×Закрыть

Антитроллинг, или Три причины для коммуникационной осмотрительности

[Об авторе: Михаил Завилейский — Organisational architect в DataArt. До прихода в компанию 10 лет работал программистом и менеджером]

Сексизм, расизм, эйджизм, ксенофобия, буллинг... Вроде как все согласны, что эти слова означают что-то плохое, и всем кажется, что к нашей прогрессивной сфере они не относятся. Зачем только западным компаниям навязывают обязательные политики борьбы с подобными явлениями? Но проблема в том, что их жертвы обнаруживаются регулярно, и это не дым без огня.

Никто никого не трогает физически (бывает, конечно, всякое, но очень редко — это уже то ли экзотика, то ли уголовка). Значит жертвы — это те, кто просто обиделся. «А на обиженных воду возят...» Тем не менее есть много причин заботиться о чувствах коллег, и причины эти далеко не умозрительные.

Аспект первый — экономический

Мы, профессионалы, учимся всю жизнь, оттачиваем навыки, копим опыт, строим репутацию. Зачастую кажется, что ты в одиночку можешь все, дело за малым — нужно бесконечно много времени. А тут в сутках всего 24 часа, да и неохота работать так, чтобы на отдых сил не оставалось. Потому приходится работать группами, и предел возможностей все чаще зависит от того, сколько ресурсов ты сможешь мобилизовать для решения собственной задачи. Сколько наставников захотят работать с тобой? Сколько менеджеров позовут тебя в сложные проекты? Сколько экспертов придут тебе на помощь в борьбе с проблемой? Сколько коллег пойдут за тобой, когда ты окажешься лидером?

Мобилизационный рычаг — важный коэффициент, на который умножается наша профессиональная крутизна. Для этого нужно поддерживать хорошие отношения с коллегами. Это не всегда просто, ведь коллеги — они... разные. Да, вкладываться в дружбу с каждым не получится. Но можно постараться отношения не портить.

Проще говоря, не стоит обижать коллег, особенно тех, которые обижаются. Да, лучше бы не обижались, но есть ли у нас право и возможность переделывать других? Можно спорить, но я уверен, что в растущей организации рассчитывать на это непрактично.

Это в двух словах, а для тех, кто хочет копнуть чуть глубже, — немного анализа.

Работая с коллегами в коммерческой организации, мы все используем друг друга для совместного зарабатывания денег, мы сотрудничаем, и отношения строятся сами по себе. Но копится и раздражение, агрессия — это встроенное и неизбежное свойство едва ли не всех существ, обладающих развитой нервной системой.

Мы унаследовали от предков несколько способов выплескивания накопленной агрессии:

  1. Напасть на соседнее племя или внутреннего врага. Желательно убить — мертвые не обижаются и не мстят. Еще полезнее — съесть. Все это рационально, но в современном обществе реализации таких сценариев мы не хотим.
  2. Направить агрессию вниз по иерархии — существующей или созданной на лету. Это безопасно и помогает эту иерархию укреплять. Так элиты обеспечивают доминирование.
  3. Направить агрессию вверх по иерархии, совершить попытку переворота и получить шанс занять доминирующую позицию. Потому хитрые элиты и боятся обижать уязвимые социальные группы.
  4. Разрядить агрессию в сторону объектов далеких и/или не слишком опасных — неодушевленных или просто тех, которые «не слышат». Пользу из таких поношений можно извлечь и психологическую, и социальную — дружить против кого-то всегда проще.
  5. Разрядить агрессию в социально приемлемой форме. Спорт, воображаемое надругательство над источником раздражения, выпивка, компьютерные игры работают хорошо, хотя сопряжены с определенными затратами и рисками.
  6. Особое место в социально приемлемой сфере занимает юмор. Вообще, уместная шутка в своей среде помогает и всегда под рукой. Только вот сделать её социально приемлемой в широком кругу становится все труднее, о чем речь пойдет в описании второго, технологического аспекта.
  7. Самая высокая и оптимальная форма сублимации — творчество. Быть ярким, экспрессивным, глубоким без толики агрессии трудно. А результаты творчества людям обычно нравятся. Не все и не всем, но почти все — хотя бы кому-то.

