Come work in Estonia – the most advanced digital society. Many Ukrainians already know that Estonia is affordable – become one of them and check out the jobs available!
×Закрыть

Жизнь и работа в США: о пригородах, коррупции, оружии и сервисе

Это последняя часть рассказа (или, скорее, повести) о переезде в США. Другие статьи серии можно найти тут. Я как раз с семьей в очередной отпуск отправился, так что наконец-то появилось время закончить то, что планировал.

Отпуск — это всегда хорошо, особенно, когда там тепло зимой

В предыдущих частях, а также в обсуждениях много внимания уделялось более «приземлённым» темам — зарплаты, визы, документы, страховки и т.п. Но также важным является «духовный» аспект переезда в другую страну. Понятие «духовный» я употребляю тут не в религиозном, а в более широком смысле. Часто это субъективное мнение конкретного человека: мне это нравится, а вот то — не нравится. Еще нередко это воля случая — вот попался нехороший (шумный, пьющий) сосед, и из-за него может быть безнадежно испорчено впечатление о целой стране. Поэтому, как всегда, предупреждаю, что я описываю свои впечатления, которые могут не совпадать со мнением или опытом других читателей.

Еще я хочу показать жизнь за пределами Нью-Йорка. Не знаю, насколько хорошо это у меня получится, так как я живу в городе большую часть времени, но я буду стараться.

Белый дом, Вашингтон, округ Колумбия

И никаких разговоров о зарплатах. Ну ладно, хорошо [вздыхает], в последний раз. Судя по отзывам коллег из Калифорнии, cost of living отличается в высшую сторону по сравнению с Нью-Йорком. Хотя это в некоторой мере связано с запросами — например, домик в Нью-Йорке меньше чем за миллион в хорошем районе отыскать трудновато, но, с другой стороны, большинство домов в городе — многоэтажки, квартиры в которых стоят значительно дешевле.

Хотя размер зарплаты является важным фактором, он не должен быть единственным. Смотреть на все через призму «зашибать много бабла», на мой взгляд, неправильно. Это не относится к случаю, когда зарплата не покрывает или покрывает в обрез потребности семьи.

Всё, больше ни слова о деньгах.

Выбираемся из мегаполиса

Пригороды

Я много рассказывал о жизни в Нью-Йорке, но пора выбраться немного за пределы города и посмотреть, что же творится там.

Одно из больших отличий, которое бросается в глаза в США, — это отсутствие заборов вокруг. Ну, конечно, не полное отсутствие, но их намного меньше, чем в Украине. Иногда ограждают только задний двор, оставляя главный вход открытым. Дверь чаще всего тоже не сплошная бронированная — встречаются обычные двери со стеклами, иногда есть решетка на двери, но все же это не похоже на неприступную крепость.

Кстати, тут наши соотечественники (я имею в виду бывший СССР) тоже отличаются не в лучшую сторону. Многие сразу же после покупки дома начинают «приводить его в порядок»: двухметровые заборы, уложенный плиткой двор, побольше хрома, мрамора, вагонки, кондиционеры-сплиты и т. п. В особо тяжелых случаях еще и бетонные львы, горгульи и прочая неуместная безвкусица. На фотографиях ниже можно увидеть разницу между двумя сторонами улицы в Квинсе, которые еще недавно выглядели одинаково. Но несколько домов выкупили русскоязычные и уже привели их к своему вкусу. Недаром в некоторых городах или районах существуют правила, которые определяют разрешенные стили, материалы и цвета. Иногда, конечно, может быть и перебор, но после того, как часто видишь такие «художества», возникает желание запрещать.

Две стороны одной улицы в Форест Хиллз, Квинс

Молодежь предпочитает жить в городах, поближе к барам, дискотекам, тусовкам. После того, как обзавелись семьей и детьми, многие смотрят на возможность перебраться подальше от шума и тесноты, работая при этом в городе. В основном смотрят на пригороды и небольшие города недалеко от места работы, скажем так, в пределах часа на дорогу.

Такой домик в среднем будет стоить дешевле, чем аналогичный в пределах города, хотя дешевыми пригороды не назовешь. Кроме того почти наверняка нужно искать дом недалеко от электрички, так как на собственной машине ездить в Манхэттен — это еще то удовольствие. В час пик поток в город или из города движется со скоростью километров 30 в час. И это если нету никаких аварий впереди, иначе можно застрять на пару часов. Это относится к Нью-Йорку, но справедливо для большинства крупных городов, правда в меньшей мере.

Что же мы получаем в итоге? В минусах довольно высокие цены на недвижимость и сложность с дорогой на работу. В плюсах — хорошие дома, отсутствие шума, много места для детей (да и для взрослых тоже), а также возможность работать в городе, где зарплаты обычно выше, а инфраструктура (магазины, рестораны, клубы), доступная в городе, обычно представлена и в пригородах.

Города, которые town, а не city

Идем дальше. Следующий этап — это небольшие города (town). Слова town и village нельзя однозначно перевести, как город/пгт/село, поэтому условимся, что все, что больше двух домов и меньше чем 100,000 жителей — это town. В Украине слово «райцентр» (условно переведем town таким образом) нечасто вызывает положительные эмоции. Мне сразу же представляются обшарпанные многоэтажки времен позднего совка в центре, переходящие в огороды, отсутствие работ, разбитые дороги, плохая инфраструктура и почти полное отсутствие молодежи.

А вот американские town представляют собой большой контраст. На самом деле, я почти всегда ловлю себя на мысли, что хотел бы переехать туда. Правда, при этом продолжаю жить в городе. :)

Давайте сравнивать по порядку. Обычно town размещается в лесу (по крайней мере на Northeast Coast). Освобождая места для дома, собственники оставляют деревья растущие на участках. Конечно, на главных улицах их могут расчистить, но в жилых районах чаще всего много зелени. Дома бывают на любой вкус, но, обычно, очень аккуратные. В зависимости от размера городка, есть один или несколько «центров» (обычно улиц), где размещены магазины, рестораны, аптеки, банки,... Если город очень маленький, то жизнь тут будет скучноватой, больше подходящей для людей пенсионного возраста. Но в городах побольше или в «университетских» городках ритм жизни не такой медленный (но и не сумасшедший, как в мегаполисах). После работы или в выходные на центральных улицах много людей, возле кафешек и ресторанов может играть живая музыка. Полно детских площадок, музеев, пабов. Часто встречаются винарни (wineries) или небольшие заводики, где варят и продают пиво.

В центре городка Порт-Джеферсон, штат Нью-Йорк

С работой ситуация неплохая (я сейчас не говорю об айтишниках и удаленке). Зарплаты чаще всего меньше, чем в больших городах, но не в несколько раз. Дороги преимущественно очень хорошие, лучше чем в Нью-Йорке. Очень развита система автомагистралей (highway), которая позволяет быстро добраться куда-нибудь. Если только это «куда-нибудь» не New York City в час пик.

Гарден-Сити, штат Нью-Йорк

Из негативного: вы вряд ли сможете отыскать магазин «за углом», если только не живете возле одной из центральных улиц. Скорее всего в магазин или в ресторан придется поехать на машине. Иногда можно пройтись пешком или проехать на велосипеде, хотя тротуары и велосипедные дорожки доступны далеко не везде.

