо, нет? нормальный приморский климат)

Кому как, мне после жизни на островах Кипра, Таиланда и Борнео как то не особо было. Кипр с Августа по конец Декабря в плане погоды у меня оставил более приветливые впечатления чем Черногория с Января по Июль. Имхо это не «нормлальный приморский климат» — а особенности именно той части нашей планеты, так как приморский климат везде «свой».

а сами киприоты как ,если сравнивать с черногорцами?

ну у меня сложилось впечатление что все южные народности (те кто живут в теплых странах) и если страна не бедная — то лентяи и «жуки» :) Киприоты в Никосии и Лимассоле — часто густо вечером — все кафешки забиты, днем идешь там магазинчик — лавка местного дядюшки «Ирвина», а вечером тут уже небольшая забегаловка, с газовыми грелками, зиванией и общением. Потому если не вникать в особенности, нюансы, моменты в чем то похожи, в чем то нет.но в целом что в Черногрии, что в Таиланде, что Кипре — таксисты с сигаретой, кофе и ля-ля-ля... Местные — если адекватные (идиотов везде хватает) — то же угостят зиванией (ракией), поговорят, я когда превое время жил в гостиннице в Никосии, администратор гостишик меня угощал вискарем и мы просто общались, он что то свое рассказывал, спрашивал о нас, об Украине, о жизни... Но кстати только в Черногории местные когда общаешь — когда знакомилишь, спрашиваюь «откуда ты» — Украина, в ответ ОООО Брат Рус ! Христианин ? Говорю да, все уже чуть ли не лучшие друзья, так у меня было с мужиком который приходил показания счетчика света снимать, перекинимся пару фраз, угощу его кофе, приятно, с киприотами такого не было. В общем не знаю как вообще сравнивать, личных дел именно с киприотами я не имел — я там просто жил и работал (так как фрилансер) и для них был просто странным туристом, ночью как то в старом городе Никосии заблудился, часов около 12 ночи, по карет гугла выбирался, проходил мимо нескольких дискотек — местные несколько с интересом на меня смотрели — 12 ночи, Ноябрь, тело с плншетом ходит, проблем не было. В Черногории у меня была именно работа хоть и удаленная, но было условие переезда туда с оформлением и всеми делами — потому с Черногорским менталитетом — больше столкнулся и прошел, у них до сих пор еще можно скзаать «дух горцев» они могут пошмалять в воздух из автоматов, или устроить перестрелку как это было в г. Бар когда я там жил (разборки), на Кипре я с таким не слышал и не сталкивался. Еще что понял — что для Черногорцев что для Киприотов я своим все же не стану — так как «понаехали», особенно для киприотов, там даже те кто переехал туда потому что женился — замуж вышел, все равно они «залетные», вроде ка ки свои но чужие, в ЧГ та же фигня — что там что там общаляся с нашими из Украины, те кто замуж вышел, вроде как и норм, но все равно «не то пальто», а домой уже не вернуться, так как «все сложно». На кипре еще была ситуация, познакомился с мужичком из Беларуси, тепло, море, поехали пивка выпить куда нить, а я еще не в теме был что и где, он меня привез, заходим он киприоту что то на греческом «ля ля ля» и потом такой «неху...й нас нае..ть», я немного офигел — он мне расслабься — это такой местный подгон, что бы считали не как для туристов, а как для местных — в ЧГ такого я не сталкивался :) . Я в общем то плохой писатель — если что интересно спрашивайте — может чего внятнее расскажу :)

Кипр тоже рассматривал — съездил коротко посмотрел и понял что не то — остров, там еще большая специфика.

С приэкваториальными местами — это вы хорошо сравнили. Восприятие, оно, конечно, индивидуальное, но когда тут море, там континент, да ещё и горы недалече, накладывает вполне предсказуемые особенности.

ну у меня получилось так что я об этом узнал «постафактум», потому и был несколько шокирован.

