HackIT-2017 - Форум по кибербезопасности - 5 тренингов, 20+ докладов и воркшопов, разбор громких кибератак и методов защит. 23 сентября, Харьков
×Закрыть

Рекрутеру на заметку: собеседование с техрайтером

После выхода моей статьи о техрайтерах, мне написали три рекрутера с приблизительно одинаковой просьбой: «Первый раз ищу техрайтера. Пожалуйста, подскажите, на что в первую очередь обратить внимание? О чем обязательно надо спросить? Что должен знать рекрутер для качественного отбора кандидатов?»

В этой статье я хочу поделиться своим авторским видением того, что следует знать рекрутеру при собеседовании с техрайтером. Я не буду останавливаться на очевидных вещах из серии:

  • 5 лет опыта в техрайтинге лучше, чем 0 лет опыта;
  • приятный в общении кандидат лучше, чем неприятный;
  • внимательный к деталям лучше, чем невнимательный;
  • и т. д.

Я постараюсь остановиться на более специфических моментах. Например, насколько важны те или иные программы, какие дополнительные вопросы помогут найти идеального кандидата, что важно техрайтеру для комфортной работы и т. д.

Какому образованию отдать предпочтение?

Как правило, техрайтеры имеют технический либо лингвистический бэкграунд. Какой же предпочтительней?

Если у кандидата уже есть опыт работы в техрайтинге хотя бы 1-2 года, скорее всего бэкграунд не будет играть большого значения. После нескольких лет работы слабые стороны подтягиваются, и разница между кандидатами с техническим и лингвистическим образованием нивелируется.

Но что же делать, если вы рассматриваете кандидата без опыта работы? Тогда мой общий совет таков: узнайте есть ли в компании человек, который исправляет грамматические и стилистические ошибки техрайтеров. Такой человек называется редактор, литредактор, proofreader, reviewer, возможно есть еще варианты. Дело в том, что в технических текстах есть много нюансов, которые не будут известны человеку с просто хорошим английским. Элементарно можно запутаться в предлогах. Поэтому, если нет редактора, я бы рекомендовала брать лингвиста, чтобы не получилось как-то так :)

Если редактор есть, вероятнее, технарь вам подойдет больше, так как сможет быстрее разобраться в функционале продукта. По крайней мере ему не надо будет объяснять какие-то базовые вещи, например, чем отличается RAM от HDD, как почистить кэш, почему HTML не является языком программирования и т. д.

Еще раз акцентирую внимание, что не следует воспринимать этот совет как аксиому. Каждый случай индивидуален.

Как оценить компетентность кандидата в требуемых программах?

Представим, приходит вам описание вакансии с длинным перечнем непонятных слов. На месте рекрутера мне было бы трудно понять, какие из них must have. Поэтому я сделала табличку, в которую вы всегда сможете заглянуть и понять, что означает данное требование, насколько оно важно, как долго ему обучаться и можно ли его компенсировать другими знаниями.

Я не включала в таблицу такой распространенный soft как Word, Outlook, Internet Explorer и прочее — я думаю с ними все понятно. В таблице собраны только более узкопрофильные программы.

