×Закрыть

UX-дизайн: с чего начать, если нет опыта

Привет, меня зовут Маша Татаренко, работаю UX-дизайнером в Astound Commerce около трех лет, в прошлом работала в EVO. Сменила нейробиологию на ІТ, пройдя путь от стажера до продвинутого дизайнера, осваивая большую часть профессии самостоятельно. Сейчас работаю в большой команде UX- и UI-дизайнеров (около 50 ребят) с крупными брендами США, Британии, Германии, участвую в конференциях и провожу лекции по дизайну.

В статье хочу рассказать, как стать UX-дизайнером с нуля, с чего начать изучение и на что обратить внимание, какие выбирать подходы, что необязательно идти на курсы и получать сертификат. Я провожу собеседования с кандидатами на должность UX-дизайнера, поэтому поделюсь тем, что именно нужно знать в теории и на практике, чтобы двигаться в верном направлении и получить работу.

Мне не очень близки вдохновляющие истории «из грязи в князи» или как стать дизайнером за месяц и начать работать в Google. Они всегда звучат красиво, но редко подкрепляются конкретными фактами о пути достижения цели, поэтому мотивация у слушателя через время пропадает. Конечно, на пути освоения дизайна вам может неожиданно в чем-то повезти, но все равно потом придется много учиться, чтобы стать хорошим специалистом.

Как я попала в UX

Я получила академическое образование в области нейробиологии поведения, но, к сожалению, в нашей стране очень сложно реализовать себя в этой професии из-за отсутствия достаточных технологий и уровня развития науки (а выезд за границу я тогда не рассматривала), поэтому моя первая работа заключалась в продаже товаров в зоомагазине. Затем я пришла в колл-центр одной ІТ-компании, проработала там три дня, но, собираясь увольняться, меня заметили в UX-отделе и предложили пройти собеседование. За год до этого публиковала на DOU объявление, что у меня есть ай-трекер (прибор для отслеживания взгляда, который используют для тестирования визуальной части сайтов), и меня пригласили в компанию сделать исследование с помощью этого прибора. Но отложили из-за того, что сайт был не готов. А когда через год пришла в эту же компанию в колл-центр, меня увидели, вспомнили, узнали, что я нейробиолог и у меня всё еще есть ай-трекер, и решили из колл-центра перевести на UX.

Мой опыт в нейробиологии был ценным для их позиции UX-дизайнера. На тот момент я практически ничего не знала о UX, но собеседование прошла. Спрашивали, как я понимаю, что такое UX, основные термины, просили привести пример сайта, UX которого я считаю хорошим, давали задачку на логику — вопросы были скорее базовыми, учитывая отсутствие опыта. Потом началась стажировка вместе с испытательным периодом. Мне дали ментора, который помогал осваивать UX с нуля — по книгам, статьям и видео. Я изучала UX-процессы, принятые в компании, делала тестовые задания, приближенные к реальным, а позже меня подключили к небольшим проектным задачам. И это было трудно.

Несмотря на то, что до этого 6 лет в университете я зубрила сложные молекулярные механизмы и физиологию, изучение UX-дизайна хоть и было более быстрым, но оказалось не менее сложным процессом. Поэтому настройтесь на то, что, прочитав пару книг и статей по дизайну, вы не станете сразу востребованным специалистом. Испытательный период в итоге прошла и проработала в своей первой компании почти два года.

Что такое UX-дизайн и чем он отличается от UI

Общепринятого определения, что такое UX-дизайн, не существует, а прямой перевод с английского User experience — «опыт пользователя», согласитесь, достаточно абстрактный для понимания. Но если простыми словами, то опыт пользователя — это ощущения и эмоции, которые испытывает человек, взаимодействуя с чем-либо. От простого нажатия на кнопку включения электрочайника до сложного запуска ядерного реактора, требующего предварительной подготовки. UX-дизайнер, вопреки расхожему мнению, не проектирует пользовательский опыт, но создает то, что может на этот опыт повлиять, учитывая удобство, эргономику, логичность поведения системы и уменьшение количества ошибок. Другими словами, UX решает, как правильно расположить и обозначить кнопку на чайнике, чтобы легко и быстро его включить, а не вызывать приступ раздражения.

Что же такое UI-дизайн и какова его цель? Если UX— это про функциональность, то UI — про искусство визуальной составляющей, внимание к форме, цвету, пространству в деталях и соблюдение стиля. UX и UI дополняют друг друга, но выполняют разные задачи. Представьте, что если UX- и UI-дизайнеры строят дом. То первого волнует, как разместить стены, а второго — в какой цвет их покрасить. Несмотря на то, что UX и UI выполняют разные задачи, часто бывает, что один дизайнер называет себя UX/UI. Почему так? UX — это модно, поэтому некоторые UI-специалисты добавляют себе приставку UX, повышая свою стоимость на рынке.

