×

«Двойная игра» студента: как совмещать учёбу и работу

Фото: Shutterstock

В жизни каждого студента рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом поиска работы. И если с тем, куда пойти, мы уже разобрались, то теперь настало время обсудить, как. Как совмещать полноценную работу с учёбой на стационаре, как к этому относятся менеджеры ИТ-компаний и как воспринимают эту «двойную игру» преподаватели университетов.

А надо ли совмещать? — как и большинство принципиальных вопросов, этот не имеет однозначного ответа. С одной стороны, молодой выпускник вуза с 2-3 годами опыта за плечами будет иметь на рынке труда куда более значительный вес, чем его одногруппник без оного, пусть даже с красным дипломом в руках. Да и так сложилось, что знания, которые дают университеты, не покрывают на 100% требования к знаниям кандидатов на ту или иную вакансию — а значит, всё равно придётся доучиваться специфике своей профессии уже непосредственно на работе. С другой стороны, заботясь о том, как бы успешно усидеть сразу на двух стульях, нужно быть готовым пожертвовать самым ценным человеческим ресурсом — временем. Это еще не значит, что о беззаботной студенческой жизни придётся позабыть, но стать более пунктуальными, собранными и организованными — определенно придется. Итог один на все века: каждый выбирает по себе.

Итак, чтобы вести «двойную игру», прежде всего нужно заручиться пониманием со стороны работодателя, «знаниядателя», а также спланировать собственную стратегию: как везде успеть и со стипендии не слететь. Последовательно эти вопросы и рассмотрим.

Слово HR-ам: «Студенты — тоже люди»

Как на работе относятся к тому, что студенты-очники связаны расписанием пар в университете и не могут присутствовать в офисе фулл тайм? Могут ли они рассчитывать на сниженную нагрузку? Менеджеры некоторых ИТ-компаний разных размеров и направлений поделились с нами информацией.

Количество сотрудниковАутсорсинговые компанииПродуктовые компании
до 80

Катерина Потанина, HR-менеджер Binary Studio
Наши коллеги имеют возможность выбрать себе удобный график работы, часто еще и плавающий. Главное — чтобы работа была сделана качественно и в срок.

Так, ребята могут приходить после пар и работать по субботам. Вариант устройства на полставки тоже существует. Если нужен выходной в связи с экзаменом, защитой курсовой, то наш студент-сотрудник может рассчитывать на понимание со стороны компании.

Дарина Сыровенко, HR&Brand Manager, Gentleware
Мы любим работать со студентами и поддерживаем их, а именно отпускаем на сессии, даём время на написание диплома. Возможен неполный рабочий день, а также очень гибкий график — можно прийти как в 12:00 так и в 8:00. Хочешь поработать вечером — работай, хочешь прийти на выходных — приходи! К тому же, у нас нет овертаймов.

Станислав Заярский, СЕО Trembit
В нашей компании студенты имеют право отлучаться на пары или другие неотложные мероприятия, связанные с учебой в университете. Ребята знают, что нужно предупредить о своем отсутствии, и если они работают на проектах с критическими заданиями, то отлучение нужно спланировать заранее.

У нас почасовая ставка, поэтому особых проблем или неудобств со студентами-сотрудниками мы не испытываем.

Галина Мирошниченко, координатор проектов FulcrumWeb
В нашей компании сотрудник должен отработать 40 часов по гибкому графику — офис открыт в режиме 7/24. Для студентов во время сессии режим мягче. Официально даются два свободных дня на защиту бакалаврской или магистерской работы. При приеме на работу студента очной формы обучения мы обязательно задаем вопрос о возможности оформления свободного посещения.

Также прокомментирую видение с другой стороны баррикады. Помимо работы в компании, я преподаю программирование в ХАИ на профильной специальности. Разумеется, мои студенты устраиваются на работу. Как только это происходит, гоняться за ними начинает кафедра. Абсолютно не замечаю, чтобы у них были серьезные проблемы со сдачей сессий и защитами дипломов при минимальном уровне организованности и здравом смысле, следуя которому, студент намеренно не будет провоцировать конфликты в вузе.

81-200

Наталья Зарубина, HR-директор Aquasoft
Наши студенты работают парт-тайм, не менее 20 часов в неделю, можно и больше, но насколько — зависит от возможностей и желаний студента. График работы у них довольно гибкий. Некоторые ребята предпочитают работать полдня утром, некоторые — полдня вечером, некоторые — иногда утром, иногда вечером, а некоторым удобнее работать всего несколько дней в неделю, но полных 8 часов.

Ольга Деревинская, Deputy director DevelopEX
Developex всегда готов принять талантливых студентов в ряды своих сотрудников — как старшекурсников, так и тех, кто учится на 2-3 курсе. Всем сотрудникам мы позволяем работать по гибкому графику. Есть ребята, которые работают неполный рабочий день или почасово, а есть и те, кто работает по 40 часов в неделю. Учёба на стационаре никогда не была для нас препятствием при приеме на работу новых сотрудников.

