×Закрыть

Студенты в ИТ: как работать без ущерба для учёбы

Image via Shutterstock

В начале нового учебного года студенты всё больше задумываются о совмещении учёбы и работы. Тенденция такова, что с каждым годом приходят всё более юные джуниоры. Если раньше считалось нормальным отучиться 5-6 лет и только потом смотреть в сторону работы, то сейчас всё чаще встречаются резюме первокурсников и второкурсников.

Как ребята совмещают учебу и работу, как это влияет на их оценки и взаимоотношения с преподавателями, как находили первую работу и какие уроки вынесли для себя — эти вопросы я задала коллегам, которые совмещают или совмещали полную занятость и учёбу на стационаре в университете.

Макс, студент 5-го курса КНУ им. Шевченко, работает с нами почти год:

«Пошёл на работу, чтобы быть финансово независимым от родителей. Плюс на факультете кибернетики все знакомые и одногруппники моего потока работали уже с первых-вторых курсов. Если бы я учился на другом факультете, возможно, и не пошёл бы работать так рано. Но, например, на факультете информатики около 70% ребят работают с 3-го курса. Я, когда на работу пошёл, первую свою сессию сдал на стипендию, а вторую (после четвертого курса) — уже расслабился.

У нас в университете лояльно относятся к посещению лекций, поэтому многие совмещают. Я отправлял резюме и после второго курса, но активно стал искать работу летом после третьего. Конечно же, мне мало кто отвечал или отвечали, мол, перечитайте наши требования к вакансии. А потом одногруппник мне посоветовал вакансию в нынешней компании. Я бы посоветовал откопать знакомых, которые уже работают, поспрашивать у них — покуда для меня этот вариант сработал отлично».

Ваня, студент 4-го курса КПИ, работает с нами почти год:

«Вирішив іти працювати тому, що в університеті стало нудно. Особисто я просто обожнюю розрозробку, сам процес і роботу в команді. До того ж, хотілося чогось нового, що я і отримав: нові знайомства, друзі, унікальна дружня та приємна атмосфера. Головною причиною все ж стало те, що захотілося займатися чимось дійсно корисним для свого майбутнього, адже диплом не гарантує нічого, а робота, досвід і знання, отримані під час неї, дійсно важко переоцінити, тому можу впевнено сказати, що рішенням задоволений.

Пріоритетом для мене є робота, тому зазвичай можу пропустити пару, якщо важливо бути в офісі конкретно в той момент, проте доводилося брати вихідні чи працювати з дому під час атестацій (двічі на семестр в КПІ) та під час сесії. Якщо брати відсоткове співвідношення, то 70% припадає на роботу і вивчення супутніх з нею матеріалів.

Я досить довго фрілансив, тому мав певний досвід у кількох сферах, проте найбільше я люблю Perl, .NET i PL\SQL, тож як тільки побачив вакансію на dou.ua — одразу відправив резюме. Ціленапрямлено роботу шукав близько місяця, і на момент найму мав на руках 2 оффера.

Звісно, на навчання це впливає: гуманітарні предмети просто „попливли“, а з деякими предметами по спеціальності були проблеми через пропуски пар. На щастя, викладачі у 95% випадків йдуть на компроміс, тому сесію здати можна — хоч і з далеко не високими балами, але я отримав знання та засвоїв інформацію, що викладалася.

Я порадив би точно визначитися, чи потрібно це людині і чи подобається, адже коли ти займаєшся улюбленою справою — почуваєшся неймовірно. Як на мене, основні книги завжди легко знайти на тих самих DOU чи хабрі, головне — не пропускати алгоритми та структури даних і обов’язково писати код чи тестувати. Без цього просте читання буде втратою часу».

Виктор, студент 5-го курса НАУ, работает с нами больше полугода:

«Я решил пойти работать в поисках перспективы, потому что понял, что университет не может дать всего, и нужно брать ситуацию в свои руки. Диплом врядли даст мне какое-либо преимущество перед сверстниками. Некоторые мои одногруппники с первого-второго курсов вообще не ходят и не работают, а потом вконце семестра закрывают сессии.