Я только что понял, что у меня почти нету фотографий этих самых «городков» — обычно я вижу их из окна машины, изредка останавливаясь в ресторане. Ниже несколько фотографий, которые я нашел (тоже снятые из окна). Кто хочет увидеть/узнать больше — гугл в помощь.

Кстати, вспомнил по этому поводу небольшую историю. Как-то я был в офисе Microsoft в Нью-Йорке на какой-то конференции. Докладчик, объясняя что-то, подытожил: «just google it». Потом, вспомнив, где находится, исправился «...or bing it... whatever you say here».

Жизнь как в сказке: чем дальше, тем страшнее

Как я уже заметил выше, чем меньше городок, тем медленнее и скучнее жизнь в нем. Если вы видите на въезде гордую табличку, оповещающую, что в городе проживают XXX жителей, то бегите оттуда так быстро, как только возможно. В этом городе ритм жизни скорее всего такой, что мухи дохнут на лету. Он хорош разве что для пенсионеров или для тех, кто планирует провести большую часть времени с удочкой в руках или на кресле-качалке на крыльце. Из развлечений будут доступны два ресторана, один бар, магазин и аптека. И это в лучшем случае. Для сравнения, у меня возле офиса в пределах 15 минут ходьбы более сотни ресторанов, возле дома — пара десятков.

Где-то на землях резервации индейцев хуалапай, Аризона Земли резервации индейцев навахо, Аризона

Но это еще не предел. Во Флориде в отеле на вопрос, где можно купить воды и что-то из продуктов, мне ответили: недалеко — едьте 10 минут прямо, а потом налево и через 5 миль увидите магазин. А вот в пустынях и индейских резервациях Аризоны, Юты и Техаса вообще можно было наблюдать даже не дома, а какие-то фургоны посреди пустыни в километрах от цивилизации. Или, например, таблички типа «следующие 100 километров нет воды и бензина». Вот это уже экстрим-вариант. Хотя, это тоже на любителя: может кому-то как раз в кайф купить ранчо «in the middle of nowhere», ружье, ковбойскую шляпу, выделенную линию и программить в тишине на какую-то большую корпорацию. Кстати, это не гипербола, как можно было бы подумать, а реальная история, рассказанная коллегой пару дней назад, когда тетка из Техаса извинялась, что опоздала на видеоконференцию, так как разделывала какую-то добычу, застреленную на охоте на своем ранчо.

У нас на районе

В мегаполисах очень большое значение имеет район города (neighborhood). Конечно, это актуально не только для штатов: сравните Липки или Печерск с Рембазой и Борщаговкой. Но в случае США разница может быть еще больше. В основном это связано с большим количеством иммигрантов из разных стран. Часто они селятся рядом, образовывая замкнутые communities (вроде Брайтон-Бич или Чайнатауны). В других случаях районы не так резко ограничены, но все же можно, например, сказать, что в Астории много итальянцев, в Короне — испанцев, а в Ямайке — афроамериканцев. И это видно по ценам: в Квинсе медианная цена покупки недвижимости в прошлом году колебалась от $140,000 для Jamaica Hills до $1,300,000 для Forest Hills Gardens.

Один из недешевых районов в Беверли-Хиллз, Калифорния

Важным аргументом при выборе места проживания является рейтинг школ. Я лично до сих пор не полностью понимаю этого. В нашем районе школы считаются хорошими, так что одна коллега переехала из Нью-Джерси в наш район, чтобы дочка трех лет пошла в хорошую школу. Тут просматривается двусторонняя зависимость: в хороших районах обычно хорошие школы, но хорошие школы также поднимают цены на недвижимость в районе.

Чайнатаун — довольно-таки грязный район в Нью-Йорке Буквально в квартале от Чайнатауна еще один туристический район — Маленькая Италия. Несмотря на обилие туристов, тут намного чище, чем у соседей

Кстати, разговаривал с коллегами, окончившими дорогие университеты (часто из Лиги плюща), и часто слышу, если не разочарование, то не особый восторг по этому поводу. А один так и сказал: «Лучше бы я пошел в CUNY (The City University of New York), а деньги на что-то получше потратил». С другой стороны, отметка об окончании MIT или Columbia University добавит некоторое количество баллов к резюме при поиске первой работы.

Для среднего американца семь вёрст не крюк

За пределами Манхэттена (и еще пары больших городов в меньшей мере), американцы живут на колесах. Помню, я очень удивился в свой первый приезд в Хьюстон, когда коллеги рассказывали, что многие ездят на пляж в Корпус-Кристи (около 300 км), а не в Галвестон (80 км), так как там песок лучше. Но я сейчас тоже, обычно, езжу на пляж в 100 км, хотя до ближайшего около 17 км. И это, по большому счету, норма. А почему бы и не ездить: дороги хорошие, машины чаще всего новые и не убитые ухабами, бензин дешёвый — вот и катаются.

Где-то на границе Аризоны и Юты

А еще для путешествий покупают или берут в лизинг домики на колесах (RV) и разъезжают по штатам, благо посмотреть есть на что. В основном этим занимаются пенсионеры, которым дома делать нечего, но это также актуально для семей с детьми. У меня знакомый, работающий в Chase, как раз недавно прокатился с семьей от Йеллоустона до Аризоны.

Другой аспект автомобильных путешествий — это необходимость ездить на авто всюду: в магазин, в школу, на работу или в спортзал, если живешь за пределами крупных городов.

На волю, в пампасы!

В жаркий летний день хочется вырваться подальше из города от жары, бетона и небоскребов и отдохнуть на природе. Какие опции есть у нас в Нью-Йорке (и не только)?

Американцы очень бережно относятся к истории и природе, хотя пост-Колумбовая история не такая уже большая в сравнении, скажем, с Европой. Музеи, исторические места, национальные парки и парки штатов — всего этого имеется в избытке в разных штатах.

Но начну я с более привычного отдыха — на пляже. Тут Нью-Йорк, наверное, близко к Одессе: температура воздуха может быть на пару градусов выше, но океан прогревается медленнее. Обычно температура воды поднимается выше 22 градусов где-то в середине июня, купаться можно до конца сентября, а при хорошей погоде, еще и октябрь. Длина пляжей составляет сотни километров. Некоторые из них доступны на метро или автобусе, к другим нужно ехать на машине. Чем южнее опускаемся от Нью-Йорка, тем теплее вода (ну это очевидно). Условные линии находятся на Мертл-Бич (Южная Каролина), где можно купаться уже с середины весны и южнее Майами (Флорида), где вода теплая практически круглый год.

Один из пляжей в Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк

Следующим пунктом идут музеи. Нет, я не собираюсь делать обзор множества музеев, а обрисую в паре фраз несколько интересных опций. Для любителей техники, космоса и оружия выбор тут просто огромный.

Вот только несколько интересных музеев, где я побывал: НАСА в Хьюстоне и на мысе Канаверал, музеи авиации в Галвестоне (Техас) и Лонг-Айленде (Нью-Йорк), музей авиации и космонавтики в Вашингтоне, авианосцы второй мировой войны в Корпус-Кристи (Техас) и Нью-Йорке, флагман американского флота линкор Техас (1912 г) в Хьюстоне, советская подводная лодка в Лос-Анджелесе, одна из первых подводных лодок с крылатыми ракетами (Нью-Йорк), атомная подводная лодка (Коннектикут), самый старый военный корабль в строю (USS Constitution, 1794, Boston). И это далеко не полный список. Я уже даже и не говорю о таких известных музеях, как Метрополитен или Музей естественной истории в Нью-Йорке.

