Tired of outsourcing? Get hired at a top product startup from Silicon Valley 🚀
×Закрыть

Реальность начинающего продакт-менеджера: как выучить всё и выжить

Привет, меня зовут Наташа, я работаю продакт-менеджером. Когда я стартовала в роли продакта (это было чуть больше 2-х лет назад), то просто терялась в потоке информации, которую нужно было изучить. С ростом экспертизы потребность в обучении стала только больше. Поэтому я решила подойти к этому процессу системнее.

В этой статье я хочу поделиться с потенциальными/начинающими продакт-менеджерами своим подходом к обучению и выводами из учебных неудач. Если вы уже опытный продакт, то тоже сможете найти для себя полезное — например, факты о рынке продакт-менеджмента в Украине, основанные на общении с 99 специалистами.

Image by Ahmad M. Farag

Продакт-менеджмент — не романтика

Не так давно все резко захотели стать продакт-менеджерами. Это ведь так романтично. Ты — создатель. Ты — менеджер. «Ты — мини CEO» (именно так пишут в каждой третьей статье). Даже не обязательно уметь программировать. Звучит? Наряду с этим открылась новая глава рынка труда, где разработчики — уже не всегда самые высокооплачиваемые специалисты. Потому что продуктовые компании в Украине разрастаются. А хороших (да и в целом — любых) продактов у нас на рынке мало.

Вот и получается. Отличные зарплаты, волшебные перспективы роста, удивительные возможности влияния на продукт — естественно, эта роль стала новым трендом. В Украине появляются митапы, школы, курсы по продакт-менеджменту. Организовываются сообщества. Проводятся конференции. И все теперь очень хотят быть этими самыми продактами, не имея на старте четкого понимания, что из себя представляет эта роль и сколько всего нужно знать, а главное — уметь, чтобы качественно ее выполнять.

Мечтатели думают, что хватит пары книг. Оптимисты считают — пары курсов (или одного длительностью 1-2 года). Реальность же в том, что никогда нельзя будет сказать: «Вот теперь хватит». Учиться нужно будет всегда. Везде. Всему. На практике, в книгах, в общении, в жизни. Повсюду и непрерывно.

Не допускайте этих ошибок

Учиться тоже нужно уметь. И главное не перестараться.

1. Учиться бесцельно

Расскажу о себе. В детстве наказанием для меня от родителей было «не пойти в школу». Я не шучу. Кого-то сладости мотивировали «вести себя хорошо». А меня — обучение. Поэтому неудивительно, что процесс учебы меня очень радует до сих пор. Уже тогда помимо школы я занималась театром, музыкой, чем-то там еще... Я так увлеклась этим всем, что и дальше по жизни продолжила хвататься за всё, что мне нравилось или казалось хоть каплю полезным, не понимая, для чего мне то или иное знание вообще нужно.

В итоге в какой-то момент я пришла в точку, где не знала ответа на простой вопрос: зачем я делаю то, что делаю. За неимением ответа, мотивация куда-либо двигаться резко упала, зато выросло ощущение собственного бессилия. «Я же столько всего знаю, почему все еще не сделала что-то супер-крутое?».

Что же делать? Разберитесь в своих долгосрочных целях до начала обучения. Чем меньше вы будете понимать, зачем вам продакт-менеджмент, тем более вероятно, что ваше обучение будет обрывистым, несистемным, с множеством пробелов, а часто и вовсе нерелевантным тому, что вам действительно нужно.

Поэтому начните с вопроса: «Чего я хочу?». Почему вы решили стать продакт-менеджером? Чтобы «попрактиковаться» перед открытием своего бизнеса? Или свое дело вы уже попробовали, а теперь хотите отойти от поиска инвестиций и заняться непосредственно созданием чего-то нового? Возможно, вы мечтали поработать над конкретным продуктом, потому что какая-то тема «драйвит» вас с самого детства?

Другими словами, не смотрите на продакт-менеджмент просто как на возможность роста из той роли, которую занимаете сейчас (маркетолога, UX-дизайнера etc.), или как на возможность увеличить свой доход. Посмотрите на перспективу хотя бы в 3-5 лет. Чем вы реально хотите заниматься в жизни дальше? Найдите свою цель. Она будет определять ваш план обучения на ближайшие год-полтора.