Конечно в ЧГ есть своя специфика и не всем она подходит но например вода в этом году с начала июня уже порядка +25-ь градусов и купаться уже можно в полный рост. Жара — ну в Киеве бОлее душно равно как и в Одессе — тут мягче переносится. Ветра да — имеют место быть но чаще в зимние месяцы.

В целом Сербия и Черногория очень похожи.

Черногорцы отдельная тема, они даже среди балканцев считаются отпетыми леньтяями. А вообще куда спешить? Кто понял жизнь тот не спешит. Балканская жизнь вообще неспешна.

Граждане Украины могут находится на территории Сербии без визы 30 дней в течение 60 после первого въезда. Так называемый визаран для украинских граждан не подходит, необходимо обоснавание длительного пребывания в стране, например, рабочая виза, как в вашем случае.

Уровень жизни в Сербии на вид чуть лучше, чем в Украине, но далек от развитых европейских стран.

Не совсем понятно, что скрывается под этими словами. Да и вообще, какой был опыт других стран, с чем сравнивали?

Очень интересно и необычно, спасибо!
Насколько чувствуются отголоски югославского конфликта? Есть ли напряженное отношение к Косово, например? Интересно было бы понять, как меняется общество после таких конфликтов, насколько быстро восстанавливаются связи.

Для меня, как не местного жителя — не чувствуется совсем. Объездил всю бывшую Югославию на машине с сербскими номерами, нигде не замечал никаких проблем.
Тем не менее, насколько я знаю, сербы не любят хорватов, а те сербов. Косово и Республика Сербская (та, которая в составе Боснии и Герцоговины) периодически мелькают в заявлениях политиков, но, к счастью, заявлениями все и ограничивается. В местной политике черт ногу сломит, но на повседневную жизнь это не влияет вообще никак.

Вы попробуйте заехать в Хорватию в Вуковар на сербских номерах. Надеюсь вам хоть покрышки оставят :) Македония на границе с Албанией — там можно отлично нарваться на проблемы. А уж в Косово... Если будет штампик Косовской границы можно и ВНЖ не получить(либо по минималке будут давать — зависит от настроения инспектора к Косово).

Где то плюс минус похоже косо смотрят и в округе Дубровника на черногорские номера.

Ездили не раз на черногорских номерах в Дубровник.
А последний раз через всю Хорватию в Италию.
Ни единой проблемы на территории Хорватии.

Проблем то и у нас не было — просто если присматриваться к окружающим и их реакции — то иногда можно заметить косые взгляды.
Тоже поездили по Хорватии прилично.

Вы на номерах какой општины ездили? Если Будва или Бар, то все нормально. А вот с номерами Никшича, как говорят местные, можно запросто нарваться на неприятности. Во время войны из Никшича много добровольцев воевало в Хорватии, и они это помнят.

Предположу, что это выши домыслы. Нелюбовь есть и можно нарваться, но это не статистика.

Kosovo je Srbija. Очень популярный лозунг тут. И в 90% случаев во всем виноваты американцы по словам местных. Потому что они бомбили и вообще преступники.

я в белграде был один день проездом, очень гнетущее ощущение, центр развален бомбардировками и ни реставрируется. следы пуль на стенах. война кончилась 20 лет назад но никто ничего не ремонтирует, хотя много новых зданий строится на окраинах. я так понимаю что это делается чтобы люди помнили и были готовы повторить....
говорил про милошевича с таксистом, говорит всю эту войну штаты устроили, а хорваты вообще все фошисты. когда спросил мол, они может фошисты, но хоть не отжимали чужую территорию первыми (сербска краина), он говорит так это милошевич виноват, он же в гарварде учился.
короче в голове полная каша.

Ну у таксистов везде, мне кажется, свое понимание политической жизни ))))

Прочитал статью, необычно услышать про то, что сербы более дружелюбны и открыты.
Кто же тогда устраивал резню в 1992-1995 в соседних странах? Волосы дыбом встают, когда читаешь про все это.

Получили по морде и снова дружелюбны, ага

2017 — 1995 = 22
1945 + 22 = 1969

Сравните дружелюбие и открытость немцев в 1945 году и в 1969-м.