Корабль «Конституция» в Бостоне Советская подводная лодка в Лос-Анжелесе

Также встречаются музеи с планетариями, причем в некоторых можно не только посмотреть фильм, а и полюбоваться на звезды через телескоп обсерватории.

Кроме музеев на выходных можно посетить один из множества фестивалей. Диапазон тут очень широкий — от фестивалей барбекю, чеснока или тыквы и до выставок старых автомобилей или ярмарки средних веков, для которой построена отдельная деревня.

Фестиваль Ренессанса, Тукседо, штат Нью-Йорк

Еще одна опция — парки аттракционов, причем это могут быть не только обычные карусели или американские горки, но и что-то более интересное, как, например, деревня Лего. Или Диггерлэнд, где можно поездить на тяжелой технике или покопаться в земле экскаватором. Также есть множество водных парков как открытых, так и в помещениях (работающих круглый год).

Следующий пункт — для тех, кто предпочитает отдых на природе. К вашим услугам несколько климатических зон, десятки национальных парков, сотни парков штатов и еще куча интересных мест в частной собственности (например, кратер метеорита в Аризоне или пещеры возле Олбани в штате Нью-Йорк).

Кратер метеорита, Аризона. На дне находится тренировочный лагерь НАСА, использовавшийся при подготовке к миссии Аполло

Самые знаменитые, конечно, национальные парки: Великий каньон в Аризоне, Йосемити в Калифорнии или Йеллоустоунский заповедник в Вайоминге. На самом деле их около сорока и среди них есть очень интересные, например, Меса-Верде, Карлсбадские пещеры или Каньон Брайс. Среди парков штатов (State parks) тоже есть много красивых и интересных мест, например, мы часто ездим в парк Минневаска недалеко от Нью-Йорка. В штате Нью-Йорк (как и в остальной Америке) много диких зверей. Олени, зайцы и еноты — частые гости даже в пригородах, а подальше можно увидеть медведей, рысей, лосей и других животных.

Национальные парки и парки штатов

Полицейские и коррупция

Спрашивали меня также о полицейских и коррупции. Постараюсь ответить, хотя большого опыта тут у меня нет, а среди знакомых только один бывший коп.

Уже говорилось о том, что полицейские взяток не берут. Даже не стоит и думать об этом — можно загреметь в тюрьму. У граждан постсоветских стран может возникнуть вопрос: почему же тогда идут в полицию? На мой взгляд, тут несколько причин: патриотизм, вопрос престижа и денежный. Зарплаты у полицейских неплохие, хотя до сеньоров девелоперов и не дотягивают (разве что высшие офицеры). Также возможен досрочный выход на пенсию, да и размер пенсии сравнительно высокий.

Быть полицейским — это служить и защищать. Ребята с восхищением смотрят на бравых полицейских NYPD, шерифов со звездами на груди или state trooper в дурацких широкополых шляпах. И, конечно, каждый второй мечтает когда-то стать полицейским. Многие приходят потому, что действительно хотят сделать мир более безопасным, для других это логическое продолжение после завершения службы в армии.

В Украине что-то похожее происходит сейчас. При наборе в новую патрульную полицию многие (не все, конечно) пришли для того, чтобы внести свой вклад в охрану порядка и сделать улицы безопаснее. Не знаю, чем закончится эта реформа, но начался хоть какой-то прогресс.

Как-то в Нью-Йорке я стал свидетелем интересного случая. Полицейский офицер, оставив машину на пешеходном переходе, заскочил в магазин за кофе. Когда он вернулся обратно, ему уже выписывали штраф ($50-80). Он попробовал возмутиться, мол, ты что делаешь, я же фактически твой начальник? Как и ожидалось, ответ был: «это не дает тебе права нарушать».

Оранжевый конверт на ветровом стекле — штраф

Раз я уже заговорил о коррупции (точнее ее практическом отсутствии) в полиции, то хочу пройтись и по другим областям. Весь официальный документооборот (paperwork) организован очень логично с минимумом усилий со стороны граждан. Нет десятков дополняющих (а то и взаимоисключающих) документов, а в большинстве случаев есть простой список, вроде «Вы должны соответствовать условиям 1, 2 и 3. Отправьте (занесите, заполните онлайн) документы a, б, в и будет вам счастье». Никаких денег за «быструю обработку», никаких коньяков и конфет и никаких головоломок. Я уже немного забыл, как ведутся дела в Украине (мама недавно жаловалась, что уже больше года не может какой-то документ получить), но недавно пришлось вспомнить. Я оформлял детям украинское гражданство и паспорта. Нужно было свидетельство о рождении (согласен), нотариально заверенный перевод (пускай), апостиль на свидетельство о рождении (непонятно зачем, но пускай), нотариально заверенный перевод апостиля и апостиль на перевод свидетельства и апостиля (!). А апостиль на перевод апостиля перевода никто не догадался попросить?

Плата за оформление документов есть, но она чаще всего символическая (3-10 долларов). Больше будут стоить только серьезные вещи, как, например, оформление постоянного жительства или гражданства. Но даже на гражданство нужно заполнить единственную форму, и это можно сделать минут за 20-30.

Часто можно услышать вещи, которые в нашей стране просто не могут произойти. Например, госсекретаря Байдена оштрафовали за то, что он не убрал снег напротив своего дома (он в Европу ездил в то время). Или, например, что дочь Обамы на каникулах работала официанткой в каком-то ресторанчике. Для нас это кажется диким или постановкой, но здесь это обычное дело. Чиновники на госслужбе или выборных должностях не получают супер-привилегий или супер-доходов. Есть и некоторые плюшки, как, например, ранний выход на пенсию, доплаты и бесплатная страховка, но это еще нужно заработать. А зарплаты в среднем будут ниже, чем в приватном секторе. Если должность выборная, то после окончания срока действия они возвращаются к прежнему образу жизни, и, почти наверняка, у них не появятся особняки за миллионы долларов, огражденные от всего мира, если не было до этого.

Порядки и штрафы

Штрафы за нарушения правил движения довольно высокие. Самое простое нарушение, как парковка без оплаты по счетчику, будет стоить от 40 до 80 долларов. Что-то посерьезнее будет намного дороже, при этом могут отобрать права. Правильно ли это? Я считаю, да. Конечно, одними штрафами послушания сразу же не добьешься, но это хороший стимул не нарушать. И со временем ты привыкаешь. В Украине на меня смотрят, как на сумасшедшего, когда я пристегиваюсь на пассажирском сидении, но у меня это уже почти рефлекс. И дети воспитываются также: нельзя ездить непристегнутым. Сын как-то потребовал пристегнуть его на медленно движущейся карусели-пони. Не потому, что боялся, а потому, что так надо. И я думаю, это правильно.

Надвигается песчаная буря в пустыне Аризоны

Не могу с точностью сказать, какое влияние штрафов, а что зависит от сознательности или воспитания, но на улицах Нью-Йорка стоят идеально запаркованные машины, не загораживая выезды, пешеходные переходы или пожарные гидранты. И, конечно, никто даже и думать не смеет парковаться на тротуаре.