Теперь посмотрим на список сверху. Какие пути не портят отношений? Пункт 1 недоступен. Все эти «-измы», «-фобии» и буллинг, вместе с борьбой с ними, иллюстрируют взаимную аннигиляцию п. 2 и 3, осознанную, кстати, экономически преуспевающими обществами. Я призываю обратить внимание на п. 5 и 7. 4 и 6 эффективны, но сложны, о сложностях — ниже.

Причина вторая — технологическая

Мы можем прослыть сексистами и ксенофобами из лучших побуждений, а травля родителями вроде как любимых детей встречается не так уж редко. Виной тому — несоответствие наших внутренних ощущений наблюдаемой реакции окружающих. Милое подтрунивание может обернуться серьезной обидой, нелицеприятные оценки в адрес общего знакомого станут ему известны, очевидная истина окажется для кого-то святотатством. Дело в том, что сообщение, которые мы посылаем, не доходит до адресата неизменным. Оно искажается средой, которую мы не контролируем, и взаимодействует с контекстом получателя.

Многокультурная среда и интернет усугубляют проблему стократ. Мы с легкостью отправляем сообщения огромному количеству получателей и, если что-то может быть понято неправильно, оно будет понято неправильно.

У меня есть чувство юмора, но оно требует определенного избытка мыслительной энергии. Сильно уставший, я могу не оценить изящной шутки, зато посмеяться над брутальным юмором или старыми анекдотами. Отдохнув, я объявлю те же шутки и анекдоты пошлостью или баянами. А кто, стучась в «Скайп», видит состояние адресата?

Я слышал предложение шутить над другими только так, как ты готов пошутить над собой. Сомневаюсь, что это работает. Даже над собой шутить непросто. Если кто-то не уловит шутки, то воспримет сообщение как признак неуверенности или неадекватности. Даже экспрессивные выражения чреваты. Тут мы встречаем еще одну проблему — сеть режет модальности.

Совершив ошибку, вы в сердцах можете воскликнуть: «Вот же я идиот!» Знакомый или просто кто-то слышащий вашу интонацию адекватно воспримет возглас как смесь извинения и оправдания. Но при передаче через сеть иногда происходит странное — контекст отваливается. Через месяц вы узнаете, как кто-то упомянул, что даже вы сами себя признали идиотом. Но еще хуже, когда контекст достраивается. Подумайте, сколькими разными способами может быть воспринята фраза: «Ну вы отожгли!» — в зависимости от настроения реципиентов?

Увы и ах — я призываю вообще исключить юмор из корпоративных контекстов, которые вы не ощущаете или не контролируете. Живое очное общение в своей рабочей группе требует адекватности и такта, не более, а без шуток на рабочем месте было бы слишком скучно. Но голосовое общение на дистанции уже создает риски. Эпистолярный жанр вообще для юмора подходит мало, шутить в чатах — очень рискованно. Нужно десять раз подумать, перед тем как поделиться своим бесценным мнением или искрометной шуткой, используя рассылку. Наконец, с клиентами стоит шутить, только если уверен в том, что делаешь, на все 100.

Шутить иногда даже опаснее, чем послать куда подальше. Если вы с кем-то поругались, наверное, сможете и помириться, или хотя бы будете знать, что конфликт имеет место. Неудачно понятая шутка оставляет вас в неведении о причинах возникшего отчуждения.

Стоит воздержаться от выставления оценок, совместного обсуждения, а хуже того, поношения, третьих групп. Все тайное становится явным — сколько политиков уже нажили неприятностей из-за неумения общаться аккуратно.

Тем, кому хочется копнуть глубже, я предлагаю подумать над соображениями модной эволюционной психологии. Сразу оговорюсь, что в этой области трудно сказать, где наши поведенческие шаблоны явились результатом отбора на поздних стадиях, а где достались в наследство от далеких предков.

