×

Как извлечь максимум пользы из учебы в вузе

Как правильно учиться, чему стоит уделять больше и меньше внимания, с какого курса искать работу — об этом рассказали выпускники технических вузов, которые сейчас работают в IT.

Краткое резюме:

  • научиться учиться;
  • заниматься самообразованием;
  • не запускать профильные для желаемой специальности предметы;
  • всегда закреплять теорию практикой;
  • общаться с преподавателями, задавать вопросы;
  • участвовать во внешних образовательных программах: стажировках про IT-компаниях (в том числе международных), конференциях, соревнованиях.

Алексей Васильев, Software Architect, Full Stack Developer в Railsware

Я учился в НАУ, закончил в 2005 году. Учебой доволен — возможно, повлияло тот факт, что я учился на английском проекте. За время учебы научился планировать задачи и правильно распределять время, так как почти все 5 лет совмещал работу и учебу.

Качество образования в большинстве вузов Украины оставляет желать лучшего — особенно это касается технических специальностей. Так что я советую потратить это время на самостоятельное обучение по интересующей тематике. Однако стоит уделять внимание и своевременной сдаче всех зачетов и лабораторных, чтобы не вылететь.

Учить нужно основы: математика, алгоритмы, прочее. Меньше внимания стоит уделять изучению всякой устаревшей информации, которая есть в программе.

Не стоит слишком много времени тратить на игры, социальные сети и прочее. Большинство студентов оказываются отчисленными как раз по этой причине, а не из-за недостатка знаний.

Чтобы лучше усваивать знания, рекомендую делать домашние задания сразу после пар, пока материал еще свеж в голове. К тому же потом не придется вспоминать, все ли готово на следующие пары — оно уже сделано заранее.

Что касается начала карьеры, у меня нет однозначного ответа на данный вопрос, потому что сам ответ зависит от многих факторов. Лично я пошел работать на первом курсе и сразу по специальности, но я это делал только потому, что мои родители не могли позволить выделять деньги на мое проживание еще и летом, если дешевле меня на лето дома оставить (я проживал не в Киеве). Поэтому если я хотел остаться летом в городе, да еще позволить себе чуть более, чем просто покупку еды, мне требовалось идти работать. Но это не означало, что я готов был жертвовать учебой ради работы, потому что из-за тех же финансов я бы не смог учиться на контракте (в то время я мог позволить себе только бюджет).

Поэтому тут не будет однозначного «работайте с первого курса» или «как закончите учебу, так и идите работай». Кто-то местный, а кто-то приезжий; кто-то на бюджете, кто-то на контракте; у кого-то нет проблем с финансами, а у кого-то нет лишней копейки и т .д. Все эти факторы влияют на то, когда человек готов пойти работать.

Чтобы я посоветовал себе-студенту, если бы мог вернуться в прошлое? Купить Bitcoins :) Если серьезно — разве что подзатыльника дать, чтобы не расслаблялся.

Дима Малеев, Development Manager в Agoda

Я закончил НУ «Львовская Политехника» в 2009 году. Магистр прикладной математики и фундаментальных наук. Учебой доволен, но повторить не хотел быть. Исправить — да, но опять через такое проходить — ни в коем случае. Что очень пригодилось — безумная продуктивность в экстренных ситуациях. Спасибо сессиям за это :)

Именно для меня учеба в вузе — это тренировка мозга, которую я, к своему стыду, провалил. К 30 годам понимаешь, что, может, ты, конечно, и мудрее, чем твои младшие сотрудники, но учеба и что-то новое дается им намного легче. У тебя получается держаться с ними на уровне, а то и опережать их в чем-то, но только благодаря опыту. Потому, чем лучше ты «протренируешь» мозги в вузе, тем выше стартовые статы, с которыми ты начнешь уже реальную жизнь.

