Аутсорс: невиновен!
Последние несколько лет в нашем информационном пространстве идет всеобщее принижение аутсорса как такового и всех его участников. Часто высказываются мнения, что это грязная, неквалифицированная работа, недостойная уважающих себя предпринимателей и разработчиков. Вот стартап — это другое дело: целый праздник удовольствия, творческого начала и даже дохода.
Я являюсь владельцем небольшой аутсорс-компании, а потому многие подобные заявления принимаю на свой счет и часто задумываюсь о роли аутсорса и стартапов (тут и далее понимаю под этим разработку IT-продукта).

По сути, наша сфера предоставляет услуги: разработка, поддержка ПО. Точно так же можно называть аутсорсом ателье по пошиву одежды, СТО, парикмахерские и бюро переводов. Все, что мы делаем, — это решаем проблемы наших заказчиков как с помощью битов и байтов, так и неспосредственно общаясь с ними, делясь с ними экспертными оценками и обучая различным методикам и технологиям. То есть, это скорее классический сервисный бизнес, чем просто вынесение решения функциональных задач вне внутренней зоны операционной деятельности компаний.
Из моего опыта, это интересная и благодарная задача, достаточно конкурентноспособный рынок (как труда, так и заказов), который позволяет при наличии желания и качеств безгранично развиваться в разных аспектах, но также вынуждает не стоять на месте, так как иначе время заметет песком и не заметит.
В то же время, последнее время, идет достаточно агрессивная пропаганда стартапов. Сами по себе стартапы — это замечательная деятельность, но и это не удел избранных элит, по сравнению с которым все остальные — лишь презренные смертные. Меня смущает в этом насаждении культирование мысли, что можно быстро что-то склепать и быстро «втюхать» инвесторам или покупателям. Практически не говорят о создании ценности и ориентации на людей (как на сотрудников, так и на клиентов). Достаточно интересно об этом пишут 37 signals в своих книгах:
Make a dent in the universe, Start a business, not a startupDon’t use the idea of a startup as a crutch. Instead, start an actual business. Actual businesses have to deal with actual things like bills and payroll. Actual businesses worry about profit from day one. Actual businesses don’t mask deep problems by saying, «It’s OK, we’re a startup.» Act like an actual business and you’ll have a much better shot at succeeding.
Далее — условное сравнение двух направлений IT: чем они отличаются на мой взгляд с точки зрения разработки и построения бизнеса:
Вполне возможна и миграция бизнеса из одного направления в другое:
1) Получение опыта в разработке, последующее оттачивание маркетинговых и продажных навыков и мутация в стартапы.
2) Наработка стартапу имиджа компании, которая может делать качественные продукты, и мутация в сервисную (экспертную) компанию с использованием этой репутации.
Аутсорс на мой взгляд — это точно такой же благородный и высокоинтеллектуальные бизнес, как консалтинги и аудиты фирм большой четверки, юридических или медицинских компаний. Для того, чтобы пересмотреть отношение к этому вопросу, рекомендую к изучению книгу «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» Дэвида Майстера, где 100% описанного подходит для нашей сферы аутсорса. Из вступления:
Два аспекта профессиональной работы составляют особую проблему в управлении фирмами, оказывающими профессиональными услуги. Во-первых, профессиональные услуги предполагают высокую степень индивидуализации выполняемых работ. Профессиональные фирмы должны управлять индивидуализированными проектами в условиях, когда мало что в вопросах управления может быть надежно пущено по рельсам рутинных процедур.Во-вторых, большинство профессиональных услуг имеют сильный компонент личного взаимодействия с клиентом. Это предполагает, что определения качества и сервиса приобретают особый смысл и должны особо управляться, и что от высшего персонала требуются особые навыки.
Обе эти характеристики (индивидуализация и контакт с клиентом) требуют, чтобы фирма привлекала (и удерживала) высококвалифицированный персонал. По этой причине фирма, оказывающая профессиональные услуги, является крайним случаем воплощения известной фразы «наши активы — это наши люди». То, что фирма продает своим клиентам, часто является не услугами этой фирмы как таковыми, а скорее услугами отдельных личностей (или команд таких личностей).
Понятно, что эта история и про нас.
Замечу, что нашим IT-людям очень не хватает деловой жилки, понимания маркетинга и продаж (этому способствовал тот факт, что в нашем обществе почти 70 лет предпринимательство было вне закона и нам нечему учиться у своих родителей в этом плане). Думаю, этому стоит обучаться у классического бизнеса, в бизнес-школах, да и просто «Браться и делать», осознавая, что «опыт — сын ошибок трудных».
Поэтому вполне оправданный шаг многих начинающих IT-предпринимателей — начинать с сервисной разработки, набираться опыта и средств в этом бизнесе, а потом при остром желании пробовать себя в стартапах.
Основная идея этой статьи заключается в том, что не стоит бросаться в крайности. Следует видеть преимущества обеих сфер, не преувеличивая и не умаляя их недостатки и преимущества под влиянием веяний моды и времени.


Найкращі коментарі пропустити