×Закрыть

Время идей: личные проекты на работе

Фото: Shutterstock

Во многих мировых компаниях есть такая практика — давать сотрудникам время и возможности для развития их собственных идей в рамках деятельности компании.

Актуальный пример успешного внедрения такого подхода — Google, где до недавнего времени каждую пятницу (то есть 20% рабочего времени) разработчики посвящали созданию своих инновационных проектов. Как известно, одни из популярнейших сервисов компании, Gmail и Adwords, выросли именно из этой программы.

Но за возможностью реализовать свои идеи не обязательно уезжать в Кремниевую долину: перенимают данный опыт и в Украине. Мы нашли несколько ИТ-компаний, готовых позволить своим разработчикам тратить определенное количество рабочего времени на собственные инновации, и попросили их представителей подробней рассказать о своем опыте.

Итак, что такое «20%» по-украински?

Terrasoft

Юлия Макарцова, Head of Retention & Career Development:

Воздух в офисе Terrasoft просто пропитан идеями. Нужно только взять и сделать! Мы готовы инвестировать в проекты наших сотрудников, которые интересны не только им, но и лежат в одной плоскости с деятельностью компании и потенциально могут быть интересны клиентам, партнерам, коллегам.

Продолжительное общение с коллегами позволило выделить важный момент: для любого сотрудника самореализация стоит в начале списка мотиваторов. Разрабатывая идею повышения вовлеченности сотрудников в процесс внедрения инноваций в группе компаний Terrasoft, мы опирались на мировой опыт западных компаний.

Каждый сотрудник может уделять проекту 10% своего рабочего времени, а это — больше месяца в год. Работать можно в различных режимах: 4 часа каждую неделю, 2 рабочих дня раз в месяц или 12 рабочих дней раз в полугодие. Предварительно свой проект нужно утвердить, четко определив его результат, сроки, команду.

Такого рода программы — это прекрасная возможность показать себя как специалиста, умеющего работать автономно, ставить задачи и добиваться результата, а также видеть результат от использования собственных внедрений внутри компании и привнести инновационную составляющую в процессы работы департамента.

У нас есть много успешных проектов, выросших из собственных идей сотрудников: Terrasoft в Wiki, Интеграция BPMonline и Evernote, Меморандум работы консультанта по внедрению, событийные права, регламент управления инцидентами с ITIL v.3.0, дизайн нового офиса и многое другое.

Teradek

Александр Фаренников, Senior Software Engineer:

1 день в 2 недели (то есть 10% рабочего времени) у нас выделен под создание инноваций. Инженеры, а так же ПМы (которые передают нам пожелания пользователей и сообщения о проблемах от отдела поддержки) составляют список внеплановых проектов — обычно это либо улучшения, либо что-то абсолютно новое. Затем мы ранжируем эти идеи от наиболее полезных для пользователей до наименее полезных. И после этого, разбиваясь на группы или поодиночке, выбираем себе интересующий нас проект и приступаем к его разработке.

Цель — за 1 рабочий день (максимум 2) сделать работающий прототип. Таким образом, каждый инженер может заниматься именно тем, что ему интересно. В конце дня мы делаем демонстрации и выбираем инженера или группу, чей проект и его реализация оказались наиболее успешными и полезными.

Если эту демо-версию можно быстро довести до ума и выпустить в продакшн, то так и делаем. Перспективные, но более трудоемкие проекты добавляются в очередь будущих проектов.

Таким образом, 10% времени инженер тратит на то, что сам хотел бы делать, и что одновременно могло бы принести пользу компании и пользователям. Мы не занимаемся инновациями, которые не относятся к профилю компании. Для разработчика успешное участие во внеплановых проектах учитывается в ежегодном ревью и, соответственно, косвенно отражается на повышении зарплаты. Также это помогает выбраться из рутины более длительных проектов, так как подобная программа — возможность «размять мозги», узнать что-то новое, поработать с незнакомыми для инженера технологиями.