Компании тоже хотят быть модными и иметь в штате и UX, и UI, при этом не всегда углубляются в разницу между специальностями. Зачастую это обусловлено желанием сэкономить и нанять специалиста 2 в 1, который покроет глобальное требование «нам нужен дизайнер». В этом нет ничего плохого, но разделение UX и UI обычно показывает зрелость компании и понимание важности того, какое место должно отводиться UX- и UI-дизайну в разработке решений.

Как учиться

Существует два основных способа обучения UX-дизайну: офлайн-курсы и самообучение. Офлайн-курсы требуют много времени, а чаще всего и денег, но хороши тем, что имеют четкое расписание и программу. Еще у вас будет регулярная обратная связь по прогрессу и выполняемым задачам, то есть всегда есть «у кого спросить». Также курсы обеспечат определенный уровень дисциплины, потому что даже если у вас есть сильная мотивация учиться, то сопутствующую лень и откладывание на завтра никто не отменял. Минусами может быть высокая стоимость (от 5-10 тыс. гривен за курс и выше), времязатратность и неудобное расписание, что критично для тех, кто, помимо курсов, учится или работает. Также обучение чаще всего проводится в более крупных городах и не всегда есть возможность их посетить тем, кто живет не в мегаполисах.

Вариантов самообучения есть несколько: онлайн-курсы — можно проходить сразу несколько в любое удобное время и в любом месте, среди них много бесплатных. Недостаток — отсутствие обратной связи, к тому же риск бросить онлайн-курс, особенно бесплатный, выше по сравнению с офлайн-занятием, за которое вы уже заплатили. Тем не менее курсы — не панацея. Не всем подходит обучение только в формате слушателя, поэтому можно учиться с помощью книг, статей, посещения тематических встреч и лекций. Плюс такого самообучения в том, что вы самостоятельно составляете программу на основе того, какая область UX более интересна. Но следует быть осторожным, так как можете упустить неинтересные для вас, но важные для будущей работы, темы. Чтобы решить эту проблему, поищите себе наставника онлайн или если среди знакомых дизайнеров, которые при необходимости помогут скорректировать программу обучения.

Онлайн-курсы: Introduction to UX (бесплатно), UX Design Fundamentals (бесплатно), UX: Research and Prototyping (бесплатно), The Ultimate Guide to Usability and UX ($48.99).

Что читать: «UX-дизайн: практическое руководство», «UX-стратегия. Чего хотят пользователи», Baymard, NNG Group, UX Movement.

Не выбирайте курсы, особенно дорогие, вместо самообучения. Помните, что ни один курс не сделает из вас дипломированного специалиста, которого сразу захотят принять на работу лучшие компании. Но такие занятия дают основные знания и вектор для дальнейшего развития и углубления в UX-дизайн. Целью любого обучения ставьте научиться базовому и гибкому UX-процессу. В каждой компании он имеет свои особенности, и человек должен быть готовым к тому, что что-то в этом процессе будет отличаться от того, что он уже изучил. И нужно уметь быстро подстраиваться.

Чему учиться

Как и в любом деле, стоит освоить и теорию, и практику. Во время обучения периодически просматривайте вакансии по UX-дизайну — они помогут сориентироваться, что требуют разные компании от дизайнера, и оценить, какие знания у вас уже есть, а что нужно подтянуть. Учитывайте, что вакансии на UX-дизайнера называются по-разному. Вот несколько из тех, которые мне попадались: UX/UI designer, UX expert, Product designer, UX analyst, Lead designer, Strong UX designer, UX developer, UX architect, UX researcher, UX consultant. Просматривайте их все как минимум для расширения понимания областей ответственности.

Теория. Для начала изучите базовые понятия: что такое UX-дизайн (причем не одно и не два определения, решите, как именно вы это понимаете), юзабилити и его принципы, UX-паттерны, гайдлайны и best practices. Пройдитесь по основам юзабилити-тестирования: что это, какие методы бывают, чем отличаются качественные от количественных и зачем они нужны. Подумайте, что и для кого вам было бы интересно создавать: приложения, сайты, конкретные продукты, сервисы, для бизнеса (B2B) или конечных пользователей (B2С) и так далее.