Обязательно стоит обращать внимание на различные международные программы: стажировки, конференции, соревнования. К примеру, если б я вернулся в студенческие годы, я б гораздо активнее занимался спортивным программированием. И, конечно же, различные стажировки в компаниях «большой четверки» — это отличное место для получения опыта, путешествий и заведения новых знакомств.

Самое важное в вузе — это учиться, учиться, как бы это смешно не звучало. Я не могу сказать, что я очень активно пользовался знаниями, которые получил в университете. Хотя сейчас, с развитием DS и ML, — однозначно статистика и матанализ бы очень пригодились. К огромному сожалению, когда я учился, часто наблюдал такую ситуацию, когда мы учили формулы, теоремы, но не знали, где же это использовать. В результате мы решали задачи на вес абстрактного коня в вакууме. Потому, на месте студентов, я бы больше времени уделял самостоятельной работе, которая бы объясняла практическое применение того, что они учат. Благо с интернетом сейчас полегче, чем 15 лет назад.

Я как выпускник прикладной математики искренне не понимаю, зачем мы тратили время на такие предметы, как религиоведение, философия и охрана безопасности труда. Верхом безумия для меня был предмет «Болонский процесс». Как результат, многие сдавали это все от балды, используя обходные методы. Грустно, конечно, что у нас нельзя выбирать только те предметы, которые ты хочешь изучать. Потому, экономьте время на предметах, которые вам вот совсем не нужны, и вы знаете, как их можно сдать. И шпаргалки и другие обходные пути — не всегда оптимальный выход. Честно говоря, вспоминая, сколько времени я тратил на различные шпоры — можно было 3-4 раза выучить.

Чтобы лучше усваивать знания, нужно делать домашку и учиться во время семестра, а не только перед сессией. И как я уже писал выше, обязательно при изучении абстрактных вещей искать, как их применяют. К примеру, вы сильно удивитесь, гугля, как в программировании используются те или иные математические подходы или формулы.

Работать я пошел с 3-го курса. Жалею только, что не сделал это раньше.

Если бы мог вернуться в прошлое и дать совет себе-студенту, посоветовал бы:

  1. Дима, займись алгоритмами, и не будет безумно стыдно, что провалил собеседование в Google.
  2. Дима, кофе вперемешку с колой не работает.
  3. Дима, учись в течение семестра.
  4. Дима, ищи возможность интернатуры за границей.
  5. Дима, держись подальше от Ань.

Николай Литвинчук, Java Developer в DataArt

Я закончил НТУ «ХПИ» в 2011 году, кафедру АСУ. Обучением доволен. Хочу отметить сильные технические дисциплины — высшая математика, электротехника, начерталка, физика. С IT-предметами не все так однозначно, потому что программа не успевает за изменениями/трендами, поэтому многие на это сетуют. Но все же базовые знания по IT мне были поданы довольно-таки хорошо.

Важнейшими университетскими навыками, которые пригодились в жизни, считаю умение самостоятельно обучаться, критическое мышление, а также умение достигать поставленных целей.

Первый вопрос, который каждый учащийся должен задать себе: почему я учусь в техническом вузе на IT-специальности? Если вам это нравится и точные науки даются легко, то, скорее всего, у вас и так все получится. А если причина только в том, что IT — это модно или потому что тут много платят, то, как показывает практика, лучше даже не начинать. В таком случае будет сложно закончить вуз, а найти работу по специальности — практически нереально, учитывая возросшую конкуренцию.

Чтобы извлечь максимум пользы из учебы, необходимо постоянно пытаться находить оптимальные варианты обучения, подходящие вам, так как все люди индивидуальны, со своим набором знаний и умений. Не бойтесь узнавать информацию у ребят со старших курсов, у преподавателей — социализация поможет узнать то, чего не узнают другие. Плюс в том, что на это вам выделено достаточно времени.