Где мои налоги?

Налоги с зарплаты в штатах немаленькие. Кроме федеральных, это еще и налоги штата и города, которые в Нью-Йорке одни из самых высоких в стране. Но что важно — это видеть, что налоги работают для людей. Большая часть налогов уходит на бесплатное образование, полицию, пожарников и другие муниципальные службы. Как я уже упоминал, дороги в городе не самые лучшие, но их стараются ремонтировать, причем ремонт не ямочный (тут такого понятия, наверное, вообще нет), а капитальный. В Квинсе и Бруклине прямо сейчас строят два новых моста вместо старых, делают новую развязку на аэропорт и только в прошлом году заменили несколько километров дорог недалеко от моего дома. А в Манхэттене недавно открыли новую ветку метро.

Детей кормят в школе бесплатно не только во время школьного года, а и летом. Причем дети могут заходить в школу на обед, даже если не учатся там. Иногда машины с бесплатными школьными обедами приезжают к паркам, и любой проходящий ребенок может взять обед с собой.

Фестиваль чеснока, долина Гудзона, штат Нью-Йорк

В больших городах есть много бесплатных курсов (обычно при библиотеках). Как правило, это английский язык и компьютерная грамотность, но есть и другие.

В городе много детских площадок и парков. При этом детская площадка — это не просто песочница с одной качелью, а целая система горок, лесенок, а также часто фонтаны-брызгалки. Земля покрыта специальным резиновым покрытием на случай падения детей, вокруг парка ограда, на месте доступны туалеты. За парком закреплены рабочие, которые убирают и поддерживают порядок, а летом есть выделенные люди, которые играют с детьми, устраивают конкурсы. Рядом находится баскетбольная площадка, которую в прошлом году полностью отремонтировали: залили асфальт, покрасили, поставили новые щиты. Также есть отдельная огороженная местность для выгула собак и, собственно, небольшой парк. И это обычный муниципальный парк в сотне метров от дома. А в пределах пешей прогулки есть еще несколько парков и площадок.

Сервис и чаевые

В школе я изучал французский и всегда мечтал поехать во Францию, а именно в Париж. Лувр, Версаль, Елисейские поля, Нотр-Дам де Пари — эти названия звучат на французском как-то магически и прямо дышат историей. В общем своей поездкой я был доволен, но вот в чем разочаровался, так это в сервисе. Почти везде: в магазинах, отелях, ресторанах отношение в основном было прохладное, а после того, как узнавали в нас иностранцев (мы разговаривали на украинском, итальянском, немецком и английском, но не на французском), то становилось еще хуже. Были и исключения, как в ресторанчике прямо возле Notre Dame de Paris или в винном магазине, но это были именно исключения.

Японский ресторан неоткрытый туристами в двух шагах от Таймз-сквер

По сравнению с Францией, уровень обслуживания в США намного выше. Я не говорю о госслужащих: они быстро сделают все, что нужно, хотя, чаще всего, без особого энтузиазма. А вот в ресторанах, отелях и магазинах отношение персонала намного лучше. Я останавливался в разных отелях, включая самые простые двухзвездочные Comfort Inn или Best Western, и во всех случаях номера и обслуживание были лучше, чем два отеля в Париже, где мы были (не самые дешевые, кажется больше 250 долларов за ночь). Такой тесный и неудобный номер встретился мне в США только однажды — на дне Великого каньона в резервации индейцев племени хавасупай. Но там окружающая природа с лихвой компенсировала небольшие неудобства.

В штатах принято оставлять чаевые в определенных случаях: в такси, ресторане, баре, парикмахерской. Влияет ли это на уровень обслуживания? Я бы сказал, да, в какой-то мере это стимулирует. Но и не является определяющим фактором. Например, в магазине чаевые не оставляют, в отеле обычно оставляют на чай за уборку комнаты и парковку машины. Но это не значит, что ко мне хуже относятся те, кому я не платил. Или, например, в ресторане чаевые обычно не оставляются при заказе на вынос, но вас не обслужат хуже, чем тех, кто обедает за столиками.

В качестве примера: недавно мы ездили стрелять с сотрудниками и зашли в ресторан после этого. Так получилось, что закуски нам принесли после основного блюда. В качестве извинения закуски убрали из итогового чека, а на остальную сумму сделали 20% скидки. И это по собственной инициативе, без претензий с нашей стороны.

Покупки и возвраты

В США легко покупать как в обычных магазинах, так и онлайн. Причем это относится не только к электронике, но и, например, к продуктам (FreshDirect или Amazon Pantry). Доставка работает как часы. Иногда уже на следующий день после покупки на амазоне заказ стоит под дверью. Кстати, кроме очень дорогих покупок (долларов 250 и выше), остальные не требуют подписи получателя, поэтому их оставляют прямо под дверью. Бывало мы не рассчитывали время, и посылки доставляли, когда мы были в отъездах, так что ящики несколько дней стояли в коридоре. Ни разу не было случая, чтобы что-то пропало. Однажды мой заказ (караоке для детей) задержался на почте на 2 дня. Я связался с амазоном, и они мне выслали другой экземпляр в тот же день. Конечно, на следующий день я получил первый заказ, а дальше пришел и второй. Никто ничего не проверял, но я все же отослал «лишний» заказ обратно.

Обычный магазин одежды в ближневосточном районе Астории (Квинс)

С возвратами вообще сказка. В большинстве случаев возврат на амазон (да и на многие другие веб-сайты) бесплатный на протяжении одного-двух месяцев. Вдобавок причина может быть любой: цвет не понравился, а может ты заказал то, что тебе уже не нужно. С ремонтом по гарантии тоже проблем не возникает. У меня недавно гарминовский фитнес-трекер после купания в океане перестал работать. Я его отослал обратно (бесплатно, конечно же), и мне предложили выбор из следующих опций: отремонтировать, вернуть деньги ($150) или выбрать другой товар на эту цену в магазине. Учитывая, что брал его я за $65, я выбрал модель поновее, которая стоила ровно $150.

Многие магазины не требуют чека при возврате товара: у некоторых покупки привязаны к номеру телефона покупателя, другие только проверяют штрих-код (правда, в последнем случае чаще всего оформляют кредит в магазине вместо выплаты наличкой). Я однажды вернул стройматериалы, которые в кладовке больше года стояли, я даже не был уверен, в каком магазине их покупали рабочие. Еще пару месяцев назад отдал джинсы, купленные больше полугода назад и забытые в шкафу. А у жены сломалась застежка на серьгах, купленных пару лет назад, так она отнесла их в магазин, и ей вернули все заплаченные деньги, так как такой же модели у них не оказалось в наличии.

Я знаю людей, которые на такой системе жульничают. Например, как насчет дорогого платья от Дольче и Габбана на вечеринку? Стоит две тысячи? Ладно, тогда покупаем платье, сохраняем чек и этикетки и после вечеринки относим его обратно. Тут главное пятно от вина не посадить.