Практика. Узнайте, в чем отличие мокапа (mockup), структурной схемы (wireframe) и прототипа (prototype). Что такое интерактивный прототип, low- и high-fidelity. Изучите, какие есть инструменты прототипирования, посмотрите обзоры и возможности, попробуйте их самостоятельно, чтобы понять, с чем комфортнее работать именно вам. Не бойтесь, что изучите один инструмент, а на будущем месте работы используют другой: обучиться новому инструменту это не самое сложное в работе UX-дизайнера. В хорошей компании это не станет препятствием, вам дадут на это время. Достойно освоить новый инструмент с нуля самостоятельно на достаточном уровне займет в среднем до 2-3 месяцев. Популярные программы для прототипирования: Axure, Figma, Sketch, Adobe XD. Для Axure, например, есть уроки на английском, на русском (для более ранней версии), а о более сложных решениях можно спросить на форуме и там скачать уже созданный кем-то компонент.

Резюме UX-дизайнера

Универсального шаблона резюме для UX-дизайнера нет, но зато есть правила хорошего тона для любого резюме. Помните, что у HR большой поток входящей информации, поэтому при первом контакте с резюме не должно возникать никаких проблем. Не нужно создавать сайт-визитку, превращать резюме в инфографику или слайд-шоу. Ведь может понадобиться распечатать резюме или оформить в PDF для дальнейшей пересылки тому, кто будет собеседовать, или добавить документ в календарь, где есть ивент с собеседованием кандидата. Также на визитке бывает сложно найти необходимую информацию и быстро просканировать. Сайт-визитка — это больше для UI, где важна визуальная часть. Кроме того, часто приходится немного менять резюме под ту компанию, куда человек хочет подать резюме, или добавлять что-то новое, а с визиткой это сложнее, чем с документом. В крайних случаях можно открыть документ на телефоне офлайн, а доступ к сайту-визитке требует интернета, еще он может не быть адаптирован под другие устройства, а если об этом думать, то нужно заморачиваться. Новичку это вряд ли необходимо. Обычного текстового документа, оформленного аккуратно и без грамматических ошибок, будет достаточно. Свою креативность вы еще успеете проявить.

Укажите свои основные контактные данные, образование и/или пройденные UX-курсы и знания, что там получили, инструменты прототипирования, которыми владеете, напишите о предыдущем месте работы, если есть, оно не должно быть обязательно связанным с дизайном. Избегайте стандартных фраз о том, что вы трудолюбивы, аккуратны и пунктуальны — это не ваши преимущества, а то, что по умолчанию должно быть у любого хорошего сотрудника. Лучше напишите об увлечениях, это сделает резюме более человечным. Если совсем нет идей, какой формат резюме выбрать, воспользуйтесь шаблоном. Также создайте или обновите свой профиль на Djinni и LinkedIn.

Где взять опыт работы

Любой, кто пытался устроиться на первую работу, посмотрев требования в вакансиях, задавался вопросом: откуда появляются люди с опытом, если без него никуда не берут? UX-дизайн не исключение. Почти во всех вакансиях от вас будут требовать опыт работы. Есть два варианта решения, как быть в таком случае. Первый — искать вакансии, где опыт не нужен. Их мало, но все же они есть, если хорошо поискать. Обычно это формат стажировки, но так как похожие позиции достаточно редкие, можно потратить на поиск много времени, а в итоге вас туда все равно не возьмут. Второй вариант — поискать компании, которые проводят курсы по UX-дизайну, а по окончанию обучения лучших выпускников берут на стажировку. Или же напрямую написать в компанию, которая нравится, и спросить, не берут ли туда стажеров.

Если у компании на данный момент нет подходящих вакансий, это еще не значит, что вас не возьмут, если напишете им напрямую. Смотрите рейтинг компаний здесь, в профиле каждой есть доступные вакансии и контакты для связи. Третий вариант — даже если не хватает опыта или вы не подходите по некоторым требованиям, не отбрасывайте вакансию. Даже если есть опыт, ни одна вакансия, за редким исключением, не будет полностью ему соответствовать. И это нормально.

Что такое портфолио

Помимо опыта, в вакансиях почти всегда спрашивают портфолио. Не отказывайтесь сразу от такой вакансии, не стесняйтесь попросить работодателя дать тестовое задание, которое покажет ваши навыки как дизайнера. Но если чувствуете себя совсем неуверенно без портфолио, придумайте проект (приложение, сайт) или сделайте свой редизайн любимого сайта, проведите для него исследование и создайте прототип, пройдясь по всем шагам UX-процесса, который учили. То есть будьте сами себе заказчиком.

Если вы проходили курсы, у вас, скорее всего, были тестовые задания, на которых вы учились, тоже добавляйте их в портфолио. Работами для UX-дизайнера, в отличие от UI, являются не только сами дизайны (прототипы) — добавьте примеры анализа конкурентов, исследования пользователей, составления персон и тому подобное. Подробнее о том, что такое UX-портфолио и каким оно должно быть, читайте здесь.