Таисия Млюзан, HR-менеджер Softengi
В Softengi есть ряд задач, на которые мы целенаправленно привлекаем студентов с неполной загрузкой. Со студентом заранее обсуждается его возможность присутствовать на рабочем месте — это либо фиксированное количество часов в неделю в любое время, либо обязательное присутствие 3 часа в день, например, с 16-ти до 19-ти.

Иногда берем студентов последних курсов на постоянную работу, и им приходится отлучаться на сдачу сессий и посещение отдельных пар. Прецедентов, чтобы такое привлечение мешало рабочему процессу, пока не было.

Алексей Цымбал, HR менеджер MobiDev
Для всех сотрудников в компании действует гибкий график. Итеративный подход в проектах позволяет заранее знать задачи и их объем, и соответственно, грамотно планировать рабочий процесс. Также в случае необходимости наши сотрудники могут работать удаленно из дома — это позволяет успешно совмещать учебу и работу в компании.

200-800

Татьяна Лысенко, HR-директор Сogniance
В нашей компании студенты чаще всего работают меньшее количество часов (30-35 часов в неделю) и по удобному для них графику. Есть возможность иногда работать из дому и брать отпуск на время экзаменов.

Анна Максюта, HR-менеджер DataArt
В DataArt гибкий график работы, чаще смещенный на вторую половину дня. В большинстве случаев этого достаточно для планомерной работы. Присутствовать — не самоцель. Важно не выпадать из проекта.

На сниженную загрузку студенты рассчитывать могут, но не всегда: не все проекты готовы подстраиваться под каждого, особенно те, где происходит много всего, а чаще именно они — самые интересные. Статистика показывает, что на 3-м курсе коллеги успешно совмещают сразу несколько активностей. Это полезный навык для любого профессионала.

Людмила Сирик, руководитель отдела рекрутинга Miratech
В Миратех работают студенты как заочной, так и очной формы обучения. Компания идет навстречу молодым специалистам, предоставляя им удобный рабочий график, возможность работы из дома или на неполную ставку.

Однако, при всем понимании со стороны Миратех, длительное время совмещать работу с учебой получается далеко не у всех. Выдержать такую нагрузку могут только самые стойкие и целеустремленные студенты. Именно таким сотрудникам мы всегда рады!

Сергей Мовчан, технический директор учебного центра NIX Solutions
Студентам-очникам мы пытаемся помочь с оформлением свободного посещения, а если это не получается, то рекомендуем доучиться. На пониженную нагрузку ребятам рассчитывать не приходится, так как работа командная, и сложно работать, если части этой команды трудятся в разнобой. Что касается послаблений, то для студентов предоставляются дополнительные 2 недели оплачиваемого учебного отпуска (по неделе на сессию).

В остальном, студенты тоже люди, и всё у них как у всех :)

Наталья Потапова, Training manager Sigma Ukraine
К тому, что студенты связаны графиком в университете, относимся с пониманием. Однако такого понятия, как «сниженная нагрузка», в компании нет. Студентам предоставляется возможность гибкого графика работы по согласованию со своим непосредственным руководителем на проекте.

Евгений Биренбаум, HR-менеджер Gameloft
В нашей компании работает много студентов. Конечно, они вынуждены пропускать какие-то пары, но на особо важные занятия мы их отпускаем — эти часы могут быть отработаны позже.

Также в некоторых случаях, когда учебная загрузка студента по каким-то причинам увеличивается, мы готовы предоставить ребятам не 40-, а 30-ти часовую неделю. Но такая практика не может быть постоянной — мы заранее оговариваем, на какой период времени студент имеет такую возможность.

Людмила Кузьменко, HR-менеджер NetCracker
Выпускников нашего Учебного Центра мы приглашаем на part-time (20 часов в неделю и более), обычно их 6-7 % в компании. Процент небольшой, что позволяет привлечь желающих кураторов, которые всячески помогают и обучают молодежь.

Отбирая способных студентов, компания заинтересована в том, чтобы их успеваемость в университете не падала до завершения ВУЗа. Мы предоставляем студентам максимальную гибкость, ребята сами планируют свой график: можно работать в любое время (утром, вечером, по выходным), отрабатывать разное количество часов в разные дни, менять график. Тем, кому необходимо, уменьшаем количество рабочих часов на период сессии. Многие на последних курсах успевают работать full-time. В итоге оплата привязана к количеству отработанного времени.

Студентов последних курсов, которые не учились в Учебном Центре, но имеют опыт более года, мы рассматриваем на общих условиях, оговаривая работу на full-time, график можно подвинуть под важные пары, но отработать нужно на все 100%.

от 800

Елена Сирота, Head of Educational Programs EPAM Systems
С этим у нас все довольно строго. Требуется присутствие человека в течение 80-100% от full-time. Но наша программа для студентов позволяет сочетать подготовку и обучение в институте.