Первое правдоподобное рассуждение гласит, что виды, склонные отвергать сородичей по минорным отличительным признакам, эволюционировали быстрее. Подвиды у них изгонялись, а не поглощались основной популяцией. Собаки уж на что разные, а вид один — легко скрещиваются и одворняживаются. А вот сапиенсы перебили всех родственников, которых потом долго принимали за переходные звенья в цепи эволюции. Так что склонность подмечать различия и осуждать не таких, как мы, скорее всего, досталась нам генетически.

Теперь еще немного про страх и агрессию. Длительное время человечество состояло из конкурирующих семейных, клановых групп. Члены группы помогали друг другу, способствуя ее выживанию и росту. Но как в случае нехватки еды воевать с соседями, не разрушая отношений? Объявив их чужими, к которым неприменимы наши «человеческие» нормы. А чтобы было не так страшно — ославить или, даже лучше, осмеять их.

Да, хорошие шутки, розыгрыши, беззлобные сплетни и разговоры «с телевизором» часто полезны: снижают уровень напряжения, работают в качестве «прививки», снижая чувствительность и обидчивость. Но перешагнуть грань легко — об этом нужно помнить.

Аспект третий — профессиональный

Приходится признать, что стереотипические профессионалы часто имеют два лица. Они подчеркнуто серьезны с клиентами, хотя в кулуарах бывают циничны, завистливы и конфликтны. Юрист-приколист, саркастичный доктор, игривый аудитор или водопроводчик-ловелас интересны, скорее, как персонажи телесериалов, в реальной жизни мы бы предпочли кого-то более обычного.

Дело в том, что мы хотим, чтобы к нашим проблемам относились серьезно. Любой клиент ожидает деликатности и аккуратности, ведь профессионал вторгается в чужое пространство: в чужую квартиру, бизнес, в брюшную полость или IT-инфраструктуру. Понятие профессиональной этики знакомо всем.

Потому профессионалы — да, бывают скучными и общаются аккуратно до занудства. Потому большинство IT-специалистов не спешат причислять к профессионалам, т. к. в индустрию часто идут те, кто любит технологии чуть больше, чем людей.

Опытные потребители IT обрастают толстыми шкурами, они готовы принять нас любыми, забирая за это большую часть денег, которые генерируют созданные нами активы. Неопытные щедрее, но им приходится тяжело.

Как же стать настоящими профессионалами? Рост наших коммуникационных навыков во многом определяет внутренняя среда компании. Для развития здесь не всегда нужны жесткие корпоративные правила. Иногда стоит всего лишь попробовать относиться к коллегам, как к клиентам. Это ежедневный тренинг, доступный нам естественным образом. Нужно учиться распознавать свои ошибки как ошибки и учиться их не повторять, отказавшись от инстинктивного желания каждый раз отстаивать свои правоту или право на индивидуальность.

«Быть доктором — не значит не болеть», — сказал Адизес. Мне раз в неделю бывает стыдно за что-то, сделанное неоптимально, а раз в месяц — за то, что я не сдержался. Но я вижу прогресс и при этом множество возможностей, упущенных из-за неумения более эффективно общаться в прошлом. Я с благодарностью и гордостью наблюдаю за прогрессом коллег, которые осознанно работают над собой.

Я люблю рассуждать, что карьера — цепь решений, которые за нас принимают другие. Эти решения люди принимают не на основании того, что мы есть, а на основании того, как они нас помнят. Чем больше наш образ похож на образ истинного профессионала, тем быстрее будет наш рост.

Коммуникационные технологии — то же самое программирование со своим богатым арсеналом. Только программируем мы не software, a peopleware. Здесь манипуляции соответствуют заплаткам и воркэраундам, которые быстро решают текущую проблему, но дорого обходятся в будущем. А умение профессионально общаться дает тем большее конкурентное преимущество, чем труднее ему научиться.

62 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
голосовое общение на дистанции уже создает риски

 В статье затронута серьезная тема. К сожалению, комментарии показывают, что выбор аудитории далек от идеального.

агрессия — это встроенное и неизбежное свойство едва ли не всех существ, обладающих развитой нервной системой

 В этом месте прижился ненаучный, ложный и даже вредный постулат. Еще и к размытому термину.