908

Андрей Хорсев, CEO:

Я уже рассказывал DOU, что у нас в 908 есть такой формат — Labs. Периодически по пятницам каждый выдвигает свои идеи проектов, и они выписываются на доске. Автор победившей идеи становится Product Owner и получает команду на целый день. Задача — представить демо к вечеру пятницы. Если идея достаточно хороша у нее есть шанс выйти в альфу, а затем — и в бету на следующих Лабах. После этого проект ждут публичное тестирование, маркетинг, разработка бизнес-модели и запуск.

Таким образом, в качестве пятничных проектов, появились Audiko.net (в пятницу 22 февраля 2008 года мы опубликовали пресс-релиз) и приложение для ВК Picrolla, 3 000 000 инсталляций.

С момента озвучивания идеи до ее реализации в продукт она, как правило, сильно трансформируется. Например, Audiko был задуман как сервис для аудио-цитат из подкастов, а в результате стал первым в мире сайтом для создания рингтонов для iPhone.

Что касается перспективы программы, то мы руководствуемся целесообразностью внедрения тех или иных форматов, тем, насколько это эффективно и интересно для нас. В 908 сложилась такая культура, и мы будем рады, если подобная практика будет внедряться в других компаниях. Украине нужны новые продукты, а самое важное — люди, которые умеют их запускать.

Взгляд изнутри: отзывы сотрудников

Чтобы составить о программе полную картину, немаловажно посмотреть на нее и глазами инженеров, на которых она рассчитана. Несколько разработчиков рассказали о своем видении практики собственных проектов:

Взгляд № 1

1) Что вы думаете об этой программе?
Сама по себе программа ценна и при правильном подходе может приносить пользу не только в повышении знаний сотрудников, но и в отношении дохода компании.

2) Насколько она ценна для вас и других сотрудников компании?
Лично я воспользовался ею, чтобы реализовать один вспомагательный модуль для продукта Terrasoft CRM, получил новый опыт и признание коллег. Однако в целом сотрудники не проявляют к ней большого интереса. Пользуются в основном разработчики. В продуктовом отделе для них расширили возможности и позволили заниматься своими проектами 1 день в неделю, но это эксперимент, открытый недавно. Ценность пока низкая, так как нет мотивации, к тому же, есть ограничения: проект желательно должен быть связан с Terrasoft CRM или другими аспектами компании, иначе можно не получить разрешения на его разработку. Так что многие идеи так и остались не реализованными.

3) Способствует ли такая практика вашему личному росту и развитию?
Безусловно, способствует. Но это вопрос личного самосознания. Человек должен решиться использовать это время на благо — или не использовать его вообще, но ни в коем случае не спекулировать такой возможностью, чтобы ничего не делать. А такие случаи, хоть и немногочисленные, но тоже бывают. Это пока является одним из отличий «наших» от «силиконовых» и преградой на пути к светлому будущему и нормальному воплощению таких проектов.

4) Является ли она для вас мотивирующем фактором?
Сравнивая с другими компаниями, скажу, что таких программ в Украине мало. В Террасофт есть такая инициатива, и это лишний повод работать здесь (хотя, конечно, не главный). R&D — это то, чего сейчас не хватает компаниям, что позволило бы развивать новые идеи не только бедным стартаперам, но и внутри крупных компаний. Можно сказать, это часть корпоративной культуры компаний на уровне cutting-edge современного мира ИТ. К тому же, система образования не даёт возможности к R&D и наукам в ИТ, поэтому эту функцию придется выполнять частным компаниям.

Взгляд № 2

1) Что вы думаете об этой программе?
Эта программа в целом может приносить массу плодов и пользы, но есть одно «но»: 10% — критически мало времени для реализации своих проектов. В итоге, чтобы довести дело до ума, нужно либо растянуть это чуть ли не на год, либо тратить много своего времени, которое не всегда есть.

2) Насколько она ценна для вас и других сотрудников компании?
Идея прекрасная, я ее поддерживаю всеми руками, но реализация нуждается в доработке.