Совмещаю я легко, покуда нет напряга в универе. Работаю 40 часов в неделю, в конце семестра чуть больше посещаю пары, чтобы закрыть модули или темы — я себя уже зарекомендовал в начале обучения, да и программа не такая сложная.

Я считаю, что толку от стипендии нет, да и от оценок тоже. Всё, чем аргументируют преподаватели важность оценок — „это важно при поступлении на 5-й курс“. Но помимо университета никто на них не смотрит!

Первая работа далась тяжело: у тебя амбиции, розовые очки, ты прошёл курсы, ты прочитал список вопросов и такой: я же всё знаю, это просто. Потом ты начинаешь разсылать резюме с предложением работать за еду:) И потом игнор, почему-то никто не отвечает. Первое собеседование все фейлят, потому что ты очень волнуешься, для тебя это очень важно.

Потом это отношение меняется. Когда у меня было уже полгода опыта работы в резюме, отношение кардинально поменялось. Врядли это из-за сопроводительного письма. Когда у тебя есть хоть что-то в строке опыта, ты становишься интересным работодателям. И я откликнулся всего на четыре вакансии, а ответили трое. Важно самообучаться, пытаться перенять опыт у более опытных знакомых-практиков».

Юра, студент 5-го курса КНУ им. Шевченко, работает с нами почти год:

«Основною мотивацією була фінансова самостійність. Тим паче программування мені подобається, і хотілось реалізовувати більш масштабні проекти, ніж лабораторні в університеті.

Я намагаюсь відвідувати важливі (цікаві для мене) пари, писати лабораторні, але загальний процент відвідування, звичайно, знизився. Сессії здаю добре, на це також впливає досвід попередніх років. Якщо ти добре вчився на перших курсах, то на старших заліковка працює на тебе. Коли я пішов на работу, першу сессію ще здав на підвищенну стипендію, а другу, після 4-го курсу, — уже на звичайну.

На третьому курсі я знайшов першу роботу. Брат знайомого працював у невеликій компанії, і там була вакансія джуніор рівня. Наступного разу роботу не шукав, перейшов по рекомендації одногрупника. Однозначно, з роботою мені завжди щастило. Я б порадив нинішнім студентам йти на роботу (особливо коли стає нудно в університеті=) ), хоча б спробувати свої сили на співбесіді, щоб перевірити рівень знань та приблизно оцінити свої можливості. Бажаю всім знайти себе в цьому житті та займатись тим, що дійсно подобається і від чого отримуєш задоволення. На мою думку, потрібно якомога швидше відкрити свій потенціал та розвивати його.»

Оля, выпускница ЖГТУ, работает с нами более 2-х лет:

"Я завжди прагнула бути кращою. Вступивши у ВУЗ і однозначно визначившись зі своєю майбутньою професією, я вирішувала додаткові завдання з книжок та просторів інтернету. В той же час, хотілось розв’язувати реальні задачі. Усвідомлюючи, що моїх знань ще недостатньо для програмування, вирішила спробувати себе в області тестування ПЗ.

Насправді мені дуже пощастило з першою роботою, адже у нас в університеті викладав директор однієї з найбільших девелоперських компаній міста. До нього я і звернулася з питанням про роботу, і в результаті влаштувалась на півставки. Працюючи, я мала змогу вивчати підходи до створення інфрастуктури проектів та написання коду досвідченими спеціалістами і переймати їх досвід. Через деякий час я вже розуміла ту грань, яка відділяє якісне ПО від багового, успішні проекти від провальних, чистий код від недосконалого, паралельно поліпшуюючи свої навики в програмуванні у вільний від роботи час. Як результат — вже на початку 4-го курсу я мала бажану роботу програміста в тій самій компанії.

