Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Определите ожидания, фильтруйте речь и не отзывайтесь плохо о коллегах. О стратегии поиска новой работы

Рано или поздно каждый из нас сталкивается с задачей найти новое место работы. Причины могут быть разными: кого-то сократили, кто-то вырос и хочет идти дальше, а кому-то просто все надоело, хочется сменить обстановку. Эта статья будет полезна всем, кто планирует искать работу или уже в процессе. Я расскажу про свой опыт поиска и стратегию, которую для себя выработала.

Я работаю бизнес-аналитиком в IT вот уже три года. На текущий момент — в компании J:Mind.Systems, до этого еще три года проработала в финансовой сфере. За это время успела пройти собеседования как в роли джуна, так и в роли более зрелого сотрудника, а также получить опыт проведения собеседований. Так что, побывав по обе стороны баррикад, хочу поделиться своими знаниями, возможно, кому-то именно сейчас это актуально.

Иллюстрация Марии Рыбак

Собеседование кандидата с опытом и без. Отличия

Начну с того, что собеседование на позицию без опыта кардинально отличается: тут не позадаешь вопросы про предыдущую работу, что делал, как и так далее. Главное, что проверяют у кандидатов без опыта — это софт скилы. К примеру, по BABOK от бизнес-аналитика ожидаются:

  • этичность;
  • ответственность;
  • надежность;
  • тайм-менеджмент;
  • адаптируемость.

Но в целом специалист должен уметь нести ответственность за свои слова и поступки, уметь самоорганизовываться и находить общий язык с любым человеком! Ведь кому, как не БА, приходится общаться с самыми разными личностями. И далеко не всегда дружелюбными!

Что также важно для БА — это умение мыслить логично, и именно этот навык любят проверять на собеседованиях у джунов. Помню свое первое успешное собеседование на позицию Junior BA и первый офер! Как же я была счастлива его получить! Меня тогда прогнали по базовой теории по БА, затем проверили общие знания и понимание процессов разработки ПО. А затем пошли задачки на логику! Я уже слабо помню точное условие задачи, но было что-то вроде этой про циферблат. В целом к такому сложно подготовиться: либо у вас математический склад ума и вам легко даются задачи на логику, либо нет. Можно, конечно, тренироваться и регулярно проходить подобные задачи — их легко найти на просторах интернета. Но все же это будет сложно, если вы больше лингвист по жизни. Мне кажется, это верная тактика проверять логическое мышление, так как аналитику без логики будет очень тяжело.

Тогда я ответила не на все вопросы, и собеседующий составил список тем, которые нужно подтянуть, после чего дал мне неделю все выучить! Я не растерялась и все время упорно училась, получив в итоге свой заветный офер! Кстати, этот поинт мне тоже понравился. Если буду когда-нибудь собеседовать джуна к себе на проект, то обязательно проверю!

Умение и желание учиться — это очень важно на первых порах и, конечно же, немаловажно в дальнейшем. Мне кажется, в целом сложно попасть и удержаться в IT-сфере тем, кто не готов в свое свободное время заниматься самообразованием!

Моя тактика поиска работы

По своей натуре я стратег и люблю все планировать, продумывать до мелочей. Поскольку я не раз проходила собеседования, то успела сформировать свою тактику поиска работы, которой и хочу поделиться.

Вначале поиска я задаю себе несколько важных вопросов:

  1. Почему я решила искать работу?
  2. Что я ожидаю от нового места работы?
  3. Как быстро я хочу найти ее?
  4. Какую зарплату я хочу?
  5. Сколько я буду готова уступить, если очень понравится место, но не буду проходить по вилке?

Конечно, я изучаю рынок, анализирую, сколько есть вакансий, релевантных моему опыту, какие тенденции по зарплате у кандидатов со схожим опытом, какие требования к ним на вакансиях, которые мне подходят.

Перед тем как составлять резюме и рассылать его, я всегда изучаю требования к кандидатам, смотрю, что мне нужно подучить, а также вспоминаю общую теорию по БА.

Как только я вспомнила все, что было нужно, и подучила новое, составляю резюме. Далее открываю свой аккаунт на Djinni, актуализирую информацию и активирую его. Я очень не люблю растягивать поиск работы надолго, и часто он у меня занимает 1–3 месяца. За это время я успеваю пообщаться почти со всеми компаниями с открытыми вакансиями на рынке. Если я понимаю, что моего опыта недостаточно для желаемого дохода, я останавливаю поиски и занимаюсь саморазвитием.

