Node.js role for OUTSTANDING project (RTB, Big Data, Machine Learning)! Let’s talk today!

Что спросить у интервьюера

В процессе собеседования на новую работу вам задают вопросы, чтобы определить, насколько вы соответствуете открытой позиции и подходите данной организации. А подходит ли эта компания вам? Желательно это выяснить до устройства на работу.

В данной статье я не касаюсь вопросов об используемых технологиях. Поговорим о корпоративной культуре: иерархия должностей, дресс-код, график работы, бенефиты, продвижение по карьерной лестнице, возможность работать из дома и т.д.

Если вы устраиваетесь фрилансером на контракт, культура данной организации вас особо не касается — вы просто продаете свое время, а не строите карьеру. Что-то не нравится в компании? Вы там ненадолго, можно потерпеть. Если вы джуниор, тоже спрашивать особо нечего — вы готовы работать где угодно, лишь-бы взяли. Но если вы уже конкурентоспособны и устраиваетесь в штат, важно познакомиться с культурой компании до того, как «идти в ЗАГС».

Во время собеседования

В том случае, если вы устраиваетесь на работу через хедхантера или HR компании, постарайтесь узнать как можно больше у них ещё до того, как идти на техническое собеседование. Возможно, вам сразу что-то не подойдет, и вы сэкономите время и себе, и другим.

Если вы всё же пришли на техническое собеседование, то сначала покажите себя, а потом уже спрашивайте о культуре. Потому что если вы начнёте с заявлений о том, как вам было бы удобно работать, а потом провалите техническое интервью, то этим поставите себя в глупое положение.

Итак, если вы чувствуете, что всё прошло хорошо, то тогда самое время задать несколько вопросов.

1) Что я должен сделать, чтобы ваша команда работали более успешно?

Это главный вопрос, который поможет растопить холодное сердце интервьюера. Так вы показываете, что ставите интересы команды выше собственных. После ответа на него разговор станет более теплым и дружественным, и задавать другие вопросы будет легче.

2) Какой в компании дресс-код?

Я помню, в начале 90-х в Нью-Йорке мужчины ходили на работу в костюмах, рубашках и галстуках. Женщины тоже носили костюмы, колготки и туфли с закрытыми носами. Однажды мне позвонил рекрутер и радостно сообщил, что у него «Есть позиция в компании, где даже можно носить понитейл и серьги в ушах, представляешь?»

Сегодня с одеждой все проще. В некоторых крупных корпорациях до сих пор не разрешают джинсы и кроссовки, но таких все меньше. Однако дресс-код не должен служить важным фактором для принятия или не принятия оффера. Вопрос о дресс-коде просто хорошо подходит для того, чтобы начать разговор о компании.

3) Какие вы предлагаете бенефиты?

Для многих важен оплаченный отпуск, праздники и хорошая медицинская страховка. Компенсация — это не только зарплата. Если вы любите путешествовать, и вам предлагается оплаченный месяц отпусков и праздников, то это может стать серьезной причиной работать именно в этой компании. У некоторых соискателей (или членов их семей) бывают серьезные заболевания, и для них решающим фактором становится хорошая медицинская страховка.

4) Каким образом происходит продвижение по службе?

Стартовая зарплата может быть не очень привлекательной, и желательно узнать, каковы перспективы ее роста. Вам могут рассказать о ежегодных или полугодовых performance review. Стоит поинтересоваться, является ли это формальным процессом или люди, которые работают лучше, действительно получают бОльшие повышения.

Если вам нравится компания, но предлагаемая зарплата ниже, чем вы хотите, спросите можно ли попросить review после трех первых месяцев работы.

5) Предлагает ли компания возможность повышения квалификации?

Бывают ли тренинги в компании? Посылает ли компания работников на тренинги? Оплачивает ли поездки на конференции по специальности? Чтобы стать или оставаться профессионалом, в нашей профессии нужно постоянно учиться. Если компания в этом помогает — это плюс.

6) Сколько ступеней в карьерной лестнице?

В некоторых компаниях сложная иерархия должностей, и чтобы джуниору стать президентом, нужно подняться на 10-15 ступеней по карьерной лестнице. Некоторые компании имеют flat structure, где 90% сотрудников — инженеры. Решите для себя, насколько вам важны титулы и кабинеты. Я встречал людей, для которых иметь угловой офис с именной табличкой было важнее, чем деньги. Каждому свое.