и всеже они действительно дружелюбны и даже к тем кого убивали еще пару десятков лет назад. Вот такая своеобразная культура.

Все друг друга не любят, но как то уживаются и тусуются вместе если попадают в один круг. Немного иначе в Боснии где люди (кроме Сараево) живут своими деревнями с представителями своей религии, а гдето через км живут другие. Молодое поколее намного более терпимо относится к предствителям других религий.

Спасибо за обзор. Очень вдохновили.

каждый год — новый топовый телефон. А старые модели дарят сотрудникам для личного пользования

новый дают как рабочий?
Интересно, если вы говорите что зарплата приблизительно такая же как в Украине, а оплата жилья дороже, то то есть при 2500-3000$ будет только 550$ дом + в средне 150-200$ за квартплату? = 750 $ только проживание?

Да. Для иностранцев Сербия не дешевле Украины для проживания. Это хорошо что ТС рабочая виза, и не нужно ЧП или фирма, что потянет еще на пару сотен в месяц.

Так ведь «ЧП или фирма» — это автоматом на 60-80% выше. А там уже от фантазии бухгалтера зависит, сколько выйдет налогов заплатить.
Реально же, с учетом отпуска, больничных, праздников, дивидендов, того же бухгалтера, 3600 на фирму соответствует примерно 2500 в виде зарплаты. А 2500 в восточном Евросоюзе — это как 3500 в Украине, если чисто по деньгам, не считая плюшек цивилизации

А 2500 в восточном Евросоюзе — это как 3500 в Украине

Это как? Там же жизнь не дешевле.

Дешевле. Во-первых, продукты/вещи дешевле/полезнее, дольше носятся/работают. Во-вторых, нет большой необходимости пол зарплаты откладывать на авто/недвижимость/отпуск (из-за 1-3% ипотеки/кредита/большого рынка нормального б.у. при изначально более низких ценах).
Например, полноценную государственную медицинскую страховку я получил за €12/мес. Это, наверное, дешевле, чем витаминный соцпакет «на галерах». Мы на рождение ребенка потратили €300 «за выбор доктора», €50 за отдельную палату (доплатили то, что страховка не покрывала) и пачку памперсов. Все! За €1200 взяли коляску, которая в Украине стоит €2500. Ну, и всякие иные вещи, которые видны только отсюда.
Конечно, в Западной Европе, из-за дорогой сферы услуг, недвижимости и местных налогов, ситуация совсем другая, но тут получается так, как полчается.
PS Если при средних ЗП €1000 — €700 практически все живут не тужат при открытом рынке труда, то это что-то значит.
PSS Наша учительница по словацкому получает пенсию €500. Еще €100 у нее с двух учениц за 20 часов в месяц. €100 она тратит на комуналку (электричество, канализация, газ), €100 — на еду (включая ананасы), €100 на транспорт и одежду. А на €300 она ездит в отпуск, покупает кожаную мебель за €3000, etc.
Вы поймите такую вещь: тут не было потрясений, у них нет рефлексов послевоенных поколений. Если перед зарплатой остается €10, это не то что не напрягает, это хорошо в общем. Вспомните застой в плане определенности завтрашнего дня (если Вы его помните).

Во-первых, продукты/вещи дешевле/полезнее, дольше носятся/работают.

Погодите. Допустим продукты дешевле, но насчет вещей не понял. Вы хотите сказать, что корейский телефон, который я купил в Украине, по качеству хуже корейского телефона, купленного где-то в Европе? То же самое касается китайских вещей. Или вещи дольше работают из-за того что лишних денег становится меньше и забиваешь на моральное устаревание?

нет большой необходимости пол зарплаты откладывать на авто/недвижимость/отпуск (из-за 1-3% ипотеки/кредита

Но кредит все равно выплачивать. Разница только в том, что в Украине по кредиту большая переплата, поэтому деньги приходится собирать. Но выгоды всё ещё не вижу.

Вы хотите сказать, что корейский телефон, который я купил в Украине, по качеству хуже корейского телефона, купленного где-то в Европе?