Дмитрий Рябоконь, руководитель программы подготовки молодых специалистов Luxoft
Значительная часть студентов, работающих в компании — это сотрудники интернатуры. Они обязаны проводить в компании минимум 30 часов в неделю, имея возможность работать над проектами согласно гибкому графику. В большинстве случаев их производственная нагрузка меньше, чем у обычных сотрудников.

Политика компенсации труда, а также условия работы интернов практически ничем не отличаются от условий для остальных сотрудников, за исключением длительности испытательного срока.

Людмила Макаренко, PR Specialist SoftServe
Компания SoftServe способствует тому, чтобы студенты получали свое базовое образование в высших учебных заведениях. Даже на учёбу в нашу ІТ Академию мы приглашаем студентов только с 4-ого курса, чтобы они смогли подкрепить полученные теоретические знания практическими навыками в реальных проектах. Конечно, бывают ситуации, когда необходимо уладить возможность учёбы и работы. Обычно это решается индивидуально, и мы всегда идем навстречу нашим коллегам.

Дмитрий Кононенко, Senior Recruitment Consultant, Samsung R&D Institute Ukraine
Рассчитывать на сниженную нагрузку нельзя. Условия для всех одинаковы. Все сотрудники подписывали трудовой договор и знают его положения. Офис открыт круглосуточно — вопрос в том, как корректировать расписание с командой и тим лидом.

Success (или не очень) story

Большинство компаний разрешает своим сотрудникам работать по гибкому графику, чего не скажешь об университетах. Чтобы узнать, насколько сложно совмещать работу и учебу на стационаре, мы попросили нескольких студентов рассказать о своем личном опыте.

Тарас, НТУУ «КПИ»

Это нелегко, приходится расставлять приоритеты в зависимости от ситуации. Но, как показывает практика, зачастую выбор происходит в пользу работы. В моей компании (Сogniance), в целом, относятся с пониманием: если срочно нужно в универ — отпускают, но работа должна быть сделана в срок. График гибкий, разрешают отрабатывать по выходным.

Насчет преподавателей вопрос неоднозначный. Кто как, но на Физтехе не особо радуются, когда узнают, что ты уже работаешь на полный день. Скажем так, преподавателей не волнует, работаешь ты или нет, — всё должно быть сдано.

Рома, ДНУ

Я совмещал работу и учёбу два года — третий и четвертый курс. Работал 20-30 часов в неделю, всегда можно было взять отпуск на сессию или просто подготовиться к зачётам. В университете я был одним из лучших студентов, и работа это не сильно изменила. Сам всё сдавал и делал, послаблений не было.

Влад, НТУУ «КПИ»

Совмещать — легко! Надо только правильно распределить ресурсы. Разумеется, больший акцент делается на работу. Никаких послаблений в компании (Арт-Мастер) и быть не может. От меня требуют столько же, сколько от всех, и на другое я не согласен.

В универе чувствуется, что преподаватели требуют меньше от тех, кто сильно забивает на старших курсах (т.е. им есть чем заняться, помимо учёбы), потому чуток полегче. Иными словами, понимание есть, но не от всех преподавателей, и это во многом зависит от человека.

Дима, ОНУ им. Мечникова

Мне было достаточно трудно, хотя красный диплом оттого не потерял. Можно сказать, что многие идеи черпал из книги «Тайм-драйв» Г. Архангельского. Нужно научиться планировать свое время, грамотно расставлять приоритеты и не забывать про отдых, желательно активный.

Тогдашний работодатель (я работал веб-разработчиком над adcenter.ru) пошел мне на встречу в вопросах учебы, за что ему отдельное спасибо. Одновременно я договорился с учителями, что буду посещать урок через урок, а задания брать на дом. Хорошо, что моя специальность давалась мне легко, и взяв задание на дом, я мог за вечер его сделать.

Саша, НТУУ «КПИ»

Работать получается лучше, чем учиться, на стипендию не тяну. У нас нет четкого рабочего графика, можно работать в любое время, даже полу-удаленно. Если нужно уйти в универ, спокойно отпускают. А преподаватели — кто как. Большинство говорит, что работа — это не отмазка. Но в среднем можно успевать.

Ваня, НТУУ «КПИ»

«Раньше студенты учились и подрабатывали. Теперь же студенты работают и подучиваются» — вот как-то так и обстоят с этим дела.

Дима, ДНУЗТ

Совмещать не получилось уже с самого начала: когда я проходил подготовительные курсы в «Dimalex», столкнулся с нехваткой времени на них и на универ. Поэтому, видя перспективы скорого старта долгожданной карьеры, бросил учебу. Так что у меня все просто: работаю на фул-тайм и рад тому решению с учебой!

Когда учился, некоторые друзья с моего и со старших курсов уже начинали работать, и я хорошо помню, что преподавателей (большинство, по крайней мере) не интересовало, работа у них или нет, — учебная программа должна быть пройдена, даже если работа по специальности. Но никто и не гнобил, что тоже неплохо. Единственный плюс: работающие по специальности студенты с большей вероятностью получали допуск на пересдачу экзамена.