Пару слов об оружии

В новостях сравнительно часто появляются новости, что полицейские застрелили очередного безоружного человека. Или рассказы о том, что если за рулем остановил полицейский, то обязательно нужно положить руки на руль и не двигаться. Насколько это актуально и с чем связано? В первую очередь со второй поправкой к Конституции США, которая разрешает иметь оружие для защиты. Законы отличаются от штата к штату, но в общем сравнительно легко приобрести хоть охотничье ружьё, хоть калашников или М-16 (переделанные для стрельбы одиночными). Где-то в Аризоне легко увидеть, как мужики садятся за стол в баре и ставят пистолет рядом. Как результат, на руках у людей находится множество оружия. Правильное отношение к оружию прививают еще с детства. Но, конечно, находятся люди, которые готовы это оружие применить, например, когда остановили пьяного за рулем с пакетом наркотиков в кармане. Поэтому когда, например, полицейский подходит к автомобилю, он всегда должен быть настороже. И водителю рекомендуется положить руки на видное место и не делать резких движений. Понятно, что это во многом зависит от контекста. Например, сравните ситуацию с остановленным автомобилем с очкариком в костюме за рулем, детишками и бабушкой сзади с одной стороны, а с другой, тонированный гоночный автомобиль с лысым чуваком в бандане.

Вторая поправка в Конституцию США гарантирует право на хранение и ношение оружия. Кроме очевидных целей (защита жизни и собственности) это разрешение имело еще одну цель: в случае, если правительство нарушает Конституцию, у народа есть право на восстание. Таким образом составители Конституции уравнивали шансы народа в противостоянии с властью и/или армией. Ну и еще, как бонус, при нападении внешнего врага получается готовая армия состоящая из, навскидку, семидесяти процентов населения. С оружием и обученных стрелять. С тех пор прошло немало времени, но культура обращения с оружием тут передается из поколения в поколение. Есть, правда, большая разница от штата к штату: традиционно в северных штатах ограничения на получение, хранение и ношение оружия намного строже, чем в южных. Где-то в Неваде, Аризоне или Техасе очень немногие семьи не имеют по несколько стволов, а купить новую пушку можно, просто показав водительские права в одном из множества магазинов.

В оружейном магазине в Лас-Вегасе

Помню, недавно был интересный случай, когда где-то на юге пытались протестовать против свободного обращения оружия в одном из городов. В ответ ассоциация владельцев оружия предложила обозначить флажками те дома, где нет ни единого ствола, чтобы облегчить жизнь ворам, типа, мы вас защищать не собираемся.

В Лас-Вегасе мы зашли пострелять в один из тиров (никто у нас даже документы не удосужился проверить — я просто записал свое имя). Когда дошло до выбора оружия, то я растерялся: хочешь АК или М-16 (можно в розовом)? А может Томпсон, MP-40 или Desert Eagle? Нет? Ну, тогда наверное пулемет SAW M249 или снайперская винтовка Barrett M82. Тут же кроме тира находился магазин, и я стал свидетелем, как девушка не старше 20 лет покупала себе первую игрушку: что-то «girly, but not pink». Вроде бы она остановилась на револьвере Smith&Wesson. Очень «девчачий» выбор, можно сказать. Фото ниже не очень удачное — не уверен, что там вообще можно было фотографировать.

В тире и оружейном магазине в Лас-Вегасе

Но и в других штатах у многих есть оружие. Если не короткоствол, то охотничье. Осень — это пора охоты, но много людей выбираются пострелять по тарелочкам. Есть различные варианты: skeet, trap или clay, для разных уровней стрелков. Меня удивила картина, когда мы встретили семью с двумя детьми на вид до десяти лет, которые шли на полигон, причем у каждого из них было собственное ружье. У детей какой-то уменьшенный вариант, но по виду не воздушка, а огнестрельное, только калибр поменьше. Жаль, не сфотографировал на память.

Прокормиться охотой смогли бы в крайнем случае Стреляем по тарелочкам

Возникает логический вопрос: как наличие оружия влияет на преступность. Тут однозначного ответа нет. С позитивной стороны, народ знает, как обращаться с оружием, и не достает пушку по поводу и без. Также, на мой взгляд, это часто хороший предохранитель от воров и грабителей: нужно дважды подумать, стоит ли воровать, если почти наверняка в доме есть целый арсенал пистолетов, дробовиков и штурмовых винтовок. Но время от времени случаются и нехорошие инциденты. Иногда ученик или студент, обидевшись на всех и вся, как-то получает доступ к родительскому арсеналу (по закону все должно храниться в сейфах) и устраивает стрельбу в школе или колледже. Это случается нечасто по сравнению с количеством оружия у населения, но общественный резонанс очень большой.

Улыбаемся и машем

Что же представляет собой пресловутая американская улыбка: искренность и открытость, или хищный оскал капитализма, насквозь лживый и наигранный? Да, как бы, ни то, ни другое. Хотя, наверное, ближе к первому. Я бы назвал это «вежливость и привычка».

Тихое местечко для миллионеров: Санта-Барбара, Калифорния

Детям в штатах обычно разрешают многое (хотя тут тоже не без исключений), но подростки и взрослые в основном вежливые. Не знаю, играет ли тут значение школьное обучение, домашнее воспитание или просто социум, но это факт. Придержать дверь, уступить место, помочь донести тяжесть или просто поздороваться с незнакомым человеком — обычно это сопровождается улыбкой.

Конечно же, не стоит ожидать, что каждый встречный на улице будет здороваться, но если в пустом коридоре встречаются два незнакомых человека, то часто они здороваются. А при поездке в лифте нередко перебрасываются общими фразами о погоде или приближающихся выходных. К этому быстро привыкаешь и перестаешь обращать внимание. Но когда я приезжаю в Украину, то первые несколько дней очень трудные — угрюмые лица встречных, толкучка возле общественного транспорта, отпускание дверей перед самым носом, хамство и безразличие продавцов — это просто вызывает депрессию. Я не говорю об абсолютно всех людях — и в одной, и другой стране встречаются исключения, но общая картина такова.

Родео-драйв: одна из самых дорогих улиц Лос-Анджелеса

Еще одно замечание по поводу открытости. Американцы довольно общительные с первого взгляда, но вот личная жизнь заперта на отдельный замок. Я бы не сказал, что это табу, но с малознакомым человеком вряд ли будут разговаривать на такие темы. Это сильно отличает американцев от итальянцев, испанцев и жителей других испаноязычных стран (всё, что к югу от США). Даже расстояние общения отличается — у испаноязычных контакт очень близкий, они могут похлопывать по плечам даже малознакомого человека, интересоваться семьей, рассказывать о своей и все это очень экспрессивно. Американцы в этом плане более консервативны и предпочитают сохранять расстояние как физическое, так и эмоциональное.

Случайные заметки

Ну, и напоследок,еще несколько заметок, которые не вошли ни в один из разделов выше.

Как-то вскоре после переезда мы поехали с друзьями в Бостон. Прогуливаясь в районе Кембриджского университета, стали свидетелями простой, но очень показательной ситуации. В парке было очень чисто, но на дорожке валялась кем-то оброненная обертка от шоколада. Проходящий мимо молодой мужчина поднял ее, и, так как мусорников вблизи не наблюдалось, унес с собой.