7) Насколько политизирована компания?

Чем крупнее компания — тем больше политики. Карьерные интересы конкретных менеджеров имеют более высокий приоритет, чем нахождение оптимальных технических решений. Чтобы решить, казалось бы, простой вопрос, нужно прогибаться, знать правильных людей.

Некоторые думают: «Меня политика не интересует. Я буду просто программировать». К сожалению, в политизированных компаниях вам придется принимать сторону той или иной группы людей, и «интересы партии» станут важнее правильных решений. Политика разрушает душу.

После получения оффера

Еще есть пару вопросов, которые можно задавать, но только после того, как вы получите предложение о работе.

1) Разрешается ли работникам иногда работать из дома?

Если этот вопрос задать на начальных стадиях интервьюирования, до оффера может не дойти. У работодателя может сложиться впечатление, что для вас это самое главное. А вот после оффера — совсем другое дело. Вас уже хотят, и работодатель будет более открыт к обсуждению таких деталей.

2) Раз в неделю мне нужно отвозить ребенка на музыку (в поликлинику, на английский, на балет). Смогу ли я отлучаться на 2 часа и дольше работать в этот день?

Если ответ отрицательный — это красный флаг. Не стоит идти в компанию, где к вам будут относиться, как к генератору кода, который просто должен работать с 9 до 6. Get a life.

3) Как часто нужно работать овертайм?

Это важный вопрос, и от ответа зависит многое. Овертаймы случаются. Однако если они регулярны, то это говорит о плохом менеджменте и стрессовой обстановке в команде. Если вам скажут, что овертаймы редки, а после начала работы вы увидите, что это не так, вам морально легче будет уйти из этой компании.


Конечно, этот список вопросов не полон, и у вас могут быть специфические вопросы, важные для принятия решения. Не стесняйтесь их задавать. Сегодня в Украине спрос превышает предложение. Постарайтесь найти в фирму, где вам будет действительно комфортно работать.

  • Популярное

46 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

я теперь буду вот такое спрашивать, а то наелся уже: www.joelonsoftware.com/...ticles/fog0000000043.html

у HR-ов по одному вопросу пока вилку не назовут [дьявольский смех]

По технічній частині тест Спольскі досі актуальний
www.joelonsoftware.com/...ticles/fog0000000043.html
(так, я знаю ІТ компанії які не користуються VCS)

На хабре (кажется) находил хорошую подборку вопросов:
docs.google.com/...L80lgFno/edit?usp=sharing

Однако дресс-код не должен служить важным фактором для принятия или не принятия оффера.
It depends. Для меня это точно один из decision factors, и довольно важный.

Логично. Этого человека потом каждый день видеть и как-то соуживаться на едином пространстве.

Гибкий график, саппорт, овертаймы, возможность работы из дома, взаимодействие с заказчиком, как часто митинги и сколько времени занимают, оборудование рабочих мест. Глупые и провокационные вопросы или на личные темы лучше не задавать. Вопрос про успешность вообще не в тему, особенно если ты разговариваешь с технарем.

Всем внимать! Автор явно глубоко в теме, правда по признакам живет в США. В Европе есть своя специфика, думаю в Азии, Австралии или Южной Америке она так же присутствует. Но это не меняет сути — написано все по делу и правильно!

7) Насколько политизирована компания?
Чем крупнее компания — тем больше политики. Карьерные интересы конкретных менеджеров имеют более высокий приоритет, чем нахождение оптимальных технических решений. Чтобы решить, казалось бы, простой вопрос, нужно прогибаться, знать правильных людей.

*розводить руками і скрушно хитає головою*
Господь збав намагатися влаштуватися в компанію, де менеджмент думає про власне его більше, ніж про інтереси компанії. Тільки от такі питання не на співбесіді треба з’ясовувати, а задовго до неї.

Что я должен сделать, чтобы ваша команда работали более успешно?
Так сладко, что аж противно, Вы не находите?

Это не сладко. А вот спросить у hiring manager «Что я должен сделать, чтобы помочь вашему успеху в компании?», вот это — сладко. Этим пользуются опытные контракторы, которые не планируют делать себе карьеру.