2. Пытаться выучить всё подряд

За сентябрь-октябрь 2018 года я купила 9 онлайн-курсов. От growth marketing до машинного обучения. Как вы думаете, сколько из них я реально прошла? 2 с половиной. Количество книг на моей полке и в электронной книге близится к бесконечности. Про статьи я лучше промолчу. Все потому, что я долгое время училась что-то по принципу «знания лишними не бывают». И оно-то так... Но время у нас в жизни ограниченное. И учить всё подряд — означает сказать «нет» чему-то действительно полезному для своего будущего.

Что делать? Пробуйте приоритизировать. Приоритизация — один из самых важных навыков в продакт-менеджменте. И у вас есть отличная возможность развить этот навык при подходе к своему обучению.

Сначала вам может показаться, что любые знания будут полезны, так как вы вообще ничего пока что не понимаете. Поэтому будете пытаться схватить всего понемногу. Это приведет к тому, что в результате вы не будете ничего успевать, а знания будут поверхностными. Не менее вероятный исход — вы вообще перестанете нормально учиться и бросите это дело уже спустя неделю из-за слишком жесткого графика, который сами себе установили.

Цель, которую вы определили вначале, поможет вам приоритизировать. С ней вы точно будете понимать, что вам действительно стоит изучать прямо сейчас, а что пока не очень критично.

3. Не применять знания на практике

Звучит как Капитан очевидность, но это ошибка, которую постоянно допускаю я сама. Например, в университете я 1,5 года учила немецкий. И даже хорошо получалось. Но вообще нигде его не использовала за последние три года. Сейчас не могу даже представиться на немецком. И так произойдет с любыми знаниями — без практики они останутся где-то далеко в памяти, но в реальной жизни решить задачу (например, узнать у немца, как пройти к музею), к сожалению, не помогут.

С не-языковыми знаниями все еще сложнее, поскольку практика может кардинально отличаться от теории. В результате знания без практики могут оказаться совсем бесполезными. Так что пробуйте применять всё, что узнали, на текущей работе, создавайте свои небольшие проекты, помогайте компаниям бесплатно — любой способ закрепить навыки будет полезен. И обязательно выделяйте на это отдельное время в своем плане обучения.

Строим план обучения

На написание этой статьи меня мотивировали:

  • Оффлайн-курс «Product Marketing. Pro» от Руслана Назаренко, фаундера Quokka.
  • Митап по поиску работы для продакт-менеджеров от Маркияна Мацеха, продакт-менеджера в Vimeo и фаундера Senstone (вот здесь — основные тезисы этой встречи).
  • Список из 100 книг, 100+ блогов, 70+ курсов для продактов, которые я составила в рамках исследования украинского рынка продакт-менеджеров (2019).

То, что я узнала благодаря всему перечисленному выше, в очередной раз повергло меня в ступор. Хотелось плакать от количества навыков и знаний, которые я еще не освоила, а должна была бы.

Смирившись (ну, почти смирившись) с тем, что всё выучить невозможно, я решила подойти к своему обучению более системно. После разбора своих целей («Для чего?»), у меня сформировался подробный план действий:

  1. Детально проанализировать реалии рынка продакт-менеджмента Украины (я сделала это за вас — инсайты ниже).
  2. Составить список навыков, актуальных для украинских продакт-менеджеров.
  3. Определиться с направлениями, которыми хочется заниматься.
  4. Написать список компаний мечты (до 5-6 компаний) или компаний, которые помогут достичь моих целей.
  5. Изучить требования на продуктовых вакансиях в этих компаниях и дополнить ранее составленный список навыков.
  6. Постараться снова не заплакать от полученного списка.
  7. Приоритизировать навыки в списке.
  8. Подобрать под первые три-шесть приоритетных навыков список нужных инструментов / книг / курсов, а также возможных компаний или проектов, поучаствовав в которых можно разработать необходимый навык.
  9. Под эти же приоритетные навыки найти 1-2 специалиста на рынке, у которых эти навыки развиты на очень хорошем уровне. Достаточно будет доступности специалиста в Facebook, LinkedIn, Slack.
  10. Поставить дедлайны (общий план на 18 месяцев).
  11. Начать обучение :)
  12. После каждого мини-этапа обновлять и, в случае необходимости, пере-приоритизировать план.