У ВУЗі більшість викладачів йшли назустріч працюючим студентам, особливо якщо останні ще й працювали по спеціальності. Тому, якщо студент відповідально ставився до навчання, але в деякі моменти просто не встигав на пари — все це сприймалось адекватно. На роботі, аналогічно, якщо треба було на тиждень взяти відпустку, наприклад, у зв’язку з сесією, — все вирішувалось без проблем, головне — завчасно попередити керівника. Насправді я дуже задовлена, що так рано почала працювати, адже, випустившись з університету, я вже мала за плечима 2 роки досвіду, тому в подальшому питання пошуку роботи майже не викликало труднощів.

І я однозначно впевнена, що студентам вже варто замислюватись над пошуком роботи, але тільки у випадку, якщо це робота по спеціальності, інакше це просто згаяний час. І, як на мене, на першій своїй співбесіді головне — не нервувати і не хвилюватись, у ролі джуніора вам простять незнання деяких питань, важливо показати вміння логічно і алгоритмічно мислити, а також бажання працювати і розвиватись."

Антон, студент 5-го курса КНУ им. Шевченко, работает с нами 2 года:

«На втором курсе я понял, что мне нравится программирование, и начал изучать базовые понятия (алгоритмы и структуры данных), а несколько позже — платформу .NET. Также увлекался онлайн-контестами вроде codeforces, topcoder. Когда мне захотелось иметь дело с реальными проектами, товарищ порекомендовал компанию Developex — в то время он был одним из их сотрудников. Так как это было первым и единственным местом, куда я подавал свое резюме, не могу сказать, что мне было трудно найти работу.

Благодаря гибкому графику я вполне успевал учиться. Тем не менее, университет постепенно стал мне менее интересен, и я стал тратить свободное время на самообучение. Посещаемость и оценки заметно ухудшились, однако виной тому — не сама работа, а низкое качество образования и отсутствие интереса к преподаваемым дисциплинам. Большинство преподавателей негативно относятся к работающим студентам, хотя есть и те, которые готовы пойти навстречу (но это скорее исключение из правил), поэтому я редко объясняю свои пропуски работой.

Я бы посоветовал уделять больше внимания самообразованию и работе, которая интересна, и меньше — университету. Могут оказаться полезными онлайн-курсы — например, Coursera, а также лекции по computer science от известных зарубежных университетов, таких как MIT или Berkeley, которые есть в свободном доступе на YouTube».

Заключение

В раннем старте карьеры много плюсов — новый неоценимый опыт и, скорее всего, много преимуществ в поисках работы в дальнейшем. Однако, прежде чем принимать решение о работе, нужно учитывать и минусы — повышенную нагрузку, необходимость авральными темпами навёрстывать упущенное, пропущенные лекции и студенческие вечеринки.

Решение остается за вами, ну, а приведенные примеры говорят о том, что при желании у вас всё получится, стоит только приложить усилия.

34 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Где можно узнать о студенческих программах или что-то подобное, кроме вкладки «первая работа» на доу?

Посмотрите статьи из серии «ИТ-рынок труда городов Украины» — там в обзоре компаний есть отдельный пункт «возможности для студентов», третий столбец в таблице.
dou.ua/...ags/обзор IT-рынка труда
Но статьи о Киеве там еще не было, только областные центры.

Хм.. у нас некоторые ученики делают домашки по 4-6часов в день, при этом у многих работа, дети, и ничего — успевают. Есть даже регулярный поток иностранцев, некоторые находят способы договорится с текущим начальством и приехать к нам учится с Европы на несколько месяцев. И менталитет тут тоже не причем, есть парень, прямо сейчас учится удаленно, с Беларуси, работает на трех работах и успевает все, хорошо учится, так как стимул есть, с трех работ у него зп 400 дол. А в прошлой группе была женщина в возрасте, представляя как ей сложно всю жизнь без компа прожившей? и ничего, время находила, по 8 часов минимум над домашками работала, сейчас на фрилансе норм денег зарабатывает.

А есть другие, домашки не делают, даже частично, всегда есть причина почему за два дня между занятиями не нашлось и часа. Мечтают о космическом зп, а по факту хотят магическую флешку, чтоб заплатить и в мозг сразу все знания вставили. Либо когда всей мотивации только и хватило чтоб записаться на кур. Сейчас вообще стали таких выгонять, их просто не берут никакие способы, надо к стулу привязывать чтобы что-то делали. Хотя конечно многие не выгоняют, деньги то платить продолжают, но по факту учить таких людей, для самих студентов — смысла никакого.