А почему постулат плохой? Понятно, что агрессию можно и нужно контролировать, но поведенческий механизм действительно распространён очень широко, этологи наблюдали агрессивное поведение у большинства доступных наблюдению видов.

Термин «агрессия» размыт — в разных случаях разные авторы под ним подразумевают разные явления. Включая полезные. Поэтому говорить о природе того, что не определено, преждевременно, мягко говоря.

После определения термина можно будет говорить лишь о гипотезах, нельзя постулировать встроенность и неизбежность. Наблюдения результатов педагогики, которая далека от идеальной, не является доказательством. Иначе паразитов тоже можно записать в природные и неизбежные явления, которые должны быть свойственны и людям.

Ну не все науки точные, и даже не все научные. А «наука о бизнесе» одна из самых ненаучных. Я вообще далёк от идеи делить вещи на плохие и хорошие безотносительно вопросов «для кого» и «когда». Но я никогда не слышал, что педагогика может подавить агрессию (таблетки или хирурги — да, могут, но дорогой ценой). Нас учат жить с ней в мире и не мешать окружающим, в основном. Но и проявлять инструментальную агрессию учат тоже, Родину защищать, например...

Педагогика и психология — молодые науку. Но в них есть уже более чем одна гипотеза.
Если под «агрессией» подразумевать «вспышки ярости», то устранение причины или упражнение альтернативных видов разрядки вполне могут ослабить приступы без прибегания к хирургии.
Если под «агрессией» подразумевать «движущую силу жизни» или «силу выживания и роста», то психотерапевты начнут рассказывать про «неполное отделение от материнской фигуры», которое опять же родом из детства.
Если под «агрессией» подразумевать «разрешение разрушать», то тут прямая дорога к воспитанию, включая перевоспитание взрослых.
В общем, учителя бывают разные.

Конечно. Я имел в виду просто желание сделать с другим что-то в нежелательной для него форме :). Когда желание возникает, причины находятся, если нет ещё и желания так не делать...

А еще есть агрессивно-пассивное поведение.

Ага, занудство тут на первом месте.

Занудство — неопределенный термин. Это индикатор эмоций наблюдателя, а не качество оцениваемого.
На первом месте сарказм. Другие признаки пассивной агрессии (из википедии с неизвестным источником): избегание конфликтов, невыражение своих чувств, скрытое несогласие, припоминание старых ошибок, сваливание ответственности на других, ненужные извинения, хронические опознания, страх конкуренции...
Список явно нуждается в отдельной статье, причем не в формате википедии. Популярная трактовка агрессии — открытое проявление неприятия. Пассивная агрессия — скрытое неприятие. Противление в обоих случаях, меняется только форма.

Михаил, вставлю свои пять копеек :) Мне кажется само определение «агрессия» носит негативный характер в данном контексте и в любых других социальных, если смотреть с такой точки зрения. Но агрессия это то,благодаря чему мы выжили как вид, в низкоуровневой прошивке живых организмов есть два варианта реакции на опасность с ее физиологическим проявлением стрессом — «бить» или «бежать» , агрессия — это реализация «бить». Развитая нервная система как раз позволяет либо эту агрессию направлять либо вообще не допускать, перекрывать естественное искусственным. Агрессия там, где нет угрозы — это уже результат невежества, и я считаю работать нужно не с подавлением,а с постоением мировозрения, где она не будет возникать на те раздражители, где от нее нет пользы.

То, что агрессия не всегда плохо — это факт, спорить невозможно. Агрессия бывает просто больше полезна, чем вредна, в определённых обстоятельствах. Но с агрессией есть проблема — она в норме накапливается сама по себе, если ничего не делать. И если чувства подчиняют разум, то причины найдутся. И чем мощнее разум, тем легче он подкинет идеи, как оправдать агрессию и убедить себя в её полезности, т.к. «мы все знаем, что это плохо и требует оправдания». Собственно, проблему и надо решать, через рефлексию и самоконтроль, а вот ярлыки «плохо» и «неестественно» — да, усугубляю проблему. Я пару раз своими ушами слышал апологии социальной агрессии от топ-менеджера и бизнес-тренера, милейших людей в норме, но гордящихся, что смогли выиграть битву, не думая о войне в целом.

