Вредные советы: как выжить в IТ-компании

Если на работе приходится выживать, это какая-то неправильная работа. Но бывает так, что оказываешься не на своем месте. Или на своем, но раньше времени. То HR’ы сами соблазняют командирскими лампасами, то срабатывает дух конкуренции, и уже не хочется отставать от 23-летних сеньоров, то вдруг кризис начинает щучить так, что соглашаешься на любую работу, даже если атмосфера там ни к черту и процессы налажены скверно. Лишь бы выжить. Но где наша не пропадала!

Сразу уточню, что речь не идет об испытательном сроке. Там есть свои особенности, которые не всегда применимы к режиму обычной работы, поэтому говорить будем о промежутке «после удачного завершения испытательного срока».

В выживании на работе есть два основных вектора: профессиональный и социальный. То есть вектор молодца и другана. Оба параметра взаимодополняют друг друга: чем более человек профессионален, тем больше он может позволить себе быть асоциальным. И наоборот, чем он более нелюдим, молчалив и зануден в общении, тем большим ему нужно быть профессионалом, чтоб его продолжали терпеть.

Ведь всяк кулик знает свои сильные и слабые стороны и использует их, когда становится вопрос о выживании. Кот из «Шрэка» давит на жалость, но не на профессионализм; у Винни-Пуха в голове одни опилки, но его все прощают, потому что он отличный друг. И так далее. Но это цветочки. Настал час раскрыть карты и выложить то, за что начальство будет вас ненавидеть, женщины — вешаться на шею, а сотрудники — завидовать и восхищаться.

Секреты выживания:

  1. Не допускать крупных ошибок. Одна из распространенных причин увольнения — серьезный просчет или упущение сотрудника, которое вредит компании. Поэтому стоит всеми силами избегать сложных и ответственных задач. Аргументация может быть такой: «Думаю, Иннокентий разбирается в этом лучше», «Мне надо пораньше домой, у меня молоко убежало, боюсь не успеть» и «Но кто тогда будет заниматься рефакторингом?». Здесь главный ориентир — известная поговорка «не ошибается тот, кто ничего не делает». То есть чтобы избежать ошибок, стоит прекратить активность. Хотя бы с серьезными задачами. Одним словом, «тише едешь — дальше будешь».
  2. Размазывать ответственность. Для этого важно попасть в команду покрупнее. Ругань босса и недовольство заказчика ощущается тяжелее, если она ложится на плечи двоих-троих сотрудников, тогда как десятерым заметно легче. Поэтому ещё на этапе собеседования имеет смысл прозондировать вопрос о будущей команде — чтоб она была покрупнее. А по-хорошему еще до собеседования следует озаботиться поиском крупной компании, где будет легче затеряться.
  3. Избегать установки дедлайна. Оттягивать нужно до последнего, но и когда прижмут, ни в коем случае не давать четких утвердительных ответов. Не «сделаю до вечера», а «попробую успеть» или «мне потребуется несколько часов». Вместо четкой оценки времени следует уходить в растяжимые понятия и предположения. Самый смелый и отчаянный вариант — «не могу ничего гарантировать». Это чтоб потом, когда будет внутрикомандный суд и вывод на чистую воду, в кармане был джокер «Я ведь не говорил, что успею!». Когда пацан за базар отвечает — это всегда плюс.
  4. Найти «спонсора», то есть неудачника, который ещё хуже тебя справляется с работой, втереться к нему в доверие — и спихивать ему свои задачи. Если сделает — править чуток и комитить, как будто это сделал ты. Не сделает — тонко гнобить на виду у начальства. Тонко — это чтоб он ни о чем не догадался и продолжал думать, что вы друзья. На фоне этого бедолаги будешь выглядеть как Аполлон. И если кто посмеет поднять вопрос об увольнении, в рукаве будет принцип судебного прецедента: Как можно увольнять меня, если в команде есть еще один человек, который работает хуже меня?
  5. Создать видимость работы. Очень важный пункт. Никто в своем уме не позволит себе уволить человека, который, кажется, работает. Здесь нужен комплексный подход: во-первых, складки не должны покидать лба — это символизирует вовлеченность и озабоченность. Во-вторых, хорошим другом будет листок А4 и карандаш. В трудную минуту нужно брать в руки карандаш и рисовать блок-схемы. Если спрашивают «Что ты делаешь?» — лучше молчать и даже не поднимать взгляд. «Нет времени объяснять, надо рисовать блок-схемы». В-третьих, есть прием «прислонись к коллеге», который используется спонтанно, для маскировки. Когда в комнату входит проджект-менеджер, а ты не успел занять рабочее место, можно успеть наклониться к ближайшему коллеге. Мол, «мы вместе думаем багу» или «я перенимаю бесценный опыт». Про рутину в виде пробежек между этажами со связками шнуров-разъемов или про четвертую передачу во время ходьбы (обязательно с озабоченным и целеустремленным взглядом) говорить не буду — это должно быть в подкорке каждого уважающего себя выживанца.
  6. Создать эффект присутствия. Увольняют не тех, кто худо работает, но тех, кого не видно — ни в офисе, ни в репозитории. Поэтому нужно быть везде. Корпоратив? Отлично, ты там теперь главный хохотун и душка. Постарайся найти самый экстравагантный костюм, какой только может быть, и влезть во все фотографии и видеоролики. Присутствие в офисе следует поддерживать редким, но крепким матом (хотя бы раз в час). Пусть все думают что: а) ты что-то понял (прозрел) b) ты нашел багу. Присутствие в репозитории — не менее важная часть. Для этого нужно почаще коммитить. Если изменения затрагивают несколько файлов, то коммитить их следует по одному — в репозитории будет смотреться красиво. И конечно же, побольше крутых комментов — как при коммите, так и в коде. Например: // Creates preconfigured multi-purpose high-load prebuilt block for asynchronous transaction and data processing — в таком духе.
  7. Понять, что процесс важнее результата. Этот подход к работе избавит от лишней головной боли и позволит не только создать видимость работы, но и скоротать время. Вместо того, чтобы пилить функционал, лучше прочитать 10 статей о продуктивности и борьбе с прокрастинацией. Вместо фикса бага лучше перерыть гору литературы (на столе должны быть книги) и поспрашивать советы по фиксу у максимального количества людей. Если коллега или начальник пытается уличить тебя в низкой производительности, то нужно понимать, что они это не со зла. Молчи. Просто ты не такой, как все. Ты не привык ходить по головам ради достижения результата и постыдного продвижения по карьерной лестнице. И вообще, платить нужно не за результат, но за старательность, то есть процесс. Но никому об этом говорить, конечно, не нужно. Это для себя.
  8. Давить на самолюбие. Самолюбие есть у всех, но особенно полезным будет сеньорское: дружи с ними. Это редкий вид. Всего пару таких ребят способны тянуть целую дюжину кодеров. Так что они не дадут пропасть. В отличие от тебя, они думают о результате. Чтобы подружиться с сеньором, нужно втереться в доверие — найти общие хобби, интересы, темы для разговоров, почаще гонять с ним чаи и кофеи. Ещё они любят, когда им задают каверзные вопросы. Если научишься под предлогом интригующего вопроса заманивать сеньора за свой компьютер — считай, полдела сделано. Дави на самолюбие. Через несколько месяцев ты должен уметь вот так (1:15):
  9. Просить помощь друга. Если уж случилась беда и тебе дали сложную таску, нужно смягчить удар: попроси в помощь друга, а лучше двух (двух рабов — прим. авт.). Ориентир — известный постулат проджект-менеджмента:То есть ответственность, деленная на 2, равняется нулю — то, что нужно! Помощь друга позволяет избавиться от ответственности (см. пункт 2) и тем самым предотвратить провал.
  10. Мутить воду. Это крайний метод, который нужно использовать пореже. Например, когда требуется перевести стрелки, или когда важно спутать чужие мысли. Иногда по глазам начальника можно догадаться, что где-то в его мозгу начинает зарождаться кристально четкая мысль: «Он идиот, который ничего не хочет делать. Пора с ним что-то решать». Жизненно важно успеть отвлечь начальника во время зарождения этой мысли. Здесь вариантов может быть много, начиная от громкого швыряния чего-либо на пол и заканчивая ходьбой взад-вперед перед глазами — добиться гипноза и усыпить бдительность. Но пока ни один из этих способов не превзошел убегающее молоко (4:10):

Умелое использование перечисленных выше способов выживания позволит не только стать настоящей головной болью для начальства, но и поможет задержаться в компании на добрых пару лет. А это уже не стыдно и в резюме указать. Того и глядишь, на выхлопе 10-летний стаж в различных IT-компаниях при минимуме усилий. Да и полно знакомств, и все тебя знают и любят.

Да, кстати. Приглашаю на курс «How to do absolutely nothing and get everything you ever wanted. Even money». Количество мест ограничено! Осталось три дня. Скидки первой тысяче участников.