Если вы учитесь на IT-специальности, зубрите все профильные предметы и делайте особый упор на практическую часть занятий. Ни для кого не секрет, что многих студентов берут на работу с университета. Лектору бывает тяжело понять, кто хорош, а кто нет, но на практических занятиях все меняется. Если сможете себя проявить, получите ваш билет в жизнь :)

Не могу сказать, что какие-то предметы можно совсем не посещать. Университет делает из абитуриента специалиста широкого профиля, и если бы можно было что-то не учить совсем, то этого не было бы в программе. Если нужно только программирование, запишитесь на онлайн-курсы.

Вникайте в деятельность студенческих профсоюзов, интересуйтесь программами обмена: к примеру, может ли вуз частично оплатить программу стажировки за рубежом. Все это не всегда освещается, поэтому студенты часто не знают всех своих возможностей.

Когда начинать работу по специальности — это сугубо индивидуальное дело. Можно работать хоть с первого курса. Главное — не навредить учебе. Надо понимать, что времена компаний в гаражах закончены, и выше ценятся кадры с дипломом.

Если бы я мог вернуться в прошлое, то дал бы себе почитать статью «Как выжить в круговороте современного IT» с напутствием учить основы.

Артем Верещака, Software Engineer в OneDome

Я закончил бакалавриат в НАУ на программной инженерии, и сейчас продолжаю обучение тут же в магистратуре. С 3-го курса я устроился на работу и фактически перестал ходить на пары, но при этом у меня получается все закрывать на достойные оценки и получать стипендию.

Из полученных знаний больше всего пригодился английский. Обучение в НАУ возможно полностью на английском. Ко всему этому, выручают навыки работы с дедлайнами :) Что касается технической части, мы изучали много предметов, которые охватывают весь цикл разработки и сопровождения ПО: это дало понимание анализа доменной зоны, менеджмента, тестирования.

Если говорить о том, как извлечь максимум пользы из учебы в вузе, тут есть несколько подходов. Если у вас есть возможность хорошо изучать фундаментальные вещи, пробовать что-то низкоуровневое — стоит начать с этого. Такая возможность есть всего в нескольких вузах страны. Лично я знаю о КНУ им. Шевченка: там учатся много олимпиадников, и это не просто так. Если вам интересны олимпиады, стоит уделять им время, развиваться в этом направлении. Для этого нужно много времени, сил, хорошая подготовка по математике, хороший тренер и многое другое.

Пока вы студент, есть возможность пробовать подаваться на стажировки в популярные компании: Google, Facebook, Amazon, Microsoft и другие. Я рекомендую практиковаться на сайтах leetcode.com, hackerrank.com, topcoder.com и подавать заявки. Как минимум, это хороший опыт. Без попыток у вас точно ничего не получится. Следует найти рефера, который порекомендует вас напрямую рекрутеру. Это дает шанс практически 100 %, что вы хотя бы попадете на глаза рекрутеру, после чего — на первое техническое собеседование.

Если у вас нет тяги к олимпиадам и подобным задачам, попасть на стажировку будет очень нелегкой задачей. Можно развиваться в более прикладном направлении и начать работать в Украине. Практически в любом университете эти знания не дадут в должном виде, выручит только самообучение. В вузе могут дать фундаментальные знания по Computer Science, дальше — сами.

Извлекайте максимум пользы из общения с преподавателями, которые имеют отношение к реальной разработке. Узнавайте у них о вакансиях и возможностях для начинающих. Мой путь был именно такой: преподаватель подал меня в списке желающих поработать в учебном центре за доступ к курсам, далее «всплыл» мой опыт в олимпиадах, и все пошло куда проще, тогда как до этого никто из компаний не хотел общаться со мной, первокурсником, серьезно.

Обрастайте контактами в сфере и узнавайте через них любую информацию оттуда. Нужно пробовать подаваться, получать фидбек и развиваться дальше. Универсальных советов нет. Все зависит от того, что у вас уже есть и чего вы хотите.

Да, это вспомнят еще 1001 раз, но первым делом стоит изучать английский :) После, вам откроются многие ресурсы: профессиональные курсы, личные блоги разработчиков, официальная документация новой технологии.