Про телефоны не скажу, но допустим с телеками «корейская», «литовская» сборка — очень часто решает.

Но выгоды всё ещё не вижу.

Serio!? Заплатить кредита 5000 или 8000 баксов — разницы нет?

Так в Украине просто никто не берет кредиты и собирает деньги. По деньгам это даже выгоднее 1% кредита. Преимущество дешевого кредита только в том, что владеешь вещью сразу. Единственное, я бы не отказался от человеческих кредитов на жильё — слишком уж долго собирать классическим способом.

Преимущество дешевого кредита только в том, что владеешь вещью сразу.

«только» в том? :)
это фатальное такое преимущество. реально экономит как минимум несколько лет свободной жизни, а время бесценно. под свободной я подразумеваю что не тупо хомячишь бабло в матрас 5-7 лет, а просто платишь приемлемую сумму, при этом ни в чем себе не отказывая.

не тупо хомячишь бабло в матрас 5-7 лет, а

А платишь банку 10-20 лет. А если вдруг не будет чем заплатить — прощай, дом :) И про «приемлемую» и «ни в чём себе не отказывая» я бы поспорил.

что значит прощай дом. если есть пунктик на этот счет, кидай все бабло на кредит, никто не запрещает, погасишь за те же 5 лет, только без доп. трат на аренду при этом.

Святым духом в это время питаться? И Изначально было про выгоду. Финансовую. Причем аж такую, что 2500 там выгоднее чем 3500 здесь. Где, спрашивается? Как кредит возмещает 1к в месяц? Я думал кредит — это расходы.

ты сам себя запутал.
в восточной европе ипотека за крутую трешку ценой в 150к будет стоить 700е в месяц, сразу въезжаешь и живешь, аренды нет, т.е. на руки остается те же 2300е примерно.
на родине цены примерно такие же (не считая ухожопинсков), только кредит будет стоить 1.5-2к в месяц.
либо копи... копи по 2к в месяц в течение 6 лет. при этом даже отдохнуть съездить особо не выйдет, только изредка — придется сводить концы с концами за полтораху.

на родине цены примерно такие же (не считая ухожопинсков),

seriously? 150k это уже дом на 250 квадратов в паре километров от окружной
трешка будет дешевле в 1,5-3 раза в зависимости от района Киева или его пригородов

Это временное явление. Как только война закончится -цены начнут расти. в 2007 однокомнатная кв. на Борщаговке стоила 90 000$

Как только война закончится

т.е. еще минимум лет 5 а то и 25

в 2007 однокомнатная кв. на Борщаговке стоила 90 000$

а сколько она стоила в 2010?)))

в 3 раза дешевле, улыбнуло.
я хз какие щас цены, но я говорю о хате на 100 квадратов, в хорошем месте, закрытый дворик, детская площадка, подземный паркинг. стандарт по меркам восточной европы. сомневаюсь что в киеве щас дешевле.

но я говорю о хате на 100 квадратов, в хорошем месте, закрытый дворик, детская площадка, подземный паркинг

такая будет в 1,5-2 раза дешевле
в зависимости от района

я хз какие щас цены

отож

сомневаюсь что в киеве щас дешевле.

велкам ту olx.ua — проверь сам
и да, от цен вторички советую отнять процентов 20-30, будет ближе к реалиям

ну в любом случае это сейчас такая ситуация. если у тебя рюкзак бабла, это хороший момент. раньше такие дома стоили дороже 1.5к за метр. и в будущем снова будут.

если у тебя рюкзак бабла

хватит и маленького мешочка))
цены на мелкие однушки-первички в пригородах киева щас начинаются от 13k, на двушки от 20k, трешку самую дешевую видел за 28. но это понятное дело суровый эконом-класс.

и в будущем снова будут.

будут, как я уже выше отвечал — лет через 5-25

ну мы отвлеклись :)
то что жилье в киеве подешевело — на это есть свои причины, и далеко не радужные.

