Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Синдром выгорания: симптомы и лечение

Казалось бы, где-где, а на своем-то проекте выгорание случиться не может. Сам себе босс, работаешь на свою идею, реализуешь её своими любимыми инструментами и можешь взять паузу, когда захочешь. Очередная пропущенная тусовка и бессонная ночь за компьютером не вызывают вопросов — ты ведь всё это для себя делаешь. Великие идеи требуют великих жертв. Но, оказывается, не всё так просто. Один анонимный (как всегда) сеньор рассказал о своем неудачном опыте стартапа, который превратился в работу и привел к выгоранию.

Когда пришла усталость

На момент начала кризиса я работал в IT уже три года. Но выгорание не было связано непосредственно с работой в офисе.

С начала 2013 года мы с другом начали делать свой проект. Поначалу всё было очень увлекательно — у меня наконец появилась возможность попробовать новые технологии, о которых я знал, но с которыми до этого не имел дела. Например, я давно хотел набить руку на Spring, Maven, NoSQL, Kundera. Всего этого не было на моем рабочем проекте, поэтому тут уж я отвел душу.

Я был и есть единственный программист на своем проекте. Заведовал как фронтендом, так и бекендом. Инфраструктурой тоже сам занимался: купил домен и хостинг, написал скрипты, которые гасят и стартуют сервер, реализовал автоматический деплой.

Мой друг занимался маркетинговой частью, он абсолютно не айтишник.

Где-то через год меня стал напрягать фронтенд. Я как раз делал страничку пользователя и всё, что с этим связано. Пилил REST-бэкенд, а после него уже ваял фронтенд. То есть, они шли параллельно. Но именно на UI мои нервы начали сдавать. И дело было не в технической части — там у меня всё получалось, — а скорее в эстетической. Я не получал никакого удовольствия, прикручивая окошечки и кнопочки. Начала накапливаться усталость.

Режим работы над проектом:
В 7 вечера я приходил домой, до 9 отдыхал. А в 9-10 садился и пилил до 2-3 ночи. Думаю, недосып был одной из причин для моих неврозов. На выходных я работал по большей части по субботам, иногда и по воскресеньям.

Если б не девушка, которая меня отвлекала, я бы, наверное, кодил все выходные. Потому что даже когда я отдыхал, я был полностью погружен мыслями в проект.

Самый пик пришелся на поездку с друзьями в Карпаты. Тогда я вместо того, чтоб висеть с ними, взял ноут, пошел на второй этаж и начал кодить. Да, я тогда сделал одну страничку. Но в итоге мне всё равно пришлось её переделать, а отдых с друзьями был испорчен.

Симптомы выгорания

Я выделил для себя несколько признаков:
— Приходишь на работу отдыхать.
— Появляется навязчивое желание вырваться, сменить обстановку. Такие мысли посещают как в офисе, так и дома.
— Пропажа интереса ко всему, что касается IT, включая новости, фреймворки и технологические новинки.
— Постоянное чувство усталости (может, потому что я не высыпался).
— Хочется кидаться на людей.

У меня появились мысли о том, что я работаю неэффективно, что можно быстрее. Тогда же мне вдруг стало казаться, что IT — это сложно. Хотя, на работе у меня никогда не было проблем — всегда укладывался в сроки. И наконец я подумал, что мой проект бессмысленный. Начала падать мотивация. Я делал его через силу.

Но поскольку я читал мотивационные статьи, где как раз говорились, что «в какой-то момент вам захочется все бросить», я продолжал через силу заниматься своим проектом.

Параллельно я видел, как у моих знакомых получилось запустить стартап. В этот момент мне стало не по себе. Наверное, в какой-то мере я почувствовал конкуренцию, поэтому мне ещё больше захотелось через силу доделать свой проект.

В другой статье про стартапы я прочел, что «будет изменение концепции». Со временем мы с другом тоже к этому пришли: стало очевидным, что наш проект слишком сырой. И речь даже не шла о деньгах — изначальной целью были пользователи. Так вот, в лучшие дни посещаемость доходила до 300 человек в день, но как только мы переставали вкладываться в маркетинг, эта цифра сразу падала. Оказалось, что наш первоначальный проект не так уж необходим нашей целевой аудитории и, значит, надо было менять концепцию. На это требовалось время и силы. Но вот новой моделью, которую только предстояло реализовать, уже не так хотелось заниматься.

К моменту осознания, что пора менять концепцию проекта, у меня начались проблемы с друзьями, которым я уделял слишком мало времени. Дошло до бытовых конфликтов с родными: я приезжал к себе домой и вместо того, чтобы общаться, брал ноутбук и программировал. Отношения с девушкой тоже страдали, потому что вместо того, чтоб быть с ней рядом с ней, я шарашил проект.