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
Подписаться на автора
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube


64 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Ребята это же просто юмор)

ЛОЛ, как же народ озабочен... Явный (и весьма прикольный) троллинг на полном серьезе обсуждает :)

Хотя, если смотреть на эту статью глазами специалиста ИТ департамента из гос.структуры — то все становится на свои места. К сожалению...

Ха! Я був свідком просто вищого пілотажу — чувак півроку робив вигляд зайнятого, а сам умудрявся працювати над своїми шабашками і, навіть, на зустрічі вискакувати.
А ви тут «піджак вішати»:)

Отличная статья, главное жизненая, уверен каждому попадались подобные «индивиды»))

Классная статья,вспоминаю нескольких своих коллег из прошлого-применяли всё перечисленное.ну, кроме сбежавшего молока)

ключевое «Коллег из прошлого» :) я думала, сейчас такое уже не встречается...а оказалось нет, даже советы существуют :)))

Еще как встречается. И чем больше контора, тем в больших количествах. И не только здесь, но и на западе тоже.

вот как компании с такими сотрудниками живут на рынке? Если все создают видимость, то кто тогда работает?

Элементарно, в таких компаниях есть те, кто делает работу за себя и за соседа (а то и за пятерых). За счет таких и живут. И по большому счету в больших компаниях нет методов бороться с описанным в статье.
Ну и еще в каждой компании идет волновой процесс, работают лучше — работают хуже. Когда бездельников слишком много, в компании начинаются убытки и затем реорганизация, новая кровь и опять прибыль и так по циклу. Но, некоторые банкротятся.

классная юмористическая статья, повеселила, спасибо)) не понимаю, почему все так возмущаются! или тут собрались одни только директора компаний)))

Может себя узнают?
Например, в качестве «спонсора» я не раз выступал.

Это просто шлак какой то а не статья. В стиле «советы доктора Воняева», погуглите кому интересно. Мне бы было просто стыдно вести себя так на работе. А от вашего 10 летнего стажа будет толку как и от диплома из модного универа при приеме на работу.

Ну раз стыдно, два стыдно, потом втянешься.

а что делать если не все компании дружат с удалёнкой или гибким графиком... если надо сидеть по 8 часов — то надо СИДЕТЬ. никого ведь не трогает, что объём работы на день ты можешь сделать, допустим, за пару часов(
если бы было как в пословице «сделал дело — гуляй смело» никто бы не сидел и не страдал хернёй.

Это какие то вредные советы. Я негодую. Или это был юмор такой мерзкий?

Уверен, что некоторые твои сотрудники так тебя не разводят?
Есть, например, такие, что практически всегда задерживаются после работы и ты это замечаешь?
Проведи эксперимент — вернись в офис через 15 мин после своего ухода.
Можешь и повсем остальным пунктам пройтись и применить к сотрудникам и посмотреть, сколько у тебе соответсвуют статье выше.
Но, думаю у тебя есть и такие, что спорят с тобой, ругаются, берут ответсвенность на себя, в общем действуют протипоположно пунктам выше, и как ты к ним относишься? Они у тебя на хорошем счету или кандидаты на увольнение?

Напишите еще — жизнь такая, а что поделать. С волками жить, по волчьи выть и т.п.

Нет. При чем тут это. Просто люди очень любят обманываться и видеть то, что хотят, а не то что есть. И есть другие люди, которые хорошо умеют это учитывать в своих действиях.

пока будет 8-ми часовой день можно спокойно так и говорить.

еще бы, каждый директор негодует читая про такие приемы

Сайт у вас какой-то прикольный, я могу его редактировать (правда не сохраняется, вы бы кнопочку для сохранения версии сделали), но вот ничего более.

Сайт у меня поломатый уже несколько месяцев. Он не для заработка пока.

А я уж думал качнуть прожку посмотреть. Мне-то она не нужна уже, ремонты давно закончил и не хочу возвращаться к ним. Но удобных програм в этой области мало, когда-то искал, в итоге на бумаге остановился.

Программу можно скачать здесь dom3d.com.ua/...a_dlja_dizajna_dom_3d/0-6
Но только с помощью правой кнопки мыши

Так статья так и называется :

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ: как выжить в IТ-компании

Похоже, что просто хорошо работать теперь уже не в тренде

У наемных рабочих это никогда не было в тренде. Просто и среди них встречаются ненормальные, что готовы пахать на дядю — ну нравиться им программировать. Правда у этих часто встречаются побочные эффекты в виде ненавистного работодателям перфекционизма.

Вот интересно, автор действительно считает, что все начальники идиоты? Тогда советую еще почитать «Арт-шланг или партизанская война с работодателем». После этого можно дополнить статью еще парочкой методов, коих сейчас в ней не достает.