я все это проходил на себе — копил, добирал кредит на квартиру, но сейчас она уже маленькая, нужна больше, и я понимаю если домой ехать, то опять надо весь этот геморой заново проходить как будто ты нищеброд какой.

а сейчас живу в той же восточной европе, и вижу как тут молодые живут... это небо и земля, мне жалко своих просранных лет жизни. он закончил тут вуз, получает несчатсных 1.5к евро (не IT), сразу берет хату в ипотеку, в ней живет и не парится. если надо потом уедет в западную европу на бОльшую зп, а хату сдаст. все просто.

я бы мог здесь легко отдавать 700 за крутую хату + 300 за крутую машину и сходу жить как человек — просто надо немного обжиться пару лет чтоб банки меня начали кредитовать.

поэтому я вообще не понимаю что тут можно сравнивать.

поэтому я вообще не понимаю что тут можно сравнивать.

трактористу как говорится трактористово))
я например не понимаю за каким хреном заводить трактор
одного переезда в киев хватило, и тот был не по собственному желанию

я например не понимаю за каким хреном заводить трактор

за таким что лучше завести и вернутся, если не понравится, чем «рассказывать как там не сильно лучше заграницой» :).

Туризма недостаточно? И опыта других поуехавших? Обязательно лично на грабли наступать?
Еще раз повторю — для меня даже переезд в Киев был крайне неприятен, но тут были реальные и объективные причины, а не жажда острых ощущений.

Туризма недостаточно?

«Не путайте туризм с эмиграцией».

И опыта других поуехавших?

Это вам жить «там», а не им.

Обязательно лично на грабли наступать?

Вот почему сразу грабли?

Еще раз повторю — для меня даже переезд в Киев был крайне неприятен

Это конкретно ваша ситуация + как никак Луганск-Киев совсем другой дело чем Киев-ЕС.
Очень жаль что ваша личная ситуация так сложилась, но это не значит что вся эмиграция такая. Но стресс будет.

«Не путайте туризм с эмиграцией».

я и не путаю — вполне серьезно не понимаю зачем эмигрировать
одно дело просто съездить посмотреть как где-то люди живут, и совсем другое — переезжать туда на постоянку

Это вам жить «там», а не им.

очень надеюсь что дела настолько плохо не будут обстоять, чтобы пришлось на это пойти

Это конкретно ваша ситуация

это ситуация еще примерно полутора миллионов человек

Луганск-Киев совсем другой дело чем Киев-ЕС.

серьезно? смена маленького города на большой при практически 100% сохранении окружения, это сложнее чем вообще чужое государство, другой язык, менталитет, законодательство?

Но стресс будет.

причем тут стресс?
необходимость начинать все заново врядли можно расценить как нечто приятное, но стрессом это тоже не назовешь.

в этом и суть, у Вас переезд был вынужденный, без Вашего желания. В случае с эмиграцией люди обычно хотят этого, выбирают наиболее подходящее место для себя, готовятся и т.д.

еще раз — я не понимаю как переезд может быть не вынужденным?
всегда есть причина именно что «заставляющая» человека уехать, просто не все в этом признаются. уровень доходов? так нет же — реально бОльшие деньги это только штаты, но никак не европа. лучший урвоень медицины? так же нет (во всяком случае при наличии страховки/денег киев получше польши будет и не сильно хуже германии). уровень преступности? возможно, но у нас пока игиловцы грузовиками отдыхающих на набережных не давят, а война изолирована вполне конкретным районом.

может, переезд чтобы попробовать что-то другое, лучшее в определенных моментах, никто из дома не выгоняет, просто интерес. Кому нравится результат — остаются, кому не нравится- возвращаются, и тех и других достаточно. А для себя можно сделат ьвывод только попробовав самому.

А для себя можно сделат ьвывод только попробовав самому.

вы считаете что чужих граблей недостаточно?
нужно самостоятельно наступить на все?
вроде как учеба на чужих ошибках суть положительное явление

Почему вы считаете, что там обязательно грабли?

достаточно много знакомых поуехавших
часть вернулась, часть осталась, но ни одного полностью довольного я не знаю

но ни одного полностью довольного я не знаю

Вы их тут сначала найдите.