Хватит это терпеть

Я завершил очередную итерацию и понял, что пора остановиться — даже если проект и был бы прибыльным, он все равно не стоил ссор с родными. Когда уже полным ходом шла маркетинговая кампания, и мы поняли, что нужно менять концепцию, я взял паузу. Стало очевидным, что моя работа не принесла должного эффекта, и особых надежд на будущее нет.

Через полторы-две недели я пришел в норму и подвёл итоги:
1. Важно с холодной головой подходить к выбору технологий, потому что многие программисты выбирают то, что модно и круто. Вполне возможно, есть менее модная, но более практичная технология, которая будет дешевле в использовании и поддержке. Выбирая, на чём писать, нужно обязательно учитывать кто будет работать с кодом после вас.

2. Вместо того, чтобы писать на Ruby, где джун без опыта получает 1.5 тыщи, лучше взять PHP, хоть это и дерьмо. Если оно работает, приносит деньги и может быть быстро и дешево доделано/улучшено, то почему бы и нет? (этому меня научил мой тимлид)

Например, у нас на проекте остался джава-код. Если передавать на аутсорс — ударит по кошельку, потому что джависта нанять дорого. Если бы проект был на PHP — было бы дешевле. Так что следует выбирать ту технологию, которая позволит быстро найти дешевую рабочую силу.

3. Прежде чем начинать, стоит подумать о своей роли. Разраб или менеджер? Если разраб, то почему? Чтоб сэкономить деньги? Следует подумать, будут ли бессонные ночи стоить этой экономии. Можно так похерить здоровье, хобби и всё остальное, что совокупные экономические последствия ударят по карману сильнее, что аутсорс.

В итоге я не получил денег, но зато получил опыт — со мной даже на работе начали советоваться по фронтенду. Но самым грустным фактом всей истории остается то, что я сам себя загнал.

Как же можно «вылечить» выгорание? Вот несколько вариантов:
1) Взять паузу на своем проекте (как это сделал я);
2) Нанять фрилансера (у меня на это нет денег);
3) Уволиться и освободить время для работы над своим проектом. Вариант для отчаянных и недальновидных, потому что вряд ли что-нибудь получится с первого раза. А если и получится, то это будет вредно — человек привыкнет, что все удается с ходу, и так ничему и не научится. Так что уходить с работы — точно не мой вариант.

С тех пор, если друзья предлагают мне написать проект, я говорю: «Давайте лучше кого-нибудь наймем, а сами сосредоточимся на главном — маркетинге и управлении».

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




42 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

-

куда спешить? зачем бежать? а ежели просто без пыли без шуму свалить куда нибудь в камбодию/тайланд/к черту на кулички (нужное подчеркнуть) где можно на $100-300 месяц жить, можно даже без лаптопа (а в идеале и без электричества). а через пол-года/год (а лучше никогда) вернуться и тогда приходит просветление что все это от лукавого. или сидеть тут (и писать код б****) и страдать молча.

Кстати, тот стартап анонимус все-таки допилил.

Общество скажет, что ты бесполезный лентяй и что ехать надо в США/ЕС, а не к буддистам ))

Чувак решил делать стартап не увольняясь с работы? И еще удивляется, что выгорел и слился при первом же pivot? Ну молодец, чо.

Рекомендую к прочтению статью Пола Грэма «18 ошибок стартапов, которые их убивают» (есть вариант «Ошибки, которые убивают стартапы»). См. пункт 18.

ух ты, а я как раз коллекционирую интерпретации слова «выгорать». внимательно все почитал. думаю, в данном случае проблема не столько в переработке (это скорее отягчающее обстоятельство), сколько перманентное неудовлетворение плодами своего труда. это же один из главных убийц мотивации. в вашем случае (а) плодов было явно недостаточно (или по меньшей мере они были для вас не видны/не значимы), а именно «маленькие победы» держат людей и целые команды в тонусе, (б) плоды, как я понял, были протухшие — вы делали работу дизайнера, которого по-хорошему нужно находить и брать партнером

Ха! 3 года и сгорел... А 5 лет из 24 сгорать не хочешь? Помогает 2 вещи: переключение в абсолютно новую область (гитара, автомобиль, теннис и т.д) и программирование того, что тебе нравится. Если работа не прет — будешь мучаться.

помоему все проще....

уже не раз тут обсуждалось, что для программистов примерно 4-6 часов продуктивной работы — это норма.

а тут — 8 часов на работе, потом еще 3-4 дома.... переработка....