А теперь подробнее.

Реалии рынка продакт-менеджмента Украины

Я опросила 99 украинских продакт-менеджеров, чтобы понять, кто они, как стали продактами, как развиваются, какие обязанности выполняют. И вот что выяснила.

Образование не имеет значения. Треть опрошенных продактов имеют техническое образование (прикладная математика, Computer Science, инженерная специальность), еще треть — экономическое (финансы, экономика, менеджмент, маркетинг), все остальные изучали настолько разные дисциплины, что даже сложно объединить их в одну группу.

Иметь опыт в собственном бизнесе — хорошо, но не обязательно. Только 44 опрошенных продакт-менеджера имеют хотя бы какой-то опыт в собственном деле. Тех, кто занимался (или занимается) своим делом 3+ года, еще меньше — всего 15%.

Больше всего практического опыта у специалистов в проджект-менеджменте, аналитике и маркетинге. Меньше всего — в саппорте и дизайне.

Кодить, может, и не нужно, но разговаривать на одном языке с разработчиками — must. Так, 93% продактов указали, что очень тесно взаимодействуют с разработчиками, 63% — указали на постоянное взаимодействие с дизайнерами, а 61% опрошенных отметили тестировщиков среди тех, с кем они больше всего взаимодействуют в команде.

Основной маркер успешности продакт-менеджера — нематериальный. И заключается он в способности сделать свой продукт ценным и решающим проблему пользователя.

Если вам интересны все выводы из моего исследования, то вы можете получить их здесь.

Список навыков, актуальных для украинских продакт-менеджеров в 2019 году

На основе ответов все тех же 99 продакт-менеджеров, я составила список топ-навыков, без которых на этой позиции не обойтись.

  1. Коммуникабельность.
  2. Аналитическое мышление и аналитические навыки, навыки в статистике.
  3. Понимание бизнес-составляющей продукта.
  4. Эмпатия.
  5. Умение слышать и слушать.
  6. Умение видеть проблемы и решать их при помощи продукта.
  7. Внимательность.
  8. Ответственность и способность брать ее на себя.
  9. Креативность.
  10. Лидерство.
  11. Дизайн-навыки.

На самом деле в списке более 100 (!) вариаций необходимых для продакта навыков. Здесь перечислены только те, которые опрошенные отметили не менее 5-ти раз. Все остальные можно найти в исследовании. Там же есть отдельный список навыков для новичков и для Head of Product.

Определиться с направлениями

Выбирая себе направление по душе, стоит подумать о таких моментах:

  • Приоритетные отрасли — маркетинг, здоровье, развлечения и т. п.
  • Технологии — блокчейн, машинное обучение...
  • Стадия развития компании — стартап, крупный бизнес...
  • Размер компании — до 10 человек, 100 человек, 2000 человек...
  • Стадия развития продукта — идея, зрелый продукт...

Не проблема, если не на все вопросы есть ответ. Но чем подробнее будут прописаны направления, тем проще будет потом приоритизировать список навыков, которые нужно приобрести/улучшить.

Написать список компаний мечты

Попробуйте сделать так: накидать весь список dream companies. Прочитать его. Выбросить половину. Прочитать еще раз, подумать, выбросить еще половину. Вот с этим списком можно работать дальше.

Список навыков для компаний мечты

Не ограничивайтесь перечнем требований из вакансий, опубликованных на job-порталах и сайтах самих компаний. Идите дальше. Найдите в LinkedIn продактов, которые работают в компании вашей мечты, и напишите им что-то вроде: «Привет, я мечтаю когда-нибудь работать в компании Х. А сейчас учусь продакт-менеджменту. Ты не мог бы поделиться со мной в общих чертах, как проходит твой рабочий день/неделя/месяц?». Вы удивитесь отзывчивости людей.