И чтобы весь процесс поиска сделать максимально быстрым, я не сижу и не жду у моря погоды, пока мне кто-то напишет, а всегда пишу первой (на заметку интровертам, так сказать).

Сначала пишу не всем, у меня есть свой список компаний, которые нравятся. Выбрала я их со временем по тому, насколько интересные продукты они выпускают, какие отзывы я слышу от их сотрудников, на слуху ли компания. Я проверяю, есть ли у компании открытые вакансии по моему профилю и подхожу ли я под них. Далее смотрю по проектам, какие домены мне интересны. Все компании, которым я пишу на этом этапе, обязательно проверяю по отзывам и рейтингу на DOU.

Далее выжидаю неделю. Если ответов и назначенных собеседований было мало, снова шлю резюме уже на вакансии, которые мне понравились чуть меньше или вызвали какие-то сомнения. Параллельно обращаюсь в те компании, которые мне нравятся, но уже напрямую рекрутеру, даже если у компании нет открытой вакансии.

Это важный момент, так как многие компании перед тем, как выставить вакансию на рынок, сначала ищут специалиста у себя или по рекомендации. Кстати, если кто-то из знакомых работает в крупных компаниях, просите порекомендовать вас, ведь так выше вероятность попасть на техническое собеседование.

Параллельно я повторно шлю резюме с периодичностью раз в неделю на те вакансии, где никто ничего не ответил. Ведь писем за день может быть много и ваше письмо могло потеряться в куче.

Ну и самый последний вариант на случай, если работа нужна срочно, а пока тишина — просто рассылка резюме на все открытые вакансии! Ведь часто кандидаты, просмотрев требования, сами решают, что они не подходят, а на самом деле очень даже подходят! Поэтому, если написано Advanced English, а у вас Upper, не стесняйтесь отправить резюме, быть может, вам повезет и этот критерий окажется не самым важным в их списке!

Кстати, ищу я только на DOU и Djinni, другие порталы мне не нравятся. Максимально удобен для навигации именно Djinni, но так как на нем бывает меньше вакансий, чем на DOU, я проверяю оба варианта (P. S. Djinni активно развивается, так что ситуация могла измениться).

Моя тактика прохождения собеседования

Как только первое резюме отправлено, уже нужно быть готовым к звонку от рекрутера. Помните про самые частые вопросы при таком звонке:

  • «Расскажите о себе»
  • «Почему решили найти новое место?»
  • «Что ожидаете от компании?»
  • Общение на английском
  • Договоренность о дальнейших этапах.

Также во время звонка рекрутер рассказывает подробно все формальности: как оформляют, какие есть плюшки, где находится офис и так далее. Стоит внимательно слушать, чтобы не задавать вопросы о том, что уже было сказано.

Итак, первый этап пройден, резюме разослано, и вот он, заветный звонок от рекрутера, краткое общение 15–20 минут на общие темы. Приглашение на собеседование уже у вас в кармане!

В разных организациях по-разному, но чаще всего в компании есть несколько этапов собеседований:

  • Созвон с рекрутером.
  • Техническое собеседование.
  • Тестовое задание.
  • Собеседование с менеджером, СЕО или клиентом.
  • Заветный офер.

Как только я получаю приглашение на собеседование, снова открываю сайт компании и подробно изучаю, чем она занимается, какие есть проекты. Я это делаю, чтобы, во-первых, понимать, куда вообще иду, во-вторых, чтобы задать уточняющие вопросы о том, что мне интересно, но что найти не удалось.

Далее я снова открываю вакансию этой компании и проверяю, все ли я знаю и помню по требованиям. Если вижу новые для себя аббревиатуры или понятия, обязательно гуглю!

На собеседование я всегда прихожу за минут 15–20, очень не люблю, когда кто-то опаздывает, и сама стараюсь быть вовремя. Плюс есть возможность осмотреться вокруг офиса, оценить, насколько сложно добираться.

Часто собеседования начинаются с «расскажи о себе». Поэтому всем, кто нервничает, чтобы не растеряться на месте, лучше заранее подумать над ответом. Часто люди теряются и забывают, что могут о себе рассказать. Все зависит от позиции, на которую идешь. Если опыта нет и это должность Junior, не стесняйтесь, расскажите про свое образование, принимали ли активное участие в студенческой жизни, волонтерстве, организации мероприятий и тому подобное. Это все будет бонусом и покажет, что вы проактивный человек. Если вы участвовали в языковых школах или активно изучаете языки — тоже поделитесь.