3) Способствует ли такая практика вашему личному росту и развитию?
Разумеется.

4) Является ли она для вас мотивирующем фактором?
Да, является.

Взгляд № 3

1) Что вы думаете об этой программе?
Думаю, що в ідеалі це хороший підхід. На жаль, на практиці (в переважній більшості) це просто «плюсик» у вакансіях задля створення wow-ефекту.

2) Насколько она ценна для вас и других сотрудников компании?
Знаю зі слів співробітників Яндекс, Google та зі свого досвіду в Terrasoft: більшість працівників таким шансом просто не користуються. Декому бракує хороших ідей, декому — рішучості щось пропонувати керівництву. У нас ще існує необхідність доводити, що ініціатива, якою горять очі у звичайного співробітника, дійсно здатна принести користь компанії. Утім, знаю не один випадок, коли 10% принесли компанії чудові програмні плоди, а працівнику — цікаво проведений час та преміальні (не враховую проекти типу фотографування чи організації корпоративів).

3) Способствует ли такая практика вашему личному росту и развитию?
У будь-якому разі — так, якщо проект виконується окремо від основної команди, коли на твої плечі лягає і організація, і реалізація, і контроль. Але якби компанія виділяла бодай навіть 5% на будь-які особисті проекти, які стосувались би галузі (не зберігачи право власності на продукт, а просто таким чином стимулюючи працівника до освоєння нових технологій та отримання додаткового досвіду у розробці програмних продуктів) — це, на мою думку, краще сприяло би зростанню та розвитку, ніж навіть 20% для проектів компанії. Але, якщо лише працівник не працює за попередньо підписаним контрактом на певний термін, — це майже утопія.

4) Является ли она для вас мотивирующем фактором?
За станом справ на сьогодні — там, де мені доводилося спостерігати за такими програмами — без додаткових преміальних суттєвої мотивації вони не дають. Але, коли я влаштовувався на роботу, свого часу мене це вразило і допомогло зробити свій вибір. Тому, на моє бачення, подібні програми — все одно що спойлери на автомобілях «Лада»: радше для «понту», аніж для реальної вигоди.

Взгляд № 4

1) Что вы думаете об этой программе?
Я думаю, что компании эта программа практически ничего не дает — разве только в качестве рекламы для соискателей. На практике встречается очень мало интересных идей, и чаще всего они не имеют ничего общего с бизнес-ценностями. Кроме того, сложность этой программы заключается в том, что если основной работы много (а в нашей компании это так), выделить время на проект нелегко, а если и получается, бывает трудно переключить голову.

2) Насколько она ценна для вас и других сотрудников компании?
Лично для меня она вообще не имеет никакой ценности. Не буду говорить за всех сотрудников, но я не помню, чтобы в последние пару лет люди обсуждали свои проекты .

3) Способствует ли такая практика вашему личному росту и развитию?
Моему — нет. Я считаю, что эти 10% лучше посвятить своим основным обязанностям.

4) Является ли она для вас мотивирующем фактором?
Нет, абсолютно не является.

Взгляд № 5

1) Что вы думаете об этой программе?
Вообще, идея с 10% изначально была воспринята мною на ура, поскольку в голове постоянно роились мысли по поводу всевозможных улучшений в работе. И я был такой не один. Идей у всех очень много, но — как обычно, времени на их реализацию постоянно не хватало. Поэтому такой проект был спасением.

2) Насколько она ценна для вас и других сотрудников компании?
Уже по ходу дела стало понятно, что не всё так легко и просто. Выделить из рабочего графика хоть пару часов очень сложно. И дело вовсе не в том, что кто-то тебе не разрешает этого сделать (с этим все нормально, кстати, никто и слова не скажет против), а просто самому тяжело взять и переключиться с рабочих задач на реализацию своей идеи. Поэтому, как ни крути, в большинстве случаев мне приходилось всё реализовывать в свободное от работы время. Тогда и думается легче, да и рабочие задачи не настолько наседают.

