APPSFLYER DEVCONNECT. 26.07 Olympic Hall
×Закрыть

Карьера в IT: должность Системный администратор

Admin image via Shutterstock.

Перед вами восьмая статья цикла «Карьера в IT». В этом выпуске мы расскажем о профессии системного администратора — специалиста по управлению информационными инфраструктурами.

Системный администратор — это IT-специалист, который занимается настройкой и обеспечением стабильной работы компьютерного парка.

По данным ДОУ, среднему украинскому сисадмину 27 лет, он имеет зарплату $600-1800 и опыт работы 5,5 лет.

Задачи и обязанности

Главная задача системного администратора — улучшать и модернизировать всю информационную инфраструктуру компании, а также следить за ее работоспособностью, реагировать на возникающие проблемы.

«Админ — это человек, который может и должен решить практически любую проблему, но не сиюминутно, костылем, а правильно, взвешенно, эффективно, с заделом на будущее».

В маленьких компаниях должность сисадмина часто подразумевает и выполнение обязанностей «эникейщика»: заправлять картриджи, устанавливать виндвовз, закупать технику, взаимодействовать с провайдерами.

«Сисадмин нужен для внедрения „вот этой фичи“, для подготовки среды для разработчика\пользователя\клиента, да и просто для того, чтобы „все работало“».

Также бывает, что системный администратор по совместительству выполняет задачи сетевого администратора (работа с сетями на уровне коммутаторов, маршрутизаторов, виртуальных сетей). В классическом случае системный администратор занимается решением проблем на уровне операционной системы и прикладных программ, а сетевой — на уровне сети и программ, работающие с сетью.

«Сетевой администратор знает, что такое BGP, но может не знать, что такое GPO, и наоборот».

В зависимости от размера и специфики компании в рабочие обязанности сисадмина может входить:
— Настройка аппаратного и программного обеспечения для стабильной работы;
— Конфигурирование серверов, отказоустойчивых решений, инфраструктурных элементов;
— Установка/инсталляция серверов/сервисов, модернизация существующих;
— Обслуживание офисной компьютерной техники;
— Написание серверного ПО;
— Тестирование аппаратного обеспечения;
— Настройка рабочих станций, сетей и сетевого оборудования (роутеры, модемы);
— Информационная безопасность;
— Организация резервного копирования;
— Организация удаленного доступа;
— Поддержка пользователей;
— Проведение закупок нового аппаратного и программного обеспечения.

«Отвечать на много глупых вопросов и делать немного своей работы по настройке сетей, ОС и КПК».
«Эта работа достаточно однообразная. Для людей, которые ведут размеренный образ жизни и никуда не спешат».

Типичный рабочий день сисадмина включает в себя:
— решение возникающих проблем;
— настройки нового оборудования, тестирование новых прошивок/версий программ;
— плановые работы по автоматизации и оптимизации процессов;
— администрирование сервисов, серверов и инфраструктуры.

«Иногда бывают и особые случаи: проблемы с АТС или сервак падает. Тогда все 200 сотрудников начинают тебе звонить, и ты просто выключаешь телефон, запираешься и начинаешь искать корень зла».
«Говорят, что если админ ничего не делает, то это хороший админ, так как у него все работает и не ломается. Но на деле работы много. Даже если все работает, есть множество вещей, которые можно усовершенствовать и заставить работать лучше».

«Типичный рабочий день хорошего системного администратора — дойти в офис, посмотреть отчеты мониторинга, что как сломалось и как само же и починилось, поиграть во что-то, сходить на митинги, почитать новые статьи на любимых блогах, посмотреть рассылки об обновлениях. Хороший системный администратор настраивает все под себя, автоматизирует, а потом решает бОльшую часть задач нажатием нескольких клавиш».

Достоинства и недостатки

По мнению самих сисадминов главная привлекательная черта должности — возможность работать с техникой, решать нестандартные задачи. «Или стандартные, но по-своему».

«Люблю компьютеры и все, что с ними связано. Я могу играть с ними целыми днями, и за это мне платят неплохие деньги. Не я плачу за игрушки, а мне их покупают, чтобы я в них играл :)»

«Нравилось возиться с ОС и железом с момента, когда впервые увидел компьютер. Интересно было именно это, а вот программирование не привлекало».

Преимущество должности — необходимость работать с множеством технологий, которые все время меняются и совершенствуются. Это стимулирует постоянно обучаться.

«Мне нравится решать сложные задачи простыми и изящными методами. Захватывает смотреть, как разные компоненты, из которых состоит система, складываются в единый механизм. Можно провести аналогию с часами: пользователи видят циферблат, программисты создают наборы шестеренок, а системные администраторы складывают эти шестеренки в рабочий механизм».