Можно описать любые свои достижения. Если это спорт — расскажите про спорт. Так как опыта нет, собеседующим это будет интересно послушать, чтобы понять, какой человек перед ними. Если идете на Middle-позицию, важно рассказать про свое текущее место работы, какие обязанности у вас, с какой командой работаете, над каким проектом (в рамках NDA, конечно). Ну а если это Senior-позиция, то, конечно, важно упомянуть о том, как ваша работа позитивно повлияла на проект или компанию в целом. Может, вы организовали какие-то новые процессы, автоматизировали их или даже провели внутренние мероприятия по обмену знаниями. Любые достижения должны быть упомянуты, поскольку от Senior уже ожидают не просто работу в рамках обязанностей, а инициативность и умение принести дополнительную value компании.

Очень важно не молчать и не сдаваться сразу, если чего-то не знаете. Ведь умение выходить из сложных ситуаций — прекрасный навык. Даже если человек не знает правильного ответа, но пытается его найти, рассуждает вслух — это всегда плюс. К тому же, когда рассуждаешь вслух, тебе могут подсказать, если видят, что в целом ход мыслей правильный.

Также, на какую бы специальность человек ни шел, вопросы про Agile/Waterfall или SDLC будут часто звучать. Если чего-то не знаете или знаете плохо, стоит ознакомиться с понятиями.

Знаю по себе: если на большинство ответов я ответила правильно и собеседование прошло на позитивных нотах, то и фидбэк будет позитивным.

Тестовое задание есть не во всех компаниях. Но там, где оно есть, важно сделать его в оговоренные сроки, особенно если сроки спрашивали у вас. Если задание вы выслали после дедлайна, это говорит о вашем неумении оценить свои трудозатраты.

Но у тестовых заданий есть и другая сторона медали: когда на их выполнение необходимо от двух дней, когда еще до общения с компанией сразу шлют тестовое и когда не отвечают после того, как человек сделал и выслал. В таких случаях я смотрю, насколько сильно мне нравится компания. Малоизвестная организация, объемное или высланное еще до общения задание — для меня это знак, что не стоит здесь тратить свое время.

Ну и последний и самый интересный этап — это собеседование с клиентом или CEO компании. Обычно цель такого интервью — проверка софт скилов и общее ощущение от общения с кандидатом. Если вы позитивный, открытый человек, то проблем не будет. Как-то особенно готовиться к такому собеседованию я не вижу смысла, поскольку в каждой компании оно проходит по-разному. Главное не волноваться!

На этапе собеседований нужно уметь себя «продать». Знаю не один кейс, когда кандидат действительно силен технически, классный как человек, но так нервничает во время собеседования, что портит мнение собеседующих о себе и не показывает лучшие свои качества. Не надо так! Раньше я тоже часто волновалась перед собеседованием, но потом поняла одну простую истину: собеседование — это сделка двух сторон. Не только вас оценивают как кандидата, но и вы оцениваете компанию как будущего работодателя. Выбирают обе стороны, и это важно помнить, изучать компанию, задавать правильные вопросы. Ведь потом в случае успешного прохождения и получения офера именно вам ходить на эту работу, заниматься этим проектом и общаться с этими людьми. И только от вашего выбора сегодня зависит, будете ли вы завтра лететь в офис с удовольствием или ненавидеть каждый свой рабочий день!

Как готовиться к собеседованию, чтобы его пройти

Тут, наверное, я больше буду отталкиваться от опыта проведения собеседований, поскольку со стороны лучше видно болевые точки.

Итак, человека, который не готовился к собеседованию, видно за километр, особенно если это вакансия джуна. Так делать не надо! Перед собеседованием обязательно пройдитесь по основной теории своей специализации, вспомните, где и что на практике применяли, просмотрите описание вакансии. Будьте готовы к вопросам по своему направлению на все 100%. Можно погуглить а-ля «вопросы на собеседовании по бизнес-анализу» и хотя бы по ним пройтись.

Также немаловажно изучить общую теорию по методологиям управления проектами и знать все этапы разработки ПО и свои задачи на каждом этапе.

Важно почитать о компании, в которую идешь. Кандидат, который на вопрос, «Что вы слышали о нашей компании?», отвечает «Ничего», сразу получает минус в карму. Потому что ему не интересно, где он будет работать. Или он начнет интересоваться этим вопросом только на этапе офера и тогда может открыть для себя явные минусы и отказаться. Не ленитесь прочитать хотя бы пару строк о том, продуктовая это компания или аутсорс, а также — в каком домене она работает.