Непосредственно в университете обращайте внимание на классические предметы. Алгоритмы и структуры данных, базы данных, сети, дискретная математика — все это вы обязаны хорошо знать и уметь применять. В таких сферах со временем меняется немного, они хорошо обкатаны, их проще понять, когда есть ментор. Далее идет очередь специфических предметов. У меня это были моделирование ПО, архитектура ПО, проектирование, менеджмент и т. д. — интересные и полезные предметы, но они дают толк после какого-то реального опыта. Да и действительно опытных преподавателей, которые применяли это, очень мало.

Пока у вас есть время, пробуйте разные языки и направления. Позже такого времени будет намного меньше :)

Есть хорошая цитата: «Try to learn something about everything and everything about something» (Thomas Huxley). Попробуйте познавать все, но не настолько глубоко и детально, как что-то основное для вас. Если вам нравится фронтенд, и вы стремительно развиваетесь в нем, все же стоит уделить немного времени для понимания бэкенда. Это банальный, но все же, пример.

Более общий совет: не тратьте время на людей, которые тянут вас назад или держат на месте. Это грубо, иногда жестко, но это правда.

Чтобы лучше усваивать знания, больше практикуйтесь. Мне также помогает соревновательный мотив и потяжелее «металл» в наушниках. Все это субъективно, особенно последнее :) Также рекомендую нормально питаться, хорошо спать и чередовать «задротство» (как многие это воспринимают) с другими активностями.

Начинать работать рекомендую пораньше: как только сможете, так и стоит. Реальный опыт ничто не заменит. Отдельно вынесу только заядлых олимпиадников, которым не стоит торопиться, так как после диплома путь на стажировки закрывается, да и времени не будет хватать на олимпиадные задачи. Те, кто освоил это на должном уровне, не будут иметь проблем с работой и изучением очередного фреймворка.

Я начал работать со второго курса, об этом выборе не жалею. Жалею только о том, что продолжал стараться на университет практически до конца бакалавриата. Из-за такой нагрузки было очень трудно морально, да и частенько физически. Рекомендую отодвинуть вуз на третий план, если уже начали работать. Закрывайте сессию на достаточном уровне для того, чтобы получить диплом. Размер стипендии явно уступает зарплате разработчика, а оценки тем более ничего не значат.

Если бы я мог вернуться в прошлое и дать совет себе-студенту, я бы посоветовал сделать намного больше попыток податься на стажировки, это ведь бесплатно и попытки не ограничены.

Яків Крамаренко, QA Automation Director в Knowledge Expert

Я у 2008 році закінчив КНУ ім. Шевченка, тоді ще факультет звався РФФ. Нову назву не озвучу, мене від неї верне (зараз це факультет радіофізики, електроніки та комп’ютерних систем — прим. ред). Факультетом задоволений, раніше був навіть закоханий у нього, по молодості :) Був би шанс повернутись назад і вибрати інший — не вибрав би, все одно пішов би на РФФ. От тільки знаючи все, що вже знаю зараз, вчився би старанніше.

Головне, що отримав за період навчання — це навичка вчитись і вирішувати проблеми, знаходити відповідь тоді, коли перед очима її немає, опановувати нові знання швидко і ефективно.

Щоб отримати максимум користі з навчання, варто:

  • навчатись, а не шариться;
  • не пропускати лекції і заняття класних викладачів (зазвичай очевидно, хто хороший викладач, а хто ні);
  • шукати заміну джерела знань, якщо викладач не тягне. В інтернеті повно альтернатив;
  • особливо звернути увагу на знання мов. Англійська — must have;
  • особливо звернути увагу на диплом;
  • обрати щось дійсно цікаве для себе;
  • і сконцентруватись на набуванні практичного досвіду в контексті роботи над дипломом.