Что спрашивают на собеседованиях и что спросить самому

Скорее всего, у вас будет как минимум два собеседования. Первое — с HR для того, чтобы составить условный психологический портрет и решить, стоит ли с вами дальше взаимодействовать. Второе — с теми, кто оценит технические навыки: как вы ориентируетесь в теории, какими инструментами владеете, вписываетесь ли вы в команду и приятно ли будет с вами работать коллегам.

Со своей стороны узнайте, есть ли для новичка период онбординга, как он проходит, что от вас ожидают, какой процесс и обязанности у UX-дизайнера в данной компании. Перед собеседованием узнайте немного о компании и готовьтесь к вопросу о том, почему хотите там работать. Учитывайте, что часто оценивается не что, а как именно вы отвечаете. Из своего опыта проведения собеседований с кандидатами могу сказать, что не в последнюю очередь обращаю внимание на софт скиллы, поскольку человек может хорошо разбираться в дизайне и иметь огромный опыт, но при этом вести себя вызывающе, из-за чего ему будет трудно влиться в команду и найти общий язык с коллегами.

Об ожиданиях от работы

Ключевой момент ожиданий в том, что на курсах вас могут научить одному, а в реальной работе все окажется иначе. И вы можете растеряться и почувствовать, что еще не готовы. Помните то, о чем я говорила выше — из обучения вам важно вынести понимание принципов и культуру мышления UX, а также умение применять базовый и гибкий UX-процесс. Еще поначалу может сложиться впечатление, что UX-дизайнер — это никто иной, как креативщик, который постоянно проводит исследования (хотя на самом деле исследованиями занимается не дизайнер, а UX-ресечер), создает умопомрачительные прототипы, интервьюирует пользователей и отстаивает их интересы во что бы то ни стало (о таинственной жизни UX дизайнера смотрите здесь :).

Но, кроме прототипирования и пользовательского тестирования, UX-дизайнер должен:

  • понимать ожидания и требования клиента, необходимые для дальнейшей работы над прототипами (а для этого тесно взаимодействовать с бизнес-аналитиками);
  • проводить ревью технической документации и UI-дизайнов на соответствие прототипам;
  • уметь оценивать время на задачи и риски, проводить презентацию своего прототипа команде (в которую в идеале входит бизнес-аналитик, фронтенд, бекэнд, QA) и клиенту;
  • аргументированно защищать свое решение;
  • меть работать в условиях технических ограничений;
  • находить баланс между требованиями клиента и тем, что может быть лучше для пользователя.

А также быть готовым справляться с рутиной, так как иногда придется заниматься исключительно прототипированием или изучать документацию по 8 часов в день. UX-дизайнеру необходимо понимать истоки поведения пользователей, поэтому, кроме профильной литературы, рекомендую почитать увлекательные книги о поведении и мозге человека, знания из которых не только пригодятся вам в работе, но и расширят кругозор: «Как мы принимаем решения», «(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением», «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми».

Если хотите изучать UX (или уже начали) и у вас есть вопросы, которые не обсуждались в статье, или нужна помощь, пишите мне в LinkedIn или оставьте комментарии к статье ниже, буду рада помочь!

LinkedIn

9 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Ревью, мокапы, опросники, прототипы — это все самое скучное в UX, а что по поводу секретных знаний связаных с поведенческой и нейро психологией? Вот эта тема совершенно не раскрыта

Поменять нейробиологию на греблю: отвратительная страна

Лучше классный дизайнер, чем херовый нейробиолог.

Справедливости ради скажу, что скорее всего девушка понимала, что для того чтобы серьезно заниматься такой наукой как нейробиология, нужно быть в странах условно «первого мира», где для этого есть условия и база. Но затем сама решила, что уезжать не хочет. То ли были серьезные причины, то ли не так уж важна нейробиология, но винить Украину тут не стоит.

Когда я поступила в аспирантуру, нужны были деньги, чтобы жить, одной стипендии не хватало, поэтому я стала искать работу и так постепенно оказалась в айти. Было предложение поехать сделать научную работу в Литву, но получение стипендии по некоторым причинам не удавалось, а ехать за свои деньги не было возможности. А проработав в айти я поняла, что можно и здесь неплохо зарабатывать и покидать Украину при этом я не очень хотела. Временно пожить, получить опыт в другой стране — да, но на ПМЖ не хотелось.

Ничего плохого не вижу, а бэкграунд всегда может пригодиться. Удачи.

Когда я поступила в аспирантуру, нужны были деньги, чтобы жить, одной стипендии не хватало, поэтому я стала искать работу и так постепенно оказалась в айти.

Один-в-один моя історія ))

Сам являюсь фанатом мобильных интерфейсов. Как по мне лучший способ научиться этому виду дизайна, зайти на Behance и попробовать реализовать что-то похожее от туда. А работать через Adobe XD, туториал по нему очень легко гуглится.

Подписаться на комментарии