НазваниеФункцияСложностьВзаимозаменяемость
MadCap Flare
Adobe Robohelp
HelpNDoc
Doc-To-Help
Help & Manual
Help Generator
Sandcastle
AsciiDoc
и др.
Если что-то из этого есть в вакансии, знайте — это самое важное требование. В этой программе техрайтер проводит 80% времени — пишет тексты и настраивает внешний вид документации.Например, курс MadCap Flare Basic/Intermediate Training, Web-based длится 4 дня и стоит $1300. Потом понадобится еще около месяца практики, чтобы чувствовать себя более-менее уверенно.
Если техрайтер работал в подобной программе, новую программу он освоит, где-то за 2-7 дней.
Microsoft Manual of Style
Chicago Manual of Style
Apple Style Guide
и др.
Это сборник правил о том, как писать текст. Сюда входит грамматика, правила форматирования, терминология и др. Грубо говоря, это Конституция в мире написания текстов.Полностью освоить даже один мануал — это сложно. Это делается постепенно, годами, в процессе работы. Но отсутствие этих знаний — не критично, так как всегда можно открыть и посмотреть. Просто чем меньше знаний в голове — там больше времени будет уходить на поиск. Не взаимозаменяемы. Это как Конституции двух разных стран. Возможно, некоторые законы в них и совпадают, но чтобы удостоверится в этом, все равно каждый раз придется открывать «Конституцию» и искать нужное правило.
Snagit
Screenpresso
Snipping Tool
Madcap Сapture
и др.
Программы для создания и редактирования скриншотов.Любую программу можно настроить и освоить за полчаса.Легко взаимозаменяемы.
Visio
Photoshop
Illustrator
и др.
Программы для создания диаграмм, схем и пр.Очень зависит от уровня мастерства, который требуется.Частично взаимозаменяемы.
Redmine
Jira
Request tracker (RT)
Visual Studio
Git
Confluence
и др.
Системы, которые помогают работать в команде над одним проектом. В них хранятся задачи всех сотрудников, внутренняя документация, история изменений в коде и многое другое.Тоже зависит от функционала, но в целом, я думаю, нескольких часов будет достаточно, чтобы разобраться.Легко взаимозаменяемы.
MadCap Lingo
MemoQ
MateCat
и др.
Программы для перевода текста на другой язык. Честно говоря, никогда не работала в таких программах, но подозреваю, что ничего сложного в них нет. Думаю, часа хватит, чтобы разобраться.Легко взаимозаменяемы.
POeditПрограмма, где техрайтер сам может менять текст на UI и вставлять ссылки на онлайн документацию.Легко (но нужна кооперация с разработчиками).Должна быть легко взаимозаменяема, но я не знаю конкурентов в этом классе.

Какие дополнительные вопросы следует задать?

Я бы советовала узнавать у кандидатов какие смежные области техрайтинга им интересны. Если после серии собеседований у вас останется несколько равносильных кандидатов, именно смежные сферы интересов могут стать решающим фактором.

Теперь о том, что же является смежными областями техрайтинга. Вообще техрайтер всегда найдет чем заняться. Например:

  • создание видеообзоров;
  • работа с Google Analytics;
  • улучшение UX;
  • работа со стилистикой текстов и терминологией;
  • улучшение CSS;
  • оптимизация рабочих процессов внутри команды;
  • и т. д.

Расскажите работодателю о смежных интересах кандидата, и возможно обнаружиться, что кандидат обладает полезными для компании знаниями, о которых не упомянули в вакансии (обо всем же не напишешь). Например, если кандидат любит аналитические задачи, ему обрадуются в компании, где давно хотят настроить Google Analytics и проанализировать источники трафика на сайте. Если у компании нет своего UX эксперта, кандидат даже с базовыми знаниями UI и UX придется очень кстати. Возможно, компания планирует снимать видеообзоры, тогда преимущество логично отдать кандидату, который интересуется видеосъемкой, и имеет хорошо поставленную речь.

Что обязательно надо выяснить?

У работы техрайтера есть одна яркая особенность — она требует полного сосредоточения. Нельзя, например, писать текст и при этом обсуждать с коллегой вчерашние новости. Или писать текст и при этом громко слушать музыку. Например, на моей предыдущей работе все работали в open space офисе, но техрайтерам выделили небольшой кабинет. Все люди разные и кто-то, наверное, может писать тексты в шумной обстановке, но для других даже обычный open space может стать ночным кошмаром. Я бы рекомендовала узнать, какие условия нужны кандидату для комфортной работы. Если условия не соответствуют, а кандидат соответствует, возможно, удастся найти компромиссные решения. Но лучше этот момент прояснить заранее.

Какое дать тестовое задание?

Понимаю, что, скорее всего, это решает не рекрутер, но всё равно хочу поделиться своим мнением.