Вчити треба те, що подобається, а не те, що перспективне чи за що платитимуть більше грошей. Те що подобається, дається легко. А раз дається легко, то дійти вийде набагато далі. І «далі» тут має не один аспект. Чим «далі» у вивченні предмету зайде людина, тим швидше вона не просто прокачає скіли в технології, а і в принципі прокачає свої мізки і загальні навички.

Це означає, наприклад, що якщо я вчитиму Java, яка мені не подобається, то я, припустимо, за період навчання докачаюсь тільки до джуна. Потім довго шукатиму роботу за невеликі гроші, конкуруючи з ще такою ж масою джунів-випускників на ринку. А якщо я вивчатиму Clojure, який мені подобається, я доросту і до сіньйора (по нашим українським міркам), причому, можливо, і якогось дуже особливого і крутого сіньйора, якщо у мене був класний корисний спільноті диплом. І тепер, незважаючи на те, що Clojure мало кому на ринку потрібен, за рахунок того, що я вже не джун та маю якийсь суперцікавий досвід (через диплом), мені буде набагато простіше знайти роботу.

Більше того, оскільки я «заліз на гору далі» не тільки в плані скілів Clojure, а і в принципі як інженер незалежно від мови (тут і різні soft skills, і self-learning skills, і troubleshooting, і технології, які не сильно залежать від мов, наприклад, бази даних), то мені тепер набагато швидше буде перекваліфікуватись з Clojure-сіньйора в Java-мідла (знову ж, по нашим, доволі накрученим, українським міркам та реаліям). І врешті-решт, я знайду набагато цікавішу, соліднішу і більш оплачувану роботу швидше, ніж той тепер джун, який у свій час зробив ставку на «бабло».

На що не варто витрачати час? Знову ж таки, на те, що не цікаво. Ще я б міг сказати, що не варто шпілити і вештатись по гуртожитку, але толку від цього буде нуль. Тут поки не навештаїшся і ненабайдикуєшся — тяга до цього не пройде. Це треба «пропрацювати» в собі :) Проте, варто хоча б не зациклюватись на чомусь одному в плані таких протирань штанів, а намагатись займатись різними хобі — можливо, тоді щось більш корисне «затреться» і перетягне штани в свій бік :)

Щодо того, як засвоювати знання — немає практик для всіх. Як-то кажуть: «There are good practices in context, but there are no best practices». Головне — не сидіти на місці. Людина, яка знає, чого хоче і куди рухається, уже сама знайде під себе потрібні їй техніки. Зараз в інтернеті повно інформації.

Іти працювати з якогось курса — це забити на навчання. Я б от краще повчився. Це ж елементарно, більше концентрації на чомусь одному дає більший рівень скілів. Але знову ж таки, все залежить від контексту. Когось життя змушує йти заробляти раніше. У когось робота і диплом — це пов’язані речі, тоді взагалі чудово.

Що б я порадив собі-студенту? Що б я не порадив, не факт, що я б себе послухав. Ми ж молоді вперті зазвичай :) Щось своє на умі. Щоб порада дійсно подіяла, треба розробити надскладний план по перепрошиттю своїх мізків в молодості :) І знову ж таки, не факт, що це б щось покращило. Звертаючи на інший шлях, ми втрачаємо можливість отримати досвід на попередньому. Тому немає особливо, що радити. Все одно все це треба було пройти.

Дмитрий Мирошник, Lead QA Engineer в Intellias

Я закончил КПИ в 2004 году. Учился 2 раза: в 1996-1998 годах на химмаше и 1999-2004 — на АПРОДОС (поступал снова на 1-й курс). Наиболее полезными за все время учебы оказались навыки искать решение задач в сжатые сроки и самообучение.

В системе IT-образования в нашей стране есть свои плюсы и свои большие минусы.

Главный плюс — фундаментальность образования. Студентам дают большое количество разнообразной информации, которая позволит искать работу в широком спектре специальностей: железо + низкоуровневое программирование, геймдев, аутсорсинг (обычные формочки и кнопочки), QA, Big Data, DBA и т. д.