Дима, КНУ им. Т. Шевченка

Совмещаю следующим образом: немного меньше работаю, чем остальные коллеги, немного меньше учусь, чем остальные студенты. :)

Специальных послаблений на работе, связанных с тем, что я студент, нет, но гибкий график + неполный рабочий день могут быть у каждого, вот только студенту это нужно позарез, в отличие от остальных.

Преподаватели негативно относятся к работе. Мол, работаешь — забирай документы и работай, но это если сильно им насолить прогулами и несделанными дз\лабами\практическими. В прошлом году ходил примерно на 80% пар. С сентября планирую посещать не больше 30%.

Саша, НТУУ «КПИ»

В принципе, начиная с 3-го курса, учеба была не очень сложной. Основная проблема — это отсутствие желания что-то учить. Я имею в виду, что после того как я попробовал работать и узнал, чему действительно нас должны были учить, я понял, что не имею никакого желания тратить свое время на университет. Безусловно, у нас были отличные преподаватели, которые знали свои предметы и умели донести, но, к сожалению, таких было мало.

Мне повезло с начальством на работе (работаю веб-разработчиком в компании devEngineering), поэтому график был очень гибким. Если нужно было не ходить неделю и решать проблемы в университете (сессия или еще что), то к этому относились с пониманием. Однако это очень сильно сбивало профессиональный рост (опыт, знания), и поэтому часто рабочий день мог быть абсолютно неэффективным.

В университете в основном лучше не говорить, что работаешь. По крайней мере, у меня это обычно заканчивалось предложением перейти на заочное отделение. Хотя были и такие, кто относился спокойно и с пониманием, но требовал сдавать всё как все. Хотя это касается моей кафедры. На других, со слов моих знакомых, всё намного проще.

Варианты решения

1) Перевестись на заочку. Наиболее радикальный выбор, так как он предполагает наличие постоянной работы с «жизнеобеспечивающей» зарплатой и полный отказ от прелестей студенческой жизни.

2) Вертеться, как белка в колесе. Это решение наиболее подходит тем студентам, кто работает неполный день и\или по гибкому графику, и кому повезло с удачным расписанием пар и лояльными преподавателями.

3) Оформить свободное посещение. По закону на него имеют право студенты 3-го и старших курсов, но только если такой порядок установлен статутом университета. Свободное посещение касается только лекций, остальные виды занятий (кроме консультаций) являются для студента обязательными.

Лучше всего этот вариант подходит, конечно, участникам крутых научных или учебных программ, спортсменам-призёрам, а также молодым матерям — им получить разрешение на индивидуальный график проще всего. Однако договориться с деканатом могут и те, кто трудоустраивается «по специальности по просьбе городских отделов образования, предприятий» или же «в связи с производственной необходимостью, которая подтверждена соответствующими документами».

Кроме того, в статуте каждого вуза указаны свои дополнительные условия. Например, в НТУУ «КПИ»:

«Студенти мають право на вільне відвідування лекційних занять (з дозволу декану факультету (директора інституту) на третьому і наступних курсах у випадку, коли середній бал не менше 4,0 (нормований інтегральний рейтинг студента не менше 80%)»,

в ХНУРЭ:

«Разрешение на свободное посещение лекций по конкретным учебным дисциплинам (на каждый семестр отдельно) предоставляет декан факультета при согласии заведующего кафедры. Студент согласовывает с преподавателем-лектором план работы над учебным курсом. В случае невыполнения студентом этого плана работы, разрешение на свободное посещение лекций может быть аннулированным еще до конца семестра»,

во Львовской политехнике:

«Допускається вільне відвідування лекційних занять (для студентів 4-5 курсів). Відвідування інших видів аудиторних занять є обов’язковим для студентів або вільне тільки для студентів, яким рішенням відповідної кафедри надано право на індивідуальний графік підготовки».

Заявку на оформление свободного посещения в деканат следует подавать до начала семестра. Скорее всего, студенту придётся собрать подписи всех преподавателей, которые будут вести предметы в данном семестре, а также предоставить справку с места работы, если причина связана с трудоустройством.

Выбирая этот вариант решения, важно помнить, что само по себе оформление свободного посещения не решит всех проблем со сдачей зачётов и экзаменов и не убедит преподавателя поставить желаемую оценку. Так что в любом случае многое будет зависеть от умения договариваться — как с менеджментом на работе, так и с преподавателями в вузе.

В качестве вывода можно заключить, что вопрос совмещения учёбы и работы не предполагает универсального рецепта, применимого для всех. Однако вариантов много — как с собственным планированием времени, так и с лояльностью работодателей: последние часто готовы предлагать условия сотрудничества, удобные обеим сторонам. И наконец, немалое количество работающих студентов служит примером того, что ведение «двойной игры» возможно, было бы желание и доля упорства.