И главное — не потеряйте этот контакт! Через какое-то время этот же продакт-менеджер, вполне вероятно, сможет дать вам референс в «ту самую» компанию или познакомить с нужным человеком.

Интегрированный список навыков

Дополните список навыков, составленный на основе общего анализа рынка, теми навыками, которые нужны в конкретных компаниях.

В итоге должно получиться нечто такое:

Для удобства я отмечаю в таблице не просто названия навыков, но также их тип (soft/hard), уровень владения этим навыком (low, middle, high), а также приоритет и непосредственно «план действий» (об этом ниже).

Приоритизируем

Вы можете выбрать любую удобную для вас методику приоритизации. Я выделила для себя 3 важных критерия: время, комфорт и ценность.

  • Время — относительная оценка времени, необходимого для базового получения или усовершенствования навыка до нужного уровня (от 1 до 10, где 1 — меньше месяца, а 10 — более года)
  • Комфорт — условная оценка того, насколько мне хочется или не хочется развивать в себе этот навык, насколько сложным и неприятным мне кажется этот процесс (от 1 до 10, где 1 — очень хочется развивать навык, а 10 — совсем не хочется).
  • Ценность — субъективная оценка того, насколько этот навык критичен для достижения вашей цели (от 1 до 10, где 1 — очень критичен, 10 — можно обойтись и без него).

Затем рассчитываем интегральный показатель как сумму из оценок. Чем он меньше — тем выше приоритет.

При необходимости можно добавлять коэффициенты к каждому критерию. Например, я для себя определила, что ценность буду учитывать с коэффициентом 1, а комфорт и время — с коэффициентами 0,3 каждый. Это нужно для того, чтобы в итоге в приоритете не оказались легкие и приятные, на малополезные навыки, а самые действительно нужные навыки не ушли вниз списка.

Шаблон таблицы (с примером списка навыков и расчета интегрального показателя) вы можете скачать здесь.

Подобрать ресурсы и проекты

Подобрать под первые пять-шесть приоритетных навыков нужные книги / курсы / блоги, а также возможные компании или проекты, поучаствовав в которых можно развить необходимый навык. Разбираете подробно столько навыков, сколько поместится в 18 месяцев с учетом 1-2 недельных перерывов между блоками.

Для каждого такого навыка обязательно прописать варианты для закрепления — возможности стажировок, идеи своих проектов или реализации на текущей работе и т. п. Шаблон плана обучения скачивайте здесь.

Найти того, кто подскажет

Под эти же приоритеты найти 1-2 специалиста на рынке, у которых эти навыки развиты на очень хорошем уровне. Попробовать достучаться до них в соцсетях и попросить об онлайн-менторстве (а там как получится). Достаточно будет, чтобы они согласились отвечать на ваши вопросы раз в пару недель и советовать полезные ресурсы или книги. А если они еще и согласятся на звонки...

Полезно будет также найти себе ментора для всего процесса обучения. Это может быть любой человек, на которого вы равняетесь и который готов постоянно уделять вам время. Для этого существует ряд менторских программ (например, Make me better). Но порой достаточно просто написать нужному человеку в Facebook / LinkedIn или обратиться к крутому специалисту компании, в которой вы работаете.

Начать обучение

Самый важный пункт :) Главное, не нагружать себя с ног до головы, чтобы потом бросить все на второй же день. Разумный темп, небольшие перерывы, испытания практикой, корректировки плана после каждой большой итерации — однозначно залог успеха.

Учитывайте минусы профессии

Вот несколько вещей, которые самим продакт-менеджерам не нравятся в их работе:

  1. Размытая ответственность / искривленное виденье работы продакта / непонимание другими, кто такой продакт-менеджер.
  2. Стресс, напряженность.
  3. Отсутствие времени.
  4. Слишком много общения.
  5. Борьба с хаосом.
  6. Большая ответственность (в т. ч. за ошибки других).
  7. Нет «правильных» решений, нет паттернов работы.
  8. Необходимость постоянно принимать решения.
  9. Многозадачность.