Еще хороший бонус для себя — почитать про тех, кто будет проводить собеседование, если имена собеседующих добавили в письмо-приглашение. Так можно понять, кто есть эти люди, и примерно прикинуть, по каким областям они будут задавать вопросы.

Вспомните английский, если давно не было разговорной практики. Будет полезно в голове проговорить такие темы, как хобби, ежедневные обязанности на работе и самопрезентация, возможно, о чем-то из этого спросят именно для проверки английского.

Важно быть дружелюбным. Кандидаты, которые по любому поводу спорят, проявляют агрессию и не идут на компромиссы, скорее оставят о себе негативное впечатление.

Стоит фильтровать свою речь. Даже если выбрали для себя, допустим, бизнес-анализ как метод «войти в IT» и в дальнейшем через годик хотите уже перескочить на какую-то менеджерскую позицию, то лучше об этом не говорить на собеседовании. Вряд ли кому-то понравится кандидат, который изначально не планирует задерживаться надолго в компании. Это как минимум экономически невыгодно для работодателя.

И важное правило: не стоит отзываться негативно о прошлом работодателе или коллегах, так вы покажете себя не в лучшем свете. О бывших работодателях — как о мертвых. Либо хорошо, либо никак.

В конце каждого собеседования работодатель обязательно спросит, есть ли вопросы к нему. И вот тут запомните: вопросы должны быть всегда! Хотя бы парочка. Так кандидат показывает свою заинтересованность в компании! Спросите про процессы, команду, про свой первый рабочий день, проекты. Что-то, что покажет: вам интересно узнать, как компания живет, чем дышит!

И напоследок, если в оговоренные с рекрутером сроки вы не получили обратную связь, проявите инициативу и свяжитесь с ним сами (снова на заметку интровертам и всем, кто ну очень не любит писать первым)! Вы покажите свою заинтересованность в этой вакансии, выделитесь из толпы. Будьте настойчивыми! Но не путайте с навязчивостью. Никто не любит тех, кто выпрашивает работу или звонит по 100 раз в день! Важно найти ту самую золотую середину.

У меня был опыт, когда компания «кормила завтраками» и в течение месяца оттягивала фидбэк. Но благодаря моей настойчивости и постоянных напоминаниях о себе меня таки позвали на финальное собеседование — и я отвоевала свой офер! Правда, он уже был неактуален, поскольку я приняла предложение другой компании. Но это уже совсем другая история.

На чем люди часто валятся

Для себя я выделила топ ошибок кандидатов на собеседованиях, из-за которых они получают негативный фидбэк. Это только мое наблюдение, и я не претендую на истину. Итак, вот они.

Уровень английского не соответствует указанному в резюме. Для вакансий, где английский очень важен, этот пункт критичен. Если нужен минимум Upper, а приходит человек, который не может связать два слова — это сразу отказ. И хотя проверка английского часто субъективна, все же есть негласное правило. Если пишут в вакансии Pre-Intermediate, то ждут человека, который сможет читать или писать таски на английском, но общаться ни с кем не будет нужно. Если Upper-Intermediate — от человека ожидается отличное владение письменным английским и умение понять и ответить на вопросы заказчика, спокойно, без кучи ошибок и волнения. Ну а Advanced — это уже уверенное владение, широкий и разнообразный словарный запас, уверенное общение с носителями языка, с минимальными ошибками или вообще без них.

Неподготовленность к техническому собеседованию. Это очень хорошо чувствуется. Одно дело, когда человек не может ответить на сложные вопросы. И совсем другое — когда валится на базовых.

Незнание SDLC. К сожалению, казалось бы, элементарный вопрос, но люди часто сыпятся на этом. Проблема в том, что если человек работает на проекте, который уже давно вышел на рынок и находится на этапе поддержки, то он смутно представляет, как же выглядит процесс с нуля, и часто не может объяснить, что такое MVP.

Волнение. От него все путаешь и забываешь. Особенно волнение усиливается, когда на интервью приходит от пяти собеседующих. Такая обстановка может подкосить уверенность любого.

Плохие отзывы о прошлом начальстве, компании или коллегах. Когда слышишь от кандидата негатив в сторону бывшей компании, коллег, понимаешь, что это может говорить о нескольких моментах: человек ищет виноватых и не принимает свои ошибки; человек негативно настроен и в будущем будет о тебе отзываться так же, как сейчас о бывших коллегах; человек токсичный и может негативно повлиять на коллектив, а значит и на качество работы в целом.