Минусы:

  • Устаревшая программа, не отвечающая требованиям рынка. То есть искать работу выпускник может, но для того, чтобы ее получить, необходимо будет подучиться самостоятельно. Притом тем на самостоятельное обучение будет вряд ли меньше, чем те, что он уже успел пройти.
  • Откровенно ненужные предметы: культурология, физкультура, психология, ДУМ и прочее. Зачем тратить время выпускника на бесполезные предметы, которым нет точки применения в выбранной специальности?
  • Шаровидность дипломов. Не секрет, что в этой стране красный диплом можно получить, ни разу не появившись ни на лекции, ни на экзамене. И даже отучившись честно, выпускник может оставаться в счастливом неведении касательно пройденных мимо тем. На дипломе и не такое прокатывало, поскольку задача реальной проверки навыков выпускника не ставится.
  • Из этих минусов вытекает следующий: низкая котируемость вузовского обучения при приёме на работу. Например, в США выпускника MIT оторвут в нормальную контору с руками и ногами, а у нас — я скипаю секцию про обучение при просмотре резюме кандидатов, ну разве что с моего факультета попадётся :)
  • Из этого следует еще один минус: стоимость вузовского образования в этой стране обесценена. Как результат, стратегии «выучиться и пойти работать» vs «научиться кодить, пойти работать, а потом купить диплом» достаточно близки по положению весов.

Исходя из этого, могу предложить следующую стратегию:

  1. Заранее выбрать, чем планируете дальше заниматься. Понимаю, что это трудно, но хотя бы ко 2-му курсу стоит определиться.
  2. Максимизировать усилия для обучения тем курсам, что совпадают с выбранной специализацией, а также смежных курсов.
  3. Параллельно с этим доучиваться самостоятельно, если курс не покрывает необходимого минимума знаний. Чтобы определить этот самый минимум, спросите преподавателей/однокурсников/старшекурсников/DOU, почитайте вакансии. Будет нелишним походить на собеседования, запомнить, что спрашивают.
  4. Приложить необходимый минимум усилий, чтобы получить знания по остальным техническим курсам — это может пригодиться при смене специализации.
  5. На остальные курсы — забивать (если есть деньги — покупать, если нет — сдавать).

Идти работать рекомендую как можно раньше. Работа — это прокачка тех самых навыков из 3-го пункта. К тому же она позволит иметь деньги, чтобы покрывать время, которое можно потратить на что-нибудь более полезное, чем дремота на лекциях по предметам из пункта 5.

Если бы я мог вернуться в прошлое и дать совет себе-студенту, то посоветовал бы сразу идти учиться туда, куда хотелось. Так бы не потерял 3 лишних года.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




17 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Резюмирую: учиться вопреки системе образования, а не благодаря ей.

«На остальные курсы — забивать (если есть деньги — покупать, если нет — сдавать.»
IT-шники позиціонують себе як прогресивну спільноту, розумних людей, по суті — інтелігенцію в Україні. І тут для початку життєвого шляху дають такі поради. І це на фоні війни і цього хаосу, який почався через бажання побороти корупцію. Горбатого могила виправить.

А что если война то надо верить что тупость мин образования это хорошо?

Отличные предложения. Если бы люди им следовали, то наверное и образование было бы иным. А так если уже на 3-м курсе на пары ходят единицы (остальные или в доте сидят или в лучшем случае работают), то стоит ли преподавателю переделывать курс, который все равно устареет через пару лет. ДЛЯ КОГО?
А тем скептикам, кто не согласен с авторами этой статьи и считает, что высшее образование ненужно посмотрите на предложение работы от серьезной компании здесь же на доу. jobs.dou.ua/...​s/oracle/vacancies/22828
Вроде и сеньера требуют, но с образованием, да еще по профилю
Bachelor’s degree in computer science or a related field (Степень бакалавра в области информатики или смежной области).
Вот стал человек сеньером. Решил пойти работать в серьезную фирму, а не в шарашкину контору. А тут опа (четыре года сиди за партой или не сиди, но все равно четыре года). Вот тогда и вспоминается разговор на тему надо или нет.