Да соглаен, наша задача делать деньги,а не драться, выгодней не ломая дров проанализировать ситуацию, но латентная агрессия, где-то подавленная — она же накапливается не просто так, это может быть отличным сигналом для человека что «что-то идет не так», возможно человек не на своем месте либо слишком обитает в своих фантазиях, но не у всех есть таланты психолога/терапевта признаться самому себе в этом и тем более как-то с этим работать, я думаю в идеале люди типа скрам-мастеров должны наблюдать за работой команды в целом, находить невербальные проблемы и пытаться ненавязчиво выяснить что же идет не так и как можно помочь людям с этим, но людей, умеющих это делать правильно еще меньше.

Дело в том, что и просто так накапливается и сигнал может быть ложным. Мне понимание этого сильно помогло вместе с развитым воображением. Представишь ярко последствия того, что подмывает сделать, и легчает.

Мне кажется из ниоткуда ничего не берется, у человека в опредленные возраста есть определенные потребности, желания, стремления возможно их нереализованность интерпретируется в гнев, даже ложный сигнал — это сигнал и у него же есть источник :) Но абсолютно согласен, что осознание и переосмысление отличный метод работаы с этим. По сути само-консультирование,но нужно иметь хорошую дисциплину ума, чтобы быть в состоянии разделить себя на две позиции — говорящий и слушающий.

Какая громкая должность — «Organisational architect». Да и род занятий, и методы.
Я знаю слово попроще: Геббельс.

Читал чуть ранее на внутреннем портале и напишу похожий комментарий и здесь:
— В целом очень прагматичный подход — минимизация рисков через культуру, вложения — минимальны, потенциальный профит — покрытие рисков которые могли произойти но не произошли, что повлекло за собой отсутствие потери денег, почему бы и нет ?

— К тому же, действительно, когда компания слишком быстро растет есть риск потерять отлаженную годами внутреннюю атмосферу, что в свою очередь влечет недовольство самих же сотрудников, и подобный вброс как-никак, но есть вероятность, что даст кому-то задуматься о толерантности друг к другу.

Можно бесконечно придираться к таким публикациям но как ни крути — с точки зрения бизнеса это ход на 5+ учитывая вложения/профит.

Но насчет юмора — он был/есть/будет anyway. Просто нужно понимать уместность и не обижать никого.

Неуместная шутка может испортить многое — тут сложно поспорить. Однако ведь такое явление гораздо чаще встречается в социальных конфигурациях, где привыкли в первую очередь защищаться, где не исходят из принципов добрых намерений. Если у Вас не так, у Вас, вроде, не привыкли в первую очередь защищаться, не проще ли определить темы на которые шутить непрофессионально не с друзьями, чем пугать тут всех, что юмор — это плохо и лучше послать, чем пошутить?

Да, наверно, у нас еще не привыкли к политкорректности, но может развивать ее навыки целесообразнее, чем банить юмор? Обижаться — плохо, а смеяться над собой — хорошо. :)

Promote what you love instead of bashing what you hate.

Тема — антитролінг.
Всі тролі активно приєднуються до обговорення.

Город Санкт-Петербург, Россия

Чей Крым?

Для разных наблюдателей по разному... И зависают такие расклады очень надолго... Мы два года прожили в Аргентине, там Мальвинские/Фолклендские острова висят с 18 века, 1982 года в острой фазе. Это большая политическая тема там. Сейчас второй год живём на Мальте (и в Мальте одновременно), Мальта меняла себе протектораты много раз, сейчас типа независимая. Имела неосторожность поступиться шельфом в пользу Ливии в обмен на хорошие цены на мазут, но договорилась с Каддафи, и после демократизации Ливии тепло стало стоить очень дорого. Теперь идут долгие разборки, где там чьё, а зимой холодно. Меня лично устроит только если границы и режимы не будут иметь значения для коммерции и передвижения, но это уже не в этой жизни, боюсь.