Рассказ о своих планах в ближайшем будущем сменить направление. Это, конечно, круто, если человек амбициозный и не собирается останавливаться на достигнутом, а строит планы двигаться дальше и развиваться в сторону менеджмента или другого направления, но когда работодатель слышит от кандидата «я решил начать с бизнес-анализа, а через годик перейти в ПМ или тестировщики», то вряд ли захочет брать сотрудника на год. Ведь с высокой долей вероятности он даже не окупит затраты компании. Другое дело, если компания целенаправленно ищет сотрудника с дальнейшем развитием как лид команды, все зависит от конкретной ситуации. Если не спрашивают, лучше ничего не говорить о своих планах.

Указанные знания и навыки не соответствуют действительности. Написал человек о знании UML, что-то спрашиваешь, а он не знает. Написал, что знает SQL, задаешь базовые вопросы, а он молчит. Так делать не стоит, в резюме нужно писать только то, что точно знаешь и сможешь рассказать.

Выводы

Ценно и полезно проходить собеседования. Именно там можно трезво оценить себя, понять свои слабые и сильные стороны. Также на нем можно узнать много полезного от собеседующих: про их опыт, процессы в компании, услышать фидбэк и советы о том, где и что можно прокачать.

Однажды на собеседовании я узнала про интересные курсы, которые в дальнейшем мне не раз пригодились (для БА рекомендую этот), получила мотивацию на саморазвитие и познакомилась с интересными людьми.

В собеседованиях важны две вещи: быть к ним готовым и воспринимать их позитивно. Не как испытание, а как неповторимый опыт и двигатель собственного прогресса. И тогда обе стороны этого процесса будут довольны!

Я поделилась лишь своим виденьем, идеями и опытом. На истину не претендую. Надеюсь, кому-то эта статья пригодится! Удачи!

P. S. Если у вас были интересные случаи прохождения или проведения собеседований, пишите в комментариях. Это точно будет полезно :)

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось22
До обраногоВ обраному7
LinkedIn

Схожі статті




18 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

самые смешные собеседования я посещаю в компании эрат. из спортивного интереса где-то раз в полгода чтобы порадовать рекрутёра соглашаюсь поговорить с техническими людьми. и каждый раз собеседовать дедушку приходят два-три двадцатитрёхлетних синиора и задают те же самые глупые вопросы из энциклопедии, ничего не меняется в их тактике найма вот уже лет пять по меньшей мере. ребята, давайте лучше поговорим в каком навозе индийского наследия нам с вами приходилось копаться в кровавом энтерпрайзе и по каким граблям ходить, а не в 1001 раз о сборщике мусора, немутабельных строках и как юзинг превращается в трайфайнали...

На ваш взгляд, с какой частотой следует проходить собеседования «для тренировки», просто чтобы смотреть, что сейчас в тренде по твоей специальности и поддерживать скилл прохождения собеседований на должном уровне?
(вопрос к автору и к комментаторам)

Думаю, нужно смотреть по ситуации. Обычно бывает так что пришел на новое место и первые полгода нагрузка на максимуме потому что новый проект, новая компания, новые люди. Но со временем нагрузка понижается, к проекту привыкаешь и чтобы не останавливаться в развитии и следить за рынком, можно где-то через 9-12 месяцев пробовать.
Но в целом как только возникает ощущение застоя, как будто нечего взять нового, то точно стоит пройтись и понять что еще можно подучить, попробовать, куда сходить. Все зависит от опыта и направления.

Спасибо за ответ)
Значит пора :D

О бывших работодателях — как о мертвых. Либо хорошо, либо никак.

На самом деле фраза оборвана и звучит так: «Либо хорошо, либо ничего кроме правды»

Як перестати бути собою на час співбесіди, влаштуватися аби-куди «хоч тушкою, хоч опудалом», а потім героїчно прєвазмаґать жрання кактусів у некомфортних та нетипових для себе умовах...?

p.s.

О бывших работодателях — как о мертвых. Либо хорошо, либо никак.

Ви хоч походження, а зокрема — первинний зміст вислову гляньте якось, для розширення, так би мовити, світогляду ;)

Перед собеседованием обязательно погуглите «вопросы на собеседовании ...», а то уже устали... :)

Підписатись на коментарі