«Админ — средоточие умений и знаний. Умений решить проблему здесь и сейчас. Знаний сделать так, чтобы проблема не повторялась».

Почти все опрошенные системные администраторы отметили, что увлечение компьютерами возникло еще с детства:

«Тяга к компьютерам и сетям возникла во времена нелегкого детства, когда я не имел средств покупать новую технику и собирал из хлама что-то интересное. И еще — это просто прикольно — управлять целой кучей компьютеров».

«У меня с ранних лет была тяга к компьютерам, их починке и настройке. Привлекает возможность выучить что-то новое и интересное. Иной раз проблема бывает очень сложной, но жуть как хочется решить ее, и докопаться до сути вопроса».

Среди недостатков оказались... пользователи.

«Люди. Шучу. Люди, считающие, что они что-то знают :)».

«Пользователи не хотят учиться, им проще позвонить и сказать: „подойди, а то я не знаю, что оно от меня хочет...“».

«Из недостатков, монотонность и рутина. А еще недалекость многих рядовых сотрудников компаний».

Встречаются и жалобы на начальство:

«Большинство работодателей видят в системном администраторе сетевого администратора, системного администратора Windows/Linux, эникейщика, секретаршу и много чего другого».

«Когда у админа все автоматизировано, на него начинают коситься. Начальство считает, что если человек молча сидит за компом, то он ничего не делает. Поэтому предпочтение отдается бегающим админам или вообще мальчикам-эникейщикам. Эффективность работы админа нужно учитывать по особой шкале: в коэффициенте сэкономленных денег, рабочего времени, усилий или минимизации простоев».

Еще одна проблема — необходимость всегда быть готовым срочно что-то починить даже в нерабочее время; ненормированный график работы.

«Часто недосыпаю, так как множество работ проводятся именно ночью, дабы не затруднялась работа сотрудников компании из-за недоступности того или иного сервиса».

Также не все сисадмины довольны уровнем своей зарплаты. Другие упоминаемые минусы: медленный карьерный рост, однообразие задач.

«Стандартные поплаки на профессию сисадмина уже давно стали фольклором».

«Ещё один недостаток — недостаточная самозаменяемость. Никогда не получается найти человека, который сможет сесть на твое место и продолжить работать. Да и в отпуск съездить сложно, если некому перехватить ответственность. Обычно в небольших компаниях никто не желает заводить второго сисадмина, одного хватает в большинстве случаев. Съездить в отпуск для меня каждый раз как подготовиться к концу света — пять раз перепроверить, не осталось ли ничего недоделанного, убедиться, что мой телефон найдут, что там будет интернет. И не забыть отдохнуть».

Как стать системным администратором и куда идти дальше?

Для того, чтобы стать сисадмином, нужно:
— Знать и уметь настраивать операционные системы;
— Понимать принципы работы сетевого оборудования, сетевых протоколов;
— Уметь работать с доменными службами, почтовыми службами.

Знание языков программирования и скриптов будет плюсом.

«Надо много читать. Серьезно, есть много крутой литературы, которая за шкирки вытащит вас наверх».

Карьерный путь обычно начинается с младшего системного администритора, «эникейщика» или инженера поддержки.

Что касается личных качеств, необходимо:
— обладать широким кругом знаний разных систем и технологий;
— любить учиться, заниматься самообразованием;
— уметь быстро находить информацию для решения проблем;
— уметь прогнозировать последствия своих действий;
— быть стрессоустойчивым, усидчивым, понимающим и терпеливым;
— быть готовым нести ответственность.

«Нужно не бояться экспериментировать, пробовать все технологии, все ОС, ПО, о которых слышал или читал».
«Легенда гласит, что основных качества у сисадмина должно быть три:
1) Лень. Самое главное и основное качество. „Работает — не трогай“. Но именно лень постоянно заставляет всё автоматизировать настолько, чтобы к этому не нужно было возвращаться.
2) Педантичность. Задача может считаться выполненной только тогда, когда о ней можно забыть навсегда.
3) Паранойя. Большинство машин подключены к сети, так что любой софт может быть взломан».

Перспективы карьерного развития системного администраторы таковы:

  • Расти как сисадмин, углубляться в специализацию и осваивать смежные технологии;
  • Стать программистом или архитектором ПО;
  • Переквалифицироваться в инженеры по IT-безопасности;
  • Пойти по дороге менеджмента, стать CIO или СТО.
«Когда-то, на одном из собеседований меня спросили, кем я себя вижу через 5 лет. Я ответил: „Буду делать то же, что и сейчас, но быстрей, качественней и дороже“. С тех пор прошло 3 года. Делаю то же, что и раньше, однозначно быстрей, качественней и значительно дороже :)».