у нас в одном стартапе менеджеры хотели сделать, что мол пока не закончишь фичу — домой не отпустят. Тестировщик должен был чуть ли не с с палкой стоять и не выпускать программиста домой. А если в спринт не вкладываешься — зарплату не выдавать. Хехе :)

Я такую практику встречал разве что в Китае. Причем, над душой мог стоять не только тестировщик, но вообще кто угодно, кого назначили в этот день «смотрящим» — даже секретаршу.

уже не раз тут обсуждалось, что для программистов примерно 4-6 часов продуктивной работы — это норма.
мне тут ПМ выслал условие:
Отчёт должен соответствовать часам проработанным в этот день (8 часов).

второй день сижу в легкой прострации...
потому что только давно-давно, в юности, продуктивных часов в день было 8-9, из — 10-12ти на работе.

когда фрилансил — 4 часа в день, которые — будут закрыты=оплачены заказчиком — это отлично!
(тссс... не говорите только заказчику что вы вообще не работали, а продали ему часть предыдущего проекта. и сможете закрывать в месяц и 200 часов)

ну в режиме 8-9 часов при 12 на работе — долго помоему не поработаешь...

8 часов проработать это как говорится норма, но будут ли все 8 часов продуктивных — вопрос другой... отвлекания на рабочий чат, митинги и прочее, да банально прочесть и понять чего от тебя хотят — как раз и добивает рабочий день до 8 часов

Приходишь на работу отдыхать.
прямо про меня, когда ребенок был меленький...

Проблеми у всіх одинакові, а вирішення та висновки різні.
Всім привіт. Мене звати Володимир і я...

Суровые бэкэнды плачут от UI, как это мимило звучит. Всегда поражалась этому)

Увы, но это правда жизни. По себе знаю — как именно backend’шика у меня на GUI (особенно в Web) и т.д. стойкий (простите) рвотный позыв. Я лично готов до 3-х ночи пилить некий сложный алгоритм, причем получая удовольствие, но сделать что-то в GUI, нельзя сказать что не могу, но как же это противно ...

Одно дело, когда заниматься JS, но вот когда дело доходит до HTML/CSS, то естественно этим не хочется заниматься. Лично мне это не нравится, потому что такая работа очень рутинная.

а еще в СSS-ах много трюков, хаков и веселья. он просто убивает веру в людей.

это да. я еще не сталкивался с технологией, чтобы так упорно не поддавалась систематизированному расположению в мозгу. всякие видел, но вот CSS при всей изящности идеи, на практике превращается в сплошную зубрежку фичей, и метод тыка при «отладке». Хотя, опыт в CSS маленький, так что не сдаюсь:
«ну должна же быть в этом * какая-то система!»

система есть. но просто не все платформы ее поддерживают. или не полностью или чуток по-своему. а Вам этот cosmo zoo поддерживать.

запилили бы людский UI уже под браузеры. сколько можно париться ...

и еще — количество парева зачастую просто дофига превышает тот выхлоп который на выходе получишь. бред, короче, страшный.

В последнее время всё куда лучше, если есть возможность отказаться от поддержки старых версий браузеров. Особенно версий IE < 10. Можно уже и закругленные углы легко и просто реализовывать, и прозрачность, и некоторую анимацию. До 9й версии (не могу сказать включительно или нет) это было лютой болью.

Да оно задрачивает до чёртиков: там что-то съехало в одном из десятка браузеров, там пользователю что-то непонятно и надо переделывать. Это для сильных нервами и духом.

Это ж надо от статьи к статье так четко выдерживать стилистику.. этот умирающий тон и ноты безысходности и тлена вокруг ощущаешь еще не дочитав первый абзац, и так каждый раз

Ох вы и нежинки) Тлен это война на востоке

Имхо, это куда лучше позитивного мышления не ко времени

Это не «умирающий тон», это ДЕКАДАНС

Когда пришла усталость
На момент начала кризиса я работал в IT уже три года.
Режим работы над проектом:
В 7 вечера я приходил домой, до 9 отдыхал. А в 9-10 садился и пилил до 2-3 ночи.
quickdraw
s.pikabu.ru/..._1322407459.jpg

Мне кажется, если действительно вложил мозг и душу в код своего pet-project, то

2) Нанять фрилансера
— последнее, чтобы я сделал.

Главное оставить ему еды и питья вдоволь ))

Открыл ссылку, разногласий со статьей не нашёл.

too much text)

Статья как всегда: начиналась хорошо, превратилась в сопли.

Успех статьи:
1. Модные слова
2. Регалии: сениор. Три года в IT
3. Куча денег.
4. PHP гавно.
5. Советы без практики.

PHP да, стремный совет))) но коль нечем платить хипстерам рубистам, то что делать)

писать на C, как в статье по ссылке ;)

аа, я так далеко не прошел (имею в виду не клоцал по ссылке)

Підписатись на коментарі