а яне знаю ни одного полностью довольного в Украине. что это вообще за состояние полного довольствия? это уже из разряда психиатрии, только дураки полностью счастливы. Эмиграция, выбор работы, супруга — это всегда компромисс между желаемым и реальностью. Вроде взрослый человек, а приходится объяснять простые вещи.

есть много примеров, как удачный так и нет. почему нужно видеть только неудачный опыт, тем более, если ясно, что минусы для одного человека, могут быть плюсами для другого.

смена маленького города на большой при практически 100% сохранении окружения, это сложнее чем вообще чужое государство, другой язык, менталитет, законодательство?

Внезапно: да.
Потому-что у нас не работает государство.

Другой язык? Не проблема. У детей вообще нет понятия «свой язык», ничего — за 4 года говорят сносно.

Законодательство — дааааа... в этих Европах нельзя у Ашана занимать 4 паркоместа одним авто, парковаться где попало и другие подобные шалости.

Менталитет — всегда можно выбирать страну для эмиграции. Я выбрал Польшу.

причем тут стресс?
необходимость начинать все заново врядли можно расценить как нечто приятное, но стрессом это тоже не назовешь.

Эмиграция — всегда стресс.

Вы сейчас путаете эмиграцию и ваше вынужденное переселение из Луганска в Киев, а так-же проецируете лично вашу ситуацию на эмиграцию в целом. Что неверно.
При эмиграции — с нуля вы не начинаете.

Внезапно: да.
Потому-что у нас не работает государство.

мы видимо живем в разных государствах

Другой язык? Не проблема.

нет, ну если есть желание непрерывно общаться на неродном языке помимо работы, это ваше дело
но мне подобная идея не нравится.

Законодательство — дааааа... в этих Европах нельзя у Ашана занимать 4 паркоместа одним авто, парковаться где попало и другие подобные шалости.

я кое-что другое имею в виду. так законодательная база настолько сильно отличается от нашей, что придется быстро учить очень большой объем информации, чтобы тупо не влететь например на дурной штраф за неправильно сортированый мусор (пример правда не о польше, а германии, но реальный) или не так покрашеный фасад дома, и т.п.

Менталитет — всегда можно выбирать страну для эмиграции. Я выбрал Польшу.

в любом случае он сильно отличается от нашего

При эмиграции — с нуля вы не начинаете.

да ну? нет, если приехать как тут выше было написано кем-то «с рюкзачком бабла» и сходу купить жилье, то да, будет не с нуля
а так — от понаехавших арабов и турков для местных вы ничем отличаться не будете

мы видимо живем в разных государствах

Уже — да.

но мне подобная идея не нравится.

Ваше предпочтение. Изучение иностранных языков «расширяет горизонты мышления».

в любом случае он сильно отличается от нашего

Польский? Нет, не сильно, но отличается. Местами в лучшую, местами в худшую сторону.

и сходу купить жилье

А вот зачем сразу? Почему нельзя просто снять жилье, а уже получив ПМЖ — тогда и купить.

А вот зачем сразу?

ну тут видимо разница в возрасте дает о себе знать
просто когда тебе уже почти 40, то понимаешь что здоровье может сказать «досвидос» в любой момент, и без своего жилья вполне можно оказаться на улице в буквальном смысле

и без своего жилья вполне можно оказаться на улице в буквальном смысле

Вы в эмиграции, без ПМЖ, окажетесь выдворены из страны если потеряете работу на срок больше чем Х (чего и сколько — зависит от страны). И ваше купленное жилье — окажется абузой.
Вот если вам до ПМЖ полгода — совсем другое дело.

Изучение иностранных языков «расширяет горизонты мышления».

я вполне четко написал

непрерывно общаться на неродном языке помимо работы

польский я знаю на уровне чтения художественной литературы, ну и фильмы с субтитрами могу смотреть. но это не значит что я хочу слышать его непрерывно и ежедневно от всего окружения

А вы-бы тоже самое сказали про французский или английский, или даже немецкий, голландский?