Нет смысла давать сложные и объемные задания, на которые надо потратить день или два. Во-первых, вы отпугнете многих кандидатов, у которых может просто не быть столько свободного времени. Во-вторых, все равно человек не сможет с первого раза написать так как вам надо. У каждой компании есть свой стиль и надо хотя бы пару недель «повариться» в этой документации, чтобы прочувствовать его. А лучше пару месяцев. А в-третьих, на мой взгляд это просто негуманно заставлять человека с нуля разбираться в вашем продукте, устанавливать ваш софт, настраивать ваши сценарии и описывать их за бесплатно.

Я считаю, что самый правильный подход — попросить тексты с предыдущих работ, которые никто не редактировал. Вы увидите с чем техрайтер реально работал, насколько сложным был продукт, как этот человек пишет в нормальных условиях, а не в 12 часов ночи, когда выполняет ваше тестовое задание. Кроме того так вы сможете привлечь больше кандидатов на эту должность. Если же у кандидата нет опыта работы, попросите его описать продукт, с которым все хорошо знакомы. Например, как создать мероприятие в фейсбуке и сделать так, чтобы на него пришло как можно больше людей. Ну а всё остальное (опыт, программы, интересы, зоны развития и пр.) можно в деталях обсудить на собеседовании.


Надеюсь, эти советы помогут вам выбрать наилучшего кандидата и сделать собеседование еще более приятным и продуктивным. Буду рада, если опытные рекрутеры и мои коллеги-техрайтеры помогут разбавить эту статью своим опытом и дополнят тему в комментариях.

13 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Я слегонца в недоумении :( Не вдаюсь пока в содержимое статьи; но почему Вы, Ярослава, пишете ее «рекрутеру на заметку» ? ИМХО дело рекрутера — найти как раз того кандидата, который имеет указанный заказчиком вакансии опыт, вписал нужные Вам слова в резюме, вменяемого и приятного в общении. Ответ на остальные вопросы типа

«на что в первую очередь обратить внимание? О чем обязательно надо спросить?»

один и очень простой — обратиться к профессионалу! То есть, к Вам, синьор техрайтеру, инфодев лиду или как-там-его-обозвали. Если техрайтинг как направление ново для компании, то все равно заказчик вакансии — никак не рекрутер.

По содержимому.

не включала в таблицу такой распространенный soft как Word, Outlook, Internet Explorer и прочее

Очень зря; рекрутер может лехко подумать, что знание ворда не обязательно :) Между тем практика показала, что бОльшая часть кандидатов понятия не имеет, что такое стили в ворде и зачем, кроме вопросов на собеседовании, они могут пригодиться. Заставить ворд гавтоматично построить оглавление — почти нерешаемая задача :( А вот к относительно недешевым продуктам MadCap далеко не у всех есть доступ.

все равно человек не сможет с первого раза написать так как вам надо. У каждой компании есть свой стиль

Слабый отмаз. У вас есть своя библия и евангелие, которые Вы не забыли указать: «Microsoft Manual of Style», «Chicago Manual of Style». Пусть пишет не так, «как вам надо», а как это рекомендуется. Западным клиентам как правило нужно именно это.

на мой взгляд это просто негуманно заставлять человека с нуля разбираться в вашем продукте

А зачем «в нашем продукте»? Мы обычно просили описать достаточно известный продукт ... известный для того, чтобы попробовать поискать готовое описание в интернете :) И делали соответствующие выводы, если попадались заимствования. Нельзя забывать, что заказчики плотют деньги (как техрайтеру так и программеру кстати) за креатив; а если он не совсем оригинальный, то по крайней мере и к процессу передирания надо подходить творчески.