Но это то, как было у меня. Другие ребята работали по общепринятому регламенту и, насколько я могу судить по некоторым результатам, проблем у них не возникало.

3) Способствует ли такая практика вашему личному росту и развитию?
Честно говоря, я уже довольно давно не занимаюсь 10% пректами ввиду проблем, описанных выше. Но в целом программа жива, и компания пока продолжает ее поддерживать. Никто никого не принуждает: если чувствуешь в себе желание и силы — пожалуйста, вперёд.

4) Является ли она для вас мотивирующем фактором?
Естественно работа над своим пректом — это МЕГА мотивация, поскольку само его появление говорит о том, что:

А) есть некий «застой» в твоих задачах, и нужно сделать что-то, что тебя немного отвлечет от обыденных действий;
Б) очень приятно ощущать, что сделанные тобой изменения кому-то помогают;
В) ну как ни крути, зачастую мы индивидуалисты, и хочется иногда в голове держать «а вот это сделал я сам, без чьей-либо помощи» :)

А как у них?

«Независимо от уровня, любой может предложить идею, которая сделает мир/компанию/прибыль лучше», — делится своим опытом украинский девелопер из Google. — «Лично я имел шанс участвовать в одном из аналогичных проектов, идея которого родилась в уме одного из моих коллег в виде эксперимента, а на сегодняшний день является важной частью инфраструктуры. Я не думаю, что программа „20%“ была для меня особо важным фактором при выборе места работы, однако сейчас я высоко ценю, что мне предоставляется свобода пробовать, экспериментировать, играться со своими идеями, и каждая из них потенциально может вырасти в крупный продукт. Конечно, всё это зависит от конкретной позиции, команды, проекта»

А вот видение еще одного Google-программиста из Украины:
«Программа „20%“ — отличный способ поработать „для души“ на другом проекте с другой командой. Многие, включая меня, таким образом выбирают свой новый проект или область, в которой собираются работать. Конечно, такая практика способствует личному росту и развитию. 20% проекты создаются/выбираются по собственному желанию: креатив -> реализация -> признание -> самоактуализация. :) Пожалуй, самым долговременным мотивирующим фактором является возможность переключить контекст на денек и уйти от повседневных задач в новую для себя область. Причем, как правило, 20% со временем превращается в 120%»

Мнение украинского ИТ-рынка

«Как вы относитесь к такой идее? Насколько уместной была бы такая программа в вашей компании?» — эти вопросы были заданы нескольким компаниям, которые еще не успели или не видят потребности внедрить у себя практику собственных проектов.

Prom.ua

Николай Палиенко, CEO:

Мы думаем над этим, потребность такая есть, и исходит она в нашей компании от самих сотрудников и пока носит спонтанный характер. Периодически мы выделяем время сотрудникам на реализацию их идей. Так образовалось большинство внутренних утилит, которые в первую очередь помогают в работе девелоперам.

Такое время нужно далеко не всем специалистам, а только тем, кто осознано хочет что-то сделать в рамках продукта. Однозначно этот процесс нужно контролировать и направлять.

Railsware

Ярослав Лазор, CEO:

В Railsware мы отталкиваемся от того, что любой продукт должен решать актуальную проблему или приносить пользу. Только тогда он может перерасти в успешный бизнес. У нас внутри есть практика, схожая с той, которая была в Google до недавнего времени, и в качестве идеи для программных решений в основном берутся проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день в работе.

Я уверен, что многие украинские команды практикуют такой подход. Главные условия для этого — осознанное отношение к созданию продуктов, незашоренное творчество и правильная финансовая модель.

SimCorp

Юлия Ступак, HR-менеджер:

На сегодняшний день у нас нет такой практики, и маловероятно, что она появится. У нас другой бизнес — компания одного продукта, и всё направлено на потребности клиентов и рынка.