Ответ в стиле содержательно-генетической логики Щедровицкого. Любой однозначный ответ включит отвечаемого в ту или иную игру, не его игру. С точки зрения бизнеса ответ очень правильный :)

Мне на одном техническом собеседовании данный вопрос прозвучал в первую очередь

Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.

Останні декілька інтерв"ю, які я мав( з різними рекрутерами в різні компанії ) я доволі багато запитань задавав, аби зрозуміти, які настрої панують в команді і в компанії в цілому. Якщо були підозри, що там униніє

деликатности и аккуратности

, як пише автор, зразу йшли геть, мав, нажаль, негативний досвід роботи в таких колективах і це пздц.
Стаття орієнтована на людей, основна робота яких з іншими людьми: менеджери з продажів, консультантів, ейчарів, асистентів, в якійсь степені менеджерів і т.д. що ця стаття робить на технічному ресурсі і чому її доносять як матеріал для технічного персоналу, мені не зрозуміло.

на технічному ресурсі

У вас, бачу, з почуттям гумору все дорбе.

Залежить від почуття гумору та інтелектуальних здібностей співрозмовника)
Я все ж вірю, що ДОУ це більш ресурс для технічно-орієнтованих людей, хоча й з великою кількістю трешакових тем, статей і просто лівих людей.

этому миру нужно больше мумитроллинга

Чувак на серьезных щщах рассказывает о пользе серьезных щщей. Это работает только в госсекторе, в больших унылых корпорациях и в Японии. Человеку с нормальным чувством юмора это противопоказано.

читав-читав, думаю, що ж не так зі статтею. Чому вона якась чужерідна, бо більшість світових корпоративних практик і настанов та і власний досвід як раз говорить про те, що гумор — це те, що треба. Аж глянув, а дядько ж із Росії :) Ну, так там дійсно біда і з гумором, і з жартами. Нам це навіщо?

Вот так люди уходят из компаний из-за сексзима и прочих дискриминаций, а их после этого клеймят «слабыми».

В разведку набирали только людей с чувством юмора, по словам Суворова/Резуна. Они обладают повышенной стрессоустойчивость. Видимо разведчики идиоты, колумнисту виднее. Зашутили его сотрудники. Давайте пожалеем.

— Дикий, дерзкий, как пуля резкий.
— А можно мне другую характеристику с работы???

А если по смыслу, то чувство юмора говорит о наличии избытка «мозговой энергии», умении рефлексировать и т.д., а отсутствие чувства юмора — признак весьма плохой. Но это не отменяет важности умения не шутить, когда не надо и не работает. Когда не надо — не стрелять, не применять боевые приёмы, не манипулировать, не говорить на иностранном языке, не рисковать... что там ещё надо уметь для разведки...

«лучший отдых — это смена вида работы» (первый российский нобелевский лауреат академик Иван Петрович Павлов). ИМХО, вы не компетентны в этом вопросе.

Возникает вопрос — зачем вы лишаете людей отдыха через рефлексию? Вам нравится моральное насилие? Вы садист по натуре? Вы мстите окружающим? Вас обижали?

Через рефлексию незаметнее. А то вот проникнет кто-то в душу, выведет на чистую воду...

Да я, да никогда... Графиня изменившимся лицом бежит пруду тчк

Вже заголовок статті містить негативне начало, анти — це завжди заперечення чогось. Но не дивно, в них на рассії напевно так вже «павєлось» :)

Месьє вважає що українська корпоративна культура дуже відрізняється від російської?

Саме так, комраде Остапе, маю цікавий дослід корпоративної культyри звідти, якщо це так можна назвати :D

Окей, тоді ось ще таке питання. Наскільки буде відрізнятись корпоративна культура між російським, польським та російським офісами шанованої компанії Google? Я розумію що це не галера але цікавить думка.