P.S. Спасибо за помощь в написании статьи 26 украинским системным администраторам, которые поделились с DOU таинствами своей профессии. Приведенные в статье цитаты взяты из их рассказов.



Остальные статьи цикла:
Карьера в IT: должность Team Lead
Карьера в IT: должность Software Architect
Карьера в IT: должность Project Manager
Карьера в IT: должность CTO
Карьера в IT: должность QA engineer
Карьера в IT: должность QA Automation engineer
Карьера в IT: должность Бизнес-аналитик
Карьера в IT: должность Data Scientist / Machine Learning Engineer
Карьера в IT: должность Technical Writer
Карьера в IT: должность Delivery Manager
Карьера в IT: должность Software Product Manager

39 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Література де?

— Написание серверного ПО;
если здесь не подразумеваются баш-скрипты, тогда это уже обязанности программиста с зарплатой >$2K

А какая зарплата у сисадмина в Днепропетровске или вообщем в Украине?

Я хотел услышать именно от сисадминов.Но спасибо!
;)
Я на даный момент учусь в техникуме Э.О.Патона на отделении КМП,и хотел пойти на сисадмина,вот и хотел узнать зарплату для студентов после окончания.

Сисадмин — это непрерспективно. Потому что легенды о заоблачных доходах ИТшников родились в аутсорсинговых и продуктовых компаниях. То есть там, где 50% девелоперов кодит прогу, 35% тесторов ее тестят, 12% ее саппортят и 3% сисадминов обеспечивают инфраструктуру для всего этого счастья.
Т.е. в общем и целом сисадмины востребованы и в банках и торговый сетях. Но в «нормальных компаниях» — не особо. С другой стороны, каждый сам выбирает как «войти в ИТ». Сисадминство/эникейство — довольно распространенный метод.

Сис. админ, сис. админу рознь.
— Есть мальчик что бегает по офису, ставит эксель на компьютеры.
— Есть админ на аутсорсе, который в наблюдает за серверами, не знаю сколько он зарабатывает, но сюда по тому сколько мы ему платим — достаточно.
— Есть знакомый линукс администратор, что работает к телекомуникацыонной компании и получает 2к именно за то что линукс админ а не виндовс.
— Есть другой знакомый с сертификатом майкрософта, что сидит куи пинает. Он компании как пятая нога, но компания его не уволит, так как его сертификат дает партнера майкрософта и только ради этого он был нанят.

Я не отрицаю, что есть продвинутые и востребованные админы, но тут важнее общая статистика. Сколько сисадминов нашли себе «тепленькое местечко»? Я думаю, девелоперов, нашедших тепленькое местечко гораздо больше.
Кстати, рейтинг зарплат сисадминов не ДОУ подстверждает мою мысль. При этом да, конечно, есть Цискари, Ораклисты и облачные админы, которые в шоколаде. Их единицы, десятки, может сотни. А девелоперов — тысячи.

Девелопера с теплыми местами больше не из-за (без)перспективности админа — это рынок. Или, как вы говорите, статистика. На свободное место дева набежит сотня кандидатов, а на место серьезного админа едва ли соберете десяток.
Готовый админ не выйдет из универа, это жизненный опыт.

Да, только недавно я понял, что вакансий девелоперов то дофига, но соотношение вакансии/соискатели еще непонятно где лучше, дэвы, админы или тестеры

лучше это вероятней? Потому для себя как я разницу знаю.) Был и тем, и другим, может не третим.

Для меня тем лучше, чем больше соотношение вакансии/соискатели
Для работодателей тем лучше, чем меньше )

Админы выходят из ада))

Розповім про свій досвід. Адмін з 10-річним стажем. Працював в великих долдінгах і банках.
Спочатку все було чудово. Робота цікава — зарплата велика. Мінус в тому, що якщо ти не працюєш в крутій IT-компанії, ніхто не ціную твою працю, і взагалі не розуміє хто ти і навіщо.
Вибити кращу ЗП, або банально нормальне «залізо», про ПО я взагалі мовчу — дуже важко.
А не за горами, ті часи, коли будуть карати за неліцензійне ПО, і не власників, що не давали грошей, а адмінів.
Вже років 5 тому, стало зрозуміло що перспективи тут не дуже.
ТАк звичайно, є люди, що дужєе добре себе почувають, але їх одиниці.
Я зважив всі за й проти, й вирішив валити звідиси. Чарівний пєндєлєм стала девальвація гривні, і як наслідок — зниженя ЗП втричі.
АДмін, що отримує ЗП з приі"язкою до у.о. дуже велика рідкість.
Контори, з сучасним облднанням і оновленям нового — також.