В качестве вывода: перспективность программы для Украины

Илья Кенигштейн, Business Development Director of LR Group:

«В мире по такому принципу работает огромное количество компаний. Сегодня это выражается в контексте организации внутренних бизнес-инкубаторов — в крупных hi-tech компаниях создаются определенные условия, в которых люди выступают не только в качестве наёмных сотрудников, но и в качестве предпринимателей. Внедряющие эту практику компании рассчитывают, что таким образом их сотрудниками будут созданы проекты, которые в дальнейшем могут быть проинвестированы и раскручены самой компанией.

Сценарий личного развития любого разработчика предусматривает изучение литературы, посещение курсов, конференций, а также создание чего-то нового и ценного, реализацию собственных идей. Компании, предоставляющие своим сотрудникам подобные условия, мыслят, прежде всего, здраво — тем самым они предотвращают потерю ценных кадров, давая им возможность самореализоваться внутри компании.

Таким образом, я считаю, что подобная практика является единственно правильным решением для тех компаний, которые хотят выжить, расти и развиваться на мировом рынке высоких технологий»

А что думают читатели ДОУ?

29 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Я считаю, что «выделять 10% времени» не совсем корректно. Во время регулярных ретроспектив, обсуждений проекта появляются идеи улучшения, под которые выделяется определенное время на спринт в зависимости от загрузки и адекватности заказчика. Делать новые идеи «в рамках проекта» интересно владельцу бодишопа, но имхо для девов — это «выгорание» т.к. эта та же работа.

Компромис: не ограничивать сотрудников временными рамками. Не направлять. Дать возможность после работы комфортно делать самостоятельные проекты привлекая шефов в качестве менторов, не более

Насколько я помню, в SimCorp не все так плохо для креативных и инициативных товарищей.
Причем данных товарищей не очень быстро, но все-таки продвигают наверх.

Есть девелопмент борда, помню лекции по финансовым инструментам, создание кодинг стандартов, софт длля анализа статистики изменений, есть футбольная команда...

Но время на это выделяют чуть меньше, чем никак, июбо кровавый энтерпрайз-с;)
В общем, «джедаем» быть там можно, но сложно.

Так никто же не говорит, что раз нет программы особо выделенного времени на креатив, то сразу всё плохо:)

Я улучшил ответ ейчара данной кампании, это имхо — сверхлояльность к предыдущему работодателю;)

Прочитал статью. Судя по отзывам разработчиков, бОльшая часть проектов, выполненых в рамках личного времени всё равно имели отношение к бизнесу компании, в которой человек работает, т.е. пока что наши компании не сильно развязывают руки своим сотрудникам, дают лишь половинчатую свободу, т.к. ищут прямую выгоду от успешности проекта.

Олег, а какой смысл компании оплачивать время разработчика, который занимается созданием, к примеру, игры, которая никаким боком не относится к деятельности компании и профит будет только разработчику? Это бессмысленно с любой стороны.

Сначала процитирую саму статью, где итак есть ответ:

«Независимо от уровня, любой может предложить идею, которая сделает мир/компанию/прибыль лучше»
Google, Yandex и другие — примеры компаний, которые оплачивают время, но не преследуют такую цель. Заранее никто не знает, что и какую выгоду принесёт, но известно одно — разработчик растёт, приносит вклад в развитие ИТ в целом, и как результат — профит своей компании в частности, но видимо такие неявные перспективы не видны украинскому сектору и до этого нужно дорасти. Оно не удивительно, иначе у нас была бы своя Силиконовая долина.

Не всё так просто, есть маленький ньюанс о котором сами компании почему-то редко упоминают: результаты работы этих 20% всё-равно принадлежит компании. Не знаю как в Яндексе, но в американских high-tech компаниях это так. Чтиво по теме: тут и тут.

Так вот об этом я и говорю. Почему должно быть иначе, если компания оплачивает это время и выделяет свои ресурсы — комп, интернет, удобное кресло и чай/кофе/плюшки, в конце концов. It makes no sense.

Справедливо, раз компании оплачивают это время разработчикам.

Смысл во всестороннем развитии. «Улучшайзеры» проекта так или иначе появляются во время работы над ним.