На 33 відсотки :) Якби я робив в гуглі, то сказав би за них. Шо за питання? А шо, на расії є гугл, доречі o_0 Я думав, вони до сих пір ловлять шпигунів, які з спецобладннанням пробують вивідати їх сєкрєт, наносячи на карту розташування військових об’єктів :D

Ігоре, московський гугол є давно і офіс більший за київський. Ми в стані неоголошеної війни з Росією це факт. І також факт що тих же продуктових компаній в Росії значно більше і вони більш розкручені ніж в Україні. Тому кепкувати я б не став базуючи судження на тому звідки доповідач і на тому які ми інші/кращі. Вже були чуваки які міряли людей за нац.ознакою.
Я не працював конкретно в Google , але є досвід в 5 інших міжнародних компаніях і в 1 вітчизняній. Так от- у рідній компанії це був найгірший досвід ever за 12 років трудового стажу. Позбавте себе від ілюзій що українська,російська,білоруська корпоративна культура відрізняється. Це все один сраний совок який треба вичавлювати ще десятки років. В цьому нічого соромного нема , але заперечувати імхо це казати на чорне біле. Ми не проскочимо еволюцію. Бо носії культури це ми з вами і не тільки, це електорат Ляшка, Тимошенко та Порошенка. Скільки випускників MIT/Берклі/будь-якого норм західного вузу працює на наших галерах? Скільки з них перейшло з Гугла ФБ Амазона щоб драйвити наш аутсорс? Отож бо й воно.

Пишіть далі на хабрі, там вас поймуть :) " Наскільки буде відрізнятись корпоративна культура між >>російським, польським та >>>російським офісами шанованої компанії Google?" :D
A за те, що там, за парєбрікам, як там відбувайться те, що ви називаєте культурою, я знаю по собі. Знайомий недавно повернувся з-за кордону до України, був здивований кількістю філій рускіх компаній у Львові. Мусив навить відмовити одній, яка пропонувала 5к зарплати. А ви вичавлюйте... Скакунов...

а ты, дружище, еще там?

Привіт :) Авжеж!

Принаймні в IT різниця величезна. Стаття дійсно дуже далека від українських реалій.

ох, напишу то за что меня заклюют скорее всего.

Если кто-то обижается все время, и не в состоянии вынести юмор — то значит он просто слабый.
Слабые умирают, выжывают сильнейшие. Последнее время этот подход давания больше слабым привелегий и черезчур забочась о них разрушает наше общество.

Простой пример — чтобы не болеть простудами нужно закалятся — это не приятно, и сложно для большинства людей, но через это маленькое мучение мы становимся сильнее — это эволюция.

черезчур выжывают забочась привелегий простудами

спасибо, без вас, в жизни бы не нашел ошибки

Не за что!
Так мы становимся сильнее — это эволюция.

Ну вот зачем ты помог ему найти ошибки? Альтруизм — враг естественного отбора.

Забочась это классно, записал :-D

Это весьма разумная точка зрения, но надо понимать, как это работает. Проблема в том, что у нас нет возможности убить обидчивых, чтобы отбор заработал, почти нет возможности изгнать из профессионального сообщества и даже из большой компании, чтобы решить проблему временно. Попросту, в условиях дефицита на рынке труда, обидчивость не есть самый страшный недостаток. Да, из своего проекта или маленького бизнеса чаще всего можно изгнать, но если изгнать обидчивых, легкомысленных, неопытных и прочих не таких, то свернёшь в «бутиковую» ветку развития бизнеса. Это не плохо, это просто выбор.

Я согласна с мыслью, что даже человек с хорошим чувством юмора, может уставший воспринимать шутку не так. А еще если этой шуткой действительно хотели обидеть (редко на самом деле, но бывает), то еще хуже. Как по мне, то лучше все-таки шутить, пользы от этого больше чем вреда. Адекватный человек умеет и простить, и понять, и обидится, и позлиться и после всего нормально общаться дальше.

Имхо сильно зависит от того, что принято считать юмором в данном коллективе. Если фазы не совпадают — относиться как к любому другому негативному моменту( шум/ сквозняки/ запах/ дофига добираться) работы. Пока плюсы перевешивают минусы- есть смысл мириться. Не перевешивают- проголосовал ногами и пофиг, кем там тебя считают.

Подписаться на комментарии