Всех студентов и других заинтересованных лиц приглашаем поделиться в комментариях своим мнением или опытом.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




70 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

как совмещать работу и работу?

Понад $1000 на фрилансі, фотографуванні та власних сайтах. Як ІТ-спеціалісти додатково заробляють гроші
dou.ua/...​tional-sources-of-income

Народ, идите на заочку. С удовольствием и легко работаю со 2ого курса. Работал бы и с 1ого, но рождён в чудо городе Мариуполе, где IT компаний нет особо и сейчас, а фриланс в 2004 был слабо развит, особенно на .NET, да и в Киеве тогда программисты получали баксов 500.

Работаю первый год — 5 курс Каразина. Лояльности в универе нет и быть не может, ибо преподам over 9000 лет. Рассказывают, что мы нарушаем закон тем, что учимся на фулл тайм во время учебы. На пары хожу постольку поскольку. Надеюсь не выгонят, ибо не солидно на 5 курсе то)
Кушать всем хочется, так что работать нормально чуть более чем полностью. Да и в голове все упорядочивает получше, чем за 5 лет за партой универа.

Я так понимаю что студенту-айтишнику не стоит подрабатывать на обычных, самых популярных работах студентов типа курьер, официант и т.д., а уже с первых курсов искать деньги в сфере айти. Так или нет? Потому что я планировал первые два курса мотокурьером подрабатывать после занятий.

Не стоит. Лучше искать по направлению и пытаться, даже на лето.

Очень жалею, что пропустил Google Summer of Code, т.к. не знал и не интересовался особо.

Но в первые два курса учебы то ведь нет достаточных навыков в айти что бы хоть какие то деньги зарабатывать, а нужны, мама с папой давать не будут. Или даже при таком раскладе не стоит? Знаю одного программиста так он только после в начале 3 курса понял что инст не дает достаточных знаний и начал сам учить языки программирования. После окончания инста на 950$ устроился джуниором джава.

Ну я имел опыт программирования из лицеев + школьные/университетские олимпиады + личное любопытство. Мама с папой, к сожалению, давали и сильно склоняли к тому, чтобы помогал им вместо работы по профессии. Очень зря я на это согласился. На 3м курсе звали в одну контору, но я отказался, т.к. надо было «помочь семье». В итоге устроился на 5м и осознал, насколько больше я бы сейчас мог получать, если бы забил на «помощь семье» и занялся адекватной работой.

Не надо верить в институты и что они учат. Институты это в основном корки. Нет, там можно найти людей, как запускателей спутников и крутых перцов из ВПК СССР, так и чуваков из аутсорс контор, которые хантят на проекты, вырвать инфу интересную очень даже можно. Можно влазить в супер интересные вопросы, которыми ты никогда скорее всего не будешь заниматься в работе. Пролог, ИИ, ассемблеры, датчики, VHDL.

Но сейчас тебе главное надо узнать — ты либо программер либо нет. И если «нет», то займись тем чтобы стать им, а не жди институтов и занимайся планированием. Сейчас стать программером в 10ки раз проще чем 15 лет назад.

Но в первые два курса учебы то ведь нет достаточных навыков в айти что бы хоть какие то деньги зарабатывать, а нужны, мама с папой давать не будут
Учить самому же не?

Кстати, что действительно тяжело это фул-тайм работа с младших курсов, я бывало часов в 10 всю неделю уходил с работы. А на кафедре крайне враждебно к этому относились.

Так а если вы говорите, что оформили свободное посещение, то почему тогда на кафедре относятся враждебно?

На втором курсе я тупо прогуливал пары. Плюс, в каждом вузе есть люди готовые помочь «двоишникам».

Кстати, могу рассказать насчет ХНУ им. Каразина поподробнее.

Расскажите, я думаю кому-то это будет полезно

Считали видимо, что студент должен исключительно учиться

Почему? Считали, что знают всё и даже больше?

Начала работать в середине четвертого курса в маленькой IT-компании, ориентированной на украинский рынок. Первые полгода было тяжело — работала я около 25 часов в неделю, параллельно нужно было писать бакалаврскую работу, готовиться к ГОСам, поступлению в магистратуру и не «потерять» заработанный к тому моменту рейтинг. Конкурс на бюджетные места в магистратуре ДНУ был высокий. На четвертом курсе посещаемость учитывалась в результирующей оценке по многим предметам, так что времени свободного практически не было. Но все закончилось успешно, в магистратуру я благополучно поступила, красный диплом бакалавра получила и на пятом курсе стало полегче: работала по 30-35 часов в неделю, а в универе уже не очень нагружали. В середине пятого курса устроилась в Аквасофт на фулл тайм, т.к. к февралю уже аудиторных занятий не предполагалось. Вывод: работать на 5-м курсе — совершенно ненапряжно, на 4-м (если есть желание попасть в магистратуру) — посложнее. Но я рада, что в моей жизни был этот опыт. И еще больше рада тому, что период «совмещения» закончился:)

Работаю в NetCracker Technology с 4-го курса. Параллельно учился в НТУУ «КПИ», где получил бакалавра и магистра компьютерных наук с красным дипломом. Совмещать с учебой удавалось благодаря лояльному подходу со стороны компании — свободный график, но с ориентацией на решение поставленных задач в обусловленные сроки. Кстати, при постановке сроков студент принимает непосредственное участие, что дает возможность выработать навыки оценки трудоёмкости задач и планирования своего времени.