это делает человека счастливым. а он делает тогда больше и с охотой

Идея 10%, 20% — слабы изначально. Потому что являются как бы залогом, долгом. С одной стороны мы вот тебе даём, а с другой — косо смотрим если воспользовался когда есть кучка других дедлайнов. И первый же принудительный овертайм — делает идею фикцией, прикрытием для совершенно других процессов.

А ещё — «свои» проекты более всего нуждаются в раннем столкновении с реальным миром. То есть защита компании на этом этапе может серьёзно подорвать проработку проекта. Пример — государственные инициативы, которые будучи с рождения «под крышей» никогда не работают. Даже если намерения были самые лучшие.

908 — отдельная песня. Это инкубатор, как бы они его не называли, и не удивлюсь если они наследуют в итоге valve-модель с её 100%. Благо малый размер позволяет. Только распространить их опыт на другие компании не выйдет.

Ну это уже зависит от многих факторов — отношение компании, ценность проекта. На мой проект по факту было выделено больше 10% времени(не личного), так как фича была полезна реальным клиентам.

Вопщем «личные проекты за 10-20%» это на самом деле «у нас тут есть в рукаве нереализованные бизнес-идеи, кидать на них людей несколько рискованно, дорого и не понятно откупится ли, а вот откусить от другого проекта — вполне можно, все равно 100% загрузки нет». То есть «разрешите ли вы COBOL-программисту время от времени играться с непонятно чем для Windows Phone?» — «Нет, но вот тут можно наваять скрипт для кастомер суппорта — вот это пожалуйста»

Или же кто-то пилил инфраструктурный проект, в свободное время, вместо, например чтения хабра и асечки, а потом представляет его публике как свершенный факт. Тут уже менеджмент принимает решение, развивать этот проект за счет рабочего времени, оставить на самотек или закрыть и сделать дисциплинарное взыскание выскочке.

А еще можно приходить на 2 часа раньше и в субботу, работая над своим проектом. У меня таким образом получается выделить 15 — 20 часов в неделю. Проект делается в нерабочее время, поэтому никаких согласований не требуется и права на результат этой работы принадлежат мне. Мои заказчики в курсе этого проекта и обещали стать первыми пользователями. Не могу согласится с высказываниями о том, что с основного проекта сложно переключиться — переключаюсь за 15 минут чаепития с ребятами на кухне.

Верно. Но Ciklum — аутстаф, поэтому условия такого рода определяются клиентом, а не компанией.

Да собственно в аутсорсе точно так же. Если заказчик платит за время, в которое сотрудники работают над своими проектами, то в чем проблема?

Предварительно свой проект нужно утвердить, четко определив его результат, сроки, команду
передают нам пожелания пользователей и сообщения о проблемах от отдела поддержки
боюсь украинские компании немножко не так понимают выражение «личные проекты» )
Предварительно свой проект нужно утвердить, четко определив его результат, сроки, команду
передают нам пожелания пользователей и сообщения о проблемах от отдела поддержки
боюсь украинские компании немножко не так понимают выражение «личные проекты» )
Не поверите, но Гугл, на который ссылаются по теме «личные проекты», понимал это выражение точно так же.

какой же он в черта «свой»?

а как же вот это?
korrespondent.net/...oih-sotrudnikov

интересно услышать инсайдеров...

Там есть 2 комментария от сотрудников Google, см.
dou.ua/...r-ideas/#google

Ребята отвечали такое:

«Не совсем понятно откуда информация о том что 20% закрыли, программа живет и здравствует»

«Я не знаю, почему вы говорите, что программа „20%“ практиковалась до недавнего времени и сейчас практика собственных проектов приостановлена. Google — компания, которой движут инновации, а они могут исходить от каждого сотрудника»

В подкасте «Разбор полетов» сотрудник Гугла описал как это работает: программист обращается к менеджеру проекта и если тот согласен может поработать над одним из других проектов гугл. Никакой самодеятельности, никто это время не дает автоматически.

Подписаться на комментарии