«Если вы не знаете, что нужно делать, зачем вы к нам пришли?»

Так бы я ответил на месте интервьювера.

У нас так вполне могут ответить.

Такой ответ напрашивается :)
ИМХО, задавать такой впорос = вредить себе.

Как можно знать что делать не видя ни команды ни кода?

Т.е. в ответ на такой вопрос рекрутер должен привести вас к команде и показать код?

Во-первых, не рекрутер, а Tech Lead / PM.
Во-вторых, будучи знакомыми с соответственно кодом / командой, они должны быть в состоянии ответить на этот вопрос.

Где тут хамство?
Произнести можно по-разному. С улыбкой например.
Пожалуй, только с улыбкой и можно отвечать на глупые вопросы.

«Зачем вы тогда пришли» — фактически хамство и неуважение. Ответ на вопрос: «Просто качественно выполнять поставленные задачи». А «Программист должен знать чего я хочу» — такое я слышал от одного заказчика с фриланса. У каждого своя роль. Просто подобный вопрос я не задаю, поскольку ответ на него универсально один — выполнять задачи в своей зоне ответственности или сделать так, чтобы в конце получилась готовая требуемая «картинка» (результат).

А если работодатель очень уклончиво отвечает о том, что сейчас реально происходит на проекте или сулит золотые горы? А на прямые вопросы не отвечает — «разберёшься», «все будет» и т.д. то что думать в этом случае ?

Думать надо всегда о том, насколько критично для вас получить эту работу. Иногда можно проглотить любую пилюлю, а иногда можно и гордо уйти.

А есть ли смысл спрашивать: «что в работе ценится больше всего в вашей компании?» Ну чтобы понять чем реально придется заниматься — усердно работать, делать видимость работы или пить чаи со всеми подряд. Или честно на такой вопрос не ответят?

Тебе ответят:

усердно работать
А что в реальности узнаешь, поработав там месяца 3-6.

Я бы добавил просьбу посмотреть будущее рабочее место, не могу работать в «конюшне»

Точно, сорри. Залил новую ссылку выше.

0) Есть ли возможность делать «это» велосипедом. if (no) {System.exit(-1)}

Мой чеклист (стащил откуда-то).

Сколько человек постоянно на проекте?
Опытность команды?
Распределение ролей?
Какова текучесть?
Как организован процесс разработки ПО?
Используемые технологии и подходы?
Средства автоматизации?
Техническое обеспечение?
Принятие решений?
Постановка задач?
Отчетность и оценка результатов?
Авралы?
Сверхурочные?
Система мотивации?

Что спросить у интервьюера
То что вам интересно и важно. Ваш КО.
.
Смогу ли я отлучаться на 2 часа и дольше работать в этот день?
Если ответ отрицательный — это красный флаг. Не стоит идти в компанию, где к вам будут относиться, как к генератору кода, который просто должен работать с 9 до 6. Get a life.
1) Для кого-то не проблема работать с 9 до 5 (6). Такие люди есть, хоть я этого и не понимаю/не одобряю, но это их стиль жизни.
2) Тот факт что в конторе жесткий график, еще не говорит что к работнику относятся «как к генератору кода».
7) Насколько политизирована компания?
А может тогда уж просто спросить: А не говноконтора ли ваша контора? :)
Есть вопросы на которые вам напрямую могут и не ответит.
1) Что я должен сделать, чтобы ваша команда работали более успешно?
А вот это хороший ответ на вопрос «Где вы видите себя через 5 лет» :)
Если этот вопрос задать на начальных стадиях интервьюирования, до оффера может не дойти.
Якось не задумувався, дуже цікава порада — дякую!

С другой стороны, есть во первых компании, где работать из дому — норм, и люди, которые ищут именно этого. Так что спрашивать міжна, єслі обіріжна. Например, спросить, “какая политика компании в плане удаленной работы”.

В целом согласна, но есть пару моментов

2) Какой в компании дресс-код?
В украинском айти не совсем актуально, все ходят в чем хотят.
3) Какие вы предлагаете бенефиты?
Нельзя спрашивать сразу «в лоб» — не раз слышала от рекрутеров мнение, что если человека в первую очередь интересует наличие стоматологии в страховке, то он редиска. То есть лучше спросить под конец интервью.
Стоит поинтересоваться, является ли это формальным процессом или люди, которые работают лучше, действительно получают бОльшие повышения.
Эту инфу лучше спрашивать у инсайдеров. Потому что абсолютно все обещают повышение з/п на интервью, но на деле до этого чаще всего не доходит.