Кроме того, даже не смотря на то, что ты студент, NetCracker даёт возможность общаться с реальным клиентом. А такой опыт очень и очень помогает как в работе, так и в учебе — повышает customer facing уровень, который можно применить в общении с преподавателями, при проведении семинаров, и, что самое важное, на защите дипломных работ и диссертаций.

Более того, если не бояться брать на себя серьёзные задачи, то появляется возможность ездить на сайты к клиентам. Уже между 5-м и 6-м курсом начал ездить к клиенту для решения вопросов вживую. Почувствовав на себе реальный, а не учебно-лабораторный, мир, можно даже преподавателям подсказать как сделать обучение более интересным, привязав к жизненным примерам.

В общем, советую работать и учиться параллельно — такое совмещение поможет выйти из ВУЗа не только с теоретическими знаниями, но и с солидным запасом практических умений и навыков. Будете чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне. А если правильно скомбинировать то, чему научились за время параллельной учебы и работы, то сможете быстро продвигаться по карьерной лестнице ;)

Лучше всего этот вариант подходит ... молодым матерям
це тонке знущання таке: ніж в рані прокручувати :)
(уявляю, як це читати молодим матерям, які хочуть щось робити). Це була б цікава цифра, я думаю, скільки молодих матерів суміщають і навчання, і роботу (Інтелектуальну!) і материнство? Одиниці хіба.

Да нет, намерения подкалывать молодых матерей не было, скорее наоборот, эта категория упомянута после слов «а также», что как бы подчеркивает, что читателей вряд ли много таких:)
Просто беременность\роды и состояние здоровья — самые уважительные причины для деканатов, а вот причина «работа» прокатит не всегда — зависит от людей.

Не випадково, мабуть, що в статті фактично нема офіційної думки з боку ВУЗів. Для нас це болюче питання, бо теж працюємо з студентами. Пропоную тільки поглянути на розклад занять в Львівському універі для 4-того курсу: www.mmf.lnu.edu.ua/...edule/4kurs.pdf
Враження таке, що такий розклад на останніх курсах робиться навмисне: реально немає коли ходити на роботу: пари кожного дня у них з 12-тої до 6-тої вечора. Додайте ще по годині на доїзд і людина стоїть перед вибором: працювати чи ходити на пари.
У нас були вже випадки, коли діти, що працювали (хоча реально скоріше вчилися) в нас на третьму курсі, на четвертому змушені були покинути роботу через розклад і бажання мати червоний диплом. Проблема в тому, що хоч нам і зовсім не потрібен їх диплом, але нам потрібні якраз такі студенти, які його потенційно можуть отримати (розумні, тобто).
В міністерстві кричать про інтеграцію з роботодавцем, про практичну роботу і проходження практики, а реально видимо все робиться якраз з протилежною метою.

В TeamDev мы тоже рады студентам: около 20% наших сотрудников еще учатся в ВУЗах. Наши студенты работают на льготных условиях:

— гибкий график работы и работа неполный день: мы всегда идем навстречу ребятам и выстраиваем их график работы таким образом, чтобы они могли продолжать полноценную учёбу. Некоторые работают неполный день — 4 или 6 часов. Есть те, кто работает столько, сколько может;

— отпуска и больничные: несмотря на неполную загрузку, у студентов такой же отпуск и такие же условия больничных, как и у других сотрудников. То есть, даже работая 4 часа в день, наши студенты имеют право на 20 рабочих дней отпуска в год;

— возможность готовиться к зачетам и экзаменам: наши студенты могут брать дополнительные отпуска за свой счет для подготовки и сдачи зачетов, экзаменов, защиты дипломов.

2 полных высших образования
бакалавр — специалист ОНУ им. Мечникова
бакалавр(красный) — магистр ОНАС им. Попова, аспирантура In progress
работаю фултайм с 3го курса, лансил со 2го.

Во время сессий руки тряслись, спал по два часа, но крутиться можно

П.С. сейчас аспирант в Онас на ИБ,

По сравнению с началом 2000-х компании более открыты к студентам, даже почти идеалом повеяло в отношениях. Негромко но ЕМКО в начале статьи прозвучал тезис о (дальше своими словами): априорном отставании вузов в обучении IT- специалистов. На переменах (если бы только на них) пенсионеры-преподаватели традиционно обсуждают повышение пенсий на ... 14 грв и им параллельно будущее IT-отрасли и вечное отставание от ... студента-программиста, пропускающего занятия о «железе» времен Очакова и покоренья Крыма. «Тут все не так, ребята!!!» — Володя Высоцкий и об этом.