Так вот заметил что среднего варианта обычно нет, всегда либо первый, либо второй вариант.

Если время не нашли — значит и в своей жизни менять ничего не будете, а есть стимул — время найдется.

На 2-3 курсах універу навчався на мех-маті і дивувався чому знайомі з прикладної уже розриваються на два фронти і практикуються по програмістських фірмах. Провтикують студжиття і все решту...

Уже будучи на 4-5-му курсі більшість з них вже успішно працювали і непогано заробляли. Тоді я пожалкував, що провтикав свої студ роки на двіжуку :-)

Так що рекомендую йти на подвійну нагрузку ще з перших курсів універу ;-)

Я полтора года учился и работал в Глобале. Это однозначно стоит того чтобы иногда меньше спать. В подавляющем большинстве наши вузы мало что дают в плане знаний. Я просто не вижу минусов, кроме как большая нагрузка, и то, можно потерпеть.

Ваши Вузы по крйнее мере даюи много времени, когда можно уситься.

вы хотели сказать, мало его отбирают? А то ведь без универа времени еще больше :)

Современная система образования, как верно подметила Долорес Амбридж, направлена не на практическое применение знаний в жизни, а на успешную сдачу экзаменов.

Где-то в параллельной реальности...
"

У ВУЗі більшість викладачів йшли назустріч працюючим студентам, особливо якщо останні ще й працювали по спеціальності.
А мне от многих приходится это скрывать, иначе не видать легкого зачёта.

Во время своих мини-интервью, мы выяснили что отношения преподавателей может быть крайне противоположным от вуза к вузу и даже на одном и том же факультете. Мне кажется это зависит от преподавателей и отношей, которые складываются у студентов. Лично я часто сталкивалась с отношением: нам все-равно Вы работаете или нет, главное как вы сдаете сессию.

мне в свое время все согласились не отмечать пропуски на лекциях и по-моему даже на лабах (не помню деталей уже), просто надо было их сдавать. В итоге на 3-4 сдавать получалось все без напряга и, по-моему, я от этого потерял практически ничего. Болонская система добавила, правда, геморроя, часто внезапно срывался из офиса и бежал на пары, потому что одногруппники писали, что контрольная. Благо бежать было недалеко.

Интересно было бы пообщаться с ребятами напрямую (особенно с Виктором, который с НАУ). Можно ли до них достучаться?

Здравствуйте, Никита. Я уточню у Вити, и он свяжется с Вами при первой возможности.

Здравствуйте, можете связаться со мной любым, удобным для Вас, способом.

Интересно даже. Кто-нибудь напишет, вот отучился все 5 лет старательно, а потом пошел работать и стал хорошо зарабатывать. И все 5 лет учебы очень пригодились в работе. Все что учил, понадобилось и знания востребованы.

Такого даже зарубежом, думаю, нет. 2-3 года общих предметов не позволят такое сказать.

Ну, скажем так, ПМБоК учили в институте и его спрашивают на собеседованиях иногда =)

Ну ладно, утрировал немного. Уточним, скажет-ли кто, что вот благодаря 5 лет обучения в ВУЗе и полученным знаниям он нашел высокооплачиваемую и интересную работу.
Пока говорят противоположное: достаточно 2-3 лет.

Я к чему веду. Фактически для успешной работы программистом высшее образование не нужно. Достаточно того, что называлось в советское время техникумом. К тому, что количество ВУЗов надо сокращать до 15% от текущего. Остальные называть техникумами (колледжами) и уменьшать время обучения до 2-3 лет в них.
В случае оного сильно вырастет конкурс в ВУЗах и проходить будут лучшие и очень богатые (куда же без них). Соответсвенно и учиться в ВУЗах будут старательно.
Минусов этого решения не вижу, только плюсы.