вот уж точно не захочу ни один из этих языков слышать

непрерывно и ежедневно от всего окружения

английский на работе — это стандарт везде, а учить языки применимые в 1-2 государствах на уровне свободного общения — имхо дурная трата времени

Мне кажется основная проблема это

при практически 100% сохранении окружения

А с местными выпить? А потусить?

Не являюсь специалистом, но мне кажется у вас категорическая боязнь изменений (стабильность — наше всё).
Как впрочем, и у большинства наших сограждан.

А с местными выпить? А потусить?

ну вот точно тут вопрос в разнице в возрасте (это я про «потусить»)
нафига мне с аборигенами вообще общаться? и тем более с ними выпивать?

Не являюсь специалистом

вот уж точно что не являетесь

категорическая боязнь изменений

с такими же успехом могу сказать что у вас нездоровая тяга к таковым просто ради них сами))

стабильность — наше всё

Да, именно. Понимание того, что этот подход верен, придет со временем и жизненным опытом. Или не придет. Знаю людей в возрасте за полтос, которые никак не могут успокоиться (женятся в очередной раз и детей заводят или кидаются в очередную бизнес-авантюру).

Да, именно.

Это не к вам лично, но ИМХО — это основная причина почему наша страна в ж....
Работа Г — а они сидят на одном месте и продолжают жрать кактус.

нафига мне с аборигенами вообще общаться?

А познать их культуру, менталитет? Язык подтягивать.

Это не к вам лично, но ИМХО — это основная причина почему наша страна в ж....

ну да, конечно
лучший способо достать страну из жопы это свалить из нее)))
аргумент доставляет хтонически

Работа Г — а они сидят на одном месте и продолжают жрать кактус.

ну так смена работы и смена страны это как говорят в одном южном городе «таки две большие разницы»

А познать их культуру, менталитет? Язык подтягивать.

а если ни их культура ни менталитет не интересуют? от слова совсем? насчет языка я уже писал — английский да, остальные локальные языки глубоко изучать нет смысла, если не собираешься жить в этой стране до самой смерти,
что я так смотрю не слишком характерно для наших поуехавших, они частенько мигрируют — сначала польша, потом германия/дания/нужное вписать))

что я так смотрю не слишком характерно для наших поуехавших, они частенько мигрируют

Что возвращает нас к «зачем покупать жилье без ПМЖ».

ну так смена работы и смена страны это как говорят в одном южном городе «таки две большие разницы»

Да, но таки нет.
Смена страны — такое-же действие, на которое наши не хотят идти.

Смена страны — такое-же действие, на которое наши не хотят идти.

так а зачем вообще оно нужно?
для того чтобы что-то сделать серьезное — нужно ощутить в этом настоящую потребность. ну как вот у меня в 14 году — и кстати, было много вариантов свалить в северные вымираты (что тоже смена страны), но вот я почему-то выбирал между Львовом и Киевом))

То же самое касается китайских вещей.

С телефонами вопрос отдельный но например технику не в Украине снова стало выгоднее покупать (здесь правда «промышленного назначения» и тоже встречаются исключения) а вот насчёт вещей всё просто и действительно почему-то даже «китай» который идёт «на европу» это совсем не тот «китай» который «идёт на украину» впервые я столкнулся с этим в Израиле когда я купил кроссовки ну явно на вид «китай» но цена сходная и задача стояла «просто нужна обувь в соотв. с погодными условиями» а они затем отходили что-то лет 10 чтобы не сильно соврать «отечественные» кеды класса «интертоп» лично я например снашиваю за сезон это просто для сравнения собственной кривоногости в отношении протирки подошв.