От себя скажу, что есть всего один закон, позволяющий выжить(где бы то ни было): выживает тот вид(организм/программист/проект и т.д.), который в условиях постоянно меняющейся окружающей среды проявляет чувствительность, и изменяется в соответствии с конъюнктурой окружающего мира.

Вот последним абзацем ты сам подтверждаешь важность пунктов в статье.

Очень, очень неплохо. И главное все советы действенны.

Я видел пример, когда парень вытянул проект, засветился фразой «Беру ответсвенность на себя». Был повешен на доску почета (в некоторых конторах есть и такие) и через полгода был уволен.

Хороший пример того, как не надо писать статьи.
Спасибо за ссылку.

Хороший пример того, как не надо писать статьи.
согласен. отправьте его автору топика...

Верю! А я всё думал, как Юрий такие сеньйорные статьи пишет — а вот оно чо михалыч....

Так радуйся, что он это в открытый доступ выложил, а мог платные курсы организовать.

кстати я уже думал что на основе этих статей можно заняться инфобизнесом — продавать диски с курсами «Как попасть в IT», «Как пройти испытательный срок», «Как выжить в IT компании» «Как стать Senior за 21 день» и тд.

советы настолько хороши, что не могу выбрать, с какого из них начать завтра рабочий день...

Начни с самых простых и успех гарантирован. Юра не отметил еще один самый простой. Всегда уходить с работы на 5 мин позже начальника и так, чтобы перед своим уходом всегда видел, что ты пашешь в поте лица.

Точно. Совсем запамятовал. Ведь никто в своем уме не будет увольнять человека, который, кажется, трудится самоотверженно и с регулярными овертаймами.

Я много раз наблюдал таких людей. И они были всегда на хорошем счету у эффективных менеджеров.

Подозреваю, что очень недолго:)

Они потом сами становились эффективными менеджерами.
А вообще долго, если использовать методы выше, то можно очень долго дурить мозги большинству начальников. Правда есть те, кто это сходу раскусывает и увольняет, но таких видел мало. Люди любят обманываться.

Кот из «Шрэка» давит на жалость, но не на профессионализм
Не згідний... Кіт в чоботях зі Шрека професійно володіє рапірою, а жалібливі оченята — для приколу :)
В трудную минуту нужно брать в руки карандаш и рисовать блок-схемы. Если спрашивают «Что ты делаешь?» — лучше молчать и даже не поднимать взгляд. «Нет времени объяснять, надо рисовать блок-схемы». В-третьих, есть прием «прислонись к коллеге», который используется спонтанно, для маскировки. Когда в комнату входит проджект-менеджер, а ты не успел занять рабочее место, можно успеть наклониться к ближайшему коллеге. Мол, «мы вместе думаем багу» или «я перенимаю бесценный опыт».

Смешной момент) Чего не сделаешь ради зеленых франклинов.

Говорят, для скоростного «прислона к коллеге» помогает хорошо накачанный пресс.

У эффективных менеджеров уже есть метод противостояния этому. Поставить во всех помещениях камеры видеонаблюдения и пасти народ. Но самая главная камера напрявляется на дверь в помещение, где чайник и кофеварка или курилка и считается количество времени проведенное тобой там.

Я встречала сатиру на тему «ходить с пачкой документов» или там «всегда оставлять на стуле пиджак» — но это были юмористические материалы...

В каждой шутке есть доля шутки

«всегда оставлять на стуле пиджак»
Это не сатира — это реальность. Я наблюдал такое несколько раз. Кстати эффективный метод, если контора большая.

регулярно читаю Дилберта и он тоже очень реалистичный)) что не мешает ему быть сатирой

Отличное руководство как стать сеньором в 23 года

Кажется, это лучшая статья от Юрия

И к чему сразу наезд на автора. Я видел много людей, что успешно претворяли многие из пунктов в жизнь и успешно протирали штаны в програмерских конторах. Становились эффективными менеджерами над программистами.

Очередные советы для людей

не на своем месте.

Это советы для тех кто не любит свою работы, им лучше вообще сменить профессию.

Нафига, если их и тут не плохо кормят? Есть достаточно большое количество людей, которые живут по принципу «где бы не работать, лишь бы не работать».
Скажи, где кроме нефтянки и газа можно, при выполнении всех пунктов выше получать 2000-3000 зеленью.

так можно дойти и до поедания блинов с лопаты :)

Очень хотелось написать негативный комментарий. Но я удержался :)

Подписаться на комментарии