В наш первый приезд в Хьюстон мы попадали в разные истории, но всегда находились местные, которые нам помогали. Один раз я заехал на контрактную парковку, выехать из которой не было возможности, а карточки, чтобы открыть шлагбаум, у меня не было. Первая же американка, заезжавшая на работу, остановилась, узнала, что у нас произошло, позвонила диспетчеру, а потом еще минут 20 ждала, пока не пришел диспетчер, чтобы убедиться, что у нас все в порядке. В другой раз коллеги оставили включенные фары в автомобиле на парковке (меня тогда не было с ними). У проезжавшего полицейского не было кабелей для прикурки, так он куда-то съездил за ними (домой?), а потом еще провожал машину до дома, чтобы убедится, что эти иностранцы не заглохнут где-то посреди дороги.

Ну, и в конце немного негатива, для того, чтобы меня не упрекнули в предвзятости. Тем, кто паркуется на улице в Нью-Йорке, нужно как минимум раз в неделю (а на центральных улицах и каждый день) искать парковку в другом месте. Это связано с необходимостью уборки улиц. В противном случае те, кто забыл перепарковаться, получают штраф (около 50 долларов). В активе теоретически мы должны иметь чистые улицы, но на самом деле эффект не прямо пропорциональный приложенным усилиям: на чистых улицах уборка несколько раз в неделю не сделает их намного чище, а в районах погрязнее это тоже не сильно поможет, так как мусор с тротуара никуда не денется. Так что уборка улиц в большей мере является способом города заработать побольше денег на штрафах. Хотя после снегопадов улицы очищают очень оперативно.

Также хочу упомянуть неприятную необходимость общения по телефону со службами поддержки. Во многих случаях сервисы доступны онлайн, но не всегда и тогда приходится испытывать все прелести общения по телефону: долгое ожидание, шум и крики находящихся в одном помещении сотрудников сервисной службы, а в особо запущенных случаях — общение с индусами (аутсорсинг сервисных центров), которые почему-то думают, что они разговаривают на английском.

И, напоследок, пару слов о здоровом способе жизни. В штатах сравнительно много толстяков, причем таких серьезных, по несколько центнеров. С другой стороны, абсолютное большинство людей ведут здоровый образ жизни, просто их меньше заметно. Вот, у меня на работе куча коллег ходят заниматься в спортзале в обеденный перерыв. Я знаю нескольких людей из офиса, постоянно принимающих участие в марафонах и полумарафонах. А вот еще один коллега ищет спутников, чтобы проехаться на велосипедах от Нью-Йорка до Флориды. Они уже сгоняли осенью до Филадельфии и обратно (160 км в одну сторону). Ну я, правда, отказался. Мне и в спортзал приходится ходить после 10 вечера, когда дети уснут.

Вместо заключения

Почему вместо? Потому что не будет никакого заключения или обобщения сказанного. Я просто рассказал о своих впечатлениях. Продолжений тоже больше не будет, и так уже книга небольшая получается. Конечно, осталось много нераскрытых до конца тем, но пора уже заканчивать, иначе меня скоро будут выгонять отсюда. По мере возможностей буду писать в своем блоге, а с вами на этом прощаюсь.

May the 4th be with you!

69 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Здорово пишете! Не смогла оторваться)

Я был только в Европе (не понравилось), с US не знаком.
мдааа, а нам как до Киева рачки. :(
и, по-моему, с каждым годом разрыв всё увеличивается. В нашем ОСББ, свои же жильцы машинами блокируют вывоз мусора, от охраны на парковке отказались (велкам гопники), всюду ищут «зраду». Доходит до маразма, повесили на дверях в подъезде просьбу чтоб двери за собой закрывали (тепло экономить) — судя по результатам счета за газ смущают только меня.
эх, спасибо за статью.

И не говори. У меня в Черновцах есть квартира (купил прямо перед отъездом). От нее ближайший путь на остановку проходит через незаконченную, точнее, заброшенную стройку, заросшую кустарниками, которая является отличным прибежищем для бродячих собак и местных выпивох. Не знаю, может к властям и не достучаться, но если бы жители соседних домов (4 девятиэтажки) собрались на субботник, то за полдня бы расчистили территорию. Так нет — годами ходят через кусты, или в обход по дороге, но никто даже не почешется.

А вот в штатах прямо возле нашего дома на дороге плохо поставили люк — слишком много асфальта положили вокруг. Я только думал, что нужно пожаловаться на веб-сайте города, но кто-то видимо сделал это до меня — через некоторое время приехали рабочие, разбили асфальт и положили новый, выровняв поверхность.

С интересом прочитала всю серию статей. Спасибо!

Удивительно мало срача

обычно эмигранты пишут всякое говно, но тебя интересно почитать.

Приятно и хорошо написано. Спасибо.

А да, про наркотики ты не написал.

З.Ы. Уверен, что есть куча и негативных местных особенностей. Но, читать про них не интересно. С той же медициной, думаю, не все просто (но именно в америке она нынче наиболее передовая, но не всем доступная).

А да, про наркотики ты не написал.
Никогда не сталкивался с чем-то связанным с наркотиками. Ну кроме как на улице где-то унюхать, что кто-то курит марихуану.

Ну я больше о том, что можно уже прийти в аптеку и купить качественной травки. И никто из курящих травку младенцев по утрам не ест и за с автоматами по улицам голышом не бегает.

С той же медициной, думаю, не все просто
Я старался немного написать про медицину раньше — тут целых четыре статьи в серии.

Про бюрократию — может и лучше чем в Украине, но хуже чем ожидал:
— очереднь на сдачу письменного теста на права — 2 месяца в калифорнии. Из плюсов — записаться можно через интернет. Стоимость — $33
— что б сдать налоговую отчетность штата, нужен налоговый номер жены (ITIN), чтоб его получить, нужно сдать федеральную налоговую отчетностьи ждать и 3 месяца
— получить California ID с одного посещения гос учереждения тоже не получилось — их сканер не читает украинский загран паспорт, надо ехать куда-то другое место для валидации документа

Я согласен с временем обработки, которое может быть значительным. Хотя на экзамен на права в Нью-Йорке даже записываться не надо — приходи в любой момент, желательно пораньше. Что-то посерьезнее может занять подольше времени, но это немного другое: я заполнил документы, отправил их — и все. Не надо собирать десятки ненужных справок. Или еще инереснее квесты в Украине, когда тебя гоняют из кабинета в кабинет (или из одного учреждения в другое), объясняя, что они «этим» не занимаются.

олучить California ID с одного посещения гос учереждения не получилось — их сканер не читает украинский загран паспорт, надо ехать куда-то другое место для валидации документа
Хотя у вас как раз пример обратного. Я, к счастью, с этим не сталкивался.

У меня начало квест с правами пока не сильно вдохновляющее:
— попытался записаться на прием в DMV через сайт, как это требуется — ближайшее время через 6-8 недель во всех отделениях в радиусе 50 км
— сходил в отделение в SFe, в надежде что примут в порядке живой очереди — час ожидания и короткий ответ — прием только по записи
— нашел отделение в San Jose (~85км), которое принимает в порядке живой очереди — 1.5 часа в дороге, час в очереди и короткий ответ — наша система не может отсканировать ваш паспорт, мы отправили ваши документы куда-то, ожидайте ответа 2 месяца

везде народ очень вежлевый, очереди организованны, но до ожидаемого идеального процесса: «один ID, очередь до часа и вопрос решен» пока далеко

P.S.: еще в DMV не принимают карточк, хотя терминалы на каждом столе, пришлось отельно ехать за кешем, тратить дополнительный час

уже узнал что валидации паспорта — это популярная проблема и хоть официально процедура занимает до 60 дней, реально это 7-18 МЕСЯЦЕВ, сказать что я в шоке это не сказать ничего

Спробуйте заходити на сайт DMV впродовж дня. Доволі часто люди відмовляються від візиту. Також засмутився, що немає вільних місць, але впродовж дня вдалося зареєструватися на дату через декілька днів. В Сан Хоче в центральному відділені не було жодних проблем з українським паспортом.