Работаю со 2 курса, оформляю свободное посещение. Через 2 года — уже миддл, со стипендии вылетел только в эту сессию (хотя она особой роли кроме как аргумента в общении с преподами не играла)
Особенно тяжело было в первое время, когда опыта и знаний нет, нарабатывать их надо, трудовой дисциплины никакой, при этом еще и желательно чтобы с универа не выгняли. Плюс снисходительно, в вузе, ко мне никто и никогда не относился, на работе к счастью до определенного момента терпят, но мой совет к таким же как я, это подойти к своей работе гораздо более серьезно, во первых очень важно свое непосредственное начальство информировать когда и во сколько ты будешь приходить, во вторых нагрузку все равно придется нести такую же, быть готовым уходить в 10 часов вечера ( ты ведь пришел в 2 часа из за экзамена), в третьих университет очень скоро начнет казаться бесполезной тратой времени, так и есть.

P.S. Но относиться к обучению в вузе стоит как к игре, где ты должен любыми способами получить диплом затратив минимум времени и усилий, здесь средства такие же как и в реальной жизни: интриги, обман, умение договариваться, взятки, лесть.

не было желания перейти на заочку?

Было, последний год отхожу, а потом на магистра в ХИРЭ или может быть КПИ пойду на заочку.

работаю полный день, пары прогуливаю. Когда первая смена, то хожу на первые пары. Деканат вполне лояльный, проблем не было

Ребята, есть кто-то с ФПМ КПИ? Я сейчас на 3й курс перешел, как раз собираюсь стажироваться/работать, но присутствует стрем по поводу «а как буду успевать с учебой?» Если есть кто-то с ПМ, расскажите про свой опыт. Спасибо :)

У вас сейчас все по-другому — оболонская система. Мне с 3-го курса было ненапряжно работать на 2-х эникейных работах, но там был совершенно свободный график. А с 5-го и на полный рабочий, но тоже на сдачи и Охрану Труда приходилось с работы отпрашиваться :). Закончила в 2010 году. Те кто забивал на пары сильнее чем я, тоже нормально справлялись — сдавались правда с геморроем, но это уже курсе на 5-м было. На 3-м еще сложно.

Работал с конца 5-го курса в НетКрекере, компания весьма лояльна к студентам, но конечно, работать и учиться тяжелее чем просто работать или просто учиться — времени частенько на что-то из этого не хватало...

Если компания тебя учит, работаешь под крылом у синьеров на живом сложном проекте, тогда да, а если халтура какая-то чтоб заработать 300 баксов, то ну его! Я лично жалею что пошел работать с 3-го курса, сколько интересных дисциплин можно было глубже изучить, вместо того чтоб прогуливать пары.
Если нет возможности учиться у синьеров, ищи толковых преподов в своем ВУЗ-е, садись и копай с ним какую-то трендовую тему (дополненная реальность, робототехника, Erlang, ...), делай свой проект, пока молод, пока силы есть. Но обязательно заручись поддержкой более опытных, прислушивайся к советам, чтоб не городить велосипед и не наступать на грабли.

По специальности пошла работать на 2 курсе, совмещала как могла. К 4 курсу так обнаглела, что стала «ногами двери открывать» в деканате (образно конечно. молодая была :)) А всё почему — да потому что уже на 3 курсе увидела, что уровень моих практических знаний в профильных областях «бьет» уровень теор.знаний наших преподавателей. К 5 курсу успокоилась, перестала пытаться сломать систему советского образования, и просто давала преподавателям то, что они хотели. За это получала свободу в посещении и возможность работать фул-тайм. С трудом дождалась дипломирования и свободы. Так что всегда можно договориться. Не получается договориться на работе? Бросайте её нафиг, доучитесь нормально и найдите себе работу еще лучше.

просто давала преподавателям то, что они хотели
Ыве ысячи ублей ©Газ-мяс

Прорекламирую мою «Alma mater» в плане работы — Aquasoft (Днепропетровск). Сам начал работать с 4 курса, сначала парт-тайм — 6 часов в день, а на пятом перешел на 8 часов в день, но надо сказать, учеба страдала. Впрочем, я не жалею) Aquasoft очень неплохая компания, особенно для начала карьеры компания, в которой немало умных и сильных девелоперов, у которых есть чему научиться. Есть довольно сложные и наукоёмкие проекты связанные с CAD/CAM и математикой, в которых интересно работать.

Надо сдавать работы компьютерного практикума, получать баллы в рейтинг. У нас (КПИ, ТЭФ, программная инженерия, компьютерные науки) отчислили человека 4 с 5 курса из-за не сданных лаб по GRID-технологиям, объектно-ориентированным БД и WPF.