Якщо ти хочеш в IT, то я порадив би DevOps (фактично те саме, з невеликими нюасами, але значно перспективніше, і як не мене цікавіше.) або Dev.

Я змінив свій досвід і статус, на Dev-джуна і ні трохи не жалію. А навпаки отримую задоволеня від нових знань і можливостей.

Забув про ЗП.
В Києві, до останьої кризи, була норм ЗП 1000-1500 у.е.
Вище знайти ДУУУУУже важко.
Якісь «теплі» місця, куди без знайомих і крутих сертифікатів майже нереально потрапити.
А зараз діли на 3. І це ЗП вже досвідчених спеціалістів а не початківців.
Все погано.
Раджу добре подумати.

Тож який ви Dev якщо Head of System Administration Department?

Все правильно расписал.
У вы, у украинского работодателя — сисадмин, это универсальный сотрудник, который должен делать все. От электрика, частично юриста и куча еще другого. Но вот ценить — кукиш. А еще более с наездом. Выбить какое то железо стоящее — это война.

Мне повезло, попал в IT компанию, где все новое, надо — купи и сделай. Но путь был долгий.

попал в IT компанию
Да, только там и ценят бедных айтишников

Как по мне, проблема системных администраторов в том, что они учатся по ходу дела, а точнее по ходу возникновения проблем и таких 70%. Во всяком случае 70% тех с кем мне приходилось работать или пересекаться. И я скажу больше, сам таким был.
Когда надоело тупое просиживание и я задался вопросом, чего я хочу? Заниматься администрированием сервером, углубляться в сети, виртуализацию или еще чего пожелаете. Лично мой выбор пал на сетевое администрирование, пол года на курсах cisco дали свои плоды. Но тут я наступил на вторые грабли. Развиваться только в этом плане нельзя, нужно знать и то что было мной перечислено выше, ибо для наших работодателей, ты, системный администратор должен знать все, а если ты не знаешь все, значит ты плохой системный администратор.

Я находясь на должности системного администратора осознал что я хочу чего-то большего.

В городе Запорожье (Украина) есть ли вакансии системного администратора, только начинающего?

Кстати и еще один минус, то что в больших городах только компании, которые дают больше возможностей, чтоб набраться больше опыта и развиваться.
А так только в основном провайдеры, кол центры или когда у тебя под рукой несколько мелких компаний

В тему темы))) есть вакансия сис админа, так что если есть вопросы или предложения готова ответить/рассмотреть

всегда интересно спрашивать — куда(почему) ушел предшественник?))

video.yandex.ru/...a-events&cid=49

Каждый системный администратор должен посмотреть это видео

жутко скучное видео

Такие видео убивают самооценку. Создается ощущение что надо шарть много всего, чего я не шарю. Но... WTF... у меня и так нормальная работа и нормальная зарплата.

Такие видео мотивируют саморазвиваться. Среди тех, кто называет себя системным администратором, слишком много людей, которые просто научились тыкать в нужном месте в кнопки.

Можно шарить хорошо и получать гроши, а можно тыкать кнопки в нужном месте и хорошо зарабатывать.
Хорошо бы кто подсказал что надо зашарить, чтоб больше зарабатывать, а не что зашарить, чтоб нравиться программерам )

Главное в карьере сисадмина помнить, что это лишь ступенька. И не залипнуть навсегда в эникейщиках...

Оказывается я на 95% — среднестатистический сисадмин судя по этой статье. Вот только совсем не читаю книг. Всю инфу нахожу по ходу выполнения той или иной задачи. Хотя этот подход далеко не лучший, но не могу изучать что-либо в теории, когда нету под эту теорию задач.

Забыли упомянуть о таком направлении как DevOps!!

и Agile :D

з.ы. я понял о чем Вы, но типа в там в терминологии DevOps — это не название позиции)

Главная задача системного администратора — улучшать и модернизировать всю информационную инфраструктуру компании, а также следить за ее работоспособностью, реагировать на возникающие проблемы.
Главная задача это поддержка инфраструктуры или сервиса, а уже потом решение проблем, модернизация и т.д. ;)
В зависимости от размеров компании системные администраторы могут выполнять очень много различных задач, начиная от эникейщика, который отвечает в офисе за все электронные, да чего уж там, за все электрические приборы в маленьком офисе и заканчивая узконаправленным специалистом по администрированию определенного приложения или железки в огромной интернациональной компании, соответственно широта и глубина знаний ооооочень разниться, а тут всё в кучу набросано.

Ах как это всё знакомо до боли)) эникейщик))
хорошая статья!

Подписаться на комментарии