Ну я вот 6 лет отучился на прикладной математике, правда я не думал в ИТ ити по началу, но так вышло. Если бы знал сразу, то учился бы на заочке или на другом факультете.

И...

вот отучился все 5 лет старательно, а потом пошел работать и стал хорошо зарабатывать. И все 5 лет учебы очень пригодились в работе. Все что учил, понадобилось и знания востребованы.

ноуп, я во-первых старательно не учился, а во-вторых работаю не по специальности) Понятно, что куча лишнего в универах, просто это все понятней, когда оглядываешься назад.

Думаю, что если бы все предметы, что были у меня в универе, читались на действительно хорошем уровне с актуальной программой — это было бы серьезным подспорьем. На практике же более-менее фундаментальные и не склонные к устареванию вещи читались действительно хорошо (может и не все, но бОльшая часть), а все остальное — чтоб в итоге сказать «что-то слышал». По предметам второй категории всего один препод имел понятие о реальных потребностях индустрии.
Стоит правда оговориться, что речь идет о компьютерной инженерии, на более «програмистских» специальностях ситуация может быть другой.

Это уже немного другиеЮ но сильно сосрашения колисетва позволит вуеличить в них кончентрацию приличных преподаватей.

Сорри за корявую расстановку букв, но уже снатворное пошло дествовать и я засыпаю. Пока.

Спокойно ночи. Утром все же напишите еще раз, если не затруднит:) А то я вроде буквы вернул, а мысль все равно не уловил

Я подозреваю, что большинство выпускников айтишных факультетов работают по специальности. И часть знаний им пригодилась. И часть из них учились пристойно и старательно. Я, например, гг.

с моего потока — от силы треть

вот отучился все 5 лет старательно
Да.
а потом пошел работать и стал хорошо зарабатывать
+/-
И все 5 лет учебы очень пригодились в работе
Да. Там я научился обращаться с компьютером, научился находить и анализировать информацию, научился самостоятельно работать, изучил основы программирования.
Все что учил, понадобилось и знания востребованы
Нет, но я и учился не на программиста.
Да. Там я научился обращаться с компьютером, научился находить и анализировать информацию, научился самостоятельно работать, изучил основы программирования.
На это понадобились 5 лет ВУЗа?
научился находить и анализировать информацию, научился самостоятельно работать
На это потребовалось десяток или больше рефератов, несколько курсовых, 3 дипломных работы. Если ты хочешь спросить, нужно ли на это 5 лет — не знаю, возможно 3 было бы достаточно, если убрать всю гуманитарку. Но с другой стороны не знаю, многие ли выдержали бы 3 года, упакованных исключительно физикой и математикой. Плюс ещё есть фактор взросления. Со среднего 16-18 летнего человека ответственный работник так себе (исключения конечно бывают, что лишь подтверждает правило).

Посмотри сколько тут статей об успешных тинейджерах. Когда я учился многое относиетльно современное на тот момент на мдавали на старших курсах. Первые 3 базовые вещи из математики, матан до ФА, алгебры, ЧМ стандартные ну и еще пачку типа дискретки ТМиМС. В старших уже спецкурсы, где, учитывая ФПМ и кафедру ВМ, то бишь большей частью численные методы.

Работать начал с конца третьего курса, с первого же собеседования попал на работу. В итоге — доучился в институте до бакалавра, забрал оттуда документы и начал работать full time. Ни разу не пожалел о таком решении.

На первом курсе фриланс,
в меж учебный период ( летом ) устроился в офис, тьфу-тьфу-тьфу, перешел на 2ой курс, сейчас работаю, раз в неделю захожу в универ.

В свое время, забросил учебу и ушел на полный рабочий день. Не жалею.

Работаю с 1 курса в офисе, до этого фрилансил. Никогда взяток не давал. Сначала было сложно совмещать учебу и работу, но потом втянулся. Фриланс, как по мне, удобнее в плане графика и места работы для студента.

Я с 2го курса на учебе «решал вопросы», а вместо этого работал и занимался самообразованием, ни о чем не жалею)

Подписаться на комментарии