1. Пишу рекрутеру, потому что раскрыть эту тему попросили рекрутеры)
2. Верно, заказчик вакансии не рекрутер. Поэтому эта статья и была написана, чтобы НЕ заказчик мог адекватно провести первичное собеседование.
3. На счет Ворда, наверное, вы правы. Надо было детальнее остановиться, так как это один из ключевых софтов для многих компаний, и на самом деле он не так прост, как кажется на первый взгляд:)
4. Приведу аналогию. В «Евангелиях» рассказывается какими красками и какими кистями писать картину. Но на кого надо ориентироваться — на Ван Гога, на Шишкина, на Моне? — каждая компания решает сама. И требуется время, чтобы наловчиться писать именно в таком стиле.
5. Ну вот здесь я с вами согласна и тоже говорю о том, что лучше просить описать известный продукт. Но это факт, что в некоторых компаниях просят самостоятельно разобраться в достаточно сложном продукте и описать новый сценарий.

Было бы странно если бы мнения совпали на 100% :)

1. Пишу рекрутеру, потому что раскрыть эту тему попросили рекрутеры)

Будем надеяться, что рекрутеры сюда еще подтянутся :)
Я с огромным уважением отношусь к людям, которые делают за меня мой кусок работы :) Но только в том случае, если это сделано профессионально. Был случай, когда меня как менеджера оценивал рекрутер, как тех-лида — учитель английского... это как минимум некорректно: давать оценивать профессионала в определенной области — проофессионалу из другой и непрофессионалу в этой конкретной. Другими словами, рекрутер может провести некое анкетирование, сверить какие тулзы указаны в резюме, даже задать написанные Вами вопросы и записать ответы. Но ни в коем случае не делать выводы о пригодности клиента как техрайтера, а только как «работника вообще»: мотивирован-немотивирован, чем, как и пр. психиатрия. Которую заказчик в идеале должен конечно учесть при принятии решения. Я бы подумал об этом: потом у Вас же будет больше менингита, если рекрутер начнет оценивать кандидатов как тех-райтеров, а не просто как потенциальных кандидатов.

Но на кого надо ориентироваться — на Ван Гога, на Шишкина, на Моне?

На «талмуд», «Microsoft Manual of Style» :) Если к примеру кандидат наваяет в главе больше чем 2-3 уровня подзаголовков, это же явно некошерно, не так ли?

Более 3 уровней заголовков — да, это моветон:)
Но я о другом. Простейший пример: в моей предыдущей компани мы писали так:
«Click the Save button in the toolbar.»

На новой работе мы пишем так:
«Click Save.»

И то, и то не противоречит Microsoft Manual of Style, но написано по-разному... И таких нюансиков много и за день их все не уловить.

Redmine
Jira
Request tracker (RT)
Visual Studio
Git
Confluence
и др.
Легко взаимозаменяемы.

really?

С точки зрения рекрутера — really.
В таком софте любой быстро разберется и это не должно быть ключевым фактором. В этом и суть колонки «Взаимозаменяемость».

Visual Studio
Git
В таком софте любой быстро разберется

Really?

Не согласна. Это абсолютно разный функционал, и рекрутер 100% должен понимать, что документацию в Jira не напишешь.

Visio Photoshop Illustrator и др. - Программы для создания диаграмм, схем и пр.

Фотошоп для создания диаграм и схем? Должно быть очень неудобно, учитывая что это растр.

подозреваю там есть такой инструмент. В акшуре, например, такой есть, хоть в базе он не для этого.

Как Ярослава правильно заметила "

Каждый случай индивидуален.

«, что и является вторым заголовком статьи :)
Лингвист или технарь? Любой гуманитарий, имеющий отличные способности к фактическому описанию предметов или действий. Например, юрист, горящий желанием описывать программы, легко с этим справится, если сможет вместо километровых предложений писать простые, «малоприлагательные». Технарь — запросто! Полно технарей с отличным чувством языка и способностью объяснить простым языком сложные вещи.
По оценке компетентности. За много лет работы и сотни собеседований техписов с дальнейшим результатом могу сказать следующее: никогда не угадаешь наверняка, но минимизировать шанс «взять не того» — существует. Да, человек может иметь указанные в таблице скилы, но при этом писать ужасно/уморить команду вопросами/проявлять неадекватное поведение... Такие соискатели должны сразу отсеиваться компетентным в психологии рекрутером.
Программы для генерации хелпов действительно важны, если они применяются в проекте. К сожалению, даже если компания указывает их в требованиях, не всегда они используются, ведь «надо же что-то написать в вакансию», а подсказать некому.
Багтрекинговые и вики-системы я бы подняла на второе место — наконец, практически все их используют или на пути к ним.
Системы для диаграмм и профессиональной работы с фото не советую включать вообще и обращать на это внимание: техпис бесспорно должен уметь читать диаграммы, кейсы и т.п., но создает их не он (не в счет 1% компаний, где это бывает необходимо), а для обработки изображений (в нашем случае скриншотов — не говорим про исключения) достаточно других вышеуказанных в таблице программ.