на счет 3 спорно, если рекрутер воспринимает такого человека редиской, то это исключительно заморочки рекрутера. а если компания предоставляет базовый пакет, то и переживать нечего: просто отвечаем спокойно на вопрос, что все включено и идем дальше

Нельзя спрашивать сразу «в лоб» — не раз слышала от рекрутеров мнение, что если человека в первую очередь интересует наличие стоматологии в страховке, то он редиска.
вы же в ИТ, вам не пофиг ли что подумает рекрутер? найдете другую компанию, которая понимает что распрашивать об офере является результатом интереса к нему
не раз слышала от рекрутеров мнение, что если человека в первую очередь интересует наличие стоматологии в страховке, то он редиска.
Хм... Если ты сеньор хотя бы с 5+ годами опыта — то какая разница, что подумает рекрутер? ))
Кто-нибудь слышал о реджекте кандидата с 5+ опыта по результатам интервью с рекрутером на украинском рынке? ;)
У меня 1-й вопрос к звонящему мне рекрутеру обычно: «У меня в профайле указана минимальная желаемая ЗП. Вилка ЗП по Вашему предложению её покрывает? Если да — можем продолжить общение, если нет — общение по данной вакансии мне не интересно». И ничего, из тех, кто отвечал, что её видели и есть смысл общаться дальше, никто меня редиской не называл ))
На самом деле, ИМХО изначальная правильная расстановка приоритетов важна для обеих сторон. Существенно экономит время. Например, если человек жадный (как я, например, хе-хе :)) ) и хочет не меньше, чем $5000, нет смысла сманивать его «молодой командой» и «печеньками в офисе» за $2500 — он не пойдёт. Если человек любит лычки и говорит, что хочет работать только лидом — нет смысла пытаться уговорить его работать сеньором — он не пойдёт. Если человек хочет работать с клаудом, последними технологиями и т.д. — нет смысла уговаривать его поработать в банковском проекте — он не пойдёт. Соответственно, если изначально корректно очерчен круг предпочтений — во-первых, не тратится время на уговоры человека на проект, в который он всё равно не пойдёт, а, во-вторых, у рекрутера появляется шанс предложить человеку то, что его действительно заинтересует.

«У меня в профайле указана минимальная желаемая ЗП.»
Это ошибка. Кто первый называет цифру — проигрывает. Ваша минимальная ЗП может быть меньше, чем вам-бы предложили.
Вы скажете, что вас всегда заставят назвать ваши требования по зарплате. А вы все-же попробуйте не называть.
Когда мы нанимаем работников, мы не спрашиваем, сколько они хотят и сколько зарабатывали раньше. Мы сами говорим сколько готовы заплатить. Любой работодатель знает свой бюджет.

Я сказал «минимальная» :) Это означает, что ниже данной суммы вообще нет смысла разговаривать. А максимум я не ограничиваю. В случае активного поиска работы я могу честно предупредить, что, например, имею несколько приглашений на техническое интервью и несколько офферов. Кто предложит лучшие условия оффера — то предложение и приму.

Я сказал «минимальная» :) Это означает, что ниже данной суммы вообще нет смысла разговаривать.
Суровая правда жизни:
Рекрутеры читают словосочетание «минимальная ЗП» как «предел мечтаний»

ну в чем проигрыш-то?) назавать побольше, если уж прямо такие проблемы, дальше три варианта: отказ, торг, согласие, а твой вариант дает выбор между отказом и случайностью, токой поворот на самом деле менее выгоден для работника, но достаточно комфортен, если не знаешь сколько денег-то надо

В американских ювелирных магазинах ценник прячут под изделием. Почему? Потому, что многие покупатели, увидев на витрине дорогое кольцо за $5000, даже не станут его мерять. А если ценник не виден, то кольцо померяют, завяжется беседа с продавцом, а там, глядишь и купят. Вот так же и у пчел :)

а с машинам и я чет слышал что наоборот, цена завышена чтобы поторговаться

Подписаться на комментарии