Все это чушь собачья, для отвода глаз — в любой нормальной фирме скажут что диплом — хорошо если есть, но если нет то это ничего не меняет

Когда нечем аргументировать. то хоть гавкнули. Конечно же Оракл для Вас не нормальная фирма. Конечно сссаернер изкакой-то хрени круче

А вы на 100 процентов уверены что ораклу нужно ваше ВО если вы на инжинера идите?

Вот на моей позиции тоже CS higher degree is required но я же работаю, и никаких вопросов не возникает

Отсутствие ВО будет просто минусом, если минусов будет много, то оффер можно не получить, в целом если будешь уж очень хорош, то и без образования думаю прокатит

ну и как бы кроме ВО требуется стаж, который можно проверить, референсы и телефоны начальства с прошлых мест работы, если предоставить не можешь такой же минус получишь

искренне не понимаю, зачем мы тратили время на такие предметы, как охрана безопасности труда.

Эксперты, которых мы заслужили

То есть то что должно быть инструктажем на работе ввиду специфики этой самой работы — надо выносить в предмет в ВУЗе? У вас с абстракциями по ходу туго

Можно все выносить в качестве инструктажей на работе, нафига вообще эти вузы нужны. Хотя и так на выходе много кононенок, которые слово «инженер» без ошибок написать не могут, но рассуждать об абстракциях лезут

Я же не инженер, чтобы это слово правильно писать ))
Прочитайте определения ВУЗа, подумайте что такое бакалавр, магистр и другие научные степени, и сами поймете что ОТ, БЖД и прочая ересь не нужна в этом заведении, ибо никак не соотносится с научной деятельностью

Секрет прост — учить все самому и жить в общаге (школа жизни)

Є дуже велика вірогідність потрапити на формошльопство або на підтримку старого легасі, де майже не буде задач.
Обидва сценарії це піздец в плані професійного зростання і потім буде тільки важче щось вчити, а так сидиш в гуртожитку і алгоритми-фреймворки опановуєш, поки н езрозумієш остаточно, чим хочеш займатись.

І шо? Для студента 2-3 курсу формошльопство і легасі — якраз таки унікальний шанс вкатиться в айті і набратися хоч якогось досвіду роботи; задач, які там будуть, більш ніж достатьно для початківця. Якщо не йти кудись в інтернатуру чи курси компаній, звідки тебе зразу забирають на роботу, то інших варіантів для середньостатистичного студента по суті і нема.

Теребонькать алгоритми-фреймворки без реальної практики таке собі заняття, самостійно багато вкатувальщиків і елементарний пет-проект не можуть накалякати, тут потрібна робоча обстановка і реальні задачі.

Формошльопство а-ля фігак-фігак і в продакшин привчить бидлокодити і не думати на перспективу.
Легасі ж проект людина без досвіду взагалі навряд зможе нормально опанувати і зрозуміти всі ідеї, які там закладені. Окрім того, якщо це дуже старе легасі, то там вистачатиме кривих костилів, які знову ж людина без досвіду не зможе впізнати і прийме за нормальну практику.

2-3 курс

Як на мене, то це дуже рано для роботи, 1-3 курс треба, банально, нагулятися, повчити якісь базові універські речі, а вже потім, хоча б з 4-го курсу щось шукати.

інтернатуру чи курси

Повірте, якщо нормально шарити теорію і мати за плечима 1-3 більш-менш адекватних пет — проектів, то візьмуть на джуна запросто.

Ну і якщо бути геть фантазером і мрійником, то я б зараз, якби повернувся в часи свого 1-го курсу з теперішнім досвідом, займався би базою(матан, алгоритми, ML, AI, англійська) до курса 4, а потім шукав би інтернатури/стажування у продуктових гігнтах на заході( Amazon, Google, Facebook etc).

Підписатись на коментарі