На 5-ом курсе все еще отчисляют? Обычно народ к этому времени расслабляется и больше времени начинает работе уделять, рассчитывая, что с 5-ого уже не выгонят..

с каждым годом всё меньше и меньше.

4 года назад, когда я поступала, нам рассказывали, что мол до выпуска дотягивает едва ли не половина студентов, а на деле вышло, что бакалаврами стали почти все — даже самые слабые.

пфф. Когда это с ФБ (если я правильно понял) вылетали? Это сказки!

а, ну с ФИ — да, с моего потока больше половины выгнали (включая меня )).

Из-за физики (в основном), которой вам оставили как кот наплакал теперь уже, т.к. абитуриенты наслышаны про репрессии физикой и перестали идти на физтех за математикой/информатикой.

Поэтому я не удивлен, что уже доучиваются.

В ФИ-х1 физики всё еще достаточно, но относятся очень лояльно.
Главный фактор «выгоняния» — Дороговцев)

А студентов, кстати, с каждым годом больше и больше набирают, да и проходной балл и конкурс растут.

Набирать-то набирают, но олимпиадники уже не особо идут, после Рыбака и ко и не было никого, а это показательно.

Дороговцев еще няшечка.

олимпиадники уже не особо идут,

Да, это правда, олимпиадники сейчас идут в КНУ.

Когда я учился на ФБ, с бюджета — почти никого не выгоняли, а вот контрактники летели со свистом. Чуть ли не полгруппы с первой же сессии.

ну контрактников ФБ-23 у нас расформировали после первого же курса.

Тоже самое, с бакалаврата их человека 3 выпустилось

В продолжение. Этих 4 или 5 человек отчислили специалистов, у магистрантов — GRID-технологи в следующем семестре. К преподавателю вчера (до начала семестра) подходит староста группы магистрантов с тезисами: «мы не хотим как специалисты», «хотим сделать и сдать лабы сначала, вовремя» )))) Так что воспитание против тотального забивания работает.

В категории 81-200 нет Sitecore. IMHO идеальное место для студента, чтобы начать карьеру.

Таблица не создавалась как полный список компаний, где берут студентов, это просто срез мнений менеджеров, чтобы создать представление о ситуации на рынке. Что-то вроде «средней температуры по больнице», только в хорошем смысле)

Но за упоминание спасибо.

Начал работать на 3-ем курсе — 50 на 50. На четвертом почти год только учился, так как получал паралельно второе. С конца четвертого курса учился в КПИ и КНЕУ (на вечернем) и работал 70% времени. Получалось выбирать несколько дисциплин, на остальные забивал, из-за чего не получил красный диплом. Преподы в КПИ относились более-менее, начиная с 4-го курса у нас работала на фултайме половина группы.

Сейчас бы не получал второе высшее, а просто шёл на работу с курса 3-го, и учил Coursera.

Активно говорю людям что программистом стать реально и без профильного образования.
Двое знакомых перешли работать из аналитиков в девелоперы.

Олег подтвердит, что преподы люди не злобные, главное не надеятся, что все будет сдано в последний день.

факультет видимо попался полупроходной.

мне не с чем сравнивать, на примате не учился. Думаю что если выбирать и сразу учить сложные предметы или требовательных преподов, похожим образом можно учится на любом.

В конце второго курса устроился на работу. На учебу сильно забивал, часто был на грани вылета, но все таки получил корочку специалиста которую до сих пор не забрал. Спасибо КПИ :)

я тоже свою корочку бакалавра еще не забрала))

Если будут мысли подаваться работать зарубеж — рекомендую забрать заранее. Мне в аналогичной ситуации пришлось немало бабла и нервов потратить, когда внезапно возникла необходимость.

бабла на что? Восстановление диплома стоит 30 грн и 10 минут для написания заявления и подписания у декана.

Билеты на внеочередной перелет Амстердам-Киев-Амстердам, срочный перевод и апостилирование. Сам диплом — да, без проблем, но накладные расходы могут быть существенные.

а, ну так с этого и надо было начинать

В большинстве вузов так преподают, что проще перейти на заочку, а главное полезней (в плане опыта). Проработав месяц на реальном проекте, я получил больше опыта, чем за год в универе.

После 4-го курса устроился на работу и совмещал стационар с фултайм работой.
Где-то были лояльные преподы, где-то приходилось дать бутылку или чего больше, а где-то приходилось реально учить.

Слава богу от учёбы уже избавился и теперь не нужно паралельно с работой учится. Но в целом совмещать учёбу и работу вполне реально.

О качестве нашего образования лучше помолчу, так что считаю все молодые программисты в здравом уме уже на 3-4 курсе могут идти работать. Благо спрос сейчас большой.

Спрос на синьеров большой, но на джунов я бы никак не назвал текущий спрос большим.

На толковых джунов спрос есть всегда. Надо только уметь учиться и уметь это показать (т.е., уже чему-то научиться прежде чем слать резюме).

На толковых специалистов всегда есть спрос ;)

Підписатись на коментарі