ЗЫ: правда в том же ж «интертопе» (реклама) научился покупать на распродажах сразу пачками «все остатки сколько есть» это в целом работает и ценники получаются сравнимые например с «ширпотребом американским» кстати «просто вещи» американская футболка класса «для работы мексиканцев» стоит $3.95 ну правда всё равно на распродаже по качеству она в среднем лучше того что например продаётся в отечественном «спортмастере» за 100 грн а в отечественном «спортмастере» за 100 грн это лучшее из того что я знаю за сравнимую цену «отечественного» (в смысле доступное на отечественном рынке) однажды ну просто на пробу купил чего-то по 60 в «метро» носить это невозможно от слова вообще а вот американская за 4 бакса «ну футболка и просто футболка» не «на выход» но копаться в огороде во дворе в саду вполне торт или там машину мыть.

С джинсами примерно та же ж история.

Это ещё не считая сегмента более дорогого и просто дорого там вообще по крайней мере «во времена добезвиза» поездка в какой-нибудь Милан с походом по распродажам и вообще по совокупности выгоды покрывала визы для скво билеты на 2х ну правда не бизнес-классом проживание и какую-нибудь культурную и гастрономическую программу. Сегодня сравнить ценники просто всякие «хьюго-боссы и Ко.» в целом ассормименте представлены в том же ж ЦУМ-е можно пойти посмотреть и потом сравнить сколько оно стоит в фирменном онлайн-магазине.

Для вещей «простого масс сегмента» они просто чаще качественнее «дёшево надёжно практично» у меня в своё время была куча венгерского текстиля до сих пор те футболки есть ну кажется а это было ещё до 2004-го. Но сами европейцы по моему нескромному мнению живут что можно описать «чистенько аккуратненько бедненько» если для Америки стиралка+посудомойка практически стандарт (правда относится больше к «одноэтажной америке» (к) (тм) к многоквартирным домам бывает по-разному и стиралки таки «на этаже») то в Европе по моему опыту посудомоечная машина «излишества для богатеньких и расточительных выше среднего». Вот насчёт балканских стран точно говорить не смогу не знаю.

Я Вам больше скажу: вещи, продающиеся в Братиславе и в Вене (60 км) часто из разных категорий: для Центральной Европы и для Западной Европы. Мы обленились и дальше Пандорфа со стоковыми магазинами не ездим, но и там эта разница есть.
Одинаковые по качеству вещи в Братиславе в торговых центрах на 20-50%% дороже.
Что касается кетайских товаров, то тут 100% двухлетняя гарантия на все, что продается в официальных магазинах. Оно незаметно, но если там 10 евро выбросил, там 50, то тоже определенная сумма набегает.

В Украине одно, безусловно, легче. Если не хочешь тратить, то сможешь не тратить. Соотв все пойдет в кубышку. Долго ли протянешь — это другой вопрос. Тут есть определенный уровень, ниже которого не опустишься, даже если захочешь (при условии сохранения прежней работы, круга общения, т.д.).

Пожалйуста!
И как рабочий, и он же для личного пользования.
А с проживанием — кому что. Можно найти и дороже, можно и дешевле...

Жилье дешевле (чем в Киеве), товары в магазинах раза в полтора дороже. Много заподноевропейской продукции.

Много заподноевропейской продукции.

это плохо или хорошо?))

Это конечно недостаток. Из-за этого цена продуктовой корзины выше. В Украине бОльший выбор местной продукции.

В Сербии влажный субтропический климат.

Не читайте російську Вікіпедію, клімат там помірно континентальний. Найближчі субтропіки до вас — узбережжя Хорватії.
А стаття відмінна!

> В Сербии преобладает континентальный климат на севере, умеренно-континентальный — на юге и горный климат — в горах
> it can be classified as a warm-humid continental or humid subtropical climate
Почитайте российскую Википедию

Перепрошую, у кліматі не фахівець, напевно помилився. Проте як на мій смак, клімат відмінний. :-)

Дякую!

В качестве противоположного мнения — климат ужасен. Перепады температуры до 15-20 градусов и это только за сутки. Днем легко может быть 35 а ночью 18. Сегодня вот у нас 33 а через 3 дня обещают до 12 ночью. А уж когда ветра дуют (так называемая Кошава) это вообще адово :)

Есть еще и Бура и прочие :)
Ужас ужас — это точно =))

Підписатись на коментарі