Я бы советовала узнавать у кандидатов какие смежные области техрайтинга им интересны.

- отличный вопрос. Если кандидат без опыта на него ответил, то есть знает, какие смежные области существуют, берите не глядя :) Главное, чтобы в дальнейшем нагромождение работы по этим смежным областям не добавилось к основному предназначению техписа. Поэтому спросить на собеседовании у работодателя в разрезе техдокументации стоит о: стабильности проекта, долгосрочности, что сделано/что ожидают.
«создание видеообзоров;
работа с Google Analytics;
улучшение UX;
работа со стилистикой текстов и терминологией;
улучшение CSS;
оптимизация рабочих процессов внутри команды;» — все, кроме видеообзоров, тестирования UX и стилистики, — работа специально обученных или предназначенных для этого людей. При занятости в этих сферах прайс должен меняться.
Если редактор есть — отлично (хотя бывало, что мне и после редакторов приходилось править), если нет — первое, что будет в компетенции — это грамотность и аналитические способности, и затем внимательность, наблюдательность, аккуратность. У этой профессии такие качества имеют больший вес и значение, чем у большинства других.

У работы техрайтера есть одна яркая особенность — она требует полного сосредоточения.

— это абсолютно индивидуальная особенность. Шум в open space — недоработка внутренних правил и корпоративной этики. Общение в переговорках, наушники, виброрежим на телефонах — и у вас тишина и комфорт. Далее, если кандидату не подходит нормальные условия, то я бы не рекомендовала его рассматривать и использовать компромиссы: если наглый — всех достанет (стол не такой, стул скрипит тощо), если излишне скромный — скажется на работе.
Тестовое задание. Ни в коем случае НЕ смотрите только на готовые работы техписа! Всем понятно, что человек может что-то там писать, да, но принести не свое. ДАВАЙТЕ тестовое задание! Да, это может быть высланный заранее скриншот/ссылка на ваш веб-ресурс, с заданием описать любую элементарную программу а-ля Paint (RIP), главное — ваше задание должно быть понятно!!!
Соискатели, если задание вам понятно и в меру сложно, это значит, что начальник (или составитель) у вас будут вменяемые.
Работодатели, если кандидат вам не ответил на ясное-понятное тестовое задание, которое может занять максимум 1,5-2 часа (а это оптимальное время, любой может его найти, если ищет работу), то он откликлулся на вакансию «просто спросить», в поиске на данный момент не заинтересован, или не такая уж у вас и интересная компания ;) Вобщем, тут как «почему он не звонит» — ищите причины в своем тестовом задании, улучшайте его, проверяйте описание скилов в вакансии и т.д.
И половой момент:) Большинство, 99% техписателей — девушки, так уж повелось. На самом деле — абсолютно не имеет значение, если человек подходит, т.е. с первого этапа отбора резюме — все равны. У меня в отделе был техпис, бывший журналист с небольшим опытом, — просто талант.

Всем понятно, что человек может что-то там писать, да, но принести не свое.

Не это главное; понятно, что и с заданием кандидату может помочь кто-то ... или интернет, как я намекал вышее :) К Вашему заданию Вы прилагаете Ваши и только Ваши требования, которым оно должно соответствовать. А вот к любому м-м-м недоразумению в «готовой работе» подходит отмаз: «мне так сказали», «так захотел клиент.».

Подписаться на комментарии