Тут есть небольшой лайфхак. Помимо обычных офисов DMV общего назначения, в которых действительно ближайшее свободное окно может быть доступно аж через 1.5-2 месяца, существуют DMV-офисы DLPC. Которые занимаются ТОЛЬКО теоретическими экзаменами. Такой офис есть в San Jose. В 15-м году без проблем записывался туда онлайн «на следующее утро». На практический экзамен такого лайфхака, увы, нет :(

Со сканированием паспорта в San Jose DLPC, вроде, тоже была какая-то заминка, но не более того. После нескольки попыток девушка просто отошла с моими документами к другому аппарату (размером с полноценный копир), на котором все отсканировалось.

По поводу терминалов — надо было не полениться прочесть хоть на сайте DMV (в т.ч. в подтверждении бронирования собеседования), хоть по местному, что терминалы у них принимают ТОЛЬКО ДЕБЕТОВЫЕ карточки. Никаких кредиток.

— Я как раз и пишу что сьездил в San Jose DLPC
— Мой паспорт в DMV и в DLPC попробовали на всех имеющихся сканерах, не осилили :(
— San Jose DLPC не принимали даже дебетовую карточку (она у меня есть), сказали нет связи

— очереднь на сдачу письменного теста на права — 2 месяца в калифорнии. Из плюсов — записаться можно через интернет. Стоимость — $33
не иначе как ты решил пойти в Санта Кларийское ДМВ)))
— получить California ID с одного посещения гос учереждения тоже не получилось — их сканер не читает украинский загран паспорт, надо ехать куда-то другое место для валидации документа
это вот буквально с 2015 года такая хрень твориься, до этого таких жалоб ни разу не слышал
не иначе как ты решил пойти в Санта Кларийское ДМВ)))
это в SF, LA и всех близлижайших деревнях

А в порядке живой очереди прийти и сдавать?
Я когда то именно так сделал, около 3х часов заняло.
Вот с вождением да там такое не проканает, только надо назначать.
У меня похожий случай был с подачей документов на паспорт, вылет был через 3 недели. А во всех почтовых офисах долины и окрестностей можно было записаться толко на через месяц. В итоге начал звонить в почтовые офисы котоыеьнахрлтся на расстоянии 15 миль, там уже было на через 2 недели , после нашёл на расстоянии в 33 мили и можно было подать доки в тот же день.
Так что в принципи при желании таки вопросы решаемы, главное поехать в строну менее обитаемых мест:)))

А в порядке живой очереди прийти и сдавать?
Я так же подумал, пришел, отстоял часовую очередь и .... предложили записать на апрель, без appointment’a сказали документы не принемаем

Поменялось у них много за пару лет.
Глупый закон придумали, что с украинскими правами водить можешь, но тест сдавать на вождение, только в сопровождении человека с правами калифорнийскими:(

В SD вот вчера записался на 30 марта

відстояв 40хв чергу і здав всі тести за 10хв, ще раз прийшов і здав водіння за 30хв, права по пошті прийшли за два тижні. платив дебетовою карткою (кредитні не приймають, бо процесинг дорогий і вони втрачають гроші)

про паспорт — здається мені це якось корелюється з укр біометричними паспортами, він в мене теж не зісканувався, а от мій інший (звичайний) пройшов нормально

тому це скоріше не бюрократія, а тобі не пощастило. ну, в загальному згоден, що дмв — не найкраща організація, але пацює просто ідеально порівняно з даі, де мене вигнали з екзамену бо я не замазав а права я вибивав три місяці

Похоже кому как повезет, у мена в ГАИ получение сдача экзаменов и получение корочки прошло очень гладко и быстро

Загран паспорт получал в 2013 году и он не биометрический, но DMV его не принимает

а в мене навпаки, біометричний не пішов, звичайний — ок. хз, що в них з тими сканерами...
на щастя, це була єдина проблема

This quote made my day, thanks!

общение с индусами (аутсорсинг сервисных центров), которые почему-то думают, что они разговаривают на английском.

Ну по крайней мерее этот аутсорс весь туда отдают, а не в Украину , интесно почему?

Примерно по тем же причинам, почему в начале-середины нулевых индусам можно было практически в любой а\к из Индии в США везти два лаггажда, а не один, как всем.

И я знаю немало примеров, когда компании «нахававшись» индусской работы вполне успешно переключались на Украину.

Примерно по тем же причинам, почему в начале-середины нулевых индусам можно было практически в любой а\к из Индии в США везти два лаггажда, а не один, как всем.
массонско-кришнаитский заговор? надо будет спросить у знакмых на сколько это правда, просто первый раз о таком слышу.
И я знаю немало примеров, когда компании «нахававшись» индусской работы вполне успешно переключались на Украину.
а я знаю не мало примеров, когда мышки (компании) плачут, колятся, но продолжают жрать кактус (у меня скоро стойкая аллергия начнется, когда говорят «Пунэ тим»)

Я даже понятия не имею что такое «пунэ тим», но не стоит всё же забывать чья колония была Индия, и чья — Украина.

«пунэ тим»
хинт: Пуна — это город такой
У детей какой-то уменьшенный вариант, но по виду не воздушка, а огнестрельное, только калибр поменьше.
скорее всего под .22LR

цена на такую винтовку — от менее 100USD
патроны к ней от 5 центов за штуку

Спасибо за статью и привет из Emarald City :). Мне понравился подход описания именно своего опыта, а не утверждения, что это так ’в Америке’. За тот небольшой год жизни здесь успел убедиться, что Америка каждому выглядит по своему, а еще можно построить свою Америку в своей жизни, окружении и т.п. Но в случае нашей семьи она очень похожа с той что описана в этом цикле статей. Ну только отличается спецификой того, что мы живем на Северо-Западе. Ну то мелочи...

Желаю удачи!

Важным аргументом при выборе места проживания является рейтинг школ.

Школи фінансуються з місцевих податків, а відповідно дорожче житло — вища сума податків, більше можливостей у школи купувати дорожче обладнання і запрошувати кращих вчителів. Що приваблює більш забезпечених людей в той район і так далі по колу.

Кстати, кроме очень дорогих покупок (долларов 250 и выше), остальные не требуют подписи получателя, поэтому их оставляют прямо под дверью.

Мабуть залежить від району — я купував Xbox, велостанок, лептоп та ще кілька дорогих речей і все просто залишали під дверми.

Мабуть залежить від району — я купував Xbox, велостанок, лептоп та ще кілька дорогих речей і все просто залишали під дверми.
Це залежить від відправника: вимагати чи не вимагати підпис. Якщо підпис не потрібен, тоді залишають під дверима.
Школи фінансуються з місцевих податків, а відповідно дорожче житло — вища сума податків, більше можливостей у школи купувати дорожче обладнання і запрошувати кращих вчителів
Це працює для невеликих міст, де рівень податків може бути різним для кожного містечка. В New York City, наскільки я розумію, рівень податків не залежить від того, в якому районі проживаєш. Правда, я не знаю, чи існує якесь правило перерозподілу видатків по школах в залежності від району. Можливо і є якась залежність від рівня сплачених податків.