И еще много-много чего. Например, в исследовании, которое проводят Павел Педенко (Raply, Growth marketing stage) и Ярослав Степаненко (MacPaw, Growth marketing stage), оказалось, что продакт-менеджеры не очень-то рекомендуют эту роль (NPS = −3). К слову, если вы уже работаете продактом, то еще можете поучаствовать в опросе (до середины мая 2019).

Несмотря на всё это, мне нравится роль продакт-менеджера, она искренне пришлась мне по душе. Но это действительно сложная и ответственная работа. Поэтому прежде чем решиться на нее и начать обучение, стоит хорошо взвесить все «за» и «против».

LinkedIn

12 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Наталия, отличная статья, хорошие навыки тайм-менеджмента!
Не Архангельский часом вдохновил на такой подход? :)

Наталья, спасибо за крутой рассказ!
Мне кажется, вообще для многих специалистов в IT количество информации и знаний, которые нужно переварить по специальности, вызывает стресс. Особенно в начале пути. Поэтому тут очень важно то, что вы сказали: «Главное, взять какой-то разумный для себя темп и начать».

Плюс, не стоит бояться того, что какую-то информацию сложно усвоить сразу. Часть того, что можно услышать на курсах или прочитать в книгах сложно сразу внедрить, но оно откладывается в голове, а потом вспоминается и пригождается. Особенно, это правда для таких курсов, как с Русланом Назаренко, где контент очень плотный. Кстати, для тех, кому нужен онлайн, он еще выступает на ProductMan в IAMPM.

Мне в процессе становления продактом всегда помогала привычка все время делать заметки. По любому поводу. Особенно, в процессе прохождения всяческих тренингов и курсов. Потом, когда информация нужна, просто возвращаешься к тому, что записала, и можно использовать это как инструкцию, а не искать заново.

спасибо за отзыв!
про заметки — поддерживаю :) а книги и курсы обязательно для себя конспектирую. даже если есть краткий конспект от самих курсов или выдержки из книг. т.к. записываю часто не только суть сказанного, но и то, на что меня это натолкнуло, как / где я могу это использовать

.. не имея на старте четкого понимания, что из себя представляет эта роль и сколько всего нужно знать ..

Часто этого понимания нет и у самих компаний: ищут Product owner, подразумевая Project manager или вообще чистый BA (из личных наблюдений).

Расфокусировка в обучении тоже очень знакома (по 50 открытых вкладок со статейками). В реальности же, 80% этой инфы уйдет в небытие. Поэтому выбираю только ту инфо, которая соответствует требующим прокачки навыкам.

Симулятор Gopractice проходили?

gopractice как раз планирую начать в апреле проходить)

про 50 открытых вкладок — я себе даже установила расширение для хрома (Onetab), чтобы собирать все эти вкладки в одной вкладке — аж хром начинал виснуть от их количества :D

мені вже треба уантаб для уантабів)))
Дуже дякую за дослідження та статтю, Наталіє! За обєктивний погляд на роботу продакта без лишніх сентиментів. Мотивує розгребти свої курси на юдемі і книги швидше, ніж планувалось, але підійти до теми системно, збалансовано, без нападів зробити все і зразу за 1 місяць, розчаруватись і повернутись, у кращому випадку, за 6 місяців. Успіхів Вам у подальшому розвитку!

уантаб для уантабів

 — знайомо)))

дякую :) і вам того ж :)

крута стаття, велике спасибі!

Спасибо большое, Наталья! Очень правильный подход к обучению. Осознала, что нельзя заглатывать знания без разбора и остановки. Сейчас в стадии перехода из маркетинга в продакт менеджмент и выбирала наиболее приоритетные онлайн курсы. Для таких же как я рекомендую фундаментальный курс, прошла уже первую неделю
www.coursera.org/...​t-management/home/welcome

Спасибо, Наталья, за отличную статью.

Analysis paralysis describes a moment when over-analyzing or over-thinking a situation can cause it to become ’paralyzed’, meaning that no action was taken therefore a solution is not reached. A situation may be deemed as too complicated and a decision is never made due to the fear that a potentially larger problem may arise. A person may desire a perfect solution but fear making a decision that could result in error, while on the way to a better solution.

У меня лет 5 ушло на приобретение устойчивого навыка как справляться с этой фигней.

Подписаться на комментарии