Мабуть більше важить сума податків, а не їх рівень. Точно не знаю як воно працює і вигадувати не буду, але там де дорожче житло там і податків збирають з нього більше. І відповідно школа більше отримує.

Зазвичай податок на нерухомість складає блізько 1% від вартості житла у рік. Ви ж наводили приклад Jamaica Hills vs Forest Hills Gardens. Якщо взяти 1% (точного податку по НЙ я не знаю), то власник нерухомості за $1,300,000 у Forest Hills Gardens сплачує ~$13k в рік, а за нерухомість вартістю $140,000 у Jamaica Hills ~1.4k. З цих грошей фінансуються паблік школи.

Можливо. Я мав на увазі, що не знаю як розподіляються кошти між школами. У випадку вище обидва власники заплатили в бюджет City of New York. І публічні школи в Forest Hills Gardens не одержать в 10 разів більше фінансування, ніж в Jamaica Hills, хоча, можливо, якась різниця буде.

Игорь, спасибо за интересный и довольно детальный материал! Прочла все ваши публикации, пишите еще)

Школы связаны с выбором места, потому что школы финансируются в основном из местного бюджета (а не из федерального или из бюджета штата), и для того чтобы отдать ребенка в школу с хорошим рейтингом, надо жить и платить налоги в том месте где она находится. Это касается public schools, конечно, с private schools все иначе, но они дороже и не факт что всегда лучше.

Спасибо большое!
Очень развернуто и легко читается.

Осталось не очень понятно, как с малым достатком и жизнью в не самом лучшем районе отдать ребенка в хорошую школу? Правильно ли я понимаю, что живя в плохом районе и платя налоги на бесплатное образование, эти налоги больше работают на более обеспеченные семьи из лучших частей города? Этот же вопрос относительно районной больницы.

Правильно ли я понимаю, что живя в плохом районе и платя налоги на бесплатное образование, эти налоги больше работают на более обеспеченные семьи из лучших частей города?
По сути — да. Но, если разобраться, то получая меньшую зарплату человек платит меньше налогов. И часто получает другие бенефиты от государства или города — бесплатное медобслуживание или продукты (food stamps).
как с малым достатком и жизнью в не самом лучшем районе отдать ребенка в хорошую школу
Хотя, как я заметил выше, школы обычно лучше в районах подороже, но это не правило без исключений. Даже школы, находящиеся рядом могут отличаться значительно. Критерием является успеваемость учеников школы в математике и английском (эти результаты доступны всем). Так что, если кто-то всерьез озабочен отдать ребенка в школу получше, то это возможно. Другая проблема, что не каждый захочет с этим заморачиваться. Иногда нужно переезжать (большинство школ принимают в первую очередь учеников, живущих в пределах района). В других случаях нужно каждый день добираться, скажем, по часу.

Подейкують, що не так складно «підробити» документ з місцем проживання у потрібному районі задля отримання місця у школі.

Наскільки я знаю, там не зовсім підробка документів. Достатньо мати знайомого, який проживає в тому районі, щоб отримувати кореспонденцію. Якщо в школі вимагають підтвердження адреси, тоді можна, наприклад, на місяць переключити кабельне ТБ на себе, щоб отримати рахунок на своє ім’я. Це працює для Нью-Йорка, не знаю, як на рахунок інших штатів.

Большое спасибо, Игорь! Очень познавательно и полезно. Отличная статья!

Коротко про США..
Роботи — більше, вихлоп менший
Життя там не мед, хоча пожити пів року — рік можна, чисто для загального розвитку.

Так, замiсть роботи грати в Dota Вам би там не дозволили.

Не факт, меня на одном проекте пытались на танки подсадить:) царевнами соблазняди, но не поддался я ©

Если для тебя выхлоп в количестве сыра которые-то ты можешь скушать на свою зарплату , то да, лучше оставаться в Украине.
Хотя судя по твоему профилю ты во Львове , а это уже таки почти и не Украина, я в хорошем смысле этого слова, если что.

а это уже таки почти и не Украина
Ага, даже мусор в Польшу возить будут)

і дякую за цікаву статтю )

толкучка возле общественного транспорта

В чём отличие в Украине и США?

Надвигается песчаная буря в пустыне Аризоны

Справа поезд с двумя этажами грузовых вагонов?

толкучка возле общественного транспорта
В чём отличие в Украине и США?
Самое большое различие в том, что если вагон (или автобус) забит, то пассажиры чаще всего подождут следующего поезда, вместо того, чтобы штурмовать с разбегу. А также пропустят выходящих перед тем, как входить. Хотя и тут могут найтись бабушки, углядевшие свободное место и коршуном мчащиеся к нему на всех парах.
Справа поезд с двумя этажами грузовых вагонов?
Это специальные вагоны, а не два этажа обычных. Кстати, эти бури опасны, даже если ты внутри автомобиля. Такой же грузовик, как впереди меня перевернуло бурей, а дорогу перекрыли полицейские. Я успел проскользнуть в одну сторону, зато назад уже куковал в каком-то городке до ночи, пока открыли и прочистили дорогу. Поезда тоже останавливали.
то пассажиры чаще всего подождут следующего поезда, вместо того, чтобы штурмовать с разбегу.
Следующий может и через несколько часов прийти.
А также пропустят выходящих перед тем, как входить.
Если транспорт забит, то можно и не вбиться.
Хотя и тут могут найтись бабушки, углядевшие свободное место и коршуном мчащиеся к нему на всех парах.
Ну бабки с прицепами — это отдельный вопрос. Это возрастной съезд крыши.
А также пропустят выходящих перед тем, как входить

А вот с этим не согласен. Субьективно очень часто сталкивался в НьюЙорке с тем, что народ ломится в вагон прямо лоб-в-лоб ещё до того, как из него вышли люди, или просто на игноре что люди выходят. Особенно таким страдают гоповатого вида «цветные», но не только.

Может я не там езжу :) Нет, кроме шуток, это сильно зависит от линии, на которой обычно едешь в часы пик. Мой поезд не проезжает через «черные» районы, может поэтому у меня нет такого опыта. Это то, о чем я напоминал несколько раз: я описываю свой опыт, свое восприятие и никак претендую на абсолютную истину.
Помню, в Киеве в одно время на левобережных станциях ввели позиции трамбовальщиков — здоровенных мужиков, которые в час пик заталкивали людей в поезд. А выйти на своей станции было еще большей проблемой, чем зайти. Как вспомню, так вздрогну ;)

Да, абсольно правда — it depends. И совсем не каждый раз :) Но субъективно чаще чем в Киеве с таким сталкивался. Статистику по местам не подбивал, наверняка от района / станции зависит- в штатах вообще сегрегация населения сильная, тут вы правильно заметили ещё в статьях.

Читается легко и с большим интересом. Спасибо большое!

Спасибо за отличную статью — читается на одном дыхании.

Спасибо. Оооочень интересная статья!
Успехов Вам ;)

Спасибо!

